Информация для групп, выступающих перед населением Борьба с коррупцией в Беларуси



Скачать 170.47 Kb.
Дата13.06.2016
Размер170.47 Kb.


Информация для групп,

выступающих перед населением


Борьба с коррупцией в Беларуси
Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции.

Подписание в 2003 году Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и реализация идеи создания Международной ассоциации антикоррупционных учреждений — это результат глубокого осознания мировым сообществом серьезной опасности, которую таит в себе коррупция.

Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одним из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.

В 1997 году принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», который на протяжении девяти лет служил фундаментом антикоррупционной политики государства.

В 2001 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.

В 2002 году принята первая специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы. В развитие реализации организационно-правовых мероприятий данной Программы принят ряд законодательных актов антикоррупционной направленности— ЗаконыРБ «О государственной службе в Республики Беларусь », «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности». Изданы Указы Президента Республики Беларусь «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», а также указ, касающийся дебюрократизации государственного аппарата, упорядочения административных процедур в целях упреждения коррупционных действий государственных служащих и др.

В 2000-2005 годах Республики Беларусь ратифицировала ряд важнейших международных конвенций: Конвенцию ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Выполняя свои международные обязательства, а также учитывая давно назревшую необходимость в выработке новых методов предупреждения и пресечения коррупции, Республика Беларусь принимает меры по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства.

В июле 2006 года принят новый Закон «О борьбе с коррупцией». Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

В соответствии с Законом, борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

На прокуратуру возложена обязанность координировать деятельность всех правоохранительных и иных государственных органов в борьбе с коррупцией. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 года образованы республиканское, областные и районные координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. Председателями координационных совещаний являются соответствующие прокуроры. Координационные совещания являются постоянно действующими межведомственными органами.

В целях реализации требований Закона, совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь утвержден Перечень коррупционных преступлений. К ним отнесены:

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.

2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности.

6. Бездействие властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности.

7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

8. Служебный подлог.

9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

10. Получение взятки.

11. Дача взятки.

12. Посредничество во взяточничестве.

13. Получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата, не являющимся должностным лицом.

14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (воинское преступление).

Как показывает практика, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищения, злоупотребления властью, служебный подлог, получение и дача взятки, получение незаконного вознаграждения госслужащим, не являющимся должностным лицом. На долю этих составов преступлений приходится почти 40% от общего числа выявленных в области коррупционных преступлений за 9-ть месяцев текущего года. Такая же динамика сохраняется практически ежегодно.

На основе анализа практики применения уголовного закона, вносятся в соответствующие государственные органы предложения о совершенствовании законодательства о борьбе с коррупцией.



В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления ) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.

В целом, борьба с коррупцией в республике осуществляется на основе комплексного применения мер, которые в полном объеме согласуются с Конвенцией ООН против коррупции.



Основными из них являются:

-- криминологические исследования преступлений коррупционной направленности в целях выявления причин коррупции, их оценки и прогноза развития ситуации для своевременного принятия эффективных мер по предупреждению коррупции;

-- планирование и координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по борьбе с коррупцией;

-- выработка и реализация экономических мер борьбы с коррупцией с устранением предпосылок ее существования.

В целях реализации положений Закона «О борьбе с коррупцией» были внесены поправки и приняты другие законодательные акты Республики Беларусь.



Впервые на постсоветском пространстве Беларусь приступила к проведению криминологической экспертизы проектов законов. Этот вид экспертиз осуществляет Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, созданный в соответствии с указом Главы государства.

В мае 2007 года принята новая специализированная Государственная программа противодействия коррупции на 2007-2010 годы, проект которой был подготовлен прокуратурой во взаимодействии с другими государственными органами. Программа представляет собой комплексную систему мер, основанных на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития коррупционной преступности в Республике Беларусь, результатах научных исследований и практике борьбы с коррупцией.

Государственная программа направлена на решение следующих основных задач:

-- снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;

-- повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере;

-- усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий;

-- создание эффективного механизма профилактики коррупции;

-- дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов;

-- углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией;

-- создание атмосферы общественного непринятия коррупции во всех ее проявлениях.

Проводимая целенаправленная и постоянная работа по исполнению антикоррупционного законодательства приносит свои результаты. Если в период 1997-2003 г.г., как в области так и в республике в целом отмечалось ежегодное возрастание количества выявляемых преступлений коррупционной направленности, то в последние четыре года отмечается устойчивая тенденция к сокращению таких преступлений.

В последние два-три года основным критерием оценки результатов работы по борьбе с коррупцией для оперативных подразделений органов внутренних дел и государственной безопасности является не количество выявленных преступлений данной категории, а количество выявленных и привлеченных к установленной законом ответственности коррумпированных должностных лиц государственных органов и организаций.

В частности, за 11 месяцев текущего года количество выявленных в области коррупционных преступлений сократилось на 2,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В тоже время, за этот же период выявлено и привлечено к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц больше на 5,6%.

Вместе с тем, оценивая реально поступающую информацию о криминогенной ситуации в области следует сделать вывод, что уровень коррупционных проявлений остается достаточно высоким. Данные проявления видоизменяются, становятся более ухищренными, приобретают более латентный характер. Учитывая эти обстоятельства, не делается ставка только на меры уголовно-правового характера. Значительное внимание уделяется надзору за исполнением антикоррупционного законодательства вне уголовно-правовой сферы, формированию в обществе позиции непринятия и осуждения каких бы то не было коррупционных проявлений. Должное внимание уделяется освещению результатов проводимой работы в средствах массовой информации. Практикуется лекционная работа по разъяснению требований антикоррупционного законодательства, пропаганда законопослушного поведения в коррупционных ситуациях, активное сотрудничество с правоохранительными органами для пресечения фактов коррупции, осуществляется взаимодействие с различными общественными организациями.

Практика применения антикоррупционного законодательства позволяет сделать следующие выводы.

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Акцент должен быть сделан на усиление прозрачности функционирования публичных и частных институтов управления, усиление антикоррупционной предметности финансового контроля и отчетности, развитие этических кодексов и правил поведения должностных лиц. Важным является также развитие и поощрение инициатив гражданского общества в области противодействия коррупции.

Требует принятия дополнительных мер к повышению эффективности и работа правоохранительных органов, т.к. их деятельность является результативной только в аспекте выявления так называемой «бытовой» коррупции. Коррупционные «соглашения» более высокого и скрытого уровня зачастую остаются не выявленными. Во многом это объясняется тем, что борьба с коррупционными преступлениями осуществляется на основе ситуационных факторов, без достаточно глубокого изучения и оценки объективной информации о коррупционных возможностях и рисках, которые имеют место быть в нашем обществе. В целях расширения возможности получения необходимой информации, в Министерстве внутренних дел РБ, областных УВД круглосуточно работают «телефоны доверия», по которым граждане могут сообщить руководству министерства о проявлениях коррупции со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также о совершении таких преступлений другими должностными лицами, что является действенной превентивной мерой.

Во всех правоохранительных структурах созданы подразделения собственной безопасности, занимающиеся служебными расследованиями фактов противоправной деятельности сотрудников, в том числе и связанных с коррупцией, выявлением условий им способствующим.

Правоохранительными органами Гомельской области проводится определенная работа, направленная на борьбу с коррупцией. Результаты данной работы систематически рассматриваются на коллегиях прокуратуры области, оперативных совещаниях с участием руководителей правоохранительных и других заинтересованных государственных органов. Постоянное внимание уделяется координации деятельности спецподразделений, обмену оперативной информацией, планируются и проводятся совместные оперативные мероприятия по пресечению преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.

В 2008 году во исполнение Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 №220, в Рогачевском районе проведено выездное заседание Гомельского облисполкома по вопросам борьбы с преступностью и противодействию коррупции в Гомельской области. Вопросы противодействия коррупции постоянно рассматриваются на заседаниях коллегий управления внутренних дел Гомельского облисполкома, на координационных совещаниях правоохранительных органов области.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 644 от 17 декабря 2007 года в прокуратуре области и районных прокуратурах Гомельской области в 2008 году созданы координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, возглавляемые соответствующими прокурорами. В состав координационных совещаний входят руководители местных исполнительных, контролирующих и других государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией.

Некоторое снижение количества выявленных коррупционных преступлений обусловлено с одной стороны предпринятыми государственными мерами антикоррупционного характера, и, как следствие, значительным повышением латентности коррупционных проявлений, отходом оперативных подразделений от выявления мелких, незначительных фактов.

С другой стороны необходимо отметить и недостаточную активность в деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений, связанных с коррупцией. Анализ сложившейся ситуации показывает, что усилия оперативных подразделений не всегда сконцентрированы на выявление фактов коррупции в органах государственной власти, стратегических отраслях экономики.

Несмотря на то, что в текущем году произошло незначительное снижение количества выявленных преступлений коррупционной направленности 413 /424 (2,6 %), с положительной стороны следует отметить, большее количество выявленных должностных лиц, совершивших коррупционные преступления с 210 до 223 (5,8%).

При этом на 44,8% (с 49 до 71) больше выявлено лиц, совершивших хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, на 16,4% (с 73 до 85) – за служебный подлог.

В ходе расследования уголовных дел о вышеназванных преступлениях к уголовной ответственности привлечено 175 (184) должностных лиц их совершивших. Из числа привлеченных к уголовной ответственности – 8 представители власти, из которых 3 - лица, занимающие ответственное положение (председатель сельского совета, два следователя ОВД), 96 – лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций.



Из выявленных в текущем году 223 должностных лиц, совершивших преступления против интересов службы, 58 – работники органов местной исполнительной власти и подчиненных им структурных подразделений (областными -18, городскими, районными - 39, сельскими -1), в том числе работники следующих министерств: связи и информатизации – 15, Белкоопсоюза – 9, промышленности - 5, сотрудники органов внутренних дел – 5 и другие.

Актуальной остается проблема возмещаемости материального ущерба, причиненного в результате совершения коррупционных преступлений.

Так, по оконченным делам о преступлениях, связанных с коррупцией установлен ущерб на сумму 5136 (8053) млн. рублей. При этом, сумма ущерба по выявленным преступлениям о хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями составила 4715 (4067) млн. рублей, о злоупотреблении властью и служебными полномочиями – 78 (1904) млн. рублей. В ходе расследования дел ущерб возмещен на сумму 139 млн.рублей, что составило лишь 2,7%. Наложен арест на имущество на сумму 1029 млн. рублей.

Анализ уголовных дел и материалов оперативно–служебной деятельности о преступлениях, связанных с коррупцией свидетельствует, что коррупционные проявления имеют место во всех отраслях и сферах жизнедеятельности государства.

Наибольшее число таких преступлений выявлено в системе торговли – 100, промышленности – 67, сельского хозяйства – 50, строительства – 47, здравоохранения – 42, образования – 33, государственного управления – 13.

Работа правоохранительных органов области по выявлению коррупционных преступлений характеризуются следующими показателями:

-органами прокуратуры выявлено - 60 (2007 год – 73) преступлений или 14,5% от общего количества выявленных преступлений;

-органами МВД - 298 (297) преступлений или 72.1%.

-органами УДФР - 27 (30) преступлений или 6.5%;

-органами УКГБ - 21 (23) преступлений или 5%.

-органами пограничных войск – 6 (0) или 1.4 %.

Следственными подразделениями области закончено расследованием и направлено в суды 127 уголовных дел о коррупционных преступлениях в отношении 175 обвиняемых.



Сотрудниками спецподразделений области уделяется определенное внимание выявлению и пресечению фактов легализации преступных доходов. Совместно с налоговыми и другими контролирующими органами проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности должностных лиц коммерческих структур, в отношении которых имеется оперативная информация о совершении ими корыстных правонарушений.

Так, 14 мая 2008 года УДФР КГК по Гомельской области по материалам 10-го управления ГУБОП возбуждено уголовное дело по ст.233 ч.3 УК Республики Беларусь в отношении членов организованной преступной группы, которые с целью систематического извлечения дохода, в нарушение действующего законодательства, действуя от имени ООО «Инжинирингстройгрупп», ЧПТУП «Зсккомплекс» и ОДО «БелСтанАгро», используя реквизиты, клише печати и расчетный счет данных предприятий, в период времени с февраля 2007 года по май 2008 года, осуществляли на территории Республики Беларусь незаконную предпринимательскую деятельность, заключавшуюся в неоднократных незаконных финансовых операциях, получив доход от указанной деятельности в сумме не менее 2 миллиардов рублей НБ Республики Беларусь.

Сотрудниками 10-го управления ГУБОП в УДФР КГК по Гомельской области передано 20 материалов проверок, по результатам которых к настоящему моменту возбуждено 20 уголовных дел (по ст.233 и 243 УК Республики Беларусь), доначислено и взыскано в бюджет налогов и других платежей на сумму более 280 млн.рублей, наложен арест на имущество на сумму более 70 млн.рублей.

Постоянное внимание данному направлению работы уделяется и сотрудниками органов прокуратуры области.

В отчетном периоде в области проведено 49 общенадзорных проверок соблюдения законодательства по предупреждению коррупции, сохранности собственности, исполнению финансовой и договорной дисциплин.

По результатам проверок прокурорами внесено 19 представлений, 1 предписание, 13 официальных предупреждений, к административной ответственности привлечено 6 лиц, к дисциплинарной ответственности – 29, к материальной – 20, по требованию прокурора возмещен ущерб на сумму 11 402 тыс. рублей, возбуждено 2 уголовных дела (по ч.2 ст. 427 УК).

При рассмотрении в судах дел исследуемой категории, виновным назначаются наказания с учетом тяжести совершенного преступления, личностей обвиняемых и других обстоятельств дел.

Сложившаяся судебная практика рассмотрения уголовных дел о коррупционных преступлениях и назначения виновным мер наказания, оказывает положительное влияние на предупреждение и профилактику такого рода преступлений. Вместе с тем, профилактические возможности судебной системы не являются исчерпывающими. Необходимо более активно внедрять в практику рассмотрение дел о коррупционных преступлениях в выездных судебных заседаниях по месту работы, жительства виновных.

Работа органов уголовного преследования по выявлению преступлений, связанных с коррупцией, в разрезе районов характеризуется следующими показателями. Больше всего указанных преступлений выявлено в Железнодорожном, Советском, Центральном районах города Гомель, Речицком, Жлобинском, Мозырском, Калинковичском районах области.

Вместе с тем, в ряде районов снизилась эффективность деятельности органов уголовного преследования по выявлению преступлений, связанных с коррупцией.

В 2008 году не выявлено ни одного преступления коррупционной направленности в Наровлянском районе. Низка результативность в данном направлении в Гомельском, Лельчицком, Кормянском, Ветковском и Добрушском районах. Незначительны показатели в работе по данному направлению в таком крупном промышленном районе как Новобелицкий г. Гомеля, которые явно не отражают реальное положение дел. Так, здесь не выявлено ни одного факта таких социально-значимых и представляющих большую общественную опасность коррупционных преступлений, как злоупотребление и превышение служебными полномочиями, получение взятки.

Состояние законности при исполнении законодательства по борьбе с коррупцией свидетельствует, что специальным подразделениям правоохранительных органов необходимо больше внимания уделять проведению мероприятий по выявлению коррумпированных должностных лиц в органах государственной власти и управления, в сферах государственной деятельности по акционированию, распределению средств, распоряжению государственным имуществом, при решении вопросов, связанных земельными и арендными правоотношениями.

Требует повышения эффективности и деятельность других государственных органов и организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Не в полной мере используются возможности органов местного самоуправления. Информационные записки по проблемам борьбы с преступностью и коррупцией, направляемые в районные органы исполнительной власти, не находят должного рассмотрения и принятия конструктивных мер. Как правило, реализация предлагаемых в информационных записках мер поручается только районным отделам внутренних дел, при этом другие службы и структурные подразделения не задействуются. Во многом это обусловлено отсутствием всестороннего анализа проблем и, следовательно, предложений о путях их решения.

Недостаточна эффективность работы контрольно-ревизионных органов. Зачастую проверки проводятся на недостаточном профессиональном уровне.

Статьями 9, 10 и 27 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлена обязанность государственных органов и иных организаций участвовать в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Однако следует констатировать, что данные требования Закона должным образом не исполняются. Практически от кредитно-финансовых организаций, государственных органов по регистрации имущества, нотариальных органов не поступает информация о вышеназванных фактах, что не способствует повышению эффективности работы по предупреждению и пресечению такого общественно опасного коррупционного проявления, как легализация материальных ценностей, приобретенных не законным путем.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 5 Закона о борьбе с коррупцией эффективная борьба с коррупцией может быть обеспечена только при условии надлежащего планирования и координации антикоррупционной деятельности. В целях координации этой деятельности в организациях должны быть созданы специальные антикоррупционные комиссии. Вместе с тем, как показывают прокурорские проверки, такие комиссии созданы не везде, а там где созданы - их работа зачастую носит формальный характер и не отвечает их предназначению.

Вместе с тем, основными задачами таких комиссий являются разработка мероприятий по устранению причин и условий порождающих нарушения антикоррупционного законодательства, внесение предложений по проведению проверок, ревизий и инвентаризаций, заслушивание отчетов руководителей структурных подразделений о проводимых ими мероприятиях и принимаемых мерах по предотвращению коррупционных проявлений, подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в локальные нормативные акты предприятий и организаций с целью усиления профилактики таких проявлений.

Борьбу с коррупцией необходимо осуществлять не только правоохранительным органам. Задачей номер один для всех руководителей, и в первую очередь государственных органов и организаций, должно быть обеспечение кадровой чистоты коллектива, юридической и моральной чистоплотности каждого сотрудника.


Отдел по борьбе с коррупцией

и организованной преступностью

прокуратуры Гомельской области


Главное управление идеологической

работы облисполкома





Каталог: files -> IPG
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы
IPG -> Технические характеристики: Модель арт. 131803 м
IPG -> Информация для групп, выступающих перед населением Последний год пятилетки: выполнение решений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница