История кузнецкого драматического театра




страница1/6
Дата20.03.2016
Размер1.44 Mb.
  1   2   3   4   5   6


A.M. УВАРОВ

ИСТОРИЯ КУЗНЕЦКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА


Предисловие
В своем труде «История Кузнецкого драматического театра» я не ставлю своей задачей подробно изложить всю историю театра со дня его открытия до настоящего времени. Мне больше хочется рассказать о заре театрального дела в г.Кузнецке и затем осветить отдельные моменты из существования и деятельности Кузнецкого театра, сведения о которых удалось собрать из некоторых документальных данных, а также от старожилов г.Кузнецка, от лиц, причастных к постройке и деятельности летнего и зимнего театра, и от некоторых артистов, игравших в те или другие годы на его сцене, /Никаких архивных данных о театре не сохранилось/.

Всем лицам, сделавшим устные или письменные сообщения о театре, а равно лицам, давшим и приславшим те или другие документы, относящееся к театру, в частности - афиши, программы, фотоснимки, фотопортреты, воспоминания и т.д., приношу глубокую благодарность.

Все собранные мною документы переданы в Кузнецкий краеведческий музей, причем некоторые из них явились экспонатами созданной театром выставки под заголовком «60-летие кузнецкого театра».

А. Уваров

СОДЕРЖАНИЕ

Истopия Кузнецкого драматического театра



  1. Летний театр в период с 27 июля 1898 года /дня его открытия/ до 1911 года

  2. Зимний театр – постоянный, профессиональный

    1. в период с 16 декабря ст.ст. 1911 года /дня его открытия/ до Октябрьской Социалистической революции;

    2. в период с Октябрьской Социалистической революции до Отечественной войны 1941-45 гг.;

    3. в/ в период во время Отечественной войны и в последующие годы.

27 июля 1898 года в городе Кузнецке начал свою деятельность общедоступный народный театр, что было большим событием в культурной жизни г. Кузнецка. Это был летний театр.

При театре организовался драматический кружок и кружок любителей драматического искусства, сыгравшие большую роль и в работе летнего народного театра в годы его существования, и в постройке потом, вместо летнего театра, зимнего театра. Это не значит, что г.Кузнецк был совершенно лишен драматического искусства. Были любители, сцены и до постройки летнего народного театра, но oни являлись членами существовавшего в Кузнецке дворянского клуба, название которого само говорит за себя. На сцене этого клуба изредка любители сцены ставил4 пьесы, при этом больше с какою-либо благотворительной целью, что можно видеть по некоторым сохранившимся афишам. Но цена билетов на эти спектакли по тому времен) была очень высокая, а потому доступна только хорошо обеспеченным лицам, причем допускались в клуб посетители с большим «разбором» и преимущественно по рекомендациям членов дворянского клуба. Построенный же в 1896 году народный театр явился в полном смысле общедоступным, так как цены билетов на его спектакле вполне были доступны каждому горожанину.

Народный театр, а вместе при нем драматический кружок обязаны своим появлением на свет Кузнецкой общественной бесплатной библиотеке. В 1897 году была открыта в г. Кузнецке бесплатная общественная библиотека на пожертвования книгами, деньгами, книжными шкафами некоторых жителей г. Кузнецка.

После открытия, с разрешения Губернского Саратовского правления, общественной библиотеки при ней образовался библиотечный совет.

Содержалась библиотека на средства от сборов денег по подписным листам среди жителей г. Кузнецка и от взносов членов библиотечного совета.

На одном многолюдном собрании членов библиотечного совета у одного из членов совета Н.А. Красных , любителя драматического искусства, работавшего в то время агентом Страхового общества, зародилась мысль о постройке народного театра. Свою мысль он и высказал перед присутствующими на этом собрании членами библиотечного совета. Эту мысль поддержали все члены и, не выходя с собрания, пустили подписные листы по сбору средств на постройку театра. И тут же все присутствовавшие на собрании подписали около 1500 рублей. Кроме того, лесопромышленник Н.И. Патрикеев пожертвовал один вагон леса. Создалась инициативная группа-кружок по постройке театра, в которую вошли служащие разных ведомств - акцизные чиновники, почтово-телеграфные чиновники, чиновники земства, судебного ведомства и другие деятели г. Кузнецка. Из них можно особенно выделить земского ветврача Ф.П. Половинкина с женой В.А. Половинкиной, начальника Акцизного управления Н.А. Соколова, судебного следователя А.О. Гинкулова, врача И.П. Мясникова и др. Рассчитывать, что царское правительство будет финансировать постройку театра, не приходилось. И вот энтузиастами по постройке театра пущены были подписные листы по сбору денежных и материальных средств на эту постройку среди жителей г. Кузнецка. Кроме того, существовавший в Кузнецке дворянский клуб провел несколько вечеров с постановкой любителями сцены пьес, сбор с которых был назначен на постройку театра, о чем говорят некоторые сохранившееся афиши.

Когда собралась порядочная сумма денег, решили преступить к постройке летнего театра. Обратились в Городскую думу за отведением места для постройки театрального здания. Члены кружка распределили между собой - кому и к кому из гласных Городской думы идти упросить каждого, чтобы на собрании членов Городской думы было отведено выбранное кружком место для постройки театра, где находится ныне неполная средняя школа 12 (ул. Калинина,Ю бывшая Верхнепокровская).

Отправили одного из инициаторов по постройке театра М.И. Шульпина сначала в г. Сызрань снять план с летнего Сызранского театра, имевшего вид большого четырехугольного сарая, и после рассмотрения этого понравившегося всем плана командировали Шульпина же в г. Саратов добиться от Гyбернского правления разрешения на постройку в Кузнецке театра, а кстати найти архитектора, чтобы он составил требовавшийся для постройки его план. В Саратове М.И. Шульпин отыскал своего знакомого архитектора А.Н. Никитина. Но Никитин раскритиковал этот план и предложил свой, более эффектный эскиз на театр - подковой с коридором и вторым ярусом - галеркой - всего на 700 мест. При этом А.Н. Никитин обещался, если этот его эскиз театра понравится кузнечанам, он по нему сделает план театра и рисунок его фасада, а также «проведет» его в Губернском правлении, т.е. выхлопочет разрешение на постройку в Кузнецке театра.

Пришлось М.И. Шульпину съездить в Кузнецк и познакомить с эскизом кружок. Кружок прямо-таки, как потом рассказывали некоторые из них, пришли в восторг от этого эскиза и только были смущены, не зная, сколько уплатить архитектору Никитину за план и хлопоты, чтобы добиться разрешения на открытие театра, так как сам Никитин не хотел указывать за это никакой суммы. Решили отправить ему сто рублей. Так что план и разрешение на постройку театра стоили 100 рублей.

Получив разрешение на постройку театра, члены кружка энергично приступили к постройке его, но денег, которые набрали, оказалось мало, а потому решили делать всевозможные займы и ещё сборы.

Лесопромышленники А.А. Мальте, Н.И. Патрикеев, С.Ф. Аксенов отпустили для постройки театра лесоматериал, а купец Н.С. Носков отпустил железо, гвозди и краску. Следует при этом отметить, что все эти «благодеяния» для постройки театра кузнецкие купцы делали вовсе не из-за искреннего желания иметь в Кузнецке культурное учреждение - народный театр - это, по их понятию «бесовское учреждение», как об этом выразился один из купцов. Они шли на пожертвования для постройки народного театра исключительно из-за щегольства друг перед другом своими «подарками», теша этим свое купеческое самолюбие и стремясь завоевать этим в то же время некий авторитет перед общественностью, чтобы еще с большей бесцеремонностью при посредстве конкуренции набивать свою мошню.

Быстро воздвигалось здание театра. Около строившегося театра построили сторожку, провели водопровод и на площади за зданием театра с наступлением зимы устроили каток, чтобы деньги от его эксплуатации употребить на достройку театра и на расплату по займам.

Истратили на постройку театра около 15000 рублей.

Но всё же в первый год не в состоянии были построить пола и потолка, и только ко второму сезону 1899 года построены были пол и потолок.

Театральное здание было как бы барачного типа, т.е. дощатое. Фасад театра был сделан в старинном русском стиле, с резными украшениями, искусно выделанными из тесовых досок кузнецкими умельцами - плотниками.

Рассчитано оно было на 700 зрителей. В нижнем ярусе зрительного зала помещался партер, за которым под галереей следовал амфитеатр; по обеим сторонам партера расположены были ложи Во втором ярусе над амфитеатром находилась галерея.

Подсобные комнаты за сценой были небольшие, и их было крайне недостаточно. Освещался театр керосиновыми лампами и газо-керосиновыми фонарями.

Керосиновое освещение сцены и бедность удобств за сценой создали тяжелые условия для постановок пьес, тяжелые условия для актеров, да далеко не безразлично это было и для зрителей. Вот как вспоминают о театре того времени сами актеры. Крупная актриса Надежда Петровна Мануйлова, приезжавшая в Кузнецк на гастроли, вспоминает:

«Театр находился в саду в центре города, освещался он керосиновыми лампами. Оборудование сцены было самое примитивное. Антракты иногда продолжались дольше, чем акты, так как много времени занимала смена декораций. Был такой случай, когда мы закончили какую-то историческую пьесу около трех часов ночи и возвращались домой уже на рассвете. Но зрители, внимательные и отзывчивые, сидели до конца и не расходились, прощая нам все неполадки. А как часто в самых захватывающих моментах керосиновые лампы начинали коптить и мигать, а то вдруг вспыхивали ярким угрожающим пламенем».

Другая актриса Вера Васильевна Васильчикова вспоминает: «И встает в моей памяти Кузнецк, деревянный театр, спектакли, полные творческого горения, благодарные зрители. Играли при неверном мерцающем свете керосиновых ламп, но зритель как будто не замечал этого, его внимание целиком приковывал актёр... В театре не было помещения для хранения декораций, и крупный реквизит оставался обычно под открытым небом. Как-то был такой случай. Ставили «Отелло». Я играла Дездемону. При открытии занавеса перед 1У актом я должна находиться в кровати. Ложусь, занавес поднимается, а я чувствую, что легла в холодную ванну, оказывается кровать до этого стояла в саду, шёл дождь, и она промокла. С трудом, дрожа от холода, довела я сцену до конца.

Несмотря на большее трудности, встречавшееся и при постройке здания для летнего общедоступного народного театра, и при дальнейшей работе в нём, открытие его было большим фактом в культурной жизни г. Кузнецка - в то время захолустного уголка Саратовской губернии. Появление его предшествовало открытию в г. Кузнецке средних учебных заведений: в 1903 году - женской гимназии, а в 1904 году реального училища. (Вопрос об открытии в г. Кузнецке реального училища впервые был поставлен на обсуждение кузнецкой городской управы в 1901 году). До этого времени в Кузнецке было только несколько начальных школ и уездное высшее начальное училище.

Обычными развлечениями обывателей г.Кузнецка были только кулачные бои жителей одной части города с жителями другой части города /стена на стену/, любование устраиваемыми кровавыми боями гусей, петухов, устраиваемой грызней собак, игра в карты - коала, свои козыри и три листика, посещение трактиров и пьянка.

Так что открытие народного общедоступного театра можно назвать светлым культурным лучом в жизни г.Кузнецка.

В местной городской газете «Кузнецкий рабочий» от 20 августа 1958 года за № 100 напечатана интересная в этом отношении заметка – «К юбилею любимого театра».

С глубокой взволнованностью прочитали мы с женой в нашей городской газете статью А.М. Уварова о заре театрального искусства в Кузнецке. Перед глазами встал город того времени, наша молодость.

Впервые я посетил театр в 1896 году, было мне тогда всего 10 лет. Позже, уже в юношеском возрасте, учась в учительской семинарии, я стал страстным любителем театра.

В то время это было единственное место, куда шли молодые люди, чтобы услышать сокровенные слова о жизни, о правде, о будущем. С замиранием сердца слушали мы монолог Чацкого в исполнении Дымова, полный горечи и гнева за судьбу родины, в которой распоряжались Фамусовы. Украдкой вытирали слезы на последнем акте «Коварства и любви» Шиллера и от души смеялись над незатейливым хвастунишкой Хлестаковым из гоголевского «Ревизора», роль которого исполнял любимый публикой актёр Дымов. Театp занимал большое место в душевной жизни молодых людей. Он пробуждал в них честные стремления, зажигал гнев к несправедливости. Театру наша глубокая человеческая благодарность.

А.Николаев – пенсионер
Составился при театре очень хороший драматический кружок, в который в основном вошли любители сцены, выступавшие раньше на сцене дворянского клуба.

Образовался также из инициативной группы любителей театра совет старшин, который и стал руководить всей работой театра. Стали готовиться к открытию театра, которое и совершилось 27 июля 1898 года постановкой пьесы Н.А. Островского «Бедность не порок».

Первые декорации для пьес, а также занавес рисовал тогда городской судья П.А. Попов.

На открытие театра из Пензенского драматического театра были приглашены гости и выписан был из Пензы духовой оркестр. Театр был битком набит, даже все проходы были заняты. Спектакль дал выручку - 178 рублей /цены местами были от 7 коп. до 75 копеек; в дальнейшем цены на первые места были подняты до 1 рубля/. Цены на места того времени можно видеть по сохранившимся афишам.

Первые спектакли шли под режиссёрством любителей сцены - Ф.П. Половинкина и Н.А. Красныха. В следующем сезоне был приглашён платный режиссёр - профессионал Краснов, а поток Фёдор Куприянович Лазарев, который был долгое время режиссёром Кузнецкого театра, ныне он пенсионер Ленинградского дома ветеранов сцены.

Первые годы артистами были только любители, которым ничего не платили; платили только суфлеру - один рубль за спектакль. Правда, вошло в обычай на репетициях дежурный старшина всю свою неделю поил чаем любителей - артистов, покупал для них булки, а кроме того некоторые дамы — любительницы театра приносили пироги к чаю артистам во время проведения ими репетиций. Такими экономиями и скапливали деньги для достройки театра. Сделали в 1899 году в театре пол и потолок и тем устранили существенное неудобство в театре, ибо без пола было пыльно, а без потолка во время дождя почти ничего со сцены не было слышно.

Особенным успехом пользовались пьесы Н.А. Островского «Бедность не порок», «Лес», «Гроза», «Не в свои сани не садись», «Ревизор», «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Соколы и вороны» Сумбатова, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобыбина, «Трильби» Ге, «Дети Ванюшина» и др. Это можно видеть по некоторым сохранившимся афишам. Кроме того, по сохранившимся программам от 1907 и 1908 годов можно указать наименование некоторых пьес, которые ставились в эти годы на сцене летнего театра. В 1907 году: «Безумная Нелька» - комедия в 4-х действиях Киселевского; «Супружеское счастье» - комедия Северина; «Горе от ума» - комедия А.С. Грибоедова; «Мадонна Беатриче» - комедия Буренина; «Рабство» пьеса в 4 действиях Е. Зеланд, «Дорога в ад» — пьеса в 3-х действиях Кольдебурга, и «Ганнем» греза-поэма в 2-х дейсвиях Гауптмана, «Вечерняя заря» - драма в 4-х действиях Бейерленна, «Шерлок Холмс в Кузнецке» — сенсационный фарс в 4-х действиях с злободневными куплетами, пением и танцами (в программе, между прочим, указано, что разрешение на постановку получено после долгих хлопот).

В 1908 году – «Новый мир» - трагедия в 4-х действиях и 6 картинах Барета; «Генеральша Матрёна» - комедия в 4-х действиях, «Одинокие» драма в 5 действиях Гауптмана, «Кин» и другие.

Здесь не перечисляются наименования водевилей, которые довольно часто ставились на сцене в добавление к тем или другим пьесам.

В первый год спектакли ставились только по воскресеньям, а в следующем году - два раза в неделю.

Когда же стали приглашать артистов - профессионалов, то ставили пьесы три раза в неделю, а иногда и чаще.

До 1907 года изредка принимали участие в некоторых спектаклях приезжающие артисты из Пензенского театра, а также приезжавшие в Кузнецк к своим родным артисты из Москвы, из других городов. Так на сцене Кузнецкого летнего театра играла чета по фамилии Московские, известный в то время московский артист Ф.Ф. Орбелиани с женой, тоже артисткой, Леонидовой и другие.

Основным артистическим ядром были любители - кузнечане больше из служащих в различных учреждениях г. Кузнецка, причем игра некоторых мало чем уступала артистам-профессионалам. Из них особенно пользовались успехом - Я.Л. Крылатов, A.А. Карев, Г.И. Соловьев /служащие водочного завода/, А.А. Билетов, В.А. Половинкина, Ткачев, К.А. Миганович - в дальнейшем артистка-профессионалка, причём в последние годы артистка Куйбышевского драматического театра /ныне пенсионерка Московского ДВС/, Т.И. Безрукова - впоследствии ставшая артисткой-профессионалкой, О.И. и Л.И. Масленниковы, З.В. Прозорова, П.А. .Христофорова, Н.А. Красных, А.В. Текферт /под псевдонимом - Иванов/, П.И. Десятов, Авдеева Н., Лопатинский, Ерзунов, Фёдоров, А.А. Штерич /член землеустроительной комиссии/, Белов /часовщик/, Пален /Зубной врач/, О.М. Канабеева фельдшерица, ставшая в дальнейшем артисткой-профессионалкой/ причём в 1907 году она от театра получала уже «жалование», так что можно её уже считать артисткой-профессионалкой, Щеголев /податной инспектор/, он же был главным режиссёром, Радищев Н.М. - правнук брата писателя-революционера Н.А. Радищева, в дальнейшем артист Московского театра революции, Г.М. Уваров - с 1909 года артист-профессионал, в дальнейшем режиссер Ростовского театра, в 1933 году и 1924 г. директор, художественный руководитель и главный режиссёр Кузнецкого народного театра, а после Кузнецка - артист Московских театров – сначала театра имени Моссовета, а потом театра Советской армии, ныне персональный пенсионер и находится в Московском доме ветеранов сцены, и др.
В 1907 году была приглашена на весь летний сезон группа артистов-профессионалов в количестве 8 человек, эту группу возглавил теперь как артист-профессионал Н.М.Радищев /он играл характерные и комические роли и он же, кроме того, писал декорации/.

Режиссёром и артистом был Н.А. Дымов, ныне заслуженный артист PCФCP /18/ХП-1957 года справлялся в Калининграде пятидесятилетний юбилей его артистическом деятельности/, Кипелин /резонер/, Е.И. Больцани /комические роли, Зайончовская /драматические роли/, Шашин /вторые роли/, Канабеева теперь уже как артистка-профессионалка.

Летом 1908 года состав артистов-профессионалов был уже больше и довольно сильный. Приглашён был известный в то время провинциальный артист В.С. Колпашников /герой/, Э.А. Крамская /героиня/, Энгельгард /гранд-дама/, Ф.К. Лазарев, который потом несколько лет был режиссёром Кузнецкого театра, М.А. Арцимович /инженю/, Иванов-Дарский /он же и декоратор/, Зоря и др.

Об артисте В.С. Колпашникове Г.М.Уваров, ныне ветеран сцены, в воспоминаниях о своей работе в Кузнецком народном театре пишет: B.C. Колпашников в те годы был аккредитованнейшим в провинции актёром на роли «героев-любовников». Это был замечательный актёр, кузнецкая публика его очень любила. Любили его и все члены драмкружка, в которой входили и начинающие артисты, как прекрасного актёра и замечательного человека. Виктор Степанович помогал членам драматического кружка разучивать роли, давал им уроки грима, очень много говорил с членами драмкружка об искусстве, о театре, призывая любить искусство, театр, который он сам обожал. Говорил он всегда об этом с членами драмкружка очень много и охотно. И эти его беседы, которые, пожалуй, можно назвать просто лекциями по искусству, очень много давали по освоению театрального дела членам драматического кружка, особенно, в частности , начинающим актёрам, к числу которых принадлежал и я. Светлый образ этого прекрасного актёра и замечательного человека, пишет Г.М. Уваров, я сохраню до конца моей жизни.

В концертных отделениях принимали участие многие любители вокально-музыкального искусства. Некоторые из них пользовались большим успехом. Так, например: Еремкин /он, кроме того, хорошо исполнял некоторые роли в драматических пьесах/, впоследствии оперный артист; Белов - ныне оперный артист, О. Масленникова - в дальнейшем оперная артистка, Ершов -/судья/ - скрипка, К.В. Всеволожский - преподаватель реального училища - виолончель, и др.

В это лето 27 июля был отпразднован десятилетний юбилей существования Кузнецкого народного театра. На сцене была поставлена пьеса Н.А. Островского «Бедность не порок», та пьеса, которая ставилась на открытие театра в 1898 году /одна программа этого спектакля сохранилась/. При этом большинство ролей этой пьесы отдано было артистам-любителям.

На юбилейном празднестве зачитывались или лично произносились приехавшими из Пензы приветствия от имени Пензенского драматического театра им. Белинского, а также от присутствующих лиц, принимавших когда-то деятельное участие в создании и дальнейшей работе Кузнецкого театра. Так, между прочим, было получено приветствие от Ф.П. Половинкина, который в своё время очень большое участие проявил при открытии и в дальнейшей деятельности Кузнецкого народного театра. Последнее время он работал в Москве, но быть на торжестве он не имел, как некоторые другие, возможности, ибо в это время был в Париже, где делал доклад на Всемирном конгрессе по холодильному делу.

Летом 1909 года состав артистов-профессионалов по своему количеству уже был больше и, пожалуй, самым сильным в период работы Кузнецкого народного театра как летнего театра.

А.А. Соколовская - актриса крупнейших провинциальных театров /Саратов, Казань, Ростов и др./, впоследствии народная артистка Московского художественного театра, Б.И. Рутковская одна из главных актрис Московского Незлобинского театра, А.Д. Балакирев - один из ведущих актёров Незлобинского театра. Режиссёром был А.Б. Велижев - тоже из театра Незлобина; Н.П. Мануйлова - впоследствии крупнейшая актриса провинции /Тифлис, Екатеринбург, Саратов и т.д./; В. Крамольников - крупный провинциальный актёр, в советское время - художественный руководитель театров многих городов.

Летом 1910 года играли в Кузнецком народном театре Н.М. Радищев, Е.И. Бальцани, Л.Н. Баской, В.В. Васильчикова /в настоящее время находится в ленинградском доме ветеранов сцены/, А. Рославлев - в советское время очень долго играл в драматическом театре г. Куйбышева, ныне пенсионер, Григорьев Г.Ф., Рахлин M.Б. и другие. Это был уже ХII сезон работы летнего Кузнецкого театра, о чём говорит сохранившаяся афиша.

Говоря о деятелях по созданию Кузнецкого народного театра и по дальнейшей его работе, об артистах - любителях и артистах-профессионалах, подвизавшихся на сцене этого летнего театра, нельзя не упомянуть о двоих преданных театру тружениках из технического персонала, театральная работа которых началась в этом летнем театре, продолжавшаяся потом в построенном в 1911 году зимнем театре - это об А.И. Терентьеве и его сыне Н.А. Терентьеве.

А.И.Терентьев начал свою работу в театре с самого начала его существования, с 1898 года, в основном как зав.костюмерной театра, продолжив эту свою работу потом в зимнем театре до дня своей смерти - до 1943 года.

Н.А.Терентьев начал свою работу в 1907 году в качестве технического работника сцены и продолжал свою работу до своего ухода на пенсию в 1957 году, за исключением годов /с мая 1918 года по апрель 1923 г./ пребывания в родах Красной Армии, в которую он пошёл добровольцем. Но и выйдя на пенсию, Н.А.Терентьев не забывал свой любимый театр и принимал участие до самой своей смерти, до 1961 года - в работе поделочного цеха для сцены театра. Вот что, между прочим, пишет в воспоминаниях о своей работе в Кузнецком народном театре артист Г.М. Уваров, ныне ветеран сцены, о А.И.Терентьеве:

1908 год. Уже второе лето я работаю в Кузнецком народном театре... Играем в театре - три спектакля в неделю. Репетиции, за исключением воскресных и праздничных дней, были у нас тоже вечерние, потому что приглашённых артистов в этом году было всего несколько человек, а все остальные роли исполняли "любители", которые по утрам где-нибудь «служили». Репетиции были продолжительные, так как режиссёр - Фёдор Куприянович Лазарев некоторых «любителей» учил играть «с голоса», но… весёлые, так как в «буфетной» (была такая комната за кулисами) собирались члены драмкружка, даже не занятые в предстоящем спектакле, просто так посидеть, поболтать за стаканом чая. А чай пили из громадного, кипящего самовара, который любовно готовил Андрей Иванович, и к чаю на стол выставлялось огромное количество бутербродов с колбасой.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница