«Ислам в Оренбургском крае» (2 часа)




Скачать 142.58 Kb.
Дата15.07.2016
Размер142.58 Kb.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Модуль «Основы исламской культуры»

Ефименко Марина Николаевна

Тема: «Ислам в Оренбургском крае» (2 часа)

План:

1.Возникновение ислама и его развитие на Южном Урале

2.Ислам в советский период.

3.Постсоветский период развития ислама в Оренбургской области.


Ключевые слова: ислам, мечеть, медресе, духовное собрание, муфтият
1.Возникновение ислама и его развитие на Южном Урале Дореволюционный период

Ислам в Волжскую Болгарию пришел в первой четверти X века и стал ее религией в 922 году. Приход в первой половине XIII века монголов и иных племён из Востока на Урал и в Поволжье не только не поколебал устои ислама, но и стал в образовавшемся государстве «Золотая Орда» во второй половине XIII века официальной религией.

Ислам до середины XVI века на землях Среднего и Южного Поволжья развивался и мирно сосуществовал с другими религиями, особенно с православной. Внутренней проблемой России он стал с 1552 года, т.е. со времени падения Казанского ханства.

С первых шагов взаимоотношения царской власти и ислама складывались конфликтно, более того, враждебно. Был взят курс на искоренение ислама, сформулирована известная программа с доминирующей идеей, что у православного царя должны быть православные подданные. Такая политика продолжалась с 1552 по 1773 годы.

Исторически обусловленная жизнь мусульман внутри страны, продвижение русских на восток и расселение их среди тюркских народов, исповедующих ислам, восстания народов Поволжья и Урала – все это требовало существенного пересмотра политики в отношении иноверцев. В 1773 г. по велению императрицы Екатерины II был принят Синодский указ о терпимости вероисповеданий, гласивший: «как Всевышний на земле все веры, язык и исповедания, так и ее Величество… поступать изволит, желая только чтоб между поданными ея Величества всегда любовь и согласие царствовало».

История российского ислама, его становление и развитие связана с образованием Оренбургской губернии (15 марта 1744 года). Первый ее губернатор Иван Иванович Неплюев отлично понимал, что наладить прочные связи с восточными странами невозможно силами лишь одних русских купцов. Приходилось учитывать другую религию, другой язык народов этих стран. В Оренбуржье как особом геополитическом измерении ислам в XVIII – XIXвв. выявил некоторые свои потенциальные, в первую очередь интеллектуальные возможности. По состоянию мусульманской культуры Оренбург занимал третье место после Казани и Уфы.

И.И. Неплюев обратился к императрице Елизавете Петровне о привлечении татарских купцов для налаживания торговли с Казахстаном, странами Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. И 8 марта 1744 года последовал Сенатский указ, которым было разрешено пригласить из Казанской губернии „зажиточных торговых татар с их семьями и работниками в числе 200 семей». Более того, «свободное содержание их веры, то есть строение их мечетей». Губернатор обратился к татарскому купцу Сагиту Хаялину, который для своего времени был образованным человеком, предприимчивым купцом, хозяйственником, умелым администратором. Сагит Хаялин, узнав (в Оренбурге с глазу на глаз велся долгий разговор С. Хаялина с И.И. Неплюевым), что ему даны широкие полномочия и крупная сумма из казны, принял предложение губернатора. В августе 1745 года «Сагиту Хаялину с товарищами» были даны в пользование 64 тысячи десятин земли вверх по реке Сакмаре от Бердовской слободы до Сакмарского городка.

В скором времени на берегу реки Сакмары, у подножья Каргалинской горы, выросла большая купеческая слобода (с 1784 года - посад) - Сеитовская, а в простонародье более известная под именем Каргала от названия реки Каргалки.В 1745 году Сагит Хаялин строит мечеть. Мечеть – это символ мусульманской культуры. Внешний вид мечети символически отражает божественные имена и свойства, а внутреннее пространство мечети спланировано так, чтобы ничто не мешало «слову» распространяться в гармоничном и как бы бесконечном пространстве. Важнейшим элементом мечети является полумесяц (мусульманские теологи символ полумесяца связывают с дорогой к Аллаху, ведь неполная Луна освещает манящим светом путь страннику в песках Аравии).Эта величественная мечеть называлась «Джамиг». В 1760 голу в Каргале была построена вторая мечеть, а население уже было 1158 душ мужского пола с 300 дворами. Третья мечеть основана в 1773 году во время пребывания в Каргале Емельяна Пугачева.

В начале второй половины XIX века в Каргале полнокровно функционировали 9 мечетей, из них 6 - каменных. Некоторые мечети были настолько величественными по оформлению как внутренним, так и внешним видом, что они именовались Соборными. К этому времени в Каргале были открыты 9 медресе, в них обучались 499 учащихся, а к концу XIX века число их достигло 700, т.е. 75 учащихся на одно медресе. Медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и способствовало закреплению исламских норм.

Такое количество мечетей и медресе в Каргале стали возможными в основном благодаря купеческому капиталу. Одним из ярких примеров отношения купечества к исламу можно считать действия купца 1-й гильдии Губайдуллы Загитова, который «из собственного усердия к магометанской религии и ревности к общей пользе» выстроил в Каргале каменную мечеть стоимостью 26 тысяч рублей ассигнациями (130000 рублей на начало XIX века).

22 сентября 1788 года Указом Екатерины II было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, которое с 1796 по 1802 годы находилось в г.Оренбурге, а затем было переведено в г. Уфу Через 12 лет после его создания в Оренбургской губернии было 114 мечетей, а первое медресе было открыто в 1802 году в селе Каргала. Деятельность Духовного Собрания была разносторонней: оно рассматривало прошения о «дозволении на строительство «пятивременных мечетей» (тех мечетей, в которых отправляется Богомоление по пяти раз каждый день); находилось в переписке с Правлением Оренбургского казачьего войска, рассматривало жалобы, поступающие из московской татарской слободы; рассматривало вопросы, связанные с вступлением в брак, о семейных ссорах, разделе наследства, выплате калыма; довольно часто рассматривались прошения о нежелании вступать в брак.

Первые муфтии России — председатели Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (высший духовный орган мусульман России) Мухаммеджан Хусаинов (муфтий с 1789 по 1823гг.), Габдессалям Габдрахимов (муфтий с 1824 по 1839гг.), Габделвахит Сулейманов (муфтий с 1840 по 1862гг.) получили высшее духовное образование в Каргале. А. Г. Габдрахимов-имам-хатыб Каргалы был мударрисом (учителем) детей элитных казахов (ханов и султанов) и ахуном Оренбургской Соборной мечети.

В становлении и развитии ислама Оренбуржья, в подготовке священнослужителей, особенно из татар, башкир и казахов, сыграли важную роль известные в России и странах мусульманского Востока священнослужители: Габдессалям Урай и Габдрахим бин Мухаммедшариф (Россия), Ишнияз бин Ширнияз (Хорезм), Валиэтдин бин Хасан (Багдад). Говоря об истории ислама Оренбуржья, нельзя не упомянуть имя Ризаэтдина Фахретдинова - выдающегося деятеля просвещения последней четверти XIX и первой половины XX вв.— ученого-востоковеда, философа, историка, богослова, писателя, издателя, редактора. На страницах редактируемого им журнала «Шура» (Совет), издаваемом в Оренбурге с 1906 по 1918 годы, широко освещалась исламская тематика. С 1923 по 1936 годы Ризаэтдин Фахретдинов был муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.

В середине XVIII века в Оренбургской губернии существовала не только Сеитовская (Каргалинская) слобода. С переселением на территорию Оренбургской губернии татар и башкир из Казанской, Симбирской, Вятской губерний и Уфимской провинции появились десятки деревень и сел. Число их, особенно татарских, бурно росло на трактах Оренбург — Казань, Оренбург — Уфа. Каждая новая мусульманская деревня, новое село считали священным долгом иметь свою мечеть. Царским правительством было дано разрешение иметь в населенном пункте мечеть при наличии 100 мусульманских дворов.

Примеры бурного развития ислама в Оренбургском крае можно видеть в отчете Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (данные за 1851 год). Так, в Казанской губернии — 724 мечети, Вятской — 133, Пермской — 135, а в Оренбургской — 1576 (в описываемый период Оренбургская губерния включала в свой состав территорию современной Башкирии, Челябинской области, части Казахстана, а ранее и части Самарской области).

Знаменательным событием в 1889 году стало открытие медресе в Оренбурге. Оно было построено на средства татарских купцов 1-ой гильдии братьев Ахмета, Махмута и Гания Хусаиновых — выходцев из Каргалы. Медресе впоследствии стало именоваться «Хусаиния». Это мусульманское духовное и светское учебное заведение превратилось в истинный духовно-просветительный центр для тысяч мусульман России. Преподавание в медресе велось на уровне европейских учебных заведений. Учебные планы широко публиковались в печати, они совершенствовались согласно требованиям времени. В медресе изучались многие предметы: каноны ислама, история России, родной язык, литература, русский, арабский, немецкий и другие языки; вводились новые предметы: черчение, гимнастика, гигиена. Среди выпускников медресе имена многих выдающихся людей, оставивших след в самых различных сферах творчества: М.Джалиль, Д.Файзи, Ш.Усманов и др.

80-90-е годы XIX века ознаменовались построением в Оренбурге 4-х каменных мечетей, которые действуют и сегодня - «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан» и Центральная. К 1890 году в Оренбургской губернии во многих деревнях с татарским и башкирским населением были построены минимум по одной мечети, а в некоторых - по две и даже по три. Так, деревни и села Альмухаметово, Белекей Абызово, Бикбердино, Биккулово, Воздвиженская, Желтый, Заитово, Ильчино, Йсметово, Иткулово, Карасево, Кунакбаево, Мустафино, Назарово, Никитино, Сарманай, Сафарово, Серменево, Темяеово, Тунгатарово, Уразово, Усманово, Утеево, Учалы, Юзеево имели по 2 мечети. По 3 мечети — Аджитарово, Ахуново, Варнинский, Тукаево. Село Ново-Мусино на 2300 жителей имело 2 мечети, 2 медресе. Многие деревни, где число дворов составляло меньше 50, тоже имели по 1 мечети. К примеру, деревня Гумерово, где было всего 12 дворов, а жителей 102 человека, тоже имела свою мечеть.

По данным переписи 1910 года в Оренбургской губернии действовало 49 каменных и 546 деревянных мечетей.

В 1917 году на съезде мусульман было принято постановление о переименовании Духовного собрания в Духовное Управление мусульман России и Сибири.

2.Ислам в советский период

С установлением Советской власти в начале 30-х годов XX века на местах начинается спад деятельности мусульманских приходов, хотя сам ислам как религия не был запрещен. Культовые здания были превращены в склады, зернохранилища, клубы, библиотеки, магазины, школы. В 1937 году из 9 мечетей Оренбурга последней была закрыта Соборная.

Нельзя утверждать, что в годы Советской власти в России полностью замерла религиозная жизнь мусульман. Уже в годы Великой Отечественной войны отношение к религии изменилось. Так, в 1943 году в Оренбурге по просьбе мусульман — фронтовиков вновь начала функционировать Соборная мечеть.

В последние военные годы органы власти переходят к проведению более либеральной религиозной политики. Активизация мусульманского населения в Чкаловской области пришлась на последние военные годы. В 1944 году на проведение праздника Ураза-байрам в Чкалов прибыл секретарь муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Г.З Расулева Баймухамет Тугузбаев. 6 августа, выступая на кладбище перед верующими, он отчитался о работе ЦДУМ, призвал чкаловских мусульман к сбору пожертвований в фонд обороны, и в то же время выразил пожелание об открытии в Чкалове мечети. Это выступление побудило верующих обратиться в местные органы власти с ходатайством об открытии мечети. Всего к этому времени в городе насчитывалось около восьми тысяч верующих мусульман. Уже в апреле 1945 года чкаловская община была официально зарегистрирована. Муллой Чкаловской мечети был утвержден Зиятдин Мумеджанович Рахманкулов (1881 года рождения, в 1905 году окончил духовное училище в г.Троицке и затем, получив духовное звание «имам-хатыб», вплоть до 1932 года служил в Троицкой мечети). Сама же мечеть в г.Чкалове открылась лишь в августе 1945 года. Чкаловский мухтасиб З.М.Рахманкулов пользовался среди верующих большим авторитетом. Всего к 1945 году в городе насчитывалось около восьми тысяч верующих мусульман

В 1965 году в Оренбургской области из множества действовавших мусульманских обществ было зарегистрировано всего 3 объединения мусульман. В большей части таких приходов обязанности священнослужителя исполняли сами верующие.

Подтверждением существования ислама в России является факт непрерывного функционирования высшего органа мусульман – Духовного Управления мусульман России. В 1948 году состоялся Меджлис (съезд) мусульман, принявший постановление «о переименовании Центрального духовного управления мусульман внутри России и Сибири в Духовное управление мусульман Европейской части Советского Союза и Сибири», а с 1992 года это Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). В настоящее время ЦДУМ объединяет 28 региональных муфтиятов. Муфтий ЦДУМа с 1980 года шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин, который неоднократно посещал организации мусульман Оренбургской области.



3.Постсоветский период развития ислама в Оренбургской области.

С начала 90-х годов в Оренбургской области ежегодно открывалось не менее 3-6 мечетей как усилиями самих мусульман на местах, так и усилиями Оренбургского мухтасибата, входившего в состав вышеназванного Центрального Духовного Управления.

Насущной задачей, стоящей перед ним, была подготовка кадров - имам — хатыбов для вновь открываемых мечетей. С этой целью I сентября 1991 года в Оренбурге при Соборной мечети состоялось открытие мусульманского духовного учебного заведения среднего звена — медресе. Знаменательно, что ему было дано наименование «Хусаиния» в честь некогда знаменитого, известного не только в России медресе, просуществовавшего 30 лет (1889-1919 гг.). Открытие медресе было связано со многими трудностями. Остро стояли проблемы с помещением, преподавательским составом, обеспечением оборудованием, инвентарем, учебными пособиями. В первый год было принято 15 учащихся, причем не только из Оренбургской области, но и из Башкортостана, Казахстана, Самарской и Саратовской областей. За прошедшие годы (12 лет) медресе «Хусаиния» окончили на очной основе более 150 — юношей и девушек. Теперь абсолютное большинство мечетей области обеспечены духовными наставниками. Выпускники медресе служат в мечетях: Соборная, «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан», «Кушкуль» и во многих сельских. История медресе «Хусаиния» примечательна тем, что в 1993 году были приняты 10 девушек (женщин) из Оренбурга и татарских сел области. Сейчас в медресе учатся на очном отделении около двадцати юношей' и девушек, а заочным обучением охвачено более ста человек. В 1991 году в помещении Соборной мечети начинает действовать татарская воскресная школа. Учителями основ ислама являются служители этой мечети, и по сегодняшний день муфтият не оторван от этой школы.

Муфтият ежегодно выступает организатором в проведении хаджа десятка мусульман в Мекку и в Медину, также в город Булгар - бывшую столицу мусульманского Волжско-Булгарского государства (IX-XV вв.). В последние годы Духовное Управление организует в летние месяца детский лагерь «Иолдыз» («Звездочка»). Дети совмещают отдых и учебу, изучая Коран, основы ислама, обряды, арабскую графику и традиции мусульман России. Ежегодно в лагере отдыхают более 90 детей.

Возрождение и становление ислама в Оренбуржье тесно связано с именем Барыя Хабиевича Хайруллина, религиозная деятельность которого началась в Оренбургской области в 1985 году, а в 1994 году он был избран муфтием и возглавил Духовное Управление мусульман области.

Оренбургский муфтият, зарегистрированный в июле 1994 года, входит в Центральное Духовное Управление мусульман России (ЦДУМ РФ г. Уфа, Верховный муфтий Талгат Таджуддин).

В настоящее время в области (январь 2011 г.) действует 109 организаций.

В пользовании и собственности мусульманских религиозных организаций области находятся 69 культовых зданий и 23 молитвенных дома. Сегодня в приходах мусульман действуют 15 воскресных школ, 3 медресе (2 без лицензии на право образовательной деятельности).

В целом по области ислам имеет устойчивую тенденцию роста своих последователей, а по количеству зарегистрированных организаций прочно занимает второе место после РПЦ.

2.Литература:


  1. Судоргина Т.В. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание.// Татары в Оренбургском крае: Научно – практическая конференция: тезисы докладов. Серия "Многонациональный мир Оренбуржья" Выпуск 4. Печатный Дом "Димур". Оренбург. 1996. –с.44-46

  2. Моргунов К.А. Мухтасиб З.М. Рахманкулов и возрождение мусульманского религиозного движения в Чкаловской области в послевоенные годы // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002.

  3. Моргунов К.А. Либерализация государственной церковной политики и возрождение мусульманского религиозного движения в Чкаловской области (1944-1948 гг.) // Проблемы правового регулирования отношений в аграрном секторе экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Часть I. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2003.

  4. Моргунов К.А. Реализация этноконфессиональной политики и религиозная жизнь мусульман Оренбуржья (1944-1980 гг.) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2005. – С. 10-25.

5. Справочник комитета администрации области по связям с религиозными организациями «Конфессии Оренбургской области» г. Оренбург. 2003 г.

6. Христианство и Ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Оренбург. 1998.

7. Ислам в татарском мире: история и современность Материалы международного симпозиума Казань 29 апреля – 1 мая 1996 г. Казань 1997.

8. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно –статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа. 1859.

9.Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области. Справочник.-Оренбург,2007.

10. Амелин В.В. Конфессии в Оренбуржье (1990-2010 гг). – Оренбург,2010.



3.Электронные ресурсы

http://www.islam-portal.ru/

http://www.islamnews.ru/news-90181.html

http://idmedina.ru



4. Задания для работы слушателей курсов:

1. Написать очерк об истории местной мусульманской общины.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница