Истоки украинской эстрады. Аранжировка. А. Соловьяненко



Дата20.03.2016
Размер98.9 Kb.
ТипУрок
Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней №26

Урок музыкального искусства в 8 классе


по теме: «Истоки украинской эстрады»

Учитель:


Диаманди О.А.

Донецк 2013-2014 год


Тема: Истоки украинской эстрады. Аранжировка. А.Соловьяненко,

Н.Матвиенко, трио Маренич, В.Ивасюк. Песня «Червона рута».


Цели: На примере украинских народных песен в исполнении артистов

эстрады выявить особенности становления украинской народной песни

как украинской эстрады и роль народных истоков.

Познакомить с творчеством А.Соловьяненко, Н.Матвиенко, трио

Маренич, В.Ивасюка.

Закрепить значение понятия «аранжировка».

Развивать чувство ритма, навыки исполнения эстрадной песни, интерес

к творчеству украинских эстрадных исполнителей.

Воспитывать эстетический вкус и певческую культуру учащихся.

Тип урока: урок углубления темы;

урок – журналистское расследование.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, ноутбук, проектор, экран,

карта Украины, фото А.Соловьяненко, Н.Матвиенко,

трио Маренич, В.Ивасюка, раздаточный материал.

Ход урока:



I.Организационный этап урока

1. Вход в класс под песню В.Ивасюка «Водограй».

2. Музыкальное приветствие.

II.Основная часть урока.
1.Учитель: Слушая и исполняя разные музыкальные сочинения, написанные

профессиональными композиторами современности или прошлых

лет, вы убедились в том, что источником профессионального

искусства является народное творчество.

Не является исключением и эстрадная, популярная музыка.

Сегодня мы узнаем тех, кто стоял у истоков эстрадной музыки в

Украине, и как она зарождалась.

Для этого мы проведем журналистское расследование.

- У нас есть «биографы», которые раскроют основные моменты

жизни известных музыкантов в Украине;

- «исследователи», которые определяют источники творчества

музыканта.

- А так же репортеры, которые берут интервью у известных людей.

- И, наконец, наши журналисты, которые побывали в разных

уголках нашей Родины, чтобы найти тех, кто стоял у истоков

украинской эстрады. Начинают Дмитрий и Анна.


Ученики: Презентация оперного певца А.Соловьяненко. (1мин.59сек.)
Учитель: И так, биографы, найдите в тексте ключевые слова, которые

раскрывают основные моменты жизни А.Соловьяненко.


Ученики: (ответы детей).
Учитель: Исследователи, определите в тексте источники творчества певца.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: Корреспонденты, прочтите высказывания известных людей об

Анатолии Соловьяненко.


Ученики: (ответы детей).
Учитель: В ваших выступлениях прозвучали слова: консерватория, тенор,

Ла Скала. Поясните их.


Ученики: - консерватория -высшее учебное заведение для музыкантов;

- тенор- тембр голоса, высокий мужской голос;

- Ла Скала – известный оперный театр в Милане.

2.Учитель: А к нам со своим репортажем торопятся журналисты

Ксения и Станислав.


Ученики: Презентация певицы Н.Матвиенко. (2мин.05сек.)
Учитель: Пожалуйста, биографы, зачитайте ключевые слова, которые

говорят об основных моментах жизни Нины Матвиенко.


Ученики: (ответы детей).
Учитель: Исследователи, вам слово.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: Корреспонденты, с интервью о Н.Матвиенко.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: В завершение послушайте украинскую народную песню

«Веснянка» в исполнении Н.Матвиенко.



3.Учитель: Следующий репортаж подготовили журналистки Анастасия и

Ульяна.
Ученики: Презентация трио Маренич. (2мин.17сек.)


Учитель: Начинают биографы.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: Пожалуйста, исследователи.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: И, наконец, корреспонденты.
Ученики: (ответы детей).

Учитель: В ваших выступлениях прозвучало слово аранжировка.

Мы встречались уже с таким понятием?


Ученики: Да. Слушали классику (И.С.Бах, Л.Бетховен) в обработке.
Учитель: Аранжировка (в переводе – приводить в порядок, устраивать)-

адаптация музыкального произведения в другой форме, отличной

от первоначальной. Допускается новая оркестровка, добавление

нового материала и т.д.



4.Учитель: Последний репортаж подготовила Беркут Алина.
Ученики: Презентация творчества В.Ивасюка. (4мин.56сек.)
Учитель: Пожалуйста, биографы, найдите в тексте ключевые слова, которые

раскрывают основные моменты жизни В.Ивасюка.


Ученики: (ответы детей).
Учитель: Исследователи, определите в тексте источники творчества

композитора и певца Владимира Ивасюка.


Ученики: (ответы детей).
Учитель: Послушаем, какое интервью подготовили корреспонденты.
Ученики: (ответы детей).
Учитель: На прошлом уроке мы работали над песней композитора

В.Ивасюка «Червона рута», которую называют символом

украинской эстрады. Песня впервые прозвучала в 1970 году

и по сей день исполняется разными певцами, в разнообразной

обработке. Одной из первых исполнительниц была София Ротару.

Предлагаю маленький экскурс. Пожалуйста, операторы.


Видеоролик о песне «Червона рута» (2мин. 19сек.)
5.Учитель: Сейчас мы с вами попробуем исполнить эту песню под

фонограмму. На партах у вас текст песни, можете воспользоваться.


а) обратите внимание на единство выразительной мелодичности с

упругим ритмом в достаточно подвижном темпе;

б) перед каждой фразой берем дыхание;

Исполнение песни «Червона рута»

а) какая по настроению песня?

б) о чем поется в этой песне? Что такое рута?


Учитель: Операторы, покажите нам, пожалуйста этот цветок.
Слайд «Рута»

Учитель: При создании песни В.Ивасюк взял в основу старинную легенду о

мифическом цветке, который один раз в 20 лет цветет красным

цветом и приносит счастье тому, кто его найдет.
III. Итог урока.

Учитель: Наше журналистское расследование подошло к концу. Делаем

вывод, где же берет начало украинская эстрада?


Ученики: (ответы детей). В народной песне, которая является

источником творчества эстрадных композиторов и исполнителей.



Учитель: Обратите внимание на карту Украины, на места, где родились

те, кто стоял у истоков украинской эстрадной музыки.

Что можно об этом сказать?

Ученики: Люди из разных регионов Украины создавали украинскую эстраду.
Учитель:

Хто спів черпає із джерел народу,

Вклоняється їм серцем і чолом,-

Той сам стає від роду і до роду

Народним невичерпним джерелом.

( поэт, композитор Александр Богачук).



IV. Учитель:

Подводя итог нашего урока, я хочу убедиться в том, что методы,

примененные на уроке, были результативными.

Поэтому предлагаю провести тестирование, которое позволит определить

плодотворность нашей встречи.
Тестирование

Оценивание музыкально-творческой деятельности учащихся


V. Домашнее задание.
Учитель: Слушать музыку по выбору. Подготовить рассказ о любимой

украинской народной песне.


На этом наш урок-расследование закончен. До свидания.

Приложение №1



«Биографы» трио Маренич

Прочитать текст, найти ключевые слова, которые раскрывают основные моменты жизни трио Маренич.


Валерий Маренич родом из Кривого Рога. Антонина и Светлана родились

в Самаре.

В 1971 году организовали певческий дуэт с Антониной, куда позже подключили и сестру Светлану.
Наибольшую популярность группа приобрела в СССР в конце 1970-х – 1980-х годах.
В репертуаре трио украиноязычные песни «Несе Галя воду», «Ой, під вишнею», «Тиша навкруги», «Чом ти не прийшов» и другие.
Участникам группы присвоили звания Заслуженных артистов Украинской ССР.

Группа распалась в 2004 году.


Приложение №2
«Биографы» В.Ивасюк

Прочитать текст, найти ключевые слова, которые раскрывают основные моменты жизни В.Ивасюка.

Родился Владимир Ивасюк в 1949 году в г.Кицмань Черновицкой области в семье учителей. В 9 классе создал свой первый ансамбль «Буковинка», с которым побеждал на разных конкурсах. В 15 лет пишет свою первую песню «Колыбельная», на слова отца. В 1966 году семья переехала в Черновцы, где Владимир поступил в мединститут.

В 1970 г. пишет песни «Червона рута», «Водограй», которые исполняет ансамбль «Смеричка» - именно с ним В.Ивасюк сотрудничает много лет.

Песни стали популярными по всей территории СССР. Со временем был создан фильм «Червона рута», где звучат песни молодого композитора.

В1972г. переезжает во Львов, где обучается в Львовском мединституте и Львовской консерватории. Со своими песнями несколько раз побеждает на международных конкурсах в Сопоте (Польша), в Ереване (Грузия), в Москве.

Украинская песня зазвучала повсюду.

1979г. – загадочная гибель прервала жизнь молодого творца.


«Корреспонденты» В.Ивасюк

(Берут интервью у известных людей)
Назарий Яремчук- солист ансамбля «Смеричка»:

« Когда заканчиваются разговоры, начинается песня. Володя был ее творцом.

Его песни – душа. А для певца песня – это крылья…»
Творчество Ивасюка исследовалось. Историк Зинаида Зайцева писала:

«В истории украинской эстрады Владимир остается началом, основой, своеобразным горизонтом, к которому должна стремиться украинская эстрада»


Благодаря песням В.Ивасюка, София Ротару стала знаменитостью.

Она вспоминает:

«Владимир был одержим песней. Был глубоко убежден, что мир создан для того, чтобы в нем звучала музыка добра и согласия».

Приложение № 3

«Корреспонденты» Н.Матвиенко

(Берут интервью у известных людей)
Из высказываний Н.Матвиенко:

Чем больше мы становимся украинцами, тем больше это позволяет сказать, что будущее у страны будет всегда. Такая уж у нас благодатная земля.

На этих землях обязательно родятся таланты. Они сегодня есть и будут завтра.

***


Хочу заметить, что Украина имеет много хороших, голосистых детей.

***


Потеряем песню – будет трагедия.

***


Не надо рассчитывать на европейскую общественность, а необходимо иметь свое лицо, лелеять родную украинскую песню.

Приложение № 4 «Корреспонденты» А.Соловьяненко



(Берут интервью у известных людей)
Из воспоминаний Соловьяненко:

« Я раб своего голоса. Почему я так часто пою бесплатно или за мизерную плату? Потому что знаю: на мои концерты приходят простые люди, которые не могут заплатить за билет много, у них нет таких денег, но они любят это искусство, и, думаю, благодаря людям оно будет жить».


Он жив, пока звучит его голос…
Соловьяненко – великий донецкий тенор, Шахтерский Герцог - так называли его поклонники.
Слова Анатолия Соловьяненко:

«Я пришел на эту землю, чтобы петь. И хочу, чтобы частица моего сердца передалась и вам».

Приложение № 5

Тесты к уроку в 8 классе по теме: «Истоки украинской эстрады»




  1. В честь кого назван Донецкий театр оперы и балета:


а) И.Кобзона;

б) А.Соловьяненко;

в) С. Прокофьева;


  1. Назовите знаменитый оперный театр в Милане.




  1. Продолжите предложение: Аранжировка – это…….




  1. Назовите первый украинский музыкальный фильм.




  1. Основатель традиций украинской эстрады:



а) трио Маренич;

б) Н.Матвиенко;

в) В.Ивасюк;

г) А.Соловьяненко;
6. Что такое тенор?


  1. Перечислите песни, прозвучавшие на уроке.


8. Какую песню называют символом украинской эстрады.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница