История таможенного дела и таможенной политики россии




страница1/4
Дата07.03.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

00.0547.01.01

ЖДАНОВА Т.А.

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

МОСКВА

2012

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество_______________________________________

Факультет___юридический________________________________________________


ЖДАНОВА Т.А.

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Рекомендовано

научно-методическим

советом РосНОУ


ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В настоящем УМК рассматриваются вопросы, посвященные основным направлениям таможенной политики и основным составляющим таможенного дела в период развития Российского государства с X до начала XXI века.

Для студентов Российского нового университета
СОДЕРЖАНИЕ

1. Становление и развитие таможенно- пошлинной системы в истории российского государства.

1.1. Торговые связи Киевской Руси

1.2. Виды таможенных пошлин и штрафов

1.3. Торговые связи Новгорода и Пскова

2. Развитие таможенного дела в Московском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

2.1. Развитие торговли в Московском государстве

2.2. Основные направления таможенной политики

2.3. Таможенные органы и их структура

3. Таможенная политика и таможенное дело в Российской Империи в XVIII в.

3.1. Торговая политика России

3.2. Становление таможенной системы Российской империи

3.3. Учреждение таможенной пограничной стражи

4. Таможенное дело и таможенная политика России в XIX веке

4.1. Динамика внешней торговли

4.2. Порто – Франко и свободные гавани

4.3. Таможенная политика в XIX веке

4.4. Таможенные пошлины и доходы

4.5. Совершенствование управления и структуры органов таможенной охраны

4.6. Создание Корчемной стражи и ее деятельность
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛИТЕРАТУРА

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ



Тема 1. Таможенно – пошлинные обложения в Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности (X—XIV вв.)
1.1.Торговые связи Киевской Руси
Проживая на территории от Финского залива до берегов Черного моря, славяне в IХ веке вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, ремеслами и торговлей. Наиболее важным торговым путем был знаменитый путь из "варяг в греки". Он пролегал от Финского залива до Черного моря по Неве, Волхову, Ловати, Днепру. Возникли и другие торговые пути: по Днепру, Дону, Волге. На них появились города: Ладога, Новгород, Торопец, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Киев, Витичев, Родня, Волоколамск. Славяне торговали с греками и вывозили хлеб, медь, воск, рабов. С развитием торговли росло число торговых людей. Появляются элементы таможенного дела - торговые пошлины, распространенным видом которых было мыто. При Ярославе Мудром возникает таможенное законодательство. Оно нашло воплощение в "Русской правде" и других документах.

Таким образом, можно говорить о 1000-летнем периоде существования в России таможенного дела. Во всяком случае, еще в Древней Руси взимали мыт - пошлину за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т.п. При этом различалось "мыто сухое" при провозе товаров по суше и "мыто водяное" - при провозе по воде. Сборщик пошлин назывался "мытником" или "мытчиком", а место взимания мыта - "мытниной" или "мытницей". Одновременно взимались сборы с продажи товаров.

Их введение, по предположению дореволюционного автора Д. Толстого, принадлежало духовенству, "которое заведовало над весами и мерами и получало пошлины с продававшихся товаров.

В Древней Руси налаживалось денежное дело. Вначале появляются монетные знаки в виде куска кожи или меха, затем слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта - гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) - рублем. В конце ХI - начале ХII века отчеканены первые монеты. Развитие внешней и внутренней торговли способствовало товарообмену, совершенствованию таможенного дела.

Следует сказать, что таможенное дело в те далекие времена осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. По мнению К. Лодыженского, его отличал преимущественно частноправовой характер.

Многие дореволюционные авторы (В.О. Ключевский, Г.В. Плеханов, Н.А. Рожков, И.М. Кулишер и др.) указывали, что внешняя торговля в Древней Руси, во-первых, сводилась к вывозу дани и, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и немногочисленной группы состоятельных горожан.

Русские купеческие караваны путешествовали 2-мя маршрутами: либо они отправлялись по Днепру к Черному морю и затем в Византию, либо по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. Важно при этом отметить, что в характере этих экспедиций длительное время преобладал военный, захватнический оттенок. "Хотя... арабские источники и упоминают о торговле русов с булгарами, буртасами, хазарами, но все же первостепенное значение эти писатели придают приобретению русами имущества мечом". Торговые отношения Византии и Киевской Руси также формировались под влиянием военно-политических обстоятельств. Договорами 907, 911, 945, 971 гг. греки стремились "обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилия их мирным обменом". К примеру, в договоре киевского князя Олега с императорами Византии Львом и Александром 907 г. оговаривались широкие торговые права русской стороны: "Да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем же".

Соотношение сил между Русью и Византией все время изменялось. Это сказывалось на содержании их договорных отношений, которые складывались в результате "предварительных военных походов русских князей на Византию".

Так, согласно договору 945 г. русские люди, приезжая в Царьград, должны были проходить регистрацию и проживать в определенном месте - на подворье монастыря св. Мамонта в предместье византийской столицы. В сам город они допускались в сопровождении правительственных чиновников группами не свыше 50 человек и без оружия. Срок их пребывания в Византии ограничивался шестью месяцами. При этом русские гости находились на полном содержании византийского правительства и получали "месячину" (хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты). Имеется указание, что они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и др. корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 г. русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских (каждый мог вывезти их не более чем на 50 золотых). Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые - золотые печати, вторые - серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Им также следовало иметь при себе грамоты от князя и бояр с указанием числа отправленных в Византию судов в доказательство того, что они "с миром приходят". Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести Византии беспошлинный торг.

Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля в основном осуществлялась славянами. "Как наши, так и иностранные источники говорят только о поездках греческих послов в Русь; о пребывании же греков в Руси по своим делам указаний не встречается". Справедливость этого утверждения подтверждается и самим названием торгового пути "из варяг в греки".

С распадом Киевской Руси и образованием новых центров государственности содержание таможенного дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними экономическими интересами. В "удельное время" развернулась торговля княжеств между собой. По справедливой оценке Кулишера "это была такая же внешняя торговля, как и обмен с греками".

Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. С начала XIII в. они взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении "весчего сбора"). Так, например, в начале XIII в. немецкие купцы платили в Смоленске "весовщину" за провес золота в шесть раз больше, чем за серебро.

Сильное влияние на развитие таможенного дела, приведшее к значительному усложнению (разветвлению, дифференциации) таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели.

От тюркского слова "тамга" произошел глагол "тамжить" - то есть взыскивать пошлину - "тамгу". Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями "откупным таможенникам". В толковом словаре русского языка В. Даля можно прочитать: "В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо". "В обширном смысле, - полагал Д. Толстой, - тамга означала пошлину со всех продававшихся товаров, равно как с привозившихся на рынок, с отвозившихся с него и привозившихся".
1.2. Виды таможенных пошлин и штрафов
Пошлины, взимавшиеся в удельное время можно условно разделить на 4 группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные.

Торговые пошлины:

1. Явка - пошлина за предъявленный в таможне товар (по прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины - "явки" или "явленного". Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась, как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи.

2. Замыт - сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

3. Осьмничее (осьмичее, восмничее, восменичее) - фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и "померное" с "предметов меримых". От померного отличалась тем, что взималось с рубля, в то время как померное - с меры. "Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и помер".

4. Гостиное - пошлина с привозных товаров; взималась "с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара".

5. Порядное - фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля.

6. Искунное - фискальная пошлина с продажи товаров.

7. Пятно - сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца.

8. Узольцовое (узловое, поузолыцина) - сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

9. Годовщина - пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя.

10. Весчее - пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая - с продавца. После 1653 г. взыскивалась только с покупателя.

11. Померное - "пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох... и с известной меры, а не с рубля".

Размер померной пошлины колебался от полденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; "с купца никогда помера не брали".

Проезжие пошлины:

1. Мыто сухое, мыто водяное - основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже - с цены товара. До 1654 г. "мыты" содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства.

2. Посаженное - разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях.

3. Подужное - сбор с количества телег в купеческом обозе.

4. Полозовое - сбор с количества саней в обозе.

5. Побережное - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами, или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов и их размеров.

6. Головщина - подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар.

7. Костки - налог с людей, сопровождавших товар.

8. Задние калачи - разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара.

9. Мостовщина и перевоз - налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

10. Проезжее - плата за пользование устроенными дорогами.

11. Явка - пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

12. Перевоз - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича - Бориса Годунова издало указ 1596 г., "который вместе с мытами, присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины".

Пошлины за обслуживание:

1. Амбарное (анбарное) - плата за наем амбара.

2. Гостиное - плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов "долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбары были дороже, и наоборот". Ее взимание производилось "гостиными дворниками", находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.

3. Полавочное - пошлина за право торговли или за наем лавок.

4. Свальное - плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара.

5. Подъемная и рукознобная пошлины - за поднятие товара и его установу на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

6. Померное - сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

7. Весовое, весчее - плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

8. Контарное - пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

9. Припуск - "пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров".



IV. Штрафы:

1. Промыта - уклонение от уплаты мыта (промытитися - уклониться от уплаты мыта: "Который гость где промытится, мыто проедет, не заплативши, тот товар свои тратит"; пеня за неплатеж мыта: "А кто промытится, ино с воза промыты по штидесят, а заповеди шестьдесят одина, колько бы возов ни было. Уложением 1649 г. размер промыты был установлен в 5 рублей с человека; промытившийся также подлежал наказанию кнутом.

2. Промыт - пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины: "А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт", взимался обыкновенно с воза или судна.

3. Заповедь - пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади: "А кто продаст лошадь, или кто купит, а не явит таможником и у пятенщиков не пятнит, ино с того заповеди и пропятенья два рубля: рубль наместнику, а рубль таможником"; штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе; штраф за продажу померного товара, например, зерна, без меры; штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшийся как с купца, так и с продавца; пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). "Величина заповеди, - писал Д. Толстой, -была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой - лицам, заведывавшим таможенным сбором". Иногда вся заповедь принадлежала государю.

4. Протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне: "А кто протамжит своего товару на рубль... с него протаможья тридцать алтын без гривны".

По мнению Д. Толстого, размер этого штрафа составлял: с товара на два рубля или более - два рубля, а "с товара на рубль и менее - заповедь в тридцать алтын без гривны".

5. Протамга - пеня за неявку товара в таможне: "А кто не явя таможником сложит товар свои с воза и из судна, и он то протамжил... ино с него протамга два рубля".

Всего взималось до 40 различного рода и наименования пошлин. Важнейшими из них были тамга, явка, осмничее и некоторые другие, имевшие ярко выраженных фискальных характер и взимавшиеся "во имя права князя требовать известных платежей от подданных", чего не водилось в прежние времена. Таким образом, можно утверждать о сложившейся в удельное время сложной и запутанной системе таможенных сборов как государственного, так и частно-правового характера.

Каждый товар, предназначавшийся для продажи, подвергался оплате несколькими сборами, "которые вообще взыскивались независимо один от другого". "Но, несмотря на многосложность и происходившую часто отсюда запутанность, - писал Д. Толстой, - система эта не лишена была правомерности, в том отношении, что пошлины взимались именно с известного предмета, что они соразмерялись с количеством и качеством его и с другими принадлежностями, увеличивающими или уменьшающими пошлины... Запутанность же этой системы состояла в ее излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала".

Размер тамги колебался от 1/4 до 7 % с цены (обычно 3/4 - 2 % или 1,5-4 деньги с рубля). Местные жители либо совсем не платили этой пошлины, которая взималась с цены товара при совершении торговой сделки, либо платили ее при продаже привезенного товара или увоза купленного на местном рынке в меньшем размере (в 2 раза и более), чем иногородние. С последних, как правило, брали по 4 деньга с рубля, с местных торговцев - 1-2 деньги. Например, по Белозерской грамоте 1598 г. с местных горожан взималась таможенная пошлина 0,5 %; с жителей области, к которой относилась грамота, -столько же; с приезжих торговцев из других областей - 6 % от стоимости товара. Новгородской таможенной грамотой 1571 г. с местных горожан предусматривалась пошлина 0,75 %, с жителей новгородских пригородов - 2 %, с торговцев из других областей - 4 %, с иноземцев - 7 % от стоимости товара. Кроме того, в XVI в. для иностранцев была учреждена "особая большая тамга".

Различались и сами принципы взимания тамги:

• с целого ряда товаров она взималась не с цены, а с количества;

с цены весчих товаров она взималась в большем размере;

• иногда ее ставка зависела от вида и типа транспортного средства, доставившего товар.

При взимании других таможенных сборов (тамги с веса, пятна, замыта, мыта, полозового, головщины, явки, весчего, гостиного, амбарного и т.д.) также проводилось различие между местными жителями, иногородними и иностранцами. Для иногородних и иноземцев обычно устанавливалось больше платежей, которые к тому же отличались и более высоким размером. Так, согласно Новгородской таможенной грамоте 1574 г. годовщина (поголовный сбор) взималась в размере полуденьги новгородской - с новгородца, одной деньги - с иногороднего и двух денег - с иноземца. "Явочной пошлине подлежали обычно только иногородние и иноземцы, но не местные жители, и величина ее определялась расстоянием между постоянный местожительством торговца и местом уплаты". Например, в Орешке в 1523 г. новгородец подвергался сбору в одну деньгу московскую, человек из пригородов Новгорода - в деньгу новгородскую, прочие иногородние - в две деньги, а иноземцы - в один алтын.

В целом ряде случаев от таможенных пошлин освобождались монастыри и лица духовного звания. Они получали от князей жалованные ("тарханные") грамоты.

Тарханные грамоты выдавались также жителям новых городов, отдельных местностей или тем, кто этого заслужил перед княжеской властью. Так, уставной грамотой великого князя Василия Дмитриевича 1397 г. Двинской земле особо оговаривались привилегии местного купечества: "А куды поедут двиняне торговати, - ино им не надобе во всей моей отчине в великом княжении тамга, ни мыт, ни костки, ни гостиное, ни явка, ни иные некоторые пошлины".

Нередко таможенные отношения в русских землях определялись междукняжескими договорами.

В некоторых из них выражалась взаимная воля князей к прекращению взимания таможенных платежей на границах собственных княжеств. Например, в договорной грамоте великих князей Бориса Александровича и Василия Васильевича 1451 г. говорилось: "А межи нас людем нашим и гостем путь чист без рубежа; а кто учинит рубеж... рубещика по исправе выдати". В договорных грамотах Москвы с Новгородом (1380), Рязанью (1381), Тверью (1399) везде было установлено "гостю гостить без рубежа, мыты держать прежние".
1.3. Торговые связи Новгорода и Пскова
Наибольших успехов в торгово-посреднической деятельности добился Новгород. Новгородцы широко осваивали богатства северных рек и Белого моря, завоевывали все новые земли, основывали там свои колонии или опорные пункты, заставляли туземное население платить дань (преимущественно мехами), как в казну Новгородского государства, так и в пользу тех богатых бояр-промышленников, которые организовывали и поддерживали экспедиции ушкуйников. "Главное богатство Новгорода и главный предмет его вывоза составляли ценные меха - собольи, лисьи, бобровые, куньи и др., - которые в огромных количествах поступали из всех частей обширного Новгородского государства и затем вывозились в Среднюю и Западную Европу. Средневековая

Европа предъявляла громадный спрос на меховые товары, ибо меха употреблялись тогда не только для изготовления теплой одежды, но были любимым украшением одежды и даже обуви всякого рода, и Новгород был поставщиком этого товара на целую Европу. Кроме мехов, Новгород вывозил в Европу кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Привозились в Новгород из-за границы сукна и др. материи, металлические изделия, вина, соль.

Уже в XII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый готский двор (основанный купцами из г. Висби на о. Готланде). В конце XII в. здесь является немецкий двор, который по мере образования и усиления Ганзейского союза растет в своем значении и играет главную роль в ходе новгородской внешней торговли. Кроме чужеземных торговых дворов, в Новгороде были дворы приезжих русских купцов, а именно: псковский, тверской, половецкий, смоленский". Иноземные гости имели в Новгороде беспошлинный торг, жили здесь своим укладом.

Новгородцы, со своей стороны, широко торговали в русских Землях, везде пользуясь большим авторитетом и таможенными преференциями. Везде новгородцам разрешалось гостить без рубежа. В отношении их товаров пошлины произвольно не завышались. Главными торговыми партнерами Новгорода являлись ганзейские города. Вначале это был Висби (на о. Готланд), затем Любек, позже - ливонские города Дерпт, Ревель и Рига.

Торгуя с русскими землями, ганзейцы добивались:

• предоставления им права беспрепятственного приезда и отъезда (даже в случае возникновения войны);

• обеспечения местными властями защиты их личных и имущественных прав, возможности селиться на определенный срок;

• освобождения от обычая берегового права;

• предоставления права взыскивать с местных жителей торговую задолженность;

• не привлечения к ответственности за проступки, совершенные соотечественниками, за их убытки;

• не конфискации имущества, оставшегося после смерти купца, выдачи родному городу покойного для последующей передачи родственникам;

• введения правил, облегчающих привоз и вывоз товаров, производство погрузочно-разгрузочных работ, предоставления лоцманов и перевозчиков, возможности заготовки леса для судового ремонта и т.д.

Ганзейцы также стремились к образованию самостоятельных поселений, факторий и контор с собственным управлением, добивались полного невмешательства местных властей в их дела и даже претендовали на то, чтобы укрывать на своей территории беглых местных жителей и судить последних за преступные деяния против фактории и ее обитателей.

Одновременно они пробивали брешь в старинном гостином праве, которое запрещало гостю:

• торговать с другим гостем (иноземец сначала должен был удовлетворить местных купцов);

• торговать в розницу (за исключением ярмарочных дней);

• доставлять товары в город произвольным маршрутом;

• пользоваться собственными весами;

• вступать в непосредственные отношения купли-продажи с крестьянским населением.

Кое-что в этом отношении у ганзейцев получалось. Однако в целом их отношения с новгородцами складывались непросто, зачастую конфликтно. Несмотря на то, что в каждом договоре немцев с новгородцами оговаривалось их взаимное право торговать без стеснений, без насильственного захвата у них товаров (это выражалось словами "вольное торгованье", "путь чист", "без рубежа", "без пакости"), "вся история русско-ганзейской торговли есть один сплошной захват русскими или немцами товаров посторонних лиц за убытки, действительно или якобы ими понесенные, непрерывный ряд насильственных действий, основанных на идее круговой поруки между лицами, происходящими из одной и той же местности или принадлежащими к одной и той же национальности". Принцип индивидуальной ответственности, таким образом, за редким исключением не соблюдался. Это не удивительно, поскольку средневековое торговое право в принципе не исключало групповой ответственности. Так, в одном из договоров (1269 г.) говорилось, что в случае столкновения между новгородцем и "зимним гостем" "летний гость" за это не отвечает и наоборот. Целым рядом соглашений Ливонского ордена с Новгородом и Псковом устанавливалось, что в случае столкновений между орденом и Псковом новгородские купцы не подлежали ответственности и задержанию и наоборот.

С точки зрения таможенного дела особый интерес представляют обстоятельства, связанные с транспортировкой немецких (иностранных) товаров до Новгорода. Дело в том, что после разгрузки морских судов перевозка грузов по Волхову осуществлялась на ладьях. Это вызывало потребность в лоцманах. Неизбежно возникали споры о расценках, сроках доставки товаров, компенсации ущерба в случае аварийных ситуаций и т.п. Спорные вопросы рассматривались судом во дворе церкви св. Иоанна. В случае аварии новгородцы требовали оплаты за наем ладьи с момента ее отхода от новгородской пристани. Немцы же соглашались на компенсацию, если аварию терпела уже груженая ладья. Известно, что в договоре 1269 г. нашла выражение точка зрения новгородской стороны: при аварии с немца взималась плата за наем судна, хотя бы только отправившегося за товаром.

По прибытии ладьи с товарами в Новгород, их требовалось разгрузить, а товар перевезти (перенести) к немецкому гостиному двору. Потребность в перевозчиках возникала при совершении как этой, так и обратной операции. Долгое время Новгород отказывал немцам в праве "пользоваться собственными средствами транспорта и своими людьми, желая сохранить за новгородцами и эту отрасль деятельности". Лишь в 1423 г. новгородцы и ганзейцы пришли к соглашению и немцам было дозволено самостоятельно транспортировать грузы небольших размеров.

К настоящему времени сохранилось немного свидетельств уплаты иностранцами в Новгороде таможенных пошлин и торговых сборов. Однако, по мнению И.М. Кулишера, "делать на этом основании вывод о свободе немцев от сборов в Новгороде едва ли возможно". В подтверждение своих слов этот автор ссылался на договор 1269 г., согласно которому размер пошлинного сбора с иностранцев, прибывающих в Новгород, составлял одну марку кун с судна; с судна, груженого мясом, мукой или пшеницей - полмарки; остальные продовольственные товары ввозились беспошлинно.

Специальными уставами, изданными немецким купечеством для немецкого двора в Новгороде и регулирующими жизнь немецкой фактории, вводились ограничения на длительность пребывания немецких купцов в Новгороде (как правило, этот срок не превышал полгода), а также устанавливались ограничения относительно стоимости ввозимых товаров. Так, согласно одному из них "никто не должен был привозить товаров на сумму свыше тысячи марок серебра; в противном случае, весь излишек привезенных или посланных свыше этого им товаров идет в пользу св. Петра".

По примеру Новгорода в Ганзейский союз вступил Псков, а затем Смоленск. Расширяется круг торговых отношений других русских городов с Западом. Пермь была связана со Швецией и Норвегией, Архангельск - с Ливорно.

Однако вступление русских городов в Ганзейский союз имело и негативные последствия. Постепенно, начиная с ХIV, века вся торговля в Новгороде перешла полностью к Ганзе. Ганзейские города достигли поставленной цели, они, по сути дела, задавили русскую торговлю, а Новгород и Псков казались в экономической зависимости от них. Ганзейские города до 1478 года вывозили из новгородской и псковской земли несметные богатства. Они обогащались, используя льготные условия торговли, беспошлинный ввоз своих товаров. Поэтому в 1478 году по приказу Ивана III в завоеванном им Новгороде был закрыт немецкий купеческий двор, а ганзейские купцы лишены всех привилегий. Благоприятствие в торговле было предоставлено городам Дерпту, Ревелю, Риге. На российских рынках появились англичане и голландцы.

Однако Ганзейский союз не сдавался. Он всячески пытался восстановить свой торговый статус в России. Более ста лет шли переговоры с русским правительством, но тщетно. Лишь в 1б03 году представители 58 городов, входящие в Ганзу, направили в Москву свое посольство. В "Инструкции" посольству были изложены ходатайства к русскому царю о восстановлении прежних привилегий в торговле. В частности, речь шла о восстановлении купеческих дворов и предоставлении права беспошлинной торговли.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница