«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления у детей» старшего дошкольного возраста




Скачать 66.98 Kb.
Дата14.07.2016
Размер66.98 Kb.
«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления

у детей» старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой



Формирование понятийного аппарата – это основа обучения детей. Эта работа должна начинаться с рождения ребенка, и в дальнейшем необходимо, чтобы она была под вниманием родителей и воспитателей, учителей и психологов. Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребенка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика. Неумение выделить главное, существенное - еще одно следствие недостаточно развитого понятийного мышления. Беспомощность в выделении главного приводит к неумению разделить учебный текст на смысловые части, отделить суть от деталей, кратко пересказать его.
С развития этих умений у ребенка начинается становление понятийного мышления. С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить - понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка.

Роль родителей в развитии у детей мышления.

В развитии мышления детей особую роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им:



  • строительный материал,

  • головоломки,

  • бинокли,

  • магниты,

  • мозаику,

  • природный материал (косточки от фруктов, почва и т.д.),

  • произведения искусства;

  • наблюдения за животными, насекомыми в зоопарке, на ферме,

  • изготовление игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев,

  • поездки в город, деревню,

  • экскурсии: в зоопарк, на фермы, в аэропорт, музей и т. д.

Организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Уровень развития понятийного логического мышления достигает нормы у большинства дошкольников после развивающей совместной работы всех участников процесса и может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по вопросу подготовки дошкольников к обучению в школе.


Упражнения, рекомендуемые родителям

для формирования понятийного аппарата у детей старшего дошкольного возраста


Упражнение 1.
"АССОЦИАЦИИ "(связи)

В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, посетить все названные места вместе с детьми.)

Это упражнение - своеобразная программа действий.)

ДОМ Д/ САД ШКОЛА УЛИЦА МАГАЗИН АПТЕКА БОЛЬНИЦА БИБЛИОТЕКА БАССЕЙН КАФЕ ПРУД


Упражнение 2.
"ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета:

1.Назовите предмет.

2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес; цвет, какой он на ощупь?; какой он на вкус, запах? ; из чего он сделан?, похож "на; отличается "от" каких-нибудь других предметов.

3.Для чего нам нужен этот предмет?

4.Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр? Бросить его в огонь? Бросить его в воду? Ударить по нему молотком? Оставить на улице без присмотра? Облить водой? Поставить в темное место?

5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.
Упражнение 3.
"СРАВНЕНИЯ"

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

I Найдите сходство

1.На что по цвету похожи: огурец; морковь; и т.д.

2.Что по форме похоже на круг, квадрат

3.На что по величине похожи карандаш, книга

4.На что по материалу похожи тетрадь; ложка

II. Найдите отличия (необходимо указать как можно больше признаков или свойств отличия).

1.Чем отличаются морковь и огурец?

2.Чем отличаются вода и молоко?

3.Чем отличается старый человек от молодого?

III. Ответьте на вопросы.

1.На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?

IV. Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков сходства).

1.Яблоко и груша
Упражнение 4
"ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ"

Даны четыре слова. Три из них чем - то похожи. У них есть что-то общее и их можно назвать одним словом, а четвертое от них отличается - оно лишнее.

Угадайте, какое слово лишнее? Почему?

Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.


Упражнение 5
"ПРОДОЛЖИТЕ!" (Вид - вид) Красный, ... (желтый, зеленый).

Сапоги, ... (тапочки, ботинки).


Упражнение 6
"ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?" (Род - вид)

Упражнение развивает способность к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей 5 лет - 3, для 6-7 лет - не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно).

Существует вариант этой игры, который дает возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений. Ведущий задает малышу (если занятие проводится в группе детей, то по очереди каждому ребенку) общее название, понятие, для которого надо назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений.

Проговаривая каждое название, он должен одной рукой бить мяч об землю: "Я знаю пять названий растений: ромашка – раз; одуванчик – два; роза – три;, гвоздика – четыре; тюльпан – пять».

Количество таких слов можно и не ограничивать, тогда ребенок должен назвать их как можно больше. Задания выполняются постепенно, это программа работы с ребенком на длительное время.

домашние животные (коза, корова, кошка ...); дикие животные и т.д.


Упражнение 7.
"НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ" (вид-род)

Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок должен назвать их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках) т. Совсем необязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее ребенок подберет обобщающее понятие, тем лучше. Эту игру можно проводить и с группой детей . Для этого достаточно ввести только одно правило: обобщающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.

Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

Волк, заяц, лиса……………… (дикие животные)


Упражнение 8.
"ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ"

1.Назовите по порядку:

а) числа от 1 до 10 (20);

2.Что пропущено?

а) 1, 2, 4, 5

3.Что находится между:

а) 4 и 6

4.Что находится (следует) перед цифрой "5", после цифры "5";


Упражнение 9
"ПРОДОЛЖИТЕ!" (Часть - целое)

Окно, крыша, стена, дверь - это части дома.

Упражнение 10.(часть-целое)

Необходимо назвать части, которые составляют целое.

Например: Стул состоит из спинки, сиденья, ножек.

Упражнение 11.

Необходимо назвать целое, частью которого являются...

Например: страница это часть книги


Упражнение 12.
«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

1.Днем - светло, ночью -..

Заяц - дикий, кошка -...

Лиса - двигается быстро, черепаха -.

2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

Большой – маленький; вперед – назад…



Упражнение 13.

«АНАЛОГИИ»

Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.

I. 1. Ложка: есть, нож: ... (резать).

2.Пила: пилить, топор: ...
Упражнение 14.

«ПОДБЕРИ ПОНЯТИЕ ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.

2.Дерево, на котором растут сливы.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница