К стимулам, новым для организации производства. Приводились примеры европейских государств, которые пошли по этому пути и достигли достаточно заметных результатов



страница1/9
Дата29.07.2016
Размер1.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Ведущий. К стимулам, новым для организации производства. Приводились примеры европейских государств, которые пошли по этому пути и достигли достаточно заметных результатов. Сейчас, как вчера говорили, долго повторяться, как я говорил, в разработке уже в высокой степени готовности находится несколько законопроектов. Они находятся уже в Государственной Думе. И мы очень надеемся, что в течение осенней сессии этого года, весенней сессии 2014 года нам удастся их принять в окончательном виде. В связи с этим начнется масштабная реформа, она будет продолжаться примерно до 15 лет, промышленных предприятий, реформа бизнес-сообщества, которое должно перестроиться на новые подходы к ведению бизнеса, когда мы будем понимать, что предприятие не соблюдает экологические стандарты, предприятие, которое не модернизирует свое производство на принципах наилучших из доступных технологий, будет проигрывать конкурентную борьбу. Это все укладывается в доктрину, которая была принята еще в 2002 году, но напомню, что в декабре по итогам года охраны окружающей среды, который был объявлен Президентом Российской Федерации, будет проведен съезд по охране окружающей среды здесь, в Москве, на котором будут обсуждены итоги реализации доктрины - Она, конечно, уже устарела за прошедшее время, - и, возможно, будут какие-то новые направления, которые, мы надеемся, позволят ускорить модернизацию экономики, переход ее из нынешнего состояния к «зеленой экономике». То есть постепенно мы вливаемся в тот тренд, который был объявлен на *20 в июне этого года, это «зеленый» рост, «зеленая экономика».

Я предлагаю перейти к выступлениям участников круглого стола. Слово предоставляется Венчиковой Виктории Рудольфовне, заместителю директора департамента государственной политики и регулирования охраны окружающей среды Минприроды России.



Венчикова. Доброе утро, уважаемые коллеги. Я начну наш сегодняшний круглый стол. И для начала хочу несколько слов сказать о том, что такое в принципе корпоративная социальная ответственность. В нашей стране проблема конфликтности в природопользовании - особенно в последнее время - все более обостряется. В условиях усиливающегося кризиса доверия бизнес придает все большее значение своей репутацией и среди крупных компаний становится хорошим тоном быть хорошим и зеленым. Сегодня все приходят к пониманию того, что уделять внимание исключительно финансовой стороне деятельности недостаточно для успешного ведения бизнеса. Наращивание социального капитала и активная позиция компании в области корпоративной социальной ответственности не только работают на ее положительный имидж, но и укрепляют доверие акционеров, инвесторов, органов государственной власти и других заинтересованных сторон. Эффективная система управления экологическими, социальными, этическими сторонами деятельности компании позволяет принимать грамотные управленческие решения, сосредотачиваться на действительно важных для реализации стратегии областях, обеспечивать максимальный эффект от реализуемых программ и проектов.

Следует отметить, что концепция социальной ответственности бизнеса разрабатывалась крупнейшими корпорациями мира в течение второй половины ХХ века. И утвердилась в значительной мере как стратегия экологически устойчивого развития. Сотрудники датского института Копенгагенский центр «Новые партнерства для социальной ответственности» разработали концепции добровольного взаимовыгодного партнерства представителей бизнеса, национального правительства и общественных организаций с целью повышения конкурентоспособности отдельных компаний, национальных экономик на условиях устойчивого развития, прозрачности бизнеса и социальной ответственности. Такие мировые компании, как IBM, GE, Ford Motors, ВР и другие, не отвергая идеи получения экономической прибыли, расширили это понятие и включили в него социальную прибыль, что означает добровольный отказ от нецивилизованных способов ведения бизнеса, включая загрязнение природной среды. Таким образом, социально-ответственный бизнес признает равенство социально-экологических и финансово-экономических интересов и ценностей, акцентирует внимание на таких нефинансовых показателях, как качество продукции, кадровая политика, экологический ущерб, нематериальные активы и т.п. В настоящее время «экологический социально ответственный бизнес» означает выход бизнеса из минимальных рамок самообеспечения и вклад собственных ресурсов в долгосрочное развитие внутренней и внешней среды, реализация мероприятий экологической и социальной направленности. Это сохранение хорошо оплачиваемых рабочих мест, производство качественных товаров и услуг, охрана природы, честное деловое поведение. Учет изменяющихся общественных обсуждений в отношении не только своей продукции повышения доходности, но и своего участия в формировании национальной и региональной экономики.

В 2005 году технический совет ISO сформировал рабочую группу по социальной ответственности, которая разработала проект международного стандарта ISO VD 26000, Руководство по социальной ответственности. Различные российские организации выступали с инициативами по созданию Национального технического комитета для участия в деятельности данной рабочей группы. Инициативу по созданию секретариата взяла на себя компания «Вимм-Билль-Данн», продукты питания. И приказом Ростехрегулирования в ноябре 2005 года был создан технический комитет 471 «Социальная ответственность». Насколько я знаю, в настоящее время этот стандарт утвержден, и этот документ дает руководству понимание принципов и основных проблем, касающихся социальной и экологической ответственности, и вклада организации в устойчивое развитие. По осуществлению интеграции принципов социально-экологической ответственности повсюду в рамках организации и в сферах ее влияния, включая цепочки поставщиков и потребителей продукции, работ и услуг. По связи между принципами социально-экологической ответственности и организационными структурами управления, по содействию повышения социальной ответственности в сфере влияния организации, по идентификации выбора и привлечению заинтересованных сторон, по распространению информации, обязательствам и результативности в области социально-экологической ответственности. Этот стандарт не предполагает проведение сертификации.

Но социальная ответственность может иметь различные формы и проявляться по-разному. Это инструмент согласования интересов бизнеса и общества. Поэтому в данный стандарт было предложено включить норму об уважении социально-культурных, религиозных, национальных, экологических и законодательных различий стран, регионов и территорий.

Я хотела бы отметить, что ключевыми темами направления социальной ответственности выделены 7 категорий. Первая, наиболее важная, это сохранение окружающей среды и права человека в том числе на благоприятное качество окружающей среды. Далее идет охрана труда, создание системы экологического и социального управления, ответственность перед потребителем, вовлечение местного сообщества, справедливая практика деловых отношений и соблюдение рыночных правил. В 2008 году в России был проведен социологический опрос «Из России с любовью – национальный вклад в глобальный контекст корпоративной социальной ответственности». Он был проведен по инициативе компании «Русал» при поддержке одной из западных аудиторских компаний и программы развития ООН. По результатам этого опроса были сделаны ключевые выводы и рекомендации по корпоративной социальной ответственности в России. Это следующее: внешние стимулы являются главной движущей силой развития корпоративной социальной ответственности в России. Внимание к этой сфере деятельности со стороны международных заинтересованных сторон и другими новыми требованиями, с которыми сталкиваются российские компании на международных рынках, являются и будут продолжать оставаться одной из главных движущих сил активного внедрения корпоративной социальной ответственности в деятельность российского бизнеса. Российские практики корпоративной социальной ответственности во многих областях соответствуют международным стандартам. Многие крупные российские компании рассматривают деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности как неотъемлемую часть общей корпоративной стратегии. И существует понимание со стороны руководства важности устойчивого развития.

Более 60 % крупных российских компаний уже имеют формализованную политику или стратегию в сфере корпоративной социальной ответственности и руководствуются ими в своей деятельности. На данный момент основные достижения в области корпоративной социальной ответственности отмечены в области создания современных и безопасных условий труда, а начиная с 2000 года российские компании стали особенно активно заниматься социальными вопросами на производстве, такими как улучшение охраны здоровья и промышленной безопасности. В качестве приоритета в дальнейшем российские компании выбрали решение экологических вопросов, улучшение корпоративного управления и повышение эффективности энергопотребления. По их мнению защита окружающей среды, это основной приоритет на ближайшее будущее. В ближайшее время компании по опросам намерены заняться решением вопросов защиты окружающей среды, поскольку российский бизнес вынужден иметь дело с проблемами, устаревшей инфраструктурой и наследием советской эпохи.

В целом, статистика отчетности российских компаний по корпоративной социальной ответственности соответствует общемировому тренду. Приблизительно 2/3 опрошенных компаний в России, так и на развивающемся рынке и в мире в той или ином виде отчитываются о деятельности в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития бизнеса. Количество социальных отчетов российских компаний увеличилась с 50 в 2006 году до 120 в 2008. И по мнению большинства компаний высокие затраты на корпоративную социальную ответственность являются главным препятствием ее дальнейшего развития как в России, так и в глобальном масштабе. Необходимо уделять больше внимания корпоративной этике и разработке четких этических кодексов также одно из направлений, которые российские компании планировали развивать.

Из опрошенных менеджеров большинство считает, что требуют активного вовлечения руководства компании в деятельность по корпоративной социальной ответственности. И необходим системный подход. Устойчивое развитие не может осуществляться от случая к случаю и рассматриваться как нечто, имеющее второстепенное значение. Оно должно быть комплексным и стать одним из ключевых компонентов стратегии бизнес-процессов компании.



Я бы хотела отметить роль банков и инвестиционных организаций в формировании корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Во многих странах мира не только государственные органы задают экологические требования, но и инвестиционные банки. У нас пока в стране требования в области охраны окружающей среды при инвестировании достаточно низки, но появляются банки, которые разрабатывают такие требования, например, банк ВТБ-24, у Сбербанка появились такие требования. Я надеюсь, что этот процесс будет развиваться и дальше.

Хочу выделить неизменный признак корпоративной социальной ответственности компаний. Это обязательное выполнение норм национального законодательства и международных актов. И в этой части Министерством для формирования этих требований проводится большая работа. В рамках выполнения ряда поручений Президента и Правительства Министерство сейчас проводит работу по ратификации Конвенции о доступе к информации и правосудию общественности, это Орхусская конвенция. Мы подготовили нормативный правовой акт к присоединению. И в процессе проработки этого вопроса выяснилась необходимость гармонизации национального законодательства. Для того, чтобы ратифицировать эту конвенцию, нам придется внести изменения в более чем 30 законов. И это такая серьезная, большая работа, которую мы планируем осуществить в течение 2-3 лет. Кроме того, у нас было поручение ратифицировать конвенцию ЕЭК ООН «Об оценке воздействия в трансграничном контексте», это конвенция СПО, и присоединиться к протоколу по стратегической экологической оценке Конвенции ЭСПО. По результатам анализа мы также пришли к выводу, что для ратификации этих… Да, я хочу отметить, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила наши законопроекты, но на этапе выхода в Правительство, все-таки, нам рекомендовали сначала провести процесс по гармонизации законодательства и только затем ратифицировать эти конвенции. Мы планируем сделать это в ближайшие два года. Кроме того, ведется работа по совершенствованию национального законодательства. Разработан и принят в первом чтении законопроект о совершенствовании нормирования и перехода нормирования на технологическое на принципах наилучших доступных технологий, которые предполагают ведение системы нормирования на принципах прозрачности, с учетом технологических справочников. Этот законопроект комплексный, он предполагает регулирование вопросов производственного контроля, что будет способствовать прозрачности отчетности предприятий. Также Министерство разработало национальный зеленый стандарт требований к объектам недвижимости. Помимо формирования этой нормативно-правовой базы, которую предприятия и корпорации должны будут осуществлять, Министерство также проводит работу и свою систему управления старается сделать зеленой. В 2008 году совместно с Гринпис мы разослали программу, которая была подготовлена Гринпис «Зеленый офис» во все правительственные учреждения, в субъекты Российской Федерации, в муниципалитеты Москвы и города Санкт-Петербурга. В 2011 году Министерство провело сертификацию по разработанному нами же «зеленому» стандарту и провело энергоаудит здания. В течение 2 лет в 2011 и в 2012 году мы провели энергоаудит всех зданий, подведомственных Федеральных государственных учреждений, включая все наши особо охраняемые природные территории. Это такая очень большая работа. По результатам были получены рекомендации, как сделать здание менее энергозатратными. И сейчас проводится работа по реализации этих рекомендаций. Кроме того, в этом году мы подготовили методические рекомендации по формированию экологических требований к государственным закупкам. Я думаю, что вся работа, которую проводит Министерство в этой сфере, она будет способствовать росту понимания корпоративной социальной ответственности среди компаний Российской Федерации. На этом все, спасибо за внимание.

Ведущий. Спасибо. Приятно слышать *. Слово предоставляется Боравской Татьяне Васильевне, члену совета при Председателе Совета Федерации Российской Федерации по вопросу агропромышленного пользования и природопользования.

Боравская. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги, я расскажу об основных направлениях социально-экологической ответственности бизнеса. Вот несколько слайдов, которые показывают, как у нас бизнес безответственно относится к природной среде. Вот сплав леса, вот сжигание попутного газа, это промышленные отходы, урезы воды с загрязнением воды. Это Томск. Фотографии все новые, свежие. Это тоже промышленные отходы.

Между социальной ответственностью и устойчивым развитием существует прямая связь. Устойчивое развитие, это общая цель и общепринятое понятие, которое было признано международным сообществом после публикации в 1987 году отчета всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Устойчивое развитие относится к удовлетворению потребностей всего общества, а социальная ответственность направлена на организацию, на предприятия и касается персональной ответственности предприятия перед обществом и окружающей средой. Социальная ответственность, вы видите, тесно связана с устойчивым развитием. И стратегическая цель социальной ответственности предприятия, это ее вклад в устойчивое развитие.

Сейчас происходит интеграция России в мировую экономику. Мы вступили в ВТО, мы готовимся ко вступлению в организацию экономического сотрудничества и развития, и существует ряд соглашений, ряд обязательств Российской Федерации в рамках подписанных международных конвенций и соглашений. И в первую очередь во всех соглашениях идет, это требование к повышению природоохранной культуры. Это выполнение экологических требований участниками хозяйственной деятельности, - вот и Виктория Рудольфовна об этом говорила – это постепенно становится общепринятой практикой и элементом конкурентной борьбы. И требования по повышению природоохранной культуры предусматривают прекращение безответственной хозяйственной деятельности, связанной со значительным масштабом техногенных катастроф, бюджетными затратами и потерями биологического разнообразия.

Почему у нас наблюдается сейчас дестабилизация состояния окружающей среды? Это до последних лет ресурсный путь развития экономики, это низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, декларативность экономических механизмов стимулирования предприятий, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологического сознания и культуры населения и недостаточно эффективное использование потенциала международного сотрудничества в решении этих проблем. В последние годы, вы видите, и снизились экологические барьеры, были упразднены процедуры государственной экологической экспертизы проектов намечаемой хозяйственной деятельности. Это значительно увеличило риск негативного воздействия на окружающую среду не только в среднесрочной перспективе, но и в настоящем времени. Провалы в системе экологического управления – устарела система нормирования, такая система нормирования, как у нас, она только у нас в России. Параллельно росту промышленного производства растет уровень загрязнения окружающей среды. Ну и российское законодательство слабо структурировано, противоречиво, декларативно, содержит очень много пробелов. Отсутствуют действенные экономические инструменты, как я уже сказала, экономические стимулы для предприятия, не производится страхование экологической ответственности, так называемое экологическое страхование, которое производится практически во всех странах. В течение последних 10 лет вообще не регламентирован экологический аудит, и он развивается сам по себе. Слабо соблюдаются добровольные экологические стандарты (я об этом коротко скажу), не развиты механизмы добровольной экологической ответственности. Но здесь я не буду это зачитывать, поддержка государства на бумаге есть, но она декларативна.

Что касается восприятия концепции социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом. За рубежом для работников западных компаний важно знать, что их компания социально ответственна перед обществом и окружающей средой. Для работников российских компаний в настоящее время, все-таки, важней забота об их доходах, об их прибыли. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к соблюдению добровольных стандартов. В России не развита культура социальной ответственности, в которую входит и экологическая ответственность. Традиционно считают, что этим должно государство заниматься. Государство должно устанавливать, наказывать и т.д.

Что такое экологическая ответственность? Это ответственность производителя на протяжении всего жизненного цикла продукции, включая предупреждение и ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды при превращении этой продукции в отходы. Сейчас в закон «Об отходах производства и потребления» вносится новелла об ответственности производителя в части упаковки и, надеемся, другой продукции. Речь идет об автомобилях, бытовой технике, шинах и т.д.

В понятие «экологическая ответственность» входит и ответственность каждого человека. Это в обдуманном, ответственном отношении к окружающей среде, сохранению и приумножении ее богатств, в том числе поддержание санитарной очистки: чтобы чисто было вокруг, не бросать под ноги… Ответственность государства здесь лежит на уровне страны и международного сообщества. Это реализация национальных стратегий по предупреждению и ликвидации последствий загрязнения окружающей среды, это соблюдение международных конвенций, которые подписала Российская Федерация. А вот социальная ответственность, это каркас, который поддерживает три вышеупомянутых вида ответственности. И который диктует соблюдение прав человека и демократическое вовлечение общественности во все фазы принятия решений, касающихся экологии, включая право на корпоративное планирование.

Социальная ответственность формировалась достаточно долго, о чем-то Виктория Рудольфовна говорила, в том числе была в 2003 году Международная инициатива социальной ответственности бизнеса разработана некоммерческой внешнеторговой организацией в Брюсселе. В России в основе деятельности этой организации лежит кодекс поведения участников международной инициативы социальной ответственности бизнеса. В настоящее время членами этой ассоциации являются более 1200 крупнейших мировых корпораций, в России проведение оценки соответствия этому кодексу проводит Ассоциация по сертификации «Русский регистр». Они же выпустили стандарт SA8000, это стандарт для оценки социальных аспектов системы менеджмента. Цель стандарта, это улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Экологии он не касается. Как на практике должна реализовываться экологическая ответственность в компании? Первое, это соблюдение требований природоохранного законодательства, которое включает постоянный производственный контроль выбросов-сбросов, образования отходов, проведение внутреннего экологического аудита и воздействия на окружающую среду, внедрение ресурсов энергосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения и т.д. В компании должна быть разработана экологическая политика или стратегия, в реализации которой принимают участие все сотрудники, в том числе начиная с управленческого звена. Должно быть подразделение, отвечающее за реализацию экологической политики. В системе менеджмента компании должны быть элементы, которые позволяют учитывать экологические аспекты деятельности на уровне принятия любых решений. Компания должна обеспечивать открытость экологической информации, вести диалог с заинтересованными сторонами, в первую очередь, с общественностью. Должен быть обеспечен открытый доступ в интернете к отчетам компании по экологическим показателям (это сейчас не везде есть), компания должна уделять внимание научным исследованиям в области охраны окружающей среды, отслеживать появление на рынке новых энергосберегающих технологий. Вот это 5 элементов, которые должна соблюдать компания, если она реализует экологическую политику.

Основные направления реализации социально-экологической ответственности бизнеса – как резюме – это использование добровольных экологических стандартов. Они позволяют поставить на системную основу деятельность в области охраны окружающей среды на предприятии. Второе, это обязательное и добровольное страхование экологической ответственности, третье, это проведение экологического аудита. Внедрение инновационных решений и наилучших доступных технологий, социальная отчетность и наличие добровольных экологических соглашений партнерства. Это форма взаимодействия бизнеса и власти, когда образуется частно-государственное предприятие, если компания работает на территории, в субъекте федерации или где-то еще, то помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом, компания берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью приоритетные направления.

Что касается стандартов, существует система стандартов: экологический менеджмент, охрана природы, ресурсосбережение, энергосбережение, единая система технологической документации, система показателей качества продукции, система показателей безопасности труда, система разработки и постановки продукции на производство. Каждая из этих систем включает по нескольку десятков стандартов, гармонизированных с нормами европейского права. О стандартах более подробно расскажет Плучевский Михаил Борисович, он здесь. В области экологического аудита тоже есть ряд стандартов.

Система экологического менеджмента и аудита, это европейская система. И на сегодняшний день Европейский союз намерен закрыть рынок для предприятий, не имеющих сертификата МAS. MAS – это система экологического менеджмента и аудита. Обязательному учету в системе MAS подлежат следующие объекты, это выбросы в воздух, сбросы в водные объекты, повторное использование, переработка, транспортирование и утилизация отходов, использование загрязнения земель, использование природных ресурсов и сырья, локальные аспекты учета (это шум, вибрация, запах, пыль и т.д.), вопросы транспортирования товаров и услуг, риски возникновения экологических ситуаций воздействия на окружающую среду. И влияние на биологическое разнообразие. Вот стандарт социальной ответственности, о котором говорила Виктория Рудольфовна, 26210, он в России внедрен 28 ноября 2012 года и вступил в действие 15 марта этого года. В отличие от других стандартов (ISO9000, ISO19000, ISO14000 и т.д.), он не предназначен для сертификации третьей стороной, он представляет собой руководство. И «Сахалин Энерджи» первая компания в России, которая – я думаю, она единственная на сегодняшний момент – провела полномасштабную диагностику и самооценку своих бизнес-процессов и организации деятельности по ключевым направлениям, предусмотренных требованиям стандарта 26000. Этот ГОСТ, я не буду подробно останавливаться, Михаил Борисович об этом расскажет, предусматривает 7 принципов социальной ответственности. Это подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения и соблюдение прав человека. Это вот рисунок из этого ГОСТа, вот 7 принципов социальной ответственности. И принцип 6.5 вы видите, это окружающая среда. В ГОСТе рассматривается 4 направления: предотвращение загрязнения, устойчивое ресурсопользование, смягчение изменения климата и адаптация к нему, защита окружающей среды и биоразнообразие и восстановление природных мест обитания. Указываются эти экологические проблемы, и там же в ГОСТе даются решения этих экологических проблем. Второе направление социальной ответственности бизнеса, это экологическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. В настоящее время у нас возмещение этого вреда практически полностью покрывается за счет бюджетных средств, за исключением организаций, осуществляющих определенные виды деятельности на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, потому что там регламентируется… об этом расскажет Игорь Капитонович. Это первое.

Второе, страховые компании не формируют резервы предупредительных мероприятий. И третье, практически все хозяйствующие субъекты, чья деятельность оказывает наиболее вредное воздействие на окружающую среду, находятся либо полностью, либо преимущественно в частной собственности. А руководители, как правило, не соблюдают даже формально международные стандарты в отношении экологической ответственности. Но вот компания, о которой с полным правом можно сказать, что она все соблюдает, это «Сахалин Энерджи».

В настоящее время разработан проект закона для государств-участников СНГ об экологическом страховании, это будет уже третья редакция (Игорь Капитонович об этом расскажет), и в Совете Федерации разрабатывается проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». Этот проект Федерального закона, о котором говорила Виктория Рудольфовна, касающийся совершенствования нормирования и наилучших доступных технологий, одной из стратегических целей законопроекта является экологическая модернизация предприятия на основе наилучших доступных технологий с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду, включая биоразнообразие. Там в законопроекте планируется провести дифференциацию предприятий в зависимости от значимости их воздействия на окружающую среду. И в составе законопроекта приводится перечень объектов, которые оказывают наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду. Так вот, этот же перечень используется в проекте Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». Таким образом, этот закон создаст потенциальный финансовый резерв для предприятий, резерв предупредительных мероприятий и резерв компенсационных выплат там предусматривается.

На этом я не буду подробно останавливаться: наилучшие доступные технологии, это интегрированный подход к снижению загрязнений окружающей среды. Следующее направление социальной ответственности, это экологический аудит. На федеральном уровне процедуры экологического аудита не урегулированы в течение последних 10 лет, отсутствуют государственные процедуры признания экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций. Это, во-первых, приводит к экспансии зарубежных эко-аудиторских компаний на российский рынок, на федеральном уровне не предусмотрены случаи проведения обязательного экологического аудита в интересах экологической безопасности. Практически отсутствует правовая база для организации государственных гарантий надлежащего качества эко-аудиторских услуг. Что такое государственная гарантия? Эко-аудиторы должны быть аккредитованы или в Росприроднадзоре, или в Министерстве, и эко-аудиторские компании. Иначе введение механизма СРО в экологический аудит приведет к тому, что они сами себе будет создавать правила, сами себя кредитовать. Бывают случаи, когда экологический аудит должен быть обязательным, это и в судебных случаях, и т.д., и это создает очень большое поле для коррупции, если будет саморегулирование принято.

Единые подходы… Когда сейчас готовятся законы об экологическом аудите, то проводится параллель с Федеральным законом «Об аудите». Но там финансовый аудит! И отрицательное заключение финансового аудита к чему приводит? Оно может привести к закрытию отдельного предприятия, к наложению штрафа, административных санкций. Это скажется на конкретной одной компании. Если у нас отрицательное заключение экологического аудита, это скажется на всех, кто живет рядом, а не только на компании. Это скажется на жизни и здоровье людей, эта компания будет представлять собой угрозу окружающей среды. На наш взгляд, введение механизмов саморегулирования применительно к экологическому аудиту пока является преждевременным.

Отличие обязательного экологического аудита от государственного контроля. При экологическом аудите и констатируются факты, и приводятся конкретные рекомендации по сокращению негативного воздействия на окружающую среду, а при государственном экологическом контроле в документе (в заключении) констатируются факты соблюдения предприятием экологического законодательства, норм и правил, после чего – в зависимости от результатов контроля – применяются или не применяются меры административного воздействия.

Немного слов о социальной отчетности. Социальная отчетность в широком понимании, это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но и которые включают социальные и экологические показатели. Корпоративный социальный отчет, это публичный инструмент, который находится в открытом доступе в интернете. Инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими способами, какими темпами компания реализует заложенные в своих планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

По нефинансовым отчетам было ряд международных инициатив начиная с 1993 года (я не буду их перечислять). Это международные инициативы, в основном, зарубежные. Наши тоже ими пользуются, вот я говорила, первая редакция стандарта SA8000 была в 1998 году, сейчас последняя принята, она применяется.

Российский опыт. В России используется следующая система отчетности в области устойчивого развития, это глобальная инициатива по отчетности, глобальный договор ООН, он призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами, серия стандартов account ability 1000, руководство по добровольной отчетности в области устойчивого развития компаний нефтегазовой отрасли, принципы экватора. И в 2004 году была принята социальная хартия российского бизнеса и базовые индикаторы деятельности. Она была принята на съезде РСПП, к этой социальной хартии присоединились 246 организаций, компаний, отраслевых объединений с общей численностью более 6 миллионов работников. Как это на практике осуществляется, к сожалению, у нас докладчики - представителей РСПП в докладчиках нет, а на сайте только эти цифры, что они приняли, что присоединились организации и что 6 миллионов работников.

Спасибо за внимание.



Каталог: system -> files -> documents -> 2013
2013 -> Камила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
2013 -> Фукусима и будущее атомной энергетики
2013 -> Ситуационный центр как один из инструментов информационно-аналитического и экспертного обеспечения работы Совета Федерации
2013 -> Содружество регионов
2013 -> Индексный метод рейтинговой оценки социально-экономического развития региона


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница