Исследовательская работа традиции и новаторство в раннем творчестве а. Блока шарафтинова Виталина, 10 класс Направляющая организация



Скачать 114.46 Kb.
Дата20.03.2016
Размер114.46 Kb.
ТипИсследовательская работа
XX Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского

Секция: русская литература

Исследовательская работа

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В РАННЕМ

ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

Шарафтинова Виталина, 10 класс

Направляющая организация:

МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского района РТ

Научный руководитель:

учитель высшей категории

Зиганшина В.С.

Москва 2013
Содержание


  1. Введение

  2. Традиции и новаторство в раннем творчестве А. Блока.

    1. Обзор научной литературы по исследуемой теме.

    2. Циклы «До света» и «Стихи о Прекрасной Даме».

Влияние А. Фета на творчество поэта.

    1. Творчество А. Блока 1906 года. Влияние

Н.А. Некрасова на творчество поэта.

3. Заключение

4. Использованная литература


  1. Введение

К концу первого десятилетия XX века в литературных кругах утвердилось мнение, что творчество Александра Блока – одно из самых значительных явлений новой русской поэзии. «Чемпион наших молодых, - несомненно, Александр Блок. Это, в полном смысле слова и без малейшей иронии, - краса подрастающей поэзии, что краса! – её очарование» - писал в 1909 году И. Анненский в статье «О современном лиризме»[2].



Изучив воспоминания современников о Блоке, некоторые критические статьи и работы, посвященные творчеству поэта, я обнаружила следующее: незаурядное поэтическое дарование Блока признавали все, но характеризовали своеобразие его творчества по-разному. Одни считали отличительной чертой творчества поэта его обращённость к традициям русской классической литературы, в частности, к творчеству В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, указывая на некую подражательность, другие акцентировали внимание на самобытности его поэзии. Меня заинтересовала данная проблема, и я решила изучить творчество Блока до 1906 года, т.е. более ранний период, и проследить, преломляются ли в его творчестве традиции А. Фета и Н. Некрасова и насколько, а также раскрыть самобытность поэзии Блока.

Цель данной работы: выявление традиций поэзии XIX века в творчестве раннего А. Блока и новаторского характера его поэзии.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по данному вопросу.

  2. Проанализировать отдельные стихотворения А. Блока 1898-1906 гг.

  3. Сопоставить стихотворения А. Блока и А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

  4. Выявить традиции А. Фета и Н. Некрасова в творчестве А. Блока.

  5. Выявить новаторский характер поэзии А. Блока.

Методы исследования: поисковый, исследовательский, сравнительный.

  1. Основная часть



    1. Обзор научной литературы по исследуемой теме

Изучая научную литературу, посвященную исследованию творчества А. Блока, я отметила для себя три совершенно разные точки зрения. Ю. Тынянов в статье «Блок» утверждал, что поэтика А.Блока традиционна: «Уже беглый взгляд на…лирические сюжеты Блока нас убеждает: перед нами давно знакомые, традиционные образы; некоторые же из них … стёрты до степени штампов… Он предпочитает традиционные, даже стёртые образы, так как в них хранится старая эмоциональность; слегка подновлённая, она сильнее и глубже, чем эмоциональность нового образа, ибо новизна обычно отвлекает внимание от эмоциональности в сторону предметности»[6]. В.М. Жирмунский в статье «Поэтика А. Блока» подчёркивал новаторский характер блоковской поэзии: «В истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень – наиболее утончённые приёмы в пользовании метафорой и символом как способами преображения действительности…его искусство …должно остаться непонятным»[4]. Л. Гинзбург в книге «О лирике» выдвигает свою точку зрения: «Художественные решения Блока представляют особый теоретический интерес — именно потому, что в его поэзии традиционное и впервые найденное скрестились с парадоксальной остротой… Блок — поэт, взявший на себя сложное наследие русского XIX века, и он корифей «новой поэзии» [3]. Опираясь на данные точки зрения, я исследовала творчество А. Блока 1898-1906 гг.

2.2 Циклы «До света» и «Стихи о Прекрасной Даме». Влияние А.Фета на творчество поэта

Если мы рассмотрим ранний цикл стихов А. Блока «До света», то обратим внимание на то, что настроения и переживания поэта, легшие в его основу, отличались в эту пору юношеским индивидуализмом и склонностью к мистическим чувствованиям. Мироощущение юного Блока было отмечено тягой к постоянному самоанализу, но контакты "я" с действительностью были незначительными и ограничивались преимущественно женщинами, природой, сферой семейной жизни. Можно с уверенностью утверждать, что в этом отношении Блок был достойным учеником А.Фета с его поэтизацией природы и интимной стороны человеческой жизни. Именно об этом говорит, например, исследователь А.П. Авраменко в книге «А. Блок и русские поэты XIX века». Он отмечает тот факт, что фетовское влияние на Блока на ранних этапах его творчества состоит в отношении к искусству как к сфере высоких поэтических идеалов, свободных от грубых насущных проблем окружающей действительности [1].

Блоковское понимание роли поэта и назначения искусства современного мира тоже отчетливо перекликается с мыслями Фета. Прочитав стихотворение «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет», написанное семнадцатилетним юношей, я поняла, что лирический герой осознаёт свою исключительность, он противопоставляет себя людям, «толпе»:

Затянут в бездну гибели сердечной,


Я — равнодушный серый нелюдим...
Толпа кричит — я хладен бесконечно,
Толпа зовет — я нем и недвижим.
Так и А.А. Фет считал поэта уникальной личностью, самобытным среди людей, человеком, наделенным редчайшим даром соприкасаться с неведомым, видеть и слышать то, что неподвластно простому смертному.

Обратимся к первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Исследовательница творчества А. Блока З.Г. Минц утверждает, что «Стихи о Прекрасной Даме» созданы на том этапе творчества поэта, когда «фетовские начала» впервые выявились наиболее рельефно и своеобразно» [5]. В подтверждение её слов можно вспомнить финальные строчки известного стихотворения А.А. Фета «А.Л. Бржевской», где перед нами возникает символический образ напрасно сгорающей души человека:


Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
Сопоставим с ними строчки из стихотворения Блока, входящего в цикл «Стихов о Прекрасной Даме»:
Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных,
Ни лета зрелого, ни молодой весны.
...Мне жаль, что день великий скоро минет,
Умрет едва рожденное дитя.
О, жаль мне, друг, — грядущий пыл остынет,
В прошедший мрак и в холод уходя!
Если рассматривать особенности фетовской лирики, то ярко проявляется его излюбленная приглушенность в цвете. Нет, он не избегает ярких красок, но глубинный смысл явлений, сокровенная суть мироздания, по Фету, может открыться взгляду поэта лишь в изменчивых бликах и в полутонах. Преобладающие тона в стихах Фета – сумерки или лунная ночь. Любимый его образ – тени: они не осязаемы, постоянно меняются, и в этом всегда улавливается поэтом мгновенно ускользающая тайна:

Свет ночной, ночные тени,


Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица... («Шепот, робкое дыханье...»)

Блок также часто возвращается в первой книге к этому образу, выискивая в нем разгадки чаемой встречи с Женой: «Не легли еще тени вечерние...», «Тихо вечерние тени...», «Снова ближе вечерние тени...», «Вечереющий сумрак, поверь...».

Кажется, что Блок иногда повторяет и образный строй Фета, и даже его рифму, но это только при поверхностном прочтении его стихов. Сравним первые строфы известных стихотворений «Растут, растут причудливые тени» Фета и «Бегут неверные дневные тени» Блока.
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень...
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день -

хотя в дальнейшем мысль Фета перестает быть «вещной», все же она сосредоточивается на понятиях, связанных с реальной жизнью,- воспоминаниях героя, его судьбе.

То же, казалось бы, и у Блока:
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждет твоих шагов.

Но поэт уходит «выше», «дальше» своего предшественника, смысл стихов Блока всегда углубляется, а в заключительном двустишии Блок меняет тона и этим самым усиливает элемент мистики:


Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен — я жду твоих шагов.
Рассмотрим ещё один пример. Возьмем стихотворение Фета «Всю ночь гремел овраг соседний...». Явление летящих над степью журавлей увлекает лирическую героиню, её мысли устремляются вслед их полету. И в финальном вопросе «Как верить перелетной тени?», т.е. промелькнувшей тени журавлей, Фет расширяет образ: тень - мечта. Блок же всегда реализует возможность расширения до конца. Например, в стихотворении «Старик»:
Смотрю на бледный цвет осенний,
О чем-то память шепчет мне...
Но разве можно верить тени,
Мелькнувшей в юношеском сне?
Здесь ни о какой реальной тени летящих птиц не упоминается; более того, иллюзия усиливается — тень мелькнула во сне. И в следующей строфе Блок вводит уже перемену понятий «тень — мечта», при этом образ, рисуемый им, едва ли не самый расплывчатый во всей символической поэзии: «Мне иногда подолгу снилась Мечта, ушедшая в туман».

Да, в раннем творчестве Блока и туман, и сумрак, и ветер, и многое другое становится, как и в творчестве Фета, сквозными образами, но в них, в отличие от стихов предшественника, решительно преобладает переносный метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный смысл слов высвечивается более глубокое и важное значение, и мир преображается и делается таинственным, постигаемым лишь мистически.

Итак, если Фет романтизирует действительность, то Блок привлекает фетовскую атрибутику - сумерки, вечерние огни, отзвуки песни, другой берег реки - вне материальности, для него они - изначально символы, в которых отражается мир непостигаемый. Можно сказать словами Б.Я. Бухштаба, что для Блока «ассоциативная семантика Фета открыла путь к символам» [8]. В своих мыслях, чувствах герой Фета все же ближе к природе, к земной жизни, чем это имеет место в поэзии символиста. Если у Фета в центре внимания чувство, то у Блока - дух. И даже там, где молодой еще Блок как будто всего лишь повторяет, иногда дословно, Фета, даже там подтекст блоковской лирики более глубок в специфическом символистском толковании этого слова.

2.3 Творчество А. Блока 1906 года. Влияние Н.А. Некрасова на творчество поэта

После революции 1905 года, когда определяется демократическая направленность творчества А. Блока, когда обострившиеся в жизни России социальные проблемы все больше и больше привлекают к себе внимание, в лирике поэта начинают отчетливо звучать некрасовские мотивы. Обратимся к стихотворениям Блока, написанным осенью 1906 года: «На чердаке», «В октябре», «Окна во двор», «Ангел-хранитель», «Хожу, брожу понурый…», «Холодный день». В них возникает знакомая читателю по стихам Некрасова картина убогой, чердачной жизни в городе, тяжелого труда и нищеты. Я убедилась, что новый облик приобретает в этих стихотворениях и лирический герой Блока: он похож на героя некрасовского стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…». Это уже не отрок-монах и не рыцарь, ожидающий Прекрасную Даму. Это бедняк, неудачник, он идет «зловонными дворами» к своему убогому жилью «под низким потолком». Он знает, как «тяжело лежит работа на каждой согнутой спине». Он говорит своей подруге:

Нет! Счастье - праздная забота,

Ведь молодость давно прошла.

Нам скоротает век работа.

Мне – молоток, тебе – игла.

Сиди да шей, смотри в окошко,

Людей повсюду гонит труд… («Холодный день»)

Блок помещает своего героя в обстановку, знакомую читателям по городским стихотворениям Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…», «Пьяница», «На улице», «Плач детей», цикл «О погоде». Он передает настроение героя, его душевное состояние через некрасовские детали, некрасовский пейзаж:

Открыл окно. Какая хмурая

Столица в октябре!

Забитая лошадка бурая

Гуляет во дворе. («В октябре»)

И хмурая погода, и забитая лошадка – это образы из некрасовского цикла «О погоде»: «день безобразный – мутный, ветреный, темный и грязный», «спотыкавшиеся клячи», вдоль спин которых «удары кнута полосами ложились».

Есть в стихотворениях Блока и жизненные ситуации, сюжеты, близкие Некрасову: например, смерть жены в стихотворении «На чердаке» напоминает рассказ о смерти ребенка в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…».

Когда я анализировала данные стихи Блока, мне вначале казалось, что поэт, следуя Некрасову, полностью наполняет многие городские стихи прозой жизни, что в них уже нет и не может быть места мечте. Но это было только на первый взгляд. Даже в самых «некрасовских» стихотворениях Блок сохраняет свою индивидуальность, он не подражает, а по-своему претворяет Некрасова. Если в первой строфе стихотворения «На чердаке» - «трубы, крыши дальних кабаков», то потом мы слышим трагический голос лирического героя. И он уже не только бедняк-неудачник, перед нами мечтатель, поэт. Убогий чердачный мир исчезает, растворяется, его заменяет романтическая картина, романтическая мелодия:

Ветер, снежный ветер.

Давний друг ты мне!

Подари ты веер молодой жене!..

Ты дарил мне горе,

Тучи да снега…

Подари ей зори,

Бусы, жемчуга!..

Реалии повседневной жизни, сливаясь с романтической мечтой, преображаются, становятся символическими. Убеждают нас в этом и строки стихотворения «Незнакомка»: если в первых строках – реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни («За шлагбаумами, заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки»), то в последующих она уступает место романтической мечте («И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу»).

Итак, возникновение и усиление гражданских мотивов в поэзии Блока в революционную эпоху, развитие в ней темы России и народа неминуемо сближало его с поэтом-демократом Н.А. Некрасовым, но опять-таки можно отметить лишь некоторое совпадение структуры произведений Блока с некрасовскими, своеобразие же раскрытия темы в них вполне блоковское.


  1. Заключение

Блок формировался как поэт - символист в 90-е годы XIX века. Представление о символизме в сознании читателя связывалось с разрушением традиций русской классики XIX в. Символизм действительно противостоял реалистическим традициям отечественной литературы, но при этом имелся в виду реализм как художественный метод. В символизме не было пренебрежительного отношения к творчеству писателей и поэтов предшествовавшего века. Напротив, считая себя наследниками всей мировой культуры, русские символисты всячески подчеркивали свою связь с отечественной классикой. Среди тех, кого символисты называли своими великими предшественниками, были А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, Ф.Достоевский, А.Некрасов и другие. Блок принадлежал к числу тех поэтов, кто наиболее естественно ощущал себя связанным с русской поэтической культурой кровными узами родства. Но А. Блок никому не подражает, блоковские слова, ритмы, символы «перестраивают» те традиционные образы, о которых говорил Ю. Тынянов.

В результате исследования творчества А. Блока 1898-1906 гг. можно сделать следующие выводы:

1.А. Блок в своем творчестве опирается на классические традиции, черпает в них то, что ему близко. Он унаследовал от поэзии XX века не только образы, сюжеты, поэтический язык, но и нравственную проблематику, осознание чувства ответственности, которое накладывает на поэта его призвание.

2.Поэзия Блока так многогранна и богата потому, что вбирает в себя, впитывает, переплавляет многое из творчества разных, непохожих друг на друга художников, таких, например, как А. Фет и Н. Некрасов.

3.Поэзия А. Блока – новое слово в искусстве. Поэтический стиль поэта интенсивно метафорический. Его «метафора всегда тяготеет к смысловой глубине символа. Оказываясь сквозной не только для отдельного стихотворения, но и всего поэтического цикла, она приобретает многозначность и порождает широкое поле возможных ассоциаций» [7].



Использованная литература

1.Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990. С. 88.

2. Анненский И. Книга отражений. М., «Наука», 1976. С. 361.

3.Гинзбург Л. О лирике. Изд. 2, дополненное. «Советский писатель», Ленинградское отделение, 1974 г. С.268.

4. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Статья «Поэтика Блока». Л.,1977. С. 227.

5. Минц З.Г. Ал. Блок и Фет («Фетовский пласт» в «Стихах о Прекрасной Даме») // Блок и литература народов Советского Союза. Ереван, 1991. С. 108.

6. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. Статья «Блок». М.,

«Наука», 1977. С. 120-122.

7. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2 ч. Ч. 1/В.В. Агеносов и др. М., «Дрофа», 2000. С. 35.

8.http://www.afanasiyfet.org.ru/lib/ar/author/581



Бухштаб Б.Я. Статья «А.А. Фет. Очерк жизни и творчества»




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница