История политических репрессий и сопротивления




Скачать 198.75 Kb.
Дата26.04.2016
Размер198.75 Kb.
Тема: История политических репрессий и сопротивления

несвободе в СССР.

Тип урока:

- урок открытия новых знаний.



Форма урока:

- урок - проблемная лекция с элементами беседы.



Цель: способствовать формированию новых знаний о сталинском режиме в СССР; расширить представления обучающихся о политических репрессиях.

Задачи:

- способствовать формированию новых понятий;



  • развивать творческое и аналитическое мышление обучающихся, навыки оценки исторических событий, умение слушать и выделять главное, обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, сопричастности и уважения к прошлому своего народа, чувства сопереживания, ответственности и осознания своей гражданской позиции; самоуважения и позитивной самооценки, чувства собственного достоинства

Направленность на планируемые результаты образования:

  • овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества.

  • развитие самостоятельности и личной ответственности, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о гражданско-правовых нормах;

  • самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства;

  • уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (эмпатия);

  • умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;

  • формирование ценностных ориентаций и социальных чувств обучающихся (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Форма организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • групповая.

Методы и технологии обучения:

  • практический;

  • поисковый;

  • дискуссионный;

  • исследовательских и проблемных заданий;

  • оценки исторических процессов, явлений, событий;

  • самостоятельной работы с источниками исторической информации;

  • локализации исторических событий в пространстве и времени.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска.

Приёмы деятельности учителя:

  • образное повествование;

  • обобщающая беседа;

  • организация работы в группах.

Межпредметные связи:

  • литература (советская поэзия 30-40-х годов ХХ в.);

  • обществознание (политические режимы; тоталитаризм);

  • история России (СССР в 30-е годы ХХ в.);

  • право (нарушения прав человека).

Основные понятия:

  • насильственное переселение, спецпереселенцы, репрессии, решение партийного и советского руководства.

Опережающее задание:

  • изучение исторических документов, газетных публикаций;

  • изучение и обобщение собранных материалов.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • самостоятельная работа с источниками исторической информации;

  • самостоятельная работа с интернет-ресурсами;

  • выразительное чтение;

  • учебно-познавательный интерес к исследуемому материалу;

  • эмпатия, как понимание и сопереживание чувствам других людей.

Литература:

  1. Александров Д.А., Кременцов Н.Л. Опыт путеводителя по неизведанной земле. Очерк социальной истории советской науки (1917-1950-е годы) //

  2. Араловец Н.А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. 1995.  
    Земсков В.Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД-МВД СССР) // Социологические исследования. 1990.

  3. Иванова Г.М. История ГУЛАГа, 1918-1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты / Г.М. Иванова; Ин-т рос. истории РАН. - М.: Наука, 2006.

  4. Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: По итогам Восьмого межрегионального конкурса учителей в 2009/2010 учебном году / Науч. ред. И. А. Мишина. - М.: Права человека, 2011.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли на необычный урок – урок памяти.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

Эпиграф:

Единственной мерой времени является память.

(Владислав Гжегорчик) слайд 2

Учитель: Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две Мировые и Гражданская Война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам.

Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 3)



Обучающиеся формулируют тему урока.

Правильно, сегодня мы будем говорить о сталинских репрессиях. И тема нашего урока: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. (слайд 4)

Как вы думаете, а какова цель нашего урока?

Обучающиеся формулируют цель урока.

Решением Верховного Совета России от 18.10.1991 года 30 октября «День памяти жертв политических репрессий». В этот день мы вспоминаем всех безвинно пострадавших и погибших. (слайд 5.)

История - это правда. Правда не всегда бывает такой красивой, как нам хотелось бы её видеть.

Историческая обстановка 1930-х годов. Представить её без тоталитарного режима невозможно. В чём же сущность тоталитаризма, тоталитарной системы, и как она проявляла себя в 1930-1940-х годах в СССР? (ответы обучающихся )



Ученик: Тоталитаризм - это идеология и политическая практика, стремящаяся поставить под полный контроль государства все стороны общественной и даже личной жизни. В советском обществе в 1930-1940-е годы складывается именно такой политический режим, который характеризуется абсолютной властью государства над человеком. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения. Способом укрепления тоталитарной модели общественного устройства в стране в 1930-е годы становиться политика репрессий против населения. ГУЛАГ представляет неотъемлемую часть созданной государственной системы.

(Учащиеся рассматривают схему «Тоталитарная система».) (слайд 6)

Учитель: Одним из признаков тоталитарной системы являются репрессии. Что же такое репрессии? (слайд 7)

Репре́ссии (лат. repressio — подавление, угнетение) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, государством. Как и когда проходили репрессии в нашей стране?

Сегодня на уроке мы будем работать группами, у каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Вы сейчас найдёте информацию по заданной теме в Интернете

Группа 1. Задание по теме: «Раскулачивание».

Ответы обучающихся: В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928-1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» - «раскулачивание», предполагавшее насильственное и внесудебное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны.

Попасть в списки кулаков, составлявшиеся на местах, мог практически любой крестьянин. Кулаки были разделены на 3 категории:



  • первая категория - контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний; к ним применялись немедленная ликвидация, заключение в концлагеря, высылка в отдалённые северные районы СССР (Сибирь, Урал, Северный край, Казахстан) наряду с выселяемыми при массовой кампании кулаками и их семьями, «с учётом наличия в семье трудоспособных и степени социальной опасности этих семейств»;

  • вторая категория - остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков; к ним и их семьям применялось массовое выселение в отдалённые северные районы СССР и конфискация их имущества;

  • третья категория - остальные кулаки, которые выселялись на пустующие земли в пределах территории их места проживания.

Всего за 1930-1931 годы, как указано в справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932-1940 гг. в спецпоселения прибыло ещё 489 822 раскулаченных:

  • Центрально-Чернозёмная область - 10-15 тыс. чел.;

  • Средневолжский край - 8-10 тыс. чел.;

  • Нижневолжский край - 10-12 тыс. чел.;

  • Северный Кавказ и Дагестан - 20 тыс. чел.;

  • Сибирь - 25 тыс. чел.;

  • Урал - 10-15 тыс. чел.;

  • Украина - 30-35 тыс. чел.;

  • Белоруссия - 6-7 тыс. чел.;

Казахстан - 10-15 тыс. чел. (слайд 8)

Группа 2. Задание по теме: «Чистка в партии».

Ответы обучающихся: С 1933 года по 31 декабря 1934 года проводилась «генеральная чистка» ВКП(б). В ходе чистки, которая была возобновлена в мае 1935 года, из партии, насчитывавшей 1 млн 916 тыс. 500 членов, было исключено 18,3% от общей численности её членов. По завершении «чистки» началась «проверка партийных документов», продолжавшаяся по декабрь 1935 года и добавившая ещё 10-20 тысяч исключённых из рядов партии. А 14 января 1936 года было объявлено о «замене партийных документов», что и было проделано к сентябрю 1936 года с исключением 18% членов партии.

Исключённые члены партии в первую очередь попадали под репрессии. Основная масса большевиков, игравших ведущие роли в революции 1917 года или позже, в Советском правительстве, была казнена. Единственным членом первоначального состава Политбюро ЦК партии большевиков 1917 года, уцелевшим после чистки, был сам Сталин. Из остальных пяти четверо были расстреляны, а пятый, Лев Троцкий, исключён из партии, изгнан из страны и убит в 1940-м. Из семи членов Политбюро, избранных между революцией 1917 года и смертью Ленина, четверо были расстреляны, один (Михаил Томский) покончил жизнь самоубийством, и лишь двое (Молотов и Калинин) остались в живых.

Многие члены партии, занимавшие достаточно видные посты, были осуждены Военной коллегией Верховного суда СССР и в основном расстреляны. Коллегия выносила приговоры после рассмотрения каждого дела в ходе закрытого заседания в течение 10-20 минут без участия обвинения и защиты на основании списков, утверждённых лично Сталиным и его приближёнными. Прецедент рассмотрения дел подобным образом был создан 4 октября 1936 года, когда Политбюро санкционировало осуждение 585 человек согласно списку, поданному Ежовым и Вышинским. (слайд 9)

Группа 3. Задание по теме: «Репрессии в армии».

Ответы обучающихся: В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. Впоследствии советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР, приговорившего обвиняемых по «Делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны.

Особенно крупный урон в процентном отношении к общему числу военнослужащих понёс высший командный состав армии, начиная с командиров полков. Согласно справке А.И. Тодорского, были репрессированы:



  • из 5 маршалов - 3;

  • из 9 командармов I ранга - 5;

  • из 10 командармов II ранга - 10;

  • из 57 комкоров - 50;

  • из 186 комдивов - 154;

  • из 16 армейских комиссаров I и II рангов - 16;

  • из 26 корпусных комиссаров - 25;

  • из 64 дивизионных комиссаров - 58;

из 456 командиров полков - 401. (слайд 10)

Группа 4. Задание по теме: «Репрессии в органах государственной безопасности». Ответы обучающихся: Как бы удивительно это ни прозвучало, но репрессиям подвергались не только простые граждане СССР, но и члены органов государственной безопасности. Чистки в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД РСФСР-НКВД СССР проводились задолго до 1937 года. Ещё в начале 1920-х годов из этих органов был убран ряд «излишне активных» деятелей «красного террора». В ходе борьбы с левой оппозицией были репрессированы некоторые чекисты, сочувствовавшие ей.

Крупная чистка была проведена, когда ведомство возглавил Генрих Григорьевич Ягода. В сентябре 1936 года Ягода был перемещён на пост наркома связи, а в 1937 году арестован. В феврале 1938 года он предстал на Третьем Московском процессе, где был обвинён в сотрудничестве с иностранными разведками и убийстве Максима Горького.

6 сентября 1936 года наркомом внутренних дел вместо Ягоды был назначен Н.И. Ежов, под руководством которого были проведены Второй и Третий Московские процессы и расследовано «Дело военных». Сама чистка 1937-1938 годов ассоциируется, в первую очередь, с именем Николая Ивановича Ежова (т.н. «ежовщина»). Из сотрудников госбезопасности с 1 октября 1936 года по 15 августа 1938 года было арестовано 2273 человека, из них за «контрреволюционные преступления» - 1862. После прихода Берии за 1939 год к ним прибавилось ещё 937 человек. Часть из них была потом освобождена и восстановлена в органах.

Всего, как сообщается, было репрессировано около 20 тысяч сотрудников органов государственной безопасности. (слайд 11)



Учитель: Ещё в 1920-е годы Ф.Э. Дзержинский сказал: «Места и пространства у нас достаточно». О чём это говорит? Что нужно понимать под этими словами?

(Следуют ответы обучающихся.)

10 июня 1934 согласно Постановлению ЦИК СССР при образовании нового союзно-республиканского НКВД в его составе было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).лайд 12)



(Обучающиеся рассматривают карту расположения лагерей на территории страны).

К концу 1930-х годов СССР оказался как бы разделённым на две зоны: концлагерную и безлагерную (разумеется, это деление весьма условно). В 1930-1931 гг. было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Мы видим по этим картам места нахождения лагерей с заключёнными:



  • Казахстан;

  • Прибалтика;

  • Север;

  • Центральная Россия;

  • Центральная Россия (Мордовия);

  • Сибирь;

  • Дальний Восток. (слайд 13)

Концлагерная зона охватывала обширную территорию от Карелии до Колымы, Чукотки и Приморья, но в Европейской части страны граница этой зоны шла неровной диагональю от советско-финляндской границы до низовьев Волги. Какие выводы вы можете сделать?

(Следуют ответы обучающихся.)

За предвоенный период было приговорено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3777380 человек, в том числе к высшей мере наказания 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2 369 220 человек, к ссылке и высылке-765180 человек. Из общего числа репрессированных только 877 000 осуждены судами, военными трибуналами, Спецколлегией и Военной коллегией. Судьба остальных около 2 900 000 человек - решалась внесудебным порядком - Коллегией ОГПУ, тройками НКВД и Особым совещанием. (слайд 14)

В лагерях, по отношению к заключённым, активно применялись пытки и унижения самого разнообразного толка

Среди них, заключённых заставляли:



  • Перетаскивать камни или брёвна с места на место,

  • Считать чаек,

Громко кричать интернационал по много часов подряд. Если заключённый не кричал, то двух-трех убивали, после чего люди стоя орали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе. (слайд 15)

Вот воспоминание Бориса Жилова, взятое из следственного дела № 885: «Однажды мы наблюдали партию заключённых с Секирной горы, гонимых для работ по засыпке кладбища цинготных и тифозных. Это кладбище отравляло окрестности зловонием, так как подпочвенная вода размыла ямы-захоронения. Мимо нас вели истощённых, совершенно звероподобных людей, окружённых многочисленным конвоем. Некоторые были одеты за неимением платья в мешки. Сапог я не видел ни на одном. Я видел в окно, как из четвёртого барака голых людей в двадцатиградусный мороз гнали с горы вниз, к озеру, где находилась баня, и после бани обратно в гору. В день умирало по 20 человек». (слайд 16)

Условия в колымских лагерях были особенно тяжёлыми. Высохшие от голода заключённые работали на золотых и урановых рудниках даже при 30-40-градусном морозе. «Шестнадцатичасовой рабочий день. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Идёт шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера, конвой, собаки во множестве, через каждые десять минут - Ло-о-жись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды». (Из письма В. Шаламова Б. Пастернаку.) (слайд 17)

Количество жертв репрессий, исчисляемое миллионами, остаётся неопределённым, места их захоронения открываются случайно. Наследники НКВД делают всё, чтобы не допустить обнародования расстрелянных списков. (слайд 18)



(Обучающиеся делают небольшие сообщения.)

Ученик 1: Пощады не было никому. К заключённым применяли пытки. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский доказывал, что признание вины обвиняемого достаточно для вынесения судебного решения. Один из тысяч примеров, как следователи добивались признания вины, рассказал великий реформатор театра Всеволод Мейерхольд:

.Меня клали на пол лицом вниз, жгутом били по пяткам, по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам. Следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-жёлтым кровоподтёкам снова били жгутом. Руками меня били по лицу. Следователь всё время твердил, угрожая: «Не будешь писать, будем бить опять, оставим нетронутыми голову и правую руку, остальное превратим в кусок бесформенного окровавленного тела». И я всё подписывал до 16 ноября 1939 года. (слайд 19)



Учитель: Количество жертв репрессий, исчисляемое миллионами, остаётся неопределённым, места их захоронения открываются случайно. Наследники НКВД делают всё, чтобы не допустить обнародования расстрелянных списков. И всё-таки можно предположить сколько человеческих жизней было сломано.

Ученик 2: К оценке количества репрессированных можно подойти через анализ «населения» ГУЛАГа. Принято считать, что в 1920-е гг. заключённые по политическим мотивам исчислялись скорее тысячами или немногими десятками тысяч. Примерно столько же было и ссыльных. Годом создания «настоящего» ГУЛАГа стал 1929-й. После этого число заключённых быстро перевалило за сотню тысяч человек и к 1937 году выросло приблизительно до миллиона. Опубликованные данные показывают, что с 1938 до 1947 гг. оно составляло, с некоторыми колебаниями, около 1,5 млн человек, а затем перевалило за 2 млн и в начале 1950-х гг. составило около 2,5 млн человек, включая колонии.

Однако текучесть лагерного населения, вызванная многими причинами, включая высокую смертность, была весьма велика. Опираясь на анализ данных о поступлении и выбытии узников, Э. Бэкон предположил, что между 1929 и 1953 годами через ГУЛАГ, включая колонии, прошло около 18 млн заключённых.



Ученик 3: К этому надо добавить приблизительно миллион (а возможно, и больше) расстрелянных. Это даёт 11-13 млн жертв репрессий. К 11-13 млн расстрелянных и заключённых в тюрьмы и лагеря следует добавить:

  • около 6-7 млн спецпереселенцев, включая сюда более 2 млн «кулаков», а также «подозрительные» этнические группы и целые народы (немцы, крымские татары, чеченцы, ингуши и т. д.), равно как и сотни тысяч «социально чуждых», высланных с захваченных в 1939-1940 гг. территорий и т. д.;

  • около 6-7 млн крестьян, погибших в результате искусственно организованного голода начала 1930-х гг.;

  • около 2-3 млн крестьян, покинувших свои деревни в ожидании раскулачивания, нередко деклассированных или в лучшем случае активно включившихся в «строительство коммунизма»; количество погибших среди них неизвестно;

  • 14 млн получивших приговоры к ИТЛ и штрафам по указам военного времени, а также большинство из тех 4 млн, которые по этим указам получили небольшие сроки заключения, предположительно отбыли их в тюрьмах и поэтому не были учтены в статистике населения ГУЛАГа; в целом эта категория, вероятно, добавляет не менее 17 млн жертв репрессий;

  • несколько сот тысяч арестованных по политическим обвинениям, однако по разным причинам оправданных и не арестовывавшихся впоследствии;

  • до полумиллиона военнослужащих, попавших в плен и после освобождения прошедших через фильтрационные лагеря НКВД (но не осуждённых);

• несколько сотен тысяч административно ссыльных, часть которых была впоследствии арестована, но далеко не все.

Если последние три категории вместе взятые оценить приблизительно в 1 млн человек, то общее количество хотя бы приблизительно учитываемых жертв террора составит для периода 1921-1955 гг. 43-48 млн человек.

Некоторые задаются вопросом, какой процент населения составили жертвы репрессий? По крайней мере, каждый пятый взрослый был жертвой террористического режима.

Учитель: Говоря о масштабах репрессий, мы отмечаем, что не было ни одного слоя населения, не затронутого ими:


  • крестьяне, рабочие, интеллигенция;

  • партийные и беспартийные;

  • русские и нерусские;

мужчины, женщины и дети. Последнее наиболее страшно. (слайд 18)
Ученица: (слайд 18)

Мы шли этапом. И не раз,

колонне крикнув «Стой!»,

садиться наземь, в снег и грязь

приказывал конвой.
И равнодушны и немы,

как бессловесный скот,

на корточках сидели мы

до окрика «Вперёд!».


Сто пересылок нам пройти

пришлось за этот срок,

и люди новые в пути

вливались в наш поток.


И раз случился среди нас,

пригнувшихся опять,

один, кто выслушал приказ

и продолжал стоять.


И хоть он тоже знал устав,

в пути прочтённый нам,

стоял он, будто не слыхав,

всё так же прост и прям.


Ученик:

Спокоен, прям и очень прост

среди склонённых всех

стоял мужчина в полный рост,

над нами глядя вверх.
Минуя нижние ряды,

конвойный взял прицел.

«Садись! - он крикнул. - Слышишь, ты?

Садись!» Но тот не сел.


Так было тихо, что слыхать

могли мы сердца ход.

И вдруг конвойный крикнул: «Встать!

Колонна! Марш! Вперёд!»


И мы опять месили грязь,

не ведая, куда,

кто с облегчением, смеясь,

кто - бледный от стыда.


По лагерям - куда кого -

нас растолкали врозь,

и даже имени его

узнать мне не пришлось.

Но мне высокий и прямой,

запомнился навек

над нашей согнутой толпой

стоявший человек.


Учитель: В память о жертвах политических репрессий объявляется Минута молчания. (слайд 19)

(На экран проецируется слайд со свечёй; учитель включает видеообращение Президента РФ.)

обращение Президента РФ Д.А. Медведева от 30.10.09 г.



(фрагмент)

Я убеждён, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России. А здесь не всё так просто.

Невозможно представить себе размах террора, от которого пострадали все народы страны. Его пик пришёлся на 1937-1938 годы. «Волгой народного горя» называл Александр Солженицын бесконечный «поток» репрессированных в то время.

Давайте только вдумаемся: миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений - миллионы. Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории.

Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями.

Я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь.

Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания.

Принять своё прошлое таким, какое оно есть, - в этом зрелость гражданской позиции. Не менее важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, кроме нас самих, этого не сделает.



  1. Рефлексия:

  • Что вы узнали нового, открыли для себя сегодня на уроке?

  • Читали вы что-нибудь о репрессиях? Сравните свои знания с тем материалом, с которым вы познакомились на уроке.

  • Как вы считаете, нужны или нет такие уроки? Обоснуйте свой ответ.

  1. Итог урока.

  2. Задание на дом.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница