Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава



страница1/6
Дата14.01.2020
Размер1.07 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2000 г. N ЦП-ЦТ-ЦВ-797

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

В.Т.Семенов



ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТОРМОЗОВ

СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог устанавливает основные правила и нормы эксплуатации, технического обслуживания тормозов (источники сжатого воздуха, воздухопроводы с арматурой, приборы управления, торможения и контроля, рычажные передачи) самоходного и несамоходного специального подвижного состава, хозяйственных поездов железных дорог Российской Федерации.

Порядок, установленный настоящей Инструкцией, обязателен для всех работников железных дорог, связанных с эксплуатацией и движением специального подвижного состава (далее - СПС) и хозяйственных поездов.

На основании настоящей Инструкции железные дороги, отделения железных дорог, организации, связанные с эксплуатацией и движением СПС, издают местные инструкции и указания.

Организация эксплуатации, технического обслуживания тормозов СПС, контроль за выполнением требований настоящей Инструкции, приказов и указаний МПС России по эксплуатации тормозов возлагается на руководителей служб пути, электроснабжения, сигнализации и связи, депо для специального подвижного состава, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи, путевых машинных станций, объединенных предприятий путевого хозяйства.

Общий контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляют ревизоры по безопасности движения поездов аппарата главных ревизоров железных дорог и отделений железных дорог.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОГО САМОХОДНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


2.1. Общие положения

Техническое обслуживание тормозного оборудования специального самоходного подвижного состава (далее - ССПС) выполняется бригадой специального подвижного состава (далее - бригада СПС) перед выездом на линию, при ежесменном техническом осмотре (ЕТО), ежедневном техническом обслуживании (ЕО), после отстоя ССПС без бригады, при смене обслуживающих бригад, а также при всех видах периодического технического обслуживания (с привлечением при необходимости специалистов по ремонту специального подвижного состава предприятия приписки СПС) Виды и сроки технического обслуживания и ремонта тормозного оборудования ССПС установлены Инструкцией по эксплуатации самоходных железнодорожно-строительных машин для ремонта и текущего содержания пути, утвержденной МПС России 30.12.99г. N ЦП-734 и Инструкцией по эксплуатации и содержанию дрезин, мотовозов и автомотрис (моторно-рельсового транспорта несъемного типа) на железных дорогах, утвержденной МПС СССР 10.04.90г. N ЦРБ-4785. Перечень и порядок проведения работ по проверке тормозного оборудования, выполняемых бригадами СПС и порядок контроля за выполнением этих работ устанавливает руководитель предприятия приписки машины и утверждают в зависимости от подчинения предприятия приписки ССПС начальник службы пути, электроснабжения, сигнализации и связи в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. После выполнения работ по техническому обслуживанию производится запись в журнале учета работ, технических обслуживаний и ремонтов ССПС, которая заверяется подписью ответственного лица (бригадир, мастер, главный механик). Форма указанного журнала приведена в приложении 4 к Инструкции по эксплуатации самоходных железнодорожно-строительных машин для ремонта и текущего содержания пути.

2.2. Перечень работ, выполняемых бригадой СПС при подготовке ССПС к выезду на перегон

Бригада СПС перед выездом на перегон и после отстоя ССПС без бригады обязана проверить:

2.2.1. Уровень масла в картерах компрессоров.

Уровень масла должен быть между верхней и нижней рисками маслоуказателя. Не допускается уровень масла в картерах компрессоров, выходящий за пределы контрольных рисок маслоуказателя. Для компрессоров следует применять масла, указанные в инструкции по эксплуатации компрессора. Запрещается применять другие виды масел для смазывания компрессоров.

2.2.2. Правильность положения ручек разобщительных кранов тормозной и напорной магистралей.

2.2.3. Наличие пломб: на предохранительных клапанах, на фиксаторе разобщительного крана тормозной магистрали к электропневматическим клапанам (ЭПК), на разобщительных кранах на питательном воздухопроводе и на воздухопроводе от воздухораспределителя к крану N 254, на разобщительном кране на воздухопроводе тяговых модулей от тормозной магистрали к скоростемеру, на манометрах (при этом необходимо убедиться, что даты поверки манометров не просрочены).

2.2.4. Пределы давлений в главных резервуарах при автоматическом возобновлении работы компрессоров и их отключении регулятором давления. Значения пределов давлений должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации конкретного типа ССПС и обеспечивать поддержание зарядного давления в тормозной магистрали в соответствии с таблицей 1 настоящей Инструкции. Для ССПС, имеющего компрессоры с отключаемым (электрическим) приводом, разница пределов давлений должна быть не менее 1,5 кгс/кв.см. Для ССПС, имеющего компрессоры с неотключаемым приводом, разница пределов давлений должна быть не менее 1,0 кгс/кв.см. Допускаемое отклонение пределов давлений (0,2 кгс/кв.см).

2.2.5. Производительность компрессоров по времени наполнения главных резервуаров.

Перед проверкой следует продуть главные резервуары. При выпуске ССПС после периодического технического обслуживания и ремонта должна быть проверена производительность его компрессоров по времени наполнения главных резервуаров с нижнего давления до верхнего при автоматическом возобновлении работы компрессоров. Нормативное значение времени наполнения главных резервуаров определяется заводом-изготовителем ССПС и должно быть указано в руководстве по эксплуатации конкретной серии ССПС. Не допускается увеличение времени наполнения главных резервуаров более чем на 10% от нормативного значения.

2.2.6. Плотность тормозной и питательной сети.

Плотность тормозной и питательной сети следует проверять при поездном (II) положении ручек крана вспомогательного тормоза N 254 (NN 4ВК, 172 - в положении перекрыши) и крана машиниста, при перекрытом комбинированном кране и неработающих компрессорах. Снижение давления, наблюдаемое по манометрам, допускается: в тормозной магистрали с нормального зарядного давления на величину не более 0,2 кгс/кв.см в течение 1 мин или не более 0,5 кгс/кв.см в течение 2,5 мин; в питательной сети - с максимального давления на величину не более 0,2 кгс/кв.см в течение 2,5 мин или не более 0,5 кгс/кв.см в течение 6,5 мин. Перед указанной проверкой единица ССПС должна быть закреплена от ухода тормозными башмаками.

2.2.7. Плотность уравнительного резервуара у кранов машиниста NN 222, 222М, 394 и 395.

Для этого следует зарядить тормозную сеть до нормального зарядного давления, ручку крана машиниста перевести в положение перекрыши с питанием (IV). Плотность считается достаточной, если падение давления в уравнительном резервуаре не превышает 0,1 кгс/кв.см в течение 3 мин. Завышение давления в уравнительном резервуаре при этом не допускается.

2.2.8. Темп ликвидации сверхзарядки.

Для этого после отпуска тормоза при кране машиниста со стабилизатором ручку крана перевести в положение зарядки (I), выдержать ее в этом положении до давления в уравнительном резервуаре от 6,5 до 6,8 кгс/кв.см с последующим переводом в поездное (II) положение. Снижение давления в уравнительном резервуаре с 6,0 до 5,8 кгс/кв.см должно происходить за время от 80 до 110 с.

2.2.9. Чувствительность воздухораспределителей грузового типа к торможению на равнинном режиме.

Проверку следует производить снижением давления в уравнительном резервуаре краном машиниста в один прием на 0,5 - 0,6 кгс/кв.см, а при воздухораспределителе, действующем через кран N 254 - на 0,7 - 0,8 кгс/кв.см. При этом воздухораспределители должны срабатывать и не давать самопроизвольного отпуска в течение 5 мин. После торможения необходимо убедиться в том, что штоки поршней вышли из тормозных цилиндров и колодки прижаты к колесам.

2.2.10. Чувствительность воздухораспределителей к отпуску.

Проверку следует производить постановкой ручки крана машиниста в поездное (II) положение, при котором тормоз должен отпустить, а колодки отойти от колес.

2.2.11. Вспомогательный тормоз на предельное давление в тормозных цилиндрах при полном торможении. Это давление должно быть от 3,8 кгс/кв.см до 4,0 кгс/кв.см.

2.2.12. Отсутствие недопустимого снижения давления в тормозных цилиндрах.

Для этого произвести экстренное торможение и после полной разрядки тормозной магистрали ручку крана N 254 перевести в последнее тормозное положение, наполнив тормозные цилиндры до полного давления. После этого на ССПС, не оборудованном блокировочным устройством N 367, перекрыть разобщительный кран на воздухопроводе от крана N 254 к тормозным цилиндрам, а на ССПС, оборудованном блокировочным устройством N 367, перевести ключ блокировочного устройства из нижнего положения в верхнее. Снижение давления в тормозных цилиндрах допускается темпом не более 0,2 кгс/кв.см в 1 мин.

2.2.13. Проверки тормозов по пунктам 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12 настоящей Инструкции следует производить из обеих кабин управления.

2.2.14. Правильность регулирования крана машиниста или редуктора N 348 на поддержание зарядного давления в тормозной магистрали при поездном (II) положении его ручки.

Зарядное давление должно соответствовать величинам, указанным в таблице 1 настоящей Инструкции.

Таблица 1. Зарядное давление в тормозной магистрали




Характеристика хозяйственного
поезда и самоходного СПС

Зарядное давление в тормозной
магистрали тяговой единицы
хозяйственного поезда или
самоходного СПС, кгс/кв.см

Хозяйственный поезд, в состав
которого входят подвижные
единицы
с воздухораспределителями:
грузового типа (NN 483, 466,
270, 270-6);
пассажирского типа (N 292);
западноевропейского типа КЕ,
Эрликон
хозяйственный поезд на
затяжных спусках крутизной
0,018 и более

5,3 - 5,5


5,0 - 5,2

4,8 - 5,0


6,0 - 6,2






___________________________________




Примечания.




1. При включении в состав хозяйственного поезда подвижных




единиц с воздухораспределителями различного типа




зарядное давление устанавливается равным наименьшему из




рекомендуемых значений для воздухораспределителей подвижных




единиц с включенными тормозами.




2. Для одиночного самоходного СПС зарядное давление должно




соответствовать типу воздухораспределителя.

2.2.15. Положение режимных переключателей воздухораспределителей.

Режимы включения воздухораспределителей на ССПС устанавливают по надписи на борту или главной раме в соответствии с загрузкой и типом колодок. При отсутствии надписи режим включения воздухораспределителей определяют по таблицам приложения 1 к настоящей Инструкции, исходя из обеспеченности ССПС тормозами в соответствии с пунктом 7.4 настоящей Инструкции, а также в соответствии с руководством по эксплуатации.

2.2.16. Состояние тормозной рычажной передачи, ее предохранительных устройств.

2.2.17. Выходы штоков тормозных цилиндров.

Выходы штоков тормозных цилиндров при давлении в них от 3,8 до 4,0 кгс/кв.см, при зазоре между колодкой и колесом в отпущенном положении 5-8 мм должны соответствовать величинам, указанным в таблице 2 настоящей Инструкции.

Если выход штока не соответствует указанному в таблице 2, рычажную передачу следует отрегулировать с обеспечением выхода на нижнем пределе нормы.

Для СПС, не указанного в таблице 2, выход штока ТЦ принимается в соответствии с руководством по эксплуатации конкретного подвижного состава.

Таблица 2. Выход штока тормозного цилиндра на СПС

при полном служебном торможении




Типы СПС по конструкционным


особенностям экипажа и
тормозов

Выход штока тормозного цилиндра, мм

при выпуске СПС
после ремонта
и технического
обслуживания

максимально
допустимый в
эксплуатации

Железнодорожно-строительные
машины с автомобильными
тормозными цилиндрами (БУМ,
ПБ, МПТ-6), прицепные
(сочлененные) платформы
машин ВПР-1200,ВПРС-500,
Р-2000, ВПР-02, ВПРС-02

Самоходные машины на


двухосных тележках типа ВПР,
а также ПРСМ-3, ТЭУ-400,
ПТМ-630М3, МПД, ПРСМ-4,
дрезины, мотовозы,
автомотрисы

Тяговые модули УТМ-1,


УТМ-2, ТЭУ630

Машины на вагонных тележках


ЦНИИ-Х3 модели 18-100

При тормозных колодках:


чугунных
композиционных

20 - 40

40 - 70

75 - 100

75 - 125


50 - 100

50

100

125

175
130


2.2.18. Толщину тормозных колодок и их расположение на поверхности катания колес.

Допустимая толщина тормозных колодок в эксплуатации :

чугунных безгребневых - не менее 12 мм ;

чугунных гребневых - не менее 15 мм ;

композиционных с металлической спинкой - не менее 14 мм ;

композиционных с сетчато-проволочным каркасом - не менее 10мм;

для СПС с колесами диаметром 600 - 730 мм - не менее 20 мм.

Выход тормозных колодок за наружную поверхность бандажа (обода колеса) в эксплуатации допускается не более 10 мм. Причину сползания колодок следует выявить и устранить.

Колодки следует заменять при достижении предельной толщины, наличии по всей ширине колодки трещин, распространяющихся до стального каркаса, при клиновом износе, если наименьшая допускаемая толщина находится от тонкого торца колодки на расстоянии 50 мм и более.

2.2.19. Действие ручного тормоза, обращая внимание на легкость вращения маховика, по прижатию колодок к ободу колеса.

2.2.20. Проходимость воздуха через концевые краны тормозной магистрали путем не менее трехкратного открытия концевых кранов.

2.2.21. При выпуске ССПС из депо проходимость воздуха через кран машиниста и блокировочное устройство N 367.

Перед проверкой следует продуть главные резервуары. Проверка производится при начальном давлении в главных резервуарах не менее 8 кгс/кв.см и выключенных компрессорах в диапазоне снижения давления в главных резервуарах объемом 1000 л с 6 до 5 кгс/кв.см. Проходимость блокировки считается нормальной, если при нахождении ручки крана машиниста в положении зарядки (I) и открытом концевом кране магистрали со стороны проверяемого прибора снижение давления происходит за время не более 12 с. Проходимость крана машиниста считается нормальной, если при нахождении ручки крана в поездном (II) положении и открытом концевом кране снижение давления в указанных пределах происходит за время не более 20 с.

2.2.22. Действие автоматического торможения системой безопасности движения "КЛУБ".

Проверка осуществляется при наличии нормального зарядного давления в тормозной магистрали. Следует выключить тумблер "Питание" БЭЛП системы "КЛУБ". Должен включиться свисток ЭПК. Через 7-8 с после начала свистка должен открыться срывной клапан, после чего происходит быстрая разрядка тормозной магистрали и срабатывание автотормозов. Краном машиниста необходимо произвести отпуск автотормозов. После окончания отпуска тормозов следует включить ключ ЭПК в положение зарядки, включить тумблер "Питание" БЭЛП. При достижении в тормозной магистрали зарядного давления ключ ЭПК следует перевести в рабочее положение.

2.2.3. Бригада ССПС обязана выпустить конденсат из главных резервуаров и масловлагоотделителей.

2.3. Перечень работ, выполняемых при смене бригад ССПС

При смене бригад ССПС принимающая бригада обязана проверить:

2.3.1. Предыдущую запись в журнале учета работ, периодических технических обслуживаний и ремонтов об исправном состоянии тормозов.

2.3.2. Уровень масла в картерах компрессоров в соответствии с пунктом 2.2.1 настоящей Инструкции.

2.3.3. Положение ручек кранов в рабочей и нерабочей кабинах.

2.3.4. Правильность регулирования крана машиниста или редуктора N 348 на поддержание зарядного давления в тормозной магистрали в соответствии с пунктом 2.2.14 настоящей Инструкции.

2.3.5. Правильность регулирования крана вспомогательного тормоза на предельное давление в тормозных цилиндрах при полном торможении в соответствии с пунктом 2.2.11 настоящей Инструкции.

2.3.6. Темп ликвидации сверхзарядки в соответствии с пунктом 2.2.8 настоящей Инструкции.

2.3.7. Правильность соединения рукавов и открытия концевых кранов между единицами ССПС, работающими в сцепе.

2.3.8. Действие автотормоза путем разрядки тормозной магистрали краном экстренного торможения (стоп-краном).

2.3.9. Состояние тормозной рычажной передачи, ее предохранительных устройств.

2.3.10. Положение режимных переключателей воздухораспределителей в соответствии с пунктом 2.2.15 настоящей Инструкции.

2.3.11. Выход штоков тормозных цилиндров, визуальный осмотр которых возможен, в соответствии с пунктом 2.2.17 настоящей Инструкции.

2.3.12. Наличие и исправность ручных тормозных башмаков.

2.3.2. Бригада обязана выпустить конденсат из резервуаров и масловлагоотделителей.


3. ПОРЯДОК СМЕНЫ КАБИН УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТОРМОЗНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО САМОХОДНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


3.1. На ССПС, не оборудованном блокировочным устройством N 367, в нерабочих кабинах комбинированный кран и разобщительный кран на воздухопроводе от крана вспомогательного тормоза N 254 к тормозным цилиндрам должны быть перекрыты. Разобщительные краны на питательном воздухопроводе, воздухопроводе от воздухораспределителя к крану N 254 и разобщительный кран на воздухопроводе от тормозной магистрали к скоростемеру должны быть открыты и их ручки опломбированы. Ручка крана машиниста должна находиться в положении экстренного торможения (VI) или служебного торможения (V) при наличии устройства экстренной остановки.

3.2. При смене бригадой CСПС кабины управления должен соблюдаться следующий порядок выполнения работ. В оставляемой кабине управления машинист должен:

перед уходом из кабины произвести экстренное торможение кранами машиниста NN 222, 222М, 394, 395. После полной разрядки магистрали ручку комбинированного крана перевести в положение двойной тяги;

перевести ручку крана N 254 (4ВК, 172) в последнее тормозное положение и после наполнения тормозных цилиндров до полного давления перекрыть разобщительный кран на воздухопроводе к тормозным цилиндрам;

убедиться в отсутствии недопустимого снижения давления в тормозных цилиндрах в соответствии с пунктом 2.2.12 настоящей Инструкции.

Перейдя в рабочую кабину, машинист должен:

открыть разобщительный кран на воздухопроводе к тормозным цилиндрам от крана NN 254 (4ВК, 172);

перевести ручку крана машиниста из тормозного положения в поездное (II);

открыть комбинированный кран, поставив его ручку вертикально вверх, когда уравнительный резервуар зарядится до давления 5,0 кг/см;

перевести в поездное положение (II) ручку крана N 254, а у кранов NN 4ВК, 172 - в положение перекрыши после отпуска тормоза.

3.3. При наличии в кабинах управления блокировочного устройства тормоза N 367 в оставляемой кабине машинист должен:

перед уходом из кабины произвести экстренное торможение краном машиниста и разрядить тормозную магистраль до нуля;

перевести ручку крана машиниста N 254 (4ВК, 172) в последнее тормозное положение. Когда в тормозных цилиндрах установится полное давление, перевести ключ блокировочного устройства из нижнего положения в верхнее и вынуть его ;

убедиться в отсутствии недопустимого снижения давления в тормозных цилиндрах в соответствии с пунктом 2.2.12 настоящей Инструкции.

Перейдя в рабочую кабину, машинист должен вставить ключ в блокировочное устройство и повернуть его вниз. После этого ручку крана машиниста перевести в поездное положение (II) , зарядить тормозную сеть до установленного давления.

3.4. Помощник машиниста * во время перехода машиниста в рабочую кабину должен находиться в оставляемой кабине и по манометрам тормозной магистрали и тормозных цилиндров контролировать включение тормоза в рабочей кабине. В случае самопроизвольного отпуска тормоза помощник машиниста должен привести в действие ручной тормоз.

На ССПС, оборудованном приводом ручного тормоза только в одной кабине, помощник машиниста в процессе перехода должен находиться в кабине, оборудованной приводом ручного тормоза.

После прицепки ССПС к поезду нахождение помощника машиниста в оставляемой кабине не требуется.

3.5. Окончив все операции по переходу в рабочую кабину, машинист обязан:

проверить до приведения самоходного СПС в движение по манометру тормозных цилиндров работу автоматического и вспомогательного тормозов;

после приведения самоходного СПС в движение выполнить проверку действия вспомогательного тормоза при скорости движения от 3 до 5 км/ч до остановки.
4. ПРИЦЕПКА ТЯГОВОЙ ЕДИНИЦЫ К СОСТАВУ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОЕЗДА
4.1. Подъезжая к составу хозяйственного поезда, машинист тяговой единицы должен вспомогательным тормозом остановить тяговую единицу на расстоянии от 5 до 10 м от первой единицы подвижного состава поезда, после чего подъезжать к нему со скоростью не более 3 км/ч, чтобы в момент соединения автосцепок обеспечить плавность сцепления.

4.2. После сцепления тяговой единицы с составом хозяйственного поезда машинист кратковременным движением тяговой единицы от состава поезда должен проверить надежность сцепления автосцепок. До соединения рукавов между тяговой единицей и хозяйственным поездом осмотрщик вагонов или работник, обученный проведению операции по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник железной дороги), обязан сообщить машинисту о наличии в составе пассажирских (турных) вагонов, количестве и загрузке единиц СПС и особенностях их тормозов (типах воздухораспределителей и тормозных колодок). Указанные особенности состава поезда осмотрщик вагонов должен зафиксировать в справке формы ВУ-45. Форма справки приведена в приложении 3 к Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, утвержденной МПС России 16.05.94г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Получив требуемую информацию, машинист обязан отрегулировать кран машиниста на величину зарядного давления согласно таблице 1 настоящей Инструкции. Воздухораспределитель на тяговой единице включают на режим, обеспечивающий тормозное нажатие в хозяйственном поезде не менее 0,33 тс на 100 тс веса поезда. Количество тормозных осей, учетный вес ССПС, величины сил нажатия тормозных колодок на ось представлены в таблицах приложения 1 к настоящей Инструкции. Воздухораспределители тяговых единиц следует включать : на затяжных спусках крутизной до 0,018 - на равнинный режим, на затяжных спусках крутизной 0,018 и более - на горный режим.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница