Исследовательская работа по литературе «Тема пророка в лирике Лермонтова»



Скачать 198.25 Kb.
Дата12.07.2016
Размер198.25 Kb.
ТипИсследовательская работа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением иностранных языков

г. Дубна Московской области»

Исследовательская работа по литературе

«Тема пророка в лирике Лермонтова»

ученика 9 Б класса



Рукавишникова Антона

Научный руководитель-

учитель русского языка и литературы

Салтыкова Т.Ю.

г.Дубна


2013 г.

Оглавление


Введение 2

Земной путь М.Ю.Лермонтова 2

Поэтическая миссия поэта 4

Тема пророка в творчестве Лермонтова 7

Заключение 12

Информационные источники 13







Введение


Миссия Лермонтова — одна из

глубочайших загадок нашей культуры.

Д.Андреев. «Роза Мира».


Творчество М.Ю.Лермонтова – одна из самых загадочных страниц русской литературы. Не слишком избалованный судьбой, Михаил Юрьевич поражает читателей совсем не детской глубиной даже своих ранних стихотворений. Кажется, будто он уже в детстве предчувствовал свое необычное предназначение, свой дарованный свыше поэтический гений. Можно было бы, конечно, отнести его юношеские пророчества относительно самого себя и своего таланта к гипертрофированному самолюбию и честолюбию. Но ведь талант-то, действительно, был! И многие пророчества его сбылись: обстоятельства его собственной смерти, будущее России… Значит, был у Лермонтова дар пророчества? И прав Даниил Андреев, придавая поэту и его миссии высокую значимость? Именно эти вопросы заставили меня обратиться к теме пророка и пророчеств в лирике Михаила Лермонтова. Целью данной исследовательской работы является изучение того, как развивается эта тема в творчестве поэта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с биографическими статьями о судьбе и творчестве Лермонтова.

  2. Познакомиться с критическими литературоведческими статьями о лирике поэта.

  3. Провести собственное исследование стихотворений Лермонтова, в которых прослеживается тема пророка.

  4. Сделать вывод о том, как проявилась данная тема в творчестве поэта.

Земной путь М.Ю.Лермонтова


Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в Москве, в дворянской семье.

Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Сложные отношения отца и матери приводили к частым семейным ссорам. Марья Михайловна, мать будущего поэта, имела весьма слабое здоровье, а после одной из ссор болезнь стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной ее преждевременной смерти.

После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.

Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 г поэма «Хаджи Абрек». В 1837 г за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.

Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.

За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично —в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.



Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит.1

Поэтическая миссия поэта


Прежде чем приступить к исследованию развития темы пророка в творчестве Лермонтова, выясним происхождение и суть самого понятия «пророк».

Пророк — человек, предсказывающий будущее. В Библии пророками называли людей, которые несли Слово Божие, возвещали приход Мессии. Первым пророком, упоминаемым в Священном Писании, был Авраам. Через него Бог обращался к народу Израиля: давал обещания, делал предупреждения, устанавливал законы, поучал и возвещал о будущих событиях.

Считалось, что истинное понимание происходящего и связанных с ним последствий, представления о будущих событиях, значение символических событий даются пророку через сновидения или через духа, присутствие которого осознается как некая внутренняя сила, направляющая деятельность избранного Богом человека. Отсюда крылатое выражение «ни сном ни духом».

За редкий дар и право на почетную миссию приходилось дорого платить: пророки нередко сталкивались с непониманием и глумлением со стороны толпы, вступали в конфликт с властями и подвергались гонениям. В начале Своей проповеднической деятельности в родном городе Назарете Иисус также был осмеян народом.

Призвание пророка — быть устами Господа, доносить в своих речах Слово Божие, обличать зло и проповедовать истину, связывать настоящее и будущее, с тем чтобы указать обществу истинный путь. Таковы ветхозаветные пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и другие, чьим девизом стало «Не могу молчать». Сила же воздействия проповеди зависела от доходчивости, образности, художественных достоинств их пророчеств — поэтому пророки, как правило, обладали незаурядным поэтическим даром.2

Старейший род Лермонтовых, берущий начало от шотландских предков — Лермонт, в 1613 пришедший на костромскую землю, обрусевший, принявший православие имел родовым девизом на гербе своем “SORS MEA IESYS”, что в переводе означает “Жребий мой Иисус” или Судьба моя Иисус”. Немного дворянских родов России имеют девизом рода — следовать за Христом. Мог ли Лермонтов не придавать этому серьёзного значения — конечно же, не мог. С детства ему знакомо было чувство родовой гордости и ответственности дворянина перед памятью предков, перед судом вечности.3 Кроме этого, семейная легенда гласила, что одним из предков Лермонтовых был известный бард 13 века Томас Лермонт, или Честный Томас, пользовавшийся славой провидца, пророка. В легенде рассказывается, как Томас своей песней пленил сердце королевы эльфов, та отвезла его в волшебную страну и сделала своим возлюбленным. От королевы он получил дар предвидения, легенда приписывает ему предсказание многих событий в истории Шотландии. «Честным Томасом» баллада называет его за то, что он не говорил ни слова лжи. Некоторые историки полагают эту балладу родоначальником всей шотландской литературы в целом4.

Томас Лермонт принадлежал к существующему поныне шотландскому роду Лермонтов, родоначальник которого упоминается в 1057: он был награжден королем Малькольмом III за участие в разгроме Макбета и по королевскому указу получил фамилию Лермонт (от местности, что считалось почетным). В 1613 г. один из представителей этого рода, пленный поручик польской службы Георг (Джордж) Лермонт (ок. 1596—1634), поступил на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу, перешел в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых, к которой принадлежал Михаил Лермонтов, который считается потомком Томаса Рифмача. В XVI веке предок Джорджа Байрона, королевский адвокат Гордон Байрон, был женат на Маргарет Лермонт, что дало основание поэту числить Томаса Рифмача в своих предках.5 Можно с уверенностью сказать, что Михаил Лермонтов не только знал эту легенду, но и чувствовал себя причастным к ней. Быть потомком знаменитого поэта-пророка обязывало к определенному состоянию.

Даниил Андреев в своей книге «Роза мира» говорит о высочайшей миссии М.Ю.Лермонтова в жизни России. И миссия эта, по его мнению, сродни миссии пророков. Своеобразие этого дара у Лермонтова заключалось в том, что значительная часть его «пророчеств» посвящена собственно ему самому. «С самых ранних лет - неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой; феноменально раннее развитие бушующего, раскаленного воображения и мощного, холодного ума; наднациональность психического строя при исконно русской стихийности чувств; пронизывающий насквозь человеческую душу суровый и зоркий взор; глубокая религиозность натуры, переключающая даже сомнение из плана философских суждений в план богоборческого бунта…; высшая степень художественной одаренности при строжайшей взыскательности к себе, понуждающей отбирать для публикации только шедевры из шедевров...»6

Можно предположить, что предчувствие своей особой поэтической миссии юный поэт воплотил в образах Демона, мятущегося духа, который позднее станет героем одноименной поэмы, и Ангела, на крыльях которого был принесен на землю сам поэт. «Лермонтовский демон - попытка художественно выразить некий глубочайший, с незапамятных времен весомый опыт души, приобретенный ею в предсуществовании от встреч со столь грозной и могущественной иерархией, что след этих встреч проступал из слоев глубинной памяти поэта на поверхность сознания всю его жизнь. Очевидно, в направлении еще большей, предельной поляризации этих двух тенденций, в их смертельной борьбе, в победе утверждающего начала и в достижении наивысшей мудрости и просветленности творческого духа и лежала несовершенная миссия Лермонтова.»7 Действительно, читая уже самые ранние стихотворения Лермонтова, поражаешься абсолютно не юношеской глубине его взгляда на мир и, прежде всего, на самого себя.

Мой демон. 
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.


1829

В 1831 году 17-летний поэт пишет стихотворение «Ангел», в котором, на мой взгляд, выразил свое самое светлое восприятие мира, предположение о том, что это его «душу младую» принес Ангел на землю, в «мир печали и слез». И для Даниила Андреева Ангел, несший душу на землю, , есть не литературный прием, а факт.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли     

 Ей скучные песни земли.

Даже в этом светлом стихотворении Лермонтов говорит о неуютности своего земного существования, о невозможности реализовать себя среди людей.
Именно “миром печали и слез” гоним “неведомый избранник”.
 

И звук его песни в душе молодой 
Остался — без слов, но живой.
 

Найти слова этой песни здесь, на земле, — вот предназначение “странника”. Это призвание мучительно, ибо обрекает поэта-вестника на одиночество среди “пестрой толпы” светского общества и среди поколения, грядущее которого “и пусто, и темно”.

Это двоякое ощущение ангельского и демонического начала (желания быть любимым и понятым и горького чувства одиночества среди людей) в себе поэт высказал во многих своих стихотворениях. С одной стороны, душа, напитанная светлыми идеалами, с другой – невозможность достичь эти идеалы в реальном мире. С одной стороны, желание добра миру, людям – с другой стороны, слишком трагическое видение их несовершенства и их неудержимого движения к собственной гибели. Не из этого ли чувства и родилась лермонтовская язвительность и мрачная правда? Так что же «видел» поэт-пророк Михаил Лермонтов? Какие человеческие пороки (личные и социальные) не давали ему покоя? О чем пытается он предупредить своих современников?

Разделим интересующую нас тему на несколько условных подразделов:

  • предчувствие своей пророческой миссии и своей судьбы;

  • собственное понимание назначения поэта;

  • видение сути человеческой натуры;

  • предсказание и трактовка исторической судьбы России.

Рассмотрим на примере конкретных стихов, как развивается пророка и пророчеств в творчестве Лермонтова.

Тема пророка в творчестве Лермонтова


 

Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт,

Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая

томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души

и понять его как поэта и человека.

И. Андроников 

Предчувствие своей судьбы

Среди стихотворений 1828 – 1836 гг. находим удивительное по своей метафоричности двустишие – перевод из Шиллера:

Счастлив ребёнок! И в люльке просторно ему: но дай время

Сделаться мужем, и тесен покажется мир.

Мы видим здесь не столько противопоставление комфорта детского мира и «трудностей» взрослой жизни, сколько его собственное противоречие между его идеальным и реальным миром, между его ощущением себя и тем миром, где ему приходится жить.

Мотив постоянной борьбы с миром, непонимание им поэта можно обнаружить даже в любовной лирике юношеского периода. Так в послании К***, обращенном Н.Ивановой, обиженный возлюбленной девушкой поэт пишет:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может,
мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он
?

В этом же 1832 году Лермонтов пишет «программное» стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…», в котором ясно представляет свою трагическую поэтическую судьбу, свою особую миссию, свою приближенность к Богу, к Вечному.

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!


Не может не привлечь внимание читателя мотив смерти, встречающийся во многих лирических произведениях Лермонтова, начиная уже с самых ранних. «Как другие вспоминают прошлое, так он предчувствует или, вернее, тоже вспоминает будущее – словно снимает с него покровы, один за другим, – и оно просвечивает сквозь них, как пламя сквозь ткань. Кажется, во всемирной поэзии нечто единственное – это воспоминание будущего.

На шестнадцатом году жизни – первое видение смерти:

     На месте казни, гордый, хоть презренный,

     Я кончу жизнь мою8.

     Через год:

     Я предузнал мой жребий, мой конец:

   Кровавая меня могила ждет9.

     Через шесть лет:

     Я знал, что голова, любимая тобою,

   С твоей груди на плаху перейдет10.

     И наконец, в 1841 году, в самый год смерти – "Сон" – видение такой ужасающей ясности, что секундант Лермонтова, кн. Васильчиков, описывая дуэль через 30 лет, употребляет те же слова, как Лермонтов. – "В правом боку дымилась рана, а в левом сочилась кровь", – говорит кн. Васильчиков.

     Глубокая еще дымилась рана,

   По капле кровь сочилася моя, -

     говорит Лермонтов.

   Это "воспоминание будущего", воспоминание прошлой вечности кидает на всю его жизнь чудесный и страшный отблеск: так иногда последний луч заката из-под нависших туч освещает вдруг небо и землю неестественным заревом».11

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Уже в юности Лермонтов имел ясный взгляд на то, что должен воспевать в своих стихах настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей любить родину и свободу. Поэт – это человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся.

В стихотворении «Поэт» 1838 года («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») Лермонтов с помощью развёрнутого сравнения с кинжалом, превратившемся из надежного боевого товарища в обычное украшение, показывает истинное назначение поэта:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

«Пророческая речь», «осмеянный пророк» - эти настойчиво повторяющиеся образы получат трагическое завершение в 1841 году в стихотворении «Пророк», которое станет итогом размышлений Лермонтова о судьбе настоящего поэта. Лермонтов сознательно избирает стиховую форму пушкинского «Пророка».  Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви


И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Этот персонаж, несмотря на свою родословную от образов библейских божьих избранников, поразительно отличается от пушкинского. Лермонтовский “Пророк” - копия романтическая. В нем ярко и остро выражен лиризм субъективного сокровенного внутреннего чувства, причем чрезвычайно страстного и трагического. Но, несмотря на свою субъективность (в плане эмоциональном), перед нами предстает евангельский образ. Помимо того что тут угадываются черты пророка Илии, он напоминает и о новозаветном апостоле Павле и о самом Христе: эти признаки и мотивы отсутствуют в пушкинском стихотворении. В первом отображен момент преображения и призвания, а во втором идея развивается уже до описания трагической судьбы пророка в мире. Пушкин повествует, но, хотя говорит и от первого лица, все-таки достаточно отстраненно. Рассказ его величествен и торжественен, в нем не чувствуются страдания того, кто ведет рассказ. Лермонтов совсем не повествует, а говорит исключительно монологом лирического героя, причем подобный монолог - поток мыслей, рождающихся в душе героя, не вступающего в контакт или диалог ни с кем из тех, кто в него “бешено бросал каменья”, - мысли облекаются в слова только через волю поэта, невидимо облеченного, как и созданный им герой, в пророческие одежды. Его евангеличность и новозаветность выдают прежде всего строки: “провозглашать я стал любви и правды чистыя ученья: в меня все ближние мои бросали бешено каменья”. Как все напоминает апостола Павла! Любви и правды чистые ученья несли исключительно новозаветные апостолы и мученики. Ветхий Завет не знал прямой проповеди Любви, но ему ведомы были провозвестия грозной воли Божией и жестокие безжалостные обличения грехов. Стихотворение Лермонтова, как романтическое, окрашено эмоциональным колоритом и красотою слова: “и звезды слушают меня, лучами радостно играя”. Сколько сокровенного, затаенного, тихого и печального поведал нам тот, с чьей душой можно было быть либо “богом, либо злодеем”. Пушкинское повествование - объективно и сухо, оно безразлично к субъективным чувствам.

Затронув тему “русского пророка”, отметим, что он всегда странник, обреченный идти почти без передышки. Он - больший скиталец, чем его библейский предтеча. В стихотворении Лермонтова мы ощущаем движение этого странника через город в пустыню. Читая стихотворение, мы ясно видим перед собой тихого странника, или очарованного, как у Лескова. Он совсем не грозный, как Илия, и не такой грандиозный, как Исайя, он похож на тютчевского Христа - он безмолвный и сострадающий, плачущий с плачущим, но в то же время провозглашающий не только чистые ученья Любви, но и Правды, - обличающий, но не громогласно и не огненно, а тихо, почти шепотом в самое ухо, но чрезвычайно пронзительно.12

Лермонтовский пророк вынужден «посыпав пеплом главу» бежать подальше от людей, в пустыню, где его благодарно слушают звезды и бессловесная тварь. Когда же он изредка появляется в «шумном граде», то умудренные старцы показывают на него пальцами и внушают детям:

«Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен.
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Осмеянный, презираемый пророк, на которого показывают пальцами, как на городского сумасшедшего, - какой страшный образ! Люди не поняли и не приняли пророка. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Лермонтов понимал, что жизнь тех, кто несёт новое знание, всегда полна препятствий и людского непонимания, и несмотря ни на что поэт – пророк должен хранить свято «завет предвечного» и нести его людям. 



Предвидение судьбы России

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников. Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» — мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто спорят о том, что именно натолкнуло автора на мысль создать подобное произведение, и их мнения расходятся. Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.



Предсказание.

Настанет год, России черный год,


Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет. 

Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь». Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. «В тот день явится мощный человек», — предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом». Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия, действительно, превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а то, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.13

Заключение


Таким образом, мы убедились в том, что поэтический дар Михаила Юрьевича Лермонтова, действительно, был необычным и обладал пророческими свойствами. В своих лирических произведениях поэт, сам еще очень молодой человек, с болью в душе говорит о несовершенстве современного ему общества, о фальши в отношениях, о чрезмерном эгоизме, которые, в свою очередь, и приведут общество к гибели. И некоторую мрачность настроения его лирики можно объяснить тем, что он слишком ясно видел противоречие между миром идеальным и реальным. Созданный им образ Демона, которому мир кажется тесным, напоминает самого Лермонтова, пророка, которого не хотели слышать современники. Ему было дано всего лишь 13 лет сознательного творчества. Даниил Андреев считает: «Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого - непредставимого для нас и неповторимого ни для кого - жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили к обогащению духа и где мудрость, прозорливость и просветленное величие таковы, что все человечество взирает на этих владык горных вершин культуры с благоговением, любовью и с трепетом радости».14 Возможно, он был прав, так высоко оценивая роль Михаила Юрьевича Лермонтова. Как знать, быть может, еще не все пророчества поэта относительно нас сбылись. И его слова:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,



В бездействии состарится оно.
- кажутся мне очень актуальными по отношению к современному обществу. Это еще раз подтверждает мысль о глубинном видении Лермонтова.

Информационные источники




  1. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-lermontova/

  2. http://moy-bereg.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova/analiz-stihotvoreniya-lermontova-prorok-2-2.html

  3. http://pishi-stihi.ru/predskazanie-lermontov.html

  4. http://moy-bereg.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova/analiz-stihotvoreniya-m.yu.lermontova-smert-poeta.html

  5. Д.Андреев. «Роза мира» (Глава 10 «Миссии и судьбы»)//http://ki-moscow.narod.ru/litra/ezo/andreev_roza/andreev_roza10-2.htm

  6. Д.Мережковский. Лермонтов – поэт сверхчеловечества// http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0090-1.shtml

  7. "Silentium"(пророческая тема в русской поэзии)//http://www.davidsbuendler.kz/node/197

  8. В. Ю. Троицкий// http://sochinenie.blogspot.cz/2011/08/blog-post_3493.html

  9. http://www.pravmir.ru/lermontov-pritcha-o-bludnom-paruse/



1 http://citaty.su/kratkaya-biografiya-lermontova/

2 ИнтерЛит. Международный литературный клуб// http://www.interlit2001.com/bible/prophet.htm

3 http://www.pravmir.ru/lermontov-pritcha-o-bludnom-paruse/

4 http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 Там же

6 Д.Андреев. «Роза мира» (Глава 10 «Миссии и судьбы»)//http://ki-moscow.narod.ru/litra/ezo/andreev_roza/andreev_roza10-2.htm

7 В. Ю. Троицкий// http://sochinenie.blogspot.cz/2011/08/blog-post_3493.html

8 Из стихотворения "Настанет день -- и миром осужденный..." (1831).

9 Из стихотворения "1831-го июня 11 дня".

10 Из стихотворения "Не смейся над моей пророческой тоскою..." (1837?)

11 Д.Мережковский. Лермонтов – поэт сверхчеловечества// http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0090-1.shtml

12 "Silentium"(пророческая тема в русской поэзии)//http://www.davidsbuendler.kz/node/197

13 http://pishi-stihi.ru/predskazanie-lermontov.html

14 Д.Андреев. «Роза мира» (Глава 10 «Миссии и судьбы»)//http://ki-moscow.narod.ru/litra/ezo/andreev_roza/andreev_roza10-2.htm



Каталог: download -> version -> 1427204028 -> module
version -> «Натуральные числа»
version -> Задачи по дисциплине «монолитный бетон»
version -> Комплексные задания к текстам (4 класс) Прочитай текст и выполни задания. Кто из пернатых пилотов летает быстрее всех?
version -> Рекомендации по выполнению задания а1 – А7
version -> Вариант №1 – гиа 2012 Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В9
version -> 1. в viа группу не входит элемент: а О; б S; в Se; г C
version -> -
version -> Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства». Вариант 1 Часть А


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница