«История пимокатного дела» исследовательская работа




Скачать 223.61 Kb.
Дата14.08.2016
Размер223.61 Kb.
Районная научно-практическая конференция

учащихся школ города и района.

Россия

Челябинская область

Карталинский район

МОУ Великопетровская СОШ

«История пимокатного дела»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Авторы: Камакшина Ирина, Жунусов Куаныш,

учащиеся 11 класса

МОУ Великопетровская СОШ

Руководитель: Жукова Светлана Александровна,

Руководитель НОУ «Наследие»

2011 год.

Содержание.

  1. Краткая аннотация………………………………………………………

  2. Аннотация…………………………………………………………………

  3. Введение …………………………………………………………………

  4. История уникальной русской обуви ……………………………………

4.1 Люди в валенках………………………………………………………….

4.2 Назначение валенок ……………………………………………………

5. Из истории войлока…………………………………………………………

5.1 История и технология изготовления войлока…………………………..

5.2 Использование войлока …………………………………………………

6. Технология изготовления фабричных валенок…………………………..

7. Технология изготовления валенок вручную……………………………..

8. Технология изготовления валенок нашего местного пимоката

Бычкова Николая Николаевича 1931 года рождения …………………..

9. Валенки в русском фольклоре …………………………………………..

10. Валенки и современность ……………………………………………

11. Заключение …………………………………………………………

12. Источники ………………………………………………………………

История пимокатного дела.

Исследовательская работа.



Камакшина Ирина, Жунусов Куаныш.

Россия, Челябинская область, Карталинский район,

МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа.

Краткая аннотация.

Данная исследовательская работа представляет собой попытку изучения

истории пимокатного дела и технологию изготовления валенок.

История пимокатного дела.

Исследовательская работа.



Камакшина Ирина, Жунусов Куаныш.

Россия, Челябинская область, Карталинский район,

МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа.

Аннотация.

Цель данной работы: изучение истории пимокатного промысла, технологии изготовления старинной русской обуви.

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:



  1. Выяснили откуда к нам пришли валенки?



  1. Изучили фабричную технологию изготовления валенок.

3) Выяснили мастеров пимокатногодела в нашем родном селе.

4) Познакомились с технологией изготовления валенок Бычкова Ф.

5) Выяснили значение и место старинной русской обуви в современном мире.

Для решения этих задач мы использовали следующие методы:

- наблюдение;

- интервьюирование;

- работа с интернет ресурсами;

- работа с музейными и семейными архивами;



История пимокатного дела.

Исследовательская работа.



Камакшина Ирина, Жунусов Куаныш.

Россия, Челябинская область, Карталинский район,

МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа

Введение.

Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей русской зимы ничего более удобного и теплого, чем валенки. За последние 300 лет промысел претерпел большие изменения. Первые валенки изготовляли в два приема: сначала делали низкие валяные коты, а потом к ним пришивали голенища.

Вскоре перешли на изготовление валенок целиком, на колодке. Валенки катали из овечьей шерсти разного цвета: коричневой, черной, белой. Трудно переоценить роль этой обуви в политической, культурной, спортивной и бытовой жизни страны, в развитии промышленности и народного хозяйства. Русские валенки всегда до крайности удивляли иностранцев. Это удивление заключалось в единстве их формы и отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки». Но это выражение никак нельзя отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно сложных усилий и умений. На сегодняшний день в стране работает порядка 15-ти фабрик, на которых производятся валенки, но самыми качественными считаются валенки, сделанные деревенскими кустарями. В давние времена таких мастеров в деревнях было немало. Но в наше время технологией этого промысла владеют единицы. На территории нашего сельского поселения осталось только два пимоката.

Мы присутствовали на процессе изготовления валенок у одного из них и получили массу впечатлений. Самое первое из этих впечатлений: процесс изготовления валенок очень интересный и трудоемкий.



История уникальной русской обуви.

Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались «коты», «катанки», оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.

История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, войлочные подушки, подстилки для сна, стельки дляобуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами.

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Одно из первых упоминаний о "войлочных сапогах" есть в "Слове о полку Игореве" (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Изначально валенки были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы. Петр1, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что ноу-хау принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка. С этого времени валенки валяли целиком с голенищем. Ведь в этом и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий , и удобный, и ногу не натирает. Вот за эту гениальную простоту «валенком» в народном фольклоре и зовется наивный до глупости человек.

В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а изовечьей – «катанками».В нашем селе старые люди называют их пимами.

Люди в валенках.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение,- срок их носки был практически неограничен. Ведь по мере износа подошвы, валенки искусно подшивали. Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег. Это и понятно - стоили они недешево, ведь их ручное изготовление обходилось в копеечку. Даже крестьяне среднего достатка обзаводились валенками с трудом.

Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: "На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: "Какие на вас интересные гетры!". Все присутствующие покатились со смеху". Позднее Есенин рассказывал: "Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен..." Как живописуют ситуацию современники, в сыром и промозглом Петербурге Есенин регулярно ходил в валенках с галошами. Вот почему известная своими экстравагантными нарядами горожанка Гиппиус и назвала валенки не сапогами, как именовали всякую мужскую обувь, а гетрами. (В ту пору гетры представляли собой узкие голенища из сукна, фетра или кожи, и их верхняя часть обычно не была видна из-под штанов.) Гетры воспринимали исключительно как интимную часть туалета. Поэтому язвительное замечание важной петербургской дамы действительно было обидным, если не постыдным для Есенина.

Назначение валенок.

С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы. Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

Снайперский вариант.

Есть люди, для которых валенки - неотъемлемый атрибут униформы. Для нужд военной разведки в свое время были созданы специальные валенки разведчика. Валенки разведчика (снайперский вариант), белого цвета (маскировочные):

• изготовлены из натурального сырья (отборная, 100% козья шерсть - ни одного грамма синтетики и медного купороса (как в фабричных!));

• лечебный эффект (при продолжительном ношении (1-2 часа в день) - прогреваются суставы, человек может исцелиться от суставных заболеваний);

• прошли испытания в боевых условиях;

• защищают ноги сапера от осколочных ранений (войлок амортизирует и задерживает осколки, пули, картечь);

• спасают снайперов от обморожения и от отстрела конечностей (если снайпер лежит в белом маскхалате на снегу, а на ногах у него черные армейские ботинки или обычные серые валенки, он очень уязвим. Зато белые валенки делают человека практически невидимым;

• в рукопашном, штыковом бою валенки оберегали бойца от ударов по ногам саблей, штыком, шашкой, топором (амортизация войлока!). Валенки гасили удар - в итоге ноги целы, ни царапин, ни кровоподтеков.

Медицина подтверждает огромнейшее благотворное влияние валенок на здоровье человека. Овечья шерсть способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и , таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. Также ее часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения, при аллергии, заболеваниях дыхательных путей. Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. А еще валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Улучшению циркуляции в крови способствует носка валенок на босые ноги.

Валенки – единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, которые не истребляют природу и животных. Шерсть срезается с мирно пасущих овец и перерабатывается, таким образом, производство валенок не нарушает естественную природу.

Не по назначению.

Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал.

Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, ее содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях. Помимо этого, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: "для писем и газет" и спокойно ждали себе почтальона.



Из истории войлока.

Нужно отметить, что конец прошлого века оказался достаточно плодотворным для текстильной промышленности. Именно в это время были разработанные принципиально новые материалы, послужившие основой для появления синтетических и искусственных волокон, давших в совокупности с натуральными волокнами новые технические ткани и расширившие ассортимент тканей для легкой промышленности. Значительные успехи были достигнуты и в производстве нетканых материалов – появился войлок технический, обладающий специфическими уникальными свойствами за счет использования синтетических волокон, а натуральный войлок перестал восприниматься, как валенки, шинельное сукно и т.п. благодаря открывшимся впечатляющим возможностям его использования.



История и технология изготовления войлока.

Самые ранние подтверждения использования войлока датируются 3 - 2.5 тыс. лет до нашей эры (район современной Турции) и связывают это с развитием овцеводства, являющегося основным источником получения шерсти, хотя для изготовления войлока в древности использовалась так же верблюжья и козья шерсть. Веховым этапом эволюции войлока принято считать развитие тонкорунного мериносового овцеводства в Испании средних веков, которое сделало волокна войлока тоньше, а получаемый материал – более эстетичным на внешний вид и мягким.

Занимались валянием шерсти и кочевники Монголии, Горного Алтая, получавшими превосходный теплый и прочный материал для своих юрт, обуви и одежды в результате чрезвычайно простых ручных операций. Овечью шерсть, часто с добавлением шерсти коз и верблюдов раскладывали ровным слоем и, сбив ее прутами и пропитав горячей водой или молочной сывороткой, «валяли» выполняя манипуляции, схожие с замешиванием теста. Разные народы собственно валяние шерсти проводили по-своему, но суть их была в одном – перемешать мелкие волокна шерсти, которые благодаря своему чешуйчатому строению входили в прочные связи друг с другом.

Современные технологии производства войлока используют видоизмененные технологии древних кочевников, заменив горячую воду резиновой смолой, полиэстером и т.д., а сам процесс «валяния» переложив на высокопроизводительные валочные машины. Кроме того, в традиционную овечью шерсть стали добавлять синтетические и искусственные волокна, а отдельные виды технического войлока изготавливают с превалированием или 100% использованием синтетического волокна.



Использование.

Сегодня на мировом рынке нетканых материалов представлен самый различный по составу, цвету и назначению войлок, копить который можно, как в виде модной одежды (итальянский модельер и художница Агостина Звиллинг), картин (художница Мэри-Клэр Бакл из Англии и ее последователи), скульптур, ваз (Андреа Грэхэм из Канады и ее соратники), ковров, настенных и напольных покрытий и т.п. Активно используют войлок при производстве матрасов для мягкой мебели, а так же в качестве основного материала при изготовлении нетипичной эксклюзивной мебели.

Войлок технический применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений. Машиностроение, судостроение используют различные виды войлока для изготовления сальников, работающих в условиях повышенного износа. В приборостроении востребованы войлочные прокладки и изоляторы для звукоизоляции, демпфирования динамических нагрузок и защиты от вредного влияния окружающей среды. Из грубошерстного и тонкошерстного технического войлока изготавливаются эффективные фильтры очистки топлива и воздуха, причем сегодня вряд ли можно найти двигатель, в котором бы не использовались войлочные прокладки.

Традиционно пользуются спросом шорные войлока (потниковый, подхомутный) и специфические «музыкальные» войлока, используемые в струнных и клавишных инструментах. Пока не нашел замены войлок пришлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви.

Несколько отдельно стоит рассматривать войлок технический, получаемый из чисто синтетических материалов (волокна оксидов алюминия, кремния, циркония, хрома и т.д.). Такой технический войлок стал уникальным по ряду теплофизических характеристик, что позволяет его применять в сталелитейном производстве в качестве огнеупорного теплоизолирующего материала. Не менее интересны специфические виды войлока, обладающие крайне высокой стойкостью к агрессивным средам (графитированный войлок, изготовленный на базе вискозных технических нитей).

Таким образом, время войлока, как превосходного тепло- и звукоизолирующего материала, обладающего рядом уникальных свойств, только наступило и стоит ожидать дальнейшего расширения возможностей использования, как натурального, так и технического войлока.

Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью.

При производстве валяных изделий шерсть разрыхляют на трепальных и щипальных машинах, замасливают и смешивают в смесовых машинах. Из "смески" на чесальных машинах получают вату, из которой наслоением приготовляют "основу" по форме готового изделия, но большего размера.

Основу уплотняют на свойлачивающих машинах с нагретыми вибрирующими плитами, пропитывают раствором серной кислоты и в валяльных машинах уваливают до нужных размеров и плотности. Войлок ведётся в несколько периодовойлок. После каждого периода изделие выравнивают на растягивающих машинах. Валенки и шляпы насаживают на формы, а войлок в свободном виде сушат в паровых сушилках. Процесс заканчивается отделочными операциями: шлифовкой и чисткой ворса, прессованием, обрезкой, аппретированием и др. В суконном производстве войлок является лишь отделочным процессом.

Традиционное валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом; обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой; свертывание шерсти в рулон; обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание рулона по земле либо путем буксировки двумя всадниками, либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки.



Технология изготовления фабричных валенок.

Самыми качественными считаются валенки, сделанные деревенскими кустарями — и этот промысел в среднерусских и сибирских сёлах сейчас тоже возрождается. Раньше валяльным производством занимались целые волости. Дело было прибыльное, хоть и вредное и трудоемкое. С течением времени из мелкого кустарного производства вырастали мануфактуры. На сегодняшний день в стране работает порядка 15-ти фабрик, на которых производятся валенки.

Для изготовления валенок используют только полугрубую шерсть, которую получают при осенней и весенней стрижке овец. Шерсть обычно закупают в Узбекистане, Туркменистане и овцеводческих хозяйствах Волгоградской области. После того как овцу постригли, шерсть отвозят на фабрику первичной обработки, где ее моют, стирают, сортируют по цвету (белая, серая, темная) и упаковывают в кипы по 200 кг. Требования к качеству сырья предъявляются довольно высокие. Влажность шерсти не должна превышать семнадцати процентов, содержание жира - не более одного процента, минеральных примесей - не более двух с половиной процентов. Лаборант внимательно проверяет эти показатели, и только после этого шерсть можно пропускать через специальное трепальное оборудование. Потом ее выдерживают сутки и лишь на следующий день направляют на чесальные машины, где специальными иголками шерсть долго расчесывается примерно так, как мы расчесываем волосы. В результате из спутанной шерстяной массы получается тоненькая паутинка.

Затем начинается ручной труд: мастерица на глаз определяет, сколько шерсти необходимо начесать для валенка того или иного размера. Далее полуфабрикат отправляется на две прессовальные плиты, нижняя из которых нагрета до 100 градусов. Плиты движутся поступательно одна относительно другой, сваливая шерсть в длинное мягкое полотно. Это полотно уже само по себе может представлять готовую продукцию: коврики из валяной шерсти охотно покупают, например, владельцы кошек и собак в качестве подстилки для своих домашних питомцев. Артистка Илона Броневицкая купила такую подстилку для своего любимого поросенка - натуральная шерсть все-таки.

А то полотно, которому предназначено быть валенком, движется по технологической цепочке в следующий цех. Здесь вручную, пальцами мастера, формуется "головка" валенка, затем ее снова уплотняют на плитах и растягивают на нужный размер - эта операция называется предварительной растяжкой. Тут наступает фаза контроля. Каждый валенок контролер просматривает и ощупывает вручную, убеждаясь, что изделие ровное по толщине и не имеет уплотнений. Потом еще мягкие и неуклюжие валенки поступают в цех валки. Первая валка: включается горячая вода, и валенки двадцать минут вращаются в круглых барабанах. Затем их вынимают, опять растягивают, и валка повторяется. Для каждого вида валки вода имеет определенную температуру; если технология нарушается, получается брак. На этом этапе некоторые "кустари" для сокращения срока изготовления изделия применяют при обработке серную кислоту, хотя, конечно, такой способ нельзя назвать экологически чистым. Настоящие профессионалы используют при валянии только воду и ничего больше. Впрочем, впереди технологических операций еще немало.

В вальный цех будущий валенок поступает несколько длинноватым, с высоким голенищем. А после валок заготовка становится очень жесткой. Поэтому ее надевают на металлическую насадку (колодку), погружают в бак и обдают паром. Теперь по внешнему виду это настоящий валенок, только мокрый. Сушится он при температуре 100 градусов в течение шести часов. Осталось почистить - обеспылить его ворс. Вот и готов наш валенок. Следует лишь определить его размер на специальных размерниках, а затем подобрать по размеру и подъему пару - это сделает подборщица на специальном столе, заваленном новенькими валенками. И последнее. Голенища подобранных валенок обрезают до нужной высоты и сшивают, чтобы больше не потерялись.

Пара готова. Она может поступить на склад, а может попасть и в цех отделки, где ее украсят мехом, тесьмой или вышивкой. Обычно так поступают с валенками маленьких, детских размеров. А еще валенок может отправиться в цех, где ему методом горячей вулканизации приварят резиновую подошву. Но все же наибольшим спросом покупателей пользуется обычный валенок, ведь в нем можно ходить и так, если на улице сухо и морозно, а можно и галоши надеть. На одну пару валенок большого размера уходит примерно два с половиной килограмма шерсти - вот почему валенки с легкостью выдерживают минусовую температуру даже на Крайнем Севере.

При выборе валенок важно помнить, что их покупают на размер больше: через некоторое время обувь дает усадку равномерно по ноге хозяина. Важно также вовремя просушивать валенки. Конечно, это не относится к домашним валенкам - их сразу нужно подбирать по ноге.



Технология изготовления валенок вручную.

Процесс производства валенок вручную не изменился за 200 лет их существования. На изготовление пары женских валенок вам потребуется около 1500 г шерсти. А на изготовление мужских – больше 2000 г, это зависит от размера.

Раньше шерсть били при помощи лучка – деревянной дуги, с натянутой на нее бычьей жилой. Струну приводили в движение, и она вибрировала, выхватывая из шерсти отдельные волоски. Они поднимались, образуя над струной облако чистой шерсти, которую оставалось только собрать в охапку. Потом пришла эпоха чесальных машин, которые работают на фабриках и посей день. А вот в домашних условиях для чесания шерсти можно использовать простые чесалки для собак.

Расстелите на стол постил – отрез хлопчатобумажной или льняной ткани. В несколько слоев чистой шерсти выложите на нем форму «распоротого по носу» валенка. Хорошо, если каждый новый слой шерсти вы будете сбрызгивать водой и уплотнять, придавливая руками. Готовую форму сбрызните еще раз водой, намотайте на обычную скалку и раскатывайте, словно тесто, в течение десяти-пятнадцати минут. Шерсть должна уплотниться за счет сцепления чешуек, (благодаря которым и возможно валяние войлока, этого нетканого чуда) и не рассыпаться на отдельные мелкие клочки и ворсинки.

По центру полотна положите матерчатую или бумажную выкройку будущего валенка, оставив снизу свободное место для будущей стопы. Слегка надорвите войлок внизу у пятки. Вертикально надрежьте войлочное полотно посередине снизу и приложите к надрезу матерчатую вырезку, имеющую форму «валенка в профиль». Загните края левой части войлочного полотна по вырезке, а затем края правой части по левой. У вас получится заготовка валенка. Теперь начните затирать швы руками. Не забывайте время от времени сбрызгивать шерсть водой. Швы срастутся примерно через 45-50 минут работы, благодарявсе тем же чешуйкамсомкнутся, ведь ворсинки имеют чешуйчатую структуру, поэтому прочно цепляются друг за друга.

Получившийся войлочный чулок все еще имеет рыхлую основу, его надо еще долго валять, или катать, или стирать - это кому как нравится. Сверните чулок в трубочку и на пять минут поместите в чан с горячей водой. Затем выньте, проденьте в него руку и трите его долго-долго со всех сторон о что-нибудь рельефное. К примеру, стиральную доску. Валяние длится не менее двух часов. Если процесс идет правильно, то войлок усядет чуть больше, чем вдвое.

Забейте в валенок колодку. Она состоит из четырех частей – носка, задника, передника и клина. Такую можно выстругать самому или заказать столяру. Положите валенок на батарею и сушите всю ночь. Затем хорошенько потрите его пемзой, чтобы его поверхность стала гладкой не была ворсистой. Выньте из него колодку. Валенок готов.

Технология изготовления валенок нашего местного пимоката

Бычкова Николая Николаевича.

На территории нашего сельского поселения , к большому сожалению, осталось лишь два пимоката. Один из них Легостаев Владимир Федорович проживает в Великопетровке, но по состоянию здоровья в этом году не катал валенки. Другой пимокат Бычков Николай Николаевич проживает в селе Ольховка. У него то мы и побывали в гостях , узнали и увидели весь процесс изготовления. Бычков Николай Николаевич родился в Верхнеуральске 1 декабря 1931 года. Пимокатством занимается с 1950 года, т.е. с 19 лет. Катать валенки его научил отец. В роду Бычковых валенки катали все: и прапрадед, и прадед, и дед. В год Николай Николаевич катает примерно 50-60 пар валенок. Его руками скатано около 3 тысяч валенок! Их носят не только в нашей округе, но и в других регионах нашей страны. Так, рассказывает наш герой, много валенок подарено в Сибирь, где живут родственники. Валенки, подаренные Николаем Николаевичем, носятся долго, ведь они сделаны и подарены с любовью и сохраняют тепло не только от шерсти, но и тепло от рук мастера. Об одном жалеет пимокат : рад бы передать свое мастерство, да никто не хочет, говорят трудно и времени нет. Это то и беспокоит мастера, ведь неужели на нем закончится династия Бычковых- пимокатов?

В Великопетровке в давние времена многие занимались пимокатством. Существовали долгое время целые династии пимакатов. Это Карповы, Балыкины, Шапошниковы. И опять же, опыт этих династий никому не передан.

Технология изготовления валенок « по – Бычкову».

Отобрать качественную шерсть.

- Расчесать шерсть до такого состояния, чтобы она была похожа на пух.

- Затем тщательно катать на суховалке.

- После этого нужно купоросить шерсть в серной кислоте.

- Шерсть должна пролежать в купоросе не менее 4 часов.

- Затем нужно вытащить из серной кислоты и обмакивать в кипяток для того, чтобы валенок садился. Обмакивать нужно по несколько раз, после охлаждения.

- Вручную раскатывать на верстаке, сначала просто руками, потом специальным валиком.

- Придание формы с помощью колодок и отбивание деревянной клюшкой.

- Насаживание валенок на колодки для сохранения приданной формы.

- Заключительный этап, не менее важный - сушка в русской печи, причем на затылочной стороне валенка(т.е полулежа на пятке)

- Носите на здоровье!



Валенки в русском фольклоре.

Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен. Любимая народом песня «Валенки» в исполнении не превзойденной широко известна даже за пределами России. «Прост как валенок», « Ваньку валяет», Не мытьем так катаньем» -навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надежны, как он, не подведут в трудную минуту! Говорят, что от валенок не только здоровье зависит, но и благополучие в доме. Если в новой квартире у вас убегает тесто, киснет молоко, пригорают котлеты - значит, вы забыли в старом жилье домового. Исправить это можно только одним способом. Взять пару валенок, вернуться с ними в старый дом, положить валенки голенищем к печи( можно даже к газовой ) и позвать домового: «Дедушка домовой, хозяйка с хозяином пошли в новый дом жить - пошли и ты с нами!»



Валенки и современность.

Традиции имеют свойство возвращаться. Ведь новое-это хорошо забытое старое. И хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт. Валенки снова входят в моду! Но уже не только как удобная и незаменимая обувь, но и как сырте для новых смелых и порой совершенно фантастических идей художников, дизайнеров и модельеров. Российские кутюрье соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка в произведение искусства. И миру являются валенки - птица, валенки –часы, валенки – цветущая клумба, валенки – шляпа и валенки – рюкзак. Самыми популярными в последнем сезоне оказались валенки белого цвета. Но спрашивают обувку и других цветов: черные, серые, молочные, желтые, коричневые. А по желанию заказчика их могут покрасить практически в любой цвет – от нежно - фиалкового и ярко - бордового до леопардового. И ведущие модельеры совершенно серьезно утверждают: «21 век – век ВАЛЕНКА!»! Да что там Россия ! Валенки выходят на мировые подиумы! И иностранцы с восторгом взирают на невиданное доселе русское чудо На Гатчине, где находится одно из крупнейших предприятий страны по производству валенок, было замечено, что в самом конце 20 века просвещенная Европа вдруг заинтересовалась нашими валенками. Да не просто заинтересовалась - европейцы, чьи умы в последние годы обеспокоены собственным здоровьем, воспылали любовью к нашей экологически чистой обуви. Иноземцы поражаются, когда выясняют, что валенки – это особым образом обработанная шерсть. А узнав, что на эту обувь для защиты от сырости надевают еще и вторую пару- галоши, вовсе заходятся от восторга. В год за границу уходит несколько тысяч пар русской обуви.



Заключение.

Технология – технологий, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви. Может, потому так хорошо и уютно носить их, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру, из поколения в поколение. И у нас, к счастью, еще есть время подумать о том, как сохранить эту часть русской культуры.



Источники.

1 . Работа с информантами. Бычков Николай Николаевич, 1931 г.р. Легостаев Владимир Федорович, 1936 г.р.

2. Архивы Школьного краеведческого музея.

3. Интернет ресурсы.htth:ddriver.сom\?d=05А1ЕД4С1

4. Литературное краеведение, 2006г Издательство «Абрис»

5. Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала. Магнитогорск, 2003



6. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка.

7. Собрание пословиц и поговорок русского народа.-М, КРОН-ПРЕСС, 1996г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница