Информационно-коммуникационные технологии и научное руководство




Скачать 94.45 Kb.
Дата14.08.2016
Размер94.45 Kb.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО
Даркина А.В.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум»

anna_darkina@mail.ru
Современная педагогика на передний план выдвигает актуализацию взаимодействия педагога и ученика/студента. Подобное взаимодействие может и должно осуществляться не только на уроке, где в большей степени обучающиеся привыкли чувствовать себя пассивными реципиентами информации, но и за пределами учебной комнаты. Научное руководство следует рассматривать и как элемент развития основных компетенций студентов (по ФГОС), и как базу становления субъект-субъектного сотрудничества. Комментируя научное руководство как важную составляющую учебного процесса, Пашина А.А. полагает, что «научное руководство – важная часть академической жизни и студента, и преподавателя. Студент осваивает новую для него деятельность, а научный руководитель помогает в ее освоении. Существенно, что при ведении научного руководства с годами складывается свой стиль работы со студентами, включающий вариации наборов практик – редактирование текста, обсуждение исследования, переписка и т.д.» [6, с.53]

Действительно, принципы научного руководства подразумевают существенную внеаудиторную работу по соответствующим направлениям подготовки обучающегося, складывающуюся на протяжении не одного года практики педагога. Можно выделить три основных вида деятельности, предполагающих взаимодействие по линии «субъект-субъект»:

  1. Научное руководство при подготовке обучающимся научной статьи (при заочном участии);

  2. Помощь в подготовке и написании эссе;

  3. Руководство подготовкой к очным мероприятиям разного уровня.

(Работа, связанная с научным руководством по подготовке курсовых и дипломных работ, нами в данной статье не рассматривается по причине того, что преподаваемые нами дисциплины гуманитарного цикла (история, обществознание, мировая художественная культура) к числу итоговых кваливикационных не относятся и подготовка ВКР по ним не ведётся.)

На наш взгляд, первый вид работы – один из самых сложных и энергозатратных как для преподавателя, так и для обучающегося. Некоторые из ребят, имевшие опыт участия в научных мероприятиях в школе, охотнее соглашаются на участие в проектной деятельности. Особая сложность – дать ребёнку шанс поверить в собственные силы: мотивация продолжения работы (сотрудничества) должна сохраняться даже в случаях неуспеха на первых этапах подготовки исследования. Как правило, успешность деятельности зависит именно от поощрения на первых порах написания черновика работы.

Вот какая информация представлена в Информационном письме Шестой Всероссийский Конкурс философских эссе в рамках конференции «Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент» о сущности эссе: «Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк) представляет собой небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. (…) Одной из отличительных особенностей эссе является краткость. Именно поэтому для произведений данного жанра характерно ярко выраженное внутреннее единство, которое трудно сохранить в более объемных текстах, выражающих личную точку зрения. Другая особенность эссе – свобода композиции. Стиль эссе отличается образностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора. Иначе говоря, эссе – это прозаический этюд, очерк, написанный в непринужденной полемической манере, трактующий какие-либо проблемы не в систематическом «научном» виде, а в свободной форме. (…)» [2]

Исходя из этого, становится очевидным, что сущность эссе заключается в собственном видении проблемы, излагаемой нейтральным языком (в отличие от эссе, научная статья должна быть написана в строго научном стиле согласно заданным канонам исследовательской работы). Например, студентка Черных Н. (ПА-12) подготовила эссе на Всероссийскую конференцию, посвящённую проблемам гуманизма. Вот отрывок из работы, обучающейся: «…на картине [«Мать партизана» С.В. Герасимова – А.Д.] немолодая женщина, крестьянка, усталая, но не сломленная, с достоинством отвечает немецкому офицеру, поймавшему партизана. Она не может поступить иначе: не имеет значения, её сына поймали в лесах или же это её односельчанин – выдать, предать она не имеет права, за её спиной деревня, люди, страна… Эта пока не последняя агония врага, он ещё свиреп, ловок и силён – и от её поступка здесь и сейчас зависит если не весь исход войны, то по крайней мере приближение развязки… Вот один мальчишка попался, но она в состоянии спасти ещё многих своей выдержкой, хладнокровием, несгибаемым упорством… Лицо и мускулы героини напряжены, она стоит навытяжку, как бы пытаясь выиграть время, однако весь её облик говорит без слов: “Не выдам – и не надейся! Прочь отсюда, фашистское отродие!”». Обучающаяся попыталась показать всю горечь и боль простого советского человека, с одной стороны, разделявшего сходные переживания своего родственника, соседа, знакомого или вовсе чужого человека, а с другой, оказавшегося один на один с персональным горем – горем, которое не понять тем, кто не был на войне и не испытал в своей жизни ничего подобного… Именно женщина-мать, по мнению автора, принимает в военное лихолетье всю тяжесть переживаний – за мужей и сыновей, ушедших на смерть, за Отчизну, за самое будущность государства. В мирное время мы склонны быть равнодушными по отношению к ближнему, пренебрегать основами морали и нравственности, однако война стирает обиды и противоречия, не позволяя думать лишь о себе и собственном благополучии – основной посыл эссе.

Першина Т. (П-26) в своём эссе «Социальные проекты: образ будущего Воронежской области» вот как охарактеризовала один из социальных проектов Воронежской области, связанных со включением людей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города: «Театр равных, на мой взгляд, получил такое название не только вследствие стремления показать, что здесь все равны, но и дать понять нашему обществу, что люди с особыми показателями здоровья могут быть равными всем нам, и даже в чём-то превосходить, ведь не каждому, даже здоровому человеку, от природы дана возможность выступать на сцене. Социальная сфера, её потенциал, противоречия и перспективы – вот что составляет образ будущего любой страны и её регионов. Хочется надеяться, что Воронежская область, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, в данном отношении будет использовать собственные ресурсы по максимуму. Перспективы реализации подобных инициатив сложно переоценить: социальные проекты – пусть и отдалённая, но тем не менее реальная инвестиция в будущее». Примечательно, что автор предложила тему исследования, не связанную со своей малой родиной (студентка родом из г. Архангельска), объяснив свой выбор не только сменой места жительства, но и интересом к выбранному региону с точки зрения исторического становления и развития политической, научной и социокультурной деятельности.

Именно с подготовки эссе и следует, по нашему мнению, приобщать обучающихся к последующей научной деятельности. Однако работа по написанию эссе и научной статьи принципиально различается. Научный поиск – основа формирования существенно иного мировоззрения студента, осуществляемая на принципах системности, беспристрастности, объективности подачи информации. Культура исследования подразумевает кропотливую, вдумчивую работу по освоению нового материала, его грамотной подачи и обязательного авторского мнения в виде выводов. Кроме того, обучающихся практически с первого занятия необходимо приучать к тому, чтобы избегать соблазна заимствований без соответствующих ссылок на первоисточник (плагиата), недопустимых в науке. Процент заимствований (для научной статьи) оговаривается организаторами, однако не всегда. Такая ситуация не должна расслаблять студента.

Исходя из этого, координация усилий педагога и студента сводится к следующему:


  • предоставление необходимой информации по актуальным темам конкурсов-эссе / конференций (по электронной почте).

На первых порах преподаватель предоставляет информацию по актуальным мероприятиям, но студент должен быть готов к самостоятельности в деле поиска соответствующих данных;

  • помощь в подборке электронных ресурсов (гиперссылок) по темам.

Прежде всего ценность представляют полнотекстовые ресурсы / ресурсы библиотек, содержащих материалы в открытом доступе. Например, при работе с краеведческими документами истории Воронежского края помощь может оказать ресурсы Воронежской библиотеки им. И.С. Никитина [1], для подборки материалов по всеобщей истории полезно использовать библиотечные ресурсы крупнейших как отечественных, так и зарубежных образовательных учреждений [8; 9; 10];

  • расшифровка (толкование) ресурсов.

В силу возрастных, психологических и иных причин обучающийся не всегда может на должном уровне свободно ориентироваться в обилии информации, содержащейся в Сети и обращаться с нею. Как известно, интернет содержит чрезвычайно много как недостоверной, так и информации откровенно за рамками правового поля – на чём особо следует акцентировать внимание студентов юридических специальностей. Согласно Кодексу профессиональной этики педагога Воронежского юридического техникума, «при отборе и передаче информации обучающимся соблюдаются принципы объективности, пригодности и пристойности», что формирует основу совместной работы преподавателя и студента – доверие со стороны обучающегося и взаимная ответственность [3];

  • помощь в оформлении черновика исследования и библиографического описания.

Примеры библиографического описания варьируются в зависимости от требований, предъявляемых организаторами мероприятия. Как правило, библиография (список литературы) оформляется согласно стандартам (ГОСТ) и включает перечень цитируемых книг, журнальных и газетных статей и интернет-ресурсов.

Очные мероприятия – бесценный ресурс для совместного продуктивного творчества преподавателя и студента. Всероссийские конференции, предметные недели развивают культуру публичного выступления, необходимого для профессиональной деятельности будущих юристов. Кроме того, это незаменимый опыт для ребят и бесценный ресурс для профессионального роста и творческого развития преподавателя. Вне зависимости от уровня и статуса мероприятия руководство следует проводить в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, открытости, системности и последовательности, наглядности. Это означает максимальную взаимную отдачу, нацеленную на результат. Посильность выполнения задачи – главный мотиватор для обучающегося. Интеллектуальный продукт, получающийся на выходе, сплачивают педагога и его подопечного ещё более, содействуя распространению и закреплению педагогического опыта (для коллег) и исследовательских практик (для студентов): «…вариации текстовой модели [конечного продукта интеллектуального труда – А.Д.] привносят в процесс работы над ней весьма значительную заинтересованность, которая … имеет своим результатом педагогическое сотрудничество» [7, с. 6]. Таким образом заявленное в начале статьи субъект-субъектное взаимодействие проявлено в максимальной степени.

Тем не менее, существует ряд сложностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе научного руководства. К сожалению, практика чрезмерного использования электронных устройств при реализации информационно-коммуникационной компетенции (гаджетов, виджетов и т.п.) студентами формирует избыточную зависимость от ресурсов Сети («В интернете всё есть») и так или иначе демотивирует на иные практики поиска информации («Зачем записываться и идти в библиотеку, тратить время на подбор книг, если всё есть в интернете?»). В этом случае студенту разумно предложить ответить на вопросы: каким ты хочешь видеть итог своей работы? Представь, что ты оставил свой замысел проработанным не до конца, как считаешь, читатель будет доволен результатом? Наконец, ты бы стал читать то, что кем-то не дописано / написано некачественно? На наш взгляд, данные вопросы замотивируют обучающегося на преодоление сложностей, связанных с первыми шагами подготовки любого вида научной работы. Иногда встаёт проблема отделения главного от второстепенного, нередка путаница между тем, как следует писать реферат – и как научную статью. Реферат содержит общую информацию по проблеме без конкретизации отдельных аспектов (подтем) [4; 5], научное исследование предполагает соблюдение исследовательской дисциплины и ответственности за полученный результат, что достигается исключительно с помощью грамотного руководства и самоконтроля исполнителя.

Образовательный процесс и научное руководство как неотъемлемая его часть – улица с двусторонним движением: каждый участник, помогая другому, помогает себе и остальным действующим лицам, достигая согласованности и эффективности действий. Координация усилий невозможна без грамотной поддержки воспитанника старшими - педагогом, родителями, предметно-цикловой комиссией, образовательной организацией в целом, с одной стороны, и добросовестного выполнения всех поставленных руководителем перед обучающимся задач и самостоятельного творческого поиска, с другой. Польза подобного сотрудничества очевидна: накопление и трансляция опыта руководства преподавателем, изучение опыта коллег, развитие самостоятельности, критичности мышления и смежных навыков у обучающегося.


Литература:

1.Воронежский край. Памятные даты // http://el.vrnlib.ru/category/kollekcii/

2.Информационное письмо Шестой Всероссийский Конкурс философских эссе в рамках конференции «Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент»

3.Кодекс профессиональной этики педагогических работников государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский юридический техникум» // http://www.law.vrn.ru/images/stories/pdf/kodeks.pdf

4.Методические рекомендации на тему: «Как писать реферат. Его оформление» // http://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_kak_pisat_referat._ego_oformlenie-410078.htm

5.Методические рекомендации по написанию рефератов // http://www.mtcol.ru/inf7.pdf

6.Пашина А.А. СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ОБЩНОСТЬ ПРАКТИК // Материалы 53-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2015: Социология / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. 64 с. С. 53

7.Попов Л.Н. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ (ПОДХОДОВ) ПЕДАГОГИКИ // http://journals.uspu.ru/attachments/article/83/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.PDF

8.Электронный каталог библиотек МГУ // http://www.msu.ru/libraries/

9.Oxford Libraries // http://www.ox.ac.uk/research/libraries



10.Oxford College Library // http://oxford.library.emory.edu/


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница