Инструкция по поиску и спасанию в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания



страница1/4
Дата17.07.2016
Размер0.66 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4



Утверждена

Приказом начальника Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта

от 20 января 2012 года № 12



ИНСТРУКЦИЯ

по поиску и спасанию в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания

Хабаровск 2012г.



I. Общие положения.
1.1. Цели и назначение Инструкции.

Инструкция по поиску и спасанию в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания (далее – Инструкция) определяет порядок организации поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее – поиск и спасание), порядок организации взаимодействия региональных органов и служб Единой системы авиационно-космического поиска и спасания (далее – Единая система), а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее – органы ОВД) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания (далее – Дальневосточная зона).



1.2. Документы, в соответствии с которыми разработана Инструкция.

1.2.1. Инструкция разработана на основании и в соответствии с:

«Воздушным кодексом Российской Федерации», принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года № 60-ФЗ, одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 12, ст. 1383 1999 г., № 28, ст. 3483; 2004 г., № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005 г., № 13, ст. 1078; 2006 г., № 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007 г., № 1 (ч.1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008 г., № 29 (ч.1) ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009 г., № 1, ст. 17; № 29, ст. 3616);

Приложениями № 11 и № 12 к Конвенции о международной гражданской авиации «Поиск и спасание»;

Положением о Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007 г., № 35, ст. 4321);

Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 530 (с изменениями на 25 января 2011 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 29 (ч. II), ст. 3525; 2011, № 5 раздел IV, ст. 741);

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 401-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 14, ст. 1427);

Руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР от 28 марта 1991 г. № 65;

приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. № 199 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства»;

приказом Федеральной аэронавигационной службы от 05 июня 2009 г. № 123 «Об утверждении требований к структуре и содержанию инструкции экипажу поисково-спасательного воздушного судна, наземной поисково-спасательной команде, спасательной парашютно-десантной группе и Порядка передачи информации о воздушном судне, терпящим или потерпевшем бедствие, в авиационный координационный центр поиска и спасания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2009г. регистрационный № 14431);

приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 21 июня 2011 г. № 350 «Об определении требований к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне АКПС»;

приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 05 сентября 2011г. № 535 «Об определении мест дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общего количества и типов дежурных поисково-спасательных воздушных судов».

1.2.2. Организация поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (за исключением космических объектов военного назначения), а также взаимодействие органов и служб Единой системы с органами и службами заинтересованных министерств и ведомств при поиске и эвакуации осуществляется в соответствии с:

Положением по организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов, утвержденным приказом Росаэронавигации, Министра обороны России и Федерального космического агентства от 06.08.07 № 73/311/76;

Инструкцией по поисково-спасательному обеспечению полёта Международной космической станции с транспортными пилотируемыми кораблями «Союз», утвержденной приказом Росаэронавигации от 03.04.07 № 22;

Инструкцией по поисково-спасательному обеспечению полётов космических объектов гражданского назначения, утвержденной приказом Росаэронавигации от 21.11.07 № 112.



1.2.3. Организация функционирования Единой системы в Дальневосточной зоне осуществляется:

- региональным руководящим органом Единой системы – Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Межрегиональное управление);

- региональным оперативным органом Единой системы – авиационным координационным центром поиска и спасания (далее – АКЦПС);

- местными оперативными органами Единой системы – органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее – органы ОВД).



1.3. Ответственность должностных лиц за организацию поиска и спасания в Дальневосточной зоне, районе аэродрома.

1.3.1. Ответственным за организацию поисково-спасательного обеспечения (ПСО) полетов и осуществление поиска и спасания, а также руководителем поисково-спасательными операциями (работами) в Дальневосточной зоне является начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Межрегионального управления).

1.3.2. Ответственным за организацию поиска и спасания, поисково-спасательное обеспечение и руководителем поисково-спасательными операциями (работами) (ПСО (Р)) в районе военных действий, при проведении контртеррористических операций является Командующий войсками 3 командования ВВС и ПВО (начальник управления ПВО и авиации Восточного военного округа).

1.3.3. Управление силами и средствами осуществляется через региональный оперативный орган – Авиационный координационный центр поиска и спасания Единой системы, а также через местные оперативные органы, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), а при необходимости – через воздушное судно-ретранслятор. Все силы и средства, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, задействованные в проведении ПСО (Р) в Дальневосточной зоне, находятся в оперативном подчинении регионального оперативного органа.

1.3.4.1. Ответственным за обеспечение руководства при проведении ПСО (Р) в Дальневосточной зоне, является директор федерального казенного учреждения «Дальневосточный авиационный поисково-спасательный центр» (далее – ФКУ «ДАПСЦ»).

1.3.4.2. Ответственными за оснащение поисково-спасательных формирований аварийно-спасательным имуществом и снаряжением являются директора ФКУ «ДАПСЦ» и ФКУ «РПСБ» Дальневосточной зоны.

1.3.5. Ответственными за содержание в постоянной готовности к проведению ПСО (Р) являются:

- поисково-спасательных воздушных судов (далее – ПСВС) и их экипажей – руководитель авиационного предприятия, от которого привлекаются ПСВС и экипажи;

- СПДГ, НПСГ – руководитель поисково-спасательного формирования (руководитель организации);

- ПСВС и их экипажей, спасательных парашютно-десантных групп (далее – СПДГ) и наземных поисково-спасательных команд (далее – НПСК) – руководители организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к ПСО (Р).



1.3.6. Ответственным за организацию и проведение аварийно-спасательных работ, постоянную готовность сил и средств на аэродроме и в районе аэродрома является собственник аэродрома или аэропорта, руководитель организации государственной и экспериментальной авиации.

1.3.7. Справки об органах исполнительной власти, органах ОВД, Территориальных управлениях, взаимодействующих ведомствах и организациях в Дальневосточной зоне приведены в Приложении 2 к Инструкции.
1.4. Климатогеографические и гидрометеорологические условия в Дальневосточной зоне.

Дальневосточная зона поиска и спасания занимает восточную часть азиатского континента. Зона охватывает площадь 12 млн. кв. км. Около 1/3 воздушного пространства зоны расположено над водной поверхностью Северного Ледовитого океана, Тихого океана и Охотского моря.

Материковая часть представлена обширными нагорьями, плоскогорьями и мощными горными системами, поднимающимися выше 2500 метров над уровнем моря. Вершины достигают области вечных снегов и ледников. Низменности располагаются главным образом по долинам рек и берегам морей. Наибольшую площадь занимает Колымская низменность, Центрально–Якутская и Среднеамурские равнины.

Рельеф полуострова Камчатка представляет собой горную вулканическую поверхность. Вулканы расположены группами на высоких каменистых плато. На высоких вулканах лежат вечные снега. Снеговая линия проходит на высоте 1600 метров над уровнем моря.

Большую часть Сахалина занимают горы средней высоты (500-1000м.), простирающиеся в меридиальном направлении.

Западный и Восточный хребты, разделенные Тынь - Поронайской низменностью.

В состав гряды Курильских островов входит свыше 30 значительных гористых островов и множество отдельных скал (высота над уровнем моря 800-1000 метров).

Высшая точка всей гряды: – Вулкан Алаид, расположенный в северной части гряды и достигающий высоты 2339м.

Сухопутная территория зоны имеет развитую речную сеть с крупными реками: Лена, Амур, Зея, Бурея, Уссури.

Большинство рек Камчатки, Чукотки, Сахалина представляют собой горные потоки. Они текут по каменистому руслу в скалистых обрывистых берегах, изобилуют порогами и водопадами.

На Курильских островах речная сеть развита слабо, а на небольших островах постоянные водотоки, как правило, отсутствуют.

Реки, протекающие по равнинам, имеют медленное и спокойное течение, русло разбивается на протоки, изобилующие косами и островами.

Реки зимой покрываются льдом. В северных районах на 7-8 месяцев, в южных районах на 5-6 месяцев. Реки Сахалина скованы льдом 2-3 месяца.

В горах Камчатки встречаются озера вулканического происхождения. Некоторые из них имеют температуру воды на 5 градусов выше температуры воздуха.

Характер растительности вследствие большой протяженности территории очень разнообразен. В Магаданской области, на севере и западе Камчатки, на побережье Охотского моря, на севере Сахалина и Хабаровского края большие пространства заняты тундрой. Для всей остальной территории характерно распространение лесных ландшафтов. Леса хвойные, широколиственные и смешанные. На Сахалине и Курилах произрастает в больших количествах курильский бамбук. Леса засорены валежником и буреломом и труднопроходимы для человека.

Необходимо также отметить, что большая часть территории зоны находится в области вечной мерзлоты, в южных районах она имеет островной характер. Существование слоя вечной мерзлоты обуславливает широкое распространение болот. Почвы сильно переувлажнены, особенно в летние месяцы в период муссонных дождей, что делает район труднопроходимым для техники вне дорог.

Регион Камчатки и Курильских островов является районами высокой сейсмичности.

По особенностям синоптических процессов и климата по сезонам года, территория зоны относится к умеренной зоне, а северная часть Чукотки – к субарктической.

По характеру годовой изменчивости климатических параметров территория зоны относится к муссонному типу климата.

В зимний период (со второй половины октября по март) циркуляция атмосферы над Дальним Востоком у поверхности земли определяется сибирским антициклоном, Ленско-Колымским ядром и алеутской депрессией. Поэтому над всей территорией зоны в течение зимы господствуют массы устойчивого и холодного континентального воздуха. Циклоны, периодически проходящие с запада и северо-запада на юго-восток в большинстве случаев, слабо выражены в барическом поле, невелики по размерам и проходят быстро, вызывая сравнительно непродолжительные ухудшения погоды. В среднем, за зиму наблюдается 11 дней с метелью, которые распределяются почти поровну по всем месяцам. Нижняя облачность практически отсутствует. По общей облачности – на число ясных дней приходится 70 % всего зимнего периода.

В отличие от континентальных районов, дальневосточные моря находятся под влиянием передней части высотной ложбины. Здесь создаются благоприятные условия для возникновения новых и регенерации сформированных циклонов, приходящих сюда с континента, поэтому в течение зимнего периода наблюдается активная циклоническая деятельность, сопровождающаяся сильными штормами, снегопадами и метелями.

Зимний период для континентальной части территории зоны является наиболее благоприятным для полетов в простых метеоусловиях. В прибрежных районах и на Курилах повторяемость погоды 50х500 составляет 15%; 100х1,0-20%; 200х2,0 -30% .

Весна – переходный период, в течение которого происходит смена муссона.

Основными особенностями циркуляции являются: – разрушение сибирского антициклона; – усиление и распространение на запад гребня тихоокеанского антициклона.

В тропосфере западносибирский гребень ослабевает, дальневосточная ложбина постепенно заполняется. Благодаря этому, над большей частью Восточной Азии устанавливается западный перенос. Однако, до середины мая сохраняется большая повторяемость высотного гребня над Западной Сибирью, что обуславливает частые холодные вторжения в северную часть континента. Циклоническая деятельность ослабевает над морем и усиливается над континентом. В большей части территории наблюдается холодная неустойчивая погода с сильным ветром и частыми заморозками в течение всей весны. Средняя скорость перемещения циклонов 30-40 км./ч., максимальная 80-120 км./ч. Весной преобладают антициклоны континентальной группы. В мае наблюдается смещение арктических антициклонов через Охотское море.

Характерной особенностью летней циркуляции является циклоническая деятельность над континентом и значительное ослабление циклогенеза над океаном и окружающими морями, среднее барическое поле у земли определяется обширными неглубокими депрессиями над континентальной частью и антициклонами: арктическим, располагающимся к северу от Чукотки и Аляски и тихоокеанским, занимающим в Тихом океане крайнее северное положение.

Характерными опасными явлениями погоды в летний период являются грозы (с ливнями, градом, порывистым ветром до 15-25м/с) и туманы. Наибольшее среднемесячное число дней с грозой наблюдается в континентальной части бассейна реки Амур и Приморья и составляет 5-8 дней; на островах 1-2 дня; на Камчатке, Чукотке и северном побережье 0-1день. Среднемесячное число дней с туманами составляет: в континентальной части 2-5 дней, на побережье континента 5-7дней, на островах 15-20 дней. На континентальной части летние температуры могут достигать высоких значений –до +35С.

Характерными процессами осеннего периода являются перестройка барического поля у земли и в тропосфере на зимний режим и преобладание, как и весной, неустойчивых процессов. Однако, по сравнению с весной, осеннее движение циклонов и антициклонов происходит медленнее. Циклоническая деятельность постепенно смещается на океан, где она развивается на арктическом и полярном фронтах. Благодаря увеличению межширотных контрастов температуры, осенние циклоны интенсивнее летних, в сентябре- октябре ещё сохраняется большая вероятность выхода тайфунов.

Осень характеризуется уменьшением облачных дней, преобладают облака верхнего и среднего яруса. Осадков выпадает значительно меньше, чем летом. В октябре наблюдаются частые заморозки до –10 С. По долинам рек и на озерах образуются туманы. В конце октября, как правило, по всей территории ДФО средняя температура опускается ниже 0 С, появляется снежный покров.

Суровые природные и климатические условия в зимний период требуют от экипажей самолетов (вертолетов), выполняющих полеты в зоне, твердых знаний, навыков в организации сохранения здоровья и работоспособности экипажей и пассажиров воздушных судов.

Сложные метеорологические условия, недоступность большей части территории для автотранспорта, трудность ведения поиска с воздуха, в горах и тайге требуют от руководителей (начальников), организующих поисково-спасательные работы, грамотного руководства силами и средствами ПСО при проведении ПСР, а также постоянной натренированности экипажей поисково-спасательных самолетов (вертолетов), спасателей СПДГ и НПСК в проведении поисково-спасательных и эвакуационных работ.

Труднодоступность, отсутствие дорог, малонаселенность обширных районов территории зоны, сильно пересеченный рельеф местности, отсутствие сплошного радиолокационного поля, осложняют проведение поисково-спасательной операции.


II. Порядок организации поиска и спасания.
2.1. Границы Дальневосточной зоны. Деление Дальневосточной зоны на районы поиска и спасания. Старшие по районам поиска и спасания.

2.1.1. Поиск и спасание в Российской Федерации организуется по зонам поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД).

2.1.2. Зона авиационно-космического поиска и спасания Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта – Дальневосточная зона* расположена в границах Хабаровского зонального центра ЕС ОрВД с координатами**:

8738,0с 16858,4з , 7200,0с 16858,4з , 6700,0с 16858,4з , 6500,0с 16858,4з , 6403,0с 17212,0з , 6000,0с 18000,0в , 5449,0с 17012,0в , 5440,7с 17000,0в , 5400,0с 16900,0в , 5005,0с 15900,0в , 4500,0с 15000,0в , 4300,0с 14650,0в , 4312,0с 14613,0в,

далее по государственной границе до геоточки с координатами:

4427,0с 14544,0в , 4430,0с 14540,0в , 4545,0с 14200,0в , 4545,0с 14000,0в , 4227,0с 13722,0в , 4033,0с 13600,0в , 4030,0с 13556,0в , 4140,0с 13131,0в , 4209,0с 13053,0в , 4217,5с 13041,5в,

далее по государственной границе до геоточки с координатами:

4509,4с 13307,7,

далее по государственной границе до геоточки с координатами:

4852,4с 13040,2в,

далее по государственной границе до геоточки с координатами:

5206,6с 12633,2в,

далее по государственной границе до геоточки с координатами:

5330,0с 12220,0в , 5358,0с 12159,0в , 5530,0с 12220,0в , 5641,4с 11940,0в , 5824,9с 11920,1в , 5936,0с 11451,7в , 5919,4с 11352,7в , 5938,1с 11249,6в , 6024,5с 10959,5в , 6042,5с 10846,9в , 6116,0с 10802,0в , 6200,0с 10700,0в , 6530,0с 10700,0в , 6700,0с 10655,0в , 6915,0с 10630,0в , 7012,0с 10811,0в , 7200,0с 11200,0в , 7350,0с 11444,0в , 7620,0с 11443,0в , 7800,0с 11445,0в , 8738,0с 16858,4з.




* «Дальневосточная зона» - в соответствии с приказом Росавиации от 05.09.2011 № 535.

** В соответствии с приказом Минтранса России от 15 сентября 2010 г. № 199 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации… ».

2.1.3. В целях оперативного решения вопросов организации, планирования поисково-спасательного обеспечения полетов и проведения ПСО (Р), в Дальневосточной зоне представлено 9 районов поиска и спасания. Границы районов поиска и спасания, старшие по районам поиска и спасания приведены в Приложении 5.1 к Инструкции.

2.1.4. Границы районов поиска и спасания не должны рассматриваться как препятствие для оказания помощи лицам, терпящим и потерпевшим бедствие. Каждое поисково-спасательное подразделение Единой системы должно быть готово к выполнению поиска и спасания в любое время и в любом месте, если оно в состоянии сделать это.

2.1.5. Старшие по району поиска и спасания назначаются приказом начальника Межрегионального управления из числа руководителей организаций, на которых возложено осуществление поиска и спасания. Приложение 5.2 к Инструкции.

2.1.6. Старшие по району поиска и спасания постоянно осуществляют контроль за организацией дежурства и готовностью сил и средств в районе поиска и спасания к проведению ПСО (Р).

2.2. Границы запасного полигона посадки спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз» и других КО.

2.2.1. Поисково-спасательное обеспечение полетов космических объектов (ПСО КО) является видом обеспечения КО и осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года № 5663-1.

Поисково-спасательное обеспечение полетов космических объектов осуществляется силами и средствами Росавиации, Минобороны Российской Федерации, Федерального космического агентства и других организаций на основании заключённых договоров.



2.2.2. Организацию поиска и эвакуации с места посадки космонавтов, спускаемых КО или аппаратов, а также контроль ПСО КО осуществляет руководитель Федерального агентства воздушного транспорта через Управление организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта.

2.2.3. Федеральным оперативным органом единой системы авиационно-космического поиска и спасания является Главный координационный центр поиска и спасания Единой системы авиационно-космического поиска и спасания (ГКЦПС ЕС АКПС).

2.2.4. Авиационные предприятия и организации привлекаются к выполнению задач по ПСО КО на основании решения руководителя Росавиации и заключенных договоров.

2.2.5. Поиск космонавтов, оказание им помощи и их эвакуация, а также

поиск и эвакуация СА пилотируемых и автоматических кораблей, специальных материалов и аппаратуры на основных полигонах посадки осуществляется силами и средствами поисково-спасательного комплекса Военно-воздушных сил на основании заключенных договоров.



2.2.6. Поиск космонавтов, оказание им помощи и их эвакуация, а также поиск и эвакуация СА пилотируемых кораблей на море осуществляется силами Военно-Морского Флота на основании заключенных договоров. При необходимости, для проведения ПСР на море могут привлекаться корабли и суда организаций других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.7. Посадка СА возможна в любое время суток, но штатная посадка планируется, как правило, в светлое время суток. Информация о предполагаемых районах посадки при срочном спуске выдается главной оперативной группой управления (далее - ГОГУ) Центра управления полетами в ГКЦПС ЕС АКПС на каждые сутки полета.

2.2.8.1. Для ПСО запуска КО в Дальневосточной зоне привлекаются дежурные силы и средства от гражданской авиации. Дежурные силы от государственной авиации привлекаются по указанию Центра управления полетами авиации (ЦУПА) командования ВВС.

2.2.8.2. Информация о составе сил и средств в Дальневосточной зоне для ПСО полетов КО от всех ведомств представляется в АКЦПС (г. Хабаровск). АКЦПС готовит План ПСО КО на каждый запуск (посадку) пилотируемого КО.

2.2.9.1. В случае аварии на старте или на участке выведения космического корабля, информация о факте аварии передается из ГОГУ Центра управления полетами в ГКЦПС ЕС АКПС немедленно, а район посадки – не позднее, чем через 30 минут после приземления (приводнения) спускаемого аппарата.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница