Избирательная система как способ обеспечения народного представительства




Скачать 66.27 Kb.
Дата16.07.2016
Размер66.27 Kb.
А.И. БАКУЛИН,

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин

Московского гуманитарного университета
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

(НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
В определенной мере можно говорить об институте выборов как универсальном общественном институте, выполняющем интегративную функцию в различных сферах жизни. В таком понимании можно рассматривать выборы как социальный механизм, посредством которого рождается власть, реализуется сущность гражданского общества, формируются политические элиты, идет процесс социализации личности, осуществляются контроль и регулирование власти со стороны граждан, фиксируются общественные настроения.

Однако процедуры подготовки, проведения и подведения итогов выборов определяются избирательной системой. Ее можно считать способом, с помощью которого обеспечивается (или не обеспечивается) народное представительство.

Избирательная система выполняет следующие функции: осуществление народного суверенитета, дающего право народу на полноту власти; реализация права каждого гражданина на участие в управлении обществом и государством; легитимация государственной власти и иных государственных институтов; влияние (формирование, поддержание, модификация) на политику государства; сменяемость управляющих (ограничение доминирования элит); разрешение конфликта между управляющими и управляемыми1.

Функциональная составляющая избирательной системы государства не исчерпывается ее общедемократическими функциями. По мнению Е.Е. Скосаренко, избирательная система выполняет и ряд факультативных функций – влияет на политическое структурирование выборного коллегиального органа, на эффективность и стабильность правительства, на становление и развитие уровня многопартийности в государстве, достижение соответствия состава выборного органа реальному соотношению различных слоев общества в государстве (представительность)2.

Таким образом, избирательная система – это конституционно-правовая конструкция, представленная совокупностью целостных, логически оформленных, относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, участвующих в общественных отношениях по поводу организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти; легитимной трансформации политической власти в государственную власть; реализации избирательных прав граждан; воздействующая на качественное состояние политической системы общества и подверженная влиянию этой системы3.

В Калужской области на муниципальных выборах используется мажоритарная избирательная система. Один из способов преодоления нерезультативности мажоритарных выборов – это альтернативное голосование. Преимущество этого способа заключается в том, что можно обойтись однократным голосованием4.

По мнению автора, в Калужской области при мажоритарной системе целесообразно ввести альтернативное голосование.

Следует отметить, что в Калужской области предполагается создание одномандатных и многомандатных мажоритарных избирательных округов при формировании представительных органов местного самоуправления.

В Калужской области пропорциональная избирательная система в «чистом» виде введена для формирования представительного органа государственной власти – Законодательного Собрания Калужской области5, и предусмотрена как один из способов формирования представительных органов местного самоуправления в Калужской области6.

Пропорциональная система отражает интересы не только большинства, но и меньшинства населения. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и мандатов.

Как отмечает С.А. Авакьян, «у пропорциональной избирательной системы общее назначение: она построена на доверии избирателей к соответствующим партиям, движениям и отсюда – заранее на доверии к их кандидатам. Избиратель, голосуя по этой системе, выбирает те идеи и программы, которые ему нравятся, и организации, которые эти программы представляют»7.

По мнению автора, для повсеместного внедрения пропорциональной избирательной системы при формировании представительных органов государственной власти субъекта, а тем более представительного органа муниципального образования, еще не пришло время.

Что касается проблемы реализации избирательных прав граждан, то введение в действие полностью пропорциональной системы, при которой кандидаты могут выдвигаться только по партийным спискам, привело к ограничению реализации пассивного избирательного права независимых кандидатов. Несмотря на то что избирательное законодательство предусматривает гарантии реализации пассивного права граждан быть избранными в органы государственной власти, не являющимися членами политических партий8, их реализация ставится в полную зависимость от избирательного объединения. Использование системы закрытых списков приводит к тому, что избиратель не только дистанцирован от их составления (поскольку это дело самой партии), но и не оказывает на них влияния в ходе голосования.

Порядок составления единых списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, является принципиально важным вопросом. В 2002 г. ЦИК России рекомендовала применять систему открытых списков9. Главным ее достоинством принято считать демократичность, которая обеспечивает повышение интереса к выборам, рост активности избирателей. Избиратель, голосующий за партийный список кандидатов, получает право указать в нем предпочтительных кандидатов. Очевидно, что система открытых списков более справедлива, и она применяется в Калужской области при выборах депутатов Законодательного Собрания.

При выборе той или иной модели избирательной системы следует руководствоваться теми задачами, которые необходимо решить на общегосударственном уровне и на уровне субъектов государства. В Российской Федерации введение пропорциональной системы выборов было призвано укрепить значение крупных и авторитетных политических партий, представляющих интересы граждан страны и объединяющих их для достижения общенациональных целей10. В Послании Президента РФ указывается на межпартийную дискуссию о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам11. Общее мнение пока не выработано, но есть все основания предполагать переход на пропорциональную избирательную систему выбора депутатов законодательных органов субъектов РФ.

Проблема использования смешанной (или пропорциональной) избирательной системой сегодня актуальна при формировании не только законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации12, но и представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, выбор вида избирательной системы обусловлен комплексом социальных, экономических, политических и исторических причин, носит яркий оттенок политической целесообразности. В связи с этим в каждом государстве законодатели стремятся создать избирательную систему, которая являлась бы оптимально подходящей для применения в конкретных исторических условий страны.




1См.: Елистратова В.С. Еще раз о понятии избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 20.

2 См.: Скосаренко Е.Е. Избирательная система в политической жизни России: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 22.

3 См.: Елистратова В.С. Указ. соч. С. 22.

4 См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Норма, 2003. С. 110.

5 Закон Калужской области от 3 апреля 2009 г. № 535-ОЗ (ред. от 10.11.2009) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» // Весть. 2009. № 117–120.

6 Закон Калужской области от 25 июня 2009 г. № 556-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Калужской области»// Весть. 2009. № 239, 240, 235–237.

7 См.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М.: Российский юридический издательский дом, 1999. С. 43.

8 Пункт 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

9 Постановление ЦИК РФ от 25 декабря 2002 г. № 167/1419-3 «О Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

10 См.: Авакьян С.А. Какая избирательная система лучше? // Российская Федерация сегодня. 2004. № 23. С. 3.

11 Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 214.

12 См.: Шариков В.Н. Формирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием смешанной (или пропорциональной) избирательной системы: итоги и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 11; Дымберова Э.Д. Основные тенденции выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница