Калининского района санкт петербурга




страница1/9
Дата29.07.2016
Размер2.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 38

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий И.А.Аверьянова

______________________________



личная подпись, расшифровка подписи

______________________ 20___ г.



дата утверждения

М П


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

_________________________________

Протокол педагогического совета
_________________________________

номер, дата



2014
Содержание



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.Пояснительная записка 3

1.1.Цели и задачи реализации Программы 3

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы 4

1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 6

1.4. Планируемые результаты освоения Программы 8

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 9

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) 9

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 43

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 51

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы 52

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 53

2.6.Наиболее существенные характеристики содержания Программы 56

2.7.Традиции Учреждения 56

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 57

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы 57

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 61

3.3.Распорядок и режимы дня 62

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 69

3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 110




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи реализации Программы


Цели и задачи реализации обязательной части Программы. Учреждение реализует примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»/ авторский коллектив: Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева и др.) и ряд дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», позволяющих выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качествах. В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В рамках настоящей образовательной Программы реализация цели предполагает решение ряда задач:

Разработка содержания, обеспечивающего :

создание условий для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.



Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:

— учет социального запроса родителей;

— учет образовательной среды города.

Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения и воспитания.

Учет образовательной среды города представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов Калининского района и Санкт-Петербурга и отражен в системе работы с библиотеками, школами, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.

В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:




1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на основе:

- культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский) к развитию психики человека. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

- личностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.



- деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

а) личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающей личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) культурно – ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знание для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятой детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования.


В рамках части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются следующие парцианальные образовательные программы

Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»;

С.В. Лободина, Д.Ф.Алексеева «Здоровый дошкольник»;

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;



1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 38 Калининского района Санкт – Петербурга является частью образовательной системы города Санкт-Петербурга. В своей деятельности учреждение руководствуется Уставом. Учреждение было построено в 1972 г., расположено в отдельно стоящем здании. В учреждении открыто 10 групп. Количество детей в учреждении –

280 чел.

В последние годы здание полностью переоборудовано. Установлены стеклопакеты, противопожарные двери. Полностью отремонтирован музыкальный зал: оснащен мультимедийным оборудование, экран и проектор для просмотра дисков и слайдов, музыкальным центром, зеркальным шаром, стереоустановкой, «пушкой»для конфетти Заменены в подвале трубы отопления. Многие группы отремонтированы, была приобретена в группы новая мебель, обновлены игры и игрушки. Проведена пожарная сигнализация. Кроме групповых помещений в учреждении имеется музыкальный и спортивный залы, игротека, кабинет массажа, галокомплекс, методический кабинет; медицинский блок.

Учреждение имеет огражденный участок с игровым и спортивным оборудованием. Территория ограждена, закрывается на замок и просматривается видеокамерами. На территории оборудована спортивная зона, беседка.

Режим работы — пятидневный с 07.00 до 19.00 часов, выходные дни – суббота, воскресение, федеральные праздники.

педагогами Учреждения составлены программы

В рамках части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются следующие дополнительные образовательные программы разработанные педагогами ДОУ:




  • Раннее развитие ребенка по программе «Мамина школа»;

- Развития речи и обучения чтению по программе «По дороге к школе»для детей о 4 до 7 лет;

- Развитие интеллектуальных способностей посредством развивающих игр по программе «Путешествие с Мнемозиной» для детей 3-7 лет;

- Художественного развития детей по программе «Рисуем и творим» для детей 3-5 лет;

- Физическое развитие, формирование привычки к ЗОЖ по программе «Тропинка к здоровью»;

- Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности по программе «Кукляндия» для детей 4-7 лет;

- «Музыка движения» для детей 3- 7 лет.



1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.



Планируемые результаты освоения программы в обязательной части представлены в виде карт развития ребенка к программе «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Веракса А.Н.; Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.

Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Колесникова Е.В. Тесты для детей 3 лет. М.: «Ювента». 2002. С.32-34,39-42;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. М.: «Ювента». 2002. С.3-16,25-28;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: «Ювента». 2002. С.3-15,24-27;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. М.: «Ювента». 2002. С.3-7,14-16,24-29.

Т.С. Комарова Диагностика умений и навыков в рисовании. М., Мозаика –Синтез, 2013


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница