История таможенного дела. Экономическая безопасность государства. Таможенная политика республики беларусь




Скачать 141.25 Kb.
Дата14.08.2016
Размер141.25 Kb.
ТЕМА 1
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


  1. История таможенного дела и таможенной политики




    • Республике Беларусь

Предпосылкой появления таможенных сборов и организованных структур, осуществляющих их взимание, является развитие общест-венного разделения труда, становление товарного производства и за-рождение торговли. Первые сведения о внешнеторговых связях и со-ответственно таможенных обрядностях в Древнем Египте относятся к началу III тысячелетия до н. э. В XVI–XII вв. до н. э. практиковался примитивный сбор с торговцев, который постепенно к VII–IV вв. был трансформирован в систему платежей сборов и пошлин с торговцев иностранных товаров. К торговле и финансовым расчетам по допуску иностранных товаров на отечественный рынок имели непосредствен-ное отношение управители казначейства, портов и судовладельцы. Чиновники заведовали процессом прибытия и убытия многочислен-ных египетских и иноземных кораблей, следили за состоянием портов и руководили сборщиками таможенных пошлин. Уже в те времена применяли различные наказания за нарушение правил торговли и со-крытие товаров от таможенного обложения.


Постепенно практика таможенного обложения стала применяться другими древними государствами Средиземноморья и получила широкое признание в торговых отношениях. Торговые коммуникации позволили обмениваться не только товарами, но и практическим опытом формиро-вания платежа за право обмена. Так, в Древней Греции контроль за това-рами на рынках осуществляли различные должностные лица: «метроном» следил за весом и системой измерения, а «агораном» проверялось качест-во продуктов. Таможенных осведомителей, которые сообщали о переме-щении товара, ограниченного или запрещенного к ввозу или вывозу, на-зывали «сикофантами». Таможенное обложение в Греции на привозные товары составляло в среднем 1/10 часть их цены, а для городов, зависимых от Афин, – 1/20 часть цены. Союзники Афин имели торговые преимущест-ва в виде таможенных льгот в размере 1/100 цены товара.
Развитие таможенного дела в Древнем Риме было схоже с таможен-ной политикой, проводимой Грецией. В период Республики (VI– I вв. до н. э.), кроме прямых налогов, от которых вследствие удачных

войн освобождались римские граждане, появляются и косвенные как, на-пример, ввозная таможенная пошлина. По образцу Афин таможенные пошлины в Риме взимались с цены товара первоначально в размере


1/40 части, а затем 1/10 цены товара. В период Империи (I в. до н. э. – V в. н. э.) все доходы, в том числе таможенные сборы, поступали в

императорскую казну.


С течением времени и развитием торговых отношений между странами таможенные обрядности приобретали характерные черты и принципы, последние, постоянно совершенствуясь, стали основой для дальнейшего развития таможенного дела в средние века.


  • VIII в. арабы стали родоначальниками понятия «тариф», кото-рое произошло от названия небольшого города Тарифа в Испании. Во время своего владычества над Пиренеями арабы взимали в Тарифе по особой таблице в зависимости от качества и количества груза сбор со всех судов, проходивших через Гибралтарский пролив.




  • XII–XIII вв., в период укрепления в Европе феодальной монар-хии и создания единых национальных государств, стали формиро-ваться таможенные обрядности и создаваться таможенные службы. Объединительные тенденции в области таможенной политики про-явились первоначально в Англии, где первой попыткой упорядочить взимание таможенных пошлин и поставить их под контроль государ-ства считается принятие в 1215 г. «Великой Хартии вольностей». Во Франции зачатки таможенного объединения относятся к XIV в., когда уже существовала особая таможенно-пограничная стража и регулярно взимались пошлины с товаров, пересекающих границу государства. Многочисленные германские государства пришли к единому тамо-женному объединению только в XIX в.

Первые сведения о сборе торговых пошлин на славянских терри-ториях относятся к V–IV вв. до н. э. В эпоху становления Киевской Руси (IX в.) торговцы уже были знакомы с таможенными порядками. Экономическому развитию региона способствовало удачное геогра-фическое расположение Киева на Днепре, как крупной водной арте-рии Восточной Европы. Повествование о торговле и торговцах из Ба-варии, Польши, Чехии, Австрии и Киевской Руси нашло отражение в «Острогомском таможенным статуте» (1288 г.). В XIII–XIV вв. разви-тие таможенного дела на украинских землях частично происходило в условиях монголо-татарского ига и нахождения в составе Великого Княжества Литовского.


шлины (мыто). При Ярославе Мудром в XI в. возникает таможенное законодательство , которое нашло отражение в «Русской правде», тор-говых договорах и других документах. С 1230 г. в период нашествия монголо-татар на восточные древнерусские княжества торговля и в це-лом хозяйственная жизнь замедлила свое развитие. Лишь спустя столе-тия, в начале XV в. стали формироваться основные торговые пути. В этот период под влиянием ханских сборщиков дани прежнее понятие «мыто» преобразуется в «тамгу» (клеймо, печать). Соответственно сборщиков торговых пошлин – мытников в русских княжествах – стали называть таможенниками, а местные заставы – таможнями.


Слово «таможенный» издавна обозначало пошлину или особый сбор за приложение клейма. Таможня относилась к мытным дворам, заставам по сбору тамги и таможенной пошлины. Таможенная грамо-та в старославянском языке разрешала лицу, общине, монастырю уч-реждать в своем имении торги.
Таможни, мытные дворы осуществляли следующие функции:

  • нанесение клейма на товары (тем самым государство брало на себя ответственность за качество товара, допущенного к публичным торгам);

  • взимание обычного сбора за допуск данного товара к продаже внутри государства;

  • осуществление таможенного контроля за товарами, поступаю-щими из-за границы и вывозимыми за границу.

В XVII в. были приняты Торговый устав (1653 г.), Уставная та-моженная грамота (1654 г.) и Новоторговый устав (1667 г.), которые стали основой формирования российской таможенной системы. В пе-риод царствования Петра Великого ввоз иностранных товаров во из-бежание конкуренции с российскими товарами облагался высокими пошлинами, как, например, на железо и шелк до 75% цены, бархат – 50%, оружие – 25%. В последующий период развития российской го-сударственности таможенная система формировалась и укреплялась в административном и техническом направлениях. Так, в 1904 г. был создан Департамент таможенных сборов, окружные и участковые та-моженные управления, таможни, заставы, посты и пункты.


Кодификация таможенного права в России началась с принятия в 1819 г. первого Таможенного устава. Второй Таможенный устав был при-нят в 1857 г. и обозначил права и обязанности таможенных чиновников. Третий Таможенный устав вступил в силу в 1892 г. и четвертый – в 1904 г.
Развитие таможенного дела в Беларуси неразрывно связано с ис-торией становления ее государственности в составе Союза Советских

Социалистических Республик (СССР). В июне 1918 г. в Советской России было создано Главное управление таможенного контроля На-родного комиссариата торговли и промышленности для обеспечения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность в период военного коммунизма. 22 февраля 1922 г. учреждение Тамо-женно-тарифного комитета Народного комиссариата внешней торгов-ли стало началом формирования многоступенчатой системы управле-ния таможенным делом в СССР.


9 марта 1922 г. был подписан Декрет ЦИК РСФСР «О таможен-ном тарифе и европейской торговле ». В 1924 г . вышел первый совет-ский Таможенный устав, а в 1928 г. на его базе был разработан Тамо-женный кодекс СССР. Советская Россия не добивалась превращения таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет, за исключением отдельных периодов, когда доля таможенных пошлин в государственных доходах составляла до 30–35%, а средний уровень таможенных пошлин – 3,8–4,6%. Главной задачей таможенных орга-нов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках го-сударственной монополии внешней торговли.


  • послевоенный период советская таможенная система транс-формировалась медленно. Важным нововведением того времени было учреждение формы пассажирской таможенной декларации в услови-

ях действия жестких мер по ограничению доступа иностранных това-ров, ввозимых частным порядком.

Лишь в 1961 г. был утвержден Таможенный тариф СССР по при-возной торговле, а 5 мая 1964 г. принят новый Таможенный ко-декс (ТК), который не принес принципиальных изменений в торговые отношения. В 1973 г. был упрощен досмотр лиц, ручной клади и ба-гажа, таможенные формальности в целом.


Начавшаяся в 1986 г. политика «перестройки» позволила рефор-мировать таможенные органы и ориентировать их на новые условия работы в свободном рынке. С 1 сентября 1989 г. была введена грузо-вая таможенная декларация (ГТД), что позволило поставить под кон-троль регулирование ВЭД и создать систему статистического учета.

  • апреле 1990 г. в структуре Таможенного комитета СССР было создано Белорусское управление Государственного таможенного ко-митета (БУ ГТК), состоящее из 4-х таможен – Брестской, Гроднен-ской, Минской и «Западный Буг». С 1 июля 1991 г. вступил в силу За-кон СССР «О Таможенном тарифе» и новый Таможенный кодекс. В Беларуси он перестал действовать в день вступления в силу первого национального Таможенного кодекса.

В преддверии распада СССР 25 октября 1991 г. был создан Госу-дарственный таможенный комитет РСФСР, а уже в 1993 г. в Россий-ской Федерации (РФ) были приняты Таможенный кодекс и Закон «О Таможенном тарифе». С 1 января 2004 г. в РФ вступил в силу но-вый Таможенный кодекс, который стал важным шагом на пути инте-грации России в международное экономическое сообщество. В редак-ции от 19 октября 2005 г. действует Закон Российской Федерации « О Таможенном тарифе». В августе 2004 г. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу.


27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о го-сударственном суверенитете БССР, а через год, 20 сентября 1991 г., преобразовал БУ ГТК СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. 1 июля 1993 г. вступил в силу первый белорус-ский Таможенный кодекс и одновременно был принят Закон «О Та-моженном тарифе». Таможенное законодательство Республики Бела-русь начало развиваться в русле гармонизации и унификации с меж-дународными нормами и стандартами. Страна стала активно участво-вать в международном сотрудничестве в таможенной сфере, а в 1993 г . стала членом Совета Таможенного Сотрудничества (в послед-ствии – Всемирной таможенной организации).
6 января 1995 г. было подписано соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией « О Таможенном союзе», что по-зволило экспорт товаров во взаимной торговле осуществлять без взи-мания таможенных пошлин, налогов.
В этот период белорусская таможенная служба окончательно сформи-ровалась, о чем свидетельствует неуклонный и стабильный рост таможен-ной составляющей в доходной части государственного бюджета. В 1997 г. была принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О Таможен-ном тарифе», а с 17 июля 1998 г. вступил в силу второй Таможенный ко-декс Республики Беларусь, во многом унифицированный с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации редакции того периода.
После подписания 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союз-ного государства Беларуси и России продолжилась разработка единых нормативных актов о таможенном деле, единых мер тарифного и не-тарифного регулирования внешней торговли.
С 1 июля 2007 г. вступил в силу третий Таможенный кодекс Республики Беларусь, положения которого способствуют интеграции страны в международное экономическое пространство, развитию ин-теграционных объединений с участием Республики Беларусь на пост-советском пространстве.


  • настоящее время под понятием «таможня» понимается госу-дарственный орган, уполномоченный осуществлять регулирование и контроль внешнеторговой деятельности: контроль за перемещением через таможенную границу государства товаров, услуг, капитала и физических лиц; за исчислением и взиманием предусмотренных Та-моженным тарифом таможенных пошлин, налогов, установленных таможенных сборов; за реализацией иных мер таможенной политики государства.




      1. Экономическая безопасность государства. Таможенная политика Республики Беларусь,


цели и методы ее осуществления


  • соответствии со своим национальным законодательством каж-дое государство наделено полномочиями осуществления государст-венных функций по охране своего экономического суверенитета. К таким функциям относятся:

    1. Защита национальной экономики и экономического суверени-тета от вмешательства иностранных государств.




    1. Охрана государственной и таможенной границы страны.

    2. Таможенный контроль за экспортно-импортными операциями участников ВЭД и ведение статистики.

    3. Таможенный контроль за физическими лицами, грузами и транспортными средствами в международном сообщении.

    4. Таможенный контроль за международными почтовыми отправ-лениями в соответствии с положениями конвенций Всемирного поч-тового союза.

    5. Таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками, а также культурны-ми ценностями в пределах таможенной территории.

    6. Взимание таможенных пошлин, налогов, предусмотренных Тамо-женным тарифом, и установленных сборов за таможенное оформление.




    1. Таможенный контроль за оформлением санитарных, ветери-нарных и других сертификатов в соответствии с правилами Всемир-ной организации здравоохранения.

    2. Установление пределов ответственности физических и юридиче-ских лиц за нарушение национального таможенного законодательства.

    3. Организация системы таможенной информации.

Для выполнения этих функций государством учреждается тамо-женный орган, который несет ответственность за обеспечение охраны

экономического суверенитета, экономической безопасности и соблю-дение норм национального и международного права в сфере межгосу-дарственных таможенных отношений.
Необходимость защиты экономики , в особенности молодых госу-дарств, обоснована образованием этих суверенных государств и раз-витием международных экономических отношений в современном мире. Такая защита экономической основы государства осуществля-ется путем создания и укрепления роли таможенных органов и совер-шенствования системы международного сотрудничества этих госу-дарств в области таможенного дела.
Понятие суверенитета государства охватывает полноту законода-тельной, исполнительной и судебной власти государства на его терри-тории , исключающую всякую иностранную власть, а также неподчи-нение государства властям иностранных государств в сфере междуна-родного общения. Суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: государственном и экономическом.

Под экономическим суверенитетом понимается свобода госу-


дарства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей нацио-нальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны ино-странных государств и их экономической деятельности, в том числе в сфере международного разделения труда.
Экономический суверенитет в качестве обычной нормы междуна-родного права представляет собой совокупность юридических правил, которая устанавливает взаимные обязательства государств, гаранти-рующие для каждого из них и всех вместе суверенное право свободно распоряжаться своими ресурсами, богатствами и всей экономической деятельностью и суверенное право на равноправное участие в между-народных экономических отношениях.
Экономическая безопасность состояние экономики, обеспе-
чивающее достаточный уровень социального, политического и обо-ронного существования и прогрессивного развития государства, не-уязвимость и независимость его экономических интересов по отно-шению к возможным внутренним и внешним угрозам и взаимодей-ствиям.
Иначе можно также сказать, что экономическая безопасность – это создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения экономике страны ущерба от внутренних и внешних воз-действий. Это может быть и предотвращение экономических дивер-сий, утечки конфиденциальной экономической информации, наруше-ния коммерческой тайны и т. п.

В системе международных отношений государства выступают с позиций национальной внешней таможенной политики или конкрет-ных целенаправленных действий по охране своего экономического суверенитета в международной системе. Национальная таможенная политика закрепляется государствами в их таможенном законодатель-стве, основное место в котором отводится таможенному кодексу и та-моженному тарифу.


Таможенная политика составная часть внутренней и внешней политики государства, система мер, определяющая приоритеты, спо-собы и средства достижения государственных целей в сфере регули-рования внешнеэкономической деятельности.
Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов та-моженного контроля, участие в реализации торгово-политических за-дач по защите белорусского рынка, стимулированию развития нацио-нальной экономики, содействию в проведении структурной пере-стройки и других задач экономической политики Республики Бела-русь, определяемых Президентом, Парламентом и Правительством го-сударства.

Цели таможенной политики государства достигаются посредст-

вом протекционизма и фритредерства (свободной торговли).
Протекционизм это система мер таможенного регулирова-ния, направленных на устранение высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Протекционизм как разновидность таможенной политики является эффективным фактором поддержки и развития национальной эко-номики государства-протекциониста. В рамках протекционистской таможенной политики в зависимости от уровня таможенного обло-жения иностранных товаров и степени ограничения их ввоза выде-ляют три направления:


  • жесткий протекционизм характеризуется высоким уровнем таможенного обложения, почти полным запретом на ввоз иностран-ных товаров, стимулированием вывоза национальных товаров на тер-риторию других государств;

  • умеренный (промышленный) протекционизм характеризуется снижением уровня таможенного обложения, упрощенным порядком прохождения товаров и транспортных средств через таможенную гра-ницу государства;




  • мягкий протекционизм характеризуется тем, что государство намерено ставит некоторых участников таможенных правоотношений

в особые условия. Например, в отношении иностранных товаров, которые не способны к конкуренции с национальными товарами.


Свободная торговля (фритредерство) это система мер таможенного регулирования, направленных на поощрение импорта иностранных товаров. Политика свободной торговли достигается с помощью установления минимального уровня таможенного обложения либо отсутствием таможенных платежей на ввозимые товары.
Роль и значение таможенной политики возрастает по мере дальнейшего развития процесса интернационализации хозяйственной жизни и углубления экономической взаимозависимости государств.
Контрольные вопросы и задания


    1. Чем обусловлена историческая необходимость принятия трех редакций Таможенного кодекса Республики Беларусь?

    2. Назовите даты принятия и отличительные особенности трех редакций Таможенного кодекса современной Беларуси.




    1. Объясните содержание понятий «экономический суверенитет»

  • «экономическая безопасность».

    1. Перечислите цели таможенной политики Республики Беларусь.

    2. Дайте характеристику протекционизму и фритредерству как разновидностям таможенной политики.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница