Как упорядочить свой внутренний мир. Г. Макдональд




страница1/16
Дата12.07.2016
Размер1.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Как упорядочить свой внутренний мир. Г. Макдональд

 

 


О книге

Существует ли такое понятие, как внутренняя жизнь человека - неповторимый мир, таинственный сад, цветущий в душе каждого из нас?

Священное Писание, опыт великих святых  и произведения выдающихся умов  современности говорят нам, что человек наделен неповторимой внутренней жизнью, что ее можно привести в порядок и управлять ею. Когда в душе человека творится хаос и беспокойство, то его внутренние силы пропадают в пустую и он лишен возможности полноценно духовно расти. Но если происходит постоянная "настройка" внутреннего мира  и состояние его регулируется, то душа раскрывается и растет, человек возрастает во Христе сам и помогает это делать другим.

 

Предисловие

В этой книге поднята весьма непростая тема, она касается той стороны жизни человека, о которой трудно говорить даже с очень близкими людьми. Г. Макдональд называет это внутренним миром. Что же это такое - внутренний мир? По определению автора, это то место, откуда исходит духовная энергия, способная обновить человека и изменить его жизнь. Это место, где мы общаемся с Богом. Кто-то называет это место сердцем, кто-то духовным центром, сам Г. Макдональд счел уместным сравнить его с садом, и, говоря о его идеальном состоянии, он употребляет слово "порядок". По аналогии, вся остальная часть жизни называется внешним миром - это и наша работа, и общение с близкими, друзьями, знакомыми, наши интересы, и многое другое, чему мы придаем столь большое значение.

Раскрывая эту тему, Г. Макдональд делит людей на призванных и загнанных. Загнанные люди действуют по принуждению обстоятельств, они направляют все свои силы, способности на то, чтобы достичь как можно больших успехов во внешнем мире. У этих людей никогда нет времени остановиться и осмыслить происходящее, и большинство из них плохо представляет себе, что такое внутренний мир и какое воздействие он оказывает на их жизнь. Таких людей можно встретить в разных слоях общества: их много среди руководителей различных рангов, среди рядовых служащих, это могут быть ученые, спортсмены, домохозяйки, служители церкви и т. д.

Заметьте, верующие не являются исключением! И хотя их действия обусловлены благими намерениями, такие христиане все свои усилия направляют во внешний мир, стремясь достичь как можно больших успехов на своем поприще. И неудивительно, ведь внешний мир так реален, он требует от нас наше время, способности, силы, а внутренний мир не умеет громко кричать о себе, эта тонкая духовная субстанция может долгое время находиться в небрежении, что в конечном итоге способно привести человека к истощению физических и моральных сил.

В отличие от загнанных, призванные люди в состоянии правильно ориентироваться в происходящем, потому что на первое место они поставили свой внутренний мир. Отсюда они черпают духовную энергию, здесь они отдыхают и, главное, - общаются с Богом.

Загнанные люди, как их описывает Г. Макдональд, представляют собой весьма непривлекательное зрелище, но и для них еще не все потеряно - им нужно лишь, разобравшись в себе, начать приводить в порядок свой внутренний мир. И процесс этот не из легких. На это может уйти большая часть жизни. Г. Макдональд называет внутренний мир "одним из величайших полей сражений нашего века". Другими словами, предстоит борьба - борьба с самим собой, своими привычками, устоявшимися взглядами на жизнь, на свое окружение, на веру и многое другое. И справиться с такой борьбой можно лишь с помощью Бога.

Таким образом, для верующих загнанных людей путь к победе будет гораздо короче, ведь неверующим предстоит еще совершить шаг огромной важности - принять Бога, Его любовь, познать Его милость, и тогда - только тогда! - можно рассчитывать на победу.

Сам автор книги уже долгие годы идет этим путем, ему многое удалось, он многое понял и теперь в состоянии поделиться с нами своими мыслями по этому поводу и дать практические советы.

Да, путь труден, но жизнь в непосредственном контакте с Богом - это такая прекрасная перспектива, что никакие усилия не кажутся слишком большими. Для достижения этой цели стоит пожертвовать и нашим престижем во внешнем мире, и нашими ложными критериями, и мнимым успехом.


Глава 1

Синдром карстовой воронки


Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен

в порядок лишь в том случае, если я

буду убежден, что внутренний мир,

мир духовного, должен управлять

внешним миром деятельности.


Недавно во Флориде жители многоквартирного дома проснулись, чтобы увидеть ужасающую картину за окнами. Улица напротив их дома буквально провалилась, образовав массивную впадину, которую жители Флориды называют воронкой. В углубляющуюся яму проваливались автомобили, мостовая, тротуары и все, что было на газонах. Само здание, совершенно ясно, было на очереди, чтобы последовать за ними.

Ученые говорят, что карстовые воронки образуются, когда в сезон засухи иссякают подземные воды, и в результате земля на поверхности лишается подстилающей опоры. Внезапно все просто оседает, оставляя людей с ужасным подозрением, что ничто не заслуживает доверия, - даже Земля у них под ногами.

Есть Много людей, чья жизнь похожа на одну из воронок Флориды. Рано или поздно многие из   нас осознают себя находящимися на краю обвала, подобного карстовой воронке. Чувствуя отупляющую усталость, - результат очевидной неудачи или горького опыта, когда исчезают иллюзии насчет своих задач или целей, - мы можем ощутить, как что-то внутри нас сдает. Мы понимаем, что находимся за мгновение до обвала, который угрожает смести весь наш мир в бездонную яму. Иногда кажется, что почти ничего нельзя сделать, чтобы предотвратить такой обвал. Что же здесь не так?

Если мы будем думать над этим в течение долгого времени, то, может быть, обнаружим существование внутреннего пространства - нашего внутреннего мира, о котором мы раньше не имели представления. Я надеюсь, что станет очевидным и то, что, если им пренебрегать, этот внутренний мир не выдержит веса событий и нагрузок, которые давят на него.

Некоторые испытывают удивление и обеспокоенность, сделав такое открытие. Они внезапно осознают, что большую часть своего времени и энергии потратили на устройство жизни на видимом уровне, на поверхности. Они накопили много хороших и, возможно, даже превосходных активов, таких, как ученые степени, опыт работы, важные связи, физическая сила и красота.

Во всем этом нет ничего плохого. Но часто едва ли не слишком поздно обнаруживается, что внутренний мир человека находится в состоянии беспорядка, или слабости. И если это действительно так, то всегда существует потенциальная возможность синдрома карстовой воронки.

И тогда мы увидим себя живущими в двух очень разных мирах. Легче иметь дело с нашим внешним, или общественным, миром. Он значительно более измерим, видим и открыт. Наш внешний мир состоит из работы, свободного времени, приобретений и множества знакомств, которые образуют социальную среду. Это та часть нашего существования, которую легче всего оценить в таких понятиях, как успех, популярность, богатство и красота. Но наш внутренний мир имеет более духовную природу. Здесь делается выбор и определяются оценки, здесь можно найти место для уединения и размышлений. Это место для осуществления богослужения и исповеди, тихое место, куда не должна проникать моральная и духовная грязь времен.

БОЛЬШИНСТВО из нас хорошо обучены управлять своим общественным миром. Конечно, всегда найдется ненадежный работник, несобранная домохозяйка или человек, настолько неразвитый в социальном плане, что он становится обузой для всех окружающих. Но большинство из нас научились распоряжаться, планировать и давать указания. Мы знаем, какая система нам больше подходит в работе и во взаимоотношениях. Мы выбираем подходящие формы досуга и удовольствий. Мы способны выбирать друзей и поддерживать хорошие отношения с ними.

Внешний мир видимым образом требует наше время, наши привязанности, наши деньги и нашу энергию. И он так реален, что приходится прилагать огромные усилия, чтобы не обращать внимания на все его соблазны и требования. Он пронзительно кричит, требуя нашего внимания и действий.

В результате наш внутренний мир оказывается в пренебрежении, потому что он не умеет кричать так же громко. Его с успехом можно игнорировать в течение долгого времени, прежде чем он позволит произойти обвалу, подобному карстовой воронке.

Писатель Оскар Уайльд был одним из тех, кто мало обращал внимания на свой внутренний мир. Уильям Баркли цитирует признание Уайльда: "Боги дали мне почти все. Но я позволил себе вовлекаться в долгие периоды бессмысленной и чувственной свободы... Устав от пребывания на высотах, я сознательно устремился в глубины в поисках новых ощущений. То, что было парадоксом в области моих мыслей, стало извращенностью в сфере чувств. Я взрастил в себе легкомысленное отношение к жизни других людей. Я получал удовольствие там, где мог его получить, и шел дальше.

Я забыл, что каждый повседневный мелкий поступок созидает или разрушает личность и что однажды человеку придется прокричать с крыши дома о том, что он сделал в потайной комнате. Я перестал быть господином самому себе. Я не был более капитаном своей души, но не знал об этом. Я позволил наслаждению властвовать над собой. И я закончил ужасающим бесчестьем".

Когда Уайльд пишет "я не был более капитаном своей души", он описывает человека, чей внутренний мир пребывает в хаосе, чья жизнь рушится. И хотя его слова достигают огромных высот личной трагедии, так могли бы сказать многие - многие, кто, как и он, пренебрегал своей духовной жизнью.

Я уверен, что одним из величайших полей сражений нашего века является внутренний мир каждого человека. Это борьба, в которой должны участвовать в особенности те, кто называет себя "практикующими" христианами. Среди них есть такие, кто много трудится, беря на свои плечи большую ответственность дома, на работе и в церкви. Они - хорошие люди, но они очень, очень устали! И поэтому они слишком часто живут на грани обвала, подобного карстовой воронке. Почему? Потому что, хотя их полезная деятельность совсем не похожа на действия Уайльда, но, как и он, они слишком ориентированы на внешний, общественный мир и при этом игнорируют внутреннюю сферу до тех пор, пока не становится едва ли не слишком поздно.

Наши западные культурные ценности помогают нам слепо идти в этом направлении. Мы склонны наивно верить, что самые активные в социальном плане люди обладают наибольшей внутренней духовностью. Мы предполагаем, что чем больше церковь, тем более благословенна она свыше. Мы думаем, что чем большей информацией о Библии обладает человек, тем ближе он должен быть к Богу.

Так как мы склонны думать подобным образом, есть искушение уделять несоразмерное внимание своей общественной жизни за счет внутренней. Больше планов, больше встреч, больше учебы, больше связей, больше деловой активности до тех пор, пока все это с непомерной тяжестью не обрушится на вашу жизнь, и она начнет колебаться, оказавшись на краю гибели. Усталость, разочарование, неудачи, крушение надежд - все это становится пугающе возможным. Заброшенный внутренний мир не в состоянии больше выдерживать нагрузку.

Недавно один человек, утвердившийся в христианской вере более десяти лет назад, подошел ко мне на краю футбольного поля, где играли наши сыновья. В перерыве между таймами мы вместе прогуливались и разговаривали. Я задал ему один из тех вопросов, которые христиане должны задавать друг другу, но они не решаются это делать, чтобы не выглядеть странно.

Я спросил: "Скажите, как у вас обстоят дела в духовном плане?"

И он ответил: "Интересный вопрос! Что же мне ответить? О, я думаю, у меня все в порядке. Правда, я не могу сказать, что расту или чувствую себя ближе к Богу... На самом деле я почти остановился".

Не думаю, что я вышел за рамки дозволенного, поднимая этот вопрос, мой собеседник произвел на меня впечатление человека, искренне заинтересованного в обсуждении этой темы, и я продолжил:

"Как много времени вы отводите на то, чтобы приводить в порядок свой внутренний мир?"

Он с любопытством посмотрел на меня. Если бы я спросил: "Сколько времени вы молитесь?", он бы точно знал, как отвечать. Это было бы измеримо, и он мог бы ответить в таких определениях, как дни, часы и минуты, системы и методы. Но я спросил об упорядочении его духовного мира. И ключевое слово - "порядок" - обозначало качество, не количество. И когда он понял это, то почувствовал беспокойство.

"Когда мне приводить в порядок свой внутренний мир? - спросил он. - Я завален работой до конца года! На этой неделе я не бываю дома даже по ночам. Жена настаивает, чтобы я взял отпуск на неделю. Дом требует покраски. Поэтому у меня не слишком много времени, чтобы думать о приведении в порядок внутреннего мира, как вы выразились".

Он остановился на мгновение и потом спросил: "Да и что это такое - внутренний мир?"

Внезапно я понял, что он был показным христианином, который годами вращался в христианских кругах, заработал репутацию христианина, совершая христианские поступки, но так и не понял, что за всей этой деятельностью и шумом должно стоять что-то истинное, надежное. Его ответы показали, что он отдает приоритет делам внешнего мира, считая себя слишком занятым, чтобы следить за внутренним миром; собственно говоря, он не совсем хорошо представлял себе, что такое внутренний мир. Все это говорило о том, что он, возможно, прошел на большом расстоянии от главной цели своей жизни, намеченной для него Богом. Нам с ним предстояло о многом поговорить.

Анне Морроу Линдберг, жене знаменитого авиатора, как никому, приходилось бороться с нагрузками внешнего мира, и при этом она ревниво охраняла свой внутренний мир. В своей книге "Дар моря" она написала несколько проницательных замечаний об этом:

"В первую очередь я хочу... быть в мире с собой. Я хочу прямоты взгляда, чистоты намерений, ядра в своей жизни, которое даст мне возможность выполнять эти обязанности и действовать наилучшим образом. Я хочу на самом деле, - заимствуя слово из языка святых, - жить "в благодати" так долго, насколько это возможно. Я не использую этот термин в строго богословском смысле. Под благодатью я имею в виду внутреннюю гармонию, истинно духовную, которая может выразиться во внешней гармонии. Возможно, я ищу то, о чем просил Сократ в молитве, как сказано у Федра: "Пусть внешний и внутренний человек будут едины". Я хотела бы достичь состояния внутренней, духовной благодати, исходя из которой я могла бы действовать и давать так, как мне было предназначено Богом".

Фред Митчелл, лидер всемирных миссий, обычно держал на своем столе девиз, гласивший: "Остерегайся бесплодности занятой жизни". Он тоже осознавал возможную гибель, которая может стать неизбежной, если пренебрегать внутренним миром.

Карстовая воронка во Флориде - это зримое воплощение духовной проблемы, на которую должны обратить внимание многие христиане Запада. Так как напряженность жизни в 80-х и 90-х годах возрастает, жизнь многих людей может уподобиться воронке, если они не обратят взгляд внутрь себя и не зададутся вопросом: есть ли внутренний мир под этим шумом и деятельностью на поверхности - мир, который надо исследовать и хранить? Можно ли развить силу и жизнеспособность, которые выдержат давление извне?

Джон Квинси Адамс в момент одиночества в Вашингтоне, когда он был охвачен тоской по своей семье в Массачусетсе, написал письмо с ободрением и советами, обращенными к каждому сыну и дочери. Своей дочери он писал о будущем замужестве и о том, какого человека она должна выбрать себе в мужья. Его слова показывают, насколько высоко он ценил упорядоченный внутренний мир:

"Дочь! Возьми себе в мужья честного человека и береги его честь. Не имеет значения, богат ли он, достаточно, чтобы он был в состоянии обеспечить свою независимость. Считайся с честью и моральными качествами мужчины более, чем со всеми остальными обстоятельствами. Не думай ни о каком величии, кроме как о величии души, ни о каком богатстве, кроме богатства сердца".

Глава 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница