«История развития физической культуры и спорта» для специальности




Скачать 495.07 Kb.
страница1/4
Дата06.06.2016
Размер495.07 Kb.
  1   2   3   4
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республика Башкортостан

«Белебеевский медицинский колледж»

(ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»)

УТВЕРЖДАЮ

Зав. отделом по учебной работе ГАПОУ РБ

«Белебеевский медицинский колледж»

___________ Логанова Л.Р.

«___»___________ 20___г.



Методическая разработка семинарского занятия

для преподавателей по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «История развития физической культуры и спорта»

для специальности:

32. 01. 02. Сестринское дело

2016 год

Согласовано

Методист


_________ Т. Т. Ленчевская

Рассмотрено и утверждено на заседании

ЦМК общеобразовательных, ОГСЭ и ЕН дисциплин

Протокол № ___

«____» _______ 2016 г.

Председатель

_______ И.А Полякова




Аннотация на методическую разработку семинарского занятия.

В методической разработке по теме: «История развития физической культуры и спорта» проводится обобщение знаний по изучаемой дисциплине. Данное занятие, приуроченное к дате - Международный день спорта на благо развития и мира.

Автор


преподаватель дисциплины «Физической культура» Л.А. Садовникова

Рецензент:

преподаватель дисциплины «Медико- социальной реабилитации»

Н.И. Тихонова

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………….4

2. Технологическая карта ……………………………………………7

3. План семинарского занятия…………………………………………9



4. История возникновения и развития физической культуры ……….

и спорта............................................................................................................11

5. История возникновения и развития аэробики……………………..12

6. История возникновения и развития настольного тенниса ………..13

7. История возникновения и развития конкура…………………........15

8. История возникновения и развития бобслея……………………....16

9. История возникновения и развития художественной……………..

гимнастики………………………………………………………………..….17

10. История возникновения и развития волейбола…………………...19

11. История возникновения и развития шахмат……………………....21

12. История возникновения и развития плавания…………………....23

13. История возникновения и развития футбола………………….….26

14. История возникновения и развития легкой атлетики………….....28

15. История возникновения и развития баскетбола…………………..30

16. Литература………………………………………………………..…31

17. Приложения………………………………………………………....33

Пояснительная записка

Дисциплина «Физическая культура» проводится на протяжении всего периода обучения студента. Основное содержание учебной дисциплины реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.

Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к требованиям изменяющемуся рынку труда.

Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно - деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся. Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, презентации, санбюллетени. Данная методическая разработка может быть использована, как на уроке в виде лекционного материала, так и для проведения внеклассного мероприятия по физической культуре, где обучающиеся самостоятельно готовятся к уроку. Данный урок является теоретическим занятием, на которое отводится 2 часа. Цель занятия - популяризация физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни. Для контроля знаний используют тестовые задания (Приложение 1)

Тема урока: «История развития физической культуры и спорта»

Тип урока: семинар

Вид урока: урок – доклады с взаимным рецензированием

Продолжительность занятия: 90 минут

Место проведения: аудитория Белебеевского медицинского колледжа

Цели урока:

Основная цель: Закрепить знания по истории развития физической культуры и спорта.

Образовательные:


  1. Выявление, закрепление и контроль теоретических знаний студентов по данной теме.

  2. Выработка навыков использования теоретических знаний в практической работе.

  3. Формирование навыков систематизации и обобщения полученных знаний.

Воспитывающие:

  1. Воспитать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни.

  2. Формировать интерес к изучаемой дисциплине.

  3. Воспитывать чувство коллективизма и дисциплинированность.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес.

  2. Развивать внимание, умственную активность, творческие способности.

  3. Развивать умение грамотно, четко и точно выражать мысли.

Методические:

  1. Продемонстрировать методику проведения семинарского занятия.

  2. Разработать план семинарского занятия.

  3. Обеспечить самостоятельную работу студентов литературой, интернет источниками.

Студент должен знать:

1. Историю развития физической культуры и спорта.

2. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

3. Основы здорового образа жизни.

Студент должен уметь:

1. Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Доступно донести доклад слушателям.

3. Выполнить тестовые задания по пройденной теме.

Содержание семинарского занятия должно быть ориентировано на овладение общих компетенций (ОК)

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оснащение урока:


  1. Методическое:

- методическая разработка для преподавателей, сопровождаемая презентацией;

- доклады по избранному виду спорта;

- пакет контрольных заданий.

2. Техническое:



  1. Учебно-методический комплекс по теме.

  2. Пакет тестовых заданий.

  3. Экран.

  4. Проекционная система.

  5. Указка.

  6. Оборудование.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



№№п/п

Название этапа

Описание этапа

Цели этапа

Методы

Время

II


Организационный момент


Отметить отсутствующих, оценить внешний вид, проверить готовность аудитории к занятию.

Сообщить тему, цели занятия. Подчеркнуть актуальность темы.

Изложить план работы студентов на занятии, методы работы и критерии оценок.


Дисциплинированность.

Подготовить студентов к работе

Создать у студентов цельное представление о занятии, мобилизовать внимание, нацелить на работу.

Создать у студентов рабочий настрой.



Беседа



7 мин
.

III

Контроль исходного уровня знаний.

Проведение опроса студентов по данной теме и анализ ошибок допущенных ими.

Контроль исходного уровня знаний

Опрос

3 мин.

IIII

Теоретический разбор материала по вопросам семинарского занятия

Студенты выступают с подготовленными им сообщениями с просмотром презентаций и видеофильмов, делают выводы.

Отвечают на вопросы.



Выявление и закрепление знаний по теме

доклады с взаимным рецензированием

70 мин

IIV

Проверка итогового уровня знаний студентов

Тестовый контроль.

Контроль итогового уровня знаний

Тесты


5 мин


IV


Подведение итогов урока.


Студентам сообщаются итоговые оценки.


Оценка деятельности студента

Беседа


5 мин.




Итого:



90мин.


План семинарского занятия
Семинарское занятие по теме: История развития физической культуры и спорта посвященный «Международному дню спорта на благо развития и мира»

  1. Пояснительная записка.

Занятие проводится со студентами, занимающимися в специальной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура». Студенты выступают с заранее подготовленными сообщениями по избранным им видам спорта. После выступления они отвечают на поставленные вопросы (приложение 2)

  1. Обоснование темы урока.

Тема урока: «История развития физической культуры и спорта» выбрана не случайно, так как она является одной из тем для самостоятельной работы студентов. Где, основное внимание уделяется, самостоятельному изучению материала, используя литературу, журналы ФИС, интернет источники, получить знания о физической культуре и спорте, истории их развития.

  1. Актуальность темы.

Физическая культура и спорт начали развиваться еще с глубокой древности, в наш век - высоких технологий они продолжают совершенствоваться и разнообразиться. На протяжении всего существования человечества будет использоваться для развития физических качеств и лечебного воздействия.

4. Введение в семинарское занятие. Физкультура – это среда общественной деятельности, которая нацелена на здоровый образ жизни человека. Показателем развития физкультуры в жизни людей является: степень здоровья и физического состояния общества; частое использование систем физических упражнений в жизни людей.

Развитие физкультуры стало проявляться в конце 19 века в Англии во время расцвета современного спорта. В городах России физкультура стала развиваться в начале 20 века. В целях развития физкультуры в обществе людей в Москве в 1918 году создали институт физкультуры. Начиная с 1922 года, стал издаваться журнал под названием «Физическая культура». В 1925 году стали публиковать журнал «Теория и практика физической культуры», который существует и на сегодняшний день.

Со временем развитие физкультуры стало доступным и в странах социалистического лагеря и неразвитых странах. Понятие «физическая культура» судя по названию, имеет отношение к культуре. Развитие физкультуры можно отнести к общественной культуре, которая является источником совершенствования, поддержания и формирования человека в области физического воспитания.

С появлением в жизни человека физкультура стала частичкой культуры всего человечества. К развитию физкультуры можно отнести не только физическую подготовку человека к жизненным ситуациям, но и моральные, нравственные качества человека, которые сформировались с появлением и дальнейшим развитием физкультуры. Если говорить точнее о развитии физкультуры, то это сфера деятельности, которая отражает успехи человечества в физических, нравственных и психических качествах. Степень формирования этих человеческих качеств объединяются в единую ценность физической культуры человека, как частички общей культуры человека.

В наше время большинство специалистов теории спорят о применении слова «Физическая культура», так как многие страны в мире не имеют понятия о существовании термина «физическая культура». Странами исключениями являются страны Европы, расположенные на востоке, где развитие физкультуры существовало еще с давних времен по системе советского союза. В нынешнее время все ученые спорта полагают, что термин «физическая культура» должен применятся всюду. Одни ученые полагают, что необходимо термин «физическая культура» сменить термином «спорт», а другие считают, что термин «физическая культура» является шагом в современную жизнь спорта.

23 августа 2013 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла решение отмечать 6 апреля как Международный день спорта. Официальное название Дня — Международный день спорта на благо развития и мира.

Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа.

В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди еще в былые времена были выносливые, сильные. А если есть сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают историки, редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы. Бывало, боролись с медведем, состязались в умении бросать тяжелые валуны…

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно заниматься физкультурой.

5. Выступление обучающихся с демонстрацией презентаций и ответами на вопросы (Приложение 3)

1. Тезисы сообщения на тему: «История развития физической культуры и спорта»

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений. Составной частью физической культуры является спорт - средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.

Спортивная история России, официальная зафиксированная в протоколах начинается с воскресного дня 19 февраля 1889 года, когда на льду “Петровки" состоялся первый в истории России чемпионат по конькобежному спорту. В программе был забег всего на одну дистанцию - 3 версты (3200 метров). Победителем стал Александр Паншин. За соревнованиями наблюдали, как сообщал тогда журнал "К спорту" 1,5 тысячи человек.

В I Олимпийских турнирах 1896 года спортсмены царской России не участвовали, так как не имели средств на поездку в Грецию. По той же причине они не участвовали во II и III Олимпиадах. Впервые русские спортсмены приехали на Олимпийские игры 1908 года в Лондон. Их было всего пятеро, и трое из них завоевали медали - одну золотую и две серебряные.

Физкультура и спорт уже прочно вошли в быт народа России. И неудивительно, что в 1939 году был учрежден Всесоюзный день Физкультурника - праздник, ставший для российских людей ежегодным.

В стране, охваченной войной, спортивные традиции не угасали даже в те суровые годы. В тяжелую весну 1942 года состоялась традиционная эстафета по Садовому кольцу. Уже в победном 1945 году спортивный календарь Москвы предусматривал состязания по всем видам спорта. Такое внимание, конечно, стало могучим стимулом роста спортивных результатов: за 1945 год было установлено 108 всесоюзных рекордов, из них 13 оказались выше официальных мировых достижений. Таким образом, виды спорта разделились, как вошедшие в программу Олимпийских игр и нет.

Виды спорта, не вошедшие в программу Олимпийских игр: Акробатика, Айкидо, Альпинизм, Армреслинг, Аэробика спортивная, Бильярдный спорт, Бодибилдинг, Боулинг, Бридж спортивный, Воднолыжный спорт, Гиревой спорт, Дартс, Каратэ, Кикбоксинг, Шахматы, Шашки.

2. Тезисы сообщения на тему: «История развития Аэробики»

В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Комплекс упражнений включает в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость. Результат регулярных занятий аэробикой — поддержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма. Используется в профилактических и лечебно-оздоровительных целях.

Различают оздоровительную аэробику, спортивно-оздоровительную аэробику, спортивную аэробику. Также существует базовая аэробика (без дополнительных снарядов и элементов), степ-аэробика (с использованием степ-платформы), фитбол-аэробика. 

В Советском Союзе с 1985 по 1991 года по Центральному телевидению были показаны 13 комплексов ритмической гимнастики.

-В 1984 году передача дебютировала на экранах с выпуска, который вела известная фигуристка Наталия Линичук. Исполнители — Елена Новожилова, Жанна Смиренина, Калерия Студеникина, Ирина Чериченко, Дмитрий Мишаков, Николай Тугов. Композитор А. Кириак, вступительную песню исполняет Сергей Минаев. Второй выпуск аэробики провела не менее известная балерина Лилия Сабитова, по телевидению он демонстрировался с января по март 1985 года. В комплексе использовались мелодии нидерландской группы «Stara on 45». Третий комплекс ритмической гимнастики вела заслуженный мастер спорта по спортивной гимнастике Елена Букреева (март — апрель 1985 года).

Для аэробики используют специально записанную музыку без промежутков между песнями (треками). Обычно продолжительность диска составляет 50-60 минут, в конце добавляют композицию для стретчинга и расслабления. Для каждого из видов аэробики используют разную по ударности (частоте) и стилю музыку.

3. Тезисы сообщения на тему: «История возникновения и развития настольного тенниса»

Возникновение слова теннис неизвестно, так как оно не имеет слов родоначальников в современном языке. Историки предполагают, что название игры теннис произошло от игры, в которой участвовало 10 (по английски тен) игроков, по 5 человек на каждой стороне площадки, а может быть от латинского слова тенниса – лента, тесьма (сетка теперь). Есть также предположение, что название игры произошло от французского слова тенез, которое переводится вот вам, берите. Эту фразу часто говорили французские игроки, посылая мяч партнеру. Так или иначе, но слово теннис сегодня прочно вошло в наш лексикон, и означает игру в мяч через сетку ракетками.

Родоначальником игр с ракеткой и мячом считают Англию. Так в XVI в. в Англии и Франции возникла забавная игра в мяч без определенных правил – прообраз тенниса. Однако в феодальной Франции еще в 1292 г. излюбленной была игра жё-де-пом или как ее называли игра яблоком, которую также считают прародительницей тенниса. Игра эта вела свою родословную от римской игры в тригон. При этом вначале играли руками и лишь в XY-м столетии появились ракетки.

Простой инвентарь, а главное – небольшие размеры площадки позволяли играть где угодно. Это обеспечило широкое распространение настольной игры, которая в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой в Англии, а затем и в других странах Европы, Азии и Африки. Интересно, что игра велась в строгой вечерней одежде: женщины в длинных платьях, мужчины в смокингах и фраках. Англия – официально считается родиной настольного тенниса, хотя истоки ее можно искать, видимо, и в Европе и в Восточной Азии. Название Пинг-понг произошло от звука мяча о стол и ракетку.

Постепенно пинг-понг становится не просто салонным развлечением, а спортивной игрой, хотя ракетки не были стандартизированы и играли ракетками и с длинной ручкой и со струнами и даже обтянутыми кожей. Мячи изготавливались из резины или пробки, их часто обшивали тканью. В 1891 году настольный теннис получил мощный толчок к развитию благодаря инженерной мысли Джеймса Гибба, который решил маленькие полые цветные шарики от детской игрушки использовать для игры в пинг-понг. Введение в игру легкого целлулоидного мяча позволило значительно снизить вес ракетки. Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой.

В Англии пинг-понг, как спорт был признан в 1900 году. К началу ХХ века популярность пинг-понга возросла, и увлечение новой игрой буквально захлестнуло все страны. На очередной сессии МОК было принято решение о включении настольного тенниса в программу летних Олимпийских игр 1988 года. Олимпийские соревнования прошли в мужском и женском одиночных и мужском и женском парных разрядах.

4. Тезисы сообщения на тему: «История развития Конкура»

Преодоление препятствий, или, как его часто называют, конкур,— наиболее зрелищный вид конного спорта. Для успешного участия в нем требуется длительная и упорная тренировка спортсмена и лошади. Всадник должен обладать смелостью и решительностью, тонким расчетом, высоким искусством управления лошадью, хорошей общефизической подготовкой. От лошади требуются большая сила отталкивания, высокая координация движений, умение сохранять равновесие при полете над препятствием и при приземлении.

Выездка считается самым элегантным видом конного спорта. При выполнении упражнений лошадь должна двигаться, сохраняя то или иное положение своего корпуса, соответствующее номеру программы. В выездке важно наличие импульса - стремление к движению вперёд, полная послушность средствам управления, действия которых должны быть почти незаметными.

Троеборье является наиболее полным, комбинированным соревнованием по конному спорту. Оно требует от всадников серьёзных навыков во всех классических видах конного спорта и четкого понимания навыков своей лошади, степени её подготовки, полученных разумным и рациональным тренингом.

Вольтижировка (от франц. voltiger — порхать) — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу шагом или галопом.

Драйвинг или соревнования конных упряжек (англ. Carriage driving) Одна из дисциплин конного спорта, в которой спортсмены (управляющий лошадью и его помощник грум) участвуют в турнирах или соревнованиях на запряжённых в экипажи лошадях.

Скачки проводятся в разных возрастных категориях. Чистокровные верховые лошади начинают скакать в возрасте полутора лет.

Бега — испытания лошадей рысистых пород на резвость в беге рысью. Обычно лошади испытываются, запряжённые в беговую качалку — специальный двухколёсный экипаж, предназначенный для бегов. Реже рысистые бега проходят под седлом. Человек, который управляет рысаком (в качалке или в седле), называется наездник.

Конные пробеги это преодоление верхом больших расстояний, соревнования на выносливость. В прошлом, когда лошадь была главным транспортным средством, пробеги имели большое прикладное значение, особенно для подготовки кавалерии к дальним походам. В настоящее время пробеги это конноспортивные соревнования, привлекающие большое количество поклонников. Проводятся на дистанции разной протяженности. Хотя они не входят в программу Олимпийских игр, но проводится много турниров различного уровня, в том числе международного. Для пробегов не подойдет лошадь любой породы. Больших успехов в этом виде добились арабские и ахалтекинские лошади.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница