Интегрированный урок речевого развития для 10-11 классов (2 часа). Любовь в представлении русского языка и культуры




Скачать 92.19 Kb.
Дата03.04.2016
Размер92.19 Kb.
З.Т. Веселова, учитель русского языка и литературы,

заслуженный учитель РФ



Интегрированный урок речевого развития для 10-11 классов (2 часа). Любовь в представлении русского языка и культуры: «Страна любви – великая страна» (В.С. Высоцкий). Создание эссеистического текста нравственного содержания.

I. Творческая мотивация.

- И.С.Тургенев писал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Определите, какие слова в этом высказывании являются ключевыми (любовь-движение-жизнь).

- Да. Любовь «движет солнце и планеты» (Данте), но чем может она стать для человека? На какие дела и поступки толкнуть? Как повлиять на его жизнь? Это чувство, которое неслучайно называют монархом среди чувств, «чудом цивилизации» (Стендаль), «печатью образа Божия в человеке» (С.Н. Булгаков), «самой естественной для человека страстью» (Паскаль), сложно и многогранно. Современный поэт И. Губерман так определяет «всеохватность» любви:
Бог шел путем простых решений,

и как ты что ни назови,

все виды наших отношений –

лишь разновидности любви.
В системе нравственных ценностей человечества чувство любви стоит в одном ряду с верой, надеждой, счастьем. Любовь – это дань ценностному содержанию человека. Это очень личное, очень интимное чувство, и вместе с тем понимание любви зависит и от времени, и от религии, и от особенностей национального менталитета. Вот сегодня мы и попытаемся разобраться, какой смысл вкладывается в это понятие, как связана с ним жизнь человека.
II. Составление словесного портрета концепта «любовь».

1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь».


1). Начнем с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь».

Любовь- ………………………………………………………………………………

Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему?



Комментарий для учителя

Положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др.


2). А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям.

Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.;

2) чувство расположения, симпатии к кому-л.

3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола;

4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.;

(Словарь русского языка в 4-х томах)

Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности;

2) склонность, пристрастие к чему-л.

(Словарь Ожегова)

- Выпишите из данных определений ключевые слова: любовь- привязанность, расположение, симпатия, склонность, влечение, стремление, тяготение, пристрастие.



- Уже этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений можно расширить. Возьмем, например, «чувство горячей сердечной привязанности».

Любовь - увлечение, влюбленность, страсть. (Словарь синонимов)

- Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов.


- Познакомьтесь с формулой любви, которую предложил один из древних восточных философов. Принимаете ли вы ее?
Любовь – это сумма трех влечений: влечение ума дает уважение, влечение сердца – дружбу, влечение тела – желание.
2. Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь».
1). Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом.

Любовь к близким, любовь к родине……………………………………………………

Продолжите этот ряд.


Учитель. Не случайно, наверное, почти на всех языках мира называют одинаково «любовью» чувства, в сущности, разные. Любят женщину и какое-то время года, ребенка и природу, музыку и лес, родину и антоновские яблоки. Любовь – это абсолют, это смыслообразующая ценность. Человек, говорящий «люблю тебя», объясняется в любви всему миру. Но в этом духовном единстве существует и определенная иерархия. О ней повествует библейская легенда об Иове.

2). Легенда об Иове.

Иов был добродетельным человеком, но Бог, чтобы испытать его силу любви, разрешил сатане отобрать у него и стада, и дочерей, и сыновей, и покрыть его тело язвами. Безмерность утрат не ослабила любви Иова к истине, веры в ее торжество. За эту любовь вернулись к нему и дети, и стада. И когда вернулось все утраченное, испытал печаль. Почему?

- Любовь утратила сосредоточенность на высшем - на любви к Богу. Что может быть высшим в иерархии любви?



- Родина, человечество, природа, истина, искусство (Рембрандт), Бог (Иов)…..

И если высшее в этой иерархии разнообразно, то основанием, фундаментом может быть только одно - любовь к себе. Но какой должна быть эта любовь к себе? Ответить на этот вопрос поможет одна аллегорическая история.

3) Аллегория- иносказание. Закончите иносказание.

В Канаде стаи перелетных птиц все время разбивались ночью об ослепительно освещенную и высоченную телебашню. Тогда погасили огни, чтобы они не манили, не убивали птиц…

4) - О духовном единстве всеобъемлющего чувства любви свидетельствует и то, что говорят о нем на одном метафорическом языке.

а) Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков подходящие глаголы. Почему «могучий огонь» в очах Данко испугал людей? (Можно гореть и ненавистью, и любовью).
Много людей стояло вокруг него (Данко), но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце …негодование, но от жалости к людям оно … Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце … огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах … лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и … очи, и они насторожились, как волки.

(М. Горький)

Слова для справок: вскипеть, погаснуть, вспыхнуть, засверкать, разгореться.

Комментарий для учителя.

Решение этой задачи помогает ученикам реконструировать важные детали наивной картины мира эмоций, отражающие концептуализацию положительных эмоций (любовь) в языке как светлых и отрицательных (злость, ярость) – как тёмных. Поэтому нельзя, например, светиться злостью. Однако глаголы, в которых идея света сочетается с идеей блеска или огня вполне нейтральны к противопоставлению светлых и тёмных эмоций.

б) - Прочитайте текст. Подчеркните в нем однокоренные слова, объясните их употребление. На какой развернутой метафоре строится текст?
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор свершающегося) молнии скрытого разгорающегося огня.

Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был погружен в созерцание этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.

… … …


Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер (Л.Н.Толстой).
в) Постройте из данных предложений текст. Определите его тему (тема любви) и основную мысль (Чтобы твоё чувство было понятно не только тебе, но и другим, учись «языку» любви). Выпишите метафоры любви из последнего монолога Снегурочки («сладкий дар любви», «огонь любви», «таять от любви»), а также контекстуальные синонимы к слову «любовь» («блаженство», «восторг», «истома», «радость», «нега»). Проверьте по словарю их значение. Какой из синонимов является устаревшим? (Нега). Что же побеждает в «весенней сказке» А.Н. Островского: любовь или смерть?


  1. «Хочу любить – но слов любви не знаю», – жалуется Снегурочка матери – Весне.

  2. В ярких лучах солнца погибает Снегурочка, победившая «стужу чувств» и обретшая «горячее сердце»:

Но что со мной: блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О, мать-Весна, благодарю тебя за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега,

Томящая, течёт во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни;

В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь… Люблю и таю, таю…



  1. Лель советует холодной Снегурочке узнать, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится».

  2. Весна наделяет чувством любви Снегурочку, даря ей венок из душистых цветов, в котором «родник неистощимый любовных сил».

Ключ: порядок расположения предложений – 3, 1, 4, 2.
- Подведем некоторые итоги. О какой любви говорится в каждом их текстов? Какая метафора объединяет эти тексты? (Любовь: огонь- пожар- пламя).

Комментарий учителя.

Огненная метафора любви (отождествление любви и огня) – одна из самых частотных среди образных составляющих концепта «любовь»: «О вы, которые любовью не горели,\ Взгляните на нее – узнаете любовь» (Пушкин): «Кто-то кричал: «Пожар!... Пожар!..» /А это любовь была» (Р.Рождественский).


- С огнем не шутят. А с любовью? Как может повлиять она на человеческую жизнь?
3. Концепт «любовь» в художественной картине мира русских писателей.
1). Прочитайте текст. Какие моменты своей жизни вспоминает Андрей Болконский? Как связаны они с тем чувством, которое он испытывает? Определите характер этого чувства. (Возрождение к жизни).
И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывал те неразумные, невыразимые слова, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, со славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь.

2). Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие характер чувства, которое испытывал Павел Петрович к княгине Р. Объясните их употребление. Как повлияло это чувство на жизнь героя?


Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало(…)

В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю клею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.
- Какой вывод мы делаем?

- С любовью не шутят. Это чувство способно возродить человека к жизни, но оно может и вычеркнуть его из жизни.



III. Творческая работа (по выбору учеников).

  • Напишите метафорический портрет концепта «любовь».

  • Напишите эссе «Страна любви - великая страна».

  • Напишите эссеистический текст на тему «Любовь», который вбирал бы в себя разные ее смыслы (любовь к жизни, людям, родине и т.д.). В качестве зачина для каждого абзаца можете использовать фразу «Есть любовь …», а в качестве заключительной фразы – строчку Г. Аполлинера: «Вот из чего рождается симфония любви».




  • Напишите текст-рассуждение «Без любви» по ключевым фразам, взятым из статьи русского философа Ивана Ильина:


1. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она дана нам от Бога и от природы…

2. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни, великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им…

3. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека…

4. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу…

5. Без любви мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница