Из истории села очерк истории




Скачать 384.54 Kb.
страница1/3
Дата17.07.2016
Размер384.54 Kb.
  1   2   3
Из истории села

ОЧЕРК ИСТОРИИ

Возникновение населенных пунктов, городов, селений в том или другом месте до сих пор является предметом научных дискуссий. По этой проблеме существуют много предположений, но бесспорным является то, что наши предки тщательно выбирали место для жилья в зависимости от внешней опасности, природных условий, климатической зоны, плодородности земли и т. д. В зависимости от того, какая из перечисленных задач была на тот момент приоритетной, возникали населенные пункты в том или ином месте, а со временем, по вполне объяснимым причинам, приходили в упадок или вовсе исчезали, как исчезли многие древние цивилизации. Видимо, такой подход может быть оправданным при исследовании истории отдельных населенных пунктов, независимо от того, город это или село с древней историей или современный поселок, возникший в результате переселения для решения важной экономической задачи. История отдельных населенных пунктов Дагестана может дать более точные и конкретные сведения по истории Дагестана в целом. Обобщенная история Дагестана не может уделить много внимания конкретным историческим событиям или истории отдельных населенных пунктов, так как многие основополагающие исторические события требуют тщательного анализа целого комплекса причин и последствий переломных моментов нашей истории. Поэтому исследование истории отдельных селений представляет не только чисто познавательный, но научный интерес, тем более что история народа всегда состоит из истории отдельных селений, городов, стран, государств и известных исторических личностей. История селения Игали представляет интерес еще тем, что в истории Дагестана этот регион все еще остается малоисследованным, несмотря на довольно интересные археологические находки, найденные в ходе обследования местности «Танкулъ» в 1950 – 1960-е годы. Разрозненные находки, найденные в разные периоды, имевшие на себе отпечаток того времени и исторические сведения, полученные из разных источников, если сопоставить и сверить с научными результатами, полученными профессиональными археологами в ходе поверхностного осмотра местности, позволяют это делать. Первые научно доказанные сведения о селении Игали относятся к VIII веку.

Мусульманские авторы XXI вв. сообщают, что от низовий Волги, где располагалась столица Хазарии, и до пределов горного Дагестана (в современном Хасавюртовском районе) было 12 дней пути. Оттуда, скорее всего, от нынешнего сел. Андрейаул, где в древности располагался «город» Балх, путник, идущий во Внут¬ренний Дагестан, начинал подыматься на «высокую гору», тож¬дественную, как представляется, Салатавскому нагорью. Далее через горные долины, лежащие в бассейне Андийского Койсу. он через три дня достигал местопребывания правителей Сарира. В труде Ибн Руста и в других мусульманских географических со¬чинениях, таким образом, дается описание дороги Эндирей—Хун¬зах, проходившей через Аргвани, Игали и Тануси, о существова¬нии которой еще в VIII веке сообщает Ахмад ибн Вадих ал-Исба-хани, характеризуя ее как «путь в страну хазар». Эта дорога для хунзахцев и близлежащих аулов была очень важной, так как по ней выводили скот на зимние пастбища Терско-Сулакской низменности; она также свя¬зывала с одним из важнейших торговых и культурных центров тогдашней Восточной Европы — городом Итиль, стоявшим в ни¬зовьях Волги.

Десятилетие болезненных реформ, смена общественных форм производства, крах отживших свой век экономических отношений и идеологических догм, ростки демократии, снятие ограничений и запретов, сковывавших творческую инициативу, рост национального самосознания, выразившийся в возросшем интересе народа к собственной истории и культуре ,дали толчок появлению историко-этнографических очерков, посвящённых исследованию отдельного села. Изучение истории селения Игали имеет большое научное и практическое значение. Оно позволит проследить роль игалинцев в истории, их вклад в экономическую, политическую и социальную жизнь республики, влияние на ход исторических событий, связанных с историей Кавказа, показать общее и особенное в истории с. Игали в контексте истории народов Дагестана, ввести в научный оборот новые факты и события, личности и персонажи, источники и материалы, заполняющие национально-специфический элемент культуры в истории Дагестана и служащие делу патриотического воспитания молодёжи, углубления их знаний о культуре и традиции своего народа.

На редкость гостеприимны жители аула Игали Гумбетовского района, расположенного близ очень оживленной дороги на плоскости. В этой связи подумалось, что некоторые события на целые века определяют психологический настрой жителей населенного пункта.

Шамиль в молодые годы приехал в Игали, и кунак Ухума-хаджи зарезал в честь гостя единственную на подворье живность - козу. По истечении десятков лет по пути в Мекку имам Шамиль вспомнил об этом и переслал Ухума-хаджи деньги для поездки в хадж. Другой случай. После Кавказской войны игалинец Улбул-Омар отправился в хадж. На обратном пути заболел, отстал от попутчиков в городе на берегу Красного моря. Выздоровев, нанялся рабочим на корабль, плывущий в Индию, рыбачил на реке Брахма, но за многие годы так и не накопил достаточных для возвращения домой средств. Тут он случайно встретил матроса российского корабля Гамзата из Мехельта, тот дал земляку деньги и на дорогу, и на подарки родным. А дело было в том, что в годы войны Улбул-Омар сторожил Сагринский мост и, пропустив тайком через мост, дав одежду и провизию на дорогу, помог спасавшемуся от гнева имама Шамиля Гамзату, уйти с гор. Возвратившись в родной аул, произнес ставшие поговоркой слова: «Поможешь человеку в беде на Сагринском мосту, отзовется добром на реке Брахма».(Сагъи кьода гьабураб, Гьима г1урухъ батулеб)

Видимо, не случайно название расположенного на перекрестке больших дорог гумбетовского аула Игали происходит от андийского слова Игьало, - войско. Ему, как утверждает преподаватель истории Игалинской средней школы Кургали Исмаилов, более 1200 лет. Войны не обходили аул, расположенный на берегу Андийского Койсу, стороной. Немые свидетельства тому - трехэтажная боевая башня близ села Тантари, напоминающая крепость; старые кварталы аулов; остатки окопов и других защитных сооружений в местностях Лъинжаниб, Швет1абазул Лъаг1рухъ, Хереч1дерил к1ал и т.д. История аула столь богата и занимательна, что несколько десятилетий назад по поручению джамаата учитель Магомед Казамбиев начал составлять рукописную книгу, в которую записывались все предания, были, рассказы очевидцев о событиях в ауле, об отличившихся в них игалинцах. Продолжил его дело библиотекарь Абдурахман Дарбишмагомедов.

Пришло, говорится в одном из преданий, войско Надир-шаха. Игалинцы, забрав пожитки, покинули аул, но организовали засаду в местности Марти-квери (Кавудала) и обрушили на находившихся внизу врагов такую лавину камней, что половина войска осталась под нею. Особенно богата история аула времен Кавказской войны. В числе немногих мюридов, храбро сражавшихся до конца вместе с имамом Гази-Магомедом, был игалинец Барат Ахмед. При штурме аула Гимры 17 октября 1832 года погибло 25 воинов из Игали, большой храбростью в рукопашном бою отличились Чукумил-Ухума и Баткул. 23-25 июня 1842 года под Игали произошла битва. Началась она со стычек на улицах аула, который молодежь сочла постыдным сдать без боя. Говорят, что царским войском руководили Клюгенау и Граббе, а горцами - наиб Ахбердил Магомед и сам Шамиль. Сохранились были о подвигах Бабал-Магомеда, Хенти-Муртазали, Магдилгаджиява, именем которого по повелению имама нарекли всех мальчиков, родившихся в близлежащих аулах в течение месяца. Есть предания, что имамом вместо Шамиля мог быть избран Саид из Игали, погиб он в бою в местности Буланахи в Чечне.

В годы гражданской войны симпатии игалинцев разделились. Одни были на стороне ученого Сулеймана, который мог вступать в богословский спор с самим имамом Нажмудином, другие воевали в составе отряда красного командира Муслима Атаева. География путей игалинцев в годы Великой Отечественной войны охватывает почти всю Европу. Ушел на фронт 169 воинов, вернулся - 51. Боевой путь каждого из них известен не только их семьям, но и всем аульчанам. Помогают в этом рассказы Абдулы Абдулмуслимова, Магомеда Чупалаева , Ражбадина Гаджимурадова, их в живых осталось только двое ветеранов. Их традициям следовали семь воинов-«афганцев». Один из них - Асхабомар Асхабомаров - удостоился двух орденов Красной Звезды. Родом из Игали- 36 офицеров Советской и Российской армии, один дослужился до звания подполковника.

Если требовалось проявить отвагу, мужество, игалинцы не подводили. Истоки храбрости, доходящей порой до безрассудства, коренятся, видимо, в том, что смерть человека здесь воспринимали легко и спокойно. В течение многих веков люди рано сходили в могилы - и по причине тяжкого, изнурительного труда и из-за эпидемии, то и дело уносивших по пол-аула. Только Советская власть, которой здесь благодарны, заставила ценить жизнь по -новому.

За многие века аул достиг небывалого расцвета. Прекратился мор людей от эпидемий. Высушили болото на противоположном берегу Андийского Койсу и избавились от малярии. Колхоз имени Мичурина, организатором которого в 1936 году был Дарбишмагомед Хизриев, с помощью государства почти втрое увеличил площадь садов, провел водопроводы питьевой и поливной воды. В 1925-1926 годы открыли ликбез, начальную, а затем среднюю школу, у истоков которых был рано умерший педагог и писатель П.Гасанов, ликвидировали неграмотность. Первым в ауле высшее образование получил педагог Омаргаджи Шейхов, а ныне каждый девятый игалинец имеет высшее или среднее специальное образование, юноши и девушки продолжают учебу после школы. Ученый Бадави Магомедов руководил кафедрой Иркутского сельхозинститута. В Дагестане известны имена заместителя председателя Верховного Суда РД Магомеда Абдулхалимова, директора АО «Дагводоканал» Гаджи Абдулхалимова, врачей Юсупа Нурмагомедова, Садулы Аминтазаева, Магомедгаджи Чупалаева, Исы Исрапова, братьев Тажудинова Гусена и Османа, Алхасова Гасана и других.

Несколько клубов, библиотек, начальные и средняя школы, в которых преподают мастера своего дела , успешно функционирующее при мечети медресе - гарант того, что традиция грамотности будет успешно продолжена.

Около тридцати аульских бизнесменов завозят сюда все известные товары. Люди живут в хороших домах с современной бытовой техникой. Десятки аульчан владеют грузовыми автомашинами, сотни - легковыми автомашинами и мотоциклами. Но есть и люди, не имеющие возможности заработать.

В ауле, пользовавшемся славой столицы аварской песни и мелодии, ценили певца Махмуда из Кахаб-Росо. История сохранила десятки имен поэтов, певцов, композиторов, исполнителей национальных мелодий. Игалинцы помнят их стихи, песни, мелодии. С обидой рассказывали, что как-то передавали танцевальную мелодию самодеятельного композитора Гангатли Газимагомеда из Игали, которую теперь называют народной.

В Игали живут достойные люди, у которых в чести подриг, труд, песня, ловкость и выносливость. Думается, что у аула, имеющего столь яркую, интересную историю, насыщенное событиями настоящее, будет счастливым, светлым и завтрашний день.

Наш Гумбетовский район расположен во внутригорном Дагестане.

Он находится между 42 и 43 северной широты и 46 – 47о восточной долготы, а селение Игали находится в 42°43'00'' северной широты с. ш. и 46°34'60'' восточной долготы. Высота над уровнем моря- 647 метров.

Граница района идет на севере - с Казбековским и Буйнакским районами, на востоке – с Унцукульским районом, на западе - граница идет с Ботлихским районом, на северо – западе - с Чеченской республикой.

Район наш находится во внутреннем Дагестане, занимая центральную и западную части республики.

Село Игали находится на самом востоке нашего района, восточнее, протекающей здесь рекой Андийское Койсу. Селение со всех сторон окружено горной цепью и множеством поднятиями. На северо-западе, на границе с Чечней, находится Андийский хребет, к востоку от него - находится хребет Салатау. Дальше, в направлении юго-востока, расположен Гимринский хребет, а на юге – отроги хребта Аракмеэр. На границе с территорией с. Инхо как бы образуют угол отроги Аракмеэра и Андийского хребта. Прорываясь сквозь этот угол, Андийское Койсу образует более ровную дельту и вот на расстоянии 700 метров от этой дельты и находится с. Игали.

Поднимающиеся здесь хребты разделены понижениями, речными долинами и ущельями. По обе стороны реки Андийское Койсу расположены долины из аллювиальных отложений. Когда едешь по территории с. Игали, дорога как раз проходит через эти долины: Салихури, Майдан, Г1урухъ, Х1ат1алаби, Ахалъаби,Чинчикь, Энсерухъ, Сверуданахъа, Х1акварахури, Г1олебмегъ и др.

Здесь широко распространены глубоко врезанные с отвесными стенами горные ущелья, называемые каньонами.

Самым глубоким здесь является Сагринский каньон. Река Андийское Койсу в 7км от с. Игали прорезает маленькое сагринское плато в самом его конце и делает прорубь глубиной 70 метров и течет там буйно, почти в полумраке. Обе стороны каньона наверху равны и близки, что на первый взгляд создается впечатление, что можно без особого труда перепрыгнуть.

Через каньон проложен современный мост, способный выдержать большие нагрузки…

Село наше расположено в котловане высоких гор, как бы защищающие село от природных катаклизмов. Горы усыпаны сосновыми и смешанными лесами, водится дичь.

Интересна история села, она уходить вглубь корнями. В трудах арабских путешественников, в частности, Ибна Руста, встречается упоминание дороги через Аргвани – Игали – Тануси, существовавшей в VIII веке.

Современное название села «Игьали» имеет два толкования: первое гласит о том, что в начале село называлось «ТIигьали»

(т.е. цветущий) другое – по андийскому диалекту- «эгьало» – место, где останавливались воины. Возможно – обе версии исторически тождественны.

В центре села «ХIарищуйила» было озеро, куда на водопой приходили лесные звери, видимо, богатство дичи послужило причиной заложения первого поселения; впоследствии этот уголок облюбовали охотники, который в настоящее время носит название – Игали.

До победы Великой Октябрьской революции село Игали было вольным обществом и входило в состав Аварского округа, где и оставался до 30-х годов советского периода.

Административная власть Игали осуществлялась посредством шариата и адатского кодекса. Основным занятием сельчан было террасное земледелие и садоводство, одновременно занимались скотоводством. Каждое семейство занималось ремеслом, могло изготавливать себе одежду, обувь, орудия труда, ткать и выделывать овчину. Особо выделяющегося развитого вида ремесла не было.

Властными структурами были старшина и мулла.

Игалинцы в количестве 7 человек участвовали в русско – японской войне 1904 года, а также в I –ой мировой войне 1914 года. Некоторая часть сельчан принимала участие в гражданской войне на начальном этапе.

Колхозное строительство

11 февраля 1931 года в Игали был создан первый колхоз имени «16 партсъезда».

В колхоз вступило 11 семейств, а до мая месяца вступило 47 хозяйств, а в последующие 6 месяцев- 162 хозяйств.

К 1939 году была завершена коллективизация. В этом году в колхозе числилось 406 хозяйств, с охватом более 1953 колхозников.

Первым председателем кресткома и колхоза был совершенно безграмотный крестьянин Хизроев Дарбишмагомед, а председателем сельсовета был Шангереев Магомед- тоже безграмотный, но с организаторскими способностями.

Колхоз имел 153,5 га пахотных земель, из которых 147 га были отведены под кукурузу.

В 1939 году с 1 га в среднем было собрано более25 центнеров; фруктов, винограда- 7 центнеров, яблок- 10 ц, орехов- 7ц.

Колхоз имел 947 голов овец и коз, 156 голов крупного рогатого скота, 47 лошадей.

Денежный доход составлял – 229246 рублей.

Комсомол

Первая комсомольская ячейка была организована в 1930 году.

Первые комсомольцы села: Магомедов Гучай, Омаров Магомед, Малачилаев Исмаил.

Первым комсомольским вожаком был Магомедов Гучай.

Парторганизация была создана в 1935 году.

ШКОЛА

Образовательный процесс в селении начался с полуразрушенной сакли в сентябре 1925 года.

Была открыта малокомплектная начальная школа.

Первые просветители- Гасанов Параюсуп, затем в 1929 году Чинчараев Сайгидгусен.

В 1932 году открыли ликбез.

Женщины и мужчины обучались врозь. В 1940 году открыли 7-летнюю школу.

Культурно-просветительская работа

Ласточкой этой работы была изба-читальня . Она была открыта в 1936 году.Руководила ею жена первого коммуниста Омарова Магомеда- Лабазанова Илита, впоследствии её заменил Шейхов Омаргаджи, затем Арацханов Сулейман.

Библиотеку открыли в 1948 году, заведывала ею Сайгидахмедова Хасибат. До открытия библиотеки её роль выполняла изба.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСЕННЫЙ КРАЙ

Уникален край Дагестана. Каждый аул, каждое село, каждая гора имеет свою историю. Не зря про Дагестан бытует такая притча: «Когда Всевышний раздавал языки, он отправил ангела с хурджуном и , пролетая над всем миром со своим хурджуном, он зацепил свой хурджун за самую высокую гору Дагестана и, оставшиеся все языки, рассыпались на эту землю». В действительности эта притча имеет под собой определенную основу: многонационален Дагестан, разнообразны его люди, удивительна его история.

Например, Кванхидатль, Ичичали, Телетль, Гоцатль, Анчих, Унцукуль, Рахата – это далеко не весь список сел по известных народным промыслом. Унцукульские изделия, ичичалинские кувшины, рахатинские бурки широко известны не только в Дагестане, но и во всем мире.

К селам, которые внесли определенный вклад в историю Дагестана, относится и наше село – Игали. Известно наше село не только уникальной природной красотой, богатыми садами, но и самобытными композиторами, поэтами, музыкантами и певцами.

В нынешнее время ценятся какие–то материальные богатства, но без духовности, искусства народ не имеет будущего. Местом, где были сохранены духовные ценности, было и наше село. Особенно это проявилось в послереволюционный период, когда народ истинно верил в то, что эти события несут им свободу, благосостояние и мир в родном крае.

Игалинцы тоже не остались в стороне революционных событий. Принимали активное участие в освобождении своих земель. Участие игалинцев проявилось не только в сражениях, но и в пропагандистской борьбе. Это отразилось в творчестве поэтов – словесников из Игали: Биякайил Чупалав, Ганци Абдула, Аращил Омар, Каримгаджияв, Гаджил Мансур, Гаджиахмед, Гитинаухума и др. Каждый из них имеет свой трудный творческий путь. Известен всему Дагестану Аращил Омар, красный партизан, человек, чей голос впервые прозвучал по дагестанскому радио на аварском языке. Он еще был знаменосцем красноармейского отряда Махача Дахадаева. Много лет проработал председателем колхоза. С 1929г. Аращил Омар работал в радиокомитете, являлся участником и лауреатом всесоюзного радиофестиваля.

Неоднократно выступал в Москве. Оценив его талант, М.И. Калинин подарил Арашил Омару часы с дарственной надписью. Он получил множество грамот Президиума СССР и ДАССР.

Арашил Омар умел не только петь, но и сочинять песни. Было издано его стихотворение, посвященное 15 – летию ДАССР. Большинство его стихов были утрачены, превратились в народные.

Он умел играть на разных музыкальных инструментах: на свирели, зурне, пандуре. Аращил Омару было присвоено звание Народный артист Дагестана. Наш великий поэт Р. Гамзатов говорил, что в то время в Дагестане был единственным певцом аварских песен был Аращил Омар.

Часто слышим упрёк , что слушая певцов разных уголков Дагестана, почему затерялся голос песенного края среди других голосов республики. Почему опустел песенный очаг, который собирал несметное количество ценителей и любителей всей, республики, страны? Почему затерялся голос игалинцев среди других голосов? Ведь у нас все поют и понимают песни. Самые строгие судьи песни, старинных мелодий скрываются именно здесь. Причиною певучести и нежности голоса певцов, многие считают воду, которую пили предки, называемою нами «горькую» за ее вкус и еще за то, что она не пенится при стирке.

Где наши певцы, где ценители и судьи песен? Старики рассказывают, что бывали разные интересные случаи в старину, связанные с песнями и музыкой. Вот воспоминания Маккашарипова Сапарчагаджи: «Ездил я в Дербент на свидание со своим отцом, тот сидел в тюрьме. Настал час свидания. Отца и меня посадили через перегородку к телефонному аппарату. Началась наша беседа . И вдруг, о боже Праведный, по аппарату негромко, одновременно с разговором звучала какая – то мелодия на аварском языке. Я забыл об отце, заслушался, забыл обо всем, уронил телефонную трубку, она тотчас разбилась. Пришел в себя, когда меня оштрафовали за поломку телефона на «пять туменов», то есть на 50 рублей старыми деньгами. С тех пор эту мелодию в селе прозвали «мелодия, оцен1нная в пять туменов».

Еще рассказывают: очарованный пением Аращил Омара наш односельчанин уединялся в погреб, доставал глиняный кувшин и плакал в него навзрыд, чтобы соседи не услышали его. Выплакав в кувшин, пел до тех пор, пока не унималось сердце. Вот , где скрываются настоящие ценители музыки.

Старость лишает человека многих радостей жизни: силы, остроты зрения, слуха. Рука не может удержать пандур, стакан воды…

Но смело можно ручаться за сельчан, потому что, отняв все, не отнимут у них песню и мелодию. Ею дорожат все, но громко не все поют, потому, что пение родители считают не совсем серьезным занятием для детей. Это одна не из последних причин затерянности славы песенного края.

Дайте пандур в руки любому игалинцу, и вы увидите тот очаг буйного веселья, отзвуки которого остаются надолго в памяти.

Песни родные, песни гор и ущелий наших, кто знает, когда вы родились? Трудно ответить на вопрос. Но причин может быть тысячи. Всегда по жизни вместе шагают песни новые и старые… Колыбельные, свадебные, боевые, они бывают и короткие и длинные. От слов песен, текущих плавно и мелодично, текут слезы. Слова попадают в цель, как стрелы.

А сколько осталось вас – не услышанных и затерянных, а сегодня названными народными?

Откуда появилась песня горская? Рождена она, видимо, в мечтах всего народа, рождена вместе с первыми потоками горных ручей. Если взять любой музыкальный инструмент, простую тарелку, бить ладонь о ладонь-всё напоминает течение горного потока. Песня стариков делает молодыми, молодых – мужественными, пьяного отрезвляет, трезвого делает пьяным. О чем только нет песен! Самыми ценными считались песни о любви. Где они зарождались, как?

Старики рассказывают: в каждом селении Дагестана знают сборище, называемое «гваби» (сабантуй). В зимние долгие вечера собирались в чьей – нибудь сакле юноши и девушки. Хозяева приносили мешки кукурузы для отшелушивания, то есть для отделения зерна от початков. Работу заканчивали за считанные минуты, а веселье продолжалось до утра. Самым желанным гостем в такие вечера считались: певцы, поэты, между которыми завязывались конкурсы на исполнение лучших песен на слова Махмуда из Кахабросо, Аращил Омара и других. Показывали свое поэтическое и песенное искусство самородков.

Главное – в народе играли в поэзию, совершенно трезвое, молодое поколение, которое не позволяло себе пить, играть в карты, лузгать семечки, сквернословить при девушках. Не это ли являлось прекрасным начинанием в старину достойного подражания!
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница