Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи




Скачать 59.97 Kb.
Дата26.04.2016
Размер59.97 Kb.
Использование приемов криотерапии

в работе с детьми с нарушениями речи



Ямалтдинова Аделина Винеровна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 197 городского округа город Уфа РБ

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и, в частности, на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (Е.Р. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой; при относительно сохранном речеслуховом восприятии снижена вербальная память, снижается объем и страдает продуктивность запоминания, что, в свою очередь, сказывается на мнестической активности: у детей данной категории отмечается отставание в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, на этапе школьного обучения - словесно-логического. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

М.М. Кольцова, Л.С. Маркова, Е.М Мастюкова. и др. отмечали замедленное развитие локомоторных функций: недостаточную подвижность артикуляционной моторики, манипулятивной деятельности тонкой моторики, дискоординацию движений общей моторики.

Также у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.

В настоящее время проблема своевременного преодоления вышеперечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т.к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным М.М. Кольцовой, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым, опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

В ходе обследования детей было решено провести исследование. Детей, посещающих старшую логопедическую группу, поделили на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В работе использовались игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами:


  • игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.);

  • массаж рук кубиками льда;

  • наложение на руки холодных повязок.

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод, и обоснована тем, что длительность менее 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к воздействию холодом.

Для проведения криотерапии не требуется специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т.д.

По разработанной методике О.Ф.Кузнецова осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, содержащая те же задания, что и на первом этапе исследования.

Таблица 1

Соотношение уровней развития тонкой моторики рук экспериментальной и контрольной групп на подготовительном и заключительном этапах исследования:


Группа

Уровень развития тонкой моторики рук

Высокий

Средний

Низкий

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Экспериментальная

0%

0%

20%

100%

80%

0%

Контрольная

0%

0%

20%

60%

80%

40%

При проведении повторной диагностики уровня развития речи детей было выявлено, что речь дошкольников улучшилась - обогатился словарь, значительно улучшилось звукопроизношение, сформировалось умение отвечать на занятиях полным предложением, рассказы детей стали развернутыми, содержательными.

Из этого следует, что применение в экспериментальной группе приемов и методов криотерапии благотворно повлияло на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшилась и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, миопатию; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).


Список литературы:

  1. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

  2. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А.Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – Т.1. – 472с.

  3. Руденков В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница