История в зеркале кино



Скачать 438.57 Kb.
страница1/2
Дата30.07.2016
Размер438.57 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №686 «КЛАСС-ЦЕНТР»
ПРОГРАММА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

Экзаменационная работа на тему

«История в зеркале кино»

Автор работы:

Покровский Никита

Научный руководитель:

Заярная Светлана Олеговна

Москва 2014 год

История в зеркале кино
Содержание:

1.Вступление……………………………………………………………………2

Кино, история, зеркало
2. История как наука о прошлом и ее отражение в кинематографе……2

Рождение истории и искусства кинематографа…………………….2

Отражение истории в массовом кинематографе…………………….. 5

Гомер «Илиада» и фильм Вольфганга Петерсена «Троя»………….7

Отражение истории в авторском кино. ……………………………...11



Миф о Медее и фильм Пьера Паоло Пазолини «Медея»……….…12

Миф о царе Эдипе и фильм Пьера Паоло Пазолини «Царь Эдип».16
3. Влияние исторической эпохи на творчество режиссера……………….19

Иван Грозный и фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»….20

Иван Грозный и фильм Павла Лунгина «Царь»……………………...27
4.Заключение…………………………………………………………………32

5. Библиография………………………………………………………………34



1.Вступление

Кино, история, зеркало

История, кино, зеркало… Как связаны эти понятия? Что такое история? Как кино отражает в своем кинематографическом зеркале исторические факты? И каким может быть это зеркало,- правильным, чуть кривоватым или же совершенно кривым, как в фильме-сказке, Александра Роу «Королевство кривых зеркал» (1963 г.)?

Все три слова в рассматриваемой мною теме являются важными: история, зеркало, кино.

Зеркало - это гладкая поверхность, предназначенная для отражения чего или кого-либо. При отражении есть небольшое искажение, поэтому не всегда стоит полностью верить отражению.

Историю можно рассматривать с нескольких сторон. Например, история как наука, история культуры и история судьбы или человека.

Кино – это искусство кинематографа, которое создается человеком на основе чего либо, например, мифов или документов.

Главная цель моего исследования состоит в том, чтобы показать, как кино формирует наши представления о прошлом, как режиссеры раскрывают ту или иную эпоху в своих фильмах. В особенности, с помощью каких средств они показывают общество определенного исторического времени: нравы, обычаи, традиции и мировоззрение. Насколько искажаются исторические факты в зеркале кино?

2.История как наука о прошлом и ее отражение в кинематографе. Рождение истории и искусства кинематографа.

Мир кино необъятен! Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств.

Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» - заснятый эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких кинозарисовок.

Кино занимает огромнейшее место в жизни каждого человека! Фильмы смотрят практически все люди в цивилизованном мире - и те, кто влюблен в кинематограф, и те, кто относится к нему просто с интересом.

Сегодня кино – это один из самых мощных источников информации о прошлом. Когда люди думают о Древней Греции, об Иване Грозном, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, они, прежде всего, представляют себе те фильмы, которые видели. Визуальный образ действует сильнее любого другого, поэтому книга сегодня – не первый источник информации. Соответственно то, как режиссер видит ту или иную историческую эпоху, накладывает отпечаток на восприятие зрителя. Сегодня наши представления об историческом прошлом во многом зависят от кино.

Но история – это одна из старейших наук, и не всегда представления о ней зависели от кинематографа. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у человечества появился и интерес к нему. В переводе с древнегреческого языка  слово "historia" означает рассказ о прошедшем времени, об определенных событиях. Первые ростки исторических знаний обнаруживаются в устных преданиях, былинах и мифах.

Еще две с половиной тысячи лет назад древнегреческий историк Геродот, которого называют «отцом истории» (около 484 до н.э. - около 425 до н.э.) познакомил своих современников с первыми историческими трудами. Согласно древнегреческой мифологии, наукам и искусствам покровительствовали девять муз. 

Музы - в древнегреческой мифологии - это дочери Мнемосины (богини пения, поэзии, искусств и наук) и Зевса.

Геродот написал книгу «История» («Музы»), которая является первым полностью сохранившимся историческим и вообще прозаическим произведением в европейской литературе. Книга Геродота состоит из девяти частей, каждая из которых называется по имени одной из девяти муз.

Первая книга –«Клио» – муза истории, вторая книга « Эвтерпа» – муза музыки, третья «Талия» – муза комедии, четвертая « Мельпомена» – муза трагедии, пятая «Терпсихора» – муза танца, шестая «Эрато» - муза любви и любовной поэзии, седьмая «Полигимния» - муза гимнов, веры, восьмая «Урания» – муза астрономии, девятая «Каллиопа» - эпической поэзии, науки и философии.

«История» Геродота не является историей в современном смысле этого слова. Хотя основным сюжетом для неё стала история греко-персидских войн, автор попутно создаёт еще и настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические, естественно-исторические и литературные сведения.

Вот первые строки из книги Геродота:

«Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом»

Итак, в древнегреческой мифологии покровительницей истории считалась муза Клио, изображавшаяся в виде молодой женщины со свитком пергамента в руках.

Согласно древнегреческому историку и мифографу Диодору Сицилийскому (примерно 90 -30 гг. до н.э.), Клио получила такое имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу - клеос. И действительно, первые  летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.

Во времена Геродота историю еще нельзя было назвать наукой в современном смысле этого слова. Тогда определение «история» скорее относилось к литературе и искусству, и с ее помощью люди пытались ответить на очень разнообразные вопросы: о человеке, о богах, о явлениях природы. И огромнейшее значение в этой связи принадлежит мифам Древней Греции. Недаром искусство и мифы Древней Греции изучают на уроках истории Древнего мира с младших классов. Нет, пожалуй, более известных мифов, чем древнегреческие. Кто из нас в детстве не читал легенды про древних богов Древней Греции? Зевс, Артемида, Марс, Меркурий... Вспоминаются замечательные мультфильмы советского периода, созданные в 1969-1986 годах, которые так и назывались «Легенды и мифы Древней Греции» - «Прометей», «Возвращение с Олимпа», «Аргонавты», «Персей»…

Мифы Древней Греции необычайно привлекательны! Они очень современны и в настоящее время. Часто можно услышать в повседневной речи такие фразеологизмы как «Сизифов труд», «Авгиевы конюшни», «Дамоклов меч», «Яблоко раздора»… Но древнегреческие мифы интересны не только с культурно-исторической точки зрения. В современной психологии, например, существуют такие понятия как Эдипов комплекс, комплекс Иокасты, комплекс Медеи. Поскольку мне очень интересен этот период, и многие историки считают, что искусство и мифы Древней Греции заложили основу развития культуры современной европейской цивилизации, в первой части данной работы я хочу рассмотреть, как период античности показывается в кино. Я решил это сделать на примере двух фильмов Пьера Паоло Пазолини - «Медея»(1969 г) и «Царь Эдип»(1967 г) и фильма Вольфганга Петерсена «Троя» (2004 г.).

Отражение истории в массовом кинематографе.

Воспринимать историю в кино можно по-разному. Есть популярное массовое кино, настроенное на то, что это зрелище-шоу (об этом я буду говорить на примере фильма Петерсена «Троя»), а есть авторское кино, - «не для всех», в котором на историю смотрят по-другому (об поговорим на примерах фильмов Пазолини). «Троя», «Медея» и «Царь Эдип» - это фильмы, созданные на основе древнегреческих мифологических сюжетов. Но прежде, чем говорить об этих фильмах, я хочу рассмотреть в своей работе, что же такое мифология?

Слово «мифология» происходит от греческих слов mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово. Мифология-это фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология— это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Поэтому образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством.

Здесь следует немного коснуться вопроса о различии мифа и легенды. Легенда - это одна из разновидностей сказочного фольклора в прозе. События в легенде временами преувеличиваются, поэтому нельзя считать легенду полностью достоверной. Хотя многие из них основаны на реальных событиях. Как пример можно привести легенду об Атлантиде (суть легенды в том, что город Атлантида был развит до очень высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду). Существование самого города-правда, а его развитие, гнев богов и сила жителей - может быть правдой, а может и не являться таковой.

Если рассматривать с литературной точки зрения, то миф - это сказание, передающее представления людей о мире, назначении и места человека в нем, о происхождении всего и о богах и героях. В мифах конкретное время событий не имеет значения. Важна только отправная точка для повествования.

Отличие мифа от легенды заключается во временных рамках. В Древнем Риме и в Древней Греции миф был главным в человеческом мировоззрении. С помощью мифов люди того времени отвечали себе на вопросы и объясняли происходящее.

Итак, миф - это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.  Ролан Барт писал, что «человеческая история может превратить реальность в слово, только от нее одной зависит жизнь и смерть мифического языка. И в древности и в наше время мифология может найти свое основание только в истории, так как миф - это слово, избранное историей». Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например,Геродота). Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние.

В то же время известный ученый-философ Алексей Федорович Лосев (кстати, тайный монах Русской Православной Церкви) в своей монографии «Диалектика мифа»  даёт следующее определение мифа:

«Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь». Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. Я намеренно коснулся в своей работе определения Лосева, поскольку в фильмах Пьера Паоло Пазолини «Медея» и «Царь Эдип» речь пойдет не только об истории мифа, но и о чувствах, сознании и моралистических взглядах человека того времени.

А теперь давайте посмотрим, как режиссеры раскрывают эпоху античности в своих фильмах, и какие искажения мы в этих фильмах находим.



Гомер «Илиада» и фильм Вольфганга Петерсена «Троя»

Фильм «Троя»  — крупнобюджетная историческая драма по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Была номинирована на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Фильм Троя получил 3 награды различных премий (лучшая музыка (Джеймс Хорнер); лучший актёр второго плана (Питер О'Тул) лучший актёр драмы/экшн (Брэд Питт). На Каннском фестивале 2004 года премьера фильма «Троя» состоялась вне конкурса. Этот фильм - один из самых дорогих фильмов в современном кинематографе.

Сценарий фильма «Троя» был написан молодым писателем Дэвидом Бениоффом. Съёмки фильма проходили в Лондоне, на Мальте и в Мексике с апреля по июнь 2003 года. В основу его сценария была положена эпическая поэма Гомера «Илиада», повествующая об истории троянских войн (приблизительно 1200 лет до н. э.). В заключительных титрах фильма сказано, что поэма «Илиада» воодушевила создание его сценария. Но текст «Илиады» не охватывает все эпизоды Троянской войны, а описывает только девятый год войны. Так, эпизод взятия Трои при помощи Троянского коня описан в гомеровской «Одиссее» и в других античных произведениях, а эпизод гибели Ахиллеса от стрелы, попавшей в пятку, описан в поэме «Метаморфозы» Овидия. Кроме данных произведений, автор сценария при написании использовал также «Энеиду» Вергилия, а также собственную фантазию. По словам Бениоффа, это не был совпадающий с оригиналом пересказ, автор хотел сконцентрироваться на человеческом аспекте истории. Этим мотивируется отсутствие богов в сценарии. Бениофф восхищается героями Ахиллесом и Гектором, и их противостояние становится основной темой фильма: «Это фильм не из категории хорошие-плохие. Это не эпическое сражение добра против зла. Это не люди против орков. Это люди сражающиеся с людьми, и поэтому я считаю, что это великий и трагический рассказ о войне» - сказал автор сценария.

Фильм «Троя» получил противоречивые отзывы в среде критиков и прессе. Количество положительных отзывов критиков совсем немного превышает количество отрицательных.

Но рассмотрим, каковы же в этом фильме расхождения с оригиналом?

По словам кинокритика Джона Сильвера, сюжетная схема взята у Гомера, последовательность событий выдержана такая, какой она дана в «Илиаде». Особых отступлений нет. Критик утверждает, что «сценарист отжал ту поэтику, которая делает гомеровские поэмы бессмертными, и взял лишь набор главных героев и совокупность их поступков». Но, как утверждает другой известный кинокритик Алекс Экслер, «не нужно рассчитывать, что это экранизация Гомера». В фильме присутствуют серьёзные расхождения с оригиналом. «Ни дотошной исторической точности, ни деталей гомеровского эпоса, ни сказок о знаменитых Богах. Всё это осталось за кадром» — пишет еще один кинокритик, Катерина Бычкова.

Первое отличие, на которое обращают внимание многие критики, это отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. В фильме о них часто говорят, но сами они не показаны, что лишает фильм загадочности, мифичности, монументальности, чувства судьбы. Отсутствие богов приводит, например, к такому эффекту: в фильме Парис соблазняет Елену во время мирной делегации троянцев в Спарте, что делает его поступок гораздо более малодушным, чем получение божественного дара. Временные рамки фильма тоже не соответствуют оригиналу. В оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война была ужата в несколько недель, или даже дней. Джонатан Форман из New York Post в своей статье написал по этому поводу: «Даже более, чем вы могли бы ожидать, „Троя“ допускает значительные вольности: в этой версии война ради спасения похищенной Елены занимает всего несколько дней; Менелай убит в начале фильма; Ахиллес выживает, чтобы спрятаться потом в Троянском коне; а Парис и Андромаха выживают после падения Трои» Один из критиков журнала «Киноман» написал, что если бы гибель Ахиллеса была показана так, как это было в оригинале, то «такая сцена смотрелась бы куда выигрышней, чем штампованная беготня по гибнущему городу в поисках возлюбленной и бесславная смерть героя на аккуратном газоне». Кроме того, здесь отсутствуют такие персонажи, как предсказательница Кассандра, дочь Агамемнона Ифигения, отданная в жертву отцом, жрец бога Аполлона Лаокоон, пытавшийся предупредить о предательстве данайцев. Техника боя, показанная в фильме, сильно отличается от техники боя греков. Некоторые отклонения от оригинала были сделаны автором сценария умышленно, по словам Бениоффа, «иногда для эффективности и иногда потому что я выбирал то, что я считал лучшим для фильма». Так, Агамемнон, согласно мифологии, был убит своей женой, когда возвращался в Микены, за то, что пожертвовал своей дочерью ради победы над Троей. В фильме он погибает от руки Брисеиды при разграблении Трои. Бениофф мотивировал это изменение тем, что «у нас нет времени, чтобы рассказать все различные истории».

Кроме обычных отклонений от оригинала, Алекс фон Тунцельман из The Guardian находит и откровенный анахронизм, - когда греки высаживались в Трое, было показано, как разбегаются испуганные местные люди, и среди них две ламы. Ламы — это животные из Южной Америки, и невозможно, чтобы они попали в Европу или в Азию в те времена.

Помимо этого, размер города в фильме был явно преувеличен. Историки предполагают, что население Трои составляло около 8 — 10 тысяч человек, что соответствует среднему числу жителей крупных городов того времени.

Но несмотря на сюжетные различия, Джованни Фацио из «The Japan Times» утверждает, что в показе человеческих эмоций, причём не только чести, достоинства и отваги, но и похоти, ревности, тщеславия, двуличия, лживости, фильм остаётся наиболее близким к историческим истинам. Многие критики, в том числе и те, кто невысоко оценили фильм, были сильно впечатлены сценой, когда царь Приам просил у Ахиллеса отдать ему тело Гектора. Кейт Фипс из A.V. Club написал, что в этой сцене больше напряжения, чем в любой из сцен битв. Роджер Эберт назвал эту сцену лучшей сценой фильма. Роджер Эберт, один из известнейших кинокритиков, поставил фильму 2 звезды из 4-х. В своей рецензии он написал, что «имущество Гомера должно подать в суд» на этот фильм. Критик недоволен отсутствием греческих богов, недоволен героями, показанными как герои боевиков, и сгенерированными компьютером армиями. Другой кинокритик, Кейт Фипс, также был недоволен актёрами. В своей рецензии он говорит, что все, кроме Эрика Баны в роли Гектора и Брайана Кокса в роли Агамемнона играют так, что хуже некуда. Сам фильм критик называет только выглядящим хорошо, но по мере просмотра фильм начинает казаться «оглушающей пустышкой с большим количеством действий, но недостатком личностей, человеческой драмы, интеллекта». Несмотря на столь неоднозначные отзывы кинокритиков о фильме «Троя», хочется отметить, что у массового кинозрителя, не знающего исторических деталей, фильм вызвал большой интерес. Очень часто голливудские режиссеры рассказывают нам такую историю, которую мы ожидаем. Когда зритель приходит смотреть фильм про античность, он ожидает увидеть в фильме привычные его представлению костюмы, оружие, предметы быта, батальные сцены, панорамные съемки, большое количество массовки. Иными словами, у кинозрителя существует уже сложившееся определенное представление об античности, определенный опыт восприятия этого периода. Используя узнаваемые «ходы», стереотипные представления и «штампы», режиссеры обращаются к нашему опыту восприятия античности. Это самый прямой и легкий путь к сознанию зрителя. Голливудские режиссеры осознанно просчитывают все эти ходы, чтобы зрители все понимали, быстро реагировали и платили за кинопросмотр. То есть, когда мы смотрим подобный голливудский фильм, то понимаем, что это специально созданный для массового зрителя фильм: красивый, «лакированный», со спецэффектами. Но скорее всего, на самом деле так точно не было. Наше представление о прошлом в «классическом» голливудском кино искажается. А что же происходит в авторском кино?

Именно с этой целью я и взял фильмы Пьера Паоло Пазолини - «Медея» и «Царь Эдип».

Отражение истории в авторском кино.

Пьер Паоло Пазолини - итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. Чтобы по-настоящему понять его фильмы, необходимо прежде всего познакомиться с личностью и внутренним миром этого режиссера.

По своим политическим взглядам Пазолини являлся марксистом и коммунистом. И это находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях. Пазолини в своем творчестве идет совершенно отличительным от Голливуда путем. Он сам часто снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так Деву Марию в «Евангелии от Матфея», сыграла мать режиссёра. В фильме «Царь Эдип» Пазолини сыграл роль жреца, но в титрах это не указано. Почему же Пазолини часто привлекал в свои фильмы людей, не имеющих прямого отношения к миру кинематографа? Я полагаю, что для большей реалистичности и правдивости раскрытия образа. У профессионального актера (особенно, если речь идет о Голливудских фильмах) существуют определенные штампы. Актеров учат профессионализму, и они часто делают то, чему их учили. Фильмы Пазолини не имеют ничего общего с фильмами Голливуда! Пазолини отходит от традиционных трактовок. Порой некоторые моменты выглядят даже гротескно, но это подчинено основной идее фильма и поэтому оправданно.

Миф о Медее и фильм Пьера Паоло Пазолини «Медея».

В фильме «Медея» главную роль играет известная оперная певица–Мария Каллас. Еще до съемок фильма она была исполнительницей главной партии в одноименной опере Керубини. Изначально Пазолини создал сценарий, в котором Медея должна петь. Однако из-за тяжелого кризиса в жизни певицы и потери голоса, Каллас отказалась от этой идеи. Сценарий переделали. В фильме Мария Каллас не поет и даже мало говорит. Медея - это ее единственная роль в художественном фильме, и она с ней очень достойно справилась. К сожалению, эта роль ей эмоционально была очень близка… Она находилась в этот период на грани нервного срыва, потому что в ее личной жизни к моменту создания фильма «Медея» происходили очень трагические события, - она также ощутила предательство любимого человека, которого очень любила (это был Аристотель Онассис, который женился к тому моменту на Жаклин Кеннди), и потеряла при рождении своего долгожданного ребенка.

Какую же античность мы видим у Пазолини? Режиссер в целях приближения к исторической достоверности снимал фильм «Медея» в Каппадокии (Турция). Бывший православный мужской монастырь «играл роль» колхидского поселения и царского дворца. Средства выразительности, которые использует Пазолини в этом фильме, очень разнообразны. Это красивейшие территориальные пейзажи Кападокии, прически, одежда, обувь, оружие, предметы быта, богатые украшения (ожерелья, серьги, височные женские украшения). Но это не самое главное. Костюмы и пейзажи для режиссера достаточно условны. Пазолини имеет художественное чувство меры. Обычаи и архитектура, выдуманные им, реальнее реальности, нас мало интересует, насколько все это документально верно. Это не исторический фильм. Это не пересказ мифа. Это воссоздание действительности, в которой возможен миф. В фильме «Медея» все концентрируется на масштабе человеческих переживаний. Скорее всего, именно с такими эмоциональными переживаниями в сознании зрителя и пересекаются представления о древности, об архаике, где страсти существуют в кристально чистом виде.

Вспомним миф о Медее. Медея… Кто она? Царевна? Колдунья? Возлюбленная? Спасительница? Убийца? Пазолини дал оригинальную трактовку известного мифа.

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи, одной из представительниц чародейства..Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном. Ради любви к Ясону Медея совершила преступления, - помогла аргонавтам увезти золотое руно, убила родного брата при преследовании аргонавтов ее отцом.После различных жизненных перепетий, когда Ясон и Медея оказались в Коринфе, и у них уже было два сына, Ясон захотел жениться Главке (дочери царя Коринфа Креонта). Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона. Есть вариант мифа, по которому она детей не убивает, а оставляет в храме Геры, у алтаря. А убили их жители Коринфа.

Более подробно о мифе:

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи, одной из представительниц чародейства, а также жрицей Гекаты, - древнегреческаяой богини колдовства.Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга. Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

Далее у мифа существует несколько версий.

Согласно более распространённому варианту, Ясон захотел жениться на Главке (дочери царя Коринфа Креонта). Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти.Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконам. Есть вариант мифа, по которому она детей не убивает, а оставляет в храме Геры, у алтаря. А убили их жители Коринфа.

Поскольку в начале своей работы я уже отметил, что изначально история и литература были неразрывно связаны, влияние мифов сохраняется и в период расцвета греческой трагедии (V-IV вв. до н.э.). Древнегреческая трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин и эстетическую гармонизацию мифов. Сюжет этого мифа о Медее был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).Следует отметить, что мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его героев-мужчин силой воли и яркостью чувств. Такова Медея и в одноименном фильме Пазолини! Как заметил однажды сам Пазолини: «Я остановил свой выбор на этой варварской трагедии, где женщина из любви к мужчине убивает собственных детей, прежде всего потому, что меня зачаровывала чудовищная сила этой любви».

Поскольку для Пазолини основная мысль фильма – раскрытие трагического образа Медеи, Пазолини часто использует для раскрытия ее образа крупный план. Для того чтобы режиссеру использовать крупный план в качестве средства выразительности актера, необходима правдивая и достоверная игра профессионалов! Крупный план в этом фильме Пазолини использует часто, - и крупным планом практически всегда дается Мария Каллас, которая делает это превосходно и всегда по-разному! Возможно, это происходит и потому, что она не столько играет в этом фильме, сколько переживает судьбу Медеи вместе с главной героиней! Недаром очень часто на киноафише этого фильма дается крупный план именно Марии Каллас!

Если сравнивать этот фильм с голливудским, то здесь искажение истории происходит из-за того, что авторское кино отражает концепцию отдельно взятого человека, его мировидение, миропонимание. Некую историю мы воспринимаем глазами одного человека, и несмотря на то, что это авторский взгляд, он также зависим от эпохи, в которую создается фильм. На художника оказывает большое влияние время, в которое он творит. Что касается Пазолини, то он был очень подвержен влиянию Зигмунда Фрейда, его теории психоанализа.

Многие историки говорят, что в любом мифе можно выделить семантическое, то есть смысловое ядро, которое будет впоследствии востребовано. В этой связи хочется отметить такой момент относительно мифа о Медее, - смысловое ядро этого мифа оказалось востребовано даже в психологии под понятием «комплекс Медеи». Так называемый комплекс Медеи – причинение вреда матерью своим детям с целью отомстить мужу- встречаются и в наши дни. Казалось бы, прошли века со времени рождения мифа о Медее, но человеческие чувства и переживания не изменились! Недавно (в 2013 году) в Израиле был случай, когда русская женщина -эмигрантка 36-летняя флейтистка Карина Бриль, бывшая жена Дмитрия Бриля, известного российского джазового музыканта, в своей квартире в Иерусалиме зарезала пятилетнюю дочь и семилетнего сына, а после пыталась покончить с собой, перерезав себе горло. Женщину отправили в больницу, и врачам удалось спасти ее жизнь, а дети погибли…

Так что получается, что кинематограф зеркально отражает не только историческую эпоху или период, но и психологию человека, не изменившуюся с древних времен! И что касается правдивости зеркального отображения человеческих чувств и трагедий, то кинематограф у Пазолини здесь совершенно реален и правдив.

Миф о царе Эдипе и фильм Пьера Паоло Пазолини «Царь Эдип».

А теперь я хочу рассказать о фильме Пазолини «Царь Эдип», действие которого разомкнуто в современность. Этот фильм появился в 1967 году (на два года раньше, чем «Медея»). Он открывает "мифический цикл" Пазолини, в который позже войдут такие известные картины как "Теорема", "Свинарник" и "Медея". Фильм «Царь Эдип» был снят Пазолини на основании трагедии Софокла – мифе об Эдипе, рассказывающем нам о нелегкой судьбе Эдипа, убившего своего отца и женившегося на своей матери. И в этой связи хочется поговорить не только о мифе, но и об историческом мировоззрении древних греков. В мировоззрении древнего грека каким-то образом уживались два противоречивых понятия — судьба и борьба. С одной стороны вера грека в фатум была безусловной — то, что предначернато, обязательно произойдет. Человек бесконечно слаб перед богами. В воле богов причинять страдания или помогать человеку, но даже они не смогут изменить твоей судьбы. Всё предрешено…

Сюжетная линия мифа такова:

В царственной семье ждали наследника, но, когда родился долгожданный мальчик, оракул провозгласил, что этот ребёнок станет смертью для своего отца. Убить новорожденного не поднялась рука, но от дворца Эдипа отлучили. Он вырос в чужой семье, а когда достиг совершеннолетия, отправился путешествовать. Предсказания оракула сбылись. Эдип случайно убил родного отца, после чего стал мужем собственной матери, совершенно не зная об этом…

Основа фильма Пазолини-трагедия Софокла. Но каждый художник (в данном случае режиссер Пазолини) считается талантливым художником, если у него существует свое особенное, авторское мнение! В данном случае речь идет, во-первых, об особенном прочтении исторического мифа,- Пазолини для усиления эффекта добавил пролог и эпилог, возвращающие зрителя к нашему времени. Прошлое в этом фильме как бы обрамлено в настоящее. А во-вторых, каждый режиссер создает свой фильм в определенное историческое время , а также на личные переживания и собственный жизненный опыт. На создание этого фильма, безусловно, воздействует современная эпоха, определенный строй общества и современные взгляды этого общества. И эти моменты очень часто отражаются в работе режиссера. В прологе мы видим переживания маленького мальчика, который видит отца обнимающего его мать. Военная форма отца ненавязчиво напоминает нам о самом режиссере, отец которого был военным. Важно, что Пазолини так четко и красиво рассказывает известную историю, что ее актуальность и современность не подвергаются сомнению.

Фильм доподлинно рассказывает нам трагедию Софокла, при этом очень грамотно пользуясь возможностями киноязыка, играя с пространством и временем на экране — в начале фильма из цветущей «современности» мы перемещаемся в несколько тяготящую психоделическую древность. Действия картины происходят не в Греции, а в Марокко, герои не ходят в традиционной греческой одежде, их доспехи и оружия нелепы, но эти древние, занесенные песком, марокканские города и пустынные просторы, человеческие отношения создают полноценное ощущения правдивости происходящего.

Несмотря на то, что в основном, герои говорят строками первоисточника, лента полностью индивидуальна. Пазолини «обрамил» классику в современные рамки, не портящие восприятие и впечатление от нового кинопроизведения. Картина Паоло Пазолини — подчеркнуто реалистична. Здесь нет мифических существ. Эдип — это символ человеческого стремления не зависеть ни от богов, ни от традиций: только выколов себе глаза, Эдип начинает понимать, что есть в мире тайны, разгадать которые человек не в состоянии.

Кроме того, безусловно, на создание фильма оказала влияние и теория известного психоаналитика - австрийского доктора Зигмунда Фрейда. И в этом отношении кино можно рассматривать не только как зеркало истории о прошлом, но и как зеркало истории настоящего времени. (Я еще вернусь к этому вопросу в своей работе на примерах фильмов про Ивана Грозного). Так вот, Зигмунд Фрейд в психоаналитике вывел такое теперь общеизвестное понятие, как «Эдипов комплекс»  - понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле «Эдипов комплекс» обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории. А потом в психоаналитике появилось такое понятие, как комплекс Иокасты, то есть очень часто причиной формирования Эдипова комплекса у сына является так называемый комплекс Иокасты у его матери - женский комплекс, который является зеркальным отражением  Эдипова комплекса. А заключается он в патологической гиперопеке матери над сыном и является причиной формирования у последнего не только Эдипова комплекса, но и многочисленных комплексов по отношению к женскому полу. Таким образом кино отражает не только историческую эпоху прошлого, но и теории современного времени, которые тоже со временем станут историей…



Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница