«Женские образы в современной военной прозе»



Скачать 58.13 Kb.
Дата03.06.2016
Размер58.13 Kb.
ТипУрок
Внеклассное чтение по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Тема: «Женские образы в современной военной прозе».

Запись на доске:

«Мне вообще нравятся люди, которые негромко живут, но если надо, идут в бой, на смерть, знают, во имя чего спасают тонущего ребенка, мчатся в ночь к больному человеку, строят город в пустыне»

Б. Васильев



«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. А женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами»

Б. Васильев



Дисгармония – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.

Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие.

  1. Слово учителя.

Урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» хочу начать словами самого писателя.

«Каждый писатель пишет о своем времени, какой бы темы или эпохи он не коснулся. И я написал о том, что знаю. О моем поколении… Опыт поколения – это и биография героев и выстраданное самым собой».

Тема Великой Отечественной войны всегда волновала и волнует нас, а повесть привлекает и тем, что героини – девушки, только что вступающие в жизнь, они по возрасту близки старшеклассникам, их восприятие жизни, их чувства, их мысли близки вам, школьникам.

И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны, тема ее, основной пафос близки и понятны каждому.

Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивает,что повесть, прежде всего, адресована молодежи.



«Я хотел рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными их современницами. И в то же время девочками 30х годов.»

Писатель исследует нравственные истоки героизма народа в Великой Отечественной войне.

Мы становимся свидетелями будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном глухом разъезде в Карелии.

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая война – о ее страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека.

Трагизм этого разлада подчеркнут в названии повести, и усугубляется тем, что герои ее – девушки вынуждены заниматься суровым ремеслом войны.

Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной.



  1. Знакомство с биографией писателя.

Б. Л. Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом –кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие» - первое прозаическое произведение. Напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился».

Писатель вспоминает:



«…замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва кончив десятый класс, в первые дни войны, точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смерти, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – больная и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»

Контраст становится в повести одним их основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название – контраст тому, о чем рассказывается в ней.



  1. Вопросы к повести.

- Где происходит действие, какие события описаны в повести?

- Художественный пересказ о Рите Осяниной.

- Художественный пересказ о Жене Комельковой.

Вывод: Нас не могут не восхищать отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли девушек.

-Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде?

Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, ведут себя не так, как положено на войне. (постирушки, «трещали», как сороки, загорали)

Когда читаешь начало повести, сначала не ждешь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как-то все просто и обычно. На задание идут весело, просто, их не страшит враг силою до 2х фрицев.

Может быть, поэтому больно читать о том, как они гибнут.

Не знали ни любви, ни материнства. Ничего не видели, были молодыми. Их и бойцами нельзя назвать.

А многие погибали, защищая страну.



- Что привело девушек на фронт?

О том, какой личный счет с врагом у Жени и у Риты, было рассказано.

Вспомним прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак.

Лиза Бричкина – нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, ощущение завтрашнего дня. (в нее было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места)

СоняГурвич – талант, любовь к поэзии, театру.

Галя Четвертак – фантазия, мечтательность, воображение.

Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.



- Сопоставим героинь повести с теми девушками, о которых пишет Ю. Друнина.

(Стихи Ю. Друниной.)

Поэтесса доказывает возможность присутствия и активной деятельности женщины на фронте.

Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах, сражающимися в самом пепле, где рвутся снаряды, где кровь и смерть.

Так бы могли написать о себе и своих подругах Женя Комелькова, Рита Осянина. Но не так пишет Васильев.

Его отношение к ним – отношение старшего, сильного, умудренного опытом человека, понимающего, что война и женщина – понятия несовместимые.

- Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?

- Почему погибла Лиза? Она была опытнее других? (Стремились выполнить приказ Васкова.)

-Почему Ж. Комелькова не затаилась, а приняла бой?

Она хотела чем-нибудь помочь смертельно раненной Рите и Васкову, который должен довести дело до конца. Она понимала, что, уводя в сторону боевых товарищей, она спасает их от верной смерти.



- Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

Рита 2 раза выручает старшину. Принимает огонь на себя. Смертельная рана, не желает быть ему обузой.



- Как погибли Соня и Галя? Можно ли их осуждать за нелепую смерть? (Соня убита ножом в грудь.)

Б. Васильев.



«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была намного труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Г. Четвертак об этом.

- Правы ли Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании?

- Как расценивает поведение Гали Федот Васков?

- Почему он берет в разведку Галю?

Ответы в повести.



- Можно ли осуждать их за нелепую смерть?

Растерянность, хрупкость. Виновата война, где гибнут юные девушки.



- Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

(Бесстрашно перебрались через болото, при встрече с немцами не пали духом. Когда надо было сделать, чтобы немцы пошли в обход, разыграли сцену с лесорубами. Погибли как герои, защищая родину.)



- Почему все девушки погибают?

(Война жестокая. Гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцев было много, а их шесть, воевать не умеют.)

На читательской конференции Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул:

«…надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь старшина и 5 неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.»

- С какими героями литературы мы могли бы сравнить Федота Евграфовича?

(Андрей Соколов усыновил Ванюшу, опытный, мужественный, душевный Федот Е. Васков – Альберта, сына Риты, сироту.Оба советские люди, умеют переносить всякие трудности).



- Почему так названа повесть?

Удивительное, скромное, протяжное название. Заглавие подчеркивает ужас, дикость войны в прекрасных карельских лесах.

Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, а зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, соблюдая, как и прежде, тишину.

Выразил главную мысль: девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы было голубое, безоблачное небо, тихие зори, никогда не знали войны.



Заглавием повести Васильев выражает протест против войны.

Вопросы анкеты:

  1. Кто из героев понравился больше всех?

  2. Какие эпизоды произвели сильное впечатление и почему?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница