История христианской Церкви Магометанство и христианство




страница1/4
Дата28.07.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4
Филип Шафф
История христианской Церкви
Магометанство и христианство



A Project of Reformed Christians in Crimea (Ukraine)
Email: peigamber@yahoo.com


Philip Schaff



History Of The Christian Church

Mohammedanism In Its Relation To Christianity 1

(Russian)

www.muhammadanism.org

September 29, 2004

«Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его» - Коран.

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» - 1 Тим. 2:5-6.
Хронологический обзор (н.э.)
570 г. Рождение Мухаммеда, в Мекке.

610 г. Мухаммед увидел видение о Гаврииле и начал свою карьеру пророка. (Обращение англо-саксов).

622 г. Хиджра или бегство Мухаммеда из Мекки в Медину. Начало магометанской эры.

632 г. (8 июня) Смерть Мухаммеда в Медине.

632 г. Абу Бакр, первый халиф или преемник Мухаммеда.

636 г. Захват Иерусалима халифом Омаром.

640 г. Захват Александрии Омаром.

711 г. Тарик пересекает пролив из Африки в Европу, и называет гору "Джебел Тарик" (Гибралтар).

732 г. Битва при Пуатье; Шарль Мартель наносит поражение Абд-эр-Рахману; Западная Европа спасена от мусульманского нашествия.

786-809 гг. Гарун аль Рашид, халиф Багдада. Золотая эра магометанства. Переписка с Карлом Великим.

1063 г. Алп Арслан, принц турок-сельджуков.

1096 г. Первый Крестовый поход. Захват Иерусалима Годфреем Буйонским.

1187 г. Саладин, султан Египетский и "бич крестоносцев", завоевывает Тивериаду и берет Иерусалим, (1187 г.); терпит поражение от Ричарда Львиное Сердце в Аскалоне, и умирает в 1193 году. Прекращение Крестовых походов.

1288-1326 гг. Правление Османа, основателя Оттоманской (Турецкой) династии.

1453 г. Захват Константинополя Мехметом II, “Завоевателем” и основателем великолепия Турции. (Массовый отъезд ученых-греков на юг Европы; греческий текст Нового Завета взят на Запад; возрождение посланий.)

1492 г. (2 июля) Боабдил (или Алиэн Абдаллах) сражен Фердинандом в Гренаде; конец мусульманского правления в Испании. (Открытие Америки Колумбом).

1517 г. Оттоманский султан Селим I завоевывает Египет, вырывает халифат из арабской династии корейшитов у Мотавеккэл Билла и передает его оттоманским султанам; оттоманский халифат никогда не признавался персидскими и мавританскими мусульманами. (Реформация).

1521-1566 гг. Сулейман II “Великолепный” достигает зенита военного моущества Турции; берет Белград (1521 г.), наносит поражение венграм (1526 г.), но получает отпор в Вене (1529 и 1532 гг.).

1571 г. Поражение Селима II в морском бою под Лепанто, побежден христианскими силами под руководством Дона Хуана из Австрии. Начало спада Турецкого могущества.

1683 г. Окончательный отпор туркам у ворот Вены дан армией под водительством Яна Собесского, польского короля; Восточная Европа спасена от нашествия мусульман.

1792 г. Мирный договор в Яссах, согласно которому Днестр становится границей между Россией и Турцией.

1827 г. Истребление турецко-египетского флота объединенными эскадрами Англии, Франции и России в битве под Наварином, 20 октября. Договор в Адрианополе, 1829 г. Независимость королевства Греции, 1832 г.

1856 г. Конец Крымской войны; Англия и Франция помогают турецкому султану выдержать нападение России; Парижский договор; Европейское соглашение о невмешательстве во внутренние дела Турции.

1878 г. Турция побеждена Россией; однако этому препятствует Англия под руководством лорда Вакенсфильда. Конгресс Европейских держав, Берлинский договор; гарантия независимости Болгарии; Англо-Турецкий договор; Англия занимает Кипр – соглашается защищать границу Азиатской Турции от России, при условии, что султан проведет основательные реформы в Азиатской Турции.

1880 г. Дополнительная Конференция в Берлине. Исправление и расширение границ Черногории и Греции.


1. Положение магометанства в истории Церкви

В то время, как новые народы и страны Северной и Западной Европы, неизвестные апостолам, присоединялись к Христианской Церкви, в Азии и Африке наблюдается противоположное движение: подъем и прогресс конкурирующей религии, которую сейчас признают более 1/10 населения земного шара. Она называется "Магометанство", в честь своего основателя, или "Ислам", из-за своей главной добродетели – покорности и безусловного подчинения единому истинному Богу. Как и христианство, ислам возник в семитской расе, давшей начало трем монотеистическим религиям, хотя в уединенном и пустынном районе, поэтому имел более скорый, но менее продолжительный успех.

Однако, какая поразительная разница в используемых средствах и достигнутых результатах! Христианство одержало победу с помощью мирных миссионеров и силой убеждения, принесло с собою благословение семьям, свободу и цивилизацию. Магометанство завоевало мечом самые лучшие земли и прокляло их полигамией, рабством, деспотизмом и опустошением. Движущим мотивом христианства была любовь к Богу и человеку; движущей силой ислама был фанатизм и жестокость. Христианство обрело дом среди всех народов и стран; магометанство, вопреки своим чрезвычайным усилиям завоевать мир, в конечном итоге стало религией пустыни, кочевников и караванов, и прижилось только среди странников и дикарей или наполовину цивилизированных народов: арабов, персов и турок. Но оно не произвело никакого впечатления на Европу, разве что посредством жестокости и силы; оно только временно распространилось в Константинополе, но никак не укоренилось, и если когда-нибудь ему придется убраться из Европы, то после него не останется и следа.

Ислам побеждающим маршем захватил владения библейских земель, греко-православную церковь, захватил трон Константина, завоевал Испанию, пересек Пиренеи, долгое время угрожал церкви в Риме и Германской империи, пока его окончательно не отразили у стен Вены. Известные «крестовые походы», так широко фигурирующие в истории средневекового христианства, начались со стремления отвоевать священную землю у последователей "ложного пророка", чтобы установить связь Востока и Запада. Монархия и испанская церковь с их архитектурой, рыцарством, слепой приверженностью и инквизицией, вступили в ярый конфликт с маврами. Турецкий вопрос озадачил даже Реформацию в XVI веке, так что на Аугсбургском конгрессе он имел равное значение с такими вопросами, как исповедание евангельских князей и богословов. Лютер в одном из своих самых известных гимнов молится об избавлении от "смертоносных папы и турок", как от двух главных врагов Евангелия1; и англиканский молитвенный сборник, в разделе о страстной пятнице, обращается к Богу в молитве "помиловать всех турок", как и "иудеев, неверных и еретиков"2.

С тех пор опасность западному христианству давно миновала; «отвратительные» турки перестали быть непобедимыми, но Азиатская и часть восточно-европейской греко-православной церкви, все еще подчинялись деспотическому правлению султана, чей трон в Константинополе на протяжении более, чем четырехсот лет, был настоящим оскорблением христианскому миру.

Таким образом магометанство выступает как враждебная сила и как подлинный измаильтянин в истории Церкви; магометанство – единственный грозный соперник, который когда-либо был у христианства, и единственная религия, которая, пускай даже непродолжительное время, домогалась всемирного владычества.

Однако, оно не только враждебно. Оно оставило свой отпечаток на западной цивилизации. Магометанство способствовало развитию рыцарства; оказало влияние на христианскую архитектуру; побудило к изучению математики, химии, медицины (это видно из терминологии: алгебра, химия/алхимия); перевод и комментарии Аристотеля на арабский язык испанскими маврами положили философское основание схоластицизму. Даже завоевание Константинополя турками принесло неоценимые благословения Западу, так как они привезли в Италию ученых-греков вместе с Новым Заветом на греческом языке, чтобы начать там возрождение посланий (Писания), что подготовило путь для Реформации протестантов.

Относительно восточной церкви, которую магометанство лишило значительных владений, она вполне заслуживала Божьего наказания за тщетные теории, горькие раздоры, пустую обрядность, добродетельное идолопоклонство, которое понизило и опозорило восточное христианство после пятого столетия. Сущность истинной религии, любовь к Богу и человеку были подорваны раздорами и затаенной враждой так, что не осталось силы для окончательного противостояния чужеземным завоевателям. Ненависть между восточной православной церковью и восточной отделившейся церковью, а также зависть между греко-православной и римско-католической церквями, препятствовали их воссоединению для борьбы с общим врагом. Греки питали отвращения к римскому “филиокве”, считая его более смертельной ересью, чем ислам; в то время как римлян больше интересовало превосходство папы, нежели триумф христианства, и во время крестовых походов они выдвинули конкурирующую церковную власть на Востоке. Даже сейчас греческие и римские монахи в Вифлееме и Иерусалиме склонны к вражде с приближением Рождества и Пасхи, относительно яслей и могилы их общего Господа и Искупителя так, что турецким солдатам приходится сдерживать их пыл3.

Магометанство достигло поразительного прогресса, если принять во внимание то, что оно возникло или вышло из язычества; его даже можно рассматривать как ступеньку на пути к христианству, подобно Моисееву закону, который выступил в роли наставника, ведущего людей ко Христу. Оно разрушило мощь идолопоклонства в Аравии, на большой территории Азии и Африки, подняв татар и негров от грубейших форм суеверия к вере и поклонению одному истинному Богу, и к определенному уровню цивилизации.

Однако необходимо отметить, что по свидетельству миссионеров и африканских путешественников, магометанство воспламенило простодушные африканские племена нечистым огнем фанатизма, и дало им больше силы для сопротивления христианству. Сэр Вильям Мьюир, очень компетентный судья, считает, что своим отравляющим влиянием полигамии и рабства, и подавлением всякой свободы суждения в религии, магометанство внедрило самую действенную преграду на пути принятия христианства. "Невозможно", - говорит он, - "придумать иную более совершенную систему, которая бы не допускала подвластные ей народы до света истины. Арабы-идолопоклонники, возможно, пробудились бы к духовной жизни и приняли верой Христа; магометанская Аравия, с человеческой точки зрения, закрыта для благотворного влияния Евангелия ... Меч Магомета и Коран – самые опасные враги цивилизации, свободы и истины.

Это, без сомнений, правда о прошлом. Но мы еще не видим конца этой исторической проблемы. Вполне возможно, что ислам может оказаться необходимым условием для возрождения чистой религии Священного Писания на Востоке. Миссионеры-протестанты из Англии и Америки испытывают большую свободу под магометанским руководством, чем могли бы испытать под греческим или российским правлением. Отвращение магометанства к идолопоклонству и поклонению образам, магометанская простота и воздержание – вот точки соприкосновения его с евангельским типом христианства, которое с дальнего Запада основало процветающие миссионерские общины в самых важных частях Турции. Греко-православная церковь бессильна или, практически бессильна, в вопросе магометан; если они и будут обращены, то только через христианство, которое свободно от всякого проявления идолопоклонства, более простое в поклонении и более живое, чем то, что они так легко победили и научились презирать. Нас ободряет некий факт: магометане питают огромное уважение к англосаксонскому роду. Они клянутся сейчас словом англичанина так же часто, как и бородой Магомета.

Ислам все еще имеет огромную религиозную силу на Востоке. Он господствует в Сирии, Пакистане, Малой Азии, Египте и в Северной Африке, и делает успехи среди диких племен внутри Африки. Это отнюдь не просто; Шлегель так охарактеризовал эту систему: "пророк без чудес, вера без таинств, а нравственность без любви". Но есть упорство, активная жизнеспособность и настойчивый энтузиазм. Каждый путешественник на востоке должен быть поражен простой властью монотеизма над его последователями. Посещение Мусульманского университета при мечети «Ал Хазар» в Каире очень поучительно. Он основан в Х веке (975), и насчитывает (вернее, насчитывал в 1877 году, когда я там был) не меньше десяти тысяч студентов, приехавших со всех частей магометанского мира, и представляет собой громадную Воскресную школу, где ученики сидят малыми группами на полу, изучая Коран, как начало и конец всякой мудрости и, поднимаясь в установленное время для молитвы, чтобы исполнить благочестивые обряды под руководством учителей. Живут они в примитивной простоте: учатся, едят и спят на одеяле или соломенном коврике в той же мечети, но выражение на лицах выдает их фанатичную приверженность данному вероучению. Они сами себя обеспечивают, либо же живут милостынями верных. Учителя (более трехсот) не получают никакого жалования – зарабатывают на жизнь частными уроками или живут с подарков от богатых учеников.

Тем не менее, мощь ислама подобна его символу, луне, исчезает в лучах христианского солнца, которое вновь всходит над горизонтом Востока. Почти одна треть последователей ислама находится под опекой христианства (в основном, английского). Это, в сущности, политико-религиозная система, а Турция – ее оплот. Султан долго был «больным человеком», и был обязан жизнью христианским властям из-за их снисходительности и зависти. Рано или поздно он будет вытеснен из Европы в Брусу или Мекку. Колоссальная Российская империя, традиционный враг Турции, победила бы ее в войнах 1854 и 1877 годов, если бы католическая Франция и протестантская Англия не подоспели ей на помощь. В то же время молчаливое влияние Европейской цивилизации и христианских миссий разрушают основания Турции и готовят путь для религиозного, нравственного и социального внедрения и преображения Востока. «Божий жернов мелет медленно, но верно, и поразительно хорошо». Тысяча лет пред Ним, как один день, и за один день можно выполнить работу тысячелетия.

2. Родина и прошлое Ислама.

Родина ислама – Аравия, полуостров, расположенный между Красным морем, Индийским океаном и Персидским заливом. Полуостров покрыт песчаными пустынями, неплодородными холмами, скалистыми берегами, плодородными долинами и богатыми пастбищами. Он населен кочующими племенами и торговцами, которые происходят от пяти патриархальных родов: Хуш, Сим, Измаил, Хеттура, Исав. Древние народы поделили полуостров на Пустынную Аравию, Горную Аравию (округ Синая со столицей Петра), Аравию Феликса (Эл-Йемен, т.е. правая часть территории, или юг). Большинство здешних рек увеличиваются во время периодических дождей, и затем теряются в песчаных равнинах; некоторые достигают океана; ни одна из них не пригодна для судоходства. Это земля бесплодных пустынь и длинных узких полос зелени, засухи и неплодородных земель, проливных дождей, ясного неба, тропической жары, финиковых пальм, ароматных трав, кофе, бальзама, мирра, ладана, индийской бумажной ткани с бахромой, заменяющей волокно. Основные животные: верблюд – «корабль пустыни», превосходные породы лошадей, овец, коз. Пустыня, подобно океану, не без своего великолепия. Она создает впечатление бесконечности, погружает в тишину и размышления о Боге и вечности. Человек остается там наедине с Богом. Аравийская пустыня дала жизнь некоторым величайшим произведениям: песнь Мариам об освобождении; 89-ый Псалом Моисея; книга Иова, которую Карлайл называет «великолепнейшей поэмой, написанной рукой человека».

Арабам нравится скитальческая жизнь, они просты и воздержанны, учтивы, уважительны, гостеприимны, одарены богатым воображением, увлекаются поэзией и ораторским искусством, небрежны в отношении человеческой жизни, мстительны, чувственны и фанатичны. Никакому другому народу не удавалось окончательно захватить Аравию из-за окружающих ее пустынь.

Религиозная столица ислама и место рождения его основателя – его Иерусалим и Рим – это Мекка, один из древнейших городов Аравии. Он находится в шестидесяти пяти милях (или 104,5 км) на восток от Джидды в Красном море, в двести сорока пяти милях (или 394 км) на юг от Медины, в узкой и бесплодной долине, отрезанной голыми холмами. В те дни процветания там насчитывалось более 100 000 жителей, а сейчас только около 45 000. Мекка подвластна непосредственно султану. Улицы широкие, но ничем не вымощены, пыльные летом и грязные зимой. Дома из кирпича или камня, в три или четыре этажа; комнаты лучше меблированы, чем обычно на Востоке, так как сдача в наем комнат для паломников – основной источник годового дохода. Сады и поля – редкость в Мекке и ее окружности, лишь то тут, то там радуют глаз тернистые акации и низкорослые кустарники. Все фрукты – дыни, финики, огурцы, лимоны, виноград, абрикосы, фиги, миндаль – город получает из Таифа и долины Фатима, которые в сезон паломничества посылают в столицу свыше ста верблюдов в день. Люди там ленивые, но жадные, и зарабатывают на жизнь в основном на паломниках, стекающихся туда тысячами и десятками тысяч со всех частей исламского мира. В Мекку разрешается входить только мусульманам, и разве что, некоторым христианским путешественникам, переодетым в мусульман, на свой страх и риск: Али Бей (1818), Буркхардт (1814), Бертон (1852), Малцзан (1862), Кэне (1880). Им мы обязаны за информацию о данном месте.

Самое святое место в Мекке – это АЛЬ-КААБА, маленький продолговатый храм, получивший такое название из-за своей кубической формы4. Именно к нему направлены в благоговении миллионы мусульманских лиц во время молитвы пять раз в день. Он окружен огромной мечетью, приравнивающейся по своей важности к храму Соломона в Иерусалиме и собору Святого Петра в Риме, вмещающей около 35 000 человек. Ее окружают колоннады, залы, купола и минареты. Рядом находится бурлящий колодец Замзам, из которого, якобы, Агарь с Измаилом утолили невыносимую жажду. Кааба намного старше, чем Мекка. Деодор Сикулюс упоминает о нем, как о самом древнем и наиболее почитаемом храме своего времени. Предполагают, что первоначально он был построен ангелами и спущен с небес, и имел форму палатки; там Адам поклонялся после изгнания из рая; Сиф заменил палатку на строение из глины и камня; после разрушения во время Потопа Авраам вместе с Измаилом восстановили его, там же имеются отпечатки их ступней5. В 1627 году храм был полностью переделан. В северно-восточном углу, возле двери, находится известный ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ6. Это, по всей видимости, метеоритный камень, либо же вулканического происхождения, который первоначально служил в качестве алтаря. Арабы верят, что он упал с рая вместе с Адамом, и был белым, как молоко, но почернел из-за людских грехов7. Это полукруглый камень, высотой в 15 см, шириной в 20 см, расположен на высоте 120-150 см от земли, красновато-черного цвета, отполирован бессчетным количеством поцелуев (подобно подножию статуи Святого Петра в Риме), обрамленный в серебро, покрыт черным шелком и надписью из Корана. Он был предметом благоговения с незапамятных времен; и до сих пор его почтенно целуют, к нему прикасаются мусульмане-паломники при каждом из своих семи обходов вокруг храма.

Впоследствии Магомет очистил Каабу от всех остатков идолопоклонства и сделал его местом паломничества для своих последователей. Он придумал или возобновил легенду о том, что Авраам, якобы, послал по Божьему повелению своего сына Измаила вместе с Агарь в Мекку, чтобы организовать там истинное поклонение и паломнический фестиваль. Он сказал в Коране: «Бог предназначил Каабу, священный дом, быть местом для человеческого рода», и еще: «Помните, когда мы определили святилище, как утешение для человека и безопасное убежище, и сказали: «Возьмите место Авраамово за место молитвы». И мы повелели Аврааму с Измаилом: «Очисти мой дом для тех, кому должно шагать в процессии вокруг него, и тех, кому должно приклоняться и падать ниц»8.

Во времена Магомета Аравия имела все предпосылки для создания такой дикой, вражески настроенной и беспринципной религии, какую он и основал. Она была заселена язычниками, поклонявшимися звездам, иудеями и христианами.

Язычники были господствующей расой, произошедшей от Измаила, внебрачного сына Авраама, - истинные сыновья пустыни, преисполненные животной жизни и энергии. Их святилище находилось в Каабе в Мекке, которое ежегодно притягивало большое количество паломников еще задолго до Магомета.

После разрушения Иерусалима, иудеи рассеялись по Аравии, особенно в районе Медины, и оказали значительное влияние своей высокой культурой и раввинскими традициями.

Христиане, в основном, принадлежали к различным еретическим сектам, изгнанным из Римской Империи в период яростных догматических разногласий IV и V столетий. Мы находим там следы ариан, савеллиан, эвионитов, несториан, евтихиан, монофизитов, марианитов и коллиридиан или тех, кто поклоняется Марии. Затворники и монахи поселились в большом количестве в долине Фейран вокруг горы Сербаль; Юстиниане положили основание монастырю Святой Екатерины у подножия горы Синай, который до 1859 года хранил древнейшие, самые полные и уникальные греческие манускрипты Ветхого и Нового Заветов, начиная со времен Константина. Но христианство, которое нашло дом в тех пустынных районах, было поверхностным и извращенным, где даже апостол Павел провел три года после своего обращения, готовясь в тишине к великой миссии.

Несмотря на то, что эти три расы и религии смертельно враждовали друг с другом, они все же почитали Авраама как отца всех верных, и как своего общего предка. Этот факт мог подтолкнуть великий разум к мысли воссоединить их национальной религией, монотеистической в принципе и эклектической в сущности. Таким, по-видимому, и был первоначальный план основателя Ислама.

Недавние исследования подтверждают, что в Мекке и Медине, как во времена Магомета, так и до его призвания, значительное количество заинтересованных людей, связанных каким-то образом с Восточными христианами в Сирии и Абиссинии, были не удовлетворены окружающим идолопоклонством и предрасположены к монотеизму, прослеживающемуся у Авраама. Они называли себя халифами, т.е. обращенными, пуританами. Мы знаем, что один из них, Омая Таиф, был под влиянием христианства, другие, по-видимому, наследовали свои монотеистические взгляды от иудаизма. Некоторые из ранних обращенных Магомета, как например, Саид (любимый раб Магомета), Омаяб или Умаях (известный поэт) и Варака (двоюродный брат Хадияха, ученик иудейских и христианских Священных Писаний), принадлежали к этой секте, и даже Магомет признавал себя в начале халифом. Говорится, что Варака в начале верил в него, пока Магомет оставался халифом, но затем покинул его, и умер, будучи христианином или евреем9.

Магомет утвердил и усилил это движение-реформу, придал ему всемирное значение под новым именем Ислам, т. е. покорность Богу; отсюда, мусульманин – это человек, покорившийся Богу.

3. Жизнь и личность Мухаммеда.

Мухаммед – необразованный самоучка, полудикий сын природы благородного происхождения, красавец с богатым воображением, энергичен, храбр, идеальный вождь бедуинов – был предназначен, чтобы стать политическим и религиозным реформатором, поэтом, пророком и царем Аравии.

Он родился приблизительно в 570 году в Мекке, единственный ребенок молодой вдовы по имени Амина10. Отец Мухаммеда, Абдалла, умер в 25 лет, за несколько месяцев до рождения сына, в торговом путешествии в Медину, оставив сироте пять верблюдов, овец и рабыню11. Он принадлежал к языческому роду Хашим, не очень богатому, но претендовавшему на прямое происхождение от Измаила; этот род был связан с корейшитами, господствующим племенем Аравии и наследственным хранителем священной Каабы12. Предание окружает его приход в мир нимбом удивительных легенд: он родился обрезанным, с обрезанной пуповиной и с печатью пророка написанной у него на спине озаренными буквами; он сразу же распростерся на земле, вознося руки и молясь о помиловании своего народа; с неба предстали три личности в солнечном сиянии: один держал серебряный кубок, второй – изумрудный поднос, а третий – шелковое полотенце; они омыли его семь раз, затем благословили и приветствовали как "Князя человеческого рода". Он был вскормлен здоровой бедуинкой пустыни. Где-то в четырехлетнем возрасте его охватил приступ эпилепсии, который Вакиди и другие историки интерпретировали как сверхъестественный случай. Он часто подвергался сильным головным болям и лихорадочным конвульсиям, из-за которых падал на землю, словно пьяный, и храпел, как верблюд13. В шесть лет он потерял мать по пути из Медины, куда она возила его на спине верблюда, чтобы посетить родственников отца по матери; назад в Мекку его принесла кормилица, верная рабыня. Сначала о нем заботился его старенький дедушка, Абд ал Муткалиб; а когда тот умер в 578 году, воспитанием Мухаммеда занялся дядя, Абу Талиб, у которого было две жены и десять детей. Он был беден и не верил в миссию племянника, однако великодушно оберегал его до последних дней.

Он сопровождал дядю в торговом путешествии в Сирию, проходя через пустыню, разрушенные старые города, иудейские и христианские поселения, которые, должно быть, глубоко впечатлили его юношеское воображение.

Мухаммед зарабатывал скудное пропитание, обслуживая караваны и охраняя стада овец и коз. Последнее считалось довольно позорным трудом среди арабов и оставалось на попечение незамужних женщин или рабов; но впоследствии он возвеличил труд, прибегая к примеру Моисея и Давида, объявив, что Бог еще никогда не призывал пророка, который бы раньше не был пастухом. Так как раньше строго воспрещались образы, у нас нет подобия пророка; однако, согласно преданию, он был среднего роста, довольно стройный, но широкоплечий и мускулистый, черноглазый и темноволосый, с овальным лицом, белыми зубами, длинным носом, патриаршей бородой и доминирующим взглядом. Шагал быстро и твердо. Носил одежду из белого хлопка, а по праздникам одевался в тонкий лен, испещренный полосами или окрашенный в красный цвет. Он все делал сам для себя, до конца чинил свою одежду и латал сандалии, помогал женам в шитье и приготовлении пищи. Часто смеялся и улыбался. Он обладал бурным воображением и талантом к поэзии и религии, но не к изучению. Мухаммед был «необразованным пророком», и в этом отношении походил на пророков Израиля или галилейских рыбаков. Для мусульманских и христианских ученых остается открытым вопрос о том, умел ли он вообще читать или писать14. Возможно, не умел! Диктовал Коран по вдохновению своим ученикам и служащим. Какими знаниями владел Мухаммед: взятыми через общение с другими людьми, через прослушивание книг, читаемых кем-то другим и, особенно, его обогащали путешествия.

В 25 лет заключил брак с богатой вдовой Хадиджей, которая была старше него на пятнадцать лет, и нанимавшей его ранее для ведения торговой деятельности ее бывшего мужа. Ее отец препятствовал браку; но она напоила его, так что до завершения церемонии он был пьян. Мухаммед заботился о ее караванах с огромным успехом, и совершил несколько путешествий. Брак был счастливым, и пополнился шестью детьми – двумя сыновьями и четырьмя дочками; но все умерли, за исключением маленькой Фатимы, которая стала матерью бесчисленных законных и незаконных потомков пророка. Он усыновил Али, близкие взаимоотношения с которым, стали впоследствии очень важными в истории ислама. Он был верен Хадидже и благородно сохранял память о ней даже после ее смерти15. Он, бывало, говорил: "Хадиджа верила в меня, когда все остальные не верили". После смерти первой жены Мухаммед заключал браки еще с несколькими женщинами, которые причинили ему много беспокойства и скандалов. А любимая жена Айша ревновала его к покойной первой жене больше, чем к остальным двенадцати, или более, живым соперницам; так как он постоянно держал старую беззубую женщину за образец примерной жены.

В торговых путешествиях в Сирию Мухаммед знакомился с иудеями и христианами и приобретал несовершенные знания их традиций. Много времени он проводил в уединении, молитве и размышлениях. У него случались неистовые конвульсии и эпилептические припадки, которые враги, и он сам поначалу, расценивали как демоническую одержимость, а впоследствии – как непреодолимое присутствие Бога. Душа пламенела идеей Божественного единства, которая стала главным стремлением всей его жизни. А затем он исполнился дерзновенной мыслью, будто он – посланник Божий, призванный предупредить своих соотечественников о суде и проклятии ада, которые можно избежать, оставляя идолопоклонство и поклоняясь единому истинному Богу. Его монотеистический энтузиазм был нарушен, хотя не ослабел из-за несовершенства знаний.

В сорок лет (610 г. н.э.) он принял призыв архангела Гавриила, стоящего по правую сторону Бога, который возвестил Деве Марии о рождения Спасителя. Первое откровение, было получено в трансе, в диком безлюдном месте горы Хира, что в часе ходьбы от Мекки. Ему было приказано "кричать во имя Божие". Он дрожал, как будто случилось что-то ужасное, а затем поспешил домой к жене, которая убеждала его возрадоваться, так как он будет пророком своего народа. Мухаммед ожидал других откровений, но ничего не происходило. Он снова взошел на гору Хира, на этот раз, чтобы совершить самоубийство. Как только он подошел к пропасти, как увидел Гавриила на краю горизонта, говорящего ему: "Я Гавриил, а ты Мухаммед, пророк Бога. Не бойся!" Так начал свой жизненный путь пророк и основатель новой религии, религии, которая сочетала различные элементы трех религиозных течений Аравии, но оживленной и управляемой верой в Аллаха – всемогущего, вездесущего и содействующего воле. С этого момента его жизнь была открыта перед глазами мира, и воплотилась в его делах и Коране.

Время от времени откровения возобновлялись на протяжении более двадцати лет. Когда его спрашивали, как он получал откровения, он отвечал (как отмечалось Айшой): "Иногда, как звуки колокола – своеобразное общение, очень тяжелое для меня; когда же звуки прекращаются, я обнаруживаю, что знаю указания. Иногда ангел приходит в виде человека и разговаривает со мною, и я помню все его слова".

Сразу после призвания в течение трех лет Мухаммед работал среди семьи и друзей, в огромном унынии; обратилось около сорока человек, первой из которых была его жена Хадиджа, а также тесть Абу Бакр, и молодой энергичный Омар – самый важный из них. Дочь Фатима, усыновленный сын Али и раб Зайид также поверили в божественную миссию Мухаммеда. После этих событий он публично провозгласил свое предназначение принять по повелению Бога должность пророка и законодателя, проповедовал стекающимся в Мекку паломникам, нападал на идолопоклонников в Мекке, убеждал противников, которые требовали чудес, создавал в ответ Коран "лист за листом", как требовали того обстоятельства, провоцировал преследования и гражданские волнения. В 622 году он вынужден был бежать вместе со своими последователями, спасая жизнь, из Мекки в Медину (Эл-Медина ан-Наби, город Пророка), что в четырехстах километрах на север или десять дней пути по каменистой пустыне.

Бегство или переселение, названное Хегира или Хиджра, знаменует начало его удивительного успеха и Магометанской эры (15 июля, 622г). В Медине Мухаммеда признали пророком и законодателем. Сначала он провозгласил терпимость: «Да не будет принуждения в религии»; но впоследствии открыл противоположные принципы, соответственно которых все неверующие обязаны следовать исламу, отдавать дань и браться за меч. С возрастающей армией восторженных последователей Мухаммед выступил в сражении против врага, и впервые одержал победу в 624 году над корейшитами, армией, численностью в 305 человек (в основном жители Медины), против вдвое большей силы; покорил несколько иудейских и христианских племен; приказал и лично наблюдал за избиением шестисот иудеев за один день16, чьих жен и детей продали в рабство (627г); триумфально вошел в Мекку (630г); разрушил 360 идолов Каабы и стал правителем Аравии. Корейшиты так убоялись его успеха, что кричали: «Есть только один Бог, и Мухаммед пророк его». Различные племена слились в единый народ, а вместо старой наследственной междоусобицы возникла общая фанатичная ненависть к неверным, т.е. последователям других религий. Последняя глава Корана повелевает беспощадно истреблять всех идолопоклонников в Аравии, если только они не покорятся в течение четырех месяцев.

На десятом году Хиджры, пророк совершил последнее паломничество в Мекку во главе сорока тысяч мусульман, во время которого наставлял их во всем важном, увещевал защищать слабых, бедных, женщин и воздерживаться от расточительства. Он намечал большой поход против греков.

Вскоре после возвращения в Медину, 8 июня 632 года, в возрасте 63 лет он умер от неистовой лихорадки, на руках и в доме Айши, где и был похоронен; сейчас это место окружено мечетью. Он претерпел великую боль, кричал и вопил, ворочаясь на постели в отчаянии, и заявил женам, когда те были в изумлении от происходившего: «Не знаете ли, что пророкам должно страдать больше остальных? Одного съели животные, другой умер в такой нищете, что даже не нашлось для него одежды, только лохмотья, которыми прикрыли срамные части тела; но их вознаграждение будет великим в следующей жизни». Последние изречения Мухаммеда были следующими: «Господи, истреби иудеев и христиан! Да воспламенится его гнев против тех, кто превращает могилы пророков в места поклонения! О Господи, да не будет могила объектом поклонения! И да не останется никакой веры, кроме ислама по всей Аравии… Гавриил, приблизься ко мне! Господи, даруй мне прощение и присоедини меня к твоему присутствию на небесах! Вечность в раю! Прощение! Да, благословенное присутствие на небесах!»

Омар не хотел верить, что Мухаммед умер, и провозгласил в мечети Медины: "Пророк только упал в обморок; он не умрет до тех пор, пока не уничтожит каждого лицемера и неверующего". Но Абу Бакр заставил замолчать его и сказал: «Каждый, кто поклоняется Мухаммеду, пусть знает, что Мухаммед мертв; но всякий поклоняющийся Богу, пусть знает, что Бог жив и никогда не умрет». Абу Бакра, кого он любил больше всех, избрали халифом или приемником Мухаммеда.

Последнее предание, и даже раннее жизнеописание, приписывают пророку Мекки странные чудеса и окружают его имя таинственным ореолом славы. Его приветствовали шагающие деревья и камни; часто сухое вымя козы надувалось молоком при одном лишь его прикосновении; потоки воды били ключом из пересохшей земли, лились потоком из пустых сосудов или текли между пальцев; он воскрешал мертвых, совершил ночное путешествие по воздуху на коне Бурак из Мекки в Иерусалим, а из Иерусалима в рай – обитель пророков и ангелов, – а за тем назад в Мекку17. Сам же он в нескольких отрывках Корана ясно отрицает силу чудес, ссылаясь на внутренние подтверждения доктрины и, укрываясь за проведением Божьим: якобы Бог отвергает знамения, которые уменьшают заслуги веры и усугубляют вину неверия.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница