Исследовательская работа ученицы 7а класса моу «Батыревская сош №1»



Скачать 171.07 Kb.
Дата22.03.2016
Размер171.07 Kb.
ТипИсследовательская работа
Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской Республики



Самая прекрасная из женщин-женщина с ребёнком на руках.


Исследовательская работа

ученицы 7а класса МОУ

«Батыревская СОШ №1»

Шадиряковой Елены.


Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы Афанасьева В.Н.
Батырево-2007

Тезисы.

  • Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках.


  • едва ли найдётся художник, который не пы­тался бы постичь тайну женской красоты , но каждый открывал её по-своему.

  • от скульптур первых худож­ников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богоро­дицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произве­дений современных художников - таков путь постижения идеала жен­ской красоты и обаяния.

  • в палеолитических Венерах особое внима­ние было уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в кото­ром зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры жен­ской причёски...

  • древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жиз­ни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитрии («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидя­щего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

  • вдали от шумной городской жизни у А.Г.Венецианова складывалось своё пред­ставление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепри­нятых норм.

  • Вот картина А.Т. Венецианова «На жатве. Лето». В центре полотна- женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости.

  • В искусстве ХХ века извечная тема материнства, наиболее яркое художественное воплощение нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.

  • Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать»(1913;1915), «Богоматерь Умиление злых сердец»(1914-1915).

  • Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.А. Дейнеки. На гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках.

  • Моя мама, молодая и красивая, присела возле меня. Её ласковые и нежные руки чуть-чуть касаются меня, слегка поддерживая и страхуя каждый мой шаг. В этот летний солнечный день нам с мамой уютно, надёжно и тепло рядом друг с другом.

  • Спасибо вам, мамы,

Спасибо большое-

За всё,


что вы сделали в жизни для нас!

Цели и задачи: Темой своей исследовательской работы я выбрала «Самая прекрасная из женщин-женщина с ребенком на руках».Чем же определен мой выбор? Читая газеты и журналы в читальном зале школьной библиотеки,я много раз наталкивалась на материалы о матерях и детях,также узнала,что 2007-й год указом Президента Чувашской Республики Н.В.Фёдорова объявлен годом ребенка.В послании Президента Государственному Совету ЧР сказано: «Забота о матери и ребенке- самое святое в нашей земной жизхни». И я поставила перед собой цель: изучить картины русской живописи,посвященные матерям и детям.Какие есть картины,кто их авторы,как на протяжении веков воплощалась эта тема в живописи? Ответить на эти вопросы,исследуя литературу,имеющуюся в библиотеках района,а также поисковые системы Интернета- вот поставленные передо мной задачи.

Актуальность.На белом свете есть слова,которые мы называем святыми. И одно из таких святых,теплых,ласковых слов-слово «мама».Слово это несет в себе тепло-тепло материнских рук,материнского слова,материнской души. Каждую секунду в мире рождается 3 человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое,а её любовь согревает жизнь малыша.Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык,вобравший богатства разума,мысли и чувства поколений.Разве что-либо может быть актуальней? И это ещё в год ребенка и накануне Дня Матери, отмечаемого нашей страной 26 ноября.

Практическая направленность. Исследуя материалы по выбранной теме я получила огромное удовольствие, познакомившись с шедеврами русской живописи.Я почувствовала какую-то гордость за себя,ведь я узнала много такого,чем могу поделиться со своими сверстниками на классных часах и на уроках мировой художественной культуры.
«мама» - это первое слово,которое произносит малыш.Пока ребенок маленький,мама и кормит его,и поит, и укачивает в колыбели.Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.

С матери начинается род человеческий, и матерью он продолжается.Мать – это самое святое в нашей жизни.


Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей – то уж добра не занимать !),

Нет, не Богоматерь,а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете мерится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня- украшена плодами,

Женщина-судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках!

\С.Островой\



Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пы­тался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священ­ные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых худож­ников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богоро­дицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произве­дений современных художников - таков путь постижения идеала жен­ской красоты и обаяния.

«Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитив­ными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внима­ние уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в кото­ром зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры жен­ской причёски...

В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым Ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ Женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только маги­ческое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких пред­ков. Каждое из подобных изображений - настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запёчатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси - с Богородицей, ко­торая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По ста­ринному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Вла­димира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней - они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Ус­пенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз вы­ручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определя­ли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её глав­ный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвра­тимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и об­вивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душев­ного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений сред­невекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо на­звал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и мате­ринства. «Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра зем­ля», - гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвен­ной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жиз­ни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитрии («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидя­щего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская» , созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое назва­ние она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спа­сения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяс­нит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов на­туры... уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием при­роды ...»

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё пред­ставление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепри­нятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в плат­ке» - множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркну­ты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно

женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранитель­ницей лучших традиций крестьянской жизни.

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, -«На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время лет­них полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золоти­стой ржи, зеленеют холмы на горизонте... В центре картины - женщи­на-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. А.Г. Венецианов вышел из народа и всегда оставался внутри него. И когда получал академические звания; и когда осмеивал в своих сатирических листах вельмож; и когда до последнего дня своей жизни устраивал быт крестьян, лечил и учил их в своем Сафонкове; когда одевал и кормил в своей школе неимущих крепостных парней, способных к художествам... И когда, в отличие от «божественного» Карла Брюллова, оглушившего помещика Эн-гельгардта высокими фразами, быстро и просто договорился, почем тот отдаст Т. Шевченко...

Картина «На жатве. Лето» принадлежит к тем шедеврам, которые имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж, именно в этой картине природа представляется' художнику, по выражению поэта, как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Сюжет картины «На жатве» почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А.Г. Венецианов менее всего задавался целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и подтверждает этот вывод полное отсутствие на полотне аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок «Лето», который прекрасно выражает общее настроение всего произведения.

Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит «какая-то тихая игра облаков». При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А. Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне «На жатве. Лето» (как и в картине «На пашне. Весна») основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне.

Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля — то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства.

Но природа в картинах А. Г. Венецианова — это не просто арена человеческого труда, он не выступает как насилие над природой, искажающее её естественный облик. С точки зрения художника, труд человека — это продолжение жизнедеятельности природы, с той лишь разницей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя природа, именно в этом смысле он и есть «венец творения».

Превосходно написан задний план — поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними — высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.

А. Г. Венецианов обладал редким поэтическим даром, умел находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах человека в его труде и быте. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А.С. Пушкине. Как и сочинения Пушкина, «где дышит у него русская природа», так и картины А.Г. Венецианова «может совершенно понимать только тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Русь — родина, чья душа... нежно организована и развивалась в чувствах».
Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие

чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших про­изведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальян­ских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Уми­ление злых сердец» (1914-1915).

После Октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетар­ного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозву­чали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь!.. Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, ус­троит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он вопло­тит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины худож­ника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древ­нерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне револю­ционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсу­дить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрну­та спиной к городу. Её главные заботы - заботы о ребёнке, о его настоя­щем и будущем. Полнокровный женский облик с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года.

Крестьянские женщины из полотен "Мать" 1913 года или "Мать" 1915 года олицетворял начало жизненной наполненности. С идеей целомудренной строгости и чистоты связалось ощущение глубокого синего цвета.

Мать в картине Петрова-Водкина - молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что "царственной" осанки. А главное - решительно изменилось само выражение материнского „лика".

На смену чуть "постно-смиренному" выражению крестьянской "Матери" 1913 года, с ее "уныло-сонным" взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы - такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

Первоначально данная картина была решена в бытовом плане, но после посещения первой большой выставки расчищенных икон, предоставленных частными собирателями в 1913 году, художник решительно перестроил и композицию и колорит картины. Мать в розовой кофте и красной юбке сидит с ребенком на руках на фоне уходящих в глубину картины приволжских степей. Прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, представлен как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья.
Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника АЛ. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на глад­ком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ре­бёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венециан­ских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчи­ка сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность ма­тери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

Я и мама.

Вспышка фотоаппарата поймала нас с мамой в деревне у бабушки,на озере.Моя мама – молодая и красивая,присела около меня.Её ласковые и нежные руки чуть-чуть касаются меня,слегка поддерживая и страхуя каждый мой шаг,чтобы я не споткнулась,не упала.Её глаза излучают безграничную любовь ко мне.А я - маленькая девочка.Мне около 2-х лет.Я крепко держу маму за руку.Я уверена , что мама всегда будет рядом со мной,что её любовь оградит меня от любых ударов судьбы,от любых врагов на свете и поможет исправить любую ошибку в жизни.В этот летний солнечный день нам с мамой уютно,надёжно и тепло рядом друг с другом.

Пуховый платок,свет улыбки знакомой,

Глаза,что умеют простить и понять,

Что вечно в тревоге:

-Ну где мы и что мы ?

Такою нам с детства запомнилась мать.

В беде отогреет,закроет собою,

Порой пожурит и забудет тотчас…

Спасибо Вам, мамы,спасибо большое-

За все,что вы сделали в жизни для нас!

Спсибо за вашу заботу и ласку,

За добрую жизнь,что семье отдана,

За первую песню,за первую сказку,

За годы тревоги, за ночи без сна.

Мы поздно у вас замечаем порою

Снежок на висках,паутинку у глаз…

Спасибо вам ,мамы,

Спасибо большое-

За все,


Что вы сделали в жизни для нас!

\И.Финк\


Список литературы


  1. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся играем» №9, 2006; №1,2007.

  2. Островский Г.С. «Рассказ о русской живописи»,Москва, 1989.

  3. Послание Президента ЧР Н.В. Фёдорова Государственному совету Чувашской Республики «Дорожить временем, служить людям.», Чебоксары, 2007.

  4. Райгородский Л.Д. «Беседы русских иконах», Санкт-Петербург, 1996.

  5. «Русские художники от «А» до «Я»», Москва, «Слово», 1996

  6. О.М. Туберовская «В гостях у картин. Рассказы о живописи», Ленинград, «Детская литература», 1973

  7. Школьная энциклопедия «Русика.» История России. ХХ век, Москва-Олма-пресс Образование,2003.

  8. «Энциклопедия для детей. Искусство-», том 7, части 1,2; Москва, 1997, 1999

«Владимирская Богоматерь» XII



Феофан Грек XIV век.





А.Г.Венецианов «На жатве .Лето» 1820г.



А.Г.Венецианов «Кормилица с ребенком»

К.С.Петров-Водкин «Мать» 1915г.





.С.Петров-Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец» 1914-1915г.




К.С.Петров-Водкин «Петроградская мадонна» 1920г.






А.А.Дейнека «Мать»
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница