«Из истории Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения» Цель




Скачать 96.26 Kb.
Дата11.03.2016
Размер96.26 Kb.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла


«Из истории Царскосельской женской гимназии

Министерства народного просвещения»
Цель моего исследования: проанализировать и обобщить на основе собранного материала историю развития народного образования Царского Села и, в частности, историю Царскосельской женской гимназии Министерства Народного Просвещения (МНП).

Задачи настоящего исследования заключаются в том, чтобы:

1. изучить краеведческую литературу разных периодов, статьи и рецензии ученых, периодическую печать, документы, в которых имелись публикации и упоминания о Царскосельской женской гимназии МНП;

2. на основе анализа историографической литературы и ряда исторических источников оценить вклад народного образования Царского Села на рубеже XIX – XX веков в историю образования России;

3. выявить в опыте женских гимназий исследованного периода позитивные черты, которые могли бы быть использованы средними учебными заведениями на современном этапе;

4. узнать перспективы развития районной системы образования в XXI веке.

Объектом исследования является Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения (МНП) начала XX века.

Предмет исследования - образовательный процесс в женской гимназии с учетом тех исторических условий, на фоне которых она осуществляла свою деятельность.

При разработке, изучении данной темы и для достижения поставленных задач были применены следующие методы исследования: поисково-исследовательский, системно-обобщающий, метод опроса.



Структура исследовательской работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

В написании данной работы мне помогли наши пушкинские краеведы, педагоги, методист краеведческого центра ДДЮТ Татьяна Сергеевна Саркисова, книги в библиотеках Пушкина и Петербурга, архивные материалы Историко-литературного музея города Пушкина.



Основные положения работы.

Моя историко-краеведческая работа называется «Из истории Царскосельской женской гимназии Министерства Народного Просвещения» и посвящена истории развития народного образования в Царском Селе. В моей семье с образованием связана жизнь моей бабушки. Более двадцати лет она проработала учителем в моей родной школе.

Здание, в котором располагалась Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения (МНП) - одно из красивейших зданий в центре города, памятник архитектуры и истории с периода постройки и до настоящего времени служит системе народного образования. В нем всегда были только учебные заведения. И сегодня одно из них - Дворец детского (юношеского) творчества.

Каждый раз, приходя во Дворец, я обращала внимание на величественно-строгий фасад, на внутреннее убранство, совсем непохожее на современные школы. Его уютные классы и коридоры казались мне тайной, загадкой, которую хотелось разгадать. Было интересно узнать, кто учился здесь до тебя, кто преподавал. Хотелось почувствовать аромат прошлого и, может быть, услышать звонкие голоса царскосельских гимназисток.

История учебных заведений — одна из популярных и всегда актуальных тем краеведческого исследования.

Город Пушкин по праву можно назвать городом российского просвещения. На примере развития народного образования в Царском Селе – Детском Селе – Пушкине мы можем проследить историю образования в России с начала 18 века.

Первое учебное заведение Царского Села было основано при императрице Екатерине Алексеевне. Она повелела Сарскомызскому дьякону создать школу для детей крестьян и дворцовых служащих, чтобы они были присмотрены и обучались грамоте. В 19 веке из средних учебных заведений действовало лишь женское училище духовного ведомства и начальные школы. Однако к началу 20 века количество учебных заведений резко увеличилось. Несмотря на то, что в городе проживало всего 30 тысяч человек, в нем работали 20 школ и гимназий с высоким уровнем обучения: Мариинская женская гимназия, основанная в 1865 году, Реальное училище (1902 г.), Николаевская мужская гимназия (1902 г.), женская гимназия министерства народного просвещения (1904 г.), частная школа совместного обучения Е.С.Левицкой (1900 г.), женское приходское училище (1897 г.), городское мужское четырехклассное училище (1884 г.) и многие другие.

Именно в Царском Селе при императоре Николае II было законодательно закреплено право на всеобщее бесплатное начальное образование, возникла и новейшая по тем временам для России система внешкольного воспитания – скаутинг.

Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения была основана в 1904 году. Около десяти лет она помещалась в арендованном доме на углу Магазейной и Конюшенной улиц, в доме господина Квара.

Для постройки собственного здания  был выделен участок из состава земель Материального двора Царскосельского дворцового ведомства. Проект здания «в стиле ампир» в 1909 году, выполненный арх. А. Р. Бахом, был Высочайше одобрен 2 июля 1910 года.  Строительство велось с 1мая 1912 года по 1 сентября 1913 года на средства Министерства народного просвещения. Проект здания гимназии выполнил архитектор А.Р.Бах. Закладка здания состоялась 27 августа 1912 года.

Оно представляло собой четырехэтажную постройку в виде буквы «Е». Внутри здание имело длинные широкие коридоры, по обе стороны которых размещались просторные светлые классы с высокими потолками и большими окнами. На нижнем этаже находились: помещения для прислуги, кладовые, камеры водяного отопления. На втором этаже - квартира начальницы гимназии, кабинет председателя педагогического совета, приемная-кабинет начальницы, медицинский кабинет, канцелярия, столовая, буфет, две библиотеки (фундаментальная и ученическая) с общим фондом 2400 томов. На третьем этаже - 5 классов, физический (для постановки опытов имелся 191 предмет), естественно-исторический кабинет (с коллекцией по минералогии) и учительская комната. На четвертом этаже - 4 класса, актовый зал, рукодельная комната и учительская. К зданию примыкал обширный фруктовый сад с площадкой для игр.

Центральная часть здания  была выделена шестиколонной ионической колоннадой, завершенной ступенчатым аттиком, где размещалась надпись «Царскосельская женская гимназия». Боковые фланги  оформлены портиками из парных колонн ионического ордера, поднятыми на высоту двух этажей и завершенных треугольными фронтонами. В тимпанах помещался лепной вензель императора Николая II. В арочных нишах портиков были установлены  бюсты античных богов – Афины и Аполлона (в настоящее время утраченные). Росписи парадных интерьеров на мифологические темы были утрачены во время войны.

Царскосельская женская гимназия Министерства Народного Просвещения возникла из частного училища Марии Алексеевны Никитиной.

Открытие гимназии состоялось 5 октября 1904 года в составе приготовительного, 1,2,3,4,5 и 6 классов. В августе 1905 года был открыт 7- ой класс, а в 1906/1907 учебном году и 8-ой специальный педагогический класс для учениц, желающих приобрести право на звание домашних наставниц и учительниц. Плата за обучение составляла 100 руб. в год. В 1910 году в гимназии училось 228 учениц, из них 97 дворянского звания, 46 мещанского, 41 сельского, 8 духовного.

Занятия в новом здании Царскосельской женской гимназии Министерства Народного Просвещения начались 3 сентября 1913 года.

Гимназия работала по типовым программам женских гимназий Министерства Народного Просвещения, утвержденным в 1870 году. Устав был также типовым, утвержден в 1870 году.

Гимназия была предназначена для учениц всех сословий и исповеданий. В приготовительный класс принимали в возрасте не менее 8 лет без экзамена, а в следующие классы принимали учениц, имеющих познания, согласно программам. Обучение было платным, бесплатное образование получали только дети преподавателей, причем служащих и прослуживших не менее десяти лет.

Учебный год начинался с 15 августа и оканчивался 15 июня. Уроки начинались с 9 часов утра. Учащиеся приходили за четверть часа до начала уроков для общей молитвы перед учением.

Каждый урок продолжался по часу, между уроками были промежутки (перемены) по 10 минут, промежуток между 3-ми 4-м уроками полагался в полчаса (для отдыха и завтрака).

Для обучения предлагались обязательные и дополнительные предметы.

Обязательные предметы: Закон Божий, русский язык, математика, география, математическая география, история (всеобщая), естественная история (Российская), физика, чистописание, рукоделие и гимнастика. К дополнительным предметам относились: языки (французский и немецкий), рисование, музыка, пение и танцы.

В гимназии широко практиковался метод экскурсий: в парки, Царскосельские дворцовые оранжереи и фруктовые теплицы, геологические экскурсии на берега реки Поповки, в Государственный Эрмитаж, в музей Императора Александра 111 (Русский музей), в Пулковскую обсерваторию, в Императорскую публичную библиотеку, на Императорский фарфоровый завод. Организовывали и дальние экскурсии: в Выборг, Старую Ладогу.

По итогам учебного года отличившиеся ученицы награждались книгами, для каждого выпуска назначалось не более 2-х золотых и 3-х серебряных медалей.

В гимназии бережно сохраняли традиции:



  • 5 октября (ежегодно) - торжественный акт, посвященный Дню основания гимназии;

  • Рождественские елки для бедных детей Царского Села;

  • 27 августа - День торжественного освещения нового здания гимназии.

Нельзя не отметить участие гимназии в Царскосельской юбилейной выставке в 1912г. к 200-летию со дня рождения города; в мероприятиях, посвященных празднованию 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых (1913 год); открытие и освещение лазарета для раненых на 100 человек (1914 год). В 1914 году на уроках по рукоделию гимназистки изготовляли кисеты с подарками для воинов.

В течение летнего времени (с1914 по 1917 гг.) многие ученицы работали в медицинском отделе склада Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны в Екатерининском дворце, за что неоднократно получали благодарности.

Особое внимание в гимназии уделялось и формированию библиотеки. Начальница училища М.А.Никитина пожертвовала для библиотеки свои книги, за что получила высочайшую благодарность.

Гимназия имела Попечительский совет. В разные годы председателями совета были И.И.Фомилиант (директор Царскосельского Реального училища), П.А.Греве (преподаватель Реального училища), П.А.Сидоров (преподаватель Императорской Николаевской Царскосельской гимназии).

С 1908 года при гимназии существовало Общество вспомоществования нуждающимся ученицам, Устав которого был утвержден господином попечителем Санкт-Петербургского учебного округа графом А.А.Мусиным- Пушкиным. Общество оказывало помощь неимущим взносом платы за обучение, единовременным пособием на приобретение книг, теплой одежды. Идея создания Общества принадлежала начальнице гимназии М.А.Никитиной.

Мария Алексеевна Никитина отдавала гимназии все свои силы, средства, привлекала к сотрудничеству опытных педагогов, родителей учащихся.

В 1918 году гимназия была реорганизована в Единую Трудовую школу. До Великой Отечественной войны здесь размещалась школа №3.

Во время войны здание было почти полностью разрушено, сохранились лишь стены и парадная лестница.

В 1957 году здание было восстановлено и передано школе № 407. При восстановительном ремонте в 1950-е годы «ампирные» балконные решетки были заменены балясинами под окнами третьего этажа. Вместо надписи в аттике поместили третий треугольный фронтон, пилястры тосканского ордера получили ионические волюты. Были уничтожены элементы декора – сбит вензель «Н II» и рельефные раковины в арочных нишах портиков, которые получили характерный для сталинского времени декор с венками из колосьев и листьев

В 1976 году школа была закрыта, здесь разместился Дом пионеров, ныне - Дворец детского (юношеского) творчества города Пушкина.



Основные выводы, сделанные в результате исследования.

В ходе написания работы я изучила историю развития образования Царского Села - Детского села - города Пушкина.

Царскосельские школы имели очень высокий уровень образования, здания для многих из них строились по специальным проектам с учетом нужд учебного заведения. Работали в них высококвалифицированные педагоги, которые были всесторонне образованными людьми. Классы для занятий хорошо оборудовались, во многом благодаря тому, что почти все заведения города имели покровителей. Патронами школ и гимназий были Императоры, Великие князья и их жены. Поэтому в правилах поведения царскосельских гимназий и училищ обязательно указывалось, как должен вести себя ученик при встрече с государем Императором и членами Императорской фамилии. Многие директора, преподаватели и ученики царскосельских учебных заведений составили славу российской культуры и науки. 

Из циркуляров Санкт-Петербургского учебного округа №3 за 1905 год я получила сведения о Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения: узнала об истории ее создания, о преподавательском составе, о традициях гимназии и т.д. Большое внимание уделила истории создания последнего здания гимназии МНП, в котором сегодня располагается ДДЮТ города Пушкина.

В дальнейшем я хочу продолжить работу, обратившись в ЦГИА Санкт-Петербурга, для того, чтобы найти как можно больше информации о директоре Царскосельской женской гимназии МНП Никитиной Марии Алексеевне. Также провести сравнительный анализ учебного и воспитательного процессов в дореволюционных учебных заведениях Царского Села с современными методиками и технологиями в образовании.

Список используемой литературы.

1.Вильчковский С.Н. Царское Село/С.Н.Вильчковский. – СПб.:Титул. 1992.-276с.

2. Голлербах Э . Встречи и впечатления. СПб. Инапресс. 1998. - 568с.

3. Здание Царскосельской женской гимназии / Журнал «Вядчий» №12 за 1914г., с.135

4. Конасова Н.Ю. Через века и годы. История и современность городов Пушкина и Павловска. Очерки для учащихся. – СПб.: Тускарора, 2005.-208с. 112

5. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской Царскосельской гимназии СПб., 1895. С.108-109

6. Очерк возникновения деятельности Царскосельской женской гимназии МНП 1904 – 19011г. С-Петербург, типография В.Я.Мильштейна, 1911

7. Семенова Г. Царское Село: знакомое и незнакомое. – М.: Центрполиграф, 209. – 638с. 369

8. Сочагин А. Царское Село в открытках конца 19 – начала 20 века. Санкт-Петербург. 2002г.

9. Циркуляры Санкт-Петербургского учебного округа №3 за 1905г.



10. Финкельштейн К.И.  Императорская Николаевская Царскосельская гимназия.  СПб.: Серебряный век. 2008. 160 с.

11.Финкельштейн К.И.  Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. СПб.: Серебряный век. 2009. 312 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница