Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.)




страница1/5
Дата07.03.2016
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5
Ахокас Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, заведующая музеем МОУ СОШ № 1 г. Кашин,

Пономарев Вячеслав Леонидович, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 г.Кашин.
Из истории МОУ СОШ № 1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.)


  • История Алексеевского реального училища (1905-1918 годы).

  • Кашинская школа №1 в условиях культурной революции: 20-е - 30-е годы

  • Приказано расстрелять…

  • Страницы истории пионерской организации школы.

  • Они ковали победу.

  • Учителя-фронтовики.

  • Советская «традиционка»: 50-70-е годы.

  • Те, кто руководил школой.


История Алексеевского реального училища (1905-1918 годы).

История одной из старейших школ города, школы № 1, берёт своё начало в далёком 1905 году. В книге настоятеля Входоиерусалимской церкви Ивана Завьялова «Город Кашин. Его история, святыни, достопримечательности», выпущенной в 1909 году, читаем: « Алексеевское

(в честь наследника Государя) реальное училище открыто в 1905 году, содержится на средства Министерства народного просвещения. Плата за обучение 30 рублей. Классы открываются постепенно. В 1908 году открыт 4 класс. В настоящее время учащихся свыше 125 человек. Здание, в коем помещается училище, устроено на средства города, с помощью Кашинского земства, на устройство оного израсходовано свыше 150000 рублей. Училище имеет красивый вид и внутри отличается удобствами».

В городе, богатом учебными заведениями, это – самое современное. Старейшими были Духовное училище, открытое в 1768 году; два приходских училища для мальчиков, открытые в 1805 году; городское трёхклассное училище, преобразованное в 1897 году из открытого в 1805 году уездного училища; женская Мариинская восьмиклассная гимназия, открытая в 1859 году как женское училище. Работали две начальных церковно–приходских школы: Саввинская – для мальчиков, Сретенская – для девочек. В учреждённой в 1891 году благотворительным обществом Доброхотной Копейки учебно-рукодельной мастерской 40 девочек учились шитью, кройке, грамоте. А всего к 1908 году в городе было более 1300 учащихся. Решение о строительстве на Петербургской улице Алексеевского реального училища для мальчиков стало значимым событием в жизни города.

Комиссия по постройке здания Кашинского реального училища на заседании Городской Думы 22 мая 1907 года докладывала: «Начатая в 1905 году постройка здания реального училища вчерне почти окончена. Здание подведено под крышу и в настоящее время приступили к окончанию некоторых капитальных работ и внутренней отделке».

Строительство велось под контролем Кашинской Городской Думы, денег для его завершения не хватало. 26 июня 1907 года вопрос об изыскании средств на достройку Алексеевского реального училища был предметом обсуждения Земского Собрания. Инженеры А.Н.Изотов и Б.Н. Сенигов ещё раз произвели точный расчёт работ и выявили, что недостаток средств составляет 50781 руб. 51 коп, а на случай подорожания материалов и рабочих рук комиссия определила окончательный размер необходимых средств в 53320 руб. 51 коп. За наем временного помещения для училища платили 3431 руб. Эти суммы были непосильны для жителей уезда, т.к. цены на самые необходимые продукты питания росли. Было решено ходатайствовать перед Правительством о субсидии на достройку реального училища или о выделении из государственных средств беспроцентной ссуды на 15-20 лет. Необходимая сумма была получена.

В справке, предоставленной на рассмотрение Городской Думы, читаем: «На окончание постройки здания для Кашинского реального училища недоставало 53320 руб. 51 коп. В счёт этой суммы отпущено, согласно ходатайству городского управления, с Высочайшего соизволения, последовавшего по всеподданнейшему докладу министра финансов 21 декабря 1907 года, в ссуду на 15 лет из 5% годовых, 27320 руб. 51 коп. из кредита на выдачу разного рода ссуд по смете 1907 года особенной канцелярии по кредитной части. Остальные 26000 руб. Министерство Народного Просвещения предлагает испросить к безвозвратному отпуску из казны, о чём будет внесено представление в законодательном порядке по получении дополнительных сведений, затребованных от Попечителя Московского учебного округа в отношении от 28 минувшего января, за № 2232, о том, каким порядком была произведена городским управлением операция займа в 121000 руб. на постройку здания». Делопроизводитель П. Прозоров. 27 февраля 1908 года».

Почётным попечителем училища был Гофмейстер Высочайшего двора Борис Владимирович Штюрмер, который немало сделал для того, чтобы здание было достроено и нормально функционировало.

В докладе Управы Кашинской Городской Думе от 18-19 ноября 1908 года читаем: «Более 4-х лет город ходатайствовал об открытии в Кашине среднего учебного заведения, которое, по условиям расположения города в близком расстоянии от Калязина, Углича и соседних торговых сёл и уездов, для населения было необходимо. Зная такую нужду горожан, Борис Владимирович вместе с другими лицами, состоящими по выборам на городской и земской службах, приложил всё старание, чтобы доказать об этом в правительственных сферах. Благодаря его авторитетного убеждения в Государственном Совете, начатое дело получило желанный результат». Решено было открыть в Кашине реальное училище, которое по ходатайству города было наименовано в честь наследника «Алексеевским». Борис Владимирович неоценимую помощь оказал городу в ходатайстве о восстановлении чествования Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской. Штюрмера в 1908 году избрали не только почётным попечителем Алексеевского реального училища, но и почётным гражданином города.

Все эти трудные годы становления руководил учебным заведением Владимир Германович Шольц. Что же это за человек? Хотелось бы о нём и его предках рассказать поподробнее.

Дед Владимира Германовича, Фридрих Шольц, родился 5 октября 1787 года в Гернштате – в Германии – в купеческой семье. В юности изучил на практике все оркестровые музыкальные инструменты. В 1811 году приезжает в Петербург, где поступает в придворную капеллу капельмейстером. В столице пробыл около 4-х лет, в 1815 году перебрался в Москву, где жил, давая частные уроки. В 1820 году получил место капельмейстера при Императорском театре. Как пишет «Русская музыкальная газета» (№ 1 за 1830 год, стр. 9-10), «Шольц был не только весьма дельный и талантливый музыкант, но и преподаватель-музыкант, каких у нас встречается не слишком часто, сознававший необходимость работать на пользу других, просвещать этих других».

Фридрих Шольц написал музыку для нескольких небольших опер, водевилей, для 10 балетов (в том числе и к «Руслану и Людмиле»). Из некролога, напечатанного в «Северной пчеле» за 1830 год в № 150, узнаём ещё об одном очень важном деле этого забытого музыканта, полюбившего свою вторую родину, стремящегося принести ей пользу: «Ещё в 1819 году Шольц сочинил небольшой проект заведения в Москве музыкальной консерватории, доказывая, что недостаток в хороших композиторах в нашем отечестве происходит…. единственно от неимения у нас удобного случая основательно изучать правила гармонии, без чего нельзя смело и свободно излагать свои мысли». В 1830 году в своём доме бесплатно преподавал генерал - бас и композицию.

Умер Фридрих Ефимович Шольц 15 октября 1830 года от холеры во время страшной эпидемии. Захоронение (по данным Свода памятников «Московский некрополь», т.3 стр.362, С-П.1908) находится на Введенском (бывшее Немецкое) кладбище в Москве. В некрологе читаем: «Господин Шольц оставил после себя вдову и девятерых детей, большей частью малолетних, без всякого состояния. К счастью их, они живут в России, где умеют призирать сирот, и тем более таких, коих родители небесполезны нашему отечеству».

Одним из девятерых детей был Герман (1812 – 1891). К сожалению, сведений о нём очень мало. Из метрического свидетельства, выданного в Санкт-Петербурге, известно, что он родился 9 апреля 1812 года, крещён 24 мая того же года в церкви Святого Хипы.

В год смерти отца, в августе 1830 года, Герман Шольц подаёт прошение в Правление Императорского Московского университета, в котором сообщает о себе, что родом он из иностранцев, 18 лет от роду, обучался в доме родителей «следующим наукам: российской истории, географии, арифметике, геометрии, алгебре, языкам: латинскому, немецкому, греческому, французскому». Судя по всему, дети Фридриха Шольца получали серьёзное домашнее образование, что позволило сыну Герману стать слушателем медицинского отделения Императорского Московского университета и успешно его закончить.

В «Русском провинциальном некрополе» (т.1) есть такая запись: « Шольц Герман Фёдорович (так, видимо, было привычнее для русских, среди которых жил), доктор, родился 9 апреля 1812 года, умер 3 ноября 1891 года. Гусевская хрустальная фабрика Меленковского уезда Владимирской губернии».

В семье Германа Шольца было пятеро детей: Софья, Наталья, Александра, Владимир, Евгения. Представитель третьего поколения Шольцев, живших в России, Владимир, родился 14 января 1855 года на Мальцевском заводе Меленковского уезда в семье коллежского асессора Германа Шольца и, согласно «Метрическому свидетельству», крещён 9 марта в московской Петропавловской церкви. В числе воспреемников (крёстных) была бабушка – «вдова капельмейстера Иоанна Шольц».

Владимир Германович получил прекрасное образование, окончив в 1879 году «курс наук в Императорском Московском университете по отделу математических наук физико-математического факультета». Жена, Екатерина Аркадьевна, была дочерью известного московского хирурга Альфонского Аркадия Алексеевича (1796-1869), преподавателя хирургии, а затем ректора Московского университета, много сделавшего для блага Отечества. В семье Владимира Германовича и Екатерины Аркадьевны было семеро детей: Елена, Вера, Сергей, Александр, Варвара, Надежда, Николай.

По окончании Императорского Московского университета « допущен к преподаванию математики в Муромском реальном училище», а также утверждён классным наставником. Об этом узнаём из «Формулярного списка о службе». В документах Муромского реального училища есть уведомление попечителя Московского учебного округа № 23417 от 6 октября 1900 года временно исполняющему должность директора училища. В нём читаем: «Департамент народного просвещения отношением от 29 минувшего сентября уведомил меня, что преподаватель, исполняющий обязанности инспектора Нижегородского Владимирского реального училища, статский советник Шольц, высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 21 того же сентября назначен директором Муромского реального училища». За выслугу 25 лет в ведомстве Министерства народного просвещения с 31 марта 1905 года Владимиру Германовичу была назначена из Муромского уездного казначейства повышенная пенсия – 1250 рублей.

Продолжая традиции отца и деда, В.Г. Шольц добросовестно трудился на благо России, ставшей ему Родиной. Его труд на ниве просвещения был отмечен орденами Святого Владимира 4 и 3 степени, Святой Анны 2 и 3 степени, Святого Станислава 1, 2, 3 степени, а также серебряной медалью в память царствования Императора Александра 3.

В копии распоряжения управляющего Московским учебным округом директору Муромского реального училища В.Г. Шольцу от 26 июля 1906 года сообщается, что, назначая его на должность учреждаемого в Кашине реального училища, управляющий «находит полезным командировать ныне же в город Кашин для предварительных распоряжений по открытию училища».

Находит полезным… И действительно, сколь же полезным было это назначение! Какой же груз забот взвалил на свои плечи этот 50-летний человек, с семьёй приехавший в город Кашин! Судя по телефонному справочнику, В.Г. Шольц проживал в здании училища, которое достраивалось. Самыми сложными были первые три года: денег на достройку катастрофически не хватало, приходилось постоянно ставить перед Городской Думой и Земским Собранием вопрос об изыскании средств.

По заявлению И.Я. Кункина Дума 22 мая 1907 года принимает решение: «Ввиду столь большой жертвы города и земства на устройство в Кашине реального училища, выразившейся в обязательстве выстройки здания и потребовавшей значительной суммы денег – 173320 руб. ходатайствует перед Министерством народного просвещения о принятии в училище 30 % учеников из местных городских и уездных жителей вне конкурса». А также было принято решение с процентов наследства И.С. Сысоева вносить плату за обучение одного бедного ученика из граждан Кашина.

Судя по отчёту об успеваемости за 1907 год, в училище уже открыто три класса (с 1-го по 3-й). Преподавались предметы: Закон Божий, русский язык, немецкий язык, французский язык (со 2-го класса), арифметика, алгебра (с 3-го класса), естественная история, география, черчение, рисование, чистописание, а с 5-го класса вводилась физика. А вот список первых учителей Алексеевского реального училища: М.М. Лиагр – преподаватель русского языка, Ф.П. Андреев – преподаватель чистописания и рисования, Н.М. Ландерман – учитель естественной истории и географии, А.П. Поливанова – преподаватель новых языков, А.М. Оношко - преподаватель истории, В.Г. Шольц – преподаватель математики, священник Н.А. Архангельский преподавал Закон Божий.

На заседании Думы 2 сентября 1908 года комиссия по постройке здания для реального училища предложила устроить 5 октября торжества освящения здания училища. Торжества должны быть приурочены ко дню Тезоименитства Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, в честь которого оно и названо Алексеевским. В этот день предлагалось отслужить торжественный молебен с участием певчих, затем – официальное поздравление с участием оркестра музыкантов. А на следующий день в здании училища устроить детский праздник. На устройство торжества комиссия предлагала потратить 700 рублей, оставшихся от строительства. Несмотря на то, что решение об использовании денег из строительного капитала не всеми гласными Думы было одобрено, предложение об устройстве торжества принято 14 против 5 голосов.

О предстоящем торжестве был уведомлён император. 9 октября 1908 года на имя тверского губернатора поступила телеграмма, которая затем была зачитана на заседании Кашинской Городской Думы и, вероятно, доведена до сведения жителей города: «Передайте всем присутствующим на торжестве освящения здания реального училища имени Наследника Цесаревича мою благодарность за молитвы и выраженные чувства. Николай».

В 1911 году, когда было восстановлено почитание Анны Кашинской, Городская Дума 14 июня единогласно постановила «возобновить ходатайство о поднесении Его Императорскому Величеству Государю Императору иконы святой благоверной княгини Анны Кашинской, а Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу альбом с вырезкою местным, Тверской губернии, мастером на верхней крышке альбома вида здания Кашинского реального училища имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича, внутрь же альбома поместить виды города Кашина».

4 декабря 1908 года в Кашинскую Городскую Управу поступила служебная записка под № 652: «Имею честь сообщить Городской Управе, в ответ на отношение 11 минувшего ноября, за № 1462, что все работы по отстройке здания вверенного мне реального училища со стороны города исполнены, согласно акту от 24 минувшего сентября о приёме вышеназванного здания. Подписал директор В. Шольц».

Необходимо было перевести учащихся из здания, арендуемого по найму, в помещение училища, укомплектовать новые классы, создать творческий, работоспособный коллектив преподавателей, наладить учебный процесс, приобрести оборудование в кабинеты. Вот тут и пригодился богатый опыт преподавания и административной деятельности Владимира Германовича. В училище собрана прекрасная библиотека, о чём можно судить по книгам, хранящимся в нашем школьном музее и в Кашинском краеведческом. Учебный кабинет физики был оборудован приборами, привезёнными из Германии, из них экспонируются в музее. На достойном уровне велось преподавание естественных наук. Слайды училища использовались многие годы на уроках биологии в советской школе. Гордостью нашей школы является функционирующий барометр, приобретённый в то же время. Работать было сложно: в классах большая наполняемость. Это беспокоило Министра Народного Просвещения, о чём узнаём из доклада заменяющего председателя попечительного совета Мариинской гимназии И. Манухина Кашинскому Городскому Голове: « Имею честь доложить Вам и прошу довести до сведения экстренного собрания Кашинской Городской Думы, что по циркуляру Министра Народного Просвещения от 6 июня 1907 года за № 13823, начиная с сего учебного года в первом классе должен быть приём не более 40 учеников, а в будущем довести, не привеличивая этого количества, и в остальных классах». К 1913 году положение изменится: в классах будет 30 – 35 учащихся.

На заседании Думы 30 – 31 марта 1910 года Городской Голова сообщил, что 31 марта исполняется 30 лет педагогической деятельности директора Кашинского реального училища В.Г. Шольца и предложил принести ему от Городской Думы поздравление, для чего и избрать депутацию. Предложение принято единогласно, и в депутацию от Городской Думы избраны Городской Голова с членами Управы и Д.И. Манухин, а от попечительского совета женской гимназии - Н.П. Захаров и И.И. Манухин.

Большую роль в жизни училища играл родительский комитет, каждый член которого персонально, по правилам, изданным в 1911 году Министерством Просвещения, утверждался Попечителем Округа. В присутствии председателя родительского комитета на педагогическом совете рассматривались программные вопросы, вопросы воспитания. Ведь главная обязанность родительских комитетов определена в циркуляре Министра Народного Просвещения от 5 августа 1906 года №15152: « оказывать содействие со стороны общества правильной постановке учебно- воспитательного дела в средней школе». Родительский комитет содействовал организации учебных вечеров, общих для всех учеников сеансов в кинематографе, организовывал осенние загородные прогулки. В училище был струнный оркестр, ставились спектакли, проводились танцевальные вечера, на которые приглашались девушки из женской гимназии. Сохранилась афиша, приглашающая 6 января 1910 года на спектакль по драме Евгения Карпова в 4-х действиях «Ранняя осень», где одну из главных ролей играет дочь Владимира Германовича – Варвара Шольц. Занимался родительский комитет и хозяйственной деятельностью: организовывалась продажа школьных принадлежностей, закупленных в большом количестве и по оптовым ценам, что было выгодно учащимся. А наиболее несостоятельным ученикам письменные принадлежности выдавались бесплатно. Несомненно, родительский комитет работал во взаимодействии с администрацией училища, с его директором.

Наряду с прямыми обязанностями директора училища и учителя математики Владимир Германович исполнял обязанности председателя педсовета гимназии, о чём свидетельствует аттестат Петуховой Анны, ученицы Мариинской женской гимназии, подписанный им 29 мая 1908 года.

На заседании Думы от 18 сентября 1912 года Городской Голова довёл до сведения присутствующих « об оставлении В.Г. Шольцем должности директора Кашинского Алексеевского реального училища по случаю расстроенного его здоровья». Было отмечено, что Владимир Германович не только принимал большое участие в деле постройки здания реального училища, но и всегда старался быть полезным для города, многие вопросы обсуждались при его участии. Единогласно постановили: выразить от имени Городской Управы В.Г. Шольцу глубокую благодарность и признательность. А также Городской Голова довёл до сведения собрания, что попечительный совет гимназии возбудил ходатайство о помещении портрета В.Г. Шольца в зале гимназии.

В Кашинском краеведческом музее есть документ: «Доклад Управы Кашинской Городской Думе от 15 января 1913 года о возбуждении ходатайства перед учебным начальством о постановке в актовом зале Кашинского Алексеевского реального училища портрета бывшего директора этого училища Владимира Германовича Шольц».

В нём читаем: «С чувством глубокого сожаления Кашинское городское общество рассталось с первым директором Кашинского Алексеевского реального училища Владимиром Германовичем Шольцем; совершенное оставление им педагогической деятельности вызвано болезнью, и со скорбью ему пришлось расстаться с любимым им училищем. Ещё недавно городское общество видело Владимира Германовича неутомимым деятелем не только на том поприще, на котором он должен быть по роду своей службы, но ему были не чужды и все городские интересы, так как он принимал участие и в заседаниях Городской Думы. Его деятельное участие в подготовке, а затем и в исполнении работ по торжеству восстановления чествования Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской у всех в памяти.

Деятельное участие Владимира Германовича в устройстве здания для реального училища принесло громадную пользу: первые шаги его на этом поприще были посвящены улучшению устройства самого здания, и в продолжение трёх лет он неутомимо, ежедневно всё свободное от занятий время проводил на постройке, и всё это, как всем известно, дало много хорошего. Далее, как опытный педагог, Владимир Германович приступил к созданию школы и к её руководству. Вступив в должность директора в самое трудное время для Российского государства, именно в 1906 году, он, как педагог – администратор и как любящий отец, встал на страже интересов учебного дела, и как высоко и хорошо стояло при нём училище. Как опытный руководитель, он поставил себя, по отношению к своим сослуживцам таким образом, что все его указания и распоряжения принимались и выполнялись с удивительной любовью, что и ставило весь педагогический персонал по отношению к ученикам на должную высоту и все занятия проходили в желательном для пользы дела виде. Даже при болезни Владимира Германовича одно присутствие его в помещении школы поддерживало тот порядок и строй, которые были поставлены им».

Кашинское городское общество единогласно постановило поднести ему адрес за подписью гласных Думы следующего содержания: « Кашинское городское общество и попечительский совет городской Мариинской женской гимназии, получивши сведения об оставлении Вами должности директора Алексеевского реального училища, связанного со званием председателя педагогического и попечительного советов женской гимназии, - не могут удержаться от выражения чувства глубокого сожаления по поводу оставления Вами этих должностей.

Ваша деятельность по открытию реального училища в Кашине и участие в заседаниях Городской Думы и комиссии по постройке здания для этого училища глубоко и сердечно сблизили городское общество с Вами и оставили о себе среди членов общества и строительной комиссии памятный и благодарный след.

Деятельность же Ваша, как руководителя учебной жизни, протекавшая в Кашине и совпавшая с тяжёлым временем общественной и политической смуты, не может на словах найти себе достаточной оценки, а лишь только останется неизгладимой навсегда в памяти учащихся и их родителей. Ваше глубокое понимание состояния молодых сердец учащихся, в связи с колебавшимися устоями общественной и семейной жизни протекающего времени и сочувственное отношение имели благотворные результаты для учащихся, которые и породили в местном обществе чувство глубочайшей Вам благодарности. Что Вам, глубокоуважаемый Владимир Германович, сим и свидетельствуется во исполнение единогласных постановлений Кашинской Городской Думы и попечительского совета женской гимназии».

Попечительский совет женской гимназии тоже отметил деятельность Владимира Германовича следующим постановлением: « Просить господина попечителя Московского Учебного Округа разрешить повесить в актовом зале женской гимназии портрет Владимира Германовича Шольц. Поднести ему адрес и альбом с видами города Кашина».

Кашинская Городская Управа считала бы справедливым ходатайствовать через господина Тверского губернатора о разрешении поместить портрет бывшего первого директора Кашинского Алексеевского реального училища Владимира Германовича Шольц в актовом зале означенного училища, о чём и имеет честь представить на благоусмотрение Городской Думы».

С разрешения попечителя Московского учебного округа портрет В.Г. Шольца был помещён в актовых залах женской гимназии и реального училища.

1911-1912 учебный год для Владимира Германовича был последним в стенах Алексеевского реального училища. В 1912-13 учебном году сменились директор, инспектор, значительно пополнился состав преподавателей. Пришли работать три новых математика, историк, законовед. В докладе родительского комитета за 1912-13 учебный год читаем: «Оставившие службу в училище – директор Шольц В.Г. и инспектор Васильев А.М. - пользовались общим уважением родителей и любовью учеников. За всё время управления училищем отношение их к нуждам родителей и учеников оставалось неизменно доброжелательным. И родительский комитет в годы их управления училищем имел возможность проявить более активную деятельность, благодаря согласованности действий педагогического совета и родительского комитета как в области учебного дела, так и по надзору за поведением учеников».

Родительский комитет, выражая чувства всех родителей, отправил бывшему директору благодарственное письмо, которое сопровождал специально заказанный бювар, изготовленный из мягкой кожи с художественно распложенной надписью (серебряными чеканными буквами): «Глубокоуважаемому Владимиру Германовичу Шольц от признательных родителей учеников Кашинского реального училища 1906-1912г.». На бюваре была помещена серебряная доска с выгравированным видом здания реального училища.

А.М. Васильеву был поднесён адрес, подписанный членами комитета. Адрес вложен в более скромную, но добротную папку.

Из отчёта родительского комитета следует, что на бювар В.Г. Шольцу было затрачено 103 руб. 55 коп., а А.М. Васильеву – 32 руб. 40 коп.

Как В.Г. Шольц, так и А.М. Васильев были тронуты оказанным вниманием к их службе в реальном училище и изложили свои благодарности родителям в письмах на имя родительского комитета.

Из «Выписки из метрической книги» города Мурома Владимирской губернии за 1915 узнаём, что «действительный статский советник Владимир Германович Шольц умер 18 сентября от параличного состояния». Похоронен в Муроме.

Инспектором училища назначен преподаватель русского языка и истории Пушкарёв В.С., а директором – Константин Игнатьевич Добрынин.

Из формулярного списка Добрынина Константина Игнатьевича, составленного 13 апреля 1915 года, узнаём, что «Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 17 декабря 1912 года за № 83, напечатанным в Правительственном вестнике за № 280, перемещён директором Кашинского Алексеевского реального училища». Там же содержатся сведения о том, что Добрынин К.И. окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета с дипломом 1-й степени, а также сведения о его назначениях и передвижениях по службе. С 17 сентября был определён учителем истории и географии в Александровскую Серпуховскую прогимназию. В 1898 году утверждён в чин Коллежского асессора, 6 марта 1900 года – в чин Надворного советника, награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. 9 марта 1902 года произведён за выслугу лет в Коллежские советники. «От 1 января 1905 года Всемилостивейше награждён орденом Святой Анны 3-й степени. 28 апреля 1906 года за выслугу лет произведён в Статские советники. 20 сентября 1906 года назначен председателем педсовета Серпуховской женской гимназии и учителем. С 1 июля 1908 года преподаёт историю в Рославльской мужской гимназии и исполняет обязанности инспектора. 1 января 1911 года за усердную службу награждён орденом Святого Станислава 2-й степени. В январе 1914 года - орденом Святой Анны 2-й степени. Имеет также серебряные медали: в память священного коронования императора Николая Второго, в память царствования императора Александра Третьего и в память 300-летия дома Романовых. Получал жалование в размере 1800 рублей, столовых – 1800 рублей, за уроки – 225 рублей. Всего 3825 рублей. Женат на дочери отставного штабс-капитана – Екатерине Александровне. Дети: Маргарита (родилась 7 декабря 1893 года), Пётр (родился 20 июня 1903 года), Валентина (родилась 18 августа 1905 года).

Трудным был 1912-13 учебный год для училища. Назначение новых преподавателей затянулось более чем на половину учебного года, поэтому большая нагрузка по усвоению учебного материала пришлась на 2-ю и 3-ю треть года, многим ученикам пришлось приглашать репетиторов. По новому закону преподавателям запрещалось иметь более 24 уроков в неделю, а тем, кто был классным наставником, более 18 уроков. По этой же причине воспитанники 4 и 5 классов остались не аттестованными по математике за первую треть, т.е. к 1 ноября. Много было неуспевающих. В первую треть в 3 классе из 31 ученика успевающими оказались лишь 8, а остальные 23 были аттестованы неуспевающими. Во вторую треть «отличился» 1-й класс: из 35 учеников 16 оказались неуспевающими, получив 46 неудовлетворительных отметок при среднем балле ниже «3». Конец года оказался чрезвычайно неблагополучен для 6 класса, так как из 32 учеников получили аттестат лишь 19, а 13 учеников (40%) остались на повторный год обучения. За неуспеваемость многие исключались без права восстановления.

Циркуляром Министра Народного Просвещения «О поднятии грамотности» было рекомендовано педагогическим советам средних учебных заведений принять ряд мер для лучшего усвоения воспитанниками гимназий и реальных училищ литературного русского языка и умения пользоваться им в широком смысле слова. Это повышенное требование привело к тому, что часть учеников не получили аттестата, сократился приём в 1-й класс на новый 1913-14 учебный год. В текущем году впервые было применено правило, по которому ученики, получившие неудовлетворительную оценку на письменном экзамене по русскому языку, не допускались к другим экзаменам.

Из протокола педсовета № 22 от 3 апреля 1913 года узнаём, что на повестке дня стоял вопрос о преподавании русского языка, о мерах «для поднятия грамотности». В решении записано: «Чтобы ученики постоянно приучались выражать свои мысли правильным русским языком и эти меры проводились систематически, нужно всем преподавателям на уроках постоянно отмечать как в устных ответах, так и в письменных работах неуклюжие и неправильные выражения и употребление без видимой надобности и необходимости иностранных слов». Большая роль в совершенствовании грамотного письма отводилась списыванию, изложениям и сочинениям.

Плата за учёбу была достаточно высокой, поэтому городское общественное управление ходатайствует перед Министерством Народного Просвещения об освобождении от платы за учёбу детей жителей Кашина и уезда. И вот 7 октября 1913 года (вход. № 1168) получен долгожданный ответ попечителя Московского учебного округа, который вряд ли обрадовал кашинцев: « Согласно предложению Министерства Народного Просвещения от 16 минувшего сентября, за № 39674, сообщаю Кашинскому городскому общественному управлению, что Министерство со своей стороны признаёт ходатайство Кашинского городского общественного управления о предоставлении преимущественного права на освобождение от платы за учение в Кашинском реальном училище детям жителей города Кашина и его уезда перед детьми жителей других городов неподлежащим удовлетворению». А из протокола педсовета № 8 от 9 марта 1912 года узнаём, что дети служащих в Министерстве народного просвещения освобождались от уплаты. В списке освобождённых 27 человек, в том числе Бредков Анатолий и Бредков Валентин. А 10% от общего числа учеников освобождались от платы за учёбу по бедности (таковых было 20 человек).

Обычными проступками учеников, вызывавшими наложение на них взысканий и снижение оценки по поведению, были курение, появление на улице не в форменной одежде, гуляние в позднее время и «беспокойное поведение на уроках». Оценку по поведению снижали до «3» за курение у собора, за самовольный уход с урока Закон Божий, за подчистку отметок. За дерзкий ответ преподавателям и баловство оценка снижалась до «4».

В музее школы хранится зачётная книжка – «Сведения об успехах и поведении ученика 5 класса Кашинского Алексеевского реального училища Владимира Черенина». В таблице, отражающей успехи по предметам в период с 17 августа по 23 сентября, в графе «Особые замечания» записано: «За курение на улице наложено взыскание в виде запрещения посещать увеселительные места, как то: кинематограф, танцевальные вечера, спектакли – в течение одного месяца, с 17 сентября по 17 октября. Без сбавления балла по поведению».

В сентябре 1915 года сменилось руководство училища. Добрынин Константин Игнатьевич оставил свой пост (протокол педсовета №27 от 23 сентября подписал ещё он, а с октября директором училища стал Игнатий Онисимович (Анисимович) Аралов).

Сведения о третьем директоре Алексеевского реального училища очень скудны. В протоколе педсовета № 29 от 29 октября 1915 года есть запись: «Удовлетворить ходатайство Статского советника И.О. Аралова о приёме сына его, Леонида Аралова, бывшего ученика 4-го класса Орловской 2-й Алексеевской гимназии, в 4-й класс с обязательством сдать экзамен по естествознанию и черчению».

Жизнь училища шла своим чередом: по-прежнему проводились школьные занятия, работали кружки, в актовом зале устраивались танцевальные вечера, ставились спектакли, о чём свидетельствуют сохранившиеся афиши. 13 декабря 1915 года ученицами Кашинской Мариинской гимназии и учениками Алексеевского реального училища был дан спектакль по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Декорации готовили ученики Алексеевского реального училища. В антрактах играл ученический духовой оркестр под управлением семиклассника Бокач. Все средства, как значится в афише, поступят «на усиление средств педагогической комиссии для оказания помощи детям лиц, призванных на войну и непосредственно от неё пострадавших».

9 февраля 1917 года в фонд «Война и школа» и на Георгиевские Императора Николая Второго стипендии был дан благотворительный спектакль. Первое отделение – музыкальное. Во втором – на суд зрителей была представлена комедия Ф.А. Корша «Нашла коса на камень». Ответственным распорядителем вечера был Игнатий Онисимович Аралов. Многие спектакли ставились силами учащихся средних учебных заведений Кашина. Вероятно, в трудный 1917 год они все были благотворительными. Для сбора средств на устройство общедоступной ученической столовой 26 сентября 1917 года подготовили спектакль. В первом отделении монолог Апухтина «Сумашедший» прочёл Кантор. Второе отделение – сцены сочинения И.И. Мясницкого «Двести тысяч». В антрактах играл духовой оркестр.

В 1917 году в городе существовало объединение учащихся средних учебных заведений. 30 ноября сбор от спектакля Кашинского литературно-музыкально-драматического кружка поступил в распоряжение его центрального исполнительного комитета. Каково время – таковы песни. В первом отделении – фарс по публикации Льва Иванова, во втором – водевиль К.А. Михайлова (Казем – Мурата) «В свидетели попал», в третьем – комедия А. Соколова «Тёща в дом, всё вверх дном». После окончания спектакля до часу ночи - танцы. Играл духовой оркестр под управлением Е.А. Судницына. Ответственными распорядителями вечера были И.О. Аралов, М.В. Кантор и А.А. Судницын.

Сбор от концерта 14 (1) марта 1918 года поступил на оборудование сцены народного дома.

В зале реального училища выступали местные поэты. Помещённое в газете «Известия Кашинского комитета общественной безопасности» объявление приглашало «22 мая 1917 года на поэзо – вечер Олега Полярного». Билеты от 25 коп до 1 руб.

В 1917 году страсти кипели не только в стране, но и в училище. Должность директора была выборной. Два года руководил коллективом И.О. Аралов. Его жена, М.Н. Аралова, работала тут же. Приближались новые выборы. Родительский комитет, учащиеся, сослуживцы были недовольны работой И.О. Аралова. Коллеги по реальному училищу пишут коллективное письмо о невозможности работать с этим директором. Среди других подписавшихся был письмоводитель Кашинского реального училища Павел Александрович Смирнов, который в свой адрес получает письмо директора училища от 16 мая 1917 года за № 703. В нём П.А. Смирнов обвиняется в небрежности, неисполнительности по службе, в нарушении тайны канцелярской переписки, в том, что незаконно выдал свидетельство сыну бывшего прусского подданного Евгению Лоше, окончившему курс 7 класса. В вину П.А.Смирнову вменяется и то, что «несмотря искренне – заботливый мой Вам совет быть в стороне от происходящего по вопросу о выборах директора в училище брожения, не только не последовали этому совету, но подписались под коллективным заявлением сослуживцев о невозможности служить со мною». А из этого следует: « Вы утратили право на доверие с моей стороны и сами подписали себе отставку». Отправляя в отставку письмоводителя, И. Аралов сообщает, что жалование ему до 15 июня (на месяц) обеспечено, и предлагает найти работу в высшем начальном училище или в казначействе.

П.А.Смирнов, недовольный своей отставкой, пишет 18 мая 1917 года в Кашинский комитет общественной безопасности заявление, к которому прилагает копию письма директора реального училища И. Аралова. Он просит защитить его попранные права, объясняя происходящее только тем, что подписал заявление о недоверии директору. «Я как гражданин свободной России могу, кажется, выражать своё мнение». П.А.Смирнов считает, что И.О. Аралов не пригоден для роли руководителя обновлённой школы (вводилось совместное обучение мальчиков и девочек). Называя Аралова человеком грубым и некорректным, считает, что тот унижает чувство человеческого достоинства, занимается крючкотворством в ущерб делу. «Я думал, что революция положит конец бюрократическим замашкам г. Аралова, но жестоко ошибся. Первое же проявление чувства свободного гражданина было так жестоко наказано». Ненадлежащее исполнение своих прямых обязанностей объясняет тем, что приходится выполнять то, что несвойственно канцелярской работе. «Канцелярия была завалена совершенно, казалось бы, не подходящей для неё работой, как то: продажей посуды, сношений с японскими фирмами, чайными операциями, отчётами по многочисленным благотворительным спектаклям господ Араловых».

Оба письма под заголовком «Тайны канцелярской переписки и террор г-на Аралова» были напечатаны в газете «Известия Кашинского комитета общественной безопасности», стали достоянием общественности.

23 -24 мая в актовом зале реального училища (в афише спектакля за 9 февраля 1917 года оно называлось ещё Алексеевским) проходило общее собрание Кашинского уездного учительского союза. Газета «Известия» в разделе «Хроника» сообщает, что собрание единогласно постановило сделать «коллективную подписку на «Заем Свободы», распространять идею займа среди народа, выразить Временному Правительству сочувствие в проведении «Займа Свободы» принудительным путём. В числе других был заслушан вопрос о деятельности директора реального училища г. Аралова. «Из выяснившихся данных определилось, что г. Аралов – враг автономии школы и позволяет себе недопустимый в настоящее время произвол по отношению к своим сослуживцам, доходящий до увольнения со службы без достаточных причин. Ввиду того, что такая деятельность противоречит целям союза, общее собрание без всякого сожаления приняло заявление о выбытии его из числа членов союза и вынесло заключение, что если бы г. Аралов не поспешил предупредить это решение, то собрание в таком случае принуждено было его исключить. Бюро Кашинского учительского союза».

На заседаниях Городской Думы от 6 июня и Уездной Земской Управы от 2 июля 1917 года рассматривался вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек. Было решено возбудить ходатайство о рассмотрении этого вопроса Попечителем Московского округа, куда входил Кашин.

Педсовет реального училища принимает решение принять в первый класс 28 мальчиков, выдержавших приёмные испытания, а тем, кто не выдержал, предлагает после каникул сдать экзамен повторно. Директор Игнатий Аралов в «Известиях» за 10 июля в статье «О совместном обучении в реальном училище» даёт по этому вопросу разъяснения и доводит информацию до жителей Кашина. «Ввиду проведённого уже закона о совместном обучении и ввиду угрожающего осенью отказа некоторым из мальчиков в приёме в 1-й класс за его переполнением, а также ввиду большого наплыва детей в женскую гимназию, постановлено открыть приём и девочек в 1-й класс реального училища на одинаковых с мальчиками условиях, по числу свободных после принятия мальчиков мест, и распределить девочек в обеих параллелях поровну. Равным образом допустить приём девиц по обычному экзамену и в следующие классы на свободные, в пределах комплекта, места».

С целью большей информированности населения в типографии О.Н.Алексеевой было отпечатано объявление: «От Кашинского реального училища. Приёмные и проверочные (т.е. переводные для неуспевающих) испытания начнутся в 9 часов утра в понедельник, 28-го августа. Девицы будут приниматься по экзамену на совершенно одинаковых с мальчиками основаниях, но лишь по числу свободных после принятия мальчиков мест. Окончившие курс семи классов (т.е. на год раньше, чем в гимназии) девицы получат все права для поступления в университеты и другие высшие учебные заведения. Поступать в реальное училище приглашаются девицы вообще возможно лучше подготовленные, чтобы не отставали от мальчиков. Иначе девочек привыкнут считать более слабыми во всех отношениях. Директор Игн. Аралов. 25 июля 1917 года».

Выбывший 24 мая 1917 года по собственному заявлению из Кашинского учительского союза И.О.Аралов, вероятно, ещё какое-то время работал в училище. Председатель хозяйственной комиссии С.М. Шапошников сделал педагогическому совету заявление (протокол № 9 от 5(18) апреля 1918 года) об отказе бывшего директора И.О.Аралова очистить и сдать казённый кабинет при его квартире для нужд училища. Аралов отвечал, что у него на это нет времени и там помещается около 1000 книг его библиотеки.

На этом же педсовете обсуждался факт реквизиции представителями советской власти «пишущей машины» из канцелярии училища. Постановили: «обратиться к Комиссару по народному просвещению с просьбой содействовать возврату реквизированной машины ввиду её надобности для нужд канцелярии». Судя по всему, «пишущая машина» была возвращена, в настоящее время хранится в школьном музее в зале истории школы.

1917 год вносит сумятицу и неразбериху не только в жизнь страны, но и в размеренную жизнь училища. Выписка из протокола заседания школьного совета № 54 от 22 марта 1917 года: «…ходатайствовать перед городской и земской управами о лишении Бориса Владимировича Штюрмера звания Почётного попечителя училища, а также переименовать Алексеевское в какое-либо другое». Кашинская городская управа удовлетворила ходатайство: «Заслушав настоящее заявление, городская управа единогласно постановила исключить Б.В. Штюрмера из Почётных граждан города Кашина …. и из наименования «Кашинское Алексеевское реальное училище» исключить слово «Алексеевское».

В 1918 году в училище шёл процесс реорганизации: отказывались от старых педагогических принципов, разрушалась методика преподавания, с недоверием относились к учителям. Протоколы заседаний школьных советов за тот год показывают, насколько непростой была ситуация. Выписка из протокола № 5 от 20 февраля (5 марта) 1918 года: «В связи с последними событиями в училище, вызванными ученической забастовкой, которая нарушила правильный ход занятий и внесла беспорядок в школьную жизнь, совет напоминает учащимся, что всякие собрания в урочное время без уведомления и разрешения педсовета не допускаются. Во внеурочное время – заранее заявить об этом заведующему зданием». Выписка из протокола № 6 от 22 февраля (7 марта) 1918 года: «Создавая коллегиальный орган по управлению училищем, совет видел в этом единственный выход из создавшегося в училище положения. Теперь, после того, как коллегия сложила с себя полномочия, совету остаётся последнее средство, чтобы удержать училище от окончательного распада, - это выбрать председателя педагогического совета и его товарища». На том же собрании голосованием председателем был избран А.В. Богоявленский, а товарищем председателя – П.Ф. Андреев. После этого события Аралова в протоколах именуют – бывший директор. На последующих заседаниях совета обсуждались вопросы о демократизации средней школы и программе, которая должна соответствовать новым стандартам (протокол № 11 от 24 мая 1918 года), положение о единой школе, об изъятии вредных книг и о недоверии к законоучителю И.А. Титову (протокол № 26 от 13 ноября 1918 года), о создании Кашинской школы 2-й ступени (протокол № 32 от 25 декабря 1918 года).

Революция 1917 года и приход к власти большевиков означали, прежде всего, отрицание традиционных основ культуры и духовной жизни: классического искусства, образования, народных традиций. Все они рассматривались как проявления «реакционной» культуры, характеризовались как «пережитки» буржуазного общества. Требования Советской власти, предъявляемые к образованию, должны были воплотиться уже в школе нового типа.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница