Инна Абрамова




Скачать 110.82 Kb.
Дата05.08.2016
Размер110.82 Kb.
УДК: 808.1:77.044:654.197:007
Инна Абрамова,

Запорожский национальный университет

Кандидат филологических наук, доцент

© И.Абрамова


АВТОРСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ РЕПОРТАЖЕ
Аннотация:

В статье рассматривается наиболее оптимальные нормы авторского самовыражения в телевизионном репортаже, подается характеристика особенностей телерепортажа как аспекта авторской индивидуальности.

Ключевые слова: жанр, репортаж, индивидуальность автора, закадровый текст, люфт, синхрон.
Abstract:

The article considers the most appropriate form of expression in the author's TV coverage, served as the characteristic features of the TV coverage aspect of the author's personality.

Keywords: genre, reportage, personality of the author, narration, backlash, synchronous.
Авторская индивидуальность – это фундамент для любого материала, в том числе и для журналистского. Все произведения так или иначе имеют свою авторскую индивидуальность, что придает им уникальности и неповторимости. Стоит отметить, что в соответствии с жанром произведения, авторская индивидуальность проявляется с помощью различных выразительных средств. В художественных произведениях, например, используется широкий спектр приемов. Это, прежде всего, стилистические средства, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, литоты. В публицистических жанрах произведений такие средства также могут использоваться, но они не всегда уместны. Наиболее распространенные приемы авторского самовыражения – семантические.

Когда уместно использовать выразительные средства, и какие именно, это вопросы, которые являются наиболее значимыми для современных исследований журналистиковедов. Именно поэтому выбранный для статьи вопрос является актуальным.

Исследованию авторской индивидуальности в телерепортаже уделяется недостаточно внимания, а те наработки, которые уже сделали отечественные и зарубежные ученые, являются не систематизированными. Отдельные разыскания осуществляются в публикациях Е.Прохорова, М.Старуш, Т.Николаевой, Б.Теплова и др.

Цель исследования – найти наиболее оптимальные нормы авторского самовыражения в телерепортаже, выяснить и охарактеризовать особенности телерепортажа в аспекте авторской индивидуальности. Она реализована в ходе выполнения таких задач, как изучение современных норм создания телерепортажа, исследования соответствующих научных наработок отечественных и зарубежных ученых по соответствующей теме.

Прежде всего, стоит отметить, что по мнению многих ученых, репортаж – это термин французского происхождения «reportage» и английского «report», что означает «сообщать». Общий корень этих слов – латинский («reporto» – передавать).

Репортаж – самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, он обладает способностью передавать явления реальной действительности. Телерепортаж является объективным по своей природе, так как видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж – это все-таки жанр субъективный. То есть, присутствие собственного авторского «я» в этом жанре является неотъемлемой частью материала. Другое дело – насколько явно уместно выражается авторская индивидуальность, ведь важно учитывать характер события. Если это выставка или авария, соответствующий настрой журналиста положительно скажется на материале, а это значит, что сообщение будет воспринято и декодировано телезрителем соответственно. Но если темой для освещения являются важные общегосударственные вопросы, или те, которые касаются значительных общественных преобразований, присутствие авторского «я» в репортаже во многих случаях является лишней.

По мнению А.Яковца, «репортаж – информационное повествование, сообщение с места события. Репортер передает то, что происходит, свои ощущения или эмоции людей вокруг. Посредством репортажа телезрителю предоставляется возможность стать очевидцем события, которое отображено на телеэкране [9; с. 80].

Некоторые ученые придерживаются мнения об абсолютной и несомненной целесообразности журналистского самовыражения в материале. Это, по их мнению, становится возможным с помощью стиля написания, который выбирает автор. Индивидуальный авторский стиль – это изюминка журналиста. В зависимости от того, как он будет писать, с какой интонацией, на какую тему, и будет формироваться его аудитория. Он обозначает не только специфику и характер восприятия, но и идею воссоздания и взаимодействия журналиста с действительностью и аудиторией [3; с. 45].

В каждом авторском стиле есть своя индивидуальность, своя система, свой «историзм». Само понятие индивидуальной стилистики классифицируется по нескольким признакам. Первый – фиксирует положение о том, что авторский стиль представляет собой совокупность методологических и методических предписаний, которыми руководствуется журналист в своей профессии. Второй – что существует взаимосвязь между различными требованиями, рекомендациями и нормами. Третий – что эта совокупность образуется и развивается во времени [2].

Кроме этого, признаками индивидуального стиля журналиста, согласно исследованию ученых, являются следующие:



  • система использования приемов и способов написания;

  • обусловленность системы личными качествами;

  • эффективность данной системы как средства приспособления аудитории к объективным требованиям.

Индивидуальный стиль журналиста формируется в результате взаимного «привыкания» зрителя к конкретному способу отражения события через призму личности автора, к которому зритель предъявляет определенные требования: внимательность, вдумчивость, стремление [4]. Хотя не стоит забывать и тот факт, что изучение дисциплины «журналистика» предусматривает изучение и требует соблюдения определенного комплекса правил и форм написания материалов – по форме и стилю.

Многие ученые отмечают, что индивидуальный стиль деятельности журналиста оказывается, в первую очередь, на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-смысловых, композиционных и лексико-стилистических особенностях «произведений» автора, которые позволяют зрителю идентифицировать различные произведения этого автора, дают аудитории основание для «узнавания» журналиста как творческой личности [5]. А значит авторское присутствие в журналистском материале имеет большое значение не только для успешного декодирования целевой аудитории, но и для самого журналиста.

Именно на этом факторе – творческой специфичности – акцентируют свое внимание многие исследователи, скорее потому, что здесь можно расставить и особые приоритеты, и составить ряд тезисов для более конструктивного анализа.

Можно предположить, что творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Следует учесть также и то, что в журналистский текст, как правило, вносятся различные поправки и изменения разными людьми, обычно главным редактором. Иногда от авторской индивидуальности остается лишь незначительный процент.

Творческий процесс журналиста во всех его проявлениях и на всех этапах, а значит и его творческая манера, запрограммированны в определенной степени ориентацией на тот или иной тип социального эффекта.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на том, что ориентация на аудиторию приводит к активному использованию художественно-публицистических средств воздействия. Ориентация на организационный эффект стимулирует повышенный интерес к тем сферам действительности, которые требуют немедленного вмешательства [6; с. 122].

Среди ученых существуют несколько противоречивые мнения относительно авторского «я» в материале. Некоторые исследователи утверждают, что образ автора является несколько иной формой существования творческой индивидуальности. Эта категория тщательно разработана в литературоведении; в различных аспектах рассматривалась она и в теории журналистики. Прежде всего ученые акцентируют внимание на том, что образ автора – это не вся личность журналиста, а только какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. В первую очередь в этом образе выделяются интеллектуальные и индивидуальные качества. И вместе с тем, случаи, когда слово расходится с делом, когда журналист пишет одно, а думает по-другому, свидетельствуют о нормативности образа автора, его тождественности личности журналиста. По сути, образ автора выступает для читателя как образ-эталон [7].

Стоит отметить, что функции образности автора не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре публицистического текста. Именно образ автора зачастую связывает разнородные элементы произведения. Кроме того, образ автора (выраженный в форме непосредственных заявлений – «я видел», «я слышал», «я подумал» и т.д., или же «растворенный» в системе соображений») является бесспорным катализатором восприятия заложенной в тексте информации, поскольку создает ситуацию диалога. Зритель, реконструируя способы мышления, чувства, оценки явлений действительности, характерные для данного автора, как бы вступает с ним в спор, проверяя в этом споре собственные ощущения, способы мышления, критерии оценки. Внешнее восприятие перерастает во внутреннее, обогащая личность зрителя.

Творческая индивидуальность журналиста – особенное качество личности, которое она приобретает и обнаруживает в конкретном виде данной деятельности.

Компонентами творческой индивидуальности являются:

а) знание – общекультурные и профессиональные;

б) умение – опыт, самостоятельный творческий подход;

в) желание журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности.

Потребности проявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть) [5].

Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.

Система желаний журналиста обусловлена ​​и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:



  • Объективное положение журналиста в творческой среде.

  • Имеющиеся у него возможности для проявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.

  • Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и ее формам, принятым в данной редакции [8].

По мнению некоторых исследователей, есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:

а) индивидуальный стиль деятельности,

б) образ автора.

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать:

а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности;

б) обусловленность этой системы определяется личными качествами;

в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям.

Индивидуальный стиль деятельности проявляется на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-смысловых, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты этого автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности.

Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов.

Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных признаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности.

Типологии творческих индивидуальностей характеризуют внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности [4].

По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить:



  • Универсально-активный тип – ему присущи различные интересы и знания.

  • Интеллектуально-активный тип – ярко выраженная направленность на теоретическое осмысление описываемых явлений и событий.

  • Организаторский тип – журналист занимается организационными вопросами журналистки.

Примеров проявления авторского «я» в телерепортаже в современной украинской журналистике очень много.

Наиболее ярко этот аспект выражается в прямых эфирах. Так, для примера выбран телеканал «Интер». Телекомпания постоянно практикует прямые включения как из разных уголков Украины, так и зарубежья. Политика телеканала предусматривает максимальный объективизм в репортажах, поэтому корреспонденты пытаются быть максимально сдержанными в своих высказываниях и констатируют только факты. Но авторская индивидуальность все-таки ярко проявляется с помощью индивидуальных средств самовыражения и способа подачи информации. Жесты, мимика, интонация – все это неотъемлемые составляющие авторской индивидуальности. Так, репортажи Романа Бочкалы, который не редко делает репортажи из так называемых «горячих точек» являются объективными, но в то же время сугубо авторскими – с постоянным стилем и смысловым наполнением.

Еще одним примером может служить работа журналистов в новостях «ТСН» телеканала «1+1». Авторская индивидуальность ярко выражается с помощью ярких интонаций, которые используют корреспонденты в стендапах, прямых включениях или в закадровом тексте. К тому же, новости имеют четкую позицию и свой взгляд на каждое событие, что тоже выражается в репортажах. С помощью подобранных кадров, люфтов, лайфов и синхронов также выражается авторская позиция и индивидуальность.

Существенно отличается авторская индивидуальность в репортажах в выпусках новостей «Пираньи» на телеканале «Новый канал». Журналисты имеют полную свободу в выражении своей индивидуальности. Это проявляется как во внешности, так и в способе подачи информации. Каждый репортаж – это своего рода короткий фильм, который рассказывает историю. Журналист здесь выступает в роли ведущего своей темы.

Таким образом, наиболее важным фактором влияния на потенциальную аудиторию является индивидуальность автора. Любой репортаж будет иметь успех в том случае, если он «зацепил» зрителя не только темой, но и содержанием, стилистикой, «изюминкой».

Стоит отметить, что исследования современной журналистики - процесс достаточно интересный, перспективный и полезный. Конечно, полностью проанализировать творческую индивидуальность журналиста в тексте невозможно, но раскрыть основные принципы использования авторского стиля возможно на примере публикаций одного из украинских телеканалов.

Проблема объективности-субъективности, о которой так много говорят аналитики, бесспорно существует. Но как показывают исследования, в журналистике, как и в любом другом типе творчества, объективности не бывает. Настоящий журналист – это, прежде всего, личность со своими взглядами, убеждениями и жизненной позицией. Поэтому идеализированные представления о требованиях, предъявляемых к журналистам и их текстам, записанных в этических кодексах, в действительности практически невыполнимы. Объективность в журналистике может существовать как принцип творчества, когда даются ответы на главные вопросы репортера: «кто?» «когда?» «где?» «по какому поводу?» «как?» и «почему?». Кроме того, при написании материала автор руководствуется не только этическими нормами, предложенными ему, на него также влияют его желание, убеждения, опыт. Соответственно, с уверенностью можно говорить о том, что СМИ были и остаются (намеренно или нет) одним из средств манипулирования сознанием общества.

В заключение нужно сказать о том, что авторская журналистика, несмотря на критику, имеет перспективу развития, вопреки запретам государства, и все больше доносит до людей суть информации.



Выбранная тема может быть изучена в нескольких направлениях – углубление в теорию приемов авторской подачи телерепортажа, научный взгляд на проблему объективности-субъективности, подробное исследование «жанра» как вида авторской журналистики, авторские проекты на телевидении, их специфика и сущность.
Литература:

  1. Андреева Г. Психология социального познания [Электронный ресурс] / Г.Андреева. – Режим доступа: http://www.klex.ru/4vj.

  2. Арнаудов М. Психология литературного творчества [Электронный ресурс] / М.Арнаудов. – Режим доступа:

http://royallib.com/book/arnaudov_mihail/psihologiya_literaturnogo_tvorchestva.html.

  1. Николаева Т. «Лингвистическая демагогия» // Прагматика и проблемы интенсиональности (сборник научных трудов) / Т.Николаева. – М.; 1988. – 359 с.

  2. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. Учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е.Прохоров. – Режим доступа: https://vk.com/doc223668175_295812257?hash=d70f5287e3c00b1c45&dl=fbbd792c2aaf357ff5.

  3. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс] / Б.Теплов. – Режим доступа:

http://www.youblisher.com/p/200916-Teplov-B-M-Problemyi-individualnyih-razlichiy-B-M-Teplov-M-1982/.

  1. Солганик Г. Общие особенности языка журналистики / Г.Солганик. – М.: МГУ, 2010. – 128 с.

  2. Старуш М. Авторское «Я» в публицистическом произведении [Электронный ресурс] / М.Старуш. – Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/avtorskoe-ya-v-publitsisticheskom-proizvedenii.

  1. Философский словарь / Под ред. И.Фролова [Электронный ресурс] / И.Фролов. – Режим доступа:

http://vk.com/doc138421901_139994756?hash=d04e72db6a5a9efcf0&dl=f65adcea7c348479e2.

  1. Яковец А. Телевизионная журналистика: теория и практика: учебник / А.Яковец. – К.: Издательский дом «Киево-Могилянская академия», 2009. – 262 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница