Итоговая аттестационная работа: «Крестьянский вопрос в России во в п. XIX – н. XX вв.»



Скачать 138.79 Kb.
Дата14.08.2016
Размер138.79 Kb.
Итоговая аттестационная работа:

«Крестьянский вопрос в России во в.п. XIX – н. XX вв.».
Над проектом работали:

Безручко Алла Юрьевна

Кумандин Сергей Геннадьевич

Кнаус Мария Ивановна



Утемов Андрей Геннадьевич
I Образовательные ресурсы

№ п/п

Название ресурса

Краткая характеристика

1

http://www.gumer.info/

сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».

2

http://www.istrodina.com/

официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина».

3

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

4

http://rulers.narod.ru/

интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).

5

http://his.lseptember.ru/urok/

электронная копилка методических материалов для учителей истории.

6

Отмена крепостного права http://store.temocenter.ru/res.html?rid=881

Электронный образовательный ресурс разработан в соответствии с ФГОС. Направлен на овладение базовыми знаниями, связанными с Манифестом об отмене крепостного права в России. 10 класс.

7

Отмена крепостного права http://store.temocenter.ru/res.html?rid=1116

Электронный образовательный ресурс разработан в соответствии с ФГОС. Направлен на овладение базовыми знаниями, связанными с Манифестом об отмене крепостного права в России. 10 класс.

8

Отмена крепостного права http://fcior.edu.ru/card/12948/otmena-krepostnogo-prava.html

Модуль позволяет изучить материал по теме "Отмена крепостного права" и закрепить основные исторические понятия и термины.

9

Отмена крепостного права в 1861 г. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b055c3d9-c6f7-4b9f-b644-be0d47acf5af/?

Карта периода отмены крепостного права

10

Крепостное право и его отмена: история и современность. Сборник статей http://window.edu.ru/resource/079/66079

В брошюре представлены материалы семинара "Крепостное право и его отмена: История и современность", проведенного в Санкт-Петербурге 17 декабря 2004 г. в рамках Международного года, посвященного решением Генеральной Ассамблеи ООН борьбе против рабства и его отмене, а также проекта ЮНЕСКО "Невольничьи пути", при участии ведущих деятелей науки, культуры и просвещения. Данное двуязычное, русско-английское издание предназначено для широкого круга читателей.

11

http://fcior.edu.ru/card/21334/otmena-krepostnogo-prava-v-rossii.html

8 класс. Модуль предназначен для закрепления знаний по теме отмена крепостного права в России для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для слабослышащих. Рассматриваются вопросы: причины отмены крепостного права, подготовки к реформе, условия освобождения крестьян.

12

Бок Е. «Воспоминания о моём отце». М., 1998.


Оставшись инвалидом на всю жизнь из-за покушения террористов на П.А.Столыпина, дочь описывает своего отца таким, как он запомнился ей – выдающимся политическим деятелем, прекрасным организатором и любящим отцом.

13

Данилов А.А. «Аграрные реформы 19 – начала 20 веков». М., 1989.


Известный историк осуществляет детальный анализ всех аграрных реформ, начиная с 1861 года и доказывает, что половинчатость, незавершённость этих реформ стала причиной двух революций в России – 1905 и 1917 годов.

14

Данилов А.А., Щапов А.Н., «Российское крестьянство в конце 19 – начале 20 веков» М., 1989.

В данном социально-экономическом исследовании раскрываются проблемы российской деревни, влияние реформ на крестьянство.

15

Лященко Л.М. «Александр 2». М., 2010.


В монографии личность императора Александра 2 рассматривается с самых разных сторон: с позиции личностного восприятия, политического анализа, с точки зрения экономической истории.

II. Тематика и формы занятий

Класс

Тема

Форма занятия

Основные виды учебной деятельности школьников

5-6

«Земля – кормилица»

Конкурс рисунков

Обдумывают замысел, оформляют задуманное в рисунке

7

«Без хозяина земля – круглая сирота»

Внеклассное мероприятие. Игра «Брейн-ринг»

Работа в группах, обсуждение, принятие решения.

8

Спорные вопросы разработки крестьянской реформы 1861 года

Урок - дискуссия

Формулирование и аргументация своей позиции.

8

Крестьянский вопрос глазами современников

Круглый стол

Подготовка докладов, выступление с

сообщениями, обмен мнениями, суждениями.



9

Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Урок исследование

Работа с документами, подборка информации, анализ первоисточников, поиск ответов на поставленные вопросы, подведение итогов, формулирование выводов.

10-11

Аграрный вопрос в истории России XIX – начало XX вв.

Конференция

Выступать с индивидуальными сообщениями, отстаивать свои суждения, повышение культуры общения, формирование оценочных суждений

III. Конспект урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина»
Предмет: история

Класс: 9



Цели и задачи:

Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего развития России.

Вызвать интерес к аграрной политике Росси в начале 20 века и уважение, гордость за лучших сынов Отечества, через воссоздания психологического и политического портрета государственного деятеля П.А.Столыпина.

Формировать навыки работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.


Ожидаемые результаты:

После проведения урока учащиеся смогут:



  • объяснять смысл понятий хутор, отруб, кооперация

  • формулировать цели аграрной реформы

  • проводить поиск информации в документе

  • систематизировать исторический материал по теме

  • высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении аграрной реформы

Основные понятия: хутор, отруб, кооперация

План занятия:

  1. Личность П.А.Столыпина.

  2. Цели аграрной реформы

  3. Основные мероприятия и осуществление реформы.

  4. Итоги и значение реформы.


Проблема занятия: Какова роль аграрной реформы П.А. Столыпина в процессе модернизации России и становления крестьянина-хозяина на земле?
Ресурсное обеспечение:

  • Портрет П.А. Столыпина.

  • компьютер, оборудованный медиапроектором, экран,

  • мультимедийный учебник-диск DVD Клио Софт;

  • Раздаточный материал (документы, схемы);

  • Термины на доске

  • Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводит в проблему:

В 2016 году исполнится 110 лет с начала реформ П.А.Столыпина. В 2006 году правительством РФ была учреждена Национальная премия имени Петра Столыпина «Аграрная элита России». Премия призвана выявлять и поощрять лучших руководителей предприятий АПК, предпринимателей, банкиров, управленцев, политиков, деятелей науки и работников образования, журналистов, пишущих на аграрную тематику, вносящих весомый вклад в развитие отечественного агропромышленного комплекса, а также в реализацию экономических, научно-технических, социально-культурных программ развития сельских территорий. Роль Столыпина в истории России высоко оценена В.В. Путиным, который назвал его великим реформатором XX века. Почему, как вы думаете?



Отвечают на поставленный вопрос.

Реформа П.А. Столыпина существенно повлияла на ход экономического развития России. А на сегодняшний день в нашей стране уделяется большое внимание и развитию аграрного сектора.




Что собой представляет аграрная реформа П.А. Столыпина, какую роль она сыграла в процессе модернизации России в начале XX века? На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе изучения данной темы.

Ознакомление с планом и запись его в тетрадь.


II.Основная часть

1.Информационный блок


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задает вопрос:

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?




Отвечают:

  • крестьянская община,

  • отрезки,

  • выкупные платежи,

  • помещичье землевладение,

  • малоземелье крестьян

Вывод: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством

Проверка выполнения опережающего задания

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.



Комментируют таблицу:

(см. приложение 1, табл. 1)



Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?

Рассказывает: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

Кто же он – П.А. Столыпин? Почему его считают великим реформатором?


Отвечают: Все проекты были отвергнуты государством.

Заслушивают сообщение учащегося о П.А. Столыпине, задают вопросы.


2.Аналитический блок


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Задание: на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы (Приложение 2)

Работают с документами, формулируют цели и записывают в тетрадь

Обобщает ответы и помогает учащимся сделать вывод

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года.



Делают вывод: Главная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос

Задание поработать с документом. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы?

Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина

Работа с документом. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 6, с. 54)

Ответ: Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность.

Задание

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 7 учебника (по группам):



  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины (с.50-51);

  • II группа: Переселенческая политика (с.52-53)

  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).

Работа с материалом учебника по группам


Слушает выступление представителей групп. Помогает обобщить ответы и оформить вывод в виде схемы «Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина» (см. Приложение 3)

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.



В тетради делают схему.

Предлагает поработать со словарем и выписать новые понятия: хутор, отруб, кооперация в тетрадь.

Записывают понятия в тетрадь.


Вопрос: Кому выгодно введение отрубов и хуторов?

Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.


Ответ: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков

Задание: После просмотра сюжета фильма, определите какие результаты имела данная реформа

Задание: работая с учебником §.7 п.3-5

  • 1 вариант: - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;

  • 2 вариант – отрицательные

Приложение 4

Смотрят фильм и отвечают.

работают с учебником §6 п.3-5 и заполняют таблицу по окончании комментируют результат.

III. Заключительная часть

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вместе с учениками подводит итоги урока:

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

Вопрос: Как вы считаете, актуальна ли сегодня проблема, затронутая П.А. Столыпиным в начале XX века? Свою позицию аргументируйте.


Ответы учащихся по проблеме, поставленной к данному уроку

Помогает учащимся сформулировать вывод по уроку:


Формулируют вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными. Но экономические положительные результаты были. Реформа Столыпина – это попытка модернизации аграрного сектора экономики. Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, о появлении хозяина на селе, который сможет прокормить Россию и соображения Столыпина выходят на первый план. Поэтому В.В. Путин так высоко оценивает роль П.А. Столыпина в экономической модернизации России в начале XX века.



Оценивает работу учащихся.

Задает домашнее задание: §7, записи в тетради.

Рефлексия: предлагает заполнить листочки с табличкой поставив +

Узнал новое

Было интересно

Ничего не понял

Было скучно



Записывают домашнее задание.

Заполняют таблички.

Приложение 1



«Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса»

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Приложение 2



Документ 1:

«дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действующая миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).



Документ 2:

«не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий». (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян).



Документ 3:

«главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России).


Приложение 3

«Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина».

http://festival.1september.ru/articles/417043/1.gif

Приложение 4



Результаты аграрной политики П. А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты















Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница