История зарождения монашества




Скачать 156.09 Kb.
Дата17.07.2016
Размер156.09 Kb.
Департамент кадровой и внутренней политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ракитянский агротехнологический техникум»



Методическая разработка урока

Учебной дисциплины

Православная культура

по теме: История зарождения монашества.

Первые монастыри. Устав.
Разработала: преподаватель учебной дисциплины Православная культура

Винограденко Е.А.

ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум»

пос.Ракитное

2014 год

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.


  1. Содействовать в усвоении материала по истории зарождения монашества. Какими были первые монастыри. Для чего был создан церковный устав.

  2. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.

  3. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Основные термины и понятия:  Монах, монастырь, аскеты, авва, киновия, отшельник, инок,  игумен, архиерей, ктитор, Типикон, иосифляне, нестяжатели.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: компьютер, проектор

Методическое обеспечение: презентация, видеоколлекция « Монастырь»
Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих и готовности к учебному занятию



2. Сообщение цели урока

Слайд 2


Ребята, мы переходим к изучению новой темы «История зарождения монашества. Первые монастыри. Устав». Запишите тему нашего занятия

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?



Ответы обучающихся.

Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с историей зарождения монашества. Как возникали первые монастыри. Зачем стал необходим устав монашеской жизни.



Просмотр презентации (смотри приложение).

Содержание презентации.

Слайд3


Монашество, в узком смысле,— это общинная жизнь с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирской суеты. В широком смысле к монашествующим причисляют также отшельников, членов монашеских братств и вообще всех, кто принес монашеские обеты. Монашество сыграло огромную роль в становлении средневековой цивилизации и распространении христианства — как на Востоке, так и на Западе.

         

Слайд 4

В «Древнем Патерике» приводится такая притча. «Авва Макарий спросил авву Захария: скажи мне, какое дело монаха? Сей отвечал: тебе ли спрашивать меня, отец? На это авва Макарий сказал ему: на тебя мне указали, сын мой, Захария! Есть некто, желающий, чтоб я спросил тебя. Тогда авва Захария говорит ему: по мне, кто делает себе во всем принуждение, тот монах».



Слайд 5

А древний подвижник, автор знаменитого труда, наставляющего монашествующих, Иоанн Лествичник, сказал так: «Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань противу чрева».

Понятно, зачем человеку, который «моно» (один, сам) или «инок» (иной, не такой, как все), требуется удалиться от мира сего — для общения с Богом, для спасений своей души, для моления обо всем мире, для которого тоже монах просит у Господа спасения.

Слайд 6


Вспомним Преподобного Серафима Саровского, весьма почитаемого в нашем народе: «Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные Откровения».

Ребята, как вы понимаете выражение сохранение душевного мира?

Дайте определение слову неосуждение.

Что значит получить Божественные Откровения?



Ответы обучающихся.

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, апп. Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.

Ответьте на вопрос. Зачем многие из верующих искали высшего подвига?

Как назывались такие люди?

Запишите в конспект.

Слайд 7


С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан постепенно ослабевает, подвижники удаляются жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов ведут строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так положено было начало монашеству, или, по-русски, иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.

Запишите в конспект.
Слайд 8

Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Святой Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое».

Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение «отречься от мира», т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.

Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души.

Ребята, что значит отречься от мира?

Какое добровольное мученичество берет на себя инок?

Цель иночества?

Запишите в конспект.

Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

Слайд 9

Преподобный Антоний Великий, древний египетский подвижник, был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.)



Слайд 10

Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит «отец»).

Ребята, кто был основателем отшельнического иночества?

Где жили монахи?

Как звался наставник таких иноков?

Запишите в конспект.


Слайд 11

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами.


Слайд 12

Основателем общежительного иночества считается преп. Пахомий Великий.

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.

Ребята, какой другой род иноческой жизни существовал?

Как назывались настоятели таких общин, монастырей?

Кто считается основателем общежительного иночества?

Запишите в конспект.


  1. Первичная проверка понимания изученного

1.Как было положено начало монашеству, или, по-русски, иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни?

2. Цель иноков?

3.Какие два вида монашеского жительства вы узнали?

Ответы обучающихся.

Слайд 13

У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре, который стал центром монашеского движения в XI—XII вв.

Слайд 14

Монастырь этот начался с пещер («печер»), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983—1073).

Преподобный Антоний, родившийся на Черниговщине, а затем подвизавшися в духовном делании на Святой Горе Афон, возвратясь на Русь, хотя и положил начало монашеской общине, более тяготел к уединенному, аскетическому подвигу. Он оставался духовным наставником братии, а настоящим организатором монастыря, строящего свою жизнь по православному уставу — Типикону, стал Феодосий Печерский (1036—1091).

Ребята, Кто были основателями иночества на Руси?

Когда был основан и как назывался первый монастырь?

Запишите в конспект.


Слайд 15

Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.


Слайд 16

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игуменыархиереиктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.



Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного, написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого.

Слайд 17


Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава, по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания».

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

Ребята, как называется монастырский устав?

Какой устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре?

Запишите в конспект.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские были первыми в чреде русских преподобных — монахов, признанных Церковью святыми.

Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины — с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.

Включить видеоколлекцию Монастырь.

Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.

Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.

Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, об Отечестве, о живых и умерших.

Ребята, какая главная заслуга иноков?

Запишите в конспект.

Слайд 18


Святитель Феофан Затворник сказал: «Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священно-служение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Поистине, в монастыре — неиссякаемый источник назидания для мирян.

В Средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.


Слайд 19

Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.

Иноки и священноиноки (монахи, имеющие сан священника) с самого начала заняли особое положение в русском духовенстве. Так называемое белое духовенство — женатые священники и диаконы — жили во многом общей с мирянами жизнью: занимались хозяйством, воспитывали детей.

Жизнь иночества для новокрещеной Руси была поистине иной — ошеломляюще загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях. Монашество существовало «не в миру», и потому только оно виделось по-настоящему отделенным от мира, святым и могло являть недоступный свет Царства Небесного. Само слово «святость» в славянских языках происходит от слова «свет». Монашеское состояние уже в Византии именовали «ангельским чином», подчеркивая тем самым отрешенность монашества от земных благ. Монахов неслучайно также называют «земными ангелами». На Руси прижилась и глубоко вошла в душу верующего человека пословица: «Свет инокам — ангелы, свет мирянам — иноки». Этот свет не заслоняли от мирян черные одежды монахов-чернецов, напоминающие об их «смерти для мира» с его грехами.

Иосифляне и нестяжатели
Для некоторых еретических течений на Руси были характерны антимонашеские настроения. Причина подобных настроений заключалась в том, что многие монастыри были крупными землевладельцами и государство не раз пыталось пополнить пустующую казну за счет монастырского имущества. Такие настроения отягчали разногласия между двумя внутрицерковными течениями XV—XVI вв. — иосифлянами и нестяжателями. Ведущими представителями этих направлений в Русской Церкви были выдающиеся иноки, впоследствии канонизированные как святые,— преподобные Иосиф Волоцкий (1439—1515) и Нил Сорский (ок. 1433—1508).

Слайд 20


Иосифляне отнюдь не были сторонниками личного обогащения. Они защищали право монастырей владеть землями и крупной собственностью. В имущественных правах монастырей они видели залог их действенного общественного служения: помощь беднякам, голодающим, больным, выполнение просветительских задач, гарантию высокого общественного положения Церкви, возможность содействовать устроению православного государства. Игумен Волоколамского монастыря Иосиф, признанный глава иосифлян, делом подкреплял свои идейные позиции: во время голода в окрестных районах он распорядился кормить голодающих, устроил в монастыре приют для сирот.

Слад 21


А нестяжатели полагали, что монахи должны кормить себя только собственным трудом, и выступали против монастырских имений, которые в то время составляли немалую часть всех государственных территорий. По мнению нестяжателей, владение имуществом разлагало монашество, отвлекало иноков от духовного подвига. За каждой из сторон в этом споре стояла своя правда. Идеи иосифлян, доведенные до крайности, означали, что обогащение монастырей становилось самоцелью, а помощь, оказываемая государственной властью, оборачивалась пресмыкательством перед ней и оправдывала любые ее действия. В свою очередь, крайнее нестяжательство обрекало Церковь на бедность, а значит, на необразованность, и закрывало перед ней путь активного общественного служения. Исторически победу в этом споре одержали иосифляне, поддержанные государственной властью.

Ребята, кто такие иосифляне и нестяжатели?

Кто являлся главою иосифлян и нестяжателей?

Запишите в конспект.

Слайд 22

Русские монастыри представляют собой большое чудо.

Религиозные обители - это красота, но не только в камне, но главное - в душах людей.

Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.

Монастыри и монашество в средневековой Руси имели большое значение для развития страны.

Монашество помогало распространению христианства и окончательному падению язычества, укреплению централизованного государства, хозяйственному развитию.

Монастыри влияли на духовное и нравственное состояние общества.

Монастыри были центром духовного просвещения, образования и культуры.

Сегодня монастырская жизнь на Руси возрождается.

Слайд 23-26

На территории Белгородской области действуют: Холковский Троицкий мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь, сохранены Борисовская Тихвинская женская пустынь, Пещерный скит Игнатия Богоносца Успенского Валуйского монастыря, Успенский Валуйский мужской монастырь.

Хочется верить, что очень скоро монастыри станут такими же центрами духовности, культуры и просвещения, какими они были на Руси.



5.Закрепление изученного материала

проводиться в виде тестирования

1.Монашество это-

А. Общинная жизнь с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирской суеты.

Б. Одинокая жизнь вдали от людей

В. Жизнь по Заповедям Божьим.

2.Кто такие аскеты, подвижники?

А. Люди, не нажившие богатства, не имеющие дома

Б. Люди держащие обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде

В. Люди, живущие в пещерах, киновиях

3. Удалявшиеся от мира подвижники назывались___________________________

4. Инок берет на себя добровольное мученичество

А.Отречение от благ цивилизации

Б.Самобичевание

В. Самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.

5. Древний египетский подвижник, был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных

А.Сергий Радонежский

Б. Антоний Великий

В. Пахомий Великий

6. Основателем общежительного иночества является ____________________

7. Кто были основателями иночества на Руси?

А. Антоний и Феодосий Печерский

Б. Иосиф Волоцкий

В. Василий Великий

8.__________монастырский устав это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Иосифляне

А.Считали, что монастырь должен жить своими трудами.

Б.Осуждали право монастырей владеть землями и крупной собственностью.

В. Защищали право монастырей владеть землями и крупной собственностью.

10. Какие действующие монастыри в нашей области вы

знаете?_______________________________________________________________________
Ответы: 1.А, 2-Б, 3- отшельниками и пустынниками, 4-В, 5-Б, 6-Пахомий Великий, 7-А, 8-Типикон - свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, 9-В, 10- Холковский Троицкий мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь

Обучающиеся обмениваются тестами, проверяют и выставляют оценки. Правильные ответы выведены на экран.


6.Подведение итогов, выставление оценок.
7.Домашнее задание

«Православная культура . 10-11 класс» Скоробогатов В.Д, Рыжова Т.В, Кобец О.Н. параграф 12.1


8.Рефлексия

Закончите предложения

Самым интересным для меня было…

Мне хотелось бы еще узнать…



Я хотел бы вам сказать…


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница