Исследование в школьной лаборатории 6-9 Пути решения проблемы 10 Литература и ресурсы 11 Приложения 12-19 Введение Объектом исследования был выбран микрорайон школы. По расположению это




Скачать 112.63 Kb.
Дата13.08.2016
Размер112.63 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №13" городского округа город Воронеж

«Что посеешь, то и пожнешь»

(влияние бытовых отходов на почвенный покров)

Свиридова Оксана

Изюмова Анастасия

10 В класс

Руководитель: Капранова Инна Викторовна

учитель химии

Воронеж 2015

Содержание:



  1. Введение 1-3

  2. Основная часть 4-5

Воронеж превращается в большую свалку

3. Исследование в школьной лаборатории 6-9

4. Пути решения проблемы 10

5. Литература и ресурсы 11

6. Приложения 12-19

1.Введение

Объектом исследования был выбран микрорайон школы. По расположению это «сердце» Ленинского района, который можно рассматривать как исторический центр города. Здесь наряду с новостройками соседствуют послевоенные дома и частный сектор. Но, к сожалению, несмотря на престижность района, на улицах можно увидеть стихийные свалки и несвоевременную работу служб ЖКХ.

Данную работу можно считать актуальной, потому что проблема отходов с каждым днем принимает угрожающие масштабы.

Цель работы: изучение влияния бытовых отходов на почвенный покров в микрорайоне школы.

Задачи:


  1. Изучение литературы по данной теме;

  2. Провести доступный для школьной лаборатории эксперимент;

  3. Познакомить учащихся нашей школы с результатами исследовательской работы.

Бытовые отходы являются дестабилизатором геоэкологической обстановки, их основные морфологические компоненты в различной степени подвержены процессам разложения. Металлы переходят в окружающую среду преимущественно в виде оксидов (цинк, медь, олово, металлоорганические соединения и др.). К продуктам распада бумаги и пищевых остатков относятся органические кислоты, фенол, альдегиды, аммиак, нитраты и другие вещества; к газообразным продуктам разложения - углекислыи газ, метан, сероводород, летучие органические кислоты.

По сути, территории свалок сопоставимы с зонами

экологического бедствия. Здесь нельзя жить, производить сельхозпродукцию, строить питьевые колодцы. Миграция химических элементов, содержащихся в фильтрате твердых бытовых отходов, приводит к загрязнению поверхностных и грунтовых вод, пылегазовые выделения загрязняют воздух, осаждаясь, загрязняют почвы и воды. Животные, поселяющиеся на свалках, представляют эпидемиологическую опасность. Основными причинами загрязнения почвы на территории жилой застройки являются: увеличение количества твердых бытовых отходов; несовершенство системы очистки населенных мест; изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов; отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров; отсутствие централизованной системы канализации в ряде населенных мест; неудовлетворительное состояние канализационных сетей; возникновение несанкционированных свалок. 1

Несанкционированные (стихийные) свалки - груды мусора на территориях, не предназначенных для размещения отходов. Любая такая свалка - конкретная химическая лаборатория, где концентрация веществ техногенного происхождения зашкаливает, а реакции «брожения» образуют всё новые и новые вредные токсины. Вокруг свалок или переполненных контейнеров зачастую распространяются неприятные запахи, они уродуют эстетичный вид ландшафта (Приложение 1).

 

2.Основная часть



Воронеж превращается в большую свалку

Горы мусора рядом с контейнерами во дворах домов; стойкий аромат свалки, гуляющий по подъездам; усыпанные окурками и фантиками тротуары и газоны... Картина, знакомая каждому горожанину. Мусорная проблема стоит в Воронеже так же остро, как проблема пробок на дорогах или вечно дорожающих и при этом некачественных услуг ЖКХ. Для нас топливо из переработанных отходов и одежда из мусора - полная небылица, хотя во многих странах это давно поставлено на поток.

Объёмы отходов жизнедеятельности растут с каждым годом. О переработке в промышленных масштабах пока лишь говорят. При этом с мусором обращаются по-старинке - он сгружается на свалки, где гниёт, отравляя окружающую среду. Такой способ «расправы» с отходами называется «захоронение». И он не просто давно устарел, но и несёт большую угрозу для экологии.

Эти огромные мусорные «кладбища» оказывают комплексное негативное воздействие на окружающую среду. В первую очередь страдает почва. Учитывая, что мы живём в Черноземье, почва - это не просто наше богатство, но и уникальное достояние. Естественно, что горы неорганических отходов не улучшат её состояние. Единственный способ, который может реанимировать землю, на территории которой находится полигон, - это рекультивация. Процесс сложный, долгий и дорогой.

В наших краях насчитывается 16 полигонов для твёрдых бытовых отходов, а несанкционированные свалки вообще не сосчитать. Ежегодно в Воронежской области производится около 6 млн тонн мусора, из которых на долю твёрдых бытовых отходов приходится около 20%. Те из полигонов, что располагаются в районах, - в основном муниципальные, а те, что неподалёку от Воронежа, - частные. Правда, большинство из них устарели, более-менее современные методы работы используют единицы. Так, например, сортировка отходов, даже частичная, проводится лишь на паре полигонов.

Лариса Жегулъская, генеральный директор одного из полигонов Воронежской области:

- Процесс сортировки мусора технически не сложен, главная проблема - человеческий фактор. У нас на предприятии сортировка мусора проводится вручную. Как это происходит? - Идёт конвейер, на него подаётся мусор, и люди вручную выбирают каждый свой вид вторсырья. Сырьё перебрасывают в специальный бункер, после этого полезные фракции прессуются и сдаются в специализированные организации, которые занимаются их переработкой. Всё, что осталось, уходит на полигон (Приложение 2).2

Чем страшны мусорные полигоны, и когда из отходов мы начнём извлекать пользу? Кстати, во многих европейских странах люди привыкли сортировать мусор уже в своей квартире. Там бумагу, бутылки, жестянки выбрасывают отдельно, а потом все отправляется на переработку. По сути - это даже выгодно. Ведь за сданную макулатуру, бутылки и прочее платят деньги.

3.Исследование в школьной лаборатории

В некоторой степени поверхностные слои грунта можно сравнить с губкой: они легко впитывают загрязняющие вещества, которые выделяются находящимися поблизости предприятиями, находятся в воздухе, выпадают вместе с осадками, попадают с твердыми бытовыми отходами.

Исследования грунтов в лаборатории состоят из трех этапов:



  • Отбор проб по «методу конверта». Обозначают территорию прямоугольной формы. Забор грунта производится из каждого ее угла и из центра. Отбор проб в ходе исследования проводился дважды.

  • Непосредственно испытания грунтов в лаборатории

  • Интерпретация результатов исследований

Испытание грунтов в лаборатории;

Определение плотности почвы.

При определении плотности почвы различают три степени плотности в сухом состоянии:



  1. Очень плотная - лопата или нож при сильном ударе входит в почву на глубину не более I см

  2. Среднеуплотненая - лопата или нож при сильном ударе входит на глубину 2-3 см и почва разламывается руками.

  3. Слабоуплотненая - лопата или нож входит на глубину 3-5 см и почва легко разламывается руками.

Таблица 1.

Образец

Плотность почвы

Пришкольный участок

слабоуплотненная

Улица Карла Либнехта

среднеуплотненная


Извлечение из почвы водорастворимых соединении и анализ их качественного состава.

Приготовление водной вытяжки:

Взвешиваем на технических весах 50 грамм просеянной через сито диаметром отверстий в 1 мм почвы и помещаем ее в колбу емкостью 500 мл. Добавляем пятикратное количество дистиллированной воды (250 куб. см) и энергично взбалтываем в течение 3 минут. Полученную вытяжку фильтруем. Вытяжка представляет модель почвенного раствора, содержащего водорастворимые соединения (Приложение 3). Если фильтрация идет медленно, то определение щелочности и хлоридов проводят, когда соберется достаточное для этих анализов количество фильтрата.

В засоленных почвах, богатых легкорастворимыми солями и не содержащих натрия, фильтрация идет быстро и фильтрат получается прозрачным, т.к. соли коагулируют коллоиды. В щелочных почвах с небольшим количеством легко растворимых солей наблюдается пептизация коллоидов, которые забивают поры фильтра и снижают скорость осаждения.



Определение реакции почвы, ее карбонатности.

  1. Определение реакции почвенного раствора при помощи универсальной бумаги.

В маленькую фарфоровую чашку положили на расстоянии друг от друга универсальную индикаторную бумагу. Засыпали их небольшим количеством

почвы, которую смочили дистиллированной водой. Образуется почвенный раствор. Через 10 мин бумажки осторожно вынимаем.



  1. Проба на присутствие карбонатов.

В маленькую фарфоровую чашку поместим небольшую пробу почвы и подействуем на нее 10% соляной кислотой.

(Приложение 4).


Таблица 2.



Образец

Реакция почвенного раствора

Присутствие карбонатов

Пришкольный участок

рН=8, слабощелочная

Слабое выделение пузырьков газа, незначительное наличие карбонатов.

Ул. Карла Либкнехта

рН=8, слабощелочная

Выделение пузырьков газа, наличие карбонатов.


Определение хлоридов и сульфатов

Определение наличия хлоридов в почве.

     К 5 мл почвенной вытяжки добавили несколько капель 10% раствора азотной кислоты и по каплям нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется белый осадок хлорида серебра.

Уравнение реакции:

NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

     Если  при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый осадок, то данный образец содержит десятые доли % хлорид-ионов, если раствор только мутнеет, т.е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли % хлорид-ионов.

Обнаружение сульфат-ионов в почве.

    К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель концентрированной НСl и 3 мл 20% хлорида бария.  Если  при анализе образца появится белый осадок в виде молока, то данный образец содержит сульфат–ионы. О концентрации сульфатов в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (см. выше).

Уравнение реакции:

 Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl 3

Таблица 3.

Название опыта

Образец (пришкольный участок)

Образец (улица Карла Либкнехта)

Наличие хлори-ионов

Легкое помутнение, наличие тысячных долей процента.

Помутнение, наличие сотых – тысячных долей процента.

Наличие сульфат ионов

Легкое помутнение, наличие тысячных долей процента.

Помутнение, наличие сотых – тысячных долей процента.

(Приложение 5)

Результаты исследования:

Для исследования были взяты пробы на улице Карла Либкнехта и пришкольном участке. Пробы взяты в декабре 2014г. и в январе 2015г., по результатам исследования видно, что почва на улице Карла Либкнехта загрязнена в большей степени, чем на пришкольном участке. Это можно объяснить тем, что контейнерной площадкой пользуются жильцы большого количества жилых домов. Поэтому можно сделать вывод, что вывоз ТБО осуществляется несвоевременно, одной площадки недостаточно для большого количества многоквартирных домов.

4.Пути решения проблемы.

Изучив теорию по данной проблеме и проделав эксперимент можно предположить пути решения:



  1. Применение европейской практики обращения с отходами,

усовершенствование существующих технологий переработки и мониторинга, свойственные для России способы складирования на полигонах.

  1. Использование информационных ресурсов - информирование населения о проблеме. Выпуск информационных экологических листовок, волонтерское движение. Приглашать специалистов экологов в школы (Приложение 6).

  2. Сортировка ТБО в домашних условиях. Каждый человек, который заботится о своем будущем и здоровье должен начать с себя. Сдать отработанные батарейки в гипермаркеты электроники, например, «Медиа Маркт» (Приложение 7), осуществлять сбор и сдачу макулатуры или участвовать в программе по утилизации бытовой техники 4(Приложение 8).

  3. Осуществлять своевременный вывоз мусора, поддерживать в чистоте дворы, детские и спортивные площадки.

  4. Использовать растения для улучшения состояния почвы и облагораживания территории. Можно выращивать растения, которые не требуют ухода – календула, турецкая гвоздика, маргаритка и т.д. (Приложение 9)

5.Литература и ресурсы

1.http://ecoatlas.e-reg36.ru

2. http://www.sdelanounas.ru

3. Елена Деревянкина Статья газеты «Еженедельник АиФ» №7 от 12.02.2014

4.  Е.Г. Зверева, Методические рекомендации по организации экологических практик и летнего экологического лагеря, г. Москва, 2008г.

6.Приложение

Приложение 1.

c:\users\рет\desktop\фото0653.jpg

c:\users\рет\desktop\контейнер.jpg

Контейнерная площадка по дороге в школу (улица Карла Либкнехта)


Приложение 2.



c:\users\рет\desktop\29754306909ad6e6dcd38c1bf87aaf4b.jpg

Фото Дмитрий Чернов (АиФ)



c:\users\рет\desktop\image5422495.jpg

Полигон ТБО в Семилуках (http://voronej.bezformata.ru/listnews/oblasti-otkrili-novij-poligon)

Приложение 3.

c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.312\img_7863.jpg
c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.880\img_7868.jpg

Приготовление почвенной вытяжки.

Приложение 4.
c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.927\img_7889.jpg
c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.880\img_7932.jpg

Определение реакции почвы, ее карбонатности

Приложение 5.

c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.048\img_7920.jpg

c:\users\рет\appdata\local\temp\rar.663\img_7930.jpg

Определение хлоридов и сульфатов.


Приложение 6.
c:\users\рет\appdata\local\temp\dsc_0563.jpg
c:\users\рет\appdata\local\temp\dsc_0559.jpg

Экологический урок при поддержке ВРОО «Центр экологической политики города Воронежа».


Приложение 7.



c:\users\рет\desktop\для работы\свиридова\mm-015-days3.jpg

Утилизация батареек (http://protvino.livejournal.com)

Приложение 8.

c:\users\рет\desktop\для работы\свиридова\aw1hz2vzlm.jpg

Утилизация бытовой и компьютерной техники (http://24-info.info)


Приложение 9.



http://sosh13.ru/img/86-4.jpg

http://sosh13.ru/img/86/120.jpg
Внеклассная работа акции «Цветы школе», «Посади дерево».


1 http://ecoatlas.e-reg36.ru

2 Елена Деревянкина Статья газеты «Еженедельник АиФ» №7 от 12.02.2014


3  Е.Г. Зверева, Методические рекомендации по организации экологических практик и летнего экологического лагеря; г. Москва, 2008г.

4 http://www.sdelanounas.ru



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница