«История Отечественной войны 1812 года в песнях и преданиях»




Скачать 216.99 Kb.
Дата01.07.2016
Размер216.99 Kb.
Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Отдела образования администрации муниципального района Стерлитамакский район»

«История Отечественной войны 1812 года

в песнях и преданиях»

(научно - исследовательская работа)

Выполнил: Вахитов Ильсур ученик 8 класса

МОБУ СОШ с.Тюрюшля

Научный руководитель: учитель башкирского языка

Низамова Зифа Муллахметовна

2012 год
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 - 5

I. УЧАСТИЕ БАШКИР В ВОЙНЕ 1812 г…...………………………6 - 10

1.1.Подготовка башкир к войне …………………………………..6- 10

II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА…………………….…11 - 16

2.1. Мои земляки в войне 1812 года…………………………..…11 - 13

2.2. Касим Мурдашев (Кахым-туря) – мой любимый герой…...13 - 16

III. ПЕСНИ ГЕРОИЧСКИХ ЛЕТ…………………………..……….17 - 24

3.1. Цикл исторических песен о войне 1812г. ……………....….17 - 21

3.2. Исторические песни 1812 года, бытующие и поныне в наших краях…………………………………………………………….……………21 - 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. …………………………………………..26-27

ВВЕДЕНИЕ


Несмотря на большое количество работ об Отечественной войне 1812 года вряд ли можно заявить со всей определенностью, что ее история изучена достаточно полно. Не до конца еще исследован вклад народов России, в том числе и Башкортостана, в победу над наполеоновской Францией. Изучение героических подвигов наших дедов и прадедов в войне 1812г., изучение истории народа, изучение песен и преданий связанных с этой войной очень важная и нужная работа. Не зная историю своего народа трудно представит себе его будущее. Поэтому в год празднования 200-летия этой войны тема исследовательской работы будет актуальной.

Объект: история Отечественной войны 1812 года.

Как предмет исследовательской работы рассматриваются башкирское народное творчество героических лет.

Цель: выяснить, как формировалось башкирское народное творчество в Отечественной войне 1812 года. Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

1.изучить литературу по данной теме и знакомство с архивными документами, посещение музеев.

2. нахождение земляков – участников войны 1812г.

3. изучение исторических песен 1812 г., бытующих и поныне в наших краях.

Гипотеза: песни и предания 1812 года отражают ход, движение и отвагу башкирского народа в Отечественной войне.

В тот или иной период истории народов происходили события, оставлявшие большой след в их общественном сознании. На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая так заметно отразилась на жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.

С большим интересом прочитаны книги, заметки в газетах и журналах об истории башкирского народа. Увлеченно читали башкирские эпосы, легенды и предания. С волнением слушали старинные народные песни.

В Башкирском краеведческом музее хранятся дорогие реликвии: оружие, медали, жетоны времен Отечественной войны 1812 года, подлинное знамя башкирского полка 1813 года, фотокопии со старинных гравюр, свидетельствующие о пребывании башкирских войск в Гамбурге, Дрездене, Париже.

Также наше время требует, того, что каждый человек, для того чтобы быть востребованным обществом должен быть всесторонне развитой личностью. Для этого нужно хорошо знать историю, культуру своего народа, его политику. В своей работе попытались совместить науку и искусство, и мы попытаемся вам рассказать об истории Отечественной войны 1812 года через башкирские народные песни.

Для работы мы обратились ко многим источникам краеведческого характера, помогли нам труды ученых историков А.З. Асфандиярова, С.Г. Асфатуллина, Кузбекова Ф.Т., С.А. Галина. Посетили краеведческий музей в г.Стерлитамаке и школьный музей в с.Аючево. Нам очень хотелось бы побеседовать хотя бы с одним из участников Отечественной войны 1812 года, но по понятным причинам это невозможно. Когда мы изучали историю создания песен о войне, ее герои вставали перед нами как живые.

Создание своего вклада в разгром сильного врага возбуждало чувство гордости у башкирского народа, и оно нашло яркое выражение в его творчестве. Создавались песни, баиты, легенды и предания, которые проникнуты бодрыми, жизнеутверждающими мотивами, чувствами ненависти к врагу и гордости за выполнение своего долга перед Родиной, идеями дружбы и братств между народами.


I. УЧАСТИЕ БАШКИР В ВОЙНЕ 1812 ГОДА

1.1. Подготовка башкир к войне


Многие исследователи характера башкир наделяют этот народ воинственностью. С этим согласиться трудно. Тяга к воинскому мундиру и оружию у башкира ничуть не больше, чем у его соседа по огню – русского, татарина или чуваша. Люди поднимают саблю только тогда, когда появляется необходимость защищать своих детей, очаг родной, могилы предков.

Но жизнь, помимо нашей воли, часто оборачивается иной стороной. Полистать историю, как большинство ее страниц написаны кровью и страданиями, праведными и неправедными войнами.

Участие башкир в войнах и походах России началось с добровольного их подданства "белому падишаху". Их полки выступали против польских и шведских интервентов в XVII веке. Новая страница их боевой истории началась с Петра I. В 1696 г. башкиры вместе с донскими казаками участвовали в осаде крепости Азов, сражались против турков. Затем участвовали во всех боевых походах, охраняли российские границы от набегов кочевников, служили в Санкт-Петербурге в составе дворцовой охраны. В конце XVIII века указом от 10 апреля 1798г. были созданы Башрикское казачье войско и кантонная система управления

После вхождения башкирских земель в состав России царское правительство принимало энергичные меры для укрепления здесь административной власти, переселения на башкирские земли других народов, развития хозяйства, ужесточала и разные повинности башкир. Башкиры несли сторожевую службу в Уфимском уезде и за его пределами, сопровождали царских дипломатов к сибирским татарам, калмыкам, казахам, каракалпакам и другим народам. Башкирские конные отряды принимали участие в Крымском и Азовском походах конца XVII, в Шведском походе в начале XVIII, в Польском походе середины XVIII века и других кампаниях.

В начале XVIII века уфимский наместник генерал-поручик Игельстром приступил к переводу башкир и мишарей в военное сословие. Башкиры, неся военную службу, тем не менее оставались в ведении гражданской администрации. При переводе башкир в военное сословие были учтены особенности их жизни и быта, многолетний опыт военно-сторожевой службы и участия в военных действиях Русской армии. Царская администрация отмечала большую склонность башкир «к воинским упражнениям», их «сметливость, привычку к степной местности, неутомимость в степных походах», «выносливость и крепость их лошадей».

Военная служба башкир и мишарей была выгодна правительству и в финансовом отношении, ибо они несли службу за свой счет. В рапорте главнокомандующему Матвей Платов отмечал мужество и храбрость башкирской конницы и особо выделил искусство поручика Бурангулова Куватова, сотников Карагузи Казаргулова, Айсыуака Узянбаева и прапорщика Кагармана Бурангулова.

К началу Отечественной войны на западной границе, наряду с другими формированиями, находились 1-й и 2-й башкирские полки. С началом военных действий многие жители Башкортостана добровольно просились в ряды действующей армии. Так, братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы просили губернатора «по ревностному… желания к службе» включить их «для оказания Отечеству услуги» в состав башкирского полка, сформированного в 9-м кантоне. Юртовой старшина 10-го кантона Абуталиб Абдрахманов с сыном Сагитом выразили желание служить в армии «без всякой от войска подмоги».

Отмечая патриотический подъем среди населения, участник войны 1812 года писатель Сергей Глинка писал, что «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяре, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки».

В первые недели войны по инициативе башкир были сформированы 3-й, 4-й и 5-й полки. 8 августа последовал именной указ о формировании от 10 до 30 пятисотенных полков из башкир и мишарей, а также Оренбургского атаманского тысячного полка. Каждый башкирский кантон в зависимости от численности населения выставлял от одного до двух полков, которые по мере формирования отправлялись на запад. Полк состоял из 500 рядовых и 30 человек командного состава. Командирами полков назначались башкиры и офицеры русских казачьих войск. За короткий срок, с августа по октябрь, кроме ранее сформированных пяти полков, башкирские кантоны отправили на фронт 15 полков. В 1812-1813 годах было сформировано еще 8 полков. В общей сложности башкирские кантоны направили в действующую армию 28 полков.

В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка до сих пор хранится в Национальном музее Башкортостана. После опубликования манифеста о созыве ополчения в полки поступило до 400 татарских князей, мурз и дворян. Населения края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч рублей. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей. В командный состав башкирского казачьего полка входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1 мулла, 1-2 писаря и 10 пятидесятников.

II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

2.1.Мои земляки в войне 1812 года


В 1812-1813 годах правительством России по инициативе башкир было сформировано 28 полков. 2-й Башкирский полк под командованием майора Курбатова в составе авангарда 3-ей Западной армии под командованием Ламберта 16 июля участвовал в сражении под городом Кобрином, в ходе которого было убито 2 тысячи, взято в плен 2382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала из корпуса Ренье. За храбрость и отвагу Аюп Акчулпанов из Белебеевского уезда, полковой старшина Аралбай Акчулпанов из Стерлитамакского уезда были награждены орденом Святой Анны.

Жители нашего района тоже участвовали в Отечественной войне 1812 года. В 1836-1839 годах в деревнях было учтено свыше двух десятков – участников войны, награжденных серебряными медалями «В память войны 1812 года» и «За взятие Парижа 19 марта 1814 года»:

Аралбай Кучербаевич Акчулпанов - д.Кучербаево (орден Св.Анны 3-й ст.),

Абдулкарим Саитов - д.Юрактау,

Кутлузаман Галикеев - д.Юрактау,

Айса Ильясов - д.Максютово,

Давлеткильды Юмагузин - д.Аллагуватово,

Шагимурат Уракаев - д.Аллагуватово,

Гумер Юлдашев - д.Аллагуватово,

Рясуль Файзуллин - д.Аллагуватово,

Алсынбай Каскинов - д.Аллагуватово,

Мухаметзян Кулбаев - д.Кунакбаево,

Мухаметрахим Кунакбаев - д.Кунакбаево,

Исхак Умутбаев, Именбай Минлибаев,

Рахматулла Абубакиров - д.Ашкадар,

Алтынгузя Магадаев - д.Ашкадар

Нигматулла Халитов - д.Ашкадар

Арынбай Кучкаров - д.Ашкадар

Рахматулла Тимеркаев - д.Ашкадар

Абдуллатиф Абдулнасыров - д. Аючево,

Балгазы Бикчурин - д. Аючево

Кинзягул Кутлугильдин - д. Аючево

Гали Усманов - д. Аючево

Биктимер Аллагужин - д. Кучербаево,

Абдулвагап Килембетов - д. Кучербаево

Аллакулуй Ниязов - д.Бегеняш,

Сурагул Бурангулов - д.Талачево [6,120]

В войне они участвовали в составе 12 башкирского полка. 12-й полк, как известно, был сформирован в 1812 году. С ноября 1812 года, находясь в театре военных действий, прикрывал Украину, в 1813 году участвовал в осаде Дрездена, в освобождении ряда других немецких городов. В марте 1814 года наряду с другими башкирскими полками вступил в Париж.

Больше всего нашели материалы об участниках Отечественной войны 1812 года из деревни Кунакбаево, Кучербаево, Аючево, Аллагуват, Ашкадар, Юрактау. Они участвовали в войне 1812-1814 гг. тоже в составе 12-го башкирского полка.

Все участники Отечественной войны 1812 года прожили долгую жизнь, и к 1850 году были еще некоторые из них живы. Наверняка, в войне 1812-1814 года участвовали и другие жители деревни. Однако имена их нам неизвестны, так как они не дожили до 1836-1839 годов, когда проводился учет.

2.2.Касим Мурдашев (Кахым-туря) – мой любимый герой

Изучая историю Отечественной войны 1812 года, мы нашли материал о герое этой войны, Стерлитамакского района деревни Аючево полковнике Касиме Мурдашеве, которого в народе называют с почтением Кахым-туря. К этой исторической личности проникаешься с большим уважением и любовью к этому славному сыну башкирского народа. В Аючево проживают башкиры, которые свято чтят память своего односельчанина, легенды о нем передают из уст в уста. Довелось и нам услышать эти легенды.

На сегодняшний день у жителей села Аючево и близлежащих деревень Мурдаш и Максют нет сомнения, что Кахым-туря – уроженец этих мест. Местом, где обучал своих солдат военному искусству Кахым, является возвышенность – «сырт» - между этими тремя населенными пунктами. Есть легенда о том, что земляки-однополчане после смерти Кахыма-туря уберегли коня героя и привели его домой, в Аючево. Конь после смерти был похоронен с почестями на месте военных учений Кахыма.

По документальным сведениям, Кахым Мурдашев родился в деревне Аючево Стерлитамакского уезда Оренбургской губерни. Материалы переписи 1816 года свидетельствуют, что Кахыму Мурдашеву по последней ревизии, то есть по переписи 1811 года, было 33 года. Следовательно, он родился в 1778 году. Так же указывается, что он «умер в 1813 году».

Он командовал одним из башкирских полков в войне с Наполеоном. Был награжден серебряными медалями «За взятие Парижа» и «В память войны».

Кахым-туря – герой, в седле сидит

И у взятых в плен допрос ведет.

Француз-майор пред ним стоит,

И дрожь его от страха бьет.

Говорят, возвращается Кахым-туря

Истинным кантоном в край родной.

Кахым-туря, сколько тебе лет?

У тебя на голове меховая шапка.

Услышав о смерти Кахым-тури,

Плачут, рыдая, деревенские старики.[1,212]

Можно предположить, что Кахым Мурдашев был полковником. В песне поется о: «латунной сабле с серебряной рукояткой на поясе полковника Кахыма».

Кахым-туря не вернулся с поля брани. Судя по году его смерти, погиб он в период заграничного похода русской армии в 1813 году. Видимо, дату смерти сообщили односельчане, вернувшиеся после войны домой. Существует также версия о том, что Кахыма отравили люди, которые завидовали его воинской славе. Погибает он по дороге домой во Владимирской области.

А что же известно о семье прославленного земляка? Когда-то деревни Мурдаш и Аючево были одной деревней. В Аючево жил старик по имени Муратай. У него было двое сыновей – Тувай и Хатлык. Сын Тувая – Мурдаш, сын Мурдаша – Кахым. Отец Кахыма, Мурдаш Туйсин, объединив в 1814 году 10 семей, закладывает новую деревню, которая в честь основателя получила название Мурдашево. У Кахыма остался шестилетний сын Хабибулла. В документах о его матери, то есть о жене Кахыма, ничего не сказано. Это дает возможность предполагать, что после гибели мужа жена Кахыма повторно вышла замуж и уехала из деревни.

В последующих ревизиях также можно найти сведения о сыне Кахыма. В 1834 году в деревне проживал двадцатичетырехлетний Хабибулла Касымов. Он жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Выходит, что, оказавшись круглым сиротой, Хабибулла вынужден был жениться в тринадцать лет. Сведения о сорокалетнем Хабибулле зафиксированы и в документах 1856 года. Его сын Юндузак, женившись, продолжал жить с отцом. От второй жены Гаухар у Хабибуллы родились две дочери. У Юндузака родились два сына – Валиулла и Галиулла. У Валиуллы не было сыновей, а у Галиуллы было трое сыновей: Габидулла, Гайнулла и Хуснулла. На сегодняшний день в деревне проживают дети Хуснуллы, которые являются продолжателями рода Кахыма Мурдашева. Сыновья Хуснуллы Марат и Айрат, сыновья Айрата – Арыслан и Айнур. Арыслан рода Касимовых - ученик МОБУ СОШ с.Аючево, самому младшему рода Касимовых 5 лет. В 2007 году в селе Аючево открылась стелла, посвященная легендарному полководцу башкирского народа Кахым - туря.

Жители села Аючево, гордятся тем, что когда-то у них родился герой, который вошел в историю башкирского народа. Народ обессмертил его имя легендами о его жизни, песней «Кахым-туря».

Учителю Даутовой А.М. довелось встретиться и взять интервью с одного из продолжителей рода Касимовых – Гайнуллы Галиулловича. Дедушка Гайнулла рассказывал следующее: «У моего отца было трое сыновей – Габидулла , я и младший Хуснулла. Отец наш был старательным, работящим мужиком. Народ его уважал. У нас было крепкое хозяйство. Не далеко от нас жил наш дед Юндузак. Он был стареньким, мы бегали к нему помогать по хозяйству. В моей памяти осталось его рассказ о своем дедушке Кахыме. Он сам долгие годы жил вместе с отцом, Хабибуллой. А Хайбулла был сыном Кахыма. Дедушка Юндузак нам рассказывал, что его дед до Парижа дошел, воевал с французами. К дедушке нашему частенько заходил его сосед – дедушка Файзрахман. Любили старики рассказывать нам сказки, легенды и дедушка Файзрахман пел песни старинные. Он свой длинный рассказ всегда заканчивал песнями. Среди песен была и песня о Кахым – туре. В то время по детски мы всему этому не предавали какого-то значения. А ведь старики нам рассказывали о великом полководце». Гайнулла Касимов прошел всю войну. После войны он долгие годы работал учителем в с.Аючево, а его младший брат Хуснулла многие годы работал животноводом в колхозе.

Из воспоминаний ветерана мы еще раз убеждаемся в том, что хотя нет самого Кахым – туре среди нас, хотя прошло 2 века, утекло много воды, его имя живет в народе. Хотя он сам навечно остался в чужбине, его слава и храбрость вернулись в родные края. Его род продолжается.

III. ПЕСНИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЛЕТ

3.1.Цикл исторических песен о войне 1812 г.


В тот или иной период истории народов происходили важные события, оставлявшие большой след в их общественном сознании. На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах. Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года имеют большое познавательное и музыкально – поэтическое значение.

Тот патриотический подъем, с каким башкирский народ готовился к походу, очень хорошо отражен в легенде песни «Икенсе эрме» («Вторая армия»). В ней говорится: «Повсюду: в лесу вытачивая стрелы, выплавляя наконечники в кузницах, разделывая скотину и коптя мясо, кипятя эркет для курута, выделывая кожу, отбивая масло, денно и нощно выдаивая кобыл и заполняя чаны и бурдюки жгучим кумысом, заготовляя продовольствие, боевых скакунов и бранную одежду, готовился народ к походу. Женщины и старухи, седобородые аксакалы, девушки и джигиты и даже дети, ползавшие на четвереньках – все провожали на бой своих батыров».

Старые женщины:

Уходить вам в армию, родные.

До свидания, дети дорогие.

Пусть быстрей проходит службы срок,

Возвращайтесь все домой живые.

Девушки:


Вы нас покидаете, родные,

За Урал седой идете в бой.

Ой, дорогой,

Покидаешь ты меня, родной.

Ой, дорогой,

Не забудь, родимый, образ мой.[2, 111]

Народ обеспечивал своих воинов конями и национальными военными доспехами. Имеются такие зарисовки о внешнем виде башкирских воинов: «Мчатся на своих степных конях, известных своею крепостью и быстротою, башкирцы в красных суконных кафтанах, обшитых позументами, в высоких остроконечных шапках, вооруженными пиками, луками и колчанами со стрелами; в числе их резко обозначаются витязи (батыры), покрытые сверх кафтанов кольчугами в железных шлемах». [8,113]

Таким образом, в дни, когда решалась судьба Российского государства, и башкирский народ совместно с другими народами решительно поднял на врага свое нехитрое, но грозное оружие. На поле брани башкирские конники проявили чудеса героизма и отваги. Это должны были признать и французские офицеры и генералы.

Где совместная борьба – там и победа, говорили раньше. Так было и в 1812 году. Победив грозного врага, Россия навеки овеяла себя славой. В числе победителей были и башкирские конники, напоившие своих неутомимых коней водою Сены в самом Париже.

Такой богатой поэзией в башкирском фольклоре, безусловно, является цикл исторических песен одного времени, имеющие общую для всех конкретно-историческую основу. В нем общим для всех песен также является их проблематика, порою и герои. Каждая песня сама по себе закончена, самостоятельна. С другой стороны, все они теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга и являются частями единого сюжетного целого.

Основная функция цикла, как новой художественной формы в развитии башкирских исторических песен, заключается в том, что он отражает события в процессе их развития. Ни одна из тематических групп песен не выполняет эти функции. Даже отдельная песня из самого цикла, скажем «Эскадрон», если рассматривать ее в отрыве от других песен цикла, далека от выполнения этих функций: она повествует лишь об одном моменте события.

Погляди – как, друг мой, погляди-ка:

Над горой Урала синева.

Гляди на Урал, споем - ка песню,

Пусть печаль уймут ее слова.
Я их писал на скалах горных

Чтобы след остался в их судьбе.

Если не вернусь я с поля битвы,

То напомню песней о себе.


Соловей ты мой, певец Урала,

Слушать я тебя всегда хочу.

Меч булатный вытащу из ножен,

Об Уральский камень наточу.[1,191]

Особенности цикла мы видим и в песнях, вышедших в 20-е годы прошлого века в журналах «Вестник Европы» и «Отечественные записки в вольном переводе П. Кудряшева». Хорошо зная башкирский и татарский языки П.М. Кудряшев впервые перевел песни об Отечественной войне 1812 года.

В песне «Прощание башкирца с милой» мы видим, как батыр снаряжается в трудный путь. Он седлает коня, надевает шлем с кольчугой, прицепляет саблю острую, берет копье булатное и, простившись с милой, отправляется в страну далекую. Прощаясь, он говорит:

Не крушись, моя красавица,

Что с тобой я разлучаюсь!

Разлучает служба царская,

Разлучает должность батыра…

На войну иду кровавую –

За царя, за царство Русское,

За родных и за приятелей,

За тебя и за любовь твою.

«Песнь башкирца перед сражением» переносит нас на поле брани. Все башкиры в ожидании. У них сабли уже наточены, луки натянуты, пики приготовлены, ружья заряжены, кони оседланы, батыры ждут наступления утра. Они полны решимости.

Ты проснись, заря румяная,

Ты проснись скорее, солнышко,

Ты проснись скорее, светлый день:

Покажите нам толпы врагов!

Ни один из наших богатырей

Не помыслит пережить того,

Чтобы полчища французские

Полонили царство Русское.

«Песнь башкирца» после сражения дальше развивает повествование. Прошел день в сражении, раздавались крики, стоны, пушки изрыгали громы, а сабли сверкали молнией:

Мы в поле бранном отличились,

Усердьем к родине горя,

Для славы в прошлый день трудились:

За честь, за веру, за царя.

Все грудью постоять умели,

Разя злодеев, не робели…

Друзья, гордитесь: целый мир

Узнает, сколь могуч башкир! [1,215 - 216]

Как видно, эти песни повествуют о событии в его последовательном движении и развитии.

3.2. Исторические песни 1812 года, бытующие и поныне в наших краях.

Многие песни отражают проводы башкир на войну. Начало пути воинов лежит в башкирских яйляу. «Бросая яйляу и забрав оружие», уходят они на великое сражение. В это время среди провожающих нет-нет, да и сверкнет непрошеная слеза. Но башкиры не привыкли видеть слезы в такие моменты:

Не плачьте о том, что мы уезжаем,

Ведь слезы – признак моей неудачи.

На перевале Уральских гор, провожая батыров, без умолка щелкают соловьи. Какое же сердце останется спокойным в эти волнующие и лирические минуты? И тогда в думе джигитов, оставивших родной порог и вышедших в неизведанно далекий путь, рождается песня:

Я песни пишу на скалах Урала,

Чтобы остались они, как память.

И если не вернусь я в родной дом,

Пусть вспомнят меня Уральские камни.[3, 115]

Песен, непосредственно изображающих башкирских коников на поле брани или в боевых операциях, немного но не вызывает сомнения то, что в свое время таких песен было немало, о чем говорят публикации П. Кудряшева. В современном песенном репертуаре образцом такой песни является песня «Ахмет- Баик».

Одним из наиболее известных сэсэнов II половины XVIII - начала XIX веков был Баик-Айдар сэсэн. Он родился в 1710 году в деревне Махмутово Мурзаларской волости Златоустовского уезда, смолоду покинул отчий дом, странствовал, участвовал в башкирских восстаниях, предшествовавших Крестьянской войне 1773-1775 годов, был одним из вдохновителей и участников Крестьянской войны Е.И. Пугачева. Умер сэсэн в 1814 году. Сэсэн сочинил песни «Баик», «Ахмет-Баик», «Песня Баик сэсэна». Когда башкирские воины возвращались в родной край с победой над французами, стодвухлетний сэсэн встретил их и своего сына Ахмета, исполняя на курае мелодии своих песен. Эти песни дружно были подхвачены башкирским народом. В песне «Баик» есть такие строки:

Ох, французов – миллион,

Царь у них – Наполеон,

Подошел уже к столице,

На ее пороге он.

Ухмыляется в лицо,

Ногу поднял на крыльцо.

Азаматы, словно львы:

Быть врагу без головы! [1,208]

В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня «Любизар» записанная еще в середине XIX века. Она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны:

Уходили на войну,

Покидали мать, жену.

А как с битвы возвратились

Слава нам на всю страну.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис.

О возникновении этой песни предание гласит так: один из башкирских военачальников был вызван к Кутузову. Докладывал он о боевых действиях башкир. Когда командир вернулся к своим, джигиты спрашивали: «Что сказал Кутузов о башкирах?» Командир передал, что Кутузов похвалил башкир и сказал: «Любезные вы мои, башкирцы, хорошо деретесь, молодцы!». Воинам особо понравились слова: «Любезные, молодцы», и они повторяются в песне. Произведение пронизало гордостью за ратные подвиги:

Были мы и в Москве,

Видели мы и Париж.

Победив французов,

Мы ходили по их стране.

Любезники, любизар,

Молодец, молодец! [1,209]

Военные походы башкир вместе с русской армией сближали два народа, расширяли знания и кругозор. В памяти народа о боевом содружестве русских и башкир осталась песня «Кутузов». Небольшая по объему, эта песня – марш, используя традиционные средства образности, прославляет великого полководца. В песне просматривается деталь, достойная особого внимания: в ней Кутузов и Россия выступают как неразделимые понятия. В песне обобщаются в лице Кутузова мощь и сила России, ее непобедимость, а также подчеркивается, что прославленных батыров рождает только русская земля:

Страна Россия – хай как широка,

Самая необъятная земля в мире.

И мужи ее – одни батыры,

Громят врагов на полях брани.[1,215]

Таким образом, песни об Отечественной войне 1812 года занимают особое место в историко-песенной поэзии башкир.

Исторические песни об Отечественной войне 1812 года бытуют и по ныне в наших краях. Они башкирским народом не забыты. По телевизору и по радио часто звучат эти песни в исполнении наших знаменитых певцов. Красочно исполняет песню «Любизар » эстрадная группа «Караван сарай». Очень ярко звучит «Кахым-туря» в исполнении Алима Каюпова, «Баик» в исполнении Азамата Тимерова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение героических подвигов наших дедов и прадедов в войне 1812г., изучение истории народа, изучение песен и преданий связанных с этой войной очень важная и нужная работа. Не зная историю своего народа трудно представит себе его будущее. В своей исследовательской работе рассмотрел историю Отечественной войны 1812 года и песни связанные с этой войной.

Возможно, что имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не дошли до наших дней. Но в башкирских исторических песнях, как мы видели, создан их героический и обобщенный образ, в котором отражены лучшие черты характера башкирского народа. Также наше время требует, того, что каждый человек, для того чтобы быть востребованным обществом должен быть всесторонне развитой личностью. Для этого нужно хорошо знать историю, культуру своего народа, его политику. В своей работе я попытался совместить науку и искусство, и я попытаюсь вам рассказать об истории Отечественной войны 1812 года через башкирские народные песни.

Так исторические песни, легенды, баиты, предания и другие жанры народного творчества достаточно ярко донесли до нас душевный подъем, отвагу, храбрость башкир, как и другие народы России, восставших за честь и свободу общей Родины. В этих произведениях отразилась славная история башкирского народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Асфандияров А.З. «Любезные вы мои». Уфа: Башкирское книжное издательство, 1992г.-240с.

2.Асфандияров А.З. "Кантонное управление в Башкирии (1798-1865гг.). Уфа: Китап, 2005г. - 255с.

3. Асфандияров А.З. «Есть история у дедов…». Уфа, Китап, 2004г. – 224с.

4. Асфатуллин С.Г. " Северные амуры в Отечественной войне 1812 года". Уфа: полиграфкомбинат, 2000г. - 160с.

5.Асфатуллин С.Г. "Братсво по оружию. 1812год". Уфа: Китап, 2007г.-246с.

6.Асфатуллин С.Г. "История сел и деревень Башкортостана". Уфа: Китап, 1997г.- 168с.

7. Галин С.А. Культура Башкортостана. Уфа: Китап, 2003г.- 244с.

8. Галин С.А. Башкирский фольклор. Учебное пособие. БИРО. – Уфа, 2002г. – 236с.

9. Галин С.А. Башкирский фольклор. Устное творчество башкирского народа.- Уфа, Китап, 2004. – 392с.

10. Кузбеков Ф. Г. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997г.- 95с.

11.Кутлугаллямов М. Мир вам. Мир с вами. Республика Башкортостан. 11.11.2007г.

12. Надыршина Ф.А. Башкирские народные легенды и предания. Уфа: Китап, 2001г.- 157с.

13. Российская академия наук. Кузеев Р.Г. "Башкирские родословные". Уфа: Китап, 2002г.

14. Журнал «Аманат» №12, 2006г.- 34с.

15. Журнал «Ватандаш» № 4, 2007г. – 208с.

16. Журнал «Ватандаш» № 10, 2010г. – 208с.



17. Журнал «Ватандаш» № 11, 2010г. – 208с.

18. Журнал «Ватандаш» № 12, 2010г. – 208с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница