Иркутский мужской Вознесенский монастырь: страницы истории




Скачать 153.42 Kb.
Дата09.08.2016
Размер153.42 Kb.
Иркутский мужской Вознесенский монастырь:

страницы истории.
Каждый день мы ходим в школу по старому Московскому тракту. А когда-то давно по этой самой дороге шли к Храму Вознесения верующие люди, которые “ имели желание получить от Бога защиты, вымолить милостыни у Всевышнего “. И тихо звучали около икон слова покаянного канона:

Ныне приступих аз грешный и обремененный Тебе Владыце и Богу моему: не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя:



Даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько…

Мы идём по улице Полярной. Вот местная церковь Успения Божьей Матери. И зазвонила колокольня, возвещая о том, что здесь стоит Храм Вознесения Господня, который построили почти 2 века назад. Сейчас только старые фотографии могут рассказать о былом величии Вознесенского собора.

Интересно узнавать что-то новое из биографии своего края, своей родины и, если возможно, восстанавливать страницы её истории. Вот что рассказали летописи, документы, старые фотографии.

Основателем Вознесенского мужского монастыря Иркутская летопись считает старца Герасима. Старец Герасим с братией - людьми всякого чина и звания, в том числе, и монахами - которые пришли в эти края вместе со строителями Иркутского острога. В 1669 году они удалились от острога на 5 вёрст вниз по течению реки Ангары и здесь на левом берегу в местности, окружённой лесами и болотами, приступили к возведению первых домиков пустыни. Строители облюбовали невысокий холм, с которого открывался прекрасный вид на местность. Созданию обители содействовали начальник

Иркутского острога боярский сын Иван Максимович Перфильев, казачий пятидесятник

Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тоболький. Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня,

от неё и монастырь получил название Вознесенского. Эта церковь и церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на Иркутской земле.

К этому времени братией, состоявшей из трёх иеромонахов, одного иеродьякона и нескольких монахов, построены были келии и ограда, которую в плане его очертания - неправильного четырёхугольника.

Прошло семь лет, уже не было в живых старца Герасима, когда все постройки погибли в огне пожара. Возродилась обитель только в 1678 году иждивением старца Исайи с помощниками, ими были заново возведены, построены и церковь, и кельи, возобновлена ограда. Несколько лет спустя возведена была церковь во имя Тихвинской Божьей Матери, освященная в 1692 году и ставшая впоследствии знаменитой.

Монастырь оказывал пришлым людям материальную помощь.

Из монастырских пашенных крестьян образовались вотчины, которые впоследствии выросли в деревни и села: Китойское, Бадайское, Мальтинское, Холмушенское, Баклашинское и другие. Одна из ближайших к монастырю заимок - Жилкинская - превратилась со временем в Подгородно - Жилкинское селение, ставшее посадом монастыря. В 1704 году игуменом монастыря в 62-х верстах вниз по течению реки Ангары был основан соляной завод, приносивший доходы и снабжавший солью всю округу. С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале.

В 1764 году Екатериной 2 были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к 3 - ему классу. Едва ли монастырь продолжил бы свое существование и развитие, но ... у Иркутской обители была необычная судьба.

Еще в 1727- 1731 годах в стенах монастыря жил первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, человек высоких нравственных качеств, честный и неподкупный. Он был назначен главой епархии после двух неудачных попыток отправиться начальником духовной миссии в Китай. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выделяло ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731г.) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшее нетленным многие годы, нетронутое огнем во время пожара 1783 года, признается за совершенные святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра.

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, деревянные постройки заменяются на каменные. За 1767 - 1809 годы построены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясан каменной ог-

радой, имевшей в окружности 220, а высоту до 2-х саженей. С 1797 года монастырь значится второклассным, а с 1836года возведен в первый класс. наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным монастырем. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем. Численность живущих в нем в разные периоды значительно колеблется: в 1900 году население его составляло 250 человек, а в 1914 году только 143 человека. Из них один настоятель, семь иеромонахов, один архидьякон, девять иеродьяконов, один схимонах, восемь монахов, шесть указных послушников, шестьдесят два испытуемых послушников, тридцать два ученика, один учитель, двенадцать служащих и рабочих и три коровницы. Ежегодные доходы к концу прошлого века составили 50 тысяч рублей. В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей своего времени, живших или побывавших в нем в разные годы. В начале XVIII века здесь побывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском векариатстве (этот архиерей 13 апреля 1708 года освещал деревянную Тихвинскую церковь в городе – сообщает летопись). В 1719 году монастырь посетил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий, при нем были построены первые каменные здания монастыря; в память о нем поставлена в 1865 году часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802 – 1806 гг. тогда являлся молодой Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем.

Как уже сказано, храм неоднократно перестраивался. В последний раз в 1860 – 1870 годах. Теперь он стал пятиглавым храмом, имевший два предела: правый во имя Святителя Иннокентия Кульчицкого и левый, посвященный Святителю Тихону, Задонскому чудотворцу. Под полом располагалась церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Великолепие и богатство этого уникального храма поражало воображение. Наиболее ценным по своей древности и художественному исполнению был главный иконостас собора. Он имел четыре става (ряда) пирамидальной формы, был выполнен в коринфском стиле.

В первом ставе были помещены две главные иконы храма: Вознесения и Рождества Богородицы. Они завораживали взор изяществом и высоким мастерством иконописного исполнения. Обе иконы были заключены в уникальные по богатству и красоте оклады из чистого кованого золота. Венцы на Спасителе, Богоматери ангелах были украшены тонким серебряным кружевом. В общей сложности в ризах обеих икон содержалось более 45 фунтов и насчитывалось 3385 драгоценных резных камней и бриллиантов.

Основной заботой русских православных и, в частности, сибирских монастырей было распространение и углубление религиозного взгляда на жизнь, формирование в обществе идеалов христианской этики. Достигалось это продуманной системой воздействия на человека, включающей в себя и эмоциональное влияние всех видов искусств, в том числе искусства слова, живописи, архитектуры. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил:

« … учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных…».

Сознавая, что наибольшей трудностью при открытии школ в провинции будет отсутствие учителей, церковные власти указывали: «Дабы все монастырские настоятели монахов которые будут где искусные языку мунгальскому и русской грамоте обретаются и угодные явятся для учения …об отдаче во оный иркутский монастырь учинили без укосновения…». Главной целью школа ставила приготовление переводчиков с монгольского языка, что в то время было существенно необходимым. В 1728 году Иннокентий Кульчицкий создал при обители новою школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского, а потом и латинского языков. Историки Сибири В.И.Семевский и П.А.Словцов считали, что «Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждевеннием». С 1760 по 1839 годы школа находилась в Иркутске, в архиерейском доме, но с 1839 года школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре. Частые пожары не щадили и учебные заведения - эта школа сгорела при пожаре 1876 года так же, как сгорело двухэтажное здание 2-х классного миссионерского училища в 1899 году, не простояв и двух лет. Это учебное заведение было рассчитано на обучение в основном бурятских детей, которые оканчивали одноклассные школы при миссионерских станах. В училище на полном содержании воспитывалось до сорока детей, в 1897 году учащихся было 16 человек. С 1900 года при монастыре открылась начальная школа. В нее принимали в основном сирот. В 1909 году в ней под присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 уже 40. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи.

Как и все православные монастыри на Руси, Иркутский Вознесенский монастырь участвовал в благотворительной деятельности, которая выражалась в материальной помощи во время народных бедствий. Во время первой мировой войны из Иркутска был отправлен в действующую армию лазарет, в содержании которого монастырь принимал участие. Период начала войны в обители стоял вопрос о принятии на свое попечение некоторого числа малолетних и несовершеннолетних преступников, чтобы не размещать их в тюрьмах со взрослыми и не совращать их с доброго пути. Величественный храм Вознесения Господня воздвигнутый в 1872 году на месте первой одноименной деревянной церкви по проекту и под наблюдением Иркутского «Художника архитектора» В.А. Кудельского. Архитектурный стиль храма эклектичен, наряду с классическим ордером использованы элементы барокко (наличники), псевдорусского стиля (узоры на фронтонах), зарождающегося модерна (перелеты и формы проемов). Каждая из пяти крупных восьмигранных глав храма имеет по четыре слуховых окошка и завершается малой главкой с крестом. В ходы устроены с трех сторон храма, перед каждым входом высокое крыльцо. Внутри у каждого из трех престолов – Вознесения Господня, Св. Иннокентия и Св. Митрофана и Тихона Воронежских - золоченые.

Резные иконостасы на фоне малинового кармина, главный трехъярусный, а боковые одноярусные. Иконостасы исполнены иконостасчиком В. В. Поповым, крестьянином Пермской губернии, им же изготовлена резная золоченая сень над ракой Св. Иннокентия, поддерживаемая четырьмя золоченными колоннами. Рака, изготовленная в 1800 году в Москве на средства Иркутского купца И. П. Мыльникова, располагается в правом приделе храма на особом амвоне и окружена вызолоченной решеткой.

Взору человека, подъезжавшего со стороны запада под Иркутск по знаменитому Московскому тракту, открывалась величественная панорама монастыря. Раньше всего бросалась в глаза трехъярусная колокольня – одна из самых высоких и красивейших во всей Сибири. Построена она в 1881 году, по – видимому, по проекту архитектора Г. В. Розена. Всех колоколов на ней было 13. Самый большой весил 357 пудов и 35 фунтов. Он был отлит в Иркутске в 1875 году на средства иркутского купца И. И. Базанова. Стоил этот колокол по тем временам 30 тысяч рублей золотом. Среди этих 13 колоколов особым «малиновым» звоном отличался «Серебряный», как его называли, колокол, отлитый в Москве 25 апреля 1764 года на заводе Дмитрия Пиратова.

На колокольне были установлены башенные часы, купленные в самом начале XIX века настоятелем монастыря и ректором духовной семинарии Архимандритом Иакинфом. На второй и третий ярусы ведет чугунная лестница, завершается колокольня изящным восьмигранным шпилем с позолоченным яблоком и крестом.

В1691 году была построена Тихвинская церковь. Несмотря на многочисленные пожары, часто посещавшие монастырь, она чудом уцелела до нашего времени. Вот как описывает эту церковь в 1839 году настоятель монастыря и ректор Иркутской семинарии архимандрит Никодим:

« По правую сторону к полудню от Вознесенской церкви стоит деревянная Тихвинская церковь длиной 10 сажень и 1 аршин и шириной 9,5 сажень в готическом вкусе. Воздвигнута в 1691 году старцем Исаей по благословению митрополита Тобольского и всея Сибири Павла. Церковь замечательно по своей древности и крепости толстых бревен. В 1783 году капитально отремонтирована. Внутренние стены расписаны по холсту. В 1836 году поставлена на каменный фундамент, крыша покрыта ярью медной… Иконостас в четырех ставах. Три современны самой церкви, нижней, поздний, украшен резьбой, вызолочен одинарным золотом… Образа старинной кисти. Вседержатель Тихвинская Божья матерь в медно-позлащенных ризах, убрус на Богоматери из чистого жемчуга с камениями… Напротив, на стене, в киоте за четырьмя стеклами, вещи святителя Иннокентия: жезл из черного дерева о пяти медных яблоках, епитрахиль парчовая с серебряными шелковыми травами, полукруглая панагия с высеченными на камне изображениями Спасителя и разных святых, обделанная в серебро и вызолоченная, риза парчовая по красной земле с золотыми разводами, травами, воздух, покрывавшей Святителя в могиле, из голубой камчатки, обложенный малиновым бархатом с черными разводами с крестом по середине, камилавка черного бархата с креповым клобуком, в которой погребен был Святитель, кожаные сандалии ».

Замечательна церковь тем, что похороненное под ее алтарем тело епископа Иннокентия спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно невредимым (нетленным). Уцелели мощи и в страшный пожар 1783 года, когда огонь погас на тихвинской церкви. Но в 30-х годах по распоряжению городских властей была сломана на дрова.

Справа от Святых ворот в 1898 году на месте старого одноэтажного был построен двухэтажный каменный настоятельский корпус, в котором на верхнем этаже располагались покои настоятеля монастыря, епископа Киренского, а в первом кельи братии.

Сохранился на фотографиях и облик двух церквей монастыря: двухпрестольной Успенской церкви, построенной в 1783 году, и Смоленской церкви (Одигитриевская), освященной в 1809 году. Первая находилась в юго-восточном углу обители, своими двумя стенами составляя продолжение ограды.

«Каменная теплая церковь овальной фигуры длиной 13, а шириной с лишком 8,5 сажень. Заложенная в мае 1780, а освещенная 19 октября 1783 года. Крыша на ней железная, сделанная в 1826 году, покрыта красной краской, а три главы ее зеленою, на главах кресты вызолочены».

А вторая занимала место у северной стены Вознесенского храма, располагаясь от него почти в параллель с Тихвинской церковью. С южной и северной стороны Смоленская церковь была украшена портиками с четырьмя колоннами ионического ордера.

«Длина 13, а ширина 7 сажень. Она начата на иждивение покойного игумена Гавриила Гопытина в 1795 году, а окончена на собранную сумму и освещена 25 сентября 1809 года».

В 1837 году была проведена перестройка церкви, которая почти полностью изменила ее облик. Семь глав церкви были заменены на купол с одной главой. Узкие окна были растесаны, стали прямыми и широкими. Восточный и западный вход украсили портиком и колоннами:

«…И сделать красой для монастыря издалека видимой…»

Над восточным участком монастырской стены возвышалась двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима (1802 год), а у алтаря главного храма - часовня над могилой архимандрита Синессия.

В северном углу монастырской территории близко друг к другу выстроились в ряд школы, библиотека, баня, братский корпус и хозяйственные постройки.

В 1900 году за воротами монастыря открыли трехэтажную гостиницу, чтобы здесь могли найти кров и пищу люди, приезжавшие и приходившие издалека (сейчас это жилой дом №83 на улице Полярной). Кроме того, монастырь на свои средства содержал Александровский приют для арестантских детей, сиропитательный дом в городе Иркутске. Это была забота о людях на деле, а не на словах.

«В обители, - говорили богомольцы, - всегда можно найти душевную отраду, пропитание и кров».

Кроме этого, в ограде обители находились роскошные усыпальницы знатных иркутских благотворителей Базановых, Бутиновых и Трапезниковых.

От Святых ворот к соборной церкви была проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами, обсаженная молодыми зеленеющими пихтами. Также же аллеи соединяли настоятельский и братский корпуса со школой и соборный храм с Успенской церковью.

В глубине территории монастыря пролегали дорожки «под роскошным кровом ароматных сибирских яблонь» и красной рябины.


К сожалению, подобное описание Вознесенского монастыря мог сделать только современник почтовых открыток и фотографий, который иллюстрировал бы настоящую статью. В наши дни в Сибири не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не украшает иркутскую землю и Вознесенский монастырь.

О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 года, достаточно красноречиво свидетельствует документы тех лет.

12 февраля 1918 года – «вопреки опубликованному декрету Народных комиссаров» настоятель монастыря епископ Зосима благословил преподавание Закона Божия в сельской подгородно-жилкинской школе.

26 марта 1920 года – составлен акт о приемке властями сданного ценного имущества монастыря, не используемого при богослужении, с июля 1920 года по январь 1921 года имеются многочисленные мандаты и расписки от советских и военных организаций о получении имущества монастыря во временное пользование.

Май 1920 года – Чрезвычайной следственной комиссией арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности епископ Зосима (в миру Александр Сидоровский).

11 января 1921 года – надругательство представителей Советской власти над святыней монастыря: «нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым… храм охраняется военным караулом, в марте того же года мощи увезены из Иркутска».

23 марта 1922 года в 11 часов утра – по распоряжению из Москвы изъяты церковные ценности (изъяты почти все золотые и серебряные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебряная рака).

27 октября 1923 года подписан договор Подгородно – Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом «на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей».

Последнее упоминание о монастыре в делах государственного архива датируется 1925 годом, когда жители села, а также верующие люди из города приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской.

Первый раз монастырь полностью закрыли в 1934 году, а на его территории организовали коммуну. В 1936 году ее перевезли на станцию Суховская, в том же году монастырь повторно закрыли, всех монахов вывезли. В главном храме сначала находился склад, потом его разобрали на дрова, а камень использовали на строительство элеватора мелькомбината.

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса (сейчас это жилые дома № 78 и № 80 на улице Полярной), школа (сейчас жилой дом № 88, ул. Полярная), библиотека, баня и ризница, в которой сейчас живет батюшка Дионисий. Судьба их могла стать также печальной, если бы в них не было постоянной практической необходимости. В них и теперь живут люди. Обезглавленная Успенская церковь была превращена в клуб. На месте святого колодца «красовался» туалет. Да, поистине: «…плачуся дел моих горько».

Сейчас восстановлена Успенская церковь – Церковь Успения Божьей матери.

27 августа 1998 года владыка Вадим, архиепископ Иркутский и Ангарский, освятил церковь Успения Божьей матери, настоятелем прихода назначил священника Дионисия. В храме действует воскресная школа и библиотека. Он постепенно обретает былое великолепие, идут реставрации.

Привезены колокола в Успенскую церковь. Каждый день, утром и вечером, плывет над поселком колокольный звон, возвещая людям о том, что жива вера Христова, что путь наш - это путь к любви, к добру, к свету.

Снова церковь народу полна,

Здесь спасенье от бытности серой.

Ты излечишься снова, страна,

Православною русскою верой.

Просветлённые лица людей…

Их призвал сюда снова Мессия.

И в глазах светло-русых детей

Я великую вижу Россию.

Мы занимаемся историей нашей местности уже несколько лет и собираемся узнать еще больше. Отрадно, что мы вносим свой посильный вклад в дело восстановления былого величия нашего храма.

Вот как отозвался о нашей работе священник церкви Успения Божией матери Алексей Макаров:



Ознакомившись с материалами, собранными учениками школы № 42 о Вознесенском Святителе Иннокентии, о мужском монастыре, некогда славно существовавшем в поселке Жилкино и распространявшем культуру и просвещение на весь наш Иркутский край, с радостью отмечаем, что в наших детях есть любовь и рвение к изучению родной истории и культуры. Работа, проделанная ими, действительно заслуживает всяческого внимания и рассмотрения. Хотелось бы и в будущем видеть в них такой же интерес и рвение в деле возрождения истории нашего родного края, а дело это действительно очень важное и нужное. Мы со своей стороны готовы и впредь оказывать всяческую помощь и поддержку.

Священник Алексей Макаров.

Такая работа по восстановлению наших святынь, по возрождению наших духовных ценностей особенно нужна нам, молодым.

Мы надеемся, что рано или поздно каждый человек придёт к вере, к Богу. И увидит, наконец, свет. Этот свет – вера Христова, открывающая человеку путь к спасению.

Сердце, в котором живёт Бог, открыто для добра, дарит людям любовь, исцеляет больную душу. Ведь русскому человеку нельзя жить без веры в Бога, без тех христианских традиций, по которым жила наша Россия. Божественное начало в человеке – вот, наверное, то главное, что помогает ему идти по трудной жизненной дороге.


Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек.

А жизнь людей -

Мгновенна и убога.

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.
Библиографический список

  1. Барсуков З. Святой Иннокентий, первый епископ Иркутска. – СПб., 1905 год.

  2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО).

  3. Громов П. Начало христианства в Иркутске и Святой Иннокентий, Первый епископ Иркутский. – Иркутск: 1868.

  4. Иркутские епархиальные ведомости. – 1883, № 26

  5. Козлов И.И. Путеводитель по Иркутску. – Вост.- Сиб.

книжное изд-во, Иркутск: 1980

  1. Крючкова Т. Святитель Иркутский. – Журнал «Земля Иркутская», 1994, № 1

  2. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь. – «Земля Иркутская», 1994, № 1

  3. Описание Иркутского Вознесенского монастыря… составлено Архимандритом Никодимом. – СПб., 1840


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница