К истории вопроса




страница1/9
Дата10.07.2016
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


© В.В. Алексеев 2009

древние образы на арканах Тарок и их тайноведческое значение


К истории вопроса.


Согласно «Антологии оккультизма» Де Живри (1931), первые документальные свидетельства о Тарок имеют германское происхождение и датируются 1329 годом. В Германии говорят именно «Тарок», а не «Таро», также и в Италии говорят «Тароччи». Похоже, что сокращение слова произошло благодаря Элифасу Леви, придумавшему оригинальную анаграмму из креста виде буквы Тау и букв «альфа» и «омега». Четыре буквы можно было вывести из этой анаграммы, а остальные оказались «лишними». Некоторые люди пытаются перевести «таро», но это сочетание букв не переводится никак, поскольку является «выдумкой» Леви.

В 1392 г. французский король Карл VI, чтобы развеяться от меланхолии, повелел художнику Жакмену Григонье изготовить колоду карт Тарок. Художник выполнил приказ, изготовив для короля 22 Старших Аркана на пергаменте из телячьей кожи. Однако оба упомянутых варианта Тарок не дожили до наших дней.

Самая старинная колода Тарок, имеющаяся у нас в распоряжении, это так называемая колода Висконти-Сфорца. Она датируется 1428 (либо 1450) годом. В ней присутствуют все известные сегодня Старшие Арканы и 56 Младших Арканов (всего 78 карт). Колода была нарисована художником Бонифацио Бембо для знатной семьи Висконти из Милана. Эти карты назывались Тарокки. По сути, это была стандартная для нас колода карт Тарок, состоящая из четырех мастей. В каждой масти было по 14 карт. Также в колоде были так называемые «козыри»: Папа, Император, Папесса, Влюбленные и т.д.

Встречаются и более ранние упоминания о картах для игры, однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что в этих упоминаниях идет речь именно о Тарок. В эпоху Возрождения в Европе имели хождение разнообразные виды игральных карт, имевшие мало общего со знакомым нам Тарок. Например, флорентийская колода Минкиате (середина 15 века) состояла из 95 карт, 40 из которых были Арканами. Колода Траппола не имела Старших Арканов вообще (а также Королев и числовых карт от Тройки до Шестерки). Так называемая колода Балдини, созданная Мантенье в конце 15-о века, состояла из 50 Арканов. Они делились на 5 мастей и изображали социальные классы, девять муз, науки, добродетели и планеты.

Любопытно, что некоторые авторы, писавшие о происхождении Тарок, утверждают, что в более древних вариантах среди Старших Арканов присутствовали еще две карты: чета римских богов, Юпитер и Юнона. Однако в самой ранней колоде, о которой мы говорили (в колоде Висконти), этих карт нет. Впервые они появляются в XVI веке в так называемой шотландской Безансонской колоде вместо карт «Папа» и «Жрица». Имели хождение и такие варианты Тарок, в которых вместо «Папы» изображался бог Бахус/Дионис. Еще через столетие Юпитер и Юнона навсегда исчезают из Арканов Тарок.

Попытка изменения карт Тарок указывает на то, что с самого начала с этими картами обращались вольно. Каждый считал возможным приложить свою руку к видоизменению Арканов, из-за чего на сегодняшний день возникли, вероятно, уже тысячи разновидностей карт. В связи с этим, невозможно говорить о какой-либо традиции передачи «священных тайн», если каждый желающий может сделать с эмблемами Тарок всё что угодно. Остается только одно: выяснить, какие символы седой древности послужили прототипами для первых карт Тарок. Изучение символов на картах Тарок подскажет нам и правдоподобную версию их происхождения.

Символика Тарок упорно подсказывает нам, что она была «изобретена» в христианскую эпоху. Об этом говорят арканы «Папа», «Страшный Суд», «Дьявол» и «Смерть». С другой стороны, налицо каббалистические символы «Вселенная», «Колесница» и «Время». А они могли возникнуть не ранее XII века в Окситании (Испания), когда, собственно, и появилась всем известная сегодня система Каббалы. Вот и получается, что датировать возникновение Старших Арканов Тарок следует 12-14 веками. Некие смелые умы, увлекавшиеся магией, создали остроумный набор символических эмблем, поместив в нем на первое место именно «Мага», а также включив аркан «Башня», объявлявший о намерении этих людей способствовать свержению монархий! По этим признакам именно в составителях системы Тарок обнаруживаются те, кто стал известен как масоны, «Братство вольных каменщиков», которое провозглашало свержение монархий одним из пунктов своей программы действий.

Все исследователи Тарок пытались выйти на их след, справедливо замечая некий эзотеризм в картах Тарок. Первым такую попытку проделал Эттейла (парикмахер Альеттэ). Эттейла объявил карты Тарок работой Гермеса Трисмегиста, и все дружно стали раздувать легенду о происхождении Тарок из Древнего Египта. Правда, Эттейлу опередил в этом граф Кур де Жебелен в книге «Первобытный мир». Поклонники магии стали пририсовывать на картах буквы иврита и других «магических» алфавитов древности.

XIV век стал началом эпохи Возрождения, Ренессанса. Главную роль в Возрождении играл дом Медичи, фактически управлявший в те времена Флоренцией. Могущественная семья Медичи покровительствовала художникам и ученым. В 1460 году один монах привез для Касимо де Медичи старинные рукописи, которые вскоре увидели свет под названием «Поймандер». Это был знаменитый «Корпус Гермеса», сборник текстов, посвященных так называемым герметическим наукам: астрологии, алхимии, философии, магии и т.п. Конечно, на самом деле, данные книги были написаны во втором веке (нашей эры) различными учеными и философами, жившими в Римской империи. Приписывание этих книг авторству легендарного Гермеса Трисмегиста является не более чем пиаровской уловкой того времени. Не исключено, что книги и рукописи, заново открытые для мира в XIV веке, были снабжены иллюстрациями и символами. Поэтому популисты «взяли ложный след», ведущий в Древний Египет к мифическому Гермесу (который вовсе не человек, а эмблема).

Но даже по датам можно заметить, что первые упоминания о Тарок более чем на век опережают появление герметических текстов в Италии. Просто замечательно, как все ходят вокруг да около очевидностей и не замечают их. Может быть, именно потому серьезные ученые и не занимаются исследованием Тарок, что для них всё слишком очевидно.

Версия германского происхождения Тарок

в связи с масонами и розенкрейцерами.

Для основателей движения розенкрейцеров был характерен способ передачи оккультной информации именно через символы. Первая группа отцов-основателей этого братства состояла из семи человек. Трое из них обладали способностью воспринимать информацию из высших миров в виде определенных символов, но они не могли сказать ничего конкретного об этих символах. Тогда как оставшаяся четверка, наоборот, имела способность интерпретировать воспринятые первыми тремя братьями знаки. Сегодня известно несколько фигур, приписываемых розенкрейцерам. (С этими фигурами можно ознакомиться в работах Мэнли П. Холла). Эти фигуры изображают различные стадии развития нашей Солнечной системы. Это вполне может оказаться действительным знанием розенкрейцеров.

Однако карты Тарок изображают более древние и более простые символы, которые могут считаться подготовительными перед более глубоким откровением. Ведь не случайно арканы Тарок были открыто выпущены в свет, тогда как относительно символов розенкрейцеров мы можем по сей день только гадать, что они на самом деле из себя представляют.

Масонство тоже известно своими символами и ритуалами. Причем эти символы и ритуалы являются главным содержанием масонства.

Как известно, программа розенкрейцеров состояла из трех пунктов, и первый из них гласил: «Свержение монархий». Кроме того, программа включала в себя поиск панацеи от всех болезней. Мэнли Холл пишет:

«Братство розенкрейцеров является августейшим и суверенным орденом, свободно манипулирующим символами алхимии, кабалистикой, астрологией и магией для достижения своих собственных целей, но совершенно независимо от культов, чья терминология ими заимствована. Тремя главными целями Братства являются:


  1. УСТРАНЕНИЕ ВСЕХ МОНАРХИЧЕСКИХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ И ЗАМЕНА ИХ ПРАВЛЕНИЕМ ФИЛОСОФСКИ ИЗБРАННЫХ.

  2. РЕФОРМАЦИЯ НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И ЭТИКИ.

  3. ОТКРЫТИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, ИЛИ ПАНАЦЕИ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ».

Не может быть просто совпадением то, что в Германии одновременно возникает общество Розенкрейцеров, это общество планирует разрушение европейских монархий и одновременно в той же Германии появляются карты Тарок, одна из которых изображает свержение монархии: падающих с башни коронованных особ.

Чтобы развить мою версию, мы можем обратиться к книге знаменитого историка Роберта Хэнкока «Власть талисмана». В этой книге подробно описывается история всех крупнейших европейских оккультно-мистических течений: катаров и богумилов, альбигойцев, тамплиеров и масонов. Однако нам важно рассмотрение фигуры небезызвестного Джордано Бруно. Всем нам школа преподнесла его в образе героя, отстаивавшего перед инквизицией теорию вращения Земли вокруг Солнца, умалчивая о его убеждениях. Роберт Хэнкок блестяще обосновывает принадлежность Джордано Бруно к Братству Розы и Креста.

Джордано Бруно одна из наиболее загадочных и интересных личностей в европейской истории, был, как сказали бы сейчас, экстремистом в духовных вопросах, мятежником, добивавшимся права на свободу исследования вопросов духовности и бытия без ограничений, налагаемых церковью. Он много путешествовал по Европе, посетил Англию, где был принят при дворе королевы Елизаветы I. Полет фантазии и широта мышления Бруно завели его в неисследованные доселе области, которые многочисленные римские папы объявили запретными. Отвергая алхимию и суеверия оккультизма, Бруно доверял лишь углубленному познанию и своим дедуктивным логическим построениям. Он воспринимал вселенную как бесконечное пространство, в котором обитают различные формы жизни. Он уточнил гелиоцентрическую концепцию Коперника. Он также много сделал для разработки теории и практики статистического анализа, сформулировал идею социальной помощи нуждающимся и занимался исследованием таких понятий, которые в 16-м столетии были совершенно непонятны для ученых, клерикалам казались прямым богохульством, но сегодня общеприняты и известны каждому не слишком отстающему школьнику. Труды Бруно получили широкое распространение, чему немало способствовала его мученическая кончина, особенно в протестантских странах, где теория Коперника и многие другие концепции можно было распространять и изучать без боязни преследования со стороны инквизиции.

Впервые мир узнал о Розенкрейце и его организации в 1614 году, когда в Германии достоянием публики стал манускрипт под названием «Fama Fraternitatis, des Loblichen Ordens des Rosenkreutzes» — «Откровение братства высокочтимого ордена Розы и Креста». Годом позже появилась вторая брошюра, дополняющая первую и повествующая, в частности, об обретении в 1604 г. могилы Розенкрейца. Через 120 лет, сообщалось в книге, тело основателя ордена, рядом с которым в гробу лежало несколько книг и украшений, оставалось «целым и нетленным».

Подобно ежегоднику Мужского клуба, третье издание на ту же тему появилось через год в Страсбурге под вызывающим названием «Di Chymische Hochzeti Christiani Rosenkreuz» («Химическая свадьба Христиана Розенкрейца»). В этой книге имеются многочисленные ссылки на тамплиеров, вследствие чего она тут же была осуждена католической церковью. «Химическая свадьба» написана от имени самого Розенкрейца и описывает его присутствие на бракосочетании мистических короля и королевы. В великолепном замке новобрачные отмечают это событие странной церемонией, включающей убийство и возрождение к жизни избранных гостей, с использованием таинственных обрядов древних алхимиков.

В то время как две предыдущие публикации вызвали среди публики разве что сдержанный интерес, «Химическая свадьба» явилась подлинной сенсацией. Вскоре общества Розы и Креста появились по всей Европе, в их списках присутствовали самые знаменитые люди, в том числе такие выдающиеся деятели английской науки, как Френсис Бэкон, Роберт Бойль и математик и мистик Джон Ди. Эти трое основали Королевское общество, в числе президентов которого были самые крупные ученые, такие, например, как Кристофер Рен, Сэмюэль Пепис и Исаак Ньютон. Это общество существует до настоящего времени и занимает в Великобритании то же положение, что и академии наук во многих странах.

В самый разгар ажиотажа в связи с выходом в свет книг Розенкрейца и возникновением общества, в которое все маломальски видные люди стремились войти на правах учредителей, возродителей или хотя бы рядовых членов, лютеранский пастор Иоганн Валентин Андреа сделал потрясающее признание: это он написал «Химическую свадьбу» и две предшествовавшие брошюры. Вся история розенкрейцеров оказалась мистификацией, затеянной Андреа, чтобы посмеяться над алхимией и ее приверженцами, но вышедшей из-под контроля.

Христиан Розенкрейц никогда не существовал, не ездил в Палестину в поисках мистических тайн древних арабов, никогда не основывал тайного ордена и, как из всего этого следует, не был погребен после смерти, наступившей в возрасте 106 лет. Не было найдено и тело, оставшееся целым и нетленным после того, как пролежало в гробу 120 лет. И он сам, и его похождения были детищем воображения Андреа, и ничем иным. Он написал «Откровение братства высокочтимого ордена Розы и Креста» ради шутки, а когда эту шутку многие восприняли всерьез, добавил к ней вторую брошюру и «Химическую свадьбу».

Андреа действительно обладал репутацией дерзкого шутника; еще в юности его не допустили до выпускных экзаменов, когда поймали за приколачиванием пасквиля к двери канцлера университета. Не получив степени, он провел несколько лет в странствиях по Европе, затем вернулся к занятиям и в возрасте 28 лет успешно написал литургическую диссертацию. После признания Андреа в том, что он выдумал Розенкрейца и его организацию (в духе современного нам мистико-детективного романа), публика обратила внимание на то, что в фамильном гербе шутника появились новые элементы — роза и крест.

Каковы были мотивы столь оригинальной шутки? Валентина Андреа, восторженного поклонника Бруно, могло вдохновить энергичное отрицание доминиканцем алхимии как серьезной науки, равно как и идея широкой благотворительности, осуществляемой вне зависимости от церкви. Если рассматривать «Химическую свадьбу», написанную Андреа, как осмеяние алхимии с позиций Бруно, а розенкрейцеровскую концепцию благотворительности без помощи и благословения церкви как выражение философии Бруно, можно дать вполне убедительный ответ на вопрос об источнике вдохновения Андреа, написавшего «Химическую свадьбу» и другие книги о Братстве Розенкрейцеров. Так попытка Андреа осмеять алхимиков привела к расцвету нового мифа – мифа о розенкрейцерах.

Если не считать указания графа Куге де Кантеле, который говорит, что тамплиеры, после разгрома их Ордена, основали во Франции тайный Орден Розенкрейцеров, распространившийся в 15-м веке в Богемии и Германии, то все предположения о существовании до 17 века тайного общества с таким названием имеют единственным своим источником лишь сочинения Андреа. По мнению Р. Флуда: "Общества, которое само себе приписывало бы имя розенкрейцеров, не существовало до 17-го века, а были только такие розенкрейцеры, которые не называли себя розенкрейцерами, а Божьими Друзьями или Братьями".

История масонства - братства "вольных каменщиков", с самого момента его возникновения, была покрыта густым слоем легенд. По самой распространенной из них, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который поручил меднику (архитектору) из Тира Хираму Абифф (иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона - Адононирамом) управление и руководство сооружением храма в Иерусалиме. Этим архитектором рабочие были разделены на три класса, своеобразные корпорации; а для того, чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.

Стоим добавить: легенды о Хираме Абифе (Адононираме), которой часто пользуются масоны, нет в Библии. Она взята из еврейского предания и выдает один из главных источников мифологии "вольных каменщиков". Перекликается с первой и версия о том, что прародителями Лож Вольных Каменщиков (первоначально ложа это просто место для хранения рабочих инструментов и для отдыха) явились Римскии коллегии Ремесленников или Комациев. Это были группы мастеровых, состоящих при легионах Римской империи, которые вместе с солдатами приходили на завоеванные земли. Члены таких объединений, или гильдий, строили церкви, соборы, храмы и другие величественные здания. После распада Римской Империи комации не исчезли. Их высоко ценили и в Средние века, признавали Папы, обеспечивавшие им особые привилегии и защиту вплоть до первой половины 14-ого века, когда и власти пришел папа Бенедикт ХII. Вскоре гильдии мастеровых-комациев лишились защиты папского престола и стали преследоваться как подозреваемые в создании тайного общества.

Следующая легенда указывает, что масонство происходит от ордена Тамплиеров (Храмовиков), который был разгромлен в 1314 году французским королем Филиппом IV и Папой Климентом V за “сатанизм, поношение христианства и стяжательство”. Орден ушел в подполье и тайно продолжал свою деятельность. Жак (Яков) де Молэ (руководитель ордена) и его товарищи погибли на костре, но ранее казни, главы обреченного ордена организовали и учредили то, что позднее начало называться оккультным, скрытым или шотландским масонством.

Для лучшего понимания предмета стоит разделять оперативное масонство - существовавшее до 18-го века и являвшееся профессиональным объединением - где слово “масон” обозначало строителя и вначале было связано только с архитектурными работами, затем — только с работой по камню, кирпичу и черепице. Позднее так же стали называться и проектировщики, помощники, подсобные рабочие и другие люди, занимающиеся сходным ремеслом, и cпекулятивное масонство.

Спекулятивные масоны не были каменщиками по профессии, скорее, “почетными членами” разного рода организаций, принятыми в оперативных ложах. Самая ранняя запись о присутствии на заседании оперативной ложи не-каменщика относится к 8 июня 1600 г., когда Ложа Эдинбурга принимала в своих стенах Джона Босуэлла, помещика Очинлекского из Шотландии. По видимому, именно организации оперативных масонов, организованные по профессиональному, а не национальному признаку, и обладавшие свободой передвижения, необходимой при строительстве средневековых соборов, и были избраны бывшими тамплиерами для инфильтрации.

Самым важным символом для Вольных Каменщиков является фартук, изначально крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позднее он был заменён на белую овечью шкуру, и в таком виде применяется до сегодняшнего момента.

Итак, в 1314 году разгромлен орден храмовников, а в 1329 появляется упоминание о Тарок. Одна из легенд, связанных с происхождением Тарок, поясняет, что арканы Тарок были созданы для того, чтобы спасти сокровенное знание. Так что нельзя исключить, что разгром тамплиеров и послужил причиной для создания Тарок, закрепляющего в системе символов учение «вольных каменщиков».

Орден тамплиеров был самой могущественной и богатой организацией Европы. Он не мог исчезнуть просто так со всеми своими сокровищами. Главное убежище бывшим тамплиерам предоставила Англия. Известно, что тамплиеры поклялись отомстить. Началась подготовка «операции возмездия» главным зачинщикам погрома – королю Франции и Папе римскому. В итоге мир получил революцию во Франции и протестантизм в Германии. Герб Мартина Лютера, успешного зачинателя протестантизма, содержит в себе символы креста и розы, что показывает всем, чью волю выполнял Лютер, выступая против авторитета Папы римского и изменяя вероучение католической церкви.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница