Изложение его в систематическом порядке, т е. в хронологической последовательности и причинно-следственных связях



страница1/4
Дата27.07.2016
Размер0.66 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4

  1. Предмет и метод истории церкви

История христианской Церкви - это изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и причинно-следственных связях.

Слово «церковь» означает собрание верующих, принимающих деятельное участие в жизни и событиях Церкви.  В Церкви два элемента — божественный и человеческий. Церковная история изучает элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит историческому исследованию, так как он шире границ истории.

История христианской Церкви, с одной стороны, наука историческая; как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, используя исторические методы исследования.

С другой стороны, церковная история есть наука богословская и входит в семью богословских наук.

        Задача и метод. Церковная история касается всего, в чем выразилась и выражается жизнь церкви. Церковная история – это один из отделов общего человеческого развития; поэтому она не может быть изолирована от всеобщей истории. Но если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ.

        В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его критически, установив подлинное, отторгнув подложное и указав сомнительное, в) изложить весь добытый и проверенный материал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу, в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном развитии и поможет установить причинно-следственную связь между ними.



2. Основные группы источников по истории церкви

Источником для церковной истории служит все то, что помогает установлению исторических фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам: непосредственным, которые являлись свидетелями описываемых ими событий, и посредственным, которые пользовались чужими письменными данными или устными рассказами.

        Монументальные источники. К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. б) различные надписи на печатях, монетах, камнях, стенах и других предметах.

        Письменные памятники: а) К ним относятся римско-византийские законы, касающиеся христиан — эдикты, указы. б) различные христианские акты официального, юридического характера — постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам, в) древнейшие литургии и предписания культа, символы или изложения веры, мученические акты, г) произведения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

Изучение и издание церковных источников начинается со времен гуманизма и значительно усиливается в век реформации (15-17 вв).

3.Периодизация истории церкви

Историю Церкви следует начинать с Иисуса Христа и первых Его последователей. В проповедях Христа и Его учеников заключается комплекс явлений, составляющих христианство. Первая  глава истории христианской Церкви должна быть об Иисусе Христе, т.е. её Основателе. С этой точкой зрения согласны не все историки церкви. Они относят этот период к библейской истории, основанной на изучении Библии, которая для верующих является боговдохновенной книгой, а не источником по истории Церкви. Тем более, что христианская Церковь, как институт, возникла только во II-ом веке. Далее большинство церковных историков по примеру всеобщей истории делят церковную историю на древнюю, среднюю и новую. Границей между средней и новой для западной Церкви является реформация, т.е. начало XVI в., а для восточной — падение Константинополя (1453 г). Но вот в указании границ между древней и средней историей происходят большие разногласия. Одни видят грань в конце VI в. — смерти папы Григория (в 604 г), другие — в конце VII в., — после VI вселенского собора. Многие считают, что концом древнего периода должен быть признан XI век, т.е. время (1054 г). разделения Церквей. Этот длинный период делится на две части: до и после Константина Великого. Затем середина V в. - это окончание, заключение греческого классического периода в истории Церкви и переход к византийскому — событие великой важности не только в церковной, но и в государственной жизни, б) затем VIII в. - время окончания вселенских соборов. С этого времени отношения между восточною и западною Церковью резко меняются. Константинопольский патриарх, почувствовав силу, начал бороться с папами за признание его «византийским папою» на Востоке, чтобы папы больше не вмешивались в дела восточной Церкви. Папы с этим согласиться не могли. Тогда Константинольский патриарх предпочел разрыв с папами. Кризис затянулся до половины XI века, т.е. до 1054 г. Таким образом:



  1. Древний период нераздельной Церкви простирается до середины XI в. (1054).

  2. Средневековый - от середины XI в. до падения на Востоке Константинополя в 1453 г., а на Западе - до выступления Лютера (1516 г.).

  3. Новый период начинается — на Востоке с 1453 г., а на Западе с 1517 г. и продолжается до наших дней.



  1. Исторические и историко-философские предпосылки возникновения христианства

К моменту Рождества Христова весь средиземноморский мир находился под властью Рима. Непрерывные войны создавали повсюду состояние неуверенности. Вся тяжесть налогов была перенесена на провинцию. Собирание податей там было передано откупщикам, и произволу старших и младших чиновников не было предела. Низшие классы искали хоть минутного забвения в мечтах о потустороннем блаженстве, лучшей жизни в другом мире. Чрезвычайного развития достигли религиозные союзы, которые имели своею задачею совершение культа тем или иным божествам по обычаям их страны. 

Духовное состояние античного мира в век Рождества Христова характеризуется развитием и широким распространением эллинизма.

Характерными его признаками являются:

·          а) устранение границ между эллинами и варварами и как результат этого - космополитизм, который спасение видел в учреждении мировой монархии вместо национальных государств;

·          б) индивидуализм: на место всеобщего благополучия, обеспечиваемого государством, стал идеал мудреца, который свое счастье находит в самом себе ;

·          в) реализм — философия обращается к житейским проблемам к потребностям человека.

·          г) религиозный синкретизм вследствие знакомства с восточными религиями, притягивавшими к себе своим чувственным характером, а также суеверными и волшебными обрядами (оракулами, астрологическими толкованиями, таинственными действиями)…

Только что указанные настроения эллинистического периода создались благодаря особым философским направлениям и философско-этическим течениям и религиозным верованиям изучаемой эпохи. Философская мысль, уставшая от разрешения теоретических вопросов, занялась этическими проблемами. Этому направлению жизни соответствовали три новые философские школы, выступившие с III столетия — стоическая, эпикурейская и скептическая. Они сосредоточивали главное внимание на вопросах этических и решали проблему человеческого счастья.

Стоицизм. Стоики не полагали никакого существенного различия между Богом и миром. Всеобщий разум, или логос, - основная мирообразующая сила. Душа также должна в конце мирового процесса обратиться в первоматерию и возвратиться к божеству. В стоической системе нет места политике, на её место выступает космополитизм. Всем людям присущ один и тот же разум; все члены одного тела, все братья, потому что все одинаковым образом имеют Бога Отцом. Характерным признаком стоической системы является фатализм. Главным представителем римского стоицизма был Сенека.

Эпикурейство. Учение Эпикура (341-270 г) придавало большое значение учению о природе (физике), потому что это единственное средство освободить душу от ужасов суеверия. Единственное, безусловное благо, по учению Эпикура, есть удовольствие, а единственное безусловное зло — скорбь, печаль. Все живые существа от самого рождения стремятся к удовольствию и избегают несчастья. Корень всего и величайшее благо — благоразумие, только оно делает нас свободными. Наши необходимые потребности крайне несложны, а их легко удовлетворить, сама природа заботится о нашем счастье. Душа человека отличается от тела только качеством атомов, состоя из наиболее тонких, эфирных. Если связь между душою и телом совершенно прекращается, то атомы её легко рассеиваются, и тело подвергается тлению.

Третьим весьма значительным и важным течением философской мысли эллинистического периода является скептицизм.       Скептицизм привел к эклектизму, сравняв все философские течения, отрицая в каждом из них истину; а эклектизм уравнял их, признав долю истины за каждым.

Большое распростанение получили также восточные мистические культы, их широко заимствовали и объединяли с прежними своими верованиями. Эллинистическое влияние проникло в жизнь глубоко проникло в жизнь древних иудеев и привело к образованию партий в иудействе. Первосвященническое сословие стало на сторону эллинистов; им противопостали хасиды -"благочестивые," твердо державшиеся национальной обособленности и религиозных требований закона, за ними стояла народная масса. Продолжавшаяся борьба повлекла за собой вмешательство римлян. Во главе Иудеи стал Ирод Великий (37 г. до Р.Х. — 4 г. по Р.Х.). Несмотря на силу его характера и открыто выраженную преданность религии, ему не удалось расположить к себе иудейский народ. 

Август ввел в Иудее ту же самую форму управления, какая была применена в Египте. Во главе стоял прокуратор, который подчинялся Риму и был римлянином. Это вызывало в иудеях большое раздражение. Они жили в ожидании Мессии, спасителя, но для иудеев Мессия был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель благ для своего народа. Идея христианского посреднического служения ближним, тем более братства со всеми народами была чужда их сознанию.



5. Возникновение христианства

Первый период от начала Церкви до Миланского эдикта Константина Великого, от 29-30 г. н.э. до 313 г. — это время основания Церкви и постепенного распространения христианства сначала только между иудеями, а потом и среди язычников в условиях открытого гонения со стороны властей.

Важнейшим является вопрос о личности Ииисуса Христа

В последней четверти XIX в. марксисты — Энгельс и Каутский выступили с утверждением, что Христос не существовал, христианство явилось без Христа, оно выросло из движений римского пролетариата. По почину марксистов, некоторые ученые конца XIX и начала XX в. также стали оспаривать исторический характер личности Иисуса Христа. До 19 века вопрос заключался лишь в том, был ли Иисус Христос Богочеловек или просто человек? В древнее время сверхъестественное происхождение Иисуса Христа отрицали некоторые языческие ученые. Затем, после IV века, когда христианская религия сделалась господствующею религией, — вплоть до XVIII в. - богочеловеческий характер личности Иисуса Христа всеми признавался. С появлением рационализма в XVIII в. начались попытки приблизить евангелические истории к рассудочному, историко-прагматическому пониманию.



Источники жизни Иисуса Христа делятся на библейские и вне-библейские.

Важнейшим внебиблейским источником мы считаем свидетельство Тацита, родившегося в 56 г. христианской эры и писавшего свои Анналы в 115-117 г. Тацит, по времени своей жизни, имел полную возможность удостовериться в действительности личности Иисуса Христа, и он упоминает о казни Христа в своих Анналах. Хронологически более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Светоний в "Жизнеописании Клавдия". В письмах Плиния Младшего три раза встречается имя "Christus," как историческая личность, не подлежащая сомнению. Есть еще упоминания об Иисусе Христе у философа Цельса, у Лукиана. Всякие упоминания о Христе отсутствуют у иудейских историков – современников Иисуса Христа. С середины II века это демонстративное замалчивание уступает место ненавистным хулениям, чтобы очернитьь воспоминание о распятом Иисусе.

Чтобы перейти к библейским источникам, нужно упомянуть сначала об апокрифических евангелиях. Они не могут претендовать на авторитетные источники, так как являются плодом фантазии и возникли от II до VII в. в еретических кругах для восполнения пробелов жизни Иисуса, в особенности истории рождества, детства и страданий.

Библейскими источниками являются 4 канонических Евангелия, древность, подлинность и достоверность которых доказывается многочисленными свидетельствами. Они написаны учениками Христа, которые находились непосредственно рядом с ним. Земная жизнь Иисуса Христа, по евангелиям, есть настоящая человеческая жизнь. Иисус Христос знал о Своих страданиях и смерти и приписывал им искупительное для людей значение. Иисус Христос не был политическим или социальным деятелем. Он относился совершенно индифферентно к господствовавшему государственному складу. Он исключительно религиозно-моральный деятель, положивший начало христианскому обществу и его внешней организации.

Он соблюдает обряды, праздники еврейские, посещает Иерусалимский Храм. Однако он возвышается над обрядом и дает свободное толкование Ветхому Завету. Он предсказывает разрушение Иерусалимского Храма и учит, что служить Богу можно везде, лишь бы это служение было духом и истиною. Обряду Он придает лишь условный, символический характер, ставя выше его духовную сущность религии и требования морали. Закон говорит о любви к ближнему, и толкование иудейских книжников разумело ближнего, как человека той же нации. Христос придает понятию любви самый широкий характер: любви ко всем, не исключая врагов Главные положения его учения сводятся к следующему: Бог один, Он создал мир и промышляет о людях. Он совершен. Он любящий Отец, одинаково посылающий лучи света на праведных и неправедных; некогда заключивший завет с еврейским народом, Он теперь заключает новый завет чрез Своего Сына. Иисус Христос есть Сын Божий, чрез Свои страдания и смерть спасающий человеческий род. Это центральная идея Нового Завета. Он — Мессия, но не Мессия — Царь, а Сын Божий, Агнец Божий. Его мессианское царство не от мира сего, как ждали иудеи, а духовное внутреннее. В него вступают не знатные, могущественные, богатые, а простые, бедные, притесняемые, страдающие и найдут там нравственное успокоение.

Иисус Христос положил начало внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь, по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Он дал ученикам молитву, как образец ("Отче наш "), установил таинства — крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины.

По вознесении Иисуса Христа в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек и во Иерусалиме с апостолами 120. . О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме.



6. Устройство жизни в первой христианской общине.

Уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство. В результате проповедей апостола Петра община очень быстро увеличилась до 3000, а вскоре до 5000 человек.

Зачатки христианского учения, почерпнутые из проповеди апостола Петра, первые верующие постарались подробнее уяснить через усердное и продолжительное внимание проповедям апостолов (всех, а не одного Петра), с полным подчинением их апостольскому авторитету. Отсюда происходило внутреннее единение верующих друг с другом, которое имело источником своим единую веру, полученную от апостолов. Другими характерными признаками внутреннего единения являлись молитвы. Внутреннее духовное единение выражалось и во внешнем устроении жизни — в обобществлении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся. Без всякого принуждения они завели общее имущество при общей кассе, которая пополнялась людьми богатыми. Обоществление имущество не носило принудительного или тотального характера. Сохранились свидетельства о сохранении в собственности у первых христиан домов и другого имущества.

Рост христианской общины привел к необходимости избрания лиц, задача которых заключалась в служении апостолам . Сначала избранных было семеро: поставили пред апостолами и, помолившись, возложили на них руки. Еще из древности в них стали видеть «диаконов»» как определенную ступень. Первоначально жизнь общины была спокойной, ему способствовало то, что уверовавшие в Иисуса Христа, как Мессию, не отказывались от исполнения Моисеева закона и вообще от иудейских обычаев. Первоначально и вне Иерусалима христианство распространялось среди иудеев. Диссонанс в жизнь внесли свободномыслившие эллинисты. Предметом спора стал храм и его культ, о прекращении которого, с пришествием Христа, говорили эллинисты. Между тем иудеи на основании предания защищали его бесконечное существование. Во главе сторонников реформы эллинистов встал Стефан. Для перехода миссии на языческую почву, нужно было разбить иудейские предрассудки. Это в значительной степени сделали эллинисты, занявшие представительные места с реформою иерусалимской церкви. Гонение, поднятое против единомышленников Стефана заставило их покинуть Иерусалим. Рассеявшись из Иерусалима, они естественно действовали как миссионеры. Ближайший решительный шаг был сделан в Антиохии, где христианство было проповедано чистым язычникам. Для Антиохийской общины, образовавшейся из прежних язычников, было придумано имя "христиане" или "хрестиане".

Это обозначение само по себе доказывает, что новая община в Антиохии сильно отклонилась от иудейства. Замечательно, что иудео-христиане мирно уживались в Антиохии с языко-христианами. Раздоры между ними внесли только пришедшие из Иерусалима. Нет ничего удивительного, что теперь именно началась вражда против христианства, когда проповедь Евангелия перешла на языческую почву.

7. Миссионерская деятельность апостола Павла

Заслуга освобождения христианства от рамок иудейства и придания ему характера универсальной религии навсегда останется за Савлом из Тарса, т.е. апостолом Павлом.

Савл был правоверным иудеем и под руководством раввина готовился стать книжником-раввином. Он всею душой погрузился в закон и отеческие предания. Отсюда его в преследовании христианской секты, угрожавшей будто бы состоянию иудейской веры, гибелью храма и обычаев Моисея. Преследуя разбежавшихся из Иерусалима христиан, он был потрясен явлением Воскресшего Христа на пути в Дамаск. От потрясения он ослеп, но прозрел внутренне. После чудесного исцеления крестился. Проповедовал краткое время в синагогах Дамаска об Иисусе, как Сыне Божием. Затем пошел в Аравию, чтобы в уединении подготовиться к своему высокому призванию. Когда он снова возвратился в Дамаск, он понял, что его жизни угрожает опасность со стороны озлобленных иудеев. Верующие помогли ему бежать ночью из Дамаска. Теперь он пошел в Иерусалим, чтобы видеть ап. Петра. Его первое благовестническое миссионерское путешествие (44-45 г) началось с Антиохии Сирийской. С проповедью он выступал в синагогах, прежде всего обращаясь к иудеям, а потом и к язычникам. Мир был нарушен пришедшими из Иудеи иудео-христианами. Они считали, что язычники могут вступать в христинскую церковь при условии соблюдения закона Моисеева. Между тем апостол Павел считал, что Моисеев закон для христиан из язычников не обязателен. Для прекращения разногласий в Антиохийской общине было решено — послать Павла в Иерусалим к апостолам и старцам.. Итогом стал называемый декрет апостольского Иерусалимского собора о воздержании язычников-христиан от соблюдения иудейских законов. Относительно же иудео-христиан предполагалось, что они по-прежнему будут исполнять закон Моисея.

Конечно, практические трудности, возникавшие из совместного пребывания языко-христиан с иудео-христианами, апостольским декретом не устранялись, и это очень скоро сказалось в жизни. Иудео-христиане считали, что общаясь с языко-христианами, они нарушают иудейские законы о чистоте. Соблюдение ритуальных законов мешало общению за традиционными вечерними трапезами. Если в Сирии, Антиохии противоречия между иудеохристианами и языкохристианами не имели выраженного характера, то в Иудее даже апостол Петр не смог держаться на такой возвышенной точке зрения и препочитал общество иудеохристиан. Апостол же Павел исходил из положения, что Бог присоединил к Церкви язычников через веру. Через эту же веру спасаются и иудеи; значит, условные перегородки и ритуалы должны исчезнуть. Вскоре после этого ап. Павел оставил Сирию и продолжил свои благовестнические путешествия. Павел намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на запад, через Рим и Испанию, но в Рим он попал не как свободный миссионер, а как подсудимый римской власти. Имеются исторические данные, что ап. Павел был освобожден от римских уз, совершил путешествие на запад в Испанию, но потом он во второй раз попал в римский плен, где был казнен в 67 году.



8. Распространение христианства в 1 веке

Первый век христианства часто называют «апостольским», потому что новую религию несли сами апостолы. После распятия Христа и вознесения Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иерусалиме, затем в Самарии, Сирии, Финикии. Первое свидетельство о проповеди ап. Петра и Павла в Риме и основании ими римской церкви относится ко 2-му веку. Римский историк Тертуллиан упоминает о мученической кончине в Риме апостолов Петра и Павла. По церковному преданию ап. Петр, после управления Антиохийскою кафедрою пришел в Рим, где руководил римскою общиною и в последний год царствования Нерона был распят головою вниз.

Основатель римской общины остался неизвестным христианству. Уществует предположение, что зерно общины составляли уверовавшие во Христа одновременно с самим Павлом, т.е. в 30-ых годах. Тацит знает христиан, как уже отдельно живущих, обособленных (Annal., XV, 44). Это относится к 64-му году.

В иерусалимской церкви в это время начал преобладать дух иудео-христианский. Во главе иерусалимской общины становится ап. Иаков, брат Господень, который будучи христианином по вере, соблюдал все правила иудейского благочестия. Несмотря на декрет Иерусалимского апостольского собора о законности обращения язычников в христианство без соблюдения иудеских законов (обрезания), сильный рост языко-христианских общин возбуждал недовольство. Партия иудео-христианских ревнителей, с которыми ап. Павел боролся в основанных им общинах, получает в первообщине, в Иерусалиме, громадное влияние. Когда ап. Павел в последний раз пришел в Иерусалим, то против него обнаружились не только страшная ненависть неверовавших иудеев, но также глубокое недовольство и палестинских христианских общин. Таким образом, Первая община в Иерусалиме отделила себя от общей Церкви.

После разрушения Храма христианская первообщина в Иерусалиме потеряла свое руководящее значение и дальнейшее развитие христианской Церкви происходило на почве языко-христианства.

Важной являлась также деятельность Св. Иоанна Богослова В первой христианской общине ап. Иоанн действовалЗанимался миссионерской деятельснотьюв Самарии и Ефесе. О жизни и миссионерской деятельности прочих Апостолов сохранилось мало известий. По церковному преданию Фоме выпал жребий идти в Парфию (Персию), Андрею — в Скифию, Иоанну — в Азию, где он жил и умер в Ефесе.



Каталог: materials -> history
history -> Вопрос Закономерности развития металлургии меди и динамика распространения металлургических знаний в эпоху неолита-энеолита-бронзового века
history -> История Средних веков. Понятия «средние века»
history -> 1. Эгейская цивилизация: города и царства 3-2 тыс до н э
history -> 1. Предания о начале римского народа и города Рима
history -> Вопросы по истории Церкви Предмет и метод истории Церкви
history -> История Росси. Восточные славяне в VI – IX вв. Образование Древнерусского государства. Славяне
history -> Вопрос Периодизация и хронология каменного века


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница