История Росси. Восточные славяне в VI – IX вв. Образование Древнерусского государства. Славяне



страница1/7
Дата28.07.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
История Росси.

1. Восточные славяне в VI – IX вв. Образование Древнерусского государства.

Славяне: обособились из индоевропейской общности в сер2тыс до н.э., прародина – к востоку от германцев от Одера до Карпат (хотя сказать сложно, так как термин появился поздно, в 6в). Кто-то предполагает, что славяне – античные венеды, но у них смутная локация между германцами и сарматами (Тацит). В эпоху Великого переселения, 3-6в, заняли центральную, восточную и юго-восточную Европу (лес и лесостепь). Политическая активность известна с 4в, когда у берегов Балтики славяне разбили готского Германариха, а его преемник, Винитар, обманом заманил к себе и распял славянских старейшин во главе с Божем-Бусом. Особые отношения с кочевниками: 4в – готский племенной союз разбит гуннами, которые продвинулись в Европу и увлекли часть славян (Атилла). 6в – авары основали каганат, в 625г уничтожен Византией. Болгарское царство и Хазарский каганат в южнорусских степях, Тюркский каганат в районе Алтая.

6-9в: крупные объединения славян совершали походы на Византию (обогащение верхушки способствовало распаду первобытно-общинного строя). С 9в появляются памятники радимичей и вятичей. К сер9в существовали бужане, лендзяне, волыняне, хорваты, уличи, вероятно — древляне, дреговичи, поляне и тиверцы, северяне, радимичи, кривичи и ильменские словене, вятичи, полочане. ПВЛ написана позже, отсюда вопрос о достоверности информации. Сер10в, Константин Багрянородный, «об управлении империей», упоминает 5 общностей: древляне, дреговичи, кривичи, север и уличи, лендзяне (поляне и словене –подчинены князьям, хорваты, вятичи и тиверцы – независимы).

Расселение: первые археологические культуры, к5-7в – пражско-корчакская (византийские словены, потом древляне, поляне, дреговичи, волыняне, бужане и лендзяне) и пеньковская (византийские анты). Круглые курганы 9в – точно славянские; ранние длинные – точно не кривичи (если поздние их, то они расселились к 8в, если нет, то к 9в).

Из «варяг в греки»: к9в, Балтийское море по Неве в Ладожское озеро. Оттуда по Волхову в Ильмень-озеро, далее по Ловати до верховьев Днепра. В районе Смоленска на Днепровских порогах переходили «волоковым путем», по Черному морю до Константинополя.

Хозяйство: земледелие (рожь, пшеница, ячмень, просо). В южных районах перелог (соха. Рало, деревянный плуг с железным лемехом – горизонтальная вспашка).

Община: к моменту образования государства родовую общину заменила территориальная. Личная и общественная собственность.

Город: в пригодных для обороны местах.

Общественный строй: во главе князья и родовая верхушка, вопросы на вечевых сходах. Во главе ополчения тысяцкие и сотские. Дружина появилась уже в 6-7в. Единица обложения – дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Образование государства: племенные княжества часто объединялись в союзы, обнаруживавшие черты ранней государственности (объединение Кия с к5в, «Держава волынян»). Источники говорят о 3х больших объединениях, существовавших накануне объединения славянских племен: Куяба (район Киева), Славия (район Новгорода), Артания (скорее всего район Рязани или Чернигова). 859г – Новгородцы изгнали варягов, якобы начались беспорядки и они пригласили Рюрика. Олег в 882г объединил Новгород и Киев (отсюда Миллер и Байер вывели нормандскую теорию).

Политическое устройство 1п 10в: три центра – Киев (Игорь), Новгород (его сын Святослав), Смоленск. Олег – подчиняет Киеву древлян, Святослав, 960е, подчинил вятичей. Святослав разделил между сыновьями территории, подчиненные Киеву: Ярополку Киев (потом его убьет Владимир), Олегу земли древлян, Владимиру Новгород (подчинит вятичей, радимичей, хорватов). Вся территория подчинена непосредственно киевскому князю через систему наместников (Горский – именно в это время сложилось государство).

2. Государство Русь в Х – начале XII века. Внутренняя и внешняя политика.

Киевская Русь, 9-н12в: 1) Время первых князей (9-сер10в). 2) Расцвет Киевской державы, Владимир 1 и Ярослав Мудрый (2п 10-1п 11в). 3) Переход к территориально-политической раздробленности и к удельным порядкам (2п 11-н12в).



Социальная структура: дружина появилась в 6-8в, в 9-10в была наемной, было много варягов. С 11в деление на младшую (отроки) и старшую (бояре) дружины; еще было племенное ополчение. С 11в дружинники формируют свой доход не только от кормлений от князя, но и напрямую от своих должностей (формируют государственный аппарат – посадские, тысяцкие, мечники). Люди объединялись в территориальные общины-вервь, соединение которых было административно-территориальной единицей (центр – город или погост).

Денежная система: в 10в сложилась более-менее унифицированная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Гривна – основная единица (денежная и весовая), куна, ногата и резана. Имели серебряное и меховое выражение.

Внешняя политика: С –балты и финно-угры на до государственном развитии; В – Волжская Булгария (кочевники); Ю-В – Хазары (во 2п 9в самый опасный сосед, до Аскольда и Дира поляне платили им дань); Ю – печенеги; З – Польша, Венгрия на этапе формирования. Наиболее важное – византийское направление.

Государство 9в: Киевская Русь объединила территории восточных славян, финно-угров и балтов. Глава государства – великий князь киевский (неофициально к нему могли прибавляться титулы византийского царя и тюркского кагана). Управляет князь, великокняжеские бояре и «мужи» (дружинники, нанимавшиеся князем); власть наследственная (бояре тоже имели свои дружины), но передавалась «лестничным способом» (старшему в роду). 862г – Рюрик утверждается в Новгороде (при нем Асколь и Дир, его «мужи», неудачно сходили на Византию, но освободили киевлян от хазарской дани). Олег, 879-912г. В 882г – объединяет Киев и Новгород, изгоняет Аскольда и Дира. Присоединил древлян, северян, радимичей. 907г и 911г – два успешных похода на Византию, заключены договоры (торговые) на 2х языках (подтверждают существование письменности до принятия христианства): русские купцы месяц живут за счет греков (заранее предупреждают о своем приезде), но по городу ходят без оружия.

Игорь, 912-945г: 941г – на Византию, неудача, флот разбит, в 944г подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. 945г – первое народное возмущение – восстание древлян (с них собрал дань Свенельд, а дружинники Игоря возмутились и пошли еще раз).

Ольга, 945-957г: три посольства древлян убила (предлагали ей в мужья местного Мала), сожгла их столицу Искоростень. После этого, 946г, установление уроков (размера) и погостов (места). До этого была форма «полюдье», единица – «дым» (дом) и рало (плуг): по шкуре с дыма или по монете с рала (вятичи). После «реформы» новая форма налога – «повоз» (его свозили в погосты). После подданные получали глиняные печи, подтверждавшие уплату. Присоединила тиверцев, уличей и окончательно древлян. Мирные отношения с Византией.

Святослав, 957-972г: задача защитить Русь от кочевников и расчистить торговые пути. Начал присоединение вятичей, разбил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил печенегов, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тьмутараканью на Тамане. Вместе с Никифором Фокой завоевал Дунайскую Болгарию, потом с ним пошел против Византии (там Иоанн Цимисхий), 970-971г – война за Балканы, неудача, отказался от всех балканских завоеваний (хотел перенести столицу на Дунай). В 972г попал в засаду печенегов.

Владимир 1, 980-1015г: Ярополку Киев, Олегу древлянская земля, Владимиру Новгород (от рабыни Малуши). Через 5л начались междоусобицы, Ярополк убил Олега, Владимир бежал. Через 2г вернулся с наемными варягами, разбил Ярополка и занял стол. Объединил все земли восточных славян (окончательно присоединены вятичи, земли по сторонам от Карпат, червленские города), дальнейшее укрепление государственного аппарата. Религия: 980е – языческая реформа, главным объявил Перуна, но цели не были достигнуты. Тогда в 988г – принятие христианства (до этого Владимир помог Василию 2 с мятежом полководца Варды Фоки): укрепление государственной власти и территориального единства, международное значение (единобожие – обоснование власти). Мало кто знает, что Ольга хотела перенести на Русь католичество, Святослав воспротивился. Все население плати «десятину». С него дружинникам вместо жалования стали выдаваться земли.

Ярослав Мудрый, 1019-1054г: в 1015-1019гв Киеве правил Святополк, по его приказу убили Бориса и Глеба; против него пошел Ярослав, изгнавший Окаянного к своему зятю, Болеславу Храброму, в Польшу. Возвращается, захватывает престол и отдает Болеславу западные окраины русских земель. Ярослава поддерживают новгородцы, при Альте, 1019г окончательно побеждает Ярополка. Тьмутараканский Мстислав Владимирович взял Чернигов, но не стал претендовать на Киев, до 1036г было двоевластие (у него Левобережье Днепра). При нем у Киевской Руси наибольшее могущество. 1030г – успешный поход на прибалтийскую чудь (основал Юрьев-Тарту), русские утвердились на Прибалтике. После смерти своего брата Мстислава Тьмутараканского, Ярослав с 1035г стал единодержавным князем Киевской Руси. В 1037г построил Софийский собор (на месте, где в 1036г окончательно разбил печенегов). 1043г – война с Византией. «Русская правда», опирается на нормы «закона русского», где главным инструментом была «вира» - штраф за убийство. Ему принадлежат первые 17 статей (это «Древнейшая правда» еще есть 1072г – «Правда Ярославичей» –складывание княжеской частной собственности; 1113г – «Устав Владимира Мономаха» - складывание боярской земельной собственности, возникновение закупов). Ограничение кровной мести кругом ближайших родственников (еще существуют нормы первобытного строя), новгородские мужи пользуются такими же правами, как и киевские. Илларион – впервые Ярослав назначил киевского митрополита, русского по происхождению. Ярослав назывался царем, окончательно утвердился лествичный способ наследования.

Ярославичи: после смерти Ярослава территория была поделена между 5ю его сыновьями. Двое младших умерли и образовался «триумвират Ярославичей»: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. С 1061г начались половецкие набеги, русские князья долго не могли с ними справиться. В 1068-1072г – массовые народные волнения (1068г – Киевское восстание). «Правда Ярославичей»: смысл – защитить имущество феодала и его вотчину; отмена кровной мести; увеличение разницы в уплате за убийство различных категорий населения.

Любечский съезд, 1097г: после смерти Всеволода 1 в 1093г, киевский стол должен был занять Святополк Изяславич, но он не справился (не мог победить половцев, распространил спекуляции и тд). Съезд собрали по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха.

Владимир Мономах: киевские бояре призвали его на стол в 1113-1125г. «Устав Владимира Мономаха» - упорядочивание взимания процентов ростовщиками, улучшение правового положения купечества; регламентация перехода в холопство; большое внимание положению закупов. В его период Нестор написал ПВЛ. Походы против половцев – 1096, 1103, 1107, 1111 – уничтожил половцев.

Мстислав Великий, 1125-1132г: продолжал политику отца, но после его смерти Киевская Русь окончательно распалась (первыми власть киевского князя перестали признавать Полоцк в 1132г и Новгород в 1136г).

3. Общественный строй Древней Руси.

Согласно одной точке зрения класс феодалов-землевладельцев сложился уже к 9в, с другой точки зрения у восточных славян вплоть до 13в отсутствовало деление общества на классы и отделение государственной власти, кто-то называет Русь страной с переходной экономикой. Форма организации производства – феодальная вотчина (от отцы к сыну по наследству). Еще существовал ряд независимых крестьянских общин. Они платили дань в пользу государству великому князю. Отличие от европейского феодализма: огромная роль государственного сектора в экономике.



Административная структура и органы власти: в 10в лесную и лесостепную зоны Восточной Европы занимали подчиненные Киеву племена, в 10-12в им на смену приходят «земли» (называются по имени городов). Воздействие на жизнь людей оказывает подчиненность определенному центру. Земли делились на мелкие части, их центр крепость – град. Посадник там представлял власть киевского князя (суд, военная администрация), был старшим дружинником, управлял сельским населением, опираясь на княжеских дружинников – «отроков». Города делились на сотни (сотенные), во главе всего объединения городских сотен – тысяцкие.

Население: свободное (бояре и духовенство), полузависимое (горожане, юридически свободные, но зависят от феодальной верхушки; закупы) и зависимое. Верхушка – князь и его дружина (в 11в дружина и земская верхушка сливаются в одно боярское сословие). Боярство делилось на группы, не было закрытой группой. Свободное население – «люди» (дань – полюдье); зависимые от князя – «смерды» (могли жить и в независимых крестьянских общинах, и в вотчинах (теряли личную свободу), передавали имущество по наследству). «Закупы» - разорившиеся, взявшие в долг «купу» (урожай, деньги, скот), работали на кредитора, пока не возвращали долг. Рабы – холопы (была возможность обретения свободы) или челядь (пленные, разорившиеся).

Налоги и пошлины: мало данных о системе налогообложения и размерах налогов. «Повоз» - повинность населения по перевозу на княжеский двор налогов.

Таким образом, общественный строй Руси домонгольского периода условно может быть определен как «феодальный», но при условии, что под феодализмом понимается не строй, в котором безраздельно господствует частная крупная земельная собственность, а строй, при котором господство осуществляет военно-служилая корпорация.



4. Культура Киевской Руси.

Культура – совокупность материальных (техники, орудия) и духовных (идеология) ценностей.

Характерны: замедленность темпов развития, медленное совершенствование производительных сил, господство натурального хозяйства, традиционализм, господство религиозного мировоззрения, накопление знаний без научного объяснения. Очень многое не дошло.

Истоки: ядро – восточно-славянские племена, влияние кочевников, Византии (через нее и античности). 12-н13в – культура стала испытывать западно-европейские романские традиции.

Домонгольская культура:

  • Восточное славянство (языческое мировоззрение, народное материальное и духовное производство);

  • Киевская Русь (синтез достижений восточного славянства и христианской Византии – исторический монументализм);

  • Культура периода раздробленности (сложение на базе киевской местных вариантов древнерусской культуры).

Письменность: к моменту принятия христианства уже есть свой алфавит (в 860х Кирилл и Мефодий видели евангелие, написанное славянскими буквами, они же создали азбуку). Сначала создали глаголицу, потом переработали ее в кириллицу. Распространена письменность.

Литература: Остромирово евангелие – древнейшее дошедшее, 1056-1057г (для новгородского посадника Остромира), пергамент. Мстиславово евангелие, Алекса для Мстислава Владимировича. «Изборник Святослава», 1076г, извлечения из сочинений Отцов Церкви. Рукописи 11в следуют Византийским образцам, рукописи 12в более самобытны, увеличивается место орнамента («тератологический стиль» - когда орнамент состоит сплетающихся чудовищ): Юрьево евангелие, Новгород, н12в – заставки с чудовищами. «Александрия» - светская переводная литература, рассказывает о подвигах Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима», Иосиф Флавий, тоже переводная. Среди жанров первое место у летописи. «Повесть временных лет», Нестор, Киево-Печерская лавра, н12в. До нее еще было несколько летописных сводов. В летописи периода раздробленности главной была идея преемственности и единения Русской земли. «Псковская летопись» - героическая военная хроника, «Ипатьевская» - описание княжеских усобиц Галицко-Волынской земли; «Лаврентьевская» - идея единой и сильной владимирской великокняжеской власти. Еще один жанр – жития святых (агиография). «Житие Бориса и Глеба» - одно из самых популярных (первое и не имеет аналогов в Византии). Из публицистики – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1040е. Наиболее известные: «Поучение детям» Мономаха (выписки из Псалтири и слов Василия Великого, о своей жизни и полезные советы), «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Также распространены были былины. В дошедшем до нас виде древнерусский эпос сформировался в 14-15в (освобождение от ига, объединение). Гимнография – первыми стали «службы» Борису и Глебу.

Ремесло: в домонгольское время более 60 специальностей. Замки известны на всю Европу, самозатачивающиеся ножи из трех пластин металла, колокола, ювелирное дело, стекло. С сер10в широко распространяется производство кирпича, многоцветной керамики, дерева, кожи, оружия, а с 12-13в появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура: до к10в на Руси не было монументального каменного зодчества. 11в: Десятинная (Богородичная) в Киеве – первая, построена греками, 25 глав. Софийский в Киеве, 1037г, 13 куполов. Золотые ворота, Софийский в Новгороде и в Полоцке, Спасский в Чернигове. Принцип строительства заимствован из Византии: плоский кирпич-плинфа (потом он остается на юге (Киев), на севере его сменяет известняк (Новгород), в Галицко-Волынской земле камень), крестово-купольный тип храма. 12в: Юрьев в Новгороде, 1119г, Успенский во Владимире, 1158-1167г, Дмитриев. В период раздробленности складывались местные школы, к тому же меньше денег, поэтому почти все храмы к12-13в одноглавые и небольшие. Потом на Галицко-волынской земле появилась бутовая кладка (тк они возводили храмы из камней)

Живопись: фреска – водяными красками по сырой штукатурке, мозаика – смальта (стекловидный материал). Иконы большие по размеру. Первые иконы писались греками (Владимирская, 11-12в, ГТГ). Монументальная скульптура не развилась, так как свежи были воспоминания о языческих идолах. Но широко использовалась резьба (дерево и камень).

5. Русские земли в XII – первой трети XIII вв.

С к11в на Руси кризис. Н12-к13в – «удельный период» или период феодальной раздробленности (начался после смерти Мстислава в 1132г). Феодальная раздробленность – объективное и прогрессивное, неизбежное явление (прогрессивно, тк способствовало развитию феодальных отношений, углублению общественного разделения труда (подъем земледелия, ремесла, городов)). Распад государства не означал распада народности. В Новгороде республика. Боярство выступило главной силой разъединительного процесса.



Причины: рост княжеского землевладения. Распри между князьями шли за перераспределение ренты-налога (чем лучше княжение, те выше налог). Рост боярских вотчин (формирование вотчинного боярского землевладения). Великий князь – верховный собственник всех земель, но местные князья вмешивались в дела боярских вотчин (суд, виры), бояре же рассматривают их как полицейско-военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Рост и усиление городов как политических и культурных центров (опора местных бояр и князей в борьбе против Великого Киевского князя). Вече-политический орган в руках боярства. Упадок Киевского княжества и власти князя, его силы меньше боярских. Господство натурального хозяйства (ведет к отсутствию прочных экономических связей между отдельными землями, позволяет каждому региону отделиться от центра и обеспечивать себя самостоятельно). Лествичный порядок наследования порождал нестабильность.

Положительные стороны: это новая форма русской государственности, повсеместно распространилось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Владимиро-Суздальское княжество: изначально, это Ростово-Суздальская земля (междуречье Оки и Волги), после Ярослава она досталась его младшему сыну, Всеволоду Переяславскому. Экономический подъем, сильная княжеская власть. С 30х 12в самостоятельное княжение, Юрий Долгорукий, сын Мономаха, (1125-1157г) – первый князь (правил в Суздале). Активная политика: воевал с Новгородом, Волжской Булгарией, подчинил Рязань и Муром, в 1147г первое упоминание о Москве. Стал Великим Киевским князем в 1155г. Андрей Боголюбский (1157-1174г), в 1155г бежал из Киева в Суздаль (куда его пригласили местные бояре), боролся с Новгородом, Волжской Булгарией, занял Киевский стол, но перенес Великое княжение во Владимир (1169г, хотя его идею установления единого государства не осознали), а столицу во Владимир-на-Клязьме, ожесточенная борьба с местным боярством. В его политике была тенденция объединения всех земель. Всеволод Большое Гнездо (1177-1212г), брат Андрея, жестоко расправился с боярами, наивысший расцвет, продолжил политику отца и брата. Боролся с Новгородом, отодвинул границу Волжской Булгарии за Волгу; присоединил бывшие новгородские земли по Северной Двине и Печоре. После смерти его сыновья начали борьбу за княжение. Юрий 2 Всеволодович (1212-1216, 1219-1238г); в 1218г занял Владимирский стол, установил контроль над Новгородом. Основал Нижний; не удержал его и княжество распалось на 7 мелких. 1299г – киевские митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме.

Галицко-Волынское княжество: юго-запад, черноземы, лес, активная внешняя торговля. Галицкие земли объединил перемышльский Владимир Володаревич в 1148г. Подъем Галицкого княжества начался с Ярослава Осьмомысла Галицкого (1153-1187г), в 1159г на время овладел Киевом. Волынский Роман Мстиславович (1170-1205г) в 1199г объединил Галицкое и Волынское княжества; в 1203г захватил Киев (стал Великим князем, Папа даже предлагал ему принять титул короля). Вел борьбу с боярством, польскими феодалами, половцами. Даниил Романович (1205/1238 – 1264г), сын, вернул себе власть только в 1238г. В 1240г занял Киев, сумел объединить юго-западную Русь и Киевскую землю, но в том же году пришел Батый. После его смерти новая боярская смута, которой воспользовались Польша и Литва. Захватив земли.

Новгородская боярская республика: обычно Новгородом владел тот князь, который сидел на Киевском престоле. 1136г – народное восстание в Новгороде, боярство этим воспользовалось и изгнало Всеволода Мстиславовича (его посадил Владимир Мономах в 1117г в рамках укрепления в Новгороде княжеской власти без учета местного мнения). Первоначально он был изгнан из города в 1132г, но вернулся, заключив с новгородцами договор, ограничивающий его полномочия, потом уже совсем изгнан. Святослав Ольгович – первый приглашенный князь. Вече – высший орган (избирает управление, внутренняя и внешняя политика). Еще «кончанские» (5 районов-концов) и «уличанские» сходы. Фактические хозяева – «300 золотых поясов». Посадник, главное должностное лицо, управление и суд (глава правительства). Епископ, выборный, казна, внешние сношения, торговые меры. Тысяцкий, ополчение, торговый суд, налоги. Князь, управление армией, порядок. Наибольшую угрозу представляли владимирские князья, которые либо устраивали экономическую блокаду, либо блокировали подвоз продуктов. Но в н13впоявились немецкие католические ордера (меченосцев и Тевтонский).


6. Культура русских земель и княжеств XII – первой трети XIII вв.

Распространение христианства, рост могущества удельных князей, строительство городов, расширение культурных, экономических и политических связей с Европой. Главное отличие данного периода – феномен городской культуры, (до этого княжеско-дружинная или церковно-монастырская). Городская культура – синкретизм и многослойность.



Литература: наряду с традиционными поучениями и проповедями и переводной литературой, появляются оригинальные сочинения разных жанров (Киево-Печерский патерик, Слово о полку Игореве, Слово Даниила Заточника).

Архитектура: внимание ансамблевой выразительности, вытягиваются силуэты, усложняются конструкции, разнообразен ритм членений. В архитектурном плане две линии развития: прогрессивная (Киев, Смоленск, Чернигов – башнеобразные храмы, новые конструктивные и инженерные решения) и консервативная. Церковь архангела Михаила Свирская, Смоленск, 1180-1197г, башнеобразная. Васильевский в Овруче, 1190е, башнеобразный, 2 лестничные башни на западе, пучковые пилястры. Параскевы Пятницы в Чернигове, к12-н13в, впервые арки над сводами, ступенчатость форм. Преображенский на Нередице, 1198г, консервативная линия (Страшный суд, страдание и жертвенная смерть Христа). Параскевы на Торгу в Новгороде, 1207г, оглядка на Смоленск. Перестройка Успенского во Владимире, 1189г, белокаменный. Дмитровский во Владимире (роспись страшного суда), 1190е. Покрова на Нерли, 1160е. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-1234г (последняя домонгольская постройка на северо-востоке). Церковь в Перынском скиту, 1220е-1240е.

Живопись: восстанавливается баланс между духовным (внутренним) и плотским началом. Ангел Златые Власы, к12в, ГРМ. Успение (Облачное) из Новгорода, 1/3 13в, ГТГ. Служебник Варлаама Хутынского, н13в, там миниатюры. Никола с избранными святыми, Новгород, н13в, ГТГ. Дмитрий Солунский из Дмитрова, н13в, ГТГ, сидячий. Богоматерь Великая Панагея, 1/3 13в, ГТГ. Врата западного и южного порталов Рождественского собора в Суздале, золотая наводка.

Каталог: materials -> history
history -> Вопрос Закономерности развития металлургии меди и динамика распространения металлургических знаний в эпоху неолита-энеолита-бронзового века
history -> История Средних веков. Понятия «средние века»
history -> 1. Эгейская цивилизация: города и царства 3-2 тыс до н э
history -> 1. Предания о начале римского народа и города Рима
history -> Вопросы по истории Церкви Предмет и метод истории Церкви
history -> Изложение его в систематическом порядке, т е. в хронологической последовательности и причинно-следственных связях
history -> Вопрос Периодизация и хронология каменного века


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница