Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Слайд Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 1775 гг. Цели: Обучающие




Скачать 141.83 Kb.
Дата25.03.2016
Размер141.83 Kb.
МОУ СОШ №11 г. Подольск.

Учитель русского языка и литературы Клепикова А.Н.

Учитель истории Есипова Алевтина Александровна.
Интегрированный урок в 8 классе (литература + история)

Слайд 1. Тема урока: Образ Пугачева.

Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Цели:

Обучающие:



  • Познакомить с историческим материалом для более глубокого представления о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне Пугачеве

  • Дать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения

  • Научить определять авторское отношение к главным героям

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы

  • Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания

  • Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения

  • Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала

  • Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы

Воспитательные:

  • Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову

  • Прививать любовь к литературе и истории своей Родины

  • Воспитывать уважительное отношение к мнению других

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа

Предварительное домашнее задание:


        • Перечитать главы 2, 7,8,11,12

        • Заполнить таблицу (приложение 1)

        • Индивидуальное задание:
          - подготовить сообщение на предложенную учителем тему
          - подготовить выразительное чтение эпизода на стр. 139-140

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник-хрестоматия «Литература 8 класс» часть 1 авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2005, карточки для работы групп

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. (слайд 2)

Пушкин приходит к нам с раннего детства – веселым, лукавым и добрым сказочником. Проникает в душу своим незатейливым стихом и напевом. И остается от этого на всю жизнь теплое воспоминание, как о ласковой материнской руке. Мы стали заново открывать Пушкина, читать и перечитывать его. Он словно сошел с пьедестала и стал чуть ли не для каждого «своим Александром Сергеевичем», с которым можно потолковать по душам, ему можно исповедаться и заслушаться «божественным глаголом».

Мир Пушкина – лирический, духовный, интеллектуальный – бесконечен. Горизонты его вселенной неизменно расширяются, когда пробуешь их достичь.

И мы совершим путешествие в мир Пушкина.



- Какие произведения Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление?

2. Пушкин – историк. (слайд 3)

А) Учитель: Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт – историк. Для Пушкина историзм – средство разобраться в настоящем, понять, «куда влечет нас рок событий». Поражаешься, как много у него произведений исторического звучания. Вся наша история проходит перед читателем Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; восстание Пугачева – в «Капитанской дочке»; война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм. Повесть «Капитанская дочка» зовет к путешествию в далекий XVIII век, вошедший в историю как век войн и дворцовых переворотов.
Слово учителя: (слайд 4,5)

Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а именно о Емельяне Пугачеве предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.

Любое историческое событие имеет свои причины. Давайте посмотрим, какие причины восстания называет Петр Гринев в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.

Выразительное чтение отрывка на стр. 144-145 со слов: «Прежде нежели приступлю к описанию…» до слов: «Следствием было варварское убиение Траубенберга…» (проверка домашнего задания).

Слово учителя:

Итак, сообщает ли нам Гринев истинные причины восстания?


А мог ли он сам знать о них?

обращение к учителю истории)


Мятежа без причин не бывает. Почему же все-таки народ поднимается на восстание? Как нам это раскрывает история?



Б)- С именем какого правителя связано восстание Пугачева?

- Чем знаменито правление Екатерины II? (Слайд 7)

Ученик: С именем Екатерины Великой связаны годы могущества Российского государства, присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Восточной Грузии, Белоруссии, Правобережной Украины, части Прибалтики. Русское военное искусство получило международное признание. Екатерина II , считавшая себя ученицей Вольтера, придерживалась взглядов умеренных просветителей. Идеи просвещения использовали многие монархи Европы, считавшие первоочередной задачей распространение среди народа просвещения и научных знаний, поощрение литературы, искусства, принятие законов во благо всех подданных. Правление Екатерины называют «золотым веком» русского дворянства. Однако именно в годы просвещенного абсолютизма Екатерины Великой происходит самое крупное социальное потрясение XVIII в. - восстание под предводительством Пугачева.

Слово учителя: (слайд 8)

Личность Пугачева до сегодняшних дней интересует и историков, и литераторов, и художников, и государственных деятелей, но первым, кто обратился к личности Пугачева – Александр Сергеевич Пушкин. Образ Пугачева в романе занимает одно из центральных мест. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий, о которых повествует Петр Гринев. Давайте и мы с вами шаг за шагом пойдем вслед за автором, опираясь на исторические справки, попытаемся раскрыть образ Емельяна Пугачева и выяснить отношение к нему как исторической личности и художественному образу.

Итак, кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину?



В) Личность Пугачева. ( Слайд 9)

Давайте обратимся к личности руководителя восстания - Емельяну Ивановичу Пугачеву.

- Что вы помните из истории о личности Пугачева?

Ученик: Емельян Иванович Пугачев (1742— 1775) был родом из простых казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне 1768—1774 гг., где приобрел богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. Отпущенный из армии по болезни, Пугачев испытал немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Смелый, умный, он обладал немалыми авантюристическими наклонностям.
Г) Задание: Давайте посмотрим, как Пушкин описывает Пугачева в «Истории Пугачевского бунта». (слайд 10)

(Чтение учащимися отрывка)

Учитель: В портрете Пугачева Пушкин опирается на самые существенные детали, которые говорят о внешнем облике вождя восстания. Но эти детали становятся необыкновенно выразительными, запоминающимися; они дают представление не только о внешнем, но и о внутреннем облике Емельяна Пугачева.

- Какими чертами должен обладать человек, возглавивший самое крупное восстание XVIII в.? (Смелый, умный, обладавший немалыми авантюристическими наклонностями и богатым жизненным опытом, хороший военачальник).

3. Причины восстания. (слайд 11-12)

А )- Вспомните, каковы основные причины восстания под предводительством Пугачева?

  • Что такое крепостное право (или кто такой крепостной крестьянин)?

Ученик: В течение десятилетий правления просвещенной императрицы крепостное право в своем развитии достигло апогея. Такое в истории случается нередко: личные взгляды монарха не совпадают со взглядами социальных сил, от которых зависит судьба трона. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. На протяжении царствования Екатерины II интенсивно росли повинности крестьян в пользу помещика.

(слайд 13,14)



Б) Состав участников восстания.

-Какие слои населения участвовали в восстании? (Казаки, крестьянство, рабочие мануфактуры, представители нерусских народов).

Ученик: Как и во время событий Смуты начала XVII в., восстаний С. Разина и К. Булавина, зачинщиками и главными действующими лицами были казаки. В течение многих лет правительство вело наступление на казачьи привилегии: объявило казенной монополией лов рыбы и добычу соли, стало назначать войскового атамана (прежде выборного), посылала карательные отряды против недовольных. В 1772 году 85 зачинщиков сосланы в Сибирь, войсковой круг уничтожен. Наряду с казаками в восстании приняли участие и другие группы населения, каждая из которых преследовала собственные цели. В первую очередь это, конечно, крестьяне, боровшиеся против крепостного права; затем представители нерусских народов Поволжья (башкиры, татары, калмыки), борьба которых носила национально-освободительный характер; и, наконец, часть заводских рабочих Урала, чьи цели практически не отличались от целей крестьян.
3. Значение крестьянской войны. 15-16

Ученик: Крестьянская война — сложное явление, исключающее однозначную оценку. С одной стороны, это форма протеста трудового народа против крепостнического режима и бесправия. Но, с другой стороны, борьба за лучшую долю оказалась во власти стихии и приобрела кровавый характер — она стоила огромных человеческих жертв и страданий. Кроме того, крестьянская война нанесла ущерб хозяйству страны. Надо учитывать и третий аспект крестьянской войны — ее бесперспективность как в военном, так и в социально-политическом отношении. Ожесточенность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы, укрепившие положение дворян, того строя, против которого направлялось народное возмущение. Недаром век Екатерины II называют «Золотым веком русского дворянства». Наконец, память о пугачевщине прочно вошла в сознание низов и правящих слоев. Пугачевщины стремились избежать декабристы в 1825 г. О ней же вспоминали сподвижники Александра II, принимая в 1861 г. историческое решение об отмене крепостного права.

В народном сознании восстание отразилось в песнях, сказаниях, легендах, литературных произведениях.



5. Причины создания «Истории Пугачевского бунта».

Учитель: Пушкин тоже обратился к теме пугачевского восстания. Что подтолкнуло его к теме крестьянского бунта, потрясшего Россию за 60 лет до этого? Давно прошедшие времена! Пушкин начал интересоваться личностью Пугачева еще во время михайловской ссылки, в 1824 году. В 1825 году вспыхивает восстание декабристов на Сенатской площади. Декабристы, выступающие за отмену крепостного права, потерпели поражение.

  1. Весть об этом взволновала Пушкина, ведь в восстании принимали участие его близкие друзья – Пущин, Кюхельбейкер, Рылеев и другие. Это были лучшие сыны России – самые благородные, самоотверженные.

  2. Подобное поражение потерпел кровавый бунт военных поселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов ХIХ века. (Слайд 9)

Почему же потерпели крушение восстание декабристов и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России? Видимо, об этом задумывался автор «Капитанской дочки», когда приступал к ее созданию. Тему Пугачевского бунта Пушкин решает в двух планах: в качестве историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».

6. Работа над историей Пугачевского бунта. (слайд 17 – 20)

А) Ученик: Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Хотя тема восстания была в то время под запретом, Пушкин сумел обойти все препятствия, он изучал книги и статьи о Пугачеве, архивные материалы. В 1833 году Пушкин едет туда, где 60 лет тому назад бушевало восстание. Путешествие было длительным – с 17 августа по конец ноября. Он побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Поездка дала много интересного. Пушкин записал беседы со стариками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания, а также с теми, кто слышал о Пугачеве рассказы «старшего поколения» . Пушкин понимает, что в памяти народа Пугачев жив, даже царский ореол вокруг его имени не развеялся за 60 лет.

Слово учителя:

Итак мы представили себе каким был Пугачев на страницах истории. А каким же мы видим Пугачева на страницах романа А.С.Пушкина?

(Идет проверка домашнего задания через фронтальный опрос, параллельно с этим после ответов учеников высвечивается текст на слайде и сверяются записи в тетрадях)

Фронтальный опрос по главе «Вожатый» (слайд 23):


  • Когда и как появляется Пугачев на страницах романа?(24)

  • Как запечатлен образ вожатого? На что обращает внимание Гринев?(25)

Фронтальный опрос по главам «Приступ» и «Незваный гость» (слайд 9 – 10):

  • В каких главах еще говорится о Пугачеве?

  • Давайте сравним описание внешности Пугачева и вожатого (работа с таблицей).

  • Что изменилось, а что осталось неизменным?

  • Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева?(26)

  • Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев? (27)

  • Какое впечатление на Гринева производит первое появление Пугачева? (анализ эпизода «Штурм Белогорской крепости»)

  • Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости?

  • Почему он помиловал Петра? (28)

Чтение по ролям отрывка на стр. 160 – 162 со слов: «Гости выпили еще по стакану…» до слов: «Завтра приходи со мною проститься…»

  • Как вы понимает слова Гринева: «Моя искренность поразила Пугачева»? (29)

  • Изменилось ли представление Петра о Пугачеве – «злодее и разбойнике»?

Слово учителя:

События вновь разводят Гринева и Пугачева в разные стороны. Гринев едет в Оренбург, где мечтает о скорейшем освобождении Белогорской крепости и о свидании с Машей Мироновой. А Пугачев продолжает разорять крепости.

Фронтальный опрос по главам «Мятежная слобода» и «Сирота» (слайд 11 – 12):


  • Почему Гринев обращается за помощью к Пугачеву? Чем он рискует?(30)

  • Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту? Каким он показан в этой сцене? (работа с таблицей)

  • Какие искренние признания по дороге в Белогорскую крепость делает Пугачев Гриневу? Почему именно ему он раскрывает свою душу?

  • Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?

Слово учителя:

Образ Пугачева в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – это литературный образ, а мы с вами знаем, что Пугачев - прежде всего историческая личность. Ребята, давайте выясним, совпадает ли эти два образа. Если не совпадают, то почему. Работая в группах, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы.

Работа в группах (приложение 5)

Класс делится на 5 дифференцированных групп. Каждая группа получает карточку с заданием различной сложности, на выполнение которого отводится 5 – 7 минут (учитывая особенности класса, время на работу в группах можно увеличить на усмотрение учителя). По истечении времени от группы выступает один представитель, выбранный членами группы. Ответ формулирует ученик, опираясь на задания (по ходу выступления каждой группы открывается слайд (слайд 13 – 22) , на котором отражено задание данной группы и вывод).

В результате работы в группах учащиеся должны прийти к следующим выводам:

1 группа: В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Т.О., в описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачева» портрет героя лишен эмоциональной окраски.

2 группа: Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А.С.Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.

3 группа: В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772г.

Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.

4 группа: В «Истории Пугачева» А.С.Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.

5 группа: Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсе только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.
Выводы каждой группы можно записать в тетради (на усмотрение учителя).

Подведение итогов (слайд 23). Вывод появляется только после ответов учеников и записывается в тетради.



  • Каким же предстает Пугачев в романе Пушкина?

  • В чем правдив писатель, изображая его?

  • Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для изображения Емельяна Пугачева? С какой целью он это делает?

. Итог урока. Значение « Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочки».

- В чем значение этого исторического труда великого поэта России?

Труд Пушкина – историка и автора «Капитанской дочки» - был огромным. Свои творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

В «Истории Пугачевского бунта» автор обращается к прошлому, а в «Капитанской дочке» - к будущему. Написав «Историю Пугачевского бунта», Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро». Научный труд стал основанием исторической повести, в которой социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя в первую очередь интересуют люди – их характеры, их представления о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.


  • «Капитанская дочка» одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас – тех, кто будет жить после него.

Вывод: А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

Слайд 24. Домашнее задание.

Письменно ответьте на один из вопросов:


  • Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?

  • С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?

Используемая литература:




  1. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М: РОСТ, Скрин, 1998

  2. Литература 8 класс. Методические советы. Г.И.Беленький. М. «Просвещение» 2001

  3. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. И.В.Золотарева, Т.А.Крысова. М. «ВАКО» 2005

  4. Наука и жизнь. 1992 № 2

  5. Звезда. 2005 № 12

  6. Наш современник. 2006 № 5

  7. Вопросы истории. 1994 № 11

  8. История России 1682 – 1861. Под редакцией В.Шелохаева. М, ТЕРРА, 1998

  9. История России ХVI – XVIII вв. А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва. М. МИРОС, 1994

  10. Учебник для педагогического институту. История СССР с древнейших времен до 1861 г. Под редакцией Н.И.Павленко. М. «Просвещение» 1989

  11. http://www.hrono.info

  12. www.regtime.ru

  13. http://emelyan.ru/

  14. http://www.gallart.ru/

  15. Л.В.Петрова. Схемы ответов по истории России на уроке и экзамене. Часть 1. Санкт – Петербург СМИО Пресс, 2003

  16. http://www.sgu.ru

  17. http://ricolor.org

  18. www.inauka.ru/

  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%

  20. http://www.tonnel.ru/

  21. http://m-necropol.narod.ru/

  22. http://hronos.km.ru/

  23. http://www.mk.by/

  24. http://www.emc.komi.com/

  25. www.mlis.ru/science

  26. БЭНП «Литература 5 – 11 классы» Дрофа CD

  27. ИЭС Иллюстрированный энциклопедический словарь, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004 CD

  28. И.Смольников «Путешествие Пушкина в Оренбургский край», М., Мысль, 1991


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница