Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с



Скачать 255.08 Kb.
Дата28.03.2016
Размер255.08 Kb.
ТипИсследование


Содержание

Введение……………………………………………………………………3-6

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков..……………………………………….6-25


    1. Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков………………………………………..6-11

1.2. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте...11-14


1.3. Явная и скрытая акцентуация характера………………………….14-16

1.4. Основные типы акцентуаций характера…………………………..16-21

1.5. Динамика акцентуаций характера………………………………...21-25

ГЛАВА II Экспериментальные исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков………………………………………………………………26-28

2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………………26-28

2.2 Обработка и анализ результатов эмпирического исследования…28-43

2.3 Рекомендации по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков……………………………………….43-48

Заключение………………………………………………………………48-50

Библиография…………………………………………………………...50-54

Приложение 1…………………………………………………………...54-57

Приложение 2…………………………………………………………...57-60

Приложение 3…………………………………………………………...60-61

Введение

Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].

Вопрос изучения подростковой трудновоспитуемости имеет междисциплинарный характер, поскольку исследование этой проблемы ведется в рамках таких наук, как социология, психология, педагогика, патопсихология, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте.

А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим.

Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы исследовательской работы - «Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков».

Этой проблеме посвящены работы следующих авторов: Кочетова А.И. «Перевоспитание подростка» [20], Белёчевой С.А. «Основы превентивной психологии» [6], Степанова В.Р. «Психология трудных школьников» [52].

Предмет исследования: особенности акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков.

Объект исследования: акцентуации характера подростков.

Цель работы: изучение особенности акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков.

Гипотеза исследования: у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

•  Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.

•  Подбор диагностического материала.

•  Проведение исследования.

•  Анализ полученных результатов.

Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков.



  1. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков мужского пола 15-17 лет.

3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера у подростков, учащиеся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.

  1. Психологический анализ особенностей мотивационной сферы (мотивации учения, мотивации достижения и мотивации общения) несовершеннолетних правонарушителей.

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.

  2. Эмпирические – методы сбора данных (эксперимент).

  3. Методы математической (статистической) обработки результатов.

Были использованы следующие экспериментальные методики:

  1. Карта психологического развития личностного развития подростка (Вильдавской Л.З.).

2. Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности.

3. Патохарактерологический диагностический опросник - (ПДО) - (Личко А.Е.) для выявления и определения типа акцентуации характера подростка, определение признаков нарушения поведения, склонности к алкоголизации, дезадаптации, склонности к делинквентности, к злоупотреблению наркотических и токсических веществ;




ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков

1.1. Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость.

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость вплоть до акцентуации характера, психопатий [25, c.526].

Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к патопсихологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Наибольшую популярность определения акцентуации характера в подростковом возрасте получила классификация Шмишека.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
1.3. Явная и скрытая акцентуация характера

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая [Личко А. Е., Александров А. А „ 1973].



Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагно­стического опросника [Личко. А. Е., Иванов Н. Я., 1977] позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации [32, c.134].

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомле нии с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Если во время не начать психокоррекционную деятельность, направленную на коррекцию акцентуаций характера подростка, то на этом фоне может возникнуть психопатия, которую корректировать в подростковом возрасте уже очень трудно [35, c.94].

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов).

Патология всегда соприкасается с нормой, - в области так называемых пограничных состояний и, прежде всего, в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и поведения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. В итоге психопатии и психопатоподобные нарушения поведения стали одним из главных полей деятельности подростковой психиатрии. Более двух третей госпитализированных в психиатрические стационары подростков и еще большая доля наблюдаемых психоневрологическими диспансерами относятся к этой области расстройств.

Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.


1.4. Основные типы акцентуаций характера

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипопротекции в воспитании черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилептоидное и реже на лабильное или шизоидное ядро. При воспитании в обстановке "кумира семьи" (потворствующая гиперпротекция), истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими [26, c.283].

Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в сравнении со школьниками старших классов частота гипертимной акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.

Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение, аффективной лабильности ("легко взрываются, но быстро отходят") как одной из ведущих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм.

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием "потворствующая гипопротекция", когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; 3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека"); 4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи"; 5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки"); 6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений; 7) в условиях повышенной моральной ответственности; 8) в условиях "культа болезней".


Глава II Экспериментальные исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков

2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования

В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к изучению проблемы акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков. В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить типы акцентуации у юношей в возрасте 15-17 лет, учащихся ПТУ№8, учащихся второго курса, группы 21,22, 23, г. Йошкар-Олы. По наблюдениям классных руководителей, психолога училища была составлена выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывает 30 человек, которые характеризуются, прежде всего, дезадаптацией поведенческого характера в условиях учебно-воспитательного процесса.

С целью проверки нашей гипотезы проводилось эмпирическое исследование, в ходе которого были выявлены особенности эмоционально-личностной сферы у различных категорий трудновоспитуемых подростков.

Основанием для выбора методик изучения особенностей эмоционально-личностной сферы у различных категорий трудновоспитуемых подростков явились задачи исследования, а также учет принципов построения психологического исследования. Для этого использовались следующие методики:

1.Карта психологической характеристики личностного развития подростка (Вильдавской Л.З.).

Эта карта поможет нам выявить признаки трудновоспитуемости у учащихся, она основана на наблюдении учителя за учениками и позволяет наиболее полно понять картину поведения подростка, а также его положение в семье и коллективе сверстников. (см. Приложение 1, Карту психологической характеристики личностного развития подростка)



2. Патохарактерологический диагностический опросник

(ПДО) А.Е Личко.

Мы используем для выявления - типа акцентуации характера подростка, определение признаков нарушения поведения, склонности к алкоголизации, дезадаптации, склонности к делинквентности, к злоупотреблению наркотическими и токсическими веществами. ( см. Приложение 1, Регистрационный лист к ПДО).



3. Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности.

Додонов Борис Игнатьевич (1922 — 3.05.1985) — отечественный психолог. В 1950 г. окончил Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. — докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. Методика по изучению эмоциональной направленности личности состоит из 60-ти различных утверждений. Все утверждения подразделяются на 10 шкал, каждая из которых отражает определенное эмоциональное направление личности.



Интерпретация эмоциональных направленностей:

1 Альтруистическая — в основе потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям;

2 Коммуникативная — базируется на потребности в об­щении, дружеских отношениях, сочувствующем собесед­нике;

3. Глорическая — потребность самоутверждения, славы, почета;

4. Праксическая — ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;

5. Пугническая — борьба. Опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе;

6. Романтическая — стремление ко всему необычайному, таинственному;

7. Гностическая — стремление понять, разрешить слож­ную проблему;

8. Эстетическая — тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к пережива­нию чувства прекрасного;

9. Гедонистическая — выражение потребности в телесном и душевном комфорте;

10 Акизитивная — (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
2.2 Обработка и анализ результатов эмпирического исследования

2.2.1.Карта психологической характеристики личностного развития подростка (Вильдавской Л.З.)

Всего в исследовании приняло участи 30 подростков мужского пола в возрасте 15-17 лет, учащиеся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.

Наиболее допустимым и приемлемым методом является педагогическое наблюдение подростка в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми, воспитателями, учителями. Этот метод имеет существенное преимущество, поскольку объектом изучения в первую очередь является реальное поведение учащихся, которое наблюдается лонгитюдно в самых различных естественных ситуациях, что способно нести наиболее объективную информацию о личности подростка, тенденциями его развития.

Чтобы педагогическое наблюдение выполняло свои диагностические функции, оно должно быть соответствующим образом организованно и сориентировано.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Во втором исследовании предусматривается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отергаемые ответы, также не более 2-3 выборов и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2 (см. Приложение 1).

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (легкая форма дебильности), либо, при достаточном интеллекте, о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число встречается при сензитивном типе.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследование можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они по возможности не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более 3х номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число.

Результаты исследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке.

Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г – Гипертимный, Ц – циклоидный, Л – лабильный, А – астено-невротический, С – сензитивный, П – психостенический, Э – эпилептоидный, И – истероидный, К – конформный, Ш – шизоидный.

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели: 0 – негативное отношение к исследованию, Д – диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремление не раскрывать черты характера, Т – откровенность, В – наличие черт характера, встречающихся при органических психопатиях, Е – отражение в самооценке реакции эмансипации, d – психологическая склонность к делингвентному поведению ( только для подростков мужского пола), М - черты мужественности, Ф – черты женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (V).

По результатам проведенного исследования был составлен сводный протокол результатов определения типов акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков. Результаты наличия и типа акцентуации характера представлены в Таблице 2.



Таблица 3

Сводный протокол результатов наличия и типа акцентуаций характера у различных категорий подростков по ПДО А.Е. Личко.

Тип акцентуаций


Количество человек

%

Эпилептоидный


12

36

Гипертимный


3

9

Лабильный


4

12

Циклоидный

1

3

Психастенический

1

3

Шизоидный


1

3

Смешанные типы

  • Лабильно-неустойчивый

4

12


  • Эпилептоидно-неустойчивый

1

3


  • Лабильно-истероидный

1

3

По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у всех категорий учащихся доминируют определенные типы акцентуаций характера: эпилептоидный - 12 чел.; гипертимный - 3 чел.; лабильный- 4 чел.; смешанный — 6 чел.. Процентное соотношение этих данных наглядно показано в диаграмме 2.




  • Вырезано.

  • Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

  • по результатам акцентуации характера с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, были выявлены четыре доминирующих типа акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков: эпилептоидный: лабильный: гипертимный: лабильно-неустойчивый:

Таким образом, можно сделать следующий вывод: у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте, что подтверждает нашу гипотезу.

2.3 Рекомендации по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков

Коррекционная работа с учениками, отклоняющееся поведение которых детерминировано нарушением личностных отношений, состоит в организации системы педагогических воздействий, направленных на преодоление их рассогласования. Пока существует этот защитный механизм личности, подросток имеет возможность изолироваться от воздействия педагогов, коллектива класса, родителей. Ученик может игнорировать те воспитательные воздействия, которые содержат отрицательные отзывы о нем, путем неприятия того, что ему предлагают делать, наконец путем прямого избегания общения (прогулы уроков, побеги из дому).

Преодоление «рассогласованности отношений» состоит не в нарушении, не в ломке указанного механизма психологической защиты, а в том, чтобы способствовать его нейтрализации. Необходимо найти обходные пути, позволяющие контактировать с подростком, минуя барьер «рассогласованности отношений». Перевоспитание таких учеников следует начинать со смены их системы отношений к себе и другим. Система отношений трудных детей обычно характеризуется конфликтностью, отрицательными переживаниями. Надо создавать вокруг такого школьника атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогами и одноклассниками. Это позволит снизить напряжение, настороженность ученика в отношениях с воспитателем, создать у него представление о нерациональности включения защитных механизмов. Тогда барьер «рассогласованности отношений» будет постепенно снижаться, так как исчезнут те отрицательные переживания, ради которых он возник.

Для того чтобы ученик не испытывал отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью, педагогу следует некоторое время избегать негативных оценочных воздействий на трудного ученика. В течение трех-четырех недель целесообразно сознательно уменьшить степень требовательности к подростку, «не замечать» его отрицательные поступки, но активно подчеркивать любые положительные проявления, каждый, пусть небольшой, успех.

Чтобы повысить эффективность своих действий, педагогу необходимо учесть и такой фактор, как влияние коллектива одноклассников, а также педагогического коллектива в целом. Надо помочь ученику занять в классе такую позицию, которая позволила бы ему убедиться в несостоятельности своих претензии к одноклассникам, убедила бы его в доброжелательном, справедливом отношении со стороны других ребят.

Нейтрализация барьера «рассогласованности отношений» ученика является, как уже отмечалось, необходимым условием формирования у него адекватного отношения к себе и другим. Однако это условие хотя и необходимое, но недостаточное. Для преобразования искаженных личностных отношений в адекватные необходимо создать для ученика специальные условия при выполнении им различных форм деятельности (учеба, общественно полезный труд, игра и т.д.), прежде всего заняться организацией оценочных ситуаций. Эти приемы, объединенные нами в «систему многостороннего оценивания», предназначены для формирования у подростка адекватного эталона оценки. При этом оценка не будет навязана ему педагогом, не будет восприниматься подростком как давление извне.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Следует отметить, что система многостороннего оценивания применяется только в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагогам-предметникам нет необходимости затрачивать дополнительное время для осуществления предлагаемых педагогических воздействий, поскольку вся работа проходит в учебное время. Классный руководитель проводит с учениками обычные школьные мероприятия, но их психологическая сущность должна строго соответствовать принципам предлагаемой методики.

Применение системы многостороннего оценивания показало, что при условии достаточной референтности классного коллектива для трудного ученика формирование у подростка адекватного отношения к своим успехам и неудачам возможно через четыре-шесть месяцев работы педагогов по предлагаемой методике. Это преобразование искаженных прежде представлений ученика об успешности своей деятельности является той основой, без которой невозможна дальнейшая коррекция отношений трудного подростка в жизненно важных сферах, а значит, и его перевоспитание.

Заключение

Итак, исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих», внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к хорошим ученикам. Негативизм к моральным идеалам нашего общества, часто проявляемый трудными подростками, обусловлен не отрицательным отношением ученика к их содержательной стороне, а тем, что он сам не соответствует нравственным эталонам. Демонстративное противопоставление своих ценностей социальным выступает здесь как механизм психологической защиты. Таким образом, существует защитный механизм личности, состоящий в искажении представлений подростка о реально существующих отношениях.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими. Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера.

В результате экспериментального исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков, нами были сделаны следующие выводы:



  • у педагогически запущенных подростков наблюдаются проявления на уровне асоциального поведенческого характера, а также в отношении к учебной деятельности и в отношении требований, предъявляемых учителями и классными коллективами.

  • наряду с диагностически значимыми признаками позволяющими различать педагогическую и социальную запущенность, в ходе исследования личностного развития подростка по методике Вильдавской Л.З., удалось выявить также и сходные признаки, различия по которым не значимы. Эти проявления выступают в роли «сигналов - признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток».

  • у большинства учащихся возникают проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями), сверстниками; присутствует наличие низкой успеваемости и безразличного отношения к учебе, больше половины испытуемых характеризуются неадекватными формами поведения и проявлением агрессии.

  • в данной выборке налицо основные признаки трудновоспитуемости.

  • в результате исследования эмоциональной направленности личности по методике Додонова, мы можем сделать вывод о том, что эмоции наших респондентов базируются на потребностях: в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; потребности в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе; телесном и душевном комфорте; и стремлении ко всему необычному, таинственному.

  • по результатам акцентуации характера с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, были выявлены четыре доминирующих типа акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков: эпилептоидный: лабильный: гипертимный: лабильно-неустойчивый:

Таким образом, у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте, что подтверждает нашу гипотезу.
Библиография

      1. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 1998.-264с.

      2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1980.- с.416.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326с.

  1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступле­ния и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428с

  2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —276с.

  3. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 1991.- 348с.

  4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционный центр Консорциума , Социальное здоровье России», 1993.- с. 85-93.

  5. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.- с.129.

  6. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.- с.268-272.

  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
    Просвещение, 1968.-464 с.

  8. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.-348с.

  9. Ганин А.Л. Личность и творчество. Творческие этюды. – Новосибирск, 1989.- с. 38-43.

  10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е издание. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1988.- с. 58.

  11. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юноше­ском возрасте. Дис. канд. психол. наук. - СПб. Нева, 1996.

  12. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Знание, 1989. – с. 64.

  13. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психо­логии. 1998. №2.-с.65-68.

  14. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. -436с.

  15. Захаров А.И. Как предвидеть отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1991.- с. 127.

  16. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М.: «Фолиум», 1994- с. 3-47.

  17. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 1980. - 207 с.

  18. Кон И.С.Психология юношеского возраста. – М.: просвещение, 1979.- с. 176.

  19. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.: педагогика, 1989.- с. 120.

  20. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.-326с.

  21. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение. 1999, № 1.

  22. Леонгард К. Акцентуировенные личности. – К.: Высшая школа Головное издательство, 1989.- с.53-67.

  23. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С. 68-238с.

  24. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина, 1979.- с. 26-49.

  25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.- с. 256.

  26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. Л., 1983.-358с.

  27. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатора. – Л.: Лениздат, 1983.- с.78.

  28. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.

  29. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990- с. 131.

  30. Методические указания по исследованию черт характера. – Алма-Ата, 1990.- с. 83.

  31. Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание. 1989.- с. 24-27.

  32. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика общественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.- с.76.

  33. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. – Тбилиси, 1989.- с. 24-89.

  34. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психоло­гии. 1992. № 1.

  35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.-296с.

  36. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТУ «Сфера», 2000.- с. 148-157.

  37. Пахальян В.Э. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога. – М.: МИП NB Магистр, 1992.- с. 56-123.

  38. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287с.

  39. Практическая психология образования. \ Под ред. Дубровиной И.В,- М.: ТЦ «Сфера»,1997.-528с.

  40. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.-362с.

  41. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- с. 158.

  42. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко М., 2001.-336с.

  43. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-337с.

  44. Психология современного подростка./ Под редакцией Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 1978.- с. 15-73.

  45. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -468с.

  46. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315с.

  47. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317с.

  48. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с

  49. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару­бежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.с.34.

  50. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, «Речь», 2002. -604с.

  51. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- с. 178-195.

  52. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.

Приложение 1.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.



Каталог: upload
upload -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
upload -> Черноземова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2-е изд., испр
upload -> Учебное пособие характеризует экзистенциализм в русском информационном пространстве как специфический принципа создания произведения и комплекса идей. Через ответ на этот вопрос делается выход на социальное значение журналистики
upload -> Ч. А. Тукембаев реинкарнация – ключ к истине
upload -> Русский хит а – Студио – Fashion Girl
upload -> Репертуар группы cosa nostra русский хит
upload -> Современные хиты Зарубежные хиты


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница