Исследование основных признаков Жохова Валентина Владимировна, и о. зав кафедрой менеджмента




Скачать 158.99 Kb.
Дата14.07.2016
Размер158.99 Kb.
Социальное предпринимательство: исследование основных признаков

Жохова Валентина Владимировна, и.о. зав.кафедрой менеджмента,

доцент кафедры менеджмента ШЭМ ДВФУ, канд.экон.наук

Введение

В современных исследованиях в сфере бизнеса и менеджмента социальное предпринимательство является одной из наиболее активно изучаемых областей. В данной статье представлен анализ основных исследований социального предпринимательства, опубликованных в научных журналах за период 1990–2015 гг. Теоретические дискуссии по концептуальной основе социального предпринимательства, различность в толковании его понятия актуализируют научные исследования, направленные на изучение основных его признаков и направлений. Большое количество теоретических методов исследования и ограниченное количество эмпирических, позволяющих получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении, приводит к выводу, что концепция социального предпринимательства все еще остается недостаточно изученной. Целью данной статьи является выявление и исследование признаков социального предпринимательства, влияющих на его развитие. Большое количество различных научных точек зрения затрудняет определение четких границ понимания социального предпринимательства, выявление основных его признаков поможет определить его отличительные особенности.



Подходы к исследованию социального предпринимательства (СП)

Анализ зарубежных источников, публикующие статьи об исследовании социального предпринимательства, демонстрирует высокий интерес к данному социальному явлению, рис.1.


Рисунок 1 – Распределение публикаций о СП в зарубежных журналах

в период с 1990 по 2015 год

Анализ статей о социальном предпринимательстве, опубликованных в ведущих отечественных научных журналах, включенных в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, выявил также рост активности его исследования. Для исследования СП и определения его признаков было отобрано 32 статьи в ведущих международных и российских рецензируемых журналах в области менеджмента и предпринимательства.

Социальное предпринимательство, в настоящее время, является развивающим и инновационным полем научных исследований, как в российской, так и зарубежной практике, что подтверждает его актуальность. К пониманию СП следует подходить с учетом результатов полученных ведущими специалистами в области теории и методологии предпринимательства: «…создание новых фирм» [Gartner, Shane, 1995]; «…создание новых видов экономической деятельности, приводящие к росту фирмы» [Davidson, 2006]; «…открытие и использование прибыльных благоприятных возможностей…для создания общественного богатства» [Venkataraman, 1997, p. 132].



Исследователь Смирнов В.П. отмечает, что предпринимательство является основным внутренним источником экономического развития. Для его анализа используется принцип методологического плюрализма и интегративный подход к исследованию предпринимательства [Smirnov, 2015]. Примером такого интегративного подхода является определение автора Широковой Г.В., которая считает, что «предпринимательство - это процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности» [Широкова, 2011, с. 12].

  • Исследование сущности и понятий СП позволило нам сформировать его определение: социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность или процесс, формирующие возможность гибридного партнерства, направленные на установление социальной ответственности и решение проблем в системе социальной защиты, обеспечивающие систематические социальные изменения и генерацию общественных ценностей с созданием новых организаций или инновационных путей в управлении существующих организаций.

Изучение российских и зарубежных статей позволило определить признаки СП и выявить основные методы научных исследований применяемые авторами. Дж. Шорт определяет методы теоретического познания (conceptual articles), включающие описательные (description), пояснительные (explanatory) и прогностическые (predictive) исследования; а также методы эмпирического исследования (empirical articles) данного явления, включающие качественные (qualitative methods) и количественные методы (quantitative methods) [Short, 2009]. Авторы научных публикаций прибегают также к общелогическим методам и приемам исследования: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, системный подход и др.

Выделение признаков социального предпринимательства посредством описательных теоретических исследований представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Описательные (description) теоретические исследования признаков СП

Авторы

Цель исследования

Выделенный признак СП

Dees, 1998;

Mair, Marti, 2006




Исследование сущности и понятия социального предпринимательства

- социальная миссия;

- непрерывность инноваций, адаптации и обучения;

- предпринимательский подход (решительность действий, несмотря на ограниченность ресурсов; повышенная степень ответственности за результат);

- масштабируемость;

- постоянный поиск возможностей для ее реализации


Abu-Saifan, 2012; Макаревич, Сазонова, 2012


Исследование сущности и концепции социального предпринимательства

- социальная миссия (социальное назначение);

- инновационность (предпринимательское новаторство);

- финансовая устойчивость;

- устойчивая самоокупаемость;

- постоянный поиск возможностей


Peredoa, McLean, 2006;

Лебедева, 2011;

Шматкова, 2013


Рассмотрение феномена СП как дуалистического явления и исследование понятия социального предпринимательства

- социальная миссия;

- инновационность (направленная на социальный эффект);

- предпринимательский подход;

- масштабируемость;

- наличие двойного результата: социального и экономического


Austin, Stevenson, Wei Skillern, 2006;

Choi, Majumdar, 2014



Исследование сущности социального предпринимательства в рамках кластерной концепции

- создание социальной ценности;

- социальная инновационность;

- предпринимательский характер деятельности;

- финансовая устойчивость;

- самоокупаемость (рыночная ориентация);

- социальная личность предпринимателя



Грегори Диз, используя дескриптивный подход, описывает эволюцию и сущность социального предпринимательства, рассматривает социального предпринимателя как предпринимателя с явной социальной миссией и основными признаками отнесения его к таковому. Автор отмечает, что деятельность социальных предпринимателей направлена на локальное решение социальных проблем, их действия имеют потенциал для стимулирования глобальных изменений в выбранной ими сфере и имеют инновационный характер [Dees, 1998].

На инновационности, как одном из важнейших признаков СП, настаивают также исследователи А. Передо и М. Маклин, которые стремятся установить границы понятия социального предпринимательства в их континууме социальных целей и коммерческой деятельности [Peredo, 2006]. Исследования Дж. Мэйр и И. Марти, Е. Шматковой выявляют предпринимательскую деятельность и социальную составляющую предпринимательства [Mair, Marti, 2006; Шматкова, 2013]. С. Абу-Сайфан, А. Макаревич и А. Николс строят свои теории СП, систематизируя полученные ранее знания об этом явлении, определяя его сущность и понятие, выделяяя среди основных признаков: финансовую устойчивость и самоокупаемость [Nicholls, 2006; Abu-Saifan, 2012; Макаревич, Сазонова, 2012].

Пояснительные (explanatory) теоретические исследования описывают причинно-следственные связи в социальном предпринимательстве, каким образом оно возникает, влияет на другие процессы в обществе, экономике и пр. Данные методы исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Пояснительные (explanatory) теоретические исследования признаков СП

Автор

Цель исследования

Выделенный признак

Weerawarden, Carnegie, 2003


Исследование основных особенностей социального предпринимательства

- социальная миссия;

- инновационность;

- проактивность;

- риск-менеджмент;

- финансовая устойчивость


Zahra, 2008


Выявление сил, способствующих формированию и интернационализации социальных предприятий

- социальная миссия;

- инновационность;

- непрерывный поиск и использование возможностей для повышения общественного богатства;

- масштабируемость

- возможность воспроизведения деятельности другими субъектами


Miller, 2012

Исследование мотивации для создания социального предпринимательства

- социальная миссия;

- благотворительная основа деятельности;

- рыночная организационная форма;

- экономическая эффективность



Santos, 2012;

Калугина, 2013



Проведение сравнительного анализа коммерческого и социального предпринимательства

- социальная миссия (социальная направленность деятельности);

- инновационность;

- предпринимательский подход;

- финансовая устойчивость;

- тиражируемость и возможность воспроизведения другими субъектами


Анализ статей показал, что большинство теоретических исследований выделяют в качестве основных признаков СП: наличие социальной миссии (12 источников), инновационности (11), использование предпринимательского подхода к деятельности (9), финансовую устойчивость (7), самоокупаемость и масштабируемость (4).

  • Основные признаки социального предпринимательства в российской науке были определены Фондом региональных социальных программ «Наше будущее»: наличие социальной миссии, предпринимательский подход к деятельности, инновационность, финансовая устойчивость и самоокупаемость, масштабируемость и тиражируемость [Фонд региональных социальных программ].

Эмпирические методы исследования СП включают как качественные (grounded theory, case study), так и количественные методы (descriptive statistics, correlations). Роберт К. Инь определяет метод кейсов (case study) как метод «эмпирического исследования современного феномена (явления) в контексте реальной жизни, когда границы между феноменом и контекстом не ясно определены» [Yin, 2009, с. 13]. А. Страусс определяет обоснованную теорию (grounded theory) как «теорию, которая индуктивно выводится из изучения феномена, который она представляет…она создается, развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену» [Страус, 2011]. Выделение признаков СП посредством качественных методов исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Качественные методы (qualitative methods) исследования признаков СП

Метод

Автор

Цель исследования

Выделенный признак

Кейс-стади

Leadbeater, 1997

Исследование сущности и инновационности социального предпринимательства

- социальная миссия преобладает над желанием получить экономическую прибыль;

- предпринимательское новаторство;

- профессионализм и динамизм характерны для небольших, быстро растущих предприятий;

- деятельность сосредоточена на решении локальных проблем, но может быть масштабируема



Alvord, Brown, Letts, 2004;

Seelos, Mair, 2005; Арай, Бурмистрова, 2014



Исследование сущности социального предпринимательства и факторов, влияющих на его развитие

- деятельность направлена на создание социальной ценности;

- инновационность;

- предпринимательский подход;

- финансовая устойчивость;

- самоокупаемость


Thompson, Alvy, Lees, 2000;

Robinson, 2006;

Nicholls, 2009


Исследование сущности, возможностей СП, экологического вклада и процесса выявления и оценки этих возможностей

- социальная миссия или деятельность направлена на создание социальной ценности;

- инновационность;

- предпринимательский подход к деятельности


Martin, Osberg, 2007

Определение сущности СП на основе исследования действующих социальных предприятий

- социальная миссия;

- предпринимательский подход к деятельности;

- экономическая эффективность;

- масштабируемость

- тиражируемость


Московская, 2011

Исследование опыта социального предпринимательства в России и за рубежом

- первенство социальной миссии над коммерцией;

- предпринимательский подход;

- новаторство;

- устойчивый коммерческий эффект, обеспечивающий самоокупаемость и конкурентоспособность;

- тиражируемость


Обоснованная теория

Boschee, 1998

Исследование факторов влияющих на развитие социального предпринимательства

- социальное назначение;

- значительное внимание уделяется рыночным силам (предпринимательский подход);

- финансовая отдача (при этом самоокупаемость – редкое явление)


Weerawardena, Mort, 2006

Определение характеристик социального предпринимательства

- социальная миссия;

- инновационность;

- превентивность и риск-менеджмент;

- финансовая устойчивость;

- самоокупаемость


Качественные методы исследования позволили авторам изучить сущность СП, определить деятельность и особенности социальных предприятий, выявить характеристики социальных предпринимателей. Основными признаками социального предпринимательства отмечены: предпринимательский подход к деятельности (11 источников), наличие социальной миссии (8), инновационность (6), финансовая устойчивость (6), самоокупаемость (5).

Количественные методы: дескриптивная статистика (descriptive statistics), корреляции (correlations) проводятся посредством почтового и онлайн-опроса социальных предпринимателей. Основные признаки, выделенные в статьях, включают наличие социальной миссии (22 источника), инновационности (21), предпринимательского подхода к деятельности (14), непрерывного поиска возможностей (9), риск-менеджмента и финансовой устойчивости, таблица 5.

Таблица 5 – Количественные методы (quantitative methods) исследования признаков СП

Метод

Работа

Цель исследования

Выделенный признак

Дескриптивная статистика

Crisan, Borza, 2012

Выявление отличительных особенностей социального предпринимательства

- социальная миссия;

- инновационность;

- постоянный поиск и использование возможностей;

- риск-менеджмент



Lepoutre, 2013

Разработка методологии для измерения социального предпринимательства

- социальная миссия;

- инновационность;

- предпринимательский подход к деятельности;

- финансовая устойчивость



Корреляция

Felício, Gonçalves, 2013

Выявление влияния СП на социальную ценность и эффективность деятельности

- социальное назначение;

- инновационность;

- предпринимательский подход к деятельности


Заключение. Исследование сущности, понятия и основных признаков СП осуществлялось посредством анализа статей в ведущих международных и российских журналах. Анализ показал, что для исследования данного явления используются методы теоретического познания и эмпирического исследования. Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием  новых теорий и выдвижением гипотез по социальному предпринимательству. Эмпирическая - способствует сбору информации и описанию СП посредством использования методов кейсов и обоснованной теории, которые дают более глубокий, полный и комплексный анализ сущности и признаков социального предпринимательства на примере отдельных социальных предприятий. В целом количество статей с использованием теоретических методов, превосходит количество статей использующих эмпирические исследования, что подтверждает - исследование в поисках сущности, концептуальности, понятия и отличительных признаков социального предпринимательства продолжается.

В качестве основных отличительных признаков СП авторами отмечены: наличие социальной миссии (социального назначения; направленности на создание социальной ценности); предпринимательского подхода к деятельности (включая поиск возможностей, принятие рисков, проактивность, решительность действий и др.); инновационности; финансовой устойчивости; самоокупаемости; масштабируемости и тиражируемости результатов деятельности. Информация, полученная эмпирическими методами, находит свое подтверждение в теоретических исследованиях. Сочетание качественных и количественных методов способствует эффективному исследованию социального предпринимательства.


Список использованных источников


  1. Арай, Ю. Н., Бурмистрова, Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве/ Ю. Н. Арай, Т. А. Бурмистрова // Российский журнал менеджмента. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 55–78.

  2. Калугина, Т. Г. Феномен социального предпринимательства и региональное развитие/ Т. Г. Калугина // Власть. – 2013. – № 10. – С. 32–35.

  3. Лебедева, И. С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности/ И. С. Лебедева // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 62–64.

  4. Макаревич, А. Н. Сущность и специфика социального предпринимательства в России / А. Н. Макаревич, Т. Ю. Сазонова // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24. – С. 52–56.

  5. Московская, А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А. А. Московская, М. А. Аларичева, А. И. Албутова, Т. С. Лыткина, М. В. Мамута, И. П. Попова, В. Л. Силаева, О. С. Сорокина, И. А. Сыкалов, О. В. Шлыкова. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011. 284 с.

  6. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / А. Страусс, Д. Корбин. // М. : Эдиториал УРСС, 2011. – 256 с.

  7. Шматкова, Е. М. Социальное предпринимательство как часть бизнеса и гражданского общества / Е. М. Шматкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №10 (056). – С. 143–146.

  8. Широкова Г. В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 384 с.

  9. Abu-Saifan, S. Social entrepreneurship: definition and boundaries /
    S. Abu-Saifan // Technology Innovation Management Review. – 2012. – Vol. 2, № 2. – P. 22–27.

  10. Alvord, S. H. W. Social entrepreneurship and societal transformation an exploratory study / S. H. Alvord, L. D. Brown, C. W. Letts // The Journal of Applied Behavioral Science.– 2004. – Vol. 40, № 3. – P. 260–282.

  11. Austin, J. Social and commercial entrepreneurship: same, different, or both? / J. Austin, H. Stevenson, J. Wei Skillern // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2006. – Vol. 30, № 1. – P. 1–22.

  12. Boschee, J. Merging mission and money: A board member's guide to social entrepreneurship. / J. Boschee. – Oxford University Press, 1998. – 22 p.

  13. Choi, N. Social entrepreneurship as an essentially contested concept: Opening a new avenue for systematic future research / N. Choi, S. Majumdar // Journal of Business Venturing. – 2014. – Vol. 29, № 3. – P. 363–376.

  14. Crisan, C. M. Social entrepreneurship and corporate social responsibilities / C. M. Crisan, A. Borza // International Business Research. – 2012. – Vol. 5, № 2. – P.106–113.

  15. Gartner W. B., Shane S. A. Measuring entrepreneurship over time. Journal of Business Venturing, 1995. Vol. 10, № 4. P. 283–301.

  16. Davidson P., Delmar F., Wiklund J. Entrepreneurship as growth; growth as entrepreneurship. In: Davidson P., Delmar F., Wiklund J. (eds.). Entrepreneurship and the Growth of the Firms. Edward Elgar Publishing: Cheltenham, UK; Northampton: MA, USA, 2000. P. 21–35.

  17. Dees, J. G. The meaning of social entrepreneurship. / J. G. Dees. – Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, 1998. – 5 p.

  18. Felício, J. A. Social value and organizational performance in non-profit social organizations: Social entrepreneurship, leadership, and socioeconomic context effects / J. A. Felício, H. M. Gonçalves, V. da Conceição Gonçalves // Journal of Business Research. – 2013. – Vol. 66, № 10. – P. 2139–2146.

  19. Leadbeater, C. The rise of the social entrepreneur / C. Leadbeater // Demos. – 1997. – № 25 – P. 1–87.

  20. Lepoutre, J. Designing a global standardized methodology for measuring social entrepreneurship activity: the Global Entrepreneurship Monitor social entrepreneurship study / J. Lepoutre // Small Business Economics. – 2013. – Vol.40, № 3. – P. 693–714.

  21. Mair, J. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight / J. Mair, I. Marti // Journal of World Business. – 2006. – Vol. 41, № 1. – P. 36–44.

  22. Martin, R. L. Social entrepreneurship: The case for definition / R. L. Martin, S. Osberg // Stanford social innovation review. – 2007. – Vol. 5, № 2. – P. 28–39.

  23. Miller, T. L. Venturing for others with heart and head: How compassion encourages social entrepreneurship / T. L. Miller // Academy of Management Review. – 2012. – Vol. 37, № 4. – P. 616–640.

  24. Nicholls, A. Social entrepreneurship: New models of sustainable social change. / A. Nicholls. – Oxford University Press, 2006. – 504 p.

  25. Peredoa, A. M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept / A. M. Peredo, M. McLean // Journal of World Business. – 2006. – Vol. 41, № 1. – P. 56-65.

  26. Robinson, J. Navigating social and institutional barriers to markets: How social entrepreneurs identify and evaluate opportunities / J. Robinson //Social Enterprise Journal. – 2006. – Vol. 5, № 2. – P. 42–60

  27. Santos, F. M. A positive theory of social entrepreneurship / F. M. Santos // Journal of Business Ethics. – 2012. – Vol. 111, № 3. – P. 335–351.

  28. Seelos, C. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor / C. Seelos, J. Mair // Business Horizons. – 2005. – Vol. 48, № 3. – P. 241–246.

  29. Short, J. C. Research in social entrepreneurship: Past contributions and future opportunities / J. C. Short, T. W. Moss, G. T. Lumpkin // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2009. – Vol. 3, № 2. – P. 161–194.

  30. Smirnov P., Belkin V. Experience in the Application of the Principle of Methodological Pluralism in the Study of Entrepreneurship // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 7. P. 122- 127.

  31. Thompson, J. Social entrepreneurshipa new look at the people and the potential / J. Thompson, G. Alvy, A. Lees // Management Decision. – 2000. – Vol. 38, № 5. – P. 328–338.

  32. Venkataraman S. The distinctive domain of entrepreneurship research: An editor,s perspective. Katz J., Brockhaus J. (Eds.). Advances in Entrepreneurship, firm Emergence, and growth. JAI Press: Greenwich, CT, 1997. Vol. 3. 132 p.

  33. Weerawardena, J. Investigating social entrepreneurship: A multidimensional model / J. Weerawardena, G. S. Mort // Journal of World Business. – 2006. – Vol. 41, № 1. – P. 21–35.

  34. Yin, R. K. Case study research: Design and methods. / R. K. Yin. – 4th ed.p.cm. – (Applied social research methods v.5), 2009. – 223 p.

  35. Zahra S. A. Globalization of social entrepreneurship opportunities / S. A. Zahra // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2008. – Vol. 2, № 2. – P. 117–131.

  36. Информация о Фонде региональных социальных программ «Наше будущее». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/about-us/ (дата обращения: 9.05.2015)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница