К программе «К движению без ограничений!»




страница1/7
Дата06.08.2016
Размер1.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

« К движению без ограничений!»

в рамках реализации Партнерского Проекта деятельности Специализированной развивающей площадки

Материалы предлагаемой Программы в рамках реализации Проекта деятельности детской Специализированной развивающей площадки « К движению без ограничений!» на базе ГКС (К) ОУ школы-интерната № 27 города Пятигорска Ставропольского края составлены с учетом рекомендаций Соглашения № 06/3 о реализации на территории Ставропольского края Партнерского проекта « К Движению без ограничений!» от 6 августа 2012 года Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( г. Москва), ООО « Киа Моторс РУС».

Программа составлена с учетом современных требований министерства образования РФ и правительства РФ по предотвращению дорожно - транспортных происшествий с детьми на дорогах.

В Программе обозначены цели, задачи и принципы деятельности детской Специализированной развивающей площадки-автодрома с учетом требований, предъявляемых к учреждениям коррекционного направления. Широко представлен раздел по формированию словарного запаса, расширению кругозора. Планирование мероприятий составлено в соответствии с возрастными категориями и речевым развитием учащихся: целевые группы для 1-4 классов « Азбука маленького пешехода», для 5-7 классов - « Знатоки ПДД» и « Юные инспектора движения», для

8-10 классов - «Приоритет безопасности».

В Программе для каждой возрастной группы учащихся даются рекомендации и критерии умений и навыков, которые должны выполнять учащиеся по окончании определенного этапа изучения правил дорожного движения.

Программа носит мобильный характер, не является стереотипной и позволяет варьировать речевой материал в зависимости от речевых возможностей учащихся.

Материал составлен по принципу постепенного расширения словарного запаса и постоянного повторения ранее пройденного речевого и познавательного материала, что позволяет более прочно освоить и закрепить полученные речевые и практические навыки и умения учащихся по правилам дорожного движения.

Программа предлагает учителям и воспитателям проявить свою личную инициативу и творчество самореализации в рамках деятельности Проекта

« К движению без ограничений!». Это может проявиться в различных формах отчета, начиная презентацией и заканчивая открытыми уроками, мастер-классами, участием в различных форумах и конференциях как на местах, так и в рамках Всероссийского масштаба при помощи дистанционного общения.

Программа состоит из двух частей. В первой части отражены общие положения, цели, задачи Программы, дается тематическое планирование по объединениям для каждой целевой группы (класса) с учётом индивидуальных особенностей развития детей.

Во второй части Программы даются рекомендации по проведению планирования работы с учащимися по изучению правил дорожного движения: формы и тематика проведения мероприятий, сценарии. Прилагается примерный материал для проведения тестирования учащихся .

Программа в рамках планирования работы по классам может меняться, дополняться в соответствии с возможностями детей по каждому объединению.

Программа по изучению правил дорожного движения в рамках проекта « К движению без ограничений!» составлена авторским коллективом учителей и воспитателей ГКС (К)ОУ школы-интерната № 27 города Пятигорска Ставропольского края и может быть использована учителями и воспитателями детских коррекционных общеобразовательных учреждений, детских домов, учителями общеобразовательных школ, социальными работниками, воспитателями детских садов в качестве учебно-методического пособия для организации планирования и проведения мероприятий различного уровня по изучению правил дорожного движения с детьми разных возрастных категорий.
Вяткина Людмила Георгиевна ,

директор ГКС (К) ОУ школы-интерната № 27 города Пятигорска

Ставропольского края.

Тесленко Антонина Георгиевна,

руководитель методического объединения учителей-дефектологов.

Борода Галина Васильевна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.

ЧАСТЬ 1


Программа

реализации Партнерского Проекта

детской Специализированной развивающей площадки

« К движению без ограничений!»

на базе ГКС (К) ОУ школы – интерната № 27 города Пятигорска Ставропольского края

(В рамках Соглашения о реализации на территории Ставропольского края Партнерского Проекта

« К движению без ограничений!» на основании приказа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 31 мая 2012 г. № 71, действующего на основании распоряжения правительства Российской Федерации и ООО « Киа Моторс Рус».

Приказ от 25 июня 2008 года № 917-р)


Раздел 1.

1.1. ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « К ДВИЖЕНИЮ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ !»

Цель и выбор данной проблемы.

1.Оказать учителям, воспитателям, учащимся и родителям коррекционных учреждений, общеобразовательных школ помощь в практической работе с детьми на учебных экспериментальных площадках ( мини-автодромов) в обучении детей самостоятельно находить безопасный и рациональный выход из реальной дорожной ситуации, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

2. Расширить и конкретизировать знания детей по безопасному поведению на дорогах, способствовать в процессе игровой деятельности физическому развитию детей и речевой коммуникативной функции.

Задачи.

  • Разработать и внедрить программу « К движению без ограничений!» как Проект самореализации личности ребенка .

  • Оптимизировать условия проведения работы в ходе реализации программы.

  • Обеспечить методическую поддержку в разработке социально-педагогического проекта в рамках новых образовательных программ в связи с возможностями Проекта « К движению без ограничений!».

  • Разработать критерии оценки качества образовательной деятельности учреждения, работающего в инновационном режиме детской Специализированной развивающей площадки.

  • Внедрить в образовательный процесс метод педагогического исследования.

  • Способствовать формированию устойчивой мотивации педагогов к проведению педагогического исследования.

  • Способствовать привитию детям – инвалидам навыков безопасного движения на дороге, усвоению правил дорожного движения.

  • Осуществить обобщение и распространение опыта работы по социально – средовой реабилитации целевой группы Проекта на базе детской Специализированной развивающей площадки, созданной в рамках Проекта.

  • Осуществлять организационные, координационные, информационно - аналитические мероприятия, направленные на обеспечение выполнения Соглашения о реализации на территории Ставропольского края Партнерского Проекта « К движению без ограничений !» и реализацию мероприятий Проекта .

1.2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

А.1. Пространство автогородка - целостная транспортная среда, которая включает в себя дорожки, тротуары, технические средства организации дорожного движения (ТСОД), элементы организации дорожного движения, транспортные сооружения и пр.

А.2. Автогородок предназначен для проведения практических занятий по изучению правил дорожного движения учащимися школы, воспитанниками образовательных учреждений и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, а также для проведения городских и краевых соревнований в рамках реализации мероприятий Проекта. Автогородок представляют собой асфальтированную площадку и дорожки с твердым покрытием, оборудованные съёмными  дорожными знаками, светофорами и разметкой.

А.3. Автогородок - специализированный игровой комплекс ( развивающая площадка) для проведения учебного процесса по изучению правил дорожного движения, приёмов и навыков безопасного управления транспортными средствами. Комплекс, специально созданный для проведения мероприятий по социально-средовой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включает игровую зону и зону для обучения безопасному движению.

А.4 . Оборудование – игровое оборудование, учебное оборудование и средства передвижения для проведения практических занятий по изучению детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья основ безопасности дорожного движения, необходимое для оснащения детской Специализированной развивающей площадки.

А.5. Целевая группа проекта - дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет, воспитывающиеся ( обучающиеся, получающие социально-реабилитационные услуги) в государственном казенном специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная

( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27» города Пятигорска .



А.6. Спонсор - юридическое лицо, предоставившее Фонду денежные средства на приобретение оборудования, необходимого для оснащения детской Специализированной развивающей площадки.

А.7 Участники Проекта на территории Специализированной развивающей площадки обеспечивают сохранность и целевое использование переданного в безвозмездное пользование Оборудования.

А.8 . Деятельность детской Специализированной развивающей площадки широко освещается в средствах массовой информации при тесном взаимодействии с местным сообществом средств массовой информации в целях распространения информации о Проекте и полученных результатах .

Основной принцип работы.

Комплексность.

Практическая работа с детьми по обучению безопасному поведению на дорогах должна осуществляться в комплексе с теоретическими заданиями учебных заведений. Решаются задачи по развитию логического мышления, развитию ориентировки в окружающем мире, развитию математических представлений и задачи по развитию речи.



Систематичность и последовательность.

Формирование понятий осуществляется в результате изучения ряда тем. С переходом от темы к теме дети узнают новые признаки терминов и понятий - углубляется и конкретизируется понимание ранее усвоенных признаков. Проблемные вопросы, ситуации решаются, когда одни темы и вопросы являются общими, а другие по отношению к ним конкретными, частными.



1.3. Игровое поле детской Специализированной развивающей площадки обеспечивает проведение занятий по следующим темам:

  • элементы дороги, порядок движения пешеходов и транспортных средств;

  • улица и пешеход;

  • пешеход и перекресток;

  • светофор и регулировщик;

  • дорожные знаки и разметка;

  • безопасная езда на велосипеде;

  • тормозной путь транспортных средств;

  • обгон;

  • сигналы транспортных средств;

  • правила проезда нерегулируемых перекрестков;

  • правила проезда регулируемых перекрестков;

  • правила проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов;

  • остановка и стоянка транспортных средств;

проезд в зоне остановки маршрутного транспорта.

1.4. ПЛАНОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
В течение учебного года на базе детской Специализированной развивающей площадки «К движению без ограничений!» проходят обучение учащиеся школы-интерната, а также учащиеся общеобразовательных школ. Занятия проходят по специальной программе «Дети – Безопасность – Дорога» и состоят из следующих частей:

- теоретическое занятие в аудитории;

- обучение и проверка знаний в компьютерном классе;

- практическое занятие на территории детской Специализированной развивающей площадки в условиях, приближенных к реальным (используются учебные веломобили);

- проведение занятий по обмену опытом в области социально – средовой реабилитации целевой группы Проекта для специалистов учреждений системы социальной защиты населения и образовательных учреждений Ставропольского края;

- разработка и внедрение в практику работы Получателя развивающих программ, направленных на повышение двигательной активности детей целевой группы Проекта, профилактику травматизма, обучение безопасному поведению в ходе игр и движений на дороге, их социально – психологическую реабилитацию как участников процесса движения;

- проведение мероприятий, направленных на повышение мобильности и обеспечение безопасности детей целевой группы Проекта путем привития им навыков безопасного движения на дороге и навыков безопасного поведения при передвижении и играх .
1.5. ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (подразделения)


На базе Специализированной развивающей площадки « К движению без ограничений!» проводится работа детских объединений, где дети могут наиболее детально изучить правила дорожного движения и заниматься практическими навыками управления механических транспортных средств.

С 1 по 4 класс функционирует объединение «Азбука маленького пешехода».

С 5 по 7 класс дети занимаются по программе «Знатоки ПДД» и «Юные инспекторы движения».

Программа для учащихся старших классов ( с 8 по 10 класс) связана с практическим обучением вождению автомобиля категории «В».( пока на компьютерном тренажере) , изучением правил дорожного и пешеходного движения в рамках объединения



« Приоритет безопасности».

ЭМБЛЕМА c:\users\antonina\documents\21x21cm.jpg


 

1.6. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Детская Специализированная развивающая площадка « К движению без ограничений!» ведёт учебно-методическую работу по методике изучения правил дорожного движения. В связи с этим планируется на 2012-2013 учебный год :

- выпустить методическое пособие « Вестник автогородка»;

- разработать компьютерные программы для разных возрастных групп по правилам дорожного движения с учетом индивидуальных особенностей воспитанников коррекционного учреждения;

- провести семинары для учителей и воспитателей по теме « Особенности преподавания правил дорожного движения в учреждении коррекционного типа»;

- разработать тесты на проверку знаний ПДД с использованием компьютера , интерактивной доски.

1.7. МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Детская Специализированная развивающая площадка «К движению без ограничений!» ( «Детский автогородок») проводит школьные массовые мероприятия:

1. Торжественное открытие Специализированной развивающей площадки « К движению без ограничений!».

2. Спортивные соревнования « А, ну-ка, парни!».

3. Открытые занятия и тесты по объединениям на знание ПДД.

4. Акции и мероприятия «День открытых дверей». ( В день открытия площадки и в конце года при подведении итогов работы площадки.)

5. «Первокласснику зелёная улица».

6. «Письмо нарушителю».

7. Фотоконкурс «Автодрому зелёный свет».

8. Соревнования по вождению веломобилей, велосипедов, автомобилей

( детских ).

9. Конкурс рисунков « Я и дорога».

10 . Речевые отчёты по теме « Страна Автодромия».

11. Новогодние представления « Приключения Деда Мороза».

12. Конкурс « Лучший инспектор ПДД» ( тестирование в компьютерном классе)

13. Литературно - музыкальная композиция « Наши автомобили в годы войны».

РАЗДЕЛ 2

Примерный речевой материал для изучения правил дорожного движения.

( для составления планов и проведения занятий)
1. Общие положения ( для всех объединений)

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности.

«Главная дорога» — дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

«Населенный пункт» — застроенная территория.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» — прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


2. ОБЪЕДИНЕНИЕ 1- 4 КЛАССОВ

« АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО ПЕШЕХОДА».
2.1.Словарь (слова)

Автодром

Автобус

Авария

Автомобиль

Автомобилист

Автоинспектор

Аптечка

Аппарат

Багаж

Багажник

Бак

Баранка

Батарея

Барьер

Бензин

Бензобак

Борт

Бок

Вездеход

Вал

Велосипед

Велодорожка

Гайка

Газик

Габарит

Газон

Газ

Гараж

Движение

Двигатель

Дорога

Дворник

Езда

Жезл

Железо

Жюри

Игра

Рабочий

Радио

Ребята

Фара

Флажок

Пассажир

Парк

Педаль

Правила

Перекресток

пост

Удар

Угол

Указатель

Улица

Уклон

Узкий

Узел(узловой)

Свет

Салон

Свисток

Сбить

Ход

Обгон

Обочина

Насос

Наезд

Кабина

Яма

За рулем

Щит

Щетка

Шина

Шип

Шашечки

Число

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница