Использование икт в проектно исследовательской деятельности по истории беловолова елена евгеньевна



Скачать 51.17 Kb.
Дата17.07.2016
Размер51.17 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

БЕЛОВОЛОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

(bee1971@mail.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15» г. Воронежа
Аннотация
ИКТ в процессе проектно-исследовательской работы учащихся можно применять как средства для исследования (диаграммы в программе Excel), как инструменты для обработки материалов (например, программа Avatan), для оформления проектного продукта (например, афиша в Publisher). Технологии расширяют возможности индивидуализации учебной деятельности, позволяют осваивать новые способы и методы получения знаний.
Происходящая в настоящее модернизация образования заставляет переосмысливать роль традиционных методов обучения и переносить акцент на методы, направленные на формирование у школьников способности самостоятельно добывать и применять знания, творчески осваивать и перест­раивать новые способы деятельности, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Одними из самых распространенных активных методов обучения являются проектные и исследовательские методы.

Главной целью исследовательской деятельности является выявление сущности явления, открытие новых закономерностей и т.п., результатом ­– новые знания.

Сочетание двух видов инновационных технологий – информационно-коммуникационных и исследовательских создает среду, которая не только обогащает знания и умения ученика, но и формирует у него качества, необходимые для успешной самореализации в обществе.

ИКТ в исследовательской работе могут стать средствами для получения новых знаний. Например, работа с графиками, таблицами, диаграммами в программе Microsoft Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить их сравнительный анализ. Данный вид деятельности можно успешно применять и на уроках истории.

В школьных учебниках диаграммы и графики встречаются достаточно часто. В готовом виде их используют для анализа исторических явлений и событий. В процессе исследовательской деятельности акцент переносится на самостоятельный подбор статистических данных и составление графических изображений. Эта деятельность используется не для точного запоминания цифр, а для усвоения тенденций развития изучаемых общественных явлений, для наглядного их сравнения, для понимания качественного соотношения их составных частей. Например, построив диаграммы «Социальный состав советского общества в 20-е годы XX века» и «Социальный состав советского общества в 30-е годы XX века» ученики анализируют тенденции развития страны в течение двух десятилетий, находят различия, определяют их причины.

Проводимое учащимися социологическое исследование «Правление Брежнева: эпоха застоя или золотое время?», при котором они самостоятельно опрашивают респондентов разных категорий и обрабатывают результаты, позволяет соотнести графики и диаграммы с теоретическими положениями и выводами из учебников, конкретизировать их. Такая работа существенно облегчает процесс овладения учениками общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом) универсальными учебными действиями.
Исследовательская деятельность по теме «История семьи в истории страны» может завершиться оформлением результатов работы в виде интерактивного генеалогического древа и интерактивной карты «География моей семьи», видеоэкскурсии и т.д.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на привычное изучение определенной темы. Учащиеся в группах или индивидуально в течение определенного времени выполняют познавательную, конструкторскую или иную работу по выбранной или заданной теме. Их задача – получить новый продукт. В ходе проектной деятельности происходит освоение новых знаний, экстраполяция их, развитие коммуникативных навыков. Применение информационных технологий в ходе реализации проекта или для оформления его результатов способствуют формированию ИКТ-компетенций.
В настоящее время педагоги активно применяют метод проектов. К сожалению, очень часто проектом называют практически любую самостоятельно подготовленную презентацию или доклад. Фактически материал изучается традиционно, содержание темы разбивается на части, учащиеся готовят презентации, называемые проектами. Названия «Архитектура Древней Руси», «Полководцы XVIII в.» и т.п. демонстрируют имитацию проектной деятельности. От традиционного реферата такие работы часто отличает только IT-составляющая. Формальность таких презентаций, иногда просто скачанных с интернета, определяет их незначительную ценность как для учащихся, так и для педагога.

Качественно подготовленный проект должен показать педагогу и самим учащимся глубину и спектр освоенных знаний и приобретенных в ходе подготовки и оформлении проекта умений.



Интересной возможностью реализации проектных замыслов может работа в различных программах, создание разнообразных продуктов, созданных средствами ИКТ: электронная энциклопедия, интерактивная карта, интерактивный макет, коллаж, афиша и т.п.
С помощью Microsoft Office Publisher можно создавать рекламные брошюры и листовки, газеты, информационные бюллетени, электронные открытки и т.д. Для этого не требуется профессиональных навыков дизайна или верстки, а лишь умение разбираться в базовых инструментах, основных понятиях работы со шрифтами, в управлении цветом, дизайне и т. п. Данный вид работы можно использовать при изучении, например, тем по истории России начала XX века. При анализе программных материалов РСДРП учащиеся составляют макет газеты «Искра», подобрав соответствующие лозунги, требования, новости о деятельности партии и т.п. Можно также изготовить плакаты времен революции 1917 года, выпущенные различными партиями, брошюры для участников Ликбеза, афиши «Русских сезонов в Париже» и т.д.
Оценивается готовый макет газеты, листовки, меню и т.п. как по подобранному материалу – он должен соответствовать историческому периоду, так и по оформлению – оно должно способствовать формированию художественного образа и усиливать эмоциональный фон.
Такая работа позволяет «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, дает возможность убедиться, что знания, полученные в школе – это не мертвый груз, с которым непонятно что надо делать, а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в мире. Создание проектных продуктов, обладающих огромным творческим потенциалом, практической ценностью, может стать эффективным инструментом активизации познавательной деятельности.
Инструменты программ Adobe Photoshop, Фотодекор, Avatan, Paint и др. позволяют создать компьютерный коллаж – продукт реализации проекта «Историческая эпоха глазами современников и потомков». Коллаж должен содержать элементы, значимые для эпохи, а не являющиеся частным единичным случаем. Это требует критического осмысления материала, отбора наиболее важного и обоснования своего выбора.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ-технологий развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию, анализировать, развивает творческие способности, повышает уровень ИКТ – компетентности учащихся.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница