Исследовательская работа по теме: «Путешествие в Зазеркалье» по произведениям В. Губарева «Королевство кривых зеркал»



Скачать 137.39 Kb.
Дата30.03.2016
Размер137.39 Kb.
ТипИсследовательская работа
Исследовательская работа по теме:

« Путешествие в Зазеркалье»

(по произведениям В.Губарева «Королевство кривых зеркал» и

Е.Гаглоева «Зерцалия»)


Работу выполнила

Ученица 7 класса «А»

ГБОУ г.Москвы гимназия № 1583

Климова Алина

Научный руководитель – Казакова Н.А.


Г.Москва

2013-2014 уч.год

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение стр. 3

  2. Зеркало стр. 4

  3. Страна Зазеркалье в литературе стр. 4-7

  4. Изображение Зазеркалья в книге В.Губарева

«Королевство кривых зеркал» стр. 7-9

  1. Зазеркалье в книге Е.Гаглоева «Зерцалия» стр. 10-12

  2. Выводы стр. 13

  3. Библиография стр. 14


Введение
Когда я училась в первом классе, я посмотрела замечательный фильм «Королевство кривых зеркал», который произвёл на меня большое впечатление. Конечно, я сразу вспомнила страну Зазеркалья из книги Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Недавно я прочитала книгу Е.Гаглоева «Зерцалия» и сразу же вспомнила свои детские впечатления. Мне стало интересно узнать, есть ли что-то общее в описании зазеркального мира в произведениях В.Губарева и Е.Гаглоева.

Тема моего исследования - « Путешествие в Зазеркалье»

(по произведениям В.Губарева «Королевство кривых зеркал» и

Е.Гаглоева «Зерцалия»).

Цель: найти общие черты и отличия в описании Зазеркалья в данных художественных произведениях.

Задачи: на основе анализа текста художественных произведений составить представление о стране Зазеркалья, сравнить изображённые миры, выявить общие черты, найти различия.

Методы: аналитический ( анализ текста художественного произведения), поисковый (поиск информации по теме «Изображение Зазеркалья в произведениях литературы»), сравнения и обобщения.

Гипотеза: в книгах В.Губарева «Королевство кривых зеркал» и Е.Гаглоева «Зерцалия» есть общие черты в описании страны Зазеркалья, но и отличия.

Этапы работы: 1. Чтение произведений В.Губарева «Королевство кривых зеркал» и Е.Гаглоева «Зерцалия». 2. Нахождение сведений о зеркале и теме Зазеркалья в литературе. 3. Определение черт Зазеркалья в произведениях В. Губарева «Королевство кривых зеркал» и Е. Гаглоева «Зерцалия». 4. Выявление среди них общих черт в описании Зазеркалья и различий. 5. Формулирование выводов по работе. 6. Создание презентации.

Зеркало

В основе рассматриваемой темы лежит понятие - «зеркало». Функциональная значимость зеркала состоит в «идентификации» отражаемого самому себе.

Зеркало в толковых словарях определяется как «стеклянный и металлический предмет с отполированной поверхностью для отражения находящихся перед ним предметов».

Зе́ркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения).

Первым зеркалом было природное зеркало - зеркало воды («жидкое» зеркало). Человек испокон веков встречается со своим зеркальным двойником.

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С  этим  связано  большое  число  гаданий,  обрядов  и  предрассудков  (например,  запрет  глядеться  в  разбитое  зеркало,  или  завешивание  зеркал  в  доме  на  9  дней  после  смерти  человека).

При гадании часто используется зеркало, чтобы заглянуть в будущее.

Со временем зеркало стало привычным предметом, но всё равно сохраняло свою загадку. Это нашло своё отражение в мифологии разных стран. Сложилось представление о зеркале как о границе с потусторонним миром. Люди стали думать, что зеркало отражает иной мир – мир духов, мир умерших. Одна из функций зеркала как двери в потусторонний мир.


Страна Зазеркалье в литературе

Мотив Зазеркалья особенно часто использовался в народных и литературных сказках. Сказки содержат плоскость симметрии, аналогичную волшебному зеркалу. В сказках о Зазеркалье сказочное пространство и время способно чудодейственно сжиматься и растягиваться. В нем могут происходить необычные отклонения физических величин от их среднего значения, позволяющие герою совершать фантастические действия (например, переноситься на огромные расстояния, исчезать из виду и т.п.).

В Зазеркалье привычное свободно пересекается с небывалым. Это придает пространству своеобразную мозаичность: обыденное и волшебное перемежаются друг с другом.

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).

В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.

В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» первая глава называется «Зеркало и его осколки», в ней повествуется о том, как злющий-презлющий тролль «смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Ученики тролля носились с ним по всей земле и захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках». И разбилось зеркало вдребезги, и разлетелись его осколки по всему свету. Некоторые из них попадали в глаза людям, и начинали они «видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные ее стороны, ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалась в кусок льда». Попал такой осколок и в сердце Кая. Этот рассказ о зеркале отражает извечную борьбу добра и зла, Бога и Дьявола. В чертогах Снежной королевы мы встречаемся с Зеркалом Разума: «…Посреди  самой  большой  пустынней  снежной  залы  находилось  замерзшее  озеро…  по  ее  мнению,  это  было  единственное  и  лучшее  зеркало  в  мире…» 

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг.

Страна Зазеркалья впервые была художественно воссоздана в сказке английского писателя Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» («Through the looking Glass and What Alice Found There») в 1871 году. Девочка Алиса прошла сквозь зеркало и оказалась в Зазеркалье, где мир представляет собой большую шахматную доску. Из зазеркальной комнаты Алиса попадает в зазеркальный сад говорящих цветов, где встречает Чёрную Королеву и становится Белой Пешкой.

Д.С. Лихачев, вспоминая кэрролловские сказки пишет: «Помню, как меня, да и многих детей, волновал «феномен зеркала». Что там за мир, и нельзя ли взглянуть в ту часть зеркального мира, которая скрыта за краями зеркала? «Алиса в Зазеркалье» - этот интерес переживают, мне кажется, все дети. Меня интересовали еще - остаются ли на месте те предметы и тот мир, который я в данное время не вижу. Я старался как можно быстрее и внезапнее оглянуться, чтобы поймать - что же делается за моей спиной, когда я туда не смотрю»

Зеркало в художественной литературе может быть мифологемой, архетипом, мотивом, микросюжетом, принципом.

Под термином «мифологема» (в англоязычной литературе—«мифема») понимается сознательное заимствование у мифа мотива, темы или ее части.

В основе архетипа зеркала лежит проявление двойственности, бинарности.

Использовал и Гастон Леру в книге «Призрак Оперы» мотив Зазеркалья: Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало.


Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
Изображение Зазеркалья в книге В.Губарева

«Королевство кривых зеркал»

Повесть-сказка В.Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» написана в 1951, в 1952 г. повесть была переделана в одноименную пьесу, а в 1963 году был создан кинофильм.

В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» волшебное говорящее зеркало предлагает Оле побывать «по ту сторону» зеркала. Переход в Зазеркалье происходит мгновенно. «Хрустальный звон все усиливался. По гладкому стеклу зеркала побежали голубые волны. С каждой секундой они становились все голубее и голубее, и теперь уже зеркало ничего не отражало. Затем голубые волны рассеялись, словно туман, и хрустальный звон затих. Оля снова увидела в зеркале переднюю и свое отражение. Однако стекло исчезло. Осталась только одна рама». Зеркало в этом произведении становится дверью в Зазеркалье. Причём через зеркало происходит перемещение героини туда и обратно. Зеркало в сказке становится границей, обозначающей вход/выход из мира реального в мир Зазеркалья.

Пройдя сквозь волшебное зеркало, Оля оказывается в «чужом» мире, но не одна, а со своим зеркальном двойником Яло.

Зеркало делит сказочное пространство повести-сказки на две части -Предзеркалье и Зазеркалье.

Сюжет «Королевства кривых зеркал» разворачивается в реальной жизни (обрамление: начало и конец) и в сказочном королевстве, то есть имеет обрамление.

Когда Оля попадает в «чужой» мир, там всё выглядит наоборот: то, что дома стояло справа, там стоит слева, и то, что стояло слева, оказалось слева.

Яло, зеркальный двойник Оли, становится «проводником» по сказочному миру. В описании девочки всё наоборот: «Видишь, у меня все наоборот: у тебя родинка на правой щеке, а у меня - на левой». Оля правша, а Яло - левша. Но это сопоставление правый-левый здесь не используется как «хороший-плохой», «добрый-злой».



Время в Зазеркалье течёт в обратном направлении: «Когда бы ты ни вернулась обратно, ваши часы будут показывать тот же час, ту же минуту и даже ту же секунду, когда ты переступила раму» . В Королевстве кривых зеркал время идет в другую сторону: «Оля подняла голову и увидела на стене часы, точно такие, какие висели дома в передней. Только циферблат на этих часах был нарисован наоборот, и стрелки двигались не вперед, а назад» . Действие проходит в течение нескольких минут: «"Что с тобой? Как будто год не виделись, а расстались-то всего десять минут назад.

В произведении противопоставлены понятия свой/чужой. Оле всё чуждо в Зазеркалье. «Вы, девочки, наверно, чужестранки?» - спрашивают их.. О Яло главная героиня говорит: «Ты моя единственная подруга в этой чужой стране» . Оля, как подмечает король Топсед Седьмой, говорит «на каком-то странном наречии». Она называет церемониймейстера «дедушкой», королевскую мантию - «пальто», короля - «гражданином». В речи девочки присутствуют слова «городская милиция», «трамвай».

Какой предстаёт Зазеркалье перед Олей: «Девочки вышли на вершину холма, с которого открывался удивительный вид. У их ног начиналась огромная стеклянная лестница. Она уходила далеко вниз, и там внизу, у ее подножия, раскинулся город. Он был весь из разноцветного стекла, и его бесчисленные башни и шпили отражали солнце и слепили глаза»; «Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего, зеленого и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом пышных костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. От фонтана веяло приятной прохладой. Все искрилось в ярком солнечном свете. Там и тут по площади проезжали коляски с какими-то важными и надутыми людьми. Звонко стучали по мостовой подковы лошадей. И повсюду на площади, так же как и на лестнице, были расставлены кривые зеркала.

Оля и Яло с любопытством рассматривали необыкновенных людей. Вот мимо прошел высокий худой старик в парчовом камзоле и в черных чулках, обтягивающих его тонкие ноги.»

Но в этом мире перевёрнутыми показаны и отношения между людьми, т.е не такими, какими должны быть. В Зазеркалье присутствует социальная несправедливость, богатые и бедные: «Девочки обогнули площадь и вошли в маленький, тесный переулок. Чем дальше они шли по этому переулку, тем ниже и беднее становились дома.»

Властители Зазеркалья повсюду расставляют кривые зеркала, для удержания власти в своих руках им надо скрыть правду. «Я рад, что разбил это кривое зеркало! Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставили по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только все равно вашим зеркалам никто не верит! — выкрикивал Гурд в лицо Нушроку.»

Министры злы, жестоки, несправедливы: «Есть у нас такой министр. О, он такой же жестокий и злой, как Нушрок! Абаж владеет всеми рисовыми полями нашего королевства. Ты права, девочка: он действительно похож на толстую жабу!» Их имена читаются наоборот и при этом отражают суть их характеров: Коршун, Жаба, Гадюка.

Мир Зазеркалья держится на лжи: «Может быть, ты думаешь, что не врет король или его министры? Да они самые большие вруны!»

В повести-сказке В.Губарева Зазеркалье – страна зла, в которой всё находится в перевёрнутом виде, даже человеческие отношения.
Зазеркалье в книге Е. Гаглоева «Зерцалия»

Евгений Гаглоев - молодой автор, вошедший в шорт-лист конкурса "Новая детская книга". Его роман "Иллюзион" первая книга серии "Зерцалия", настоящей саги о неразрывной связи двух миров, расположенных по эту и по ту сторону зеркала.

Герои этой серии - обычные российские подростки, неожиданно для себя оказавшиеся в самом центре противостояния реального и "зазеркального" миров.

Загадочная страна Зерцалия, расположенная где-то в зазоре между разными вселенными, управляется древней зеркальной магией. Земные маги на протяжении столетий стремились попасть в Зерцалию, а демонические властелины Зерцалии, напротив, проникали в наш мир: им нужны были земляне, обладающие удивительными способностями.

Российская школьница Катерина Державина неожиданно обнаруживает существование зазеркального мира и узнает, что мистическим образом связана с ним. И начинаются невероятные приключения: разверзающиеся зеркала впускают в наш мир чудовищ, зеркальные двойники подменяют обычных людей, стеклянные статуи оживают… Катерина шагнула в мир, неведомый ей ранее, так как узнала, что попав на ту сторону можно найти средство, чтобы оживить родных ей людей.

Зеркало является границей между нашим и потусторонним миром, дверью туда. «Катерина повернулась лицом к зеркалу и бесстрашно шагнула в него. Языки пламени сомкнулись за ее спиной».

Зерцалия – это загадочный мир по ту сторону зеркала. Правда, попасть туда сложно. Существует всего три способа. Первый способ: в день полнолуния сила луны ослабевает, и ты можешь спокойно переходить из одного мира в другой, пока не закончится полнолуние. Второй: существует машина Калиостро, с помощью которой можно перемещаться с Земли в Зерцалию, но только если у тебя есть ключ от этой машины, наполненный кровью Калиостро. Третий: если в тебе течет кровь Калиостро, то есть ты потомок Калиостро, то, приложив каплю своей крови к зеркалу, ты попадаешь в страну.

В больших городах Зерцалии почти все сделано из стекла, потому что в потустороннем мире стекло является одним из самых твердых материалов, который сложно разбить, лишь стены домов сложены из камня и кирпича. В Зерцалии нет столбов с линиями электропередачи, соответственно нет электричества. Фонари на улицах стоят газовые, из черного стекла. В любом городе, на каждой улице – везде стоят зловещего вида черные фигуры стеклянных рыцарей. «Мы словно оказались в одном из старинных городков старой Европы! Перед нами возвышались красивые здания из камня, их высокие шпили уходили в темное, почти черное небо, в котором светились три луны! Одна большая и две поменьше по обе стороны от нее. Высоко в ночном небе плыл большой дирижабль — такой, как рисовали на старинных гравюрах, — воздушный корабль, висящий на вантах на огромном баллоне. Он был хорошо виден в сиянии трех лун». Да, в Зерцалии три луны! «Каждая из лун имеет особую власть, а еще каждая светит ярче остальных в определенный период времени. Пемфредо имеет самый долгий цикл, она светит дольше своих сестер. Тревога. Мы постоянно живем в ожидании каких-то неприятностей. Когда царит Дейно, случаются землетрясения и другие при родные катаклизмы. Ну а Энио наводит на нас настоящий ужас. Дело в том, что третья луна благоволит колдунам и магам. Она дает энергию, которую они используют для своих дьявольских ритуалов. Этот период самый короткий, но зачастую самые кровавые драмы и кошмарные события случаются именно при свете третьей луны».

По-своему жизнь Зерцалии отражается на земле: события, которые там происходят, становятся на Земле легендами и мифами. «– То, что для вас легенды, для нас – реальность, бывшая тысячи лет назад. Зерцалия существует на стыке миров и вселенных, – пояснил Алекс. – Здесь есть многие вещи, которые хорошо знакомы людям с Земли.»

В Зерцалии живут как простые люди, так и чародеи, колдуны. Правда, одежда у местных жителей странная. Все одеты по-разному. Высокие цилиндры, круглые шляпы-котелки и залихватские пиратские треугольники; пышные юбки и невзрачные домотканые платья; рабочие брезентовые комбинезоны, старинные камзолы и чопорные темные костюмы не могли существовать в одно время. В Зерцалии же можно было увидеть все сразу. Это мир на перекрестье вселенных и эпох! Народ Зерцалии живет в страхе.

Правит Зерцалией Демоническая Пятерка или их еще называют Флэш-Ройяль. В Демоническую пятерку входят: Император, Повелитель Кукол, Дама Теней, Оракул Червей и Мастер Зеркал. Они сбежали в Зерцалию с Земли, когда в России была революция. До этого Зазеркальным миром правил Орден Созерцатилей, то есть потомков Калиостро, а во главе Ордена

У нас на Земле есть много разных пород собак, но они не очень большие. Собака - это друг человек. Он охраняет, защищает своего хозяина. А в Зерцалии - зорги! Это огромные псы из Зерцалии! Они подчиняются Демонической Пятерке. А откуда они взялись? Их нашел Флеш-Рояль в одном из миров и привез в Зерцалию.

По ту сторону зеркала, Катерина увидела мрачный мир, в котором забирали детей, отправляя их служить Повелителям Зерцалии. В этом мире все перевернуто, Повелители забирали жизни невинных людей для своего бессмертия. Катерина бросилась на помощь, выявляя свои самые добрые качества.

Зерцалия оказалась миром зла: "Да поможет мне Бог! Я пережил самое ужасное в моей жизни! Чарующий зазеркальный мир далеко не так прекрасен, каким он нам казался! Зерцалия - это воплощенная обитель зла! Проклятые земли!" (Из дневника князя Поплавского, "Иллюзион)"




Выводы

Зазеркалье – это отражение всех пороков человека. И Оля, побывав в зазеркальном мире, и Катерина увидели его злым, жестоким и несправедливым.

Зеркало - это загадочное слово. Глядя в зеркало, вы видите своё отражение. Оказывается, по ту сторону зеркала есть свой мир. На мой взгляд, этот мир противопоставлен земному.

Зазеркалье – вымышленное пространство, сказочная страна по ту сторону зеркала, в переносном смысле  место, где положение вещей доведено до абсурда. Среди всех предметов, которые окружают человека в повседневной жизни, едва найдется вещь, загадочнее, чем зеркало!


НО! Это перекресток миров, зачастую злых и опасных! В них отражение всех пороков человечества.

В произведениях В. Губарева «Королевство кривых зеркал» и Е. Гаглоева «Зерцалия» дверью в Зазеркалье является зеркало. И в том, и другом произведении создана своеобразная страна Зазеркалья, где изображенный мир отличается от реального. Мы видим там несправедливо построенное государство, во главе которого стоит король и его свита. Я думаю, что это прежде всего потому, что мир Зазеркалья относится к миру тьмы. В изображенных странах все держится на лжи.



Зеркало - это уникальное пространство. Глядя в Зеркало, нужно задуматься: «А действительно ли в нем ты видишь то, что видят в тебе окружающие!»


Библиография

  1. Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Алма-Ата, 1991.

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. Демурова Н. Комментарии.// Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Алма-Ата, 1991.

  4. Виталий Георгиевич Губарев. «Королевство кривых зеркал». ТПО «Интерфейс», 1993.

  5. Евгений Гаглоев. «Зерцалия. Иллюзион», «Зерцалия. Трианон», «Зерцалия. Центурион». «Росмэн», 2011.

  6. www: liveinternet

  7. www:wikipedia.org


Каталог: portal -> system -> competition project -> docs -> attachments -> 000 -> 001
001 -> Исследовательская работа «Таинственное Зеркало»
001 -> Тесты для начальной школы.(1-4 классы) Тесты для средней школы.(5-9 классы)
001 -> Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий»
001 -> Исследовательская работа Булгаковский Воланд – Мефистофель, Люцифер или Сатана?
001 -> Влияние окрашивания волос на организм
001 -> Исследовательская работа по теме: «Существуют ли русалки?» Работу
001 -> Тема проекта: «спецэффекты в кино»
001 -> Исследовательская работа «из олимпийских сочи в древнюю олимпию»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница