Источниковедение истории культуры специальность 031401 65 Культурология Планы лекционных занятий Раздел Источниковедение истории культуры в системе культурологических дисциплин. Типы и виды культурно-исторических источников




Скачать 77.91 Kb.
Дата16.07.2016
Размер77.91 Kb.
Кафедра

Истории отечественного и зарубежного искусства



Источниковедение истории культуры

специальность 031401_65 Культурология

Планы лекционных занятий

Раздел 1. Источниковедение истории культуры в системе культурологических дисциплин. Типы и виды культурно-исторических источников.


    1. Понятие исторического источника. Многообразие исторических источников и проблема их классификации.

Объект источниковедения. Исторический источник: определение понятия. Предмет и задачи источниковедения. Источниковедческая культура гуманитарного знания. Исторический источник как явление культуры, носитель информации о человеке и обществе. Исторический источник как объект познания. Формы фиксации результатов восприятия событий и процессов культуры. Возможности реконструкции культуры прошлого по дошедшим остаткам и преданиям. Источниковедение как одна из основ познавательной деятельности в науке и социальной практике. Источниковедение и источниковедческий анализ в междисциплинарных исследованиях. Источниковедение в культурологическом построении. Источниковедение в гуманитарном образовании.

Структура источниковедения. История теоретико-познавательных подходов, принципов и методов изучения исторических источников. Теория источниковедения как цельного и систематического учения об исторических источниках. Метод источниковедения. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Эволюция исторических источников, ее периодизация. Классификация исторических источников как способ их познания. Типы и виды исторических источников. Цивилизационные, этнонациональные, региональные и другие комплексы исторических источников.

Научная и учебная литература по истории, теории и методике источниковедения. Труды по истории и теории источниковедения. Труды об исторических источниках древнейших эпох, античности, средневековья, нового и новейшего времени, об исторических источниках по истории цивилизаций, стран, народов. Труды по источниковедению российской истории. Исследования и учебные пособия по отдельным видам исторических источников и методам их изучения.

Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.3 Л3.1

Раздел 2. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников по истории культуры. Письменные источники.
2.1.Издание исторических источников. Археография.

Основные археографические понятия. Археография. Документ. Архивный документ. Исторический источник. Документальная публикация. Текст документа. Вариант (варианты) текста документа. История археографии в качестве самостоятельной области знаний и научной деятельности в кругу других научных дисциплин. Объект и предмет археографии.


Характер взаимосвязей. Систематизация документов в документальной публикации. Основные критерии и принципы выбора. Принципы конвоирования документа документальной публикации (научно-справочный аппарат). Типология документальных публикаций. Документальная публикация в системе источниковой базы исторической науки. Возмущающие силы документальной публикации и их воздействие на ее археографический уровень (выявление и отбор документов). Документальная публикация как феномен нового знания о прошлом. Основные этапы истории российской археографии

Исторические предпосылки возникновения и условия развития археографической деятельности, ее связь с состоянием исторической науки, архивного дела, издательского дела. Периодизация истории археографии. Археографические центры и археографические начинания. Усиление связи исторической науки с архивами и рост потребности в публикации исторических источников. Расширение хронологических рамок публикуемых документов. Государственные, общественные и частные архео­графические центры. Научно-историческое и культурное значение публикации древнерусских исторических источников. Специфика памятников письменности XI—XVII вв. Основные этапы истории публикации древнерусских источников. Основные археографические центры и выдающиеся публикаторы. Литература по истории и теории публикации древнерусских источников.



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.6 Л3.1

2.2 Роль письменных источников для изучения различных культурно-исторических эпох.

Классификация как метод познания множества объектов. Принципы классификации исторических источников. Понятия «тип» и «вид» исторического источника. Классификация исторических источников по типам и видам. Возникновение, функционирование и изменение типов и видов исторических источников в ходе исторического развития. Системы типов и видов исторических источников разных эпох. Классификация исторических источников и систематизация источников в историческом исследовании. Письменные источники. Критика подлинности и достоверности.Применение методов специальных исторических дисциплин (палеография, почерковедение, хронология, кодикология, сфрагистика и др.) в источниковедческой критике. Задачи ее изучения. Системы понятий, применяемые при изучении истории текстов различных эпох и социально-политических систем. Список, редакция, извод. Интерполяции. Маргиналии. Реконструкция генеалогии списков, построение стемм. Черновые и беловые тексты; проекты, первоначальные и окончательные варианты; редакции текста источника; оригиналы и копии. «Генетическое досье» произведения. Авантекст. Выявление источников текста. Язык оригинала и изучение его переводов как интерпретаций текста оригинала.



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.6 Л3.1

Раздел 3. Изобразительные источники.

3.1. Понятие «изобразительный источник». Роль изобразительных источников для изучения различных культурно-исторических эпох..

Изобразительные источники. Изобразительные источ­ники как музейные предме­ты, которые содержат инфор­мацию, зафиксированную по­средством зрительного образа. Образы, передающие зри­тельное представление, пусть и условное, об общем виде, форме, материале, цвете пред­метов. Образы, создающие произведения изобразитель­ного искусства — живопись, графика, скульптура. Роль изобразительных источниковдля изучения различных культурно-исторических эпох. Виды изобразительных источников и возможности, открывающиеся для историка в ходеих изучения. Критика достоверности применительно к изображениям Исторический источник как интегрирующее начало гуманитарного знания. Исследование источников в гуманитарных и социальных науках (философия, культурология, психология, филология, экономика, социология, политология). Метод источниковедения в междисциплинарных исследованиях. Общая характеристика коллекций изобразительных источников и источниковедческие исследования Карты, картография. Орнамент, вышивка, роспись. Лубок, народная картинка. Этнографическая фотография: первые шаги развития в России



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л3.1
Раздел 4. Устные источники. «Устная история».

4.1.Понятие «устный источник». Роль устных источников для изучения различных культурно-исторических эпох.

Устные источники. Роль устных источников для изучения различных культурно-исторических эпох. Основные подходы к использованию устных источников и их критика. Памятники фольклора как источни-ки по истории культуры. «Устная история» («oral history») как научноенаправление и его возможности для историка. Методы «устной истории». Нарративный источник с точки зрения философии, информатики, семиотики, экзегетики, герменевтики. Принцип многоярусной семантики в построении текста. Значения и смыслы текстов. Авторство исторического источника. Установление авторства источника. Особенности установления авторства источников различных культурно-исторических эпох и социально-политических систем. Формализованные методики установления авторства. Изучение автора источника: его социальные, интеллектуальные, психологические характеристики, степень компетентности и осведомленности в вопросах, которые введены им в источник сознательно и целенаправленно. Проблемы коллективного авторства.


4.2.. Основные подходы к использованию устных источников и их критика.

Методы «устной истории». Особенности источниковедческого анализа.Документы, созданные с помощью устной истории, имеющие сходные черты с мемуарными документами. Выработка методов источниковедческой критики устных материалов. Дискуссии вокруг новых видов источников - фоно-, кино- и видеодокументов.Четко сформулированные и многократно апробированные на практике нормы проведения источниковедческого анализа разных видов источников: письменных, этнографических, изобразительных, аудиовизуальных и пр. Трудности работы с документами устной истории: они не имеют своего места в принятых системах классификации исторических источников. Нарративный источник с точки зрения философии, информатики, семиотики, экзегетики, герменевтики. Принцип многоярусной семантики в построении текста. Значения и смыслы текстов. Авторство исторического источника. Установление авторства источника.



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1

Раздел 5. Роль вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в изучении истории культуры.
Вещественные и этнографические источники


5.1. Природа вещественного источника

Этнографические источники как информация, зафиксированная (опредмеченная) в разной форме в ходе полевых этнографических экспедиций и последующей камеральной обработки, данные смежных с этнографией научных дисциплин, а также любая другая информация, используемая для решения задач этнографии.  Классификация этнографических источников. Источниковедческий анализ устных, лингвистических, этнографических, вещественных, изобразительных, аудиовизуальных, машиночитаемых источников. Комплексный источниковедческий анализ. Роль археологии в работе с вещественными источниками. Основные подходы к работе с вещественными источниками(способы «диалога»). Природа этнографических источников. Роль этнографии в работе с этнографическими источниками. Основные подходы кработе с этнографическими источниками. Обстоятельства создания источника. Задачи их изучения. Установление влияния обстоятельств создания на содержание источника, полноту и достоверность его информации. Выявление подделок.



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л3.1

5.2. Роль археологии в работе с вещественными источниками. Основные подходы к работе с вещественными источниками (способы «диалога»).

Полевые этнографические источники.Полевое исследование, этнографическую экспедицию - «метод непосредственного наблюдения», где этнограф-исследователь вступает в прямое взаимодействие, общение с изучаемой культурой, сообществом и отдельными его представителями. «Метод непосредственного наблюдения» реализуется в таких формах как интервью, наблюдение за жизнью изучаемого сообщества и участие в этой жизни самого исследователя. В ходе полевого исследования, реализации «метода непосредственного наблюдения» формируется этнографический источник в различных его формах — текстовой (письменная и устная разновидности), изобразительной (рисунки, планы, чертежи, фото, кино, видео) и вещевой.Критический подход - понимание того, каковы ключевые факторы, влияющие на формирование этнографического источника, какова его специфика, достоинства и ограничения. Основные подходы к работе с вещественными источниками(способы «диалога»). Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Исторический и логический этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и изучение содержания источника), методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Оценка исторического источника как явления культуры и определение его информационных возможностей как цель источниковедческого анализа.



Литература Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л3.1


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница