«История и причины возникновения денег. Свойства денег»




Скачать 129.13 Kb.
Дата23.07.2016
Размер129.13 Kb.

Департамент образования Администрации Арзамасского района

МОУ «Казаковская основная общеобразовательная школа»




Конспект

урока по экономике в 6 классе.
Тема: «История и причины возникновения денег. Свойства денег».

Учитель: Аверин Александр Борисович,

первая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 15 лет



Тип урока: урок объяснения нового материала

Программа: «Сборник программ по экономике для средней школы.

Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002

2007 год


Тема урока: «История возникновения денег. Свойства денег».
Цели урока:
Обучающие:

1. Раскрыть суть понятия «деньги».

2. Приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.
Развивающие:

1. Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное.

2. Развивать умение связать теоретический материал с жизнью.
Воспитывающие: 1. Воспитывать любознательность, активность

2. Воспитывать чувства своей значимости, умения самоопределиться, самоутвердиться.


Методы обучения:


  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

  2. По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, работа с учебником, проверочная работа.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Предварительная подготовка учащихся

Формы обучения:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

Оборудование урока:


  1. Карточки с изображением предметов

  2. Старинные монеты и купюры

  3. Современные российские деньги

  4. Рабочие тетради


Психолого- педагогическая характеристика класса.
В классе 6 человек- 2 девочки и 4 мальчика.

Всем по 12 лет, в таком составе начинали учиться с первого класса. В учебе класс – средний. По уровню способностей класс можно разделить на 2 группы. Высокий уровень способностей отсутствует. Средний уровень у 4 учащихся: у девочек и двух мальчиков, но оценки «4», «5» стабильны только у девочек, т.к. они отличаются усидчивостью. Один мальчик из этой группы холерик, ему трудно усидеть целый урок, внимательно слушая и активно работая, поэтому часто дает ответы невпопад. Второй мальчик из группы – с замедленной реакцией: долго собирается что-то делать, легко отвлекается на посторонние раздражители, в результате – неверные ответы.

Вторая группа учащихся со средне-низким уровнем способностей.

Мышление словесно-образное. На уроке работают, дома - нет. Задачи решают слабо. Оценки в основном «3».

Основная цель учителя на уроках: заставить мыслить, рассуждать, додумывать, связывать экономические явления с жизнью, отвечать по существу вопроса, максимум опираясь, по возможности, на наглядность, конкретный жизненный материал.

Конспект урока по экономике с теоретическим обоснованием.

Тема: «Деньги»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обеспечение

  1. Организа-ционный момент




- Здравствуйте, ребята, садитесь! Рад вас видеть снова.
- Что вам было задано на дом?

Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих.

- Мы готовили тему «Из чего складывается цена»



Создание атмосферы доброжелательности. Настрой учащихся на урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Итак, из чего же складывается цена?

- А что такое цена?

- А теперь проверьте ответы на задачи, которые вы решали дома

Если кто-то допустил ошибки, вы их обязательно найдете после сегодняшнего урока.



- Цена складывается из затрат производителя на единицу продукции и прибыли от продажи единицы продукции.

- Цена - это денежное выражение стоимости товара.

(Проверяют свои ответы с ответами на доске)

Проверка домашнего задания

Самопроверка


3. Изучение нового материала.

Тема нашего урока тесно связана с предыдущей. Скажите, какое понятие в экономике очень близко к понятию «цена»?

- Правильно. Сегодня вы узнаете, что же такое деньги как понятие, мы заглянем в историю денег, познакомимся с деньгами Российского государства.

Деньги появились очень давно, когда произошло разделение труда и возникла необходимость в обмене. Перед вами на столе карточка, на которой нарисованы: сосновая шишка, золотое кольцо, пачка чая, медная пластинка, корова, собака. Скажите, что из этих вещей можно использовать в виде денег?

- Почему?


- Здесь вы не совсем правы

Вспомните историю: когда-то давным-давно у древних греков, римлян и славян деньгами был скот, потому что они занимались скотоводством. В Китае и Японии деньгами был рис, в Монголии – чай, в Новой Гвинее – собачьи зубы. Т.е. у каждого народа из массы товара выделялся наиболее важный и нужный, который представлял ценность для всех или для большинства.

Давайте сформулируем определение: что такое деньги?

- Верно, в тетради запишите число, тему урока и определение понятия «деньги»: «Деньги – своеобразный универсальный товар – эквивалент (равноценный заменитель), служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.»

Со временем стало ясно, что деньги должны быть удобными. Такими удобными деньгами на многие годы стало золото. О том, где и когда появились первые металлические деньги нам расскажет (называется фамилия ученика)

- Спасибо. Историю денег на Руси нам поведает (называется фамилия ученика)

- Хорошо, спасибо. Твердая, т.е. постоянная, устойчивая, валюта появилась у России в 1704 году, денежную реформу осуществил царь Петр-I.

Откуда же взялись бумажные деньги? Об этом нам поведает (называется фамилия ученика)

- Замечательно. Вот мы с вами заглянули в историю денег. А скажите, ребята, какие современные деньги вы знаете? У нас в России какие деньги?

- А какого достоинства деньги у нас выпускаются?

- Правильно. Вот только среди бумажных есть еще 5000 купюра.

Ребята, а какие еще современные деньги выпускают, кроме металлических и бумажных?

- Пластиковые, ребята. Слышали про пластиковые карты. Это те же деньги, только для них не нужно большого кошелька. Снять деньги с пластиковой карты можно в любом банкомате, столько, сколько тебе необходимо. Пластиковые деньги появились на свет во Франции в 1974 году.
А теперь откройте

рабочую тетрадь на стр.87. Давайте разберем, какими свойствами должны обладать деньги и почему.

Первое свойство читайте…

Как вы это понимаете?


- Читаем второе свойство

- Затрудняетесь, а ведь это просто: ценность денег не должна зависеть от величины монеты или купюры. Например, копейка – самая малоценная монета. Вот посмотрите на нее, какой она величины. Подержите в ладошке, ощутите ее вес.

Если ценность будет зависеть от объема, то 5-тирублевая монета должна быть в 500 раз больше, чем копейка. А теперь посмотрите 10-рублевую купюру и представьте какой должна быть 5000-ная купюра.

- Давайте-ка замерим длину купюры

- Третье свойство…

- Верно, а для чего это надо?

- Молодцы, читаем дальше

- Значит не только краска не стиралась, но и…

- А металлические


- Читаем дальше

- Нет, ребята. Это имеется в виду, чтобы удобно было плачиваться, выпускаются деньги разного достоинства. При этом учитывается, монетами или купюрами какого достоинства легче сосчитать необходимое количество денег. Например, 100 рублей можно отдать одной купюрой, а можно разложить на части и отдать… Как?

- Правильно. И последнее свойство…
- Это свойство я вам объясню. Это обозначает, что на эти деньги можно купить, рассчитаться, положить в банк, хранить длительное время, не боясь, что они обесценятся, то есть проводить любые сделки.

- Наверное, деньги.

.

- Золотое кольцо


- Потому что сделано из золота.

- Деньги - это товар, который наиболее ценный для всех и которым измеряют цену других товаров.

- Первую монету отчеканил царь государства Лидия Гиг в начале VII века до н.э. Потом монеты появились в Греции. Гиг чеканил монеты из сплава золота с серебром. В Греции счет велся на серебро, а в Риме - на медь. В Византии, Китае и Японии чеканили железные монеты. Они были разной формы и конфигурации. Вместе с первой монетой появились и фальшивомонетчики. В Греции их казнили, в Египте, Византии, России им отсекали руки.

- Вместо монет в Древней Руси использовались металлические слитки – гривны. Их изготавливали во всех княжествах, но Новгородская гривна признавалась во всем мире.

В XII веке на Руси ходили серебряные слитки весом в 200 граммов – рубли и стограммовые полтины. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканить свою монету – деньгу: 1 рубль – 200 денег.

Главной монетой на Руси была копейка - серебряная монета весом 0,7 грамма с изображением всадника с копьем. Полкопейки – деньга, четверть – полушка, алтын – 3 копейки, гривна -10 копеек, а также полтина и рубль. Эти деньги были выпущены в 1654 году. Для проведения денежной реформы был создан монетный двор в Москве. Чтобы сберечь ценное серебро царь приказал печатать медные копейки.

- Бумажные деньги были изобретены в Китае в 119 году до н.э. Причина – острая нехватка металла. Бумажные деньги снабжались подписями высших чиновников и красной императорской печатью. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги. Первой стала использовать бумажные деньги Швеция в XVII веке. В 1769 году были выпущены бумажные деньги в России.

- В России бумажные и металлические деньги


- Бумажные: 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, металлические: 1 копейка, 5, 10, 50, 1 рубль, 2, 5, 10

- …..


- Однородность

- Деньги должны быть у всех одинаковыми, например, металлическими и бумажными, чтобы каждый, у кого они есть, мог в своей стране купить что угодно, где угодно и у кого угодно.

- Высокая ценность даже малого объема.

- ….


- В 500 раз длиннее
- 15 см. умножаем на 500…- 7500см или 75 метров

- Редкость. Наверное деньги должны быть такими, чтобы их ни с чем другим спутать было нельзя

- Чтобы не выбросить случайно

- Чтобы нельзя было легко обмануть продавца и покупателя.

- Устойчивость к воздействию окружающей среды, а значит, возможность долговременного хранения

- Чтобы, например, краска не смывалась. У нас мама один раз постирала 100 рублей и – ничего.


- Не размокали

- Не ржавели, не стирались, не меняли цвета.

- Легкая делимость на части. Это что, чтоб разрывать что ли было легко?

-.2 купюры по 50 рублей

- 10 штук по 10 рублей

- 20 штук по 5 рублей, металлических

- Или 100 штук по 1 рублю
- Относительная стабильность предложения


Сообщение темы и целей урока
Развитие мыслительной деятельности

Обучение умению делать умозаключения

Работа с тетрадями

Самоподготовка дома

Опора на личный опыт

Подключение зрительной памяти

Развитие логического мышления


4. Закрепление знаний.

Переверните страничку выполним задание 1:

1.В чем причина появления денег?

2. Почему самыми распространенными были золотые и серебряные деньги?

3. Почему не было железных денег, хотя железо было хорошо известно и высоко ценилось?

4. Какие предметы в разных странах выполняли роль денег?

5. В чем причина появления бумажных денег?

Когда и где появились первые:

монеты?


банкноты?

пластиковые деньги?



- Деньги появились для удобства при обмене

- Они высоко ценились всеми

- Не устойчивы к воздействию окружающей среды


- Рис, животные, металлы, меха, соль, табак, стекло.
- Не хватало металла, удобнее в хранении и перевозке
- В VII веке до н.э.

- В 119 году до н.э.

- В 1974 году

Активизация памяти, развитие речи.



5. Подведение итогов урока.

Все правильно! Молодцы!

Итак, что нового мы узнали на уроке?


- Мы узнали много нового о деньгах: когда и зачем они появились.

- Какими были деньги у нас и в других странах

- Какие сейчас новые виды денег

- Какими свойствами должны обладать деньги

Умение обобщать, выделять главное



6. Домашнее задание.

На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание. Теоретический материал стр. 86-87, выполнить задания в рабочей тетради № 2,4,5,6,7

Посмотрите, кому, что непонятно по домашнему заданию.



Записывают домашнее задание в дневниках


Развитие самоконтроля

(Наиболее активным ученикам выставлены оценки)




САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок прошел успешно. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся познакомились с новой темой в форме рассказа-беседы, много говорили, рассуждали, т.е. велась работа по развитию речи. Сменилось 3 вида учебной деятельности. Использовались различные виды преподавания: словесный, наглядный, работа с рабочей тетрадью. Были применены методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся (самоподготовка по новой теме).



Учитывая индивидуальные особенности учащихся, осуществлялся личностно-ориентированный подход в организации урока. Использовался наглядный материал: старинные монеты, современные деньги России.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница