Кафедра уголовного процесса




страница1/11
Дата02.08.2016
Размер2.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Воронежский институт МВД России

Кафедра уголовного процесса

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ

по дисциплине «Правовые и организационные основы

расследования преступлений»
по программе обучения лиц среднего и старшего начальствующего составов ОВД, впервые принимаемых на службу в ОВД на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры
протокол № 3 от «08» октября 2014г.

Разработал:

Преподаватель кафедры

Уголовного процесса

майор полиции

П.Г. Смагин


Воронеж 2014


Дисциплина «Правовые и организационные основы расследования преступлений» относится к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в сфере борьбы с преступностью, изучающей систему действий органов предварительного следствия при возбуждении уголовных дел, их предварительном расследовании, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения.

Содержание курса «Правовые и организационные основы расследования преступлений» освещает все самое существенное, что имеется в науке и позволяет слушателям овладеть знаниями о принципах и организации деятельности органов предварительного следствия, полномочиях по расследованию преступлений. Данный курс включает в себя изучение тактики и методики деятельности органов предварительного следствия в различных его направлениях.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование

дисциплин, разделов

Всего

часов

Теоретич. обучения

Практич. обучения

Форма контроля

Зачет

Экзамен

1

2

3

4

5

6

7

11. Правовые и организационные основы расследования преступлений

11.1

Правовая основа и организация деятельности органов предварительного расследования системы МВД России. Их система и структура

12

10

2








11.2

Организация деятельности органов внутренних дел по приему, регистрации и разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях

4

2


2








11.3

Деятельность следователя, дознавателя по установлению вреда причиненного преступлением. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего

4




4








11.4

Организационные, тактические и процессуальные аспекты производства следственных действий

56

14


42







11.5

Взаимодействие следователя, дознавателя с иными службами органов внутренних дел при расследовании преступлений

6

2


4








11.6

Процессуальная деятельность следователя, дознавателя, не связанная с производством следственных действий

22

6


16







11.7

Деятельность следователя, дознавателя на завершающем этапе расследования

16




16








Зачет

2




2







Всего по разделу

122

34

88






Учебные занятия и самоподготовка – взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты учебно-воспитательного процесса. Условием совершенствования учебного процесса является осуществление единства педагогического процесса на занятии и во внеурочное время, повседневной взаимосвязи в работе преподавателей, курсовых офицеров, руководителей кружков, секций, что в свою очередь положительно сказывается на расширении и углублении знаний, умений и навыков слушателей, оказывает влияние на развитие познавательных интересов слушателей, степень этого влияния в большой мере зависит от методов и приемов обучения, от педагогического мастерства преподавателей и руководства курса.

Организация самостоятельной учебной работы слушателей во второй половине дня имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать:


  • жесткая регламентация времени слушателей, необходимость строгого соблюдения установленного распорядка дня;

  • ограниченные возможности для полноценного отдыха после учебных занятий первой половины дня;

  • широкий круг обязанностей слушателей (наряды, участие в мероприятиях, проводимых в институте и т.д.), повышающих общую нагрузку на слушателей;

  • свободное общение слушателей в часы самоподготовки создает предпосылки для присвоения результатов чужого труда;

  • преподаватели имеют возможность непосредственно проконтролировать выполнение заданий по своей дисциплине в часы самоподготовки и проконсультировать слушателей на месте;

  • широкие возможности для организации взаимопомощи и взаимопроверки во время самоподготовки;

  • возможность для выполнения групповых заданий творческого характера, проектов;

  • наличие необходимых для работы материально-технических условий:

- библиотека;

- ноутбуки с возможностью использования Интернет-ресурсов и обучающих программ;

- компьютерных тренажеров;

- видео- и аудио- материалы.

Большое внимание необходимо уделить особенностям формирования рациональных приемов учебной работы, рационального использования времени. С целью повышения эффективности самоподготовки слушателей к учебным занятиям и обеспечения рациональной организации занятий по самоподготовке в соответствии с требованиями реализуемых учебных программ преподавателям необходимо контролировать процесс проведения самоподготовки.

В период подготовки к зачету каждый слушатель должен привести в систему все знания, полученные при изучении курса. При подготовке к зачету рекомендуется использовать учебно-методические рекомендации «Предварительное следствие в ОВД», «Уголовный процесс», подготовленные кафедрой уголовного процесса, а также изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем. Слушателю необходимо изучить законодательные акты, регулирующие организацию и деятельность органов предварительного следствия и следователей, с учетом новейших изменений.. Все эти изменения должны быть учтены слушателями для успешной сдачи зачета.

На зачете слушатель должен содержательно изложить основной материал части курса, определив в ответе главное. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться определенной схемы, которая не позволила бы выйти за рамки содержания поставленных вопросов. При ответе необходимо указать, как данный вопрос рассматривается в юридической литературе, какие по этому поводу существуют точки зрения и какие имеются проблемы.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ СЦЕНАРИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА
Учебный фильм - это кино- или видеофильм, содержащий учебный материал в определенной научно-практической области знаний. Он предназначен для передачи обучающимся определенного объема знаний, закрепления определенных умений и навыков, развития творческого мышления, профессиональных и психологических качеств. Учебные фильмы полезны в образовательном процессе, ведь проще учиться на наглядном примере, чем на сухом печатном тексте, или речи преподавателя.

В ходе учебного фильма дается пояснение и демонстрируется все то, чему преподаватель должен обучить курсанта (слушателя). Так как основную долю информации человек воспринимает посредством зрения.

Учебный фильм является одним из наилучших средств обучения.

Работа над учебным фильмом очень сложная и, как правило, состоит из множества этапов, таких как:

- подготовка литературного и режиссерского сценариев (включая поиск идеи фильма, выбор темы, сбор материала, составление аннотации к фильму);

- составление операторского плана;

- производство видеосъемки;

- составление монтажного плана;

- монтаж;

- озвучивание;

- окончательная обработка и запись на электронный носитель.

Каждый из этих этапов, безусловно, важен в общем процессе изготовления учебного фильма. Однако, представляется, что на этапе разработки сценария, формируется основа будущего фильма, и поэтому он особенно важен для достижения конечной цели. От того, каким будет сценарий, его продуманности и содержательности, зависит эффективность использования фильма в образовательном процессе в ходе преподавания дисциплины, и в частности предварительное следствие в органах внутренних дел.

Прежде чем приступать к созданию учебного фильма, необходимо получить четкое представление о том, какие задачи предполагается решать с его помощью, и уже из этих соображений подготовить сценарий.

Подготовка сценария учебного фильма начинается с того, что формулируется тема учебного фильма и его центральная. Инициатива в выборе темы учебного фильма, как правило, принадлежит преподавателю (реже курсантам), который и определяет содержание фильма, а также цели создания учебного фильма. Правильно и удачно выбранная тема предполагает соответствующее содержание.

Выбор темы тесно связан с определением основной идеи учебного фильма. Эта идея должна выступать как ядро, вокруг которого все и должно происходить. Все в фильме должно быть подчинено избранной идее и направлено на ее обоснование.

Идея фильма должна выражаться одной фразой и обычно не высказывается в фильме открыто. Например, идеей фильма может служить утверждение: «в ходе производства следственных действий недопустимо нарушение требований уголовно-процессуального кодекса», «производство следственного действия, должно соответствовать уголовно-процессуальной форме» и т.д. Если в фильме отсутствует «стержневая» идея, после просмотра у курсанта-зрителя остается ощущение бессвязности, незаконченности фильма.

Выбрав тему и сформулировав идею учебного фильма, следует приступить к сбору необходимого материала для раскрытия темы. При этом не стоит забывать, что переизбыток информации способен привести к речевой и смысловой перегруженности фильма

На основе собранного материала рекомендуется подготовить аннотацию, которая будет служить дополнительным обоснованием целесообразности создания учебного фильма. В аннотации автор указывает название фильма, его примерную продолжительность, целевую аудиторию, предмет и дисциплину, которым соответствует фильм, приводит его краткое содержание, в виде плана перечисляет рассматриваемые в фильме учебные вопросы, ссылается на используемые материалы.

После сбора материала и составления аннотации следует перейти к подготовке сценария. В сценарии автор кратко, но емко изображает действия участников фильма, приводит их диалоги, реплики, описывает место действия и указывает время, когда это действие должно происходить.

При подготовке сценария учебного фильма очень важно тщательно продумать его композицию, которая будет зависеть от назначения, выбранной темы и жанра фильма. В сценарии учебного фильма необходимо учесть, что самой важной точкой максимального напряжения выступает кульминация фильма. В этот момент автор отвечает на вопросы, которые ставились в начале фильма. Таким образом, кульминация становится моментом разрешения ключевого конфликта.

При разработке сценария, автору следует продумать последовательность и напряженность представленных в нем действий.

Особое значение для учебного фильма имеет закадровый текст. Речь диктора направлена на помощь курсанту-зрителю в восприятии зрительной информации с экрана. Специалисты подчеркивают, что «дикторский текст в учебных фильмах должен рассматриваться как дидактическое средство, назначение которого - облегчить учащимся восприятие показываемого на экране изобразительного материала. Дикторский текст не должен повторять содержание кадра. Задача его – пояснять, обобщать то, что происходит на экране, причем в той мере, в которой без такого пояснения показываемое не будет понятным»1. Иными словами, зрительный материал всегда должен быть богаче словесного комментария, должен «оставлять зрителю время для раздумий и собственных выводов»2.

Текст сценария должен быть написан простым, понятным языком, учитывающим специфику и подготовленность аудитории, к которой обращен фильм.

Оформление сценария следует начать с титульной страницы. На ней рекомендуется указать название сценария, имя его автора (авторов), контактную информацию. Сценарий принято оформлять в виде логических блоков, которые отличаются друг от друга назначением, содержанием, форматированием, правилами следования и отделения друг от друга, переноса на следующую страницу и т.д. Наиболее часто используются блоки «Время и место действия», «Описание действия», «Имя героя», «Реплика героя», «Ремарка» и «Титр». В тексте сценария они, как правило, располагаются следующим образом:



БЛОК ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Блок описание действия.

БЛОК ИМЯ ГЕРОЯ

(Блок ремарка)

Блок реплика героя.

Блок «Время и место действия» указывает, где и когда происходит действие сцены. В блоке «Описание действия» детально описывается действие, происходящее в сцене, обращается внимание на существенные детали интерьера, внешность действующих лиц и т.п. В данном блоке описывается лишь то, что можно показать на экране. Изложение в этом блоке ведется от третьего лица в настоящем времени. Блок «Имя героя» указывает на действующее лицо, произносящее речь. Перед тем, как использовать имя действующего лица в данном блоке, его следует представить в блоке «Описание действия». Имя конкретного действующего лица должно быть неизменным на протяжении всего сценария. В блоке «Ремарка» обычно приводится очень краткое описание действий героя, пояснение, кому адресована реплика героя или как следует произносить эту реплику. Описывать действие в ремарке не рекомендуется, так как для описания действия есть специальный блок, однако для выражения очень коротких действий (например, жестов) это допускается. Если зритель должен слышать голос героя, отсутствующего в кадре, то в ремарке указывают, что герой говорит за кадром. Блок «Реплика героя» передает слова, которые произносит действующее лицо. Если герой произносит очень длинную реплику, то рекомендуется разделить ее на несколько частей, между которыми вставить блоки «Описание действия». Если реплика прерывается описанием какого-либо действия, но во время этого действия герой продолжает говорить, то после блока «Имя героя» ставится ремарка «продолжая». В некоторых случаях используется блок «Титр», который сообщает о том, что на экран должен выводиться поясняющий текст. Блок состоит из слова «Титр», двоеточия и текста титра.

Довольно часто качество и разборчивость звукового сопровождения при видеосъемке учебных фильмов может играть главенствующую роль. Поэтому вопросы качества звука должны быть решены ещё при создании сценария учебного фильма. В подобных ситуациях рекомендуется применение микрофонов (возможно использование петличных микрофонов), а также наложение на картинку речи диктора или бегущей строки с комментариями той или иной сцены. Также почти всегда необходима дополнительная звуковая обработка с целью повышения разборчивости речи.
Несколько моделей видеосъёмки учебных фильмов.

Видеосъемка учебного фильма в оригинальных условиях.

В этом случае видеосъемка готовится в непосредственной обстановке, связанной с учебным процессом. Это могут быть различные помещения (учебные полигоны, лаборатории, учебные аудитории, участки открытой местности и т.д.). В этой обстановке почти всегда желательно установить дополнительное освещение (осветительное оборудование). Почти всегда приходится изменить расположение предметов, и что-то добавить в интерьер. При создании учебных фильмов необходимо уделять очень пристальное внимание мелким деталям, попадающим в кадр.



Видеосъемка учебного фильма в неоригинальных условиях.

В сегодняшнем мире цифровых технологий нет уже ничего сложного в том, чтобы поместить главного персонажа учебного видеофильма в абстрактное виртуальное пространство, и таким образом создать очень необычный видеофильм. Вкратце съемочный процесс в этом случае будет построен следующим образом. После утверждения сценария и раскадровки, видеосъемка главного персонажа проходит на фоне синего или зеленого экрана (технология рир-проекции). Далее выделенный персонаж помещается в искусственно созданное видеопространство с необходимыми для учебного процесса элементами и предметами. Учебный видеофильм с такими элементами может быть очень оригинальным, и способствует большей вовлеченности аудитории в учебный процесс.

Надо сказать, что методов видеосъемки учебного фильма может быть много и очень часто именно предмет учебного процесса определяет стилистику видеосъемки.
Воронежский институт МВД России

Кафедра уголовного процесса
Конспект лекции

по дисциплине «Правовые и организационные основы

расследования преступлений»
по программе обучения лиц среднего и старшего начальствующего составов ОВД, впервые принимаемых на службу в ОВД на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений

Раздел 11.2 «Организация деятельности органов внутренних дел по приему, регистрации и разрешению заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях»


Тема 2.1 «Деятельность следователя, дознавателя по поступившему сообщению о преступлении»

Обсужден и одобрен

на заседании кафедры
протокол № 3 от «08» октября 2014г.

Разработал:

Преподаватель кафедры

Уголовного процесса

майор полиции

П.Г. Смагин


Воронеж 2014



Тема 2.1

Деятельность следователя, дознавателя по поступившему сообщению о преступлении
Учебно–воспитательные цели:

- изучить теоретическую литературу, нормативно–правовые акты, регламентирующие деятельность органов предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела и ее процессуальном оформлении;

- разъяснить требования, предъявляемые к морально-волевым качествам сотрудников органов предварительного следствия и сформировать установку на недопущение нарушения законодательства на стадии возбуждения уголовного дела.
Задачи лекции:
- дать общую характеристику стадии возбуждения уголовного дела;

- рассмотреть алгоритм действия следователя при принятии сообщения о преступлении;

- изучить особенности проверки сообщений о преступлении.
Учебные вопросы:
1. Понятие и задачи стадии возбуждения уголовного дела

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

3. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа

в этом

5. Проблемы обеспечения законности на стадии возбуждения уголовного дела.


Литература:

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ред. Федерального конституционного закона РФ № 7-ФКЗ от 30.12.2008 г. // Правовая система «КонсультантПлюс»/ www.consultant.ru.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Правовая система «КонсультантПлюс»/ www.consultant.ru.

  3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Правовая система «КонсультантПлюс»/ www.consultant.ru.

  4. Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Правовая система «КонсультантПлюс»/ www.consultant.ru.

Основная литература:

  1. Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебник. Ч.3 / МВД РФ Департамент гос. службы и кадров; под ред. М.В. Мешкова. - М. : ДГСК МВД России, 2012. - 200 с.

  2. Предварительное следствие в ОВД: схемы: доп. МВД РФ; рек. УМЦ «Проф. учебник» / под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. - М. : Юнити : Закон и право, 2010. - 127 с.

Дополнительная литература:

  1. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М.: Велби, Проспект, 2010.

  2. Рыжаков А.П. Предварительное расследование // СПС КонсультантПлюс. 2013.



1. Понятие и задачи стадии возбуждения уголовного дела
Термин «возбуждение уголовного дела» многозначен. В теории уголовного процесса этим термином именуют:

- начальную стадию уголовного судопроизводства;

- правовой институт, включающий раздел 7 и некоторые другие нормы УПК РФ;

- процессуальное решение, оформляемое постановлением.

Начинается стадия возбуждения уголовного дела с момента получения следователем, руководителем следственного органа заявления или иного сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

Заканчивается в момент принятия должностным лицом по этому сообщению итогового процессуального документа – постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Особенности процессуальной формы заключаются в том, что по общему правилу, на этой стадии не могут применяться какие-либо меры процессуального принуждения, а также не могут производиться следственные действия, так как любые следственные действия сопряжены в той или иной мере с принуждением в отношении лиц, права и интересы которых при этом ограничиваются. Но из этого правила есть исключения.

Уголовно-процессуальным законом до возбуждения уголовного дела разрешены:

- осмотр места происшествия, документов и предметов;

- осмотр трупа;

- освидетельствование3;

- судебная экспертиза;

- получение образцов для сравнительного исследования;

- получение объяснений;

- истребование документов и предметов, их изъятие;

- требование производства документальных проверок, ревизий, исследований, документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;

- направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Основные задачи, решаемые на данной стадии:

- своевременное получение, оформление и регистрация сообщения о преступлении. От своевременности этих действий часто зависит успех и полнота в раскрытии преступления, в изобличении виновных;

- проверка и оценка сообщения о преступлении на предмет того, могли ли произойти упомянутые в сообщении события и содержат ли они признаки преступления; здесь происходит первое применение уголовного закона и предварительная квалификация преступления;

- по возможности принятие мер по предупреждению или пресечению конкретного преступления (при наличии информации о готовящемся или совершаемом преступлении);

- принятие мер по сохранению следов преступления;

- принятие итогового процессуального решения (о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом) и уведомление о нем заявителя и прокурора.

Решение о возбуждении уголовного дела означает, что уголовное судопроизводство переходит в следующую стадию – стадию предварительного расследования. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела означает, что уголовное судопроизводство прекращается.

В постановлении о возбуждении уголовного дела фиксируются данные, указывающие на признаки определенного преступления. Поэтому это постановление определяет пределы дальнейшего производства по кругу фактов, пределы ограничения прав и свобод граждан. В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается первоначальная квалификация преступления. Уголовно-процессуальный закон допускает возбуждение уголовного дела не только по признакам преступления, но и в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 1 ст. 46; п. 2 ч. 3 ст. 49; ч. 4 ст. 146 УПК РФ). В этом случае лицо наделяется процессуальным статусом подозреваемого (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Это означает, что у лица появляется широкий круг новых процессуальных прав подозреваемого (ч. 4 ст. 46 УПК), позволяющих ему реально влиять на ход уголовного судопроизводства: знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела; активно защищаться от подозрения; доказывать свою невиновность; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы и т.д. В данном случае значение акта о возбуждении уголовного дела состоит еще и в том, что он наделяет заподозренное лицо правами подозреваемого, необходимыми для защиты от уголовного преследования.
2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
Понятие «повод» в законе не закреплено. В науке предложены различные определения этого понятия. Наиболее распространено следующее определение: повод – это предусмотренный законом источник информации о признаках преступления (сообщение о преступлении4), при наличии которого уполномоченные на то государственные органы и должностные лица обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

В законе предусмотрены четыре повода для возбуждения уголовного дела:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Таким образом, по форме повод к возбуждению уголовного дела – это всегда определенный письменный документ или группа документов. Содержание повода – это некоторая информация.

Однако одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно. Для этого необходимо еще и основание.

Согласно закону основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст.140 УПК РФ).

Многие следователи и дознаватели «достаточными данными…» считают информацию, которая свидетельствовала бы обо всех элементах состава преступления, причем свидетельствовала бы достоверно. Собирая информацию, должностные лица стремятся одновременно выяснить судебную перспективу уголовного дела в случае его возбуждения, то есть выяснить шансы на раскрытие преступления, шансы на то, что возбужденное уголовное дело впоследствии дойдет до суда, а не будет прекращено или приостановлено еще в ходе предварительного расследования. Если такой информации собрать не удается или судебная перспектива уголовного дела сомнительна, то полагают, что основания для возбуждения уголовного дела нет. Считаем, что это ошибочный подход. Такой подход влечет волокиту, нежелание быстро возбуждать уголовные дела и расследовать преступления по горячим следам, что приводит к утрате следов преступления, снижает шансы на их раскрытие. Такой подход оборачивается, в конечном счете, массовыми незаконными отказами в возбуждении уголовных дел, укрытием преступлений от учета.

Достаточные данные должны указывать не обязательно на все признаки состава преступления. Для возбуждения уголовного дела достаточно, чтобы они указывали на объективную сторону преступления, например, на признаки насильственной смерти, на следы взлома замков и исчезновение вещей из помещения и т.п. При этом вполне достаточно данных, которые лишь с вероятностью свидетельствуют о наличии преступления. Достоверность знания здесь не обязательна. Что касается субъекта и субъективной стороны состава преступления, то их следует устанавливать после возбуждения уголовного дела, в ходе предварительного расследования.

Итак: основание для возбуждения уголовного дела – это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то есть наличие данных, свидетельствующих хотя бы с вероятностью о наличии преступления.


3. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Закон (ч.1 ст.144 УПК РФ) обязывает следователя, руководителя следственного органа:

- принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении; проверить это сообщение;

- в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Отказать в приеме сообщения о преступлении нельзя. Обязанность принять сообщение о преступлении является одной из процессуальных гарантий доступа граждан к правосудию.

Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» утверждены:

- типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение №1) (далее – Типовое положение), которое устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;

- положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение №2);

- инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение №3);

- статистические карточки (приложение №4).

В ОВД действует также Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденный Приказом МВД России от 01.03.2012 №14 (далее – Административный регламент).

Регистрация в КУСП заявлений (сообщений) о преступлении, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания.

Разрешение заявления о преступлении Административный регламент трактует как проверку фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении, уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, регламентируется в ОВД специальной Инструкцией, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ №70, МВД РФ №122 от 27.02.2010 г..

Согласно ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает в пределах компетенции, установленной УПК РФ, одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Итак, процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении включает в себя порядок принятия сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, порядок проверки этого сообщения и порядок принятия по нему решения. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении регламентирован УПК РФ и ведомственными нормативными актами.



4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа

в этом
При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление о возбуждении уголовного дела.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых оно возбуждается.

Копия такого постановления незамедлительно направляется прокурору.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следует учитывать, что в ст. 24 УПК РФ установлены следующие основания отказа в возбуждении уголовного дела.

1) Отсутствие события преступления; предполагает достоверное установление обстоятельств, опровергающих сообщение о преступлении. Например: человек, об убийстве которого говорилось в заявлении о преступлении, жив; вещь, якобы украденная из квартиры, обнаружена в ходе осмотра места происшествия (квартиры) и т.п.

2) Отсутствие в деянии состава преступления; означает, что деяние, вероятно, имело место, но либо уголовным законом не признается преступным, либо содеянное лишь формально содержит признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ), либо имеются обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл. 8 УК РФ), и т.д. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

3) Истечение сроков давности уголовного преследования; здесь надо учитывать содержащиеся в статьях 78 и 94 УК РФ нормы, устанавливающие сроки давности по различным категориям преступлений.

4) Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; смерть подозреваемого или обвиняемого влечет отказ в возбуждении уголовного дела лишь при условии, что не вызывает сомнений факт совершения преступления лицом единолично, а не группой лиц.

5) Отсутствие заявления потерпевшего по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения по общему правилу влечет отказ в возбуждении уголовного дела, так как такие дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя (части 2 и 3 ст. 20 УПК РФ).

6) Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях Генпрокурора РФ, Председателя СКР либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи. Российский законодатель установил особый порядок уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих публичную деятельность (Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи).

Отказ заявителю в ознакомлении с материалами проверки, по результатам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, был бы неправомерен.

Согласно ч.6 ст.148 УПК РФ признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
5. Проблемы обеспечения законности на стадии возбуждения уголовного дела
На начальной стадии уголовного судопроизводства сотрудниками правоохранительных органов допускается значительное количество серьезных нарушений закона. Причем эта ситуация сохраняется десятилетиями, а общее количество ежегодных нарушений возрастает.

Какие нарушения закона являются типичными?

На практике по сообщению о преступлении зачастую неоднократно выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое всякий раз отменяется, и лишь через несколько месяцев после получения сообщения о преступлении принимается решение о возбуждении уголовного дела. Последствия такой волокиты могут быть крайне тяжелыми.

На наш взгляд, проблема волокиты на стадии возбуждения уголовного дела может быть решена путем отказа в законодательном порядке от дополнительных проверок.

Распространены случаи, когда сотрудники правоохранительных органов, получив сообщение о преступлении, стремятся преступление не раскрыть, а укрыть.

На практике для российского уголовного процесса традиционной является проблема соблюдения сроков принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела.

Сегодня многие исследователи усматривают в российской стадии возбуждения уголовного дела препятствие для доступа к правосудию, труднопреодолимое для лиц, пострадавших от преступлений. Это не соответствует назначению российского уголовного судопроизводства. Многие ученые предлагают отказаться от стадии возбуждения уголовного дела в ее современном понимании, предлагают существенно изменить ее процессуальную форму. Динамика изменений отечественного уголовно-процессуального закона также говорит о том, что стадия возбуждения уголовного дела постепенно теряет свои первоначальные очертания и все больше сближается со стадией предварительного расследования.

На практике в целях оперативного и эффективного реагирования на сообщения о преступлениях в органах внутренних дел при дежурных частях создаются дежурные следственно-оперативные группы (СОГ). Период дежурства такой группы – 24 часа согласно графику дежурств. В связи с этим организуются круглосуточные дежурства следователей и других сотрудников.

В случае получения сообщения о преступлении оперативный дежурный или один из руководителей органа внутренних дел направляет на место происшествия ближайший патрульный наряд или иных сотрудников для оказания помощи пострадавшим, обеспечения сохранности обстановки места происшествия и следов преступления, организации преследования по горячим следам, информирования руководства органа внутренних дел об обстановке на месте происшествия. Кроме того, как правило, на место происшествия направляется дежурная СОГ, оснащенная необходимыми для поиска и фиксации следов технико-криминалистическими средствами, возглавляемая следователем (дежурным или иным) и включающая оперативных работников, специалиста-криминалиста, а при необходимости инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой и (или) иных специалистов и сотрудников (в том числе иных ведомств).

По прибытии дежурной СОГ на место происшествия следователь должен при необходимости принять сообщение о преступлении, при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела вынести соответствующее постановление и приступить к производству неотложных следственных действий. Как правило, прежде всего производится осмотр места происшествия.

Оперативные сотрудники проводят мероприятия по ликвидации или минимизации последствий преступления, по выявлению пострадавших и очевидцев преступления, собиранию криминалистически значимой информации, при необходимости принимают меры к преследованию и захвату лица, заподозренного в совершении преступления.

Специалисты в ходе осмотра места происшествия и производства других неотложных следственных действий содействуют следователю в применении технических средств, в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, которые несут на себе следы преступления и могут впоследствии использоваться в качестве доказательств, разъясняют следователю вопросы, входящие в их профессиональную компетенцию.

Руководит работой всех членов дежурной СОГ возглавляющий ее следователь.

Воронежский институт МВД России

Кафедра уголовного процесса
Конспект лекции

по дисциплине «Правовые и организационные основы

расследования преступлений»
по программе обучения лиц среднего и старшего начальствующего составов ОВД, впервые принимаемых на службу в ОВД на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений

Раздел 11.4 «Организационные, тактические и процессуальные аспекты производства следственных действий»


Тема 4.2 «Организационные и тактические основы следственного эксперимента и проверки показаний на месте»

Обсужден и одобрен

на заседании кафедры
протокол № 3 от «08» октября 2014г.

Разработал:

Преподаватель кафедры

Уголовного процесса

майор полиции

П.Г. Смагин


Воронеж 2014



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница