Информационно-аналитическая справка




страница1/3
Дата20.07.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3
Информационно-аналитическая справка
об итогах проведения августовских творческих площадок для педагогических работников образовательных учреждений города Орска.

август, 2013 года

Ежегодно в канун нового учебного года Управлением образования и научно-методическим центром организуются и проводятся августовские совещания педагогических и руководящих работников, которые позволяют проанализировать достигнутое, определить приоритетные конструктивные направления дальнейшего развития муниципальной системы образования, получить целевые установки на новый учебный год.

В 2013 году августовские совещания работников образования г. Орска были посвящены проблеме «СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ». С 27 по 29 августа 2013 года было проведено 32 творческие площадки для педагогических работников образовательных учреждений города. 27 августа, 3 и 5 сентября 2013 года были проведены совещания для руководителей школ и их заместителей.

Вопросы, выносимые на обсуждение в ходе проведенных мероприятий, нашли свое разрешение в докладах и презентациях руководителей площадок и выступающих.

Творческая площадка для руководителей образовательных учреждений города Орска была проведена на базе одной и лучших школ города МОАУ «СОШ №15 г. Орска»

О муниципальной политике в сфере образования рассказал присутствующим Глава муниципального образования «город Орск» Франц В.А. Начальник управления образования администрации г. Орска г. К. Кухтинский познакомил коллег с состоянием и перспективами развития муниципальной системы образования в условиях модернизации. Епископ Орский и Гайский ИРИНЕЙ призывал больше внимания уделять духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Маслова С.В., заместитель начальника УО г. Орска, говорила о путях повышения эффективности качества образования в муниципальной системе образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

После перерыва опытом работы поделились руководители образовательных учреждений города. Золотоверхова Г.В., заведующая МДОАУ «ЦРР – детский сад № 56 «Надежда» г. Орска», рассказала о внедрении ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как первом шаге внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и о результатах работы региональной стажерской площадки по модернизации системы дошкольного образования. В 2012-2013 учебном году на базе школы №52 была открыта региональная ОЭП по реализации ФГОС ООО. Чурсина В.А., директор МОАУ «СОШ № 52 г. Орска», говорила о первом опыт, рисках и перспективах введения ФГОС ООО в образовательный процесс. Головач Н. В., зам. директора МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», сообщила об особенностях реализации модели дополнительного образования как наиболее эффективной модели внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.


  • Творческая площадка руководителей ШМО учителей русского языка по теме «Состояние и перспективы образовательной системы г. Орска в условиях модернизации образования» была проведена на базе НМЦ.

Присутствовало 50 педагогов из школ № 1, 2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 17, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 40, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 63, 88, гимназий № 1, 2, 3, лицея № 1, Рекорда, Православной гимназии (всего 50 педагогов).

Отсутствовали представители школ № 15, 18, 22.

Выступили 6 человек.

По вопросу «Опыт реализации ФГОС ООО в условиях вариативности рабочих программ: проблемы, перспективы» выступили Демушов К. Г. (СОШ № 52); Бакайкина Е.П. (СОШ № 52); Зевакина Н. В. (Гимназия № 2); Кадонцева И. М. (СОШ № 39), проводящие апробацию новых учебных комплексов по русскому языку, поделились опытом работы, компактно и наглядно представили учебные пособия: содержание, структура, особенности оформления, подачи и отработки материала, реализация УУД, обратили внимание на позитивные стороны, отметили недостатки. Демушовым К. Г. был сделан сравнительный анализ УМК М.В. Панова, Е.А. Быстровой, А.Д. Шмелева, С.И. Львовой с точки зрения их состава и возможностей каждого по достижению метапредметных результатов.

Соловых Т. П. (СОШ № 37) выступила с вопросом «Творческая площадка как средство повышения квалификации учителей русского языка». Соловых Т.П. напомнила цели и задачи деятельности творческих площадок, работающих на базе НМЦ, обобщила опыт проделанной работы, обратила внимание на необходимость сотрудничества для самообразования, повышения педагогического мастерства, развития современного стиля педагогического мышления, педагогической техники, эффективной подготовки учащихся к РЭ, ГИА, ЕГЭ.

«О введении нового базисного учебного плана. План работы на 2013 – 2014 учебный год» раскрыла Кузьмина Е.В. (СОШ № 29, руководитель ГМО). Был рассмотрен новый учебный план, указаны изменения, оговорена деятельность школьных методических объединений по коррекции учебных программ и календарно-тематического планирования по русскому языку и литературе в соответствии с государственной программой и с учетом нового базисного учебного плана. Для реализации краеведческого компонента на переходный период в дополнение к указанным учебникам по литературному краеведению рекомендованы книги С.Н.Полькиной «Фольклор Оренбургского края», учебного пособия А.Г.Прокофьевой и Т.Н.Пузаневой «Оренбургский край в произведениях русских писателей» и Л.А.Самойловой «Тексты краеведческой тематики к урокам русского языка в 8 классе».

Приняты рекомендации:


  • Обеспечивать качество образования, развития и воспитания школьников.

  • Осваивать новые линии УМК.

  • Повышать профессиональный уровень, проходить проблемные курсы, принимать активное участие в работе творческих площадок.

  • На базе СОШ № 35 состоялась конференция учителей английского языка по теме «Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: требования стандартов нового поколения», на которой присутствовало 79 человек из школ № № № 1, 2, 4, 5, 8, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 35, 37, 38, 40, 43, 49 , 50, 51, 52, 53, 54, 63, 88, Гимназии № 1, 2, 3, Лицей № 1, «Рекорд».

Отсутствовали педагогические работники ОУ №№ 6, 9, 22, 32.

Выступило 12 человек.

Раскрывая вопрос «Системно-деятельностный подход на уроке», Костыренкова Л.Н. (СОШ № 51) подчеркнула: приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Не случайно системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.

Маликова М.Г. (СОШ № 4) остановилась на вопросе «Способы диагностики и оценки образовательных результатов учеников по ФГОС»: дифференцированный подход в оценке знаний позволяет при разработке критериев оценки планируемых результатов использовать задания соответствующие опорной системе знаний и задания, соответствующие повышенной подготовке учащихся. Описываются формы и способы диагностики сформированности предметных результатов младших школьников и результатов их личностного развития. Рассматривается проблема достижения метапредметных результатов как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами английского языка.

Князева Э.Р. (СОШ № 4), разбирая вопрос «Проектирование и анализ урока с позиции деятельностного подхода», призывала при построении уроков разных типов не только повышать мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию.

Коренева Е.В. (Гимназия № 1) в выступлении «Реализация ФГОС. Индивидуальная образовательная программа и траектория ученика» рассмотрела основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика. Особое внимание уделялось способам сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости.

2 вопрос «Новые образовательные стандарты: диагностика и оценка компетентностей уч-ся» вызвал необходимость освежить теоретические знания учителей по вопросам «компетентность» и «компетенция». Ушаковой Т.П. («Гимназия № 2») определены наиболее эффективные формы и методы обучения школьников иностранному языку с позиции компетентностоного подхода, требующего творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. Поэтому на занятиях создаются такие условия, когда усвоение учащимися языкового материала осуществляется естественным путем, в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых различными способами жизненных ситуациях.

Лымарь Ю.Ф. (СОШ № 2) раскрыла структуру компетентностно-ориентированных заданий: стимул, заданная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания, инструмент проверки и показала эффективность применения компетентностно-ориентированных заданий, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках иностранного языка, где в качестве результата - способность самим находить нужную информацию и применять ЗУН.

Бычкова П.А. (Гимназия №2) поделилась алгоритмом построения учебного занятия с позиций компетентностного подхода.

1 этап – целеполагание «Ученик сам ставит цель».

2 этап – проектирование и его компетентная интерпретация. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория, практика, воспитание.Установление связей внутри содержания. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3 этап - выбор формы организации учебно-познавательной деятельности (преимущественными считаются те, что ориентированы на самостоятельность ученика).

4 этап – подбор методов и форм обучения (метод активного обучения, проблемного обучения, активации творческого мышления, модернизированные традиционные методы обучения, взаимообучения).

5 этап – подбор инструментария для проверки уровней освоения компетенций Современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся помогают добиться того, чтобы каждый ученик стал активным участником «экспедиции открытий».

Третий вопрос «Организация образовательного процесса в условиях новых стандартов» осветили Кондратьева Е.Ю. (Гимназия № 3) и Сингх Н.О. (СОШ № 11). Основной упор был сделан на личностных, метапредметных и предметных результатах изучения учащимися учебного предмета «Английский язык» в основной школе.

Четвёртой составляющей в раскрытии повестки конференции явился вопрос «Познавательные виды деятельности и результаты обучения в условиях ФГОС», который осветила Сковородникова Н.С. (СОШ № 29). Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные данные. В проектировании урока по ФГОС учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и ученика, которая представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Шагалиева Р.Ф. (СОШ № 37), раскрывая вопрос «Портфолио – важная деятельность для индивидуального саморазвития учителя» остановилась на следующих видах портфолио: «Демонстрационный портфолио», «Портфолио роста», «Инструментарий портфолио».

Раскрывая вопрос «Профессиональное развитие педагогов по ключевым направлениям современной педагогической практики», Рыбакова С.А. (СОШ № 43), отчиталась перед учителями об итогах проведения постоянной Городская олимпиады учителей английского языка»

Предметом Олимпиады являются мероприятия ГМО (мероприятия Олимпиады). За достигнутые в каждом мероприятии результаты (в рамках проведения Олимпиады) участникам начисляются баллы, которые учитываются в общем зачете Олимпиады. Мероприятия Олимпиады, требующиеся результаты и баллы, полученные за них, указаны в Приложении 1 к Положению (Программе Олимпиады). Оргкомитет оставляет за собой право изменять количество мероприятий Олимпиады, добавлять новые по мере их появления, в период проведения Олимпиады. Результаты, полученные участником по аналогичным мероприятиям Олимпиады до или после сроков ее проведения, в Олимпиаде не учитываются.

В период с 27.08.2013 по 15.05.2014 учитель обязан принимать активное участие в мероприятиях Олимпиады и получать требующиеся результаты и баллы за них, с целью повышения своего общего итогового балла (См. Приложение 1 к Положению); следить за изменениями в мероприятиях на сайте ГМО и в Приложении 1 к Положению Олимпиады; следить за таблицей достижений участников Олимпиады, расположенной на сайте ГМО; подать заявку на получение сертификата за участие в Олимпиаде председателю оргкомитета Олимпиады. Для определения победителей и призеров Олимпиады проводится заседание Оргкомитета Олимпиады. На основе баллов, представленных в таблице достижений участников Олимпиады на момент завершения приема данных участников, Оргкомитет определяет трех абсолютных победителей Олимпиады, набравших наибольшее количество балов, трех лауреатов Олимпиады, чья сумма баллов оказалась четвертой, пятой и шестой, а также по одному победителю в отдельных номинациях Олимпиады



По итогам конференции внесены предложения:

- рекомендовать участникам ОЭП под руководством Полулях С.В. (СОШ № 4), Кореневой Е.В. (гимназия № 1) разработать образец индивидуальной образовательной программы и траектории ученика и спроектировать урок с позиций деятельностного подхода с его анализом;

- рекомендовать участникам ОЭП и ГИТУ под руководством Шванёвой Е.В. (СОШ № 1), Незавитиной И.А. (гимназия № 2) разработать компетентностное задание для урока и способы диагностики и оценки образовательных результатов учеников на нём;

- рекомендовать участникам ГИТУ под руководством Кондратьевой Е.Ю. (гимназия № 3) разработать уроки разных типов по реализации требований ФГОС;

- рекомендовать учителям СОШ № 29 Сковородниковой Н.С. и Спиридоновой В.Л. представить индивидуальную образовательную программу и траекторию одарённых уч-ся на ПМ «Одарённые дети»;

- рекомендовать аттестующимся учителям принять участие в профессиональном творческом конкурсе «Педагогическое мастерство» в номинации «Портфолио учителя»;

- активизировать персональную педагогическую деятельность учителей ГМО посредством первой городской олимпиада учителей английского языка на базе рейтинга педагогов.


  • На базе гимназии №3 проведена творческая площадка учителей немецкого и французского языков по теме «Состояние и перспективы образовательной системы города Орска в условиях модернизации образования. Реализация требований ФГОС в УМК по немецкому и французскому языкам».

Участники: гимназия №1, гимназия №2, гимназия №3, школы №1, 5, 6, 13, 15, 17, 23, 25, 26, 27, 28, 31, 37, 39, 41, 49, 51, 54, 88 (всего 24 педагога).

В период внедрения ФГОС второго поколения, когда современное образование претерпевает изменения, предложенная для рассмотрения на ГМО тема о состоянии и перспективах развития образовательной системы города Орска и реализация требований ФГОС в УМК по ИЯ является актуальной. Одним из приоритетов системы образования в школе становится достижение нового образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся. Цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем, для разрешения которых требуется современное мышление, не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании

По данному вопросу выступила руководитель ГМО, участник Всероссийского семинара для методистов по немецкому языку (июнь 2013 г.), учитель немецкого языка Мясникова И. М. (СОШ № 54), которая предложила вниманию участников видеовыступление президента ОАО «Издательства «Просвещение» Кондакова А. М. «Стандарт для школы…», о глубоких изменениях, происходящих в российском обществе, о назревшей необходимости модернизации Российского образования, о проблемах и перспективах в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС – 2. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Происходящие в современности изменения, обращает внимание в своем выступлении профессор Кондаков А. М., требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем.

Взяв за основу публичный доклад управления образования администрации муниципального образования «Город Орск», участники совещания обсудили состояние и перспективы образовательной системы города Орска в условиях модернизации образования, положительные стороны нового регионального плана. Педагоги поделились положительными наработками по перечисленным направлениям. Особо отметили высокую организацию работы по проведению аттестации педагогических работников в соответствии с новыми требованиями.

ОУ города отличаются вариантностью учебных планов и программ, внедрением новых методик обучения и воспитания, профиля образования, что позволяет полностью удовлетворять запросы населения на получение образования различного уровня и в различных формах обучения.

Обращено внимание на то, что по-прежнему невелик выбор предметов по выбору, в число которых входит и иностранный язык.

Стоит обратить внимание на определяющую задачу на 2013-2014 учебный год: сохранение лучших результатов и развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

Современное образование ориентировано на развитие таких качеств личности школьника, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Направление по выявлению одаренных школьников и поддержке талантливой молодежи стало одним из приоритетных в работе управления образования и образовательных учреждений.

Сегодня требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму определяют направленность процесса повышения квалификации педагогов на постоянное развитие профессиональных компетенций и инновационное развитие. Именно это и определяет необходимость обновления структуры, содержания, форм методической работы по обеспечению непрерывного повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников. За 2012/13 учебный год 1198 педагогических работников прошли обучение на курсах повышения квалификации, среди которых учителя немецкого и французского языков.

Были отмечены наиболее распространенные недостатки:

- в ряде ОУ портфолио педагогов, рабочие программы, календарно-тематическое планирование, состояние классных журналов, рабочих тетрадей учащихся и другой документации не отвечает существующим требованиям.

Педагоги обсудили новые подходы к изучению ИЯ в условиях модернизации школ. Подробно осветила данный вопрос Чигажева О. В., учитель немецкого языка гимназии №3, отметив в своем выступлении, что стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медведева федеральному собранию с инициативой " Наша новая школа", можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.

В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке. Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе.

Актуальность и необходимость стандартов, конечно, бесспорна. Учить поколение XXI века надо по-новому. Стандарт – это комплексная социально-экономическая инновация. И если мы хотим научить современного ребёнка качественно, то необходимо думать о новом качестве образования, которое приведёт к новому качеству жизни. Необходимо создание условий для повышения качества общего образования по иностранному языку:

усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков;

обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы.

В настоящее время в Российской Федерации обучение иностранному языку с дошкольного возраста или в начальной школе приобрело поистине массовый характер. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения ИЯ в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Зачупейко С. Ю. (Гимнази № 2) подробно осветила требования к УМК по немецкому и французскому языкам, к современному уроку в условиях введения ФГОС и остановилась также на роли мониторинга по иностранному языку как результату обучающей деятельности.


  • В НМЦ проведена

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница