Информационный продукт как фактор развития самодеятельного туризма по специальности: «Социально-культурный сервис и туризм»




страница1/7
Дата06.06.2016
Размер1.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Информационный продукт как фактор развития самодеятельного туризма

по специальности: «Социально-культурный сервис и туризм»

Студент




Лалетина О. А.

Руководитель




д.э.н., проф. Джанджугазова Е. А.


Москва

2014 г.


Москва

2014 г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Теоретическая часть……………………………..………..…………………….7


    1. Современный туризм и его роль в жизни общества…………………..……7

    2. Инновация в туризме. Основные виды, особенности……………………..12

    3. Информационный продукт - основа инновационной туристской деятельности. Электронная технология в туризме………………………....17

2. Аналитическая часть…..…………………………………………………….…22

    1. Анализ въездного и выездного туристского рынка РФ……………………22

    2. Сравнительный анализ самостоятельного и операторного туризма…….32

    3. Тенденции и перспективы развития интернет-технологий в России…....42

    4. Анализ информационных туристских порталов РФ……………………...47

3.Методическая часть……………………………………..……………………..64

3.1. Методические рекомендации по формированию электронного ресурса самодеятельного туризма………………………………….……………………..64

3.2. Практические рекомендации по формированию и продвижению электронного ресурса самодеятельного туризма………….…………………..76

3.3. Экономическая эффективность электронного ресурса самодеятельного туризма…………………………………………………………………………….93

Заключение………………………………………………………………………..97

Библиографический список……………………………………………………...99



Введение

Цель исследования: Формирование информационного продукта (портала), способствующего развитию самодеятельного туризма.

Задачи исследования:


  1. Изучить проблемы современного туризма

  2. Охарактеризовать основные понятия в области инноваций

  3. Исследовать информационный продукт в сфере туризма

  4. Проанализировать рынок въездного и выездного туризма

  5. Провести сравнительный анализ самодеятельного и операторного туризма

  6. Проанализировать Информационные туристские порталы РФ

  7. Разработать методические и практические рекомендации по формированию и продвижению электронного ресурса самодеятельного туризма

  8. Оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий

Объект исследования: Информационный продукт сферы туризма

Предмет исследования: Организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования информационного продукта в сфере туризма



Интернет-портал такого объединения помимо базы данных лучших предложений должен включать в себя и все современные сервисы, такие как онлайн-заказ авиационных и железнодорожных билетов, с возможностью их оплаты любым способом (кредитная карта, электронный платеж), подбор индивидуального тура, используя базу данных туристического объединения региона. Совместный Интернет-проект позволит с меньшими финансовыми и временными затратами осуществить выход на глобальный рынок. Для этого необходимо объединить маркетинговые усилия туристических фирм региона для сотрудничества в создании инфраструктуры туризма, ведь каждый отдельный туристический оператор региона обладает своей уникальной информацией о наиболее привлекательных маршрутах, исчерпывающей информацией об отельной базе. У человека, посетившего такой портал, прочитавшего информацию на родном ему языке, не должно оставаться никаких вопросов в отношении спектра предлагаемых услуг. Ему должны быть предоставлены фото- и видеоматериалы, отзывы туристов и полная информация о регионе (включая метеопрогноз, курсы валют, телефоны экстренной помощи, полезные советы и так далее). Такая кооперация в реализации туристических услуг даст возможность сделать регион интересным, заманчивым и доступным, появится возможность создавать новые качественные объединенные туристические продукты. 
Часть прибыли таких партнерств должна расходоваться не только на совместную рекламу и маркетинговые программы, но и на совершенствование материальной базы, увеличения количества и качества совместных продуктов.
Необходимо создавать объединенные информационные порталы, вначале это могут быть порталы, с направление на определенный регион, и расширять постепенно количество регионов. Это будет предпосылкой для создания, со временем, Российского портала. Похожие шаги по привлечению туристов в свою страну уже предприняла Австралия, выкупив у киберсквоттера домен Аustalia.соm. Собираются создать такой информационный портал власти Ирландии. Открытие сайта www.discoverireland.соm будет первой фазой амбициозного туристического проекта по продвижению туризма Ирландии на 27 крупнейших туристических рынков мира. Сайт будет доступен на 14 языках. 
Новый ресурс будет содержать информацию о 30 тыс. туристических продуктах, в числе которых - все известные и популярные среди туристов достопримечательности, проходящие в стране фестивали и другие события. Предполагается, что Интернет-ресурс объединит всех туроператоров Ирландии и облегчит потребителю выбор и покупку тура в страну. 
Обладая обширнейшими просторами и уникальными красотами природы, Россия как никакая другая страна должна стать центром мирового туризма. Практически у каждого региона Российской Федерации достопримечательностей и просто красивых мест для отдыха гораздо больше, чем в любой европейской стране. Единственным препятствием на пути к объединению туроператоров нашей страны является отсутствие стратегии развития и нежелание в одиночку заниматься столь зыбкой и ресурсоемкой работой. А чтобы туроператорам и туристическим агентствам, работающим на внутреннем рынке и увеличивающим поток иностранных туристов, выгодно было этим заниматься, должны даваться льготы. Необходимо заинтересовать бизнесменов в том, что деньги гораздо выгоднее вкладывать в свое родное государство, чем вывозить за рубеж. Россия может развивать консорциум туристических объединений с именем Russia.соm 

Создание информационного продукта с целью развития самодеятельного туризма, занимает очень важное место в современном мире и непосредственно влияет на его развитие. Сайт/портал оказывает помощь для самостоятельных путешественников, информирует о разных тонкостях такого тура и многого другого, о чем в турагентстве узнать не представляется возможным. На сегодняшний день существует множество информационных продуктов, но большая часть представляемой информации является не всегда корректной и необходимо прочесть, порой более 100 страниц, чтобы исключить правду из прочитанного. Для создания качественного ресурса, надо знать тематику и понимать её. Присоставление технических заданий и проверке готовой работы для копирайтеров/рерайтеров важно учитывать, что только знание темы поможет нести действительно полезную информацию для туристов. Пользователь, ищущий информацию, непременно поймет насколько, предоставляемая информация на посещенном ресурсе правдива и от этого будет зависеть пользовательский фактор ресурса. На качественный сайт/портал, пользователь (путешественник, турист), обязательно вернется и станет его постоянным читателем, а в перспективе клиентом. Какие преимущества это даёт владельцу данного ресурса? На примере туристского сайта. Интернет можно сравнить с восьмым чудом света, это окно в мир (кладезь информации), дает уникальные возможности заработка на подобном ресурсе, даёт возможность, не имея турагентства, предложить услуги интересующие путешественников и быть полезным, польза=прибыль.

Прежде создания идеи и сайта, требуется концепция проекта. Концепция в форме обращения к посетителям, описание проекта, вехи его развития. Сайт о путешествиях, для путешественников, пути монетизации следующие.

1Теоретическая часть


    1. Современный туризм и его роль в жизни общества

Говоря о современном туризме нельзя не упомянуть историю туризма, которая начинается задолго до привычных нам, лети до привычного образа туристской поездки, эпоха туризма началась до нашей эры и сейчас приняла грандиозные масштабы и простоту выбора вида, места и средства передвижения до пункта назначения.

История развития туризма

Массовый туризм стал популярен в XX веке, и своё понятие как современный туризм получил в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Люди путешествовали по всему миру с незапамятных времен, и главной причиной их путешествий было желание выжить - избежать голода или опасности.

Первых путешественников можно разделить по географическому признаку.



Жители Океании. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу Туамоту и Объединенным островам. В 500 г. до н. э. полинезийцы с Объединенных островов путешествовали на Гаваи на расстояние более 2 тыс. миль. Навигация осуществлялась путем наблюдения за расположением солнца и звезд, волнениями океана, облаками и полетами птиц. Неразгаданной остается проблема пополнения запасов пресной воды и еды.
Жители Средиземноморья. В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н. э.).
Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н. э. - 20 г. н. э.) и КлавдиемПтоломеем (90168 гг. н. э.).
Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепенными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками.
Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия ft целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб и др.
Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий. В 1850 г. была основана компания "Америкэн Экспресс", которая стала пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.
В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов.Первые организованные экскурсии

Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений -Ялтийское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.


Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.
Во второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия. В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и другие.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917 г.

Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи.


Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.Можно вполне сравнить авиатранспорт с маршрутками в черте города.[26]

Еще 10 лет назад выбор путешествия был ограничен, большое количество туристов путешествовали от туроператора или турагентства, как правило, такое путешествие включает в себя слаженный пакет услуг и турист/путешественник мог выбрать экскурсию или услугу только от туроператора. Время не стоит на месте и сегодня благодаря интернету туристы могут выбрать отдых сами, практически любой. Многие люди, которые путешествуют или живут в путешествие, делятся своими знаниями и навыками путешествия без туроператора, поэтому с каждым годом все проще и проще становится узнать о разных, порой даже диких местах, и решить какую страну хотелось бы посетить.

Путешествия 21 века, очень отличаются от тех путешествий, которые люди совершали раньше. Сейчас люди путешествуют ради отдыха от наскучивших видов, для смены обстановки, познания новой культуры и быта, слияния с природой, изучением языков . Все же очевидно большинство людей предпочитают курортный отдых, поездки на море более популярны, выбор таких мест, курортных и включающих в себя достопримечательности.

Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.[33]

Самодеятельный туризм дает широкие возможности познавания мира, прививает интерес к исследовательской работе, а красота природы развивает художественный вкус. Никакая учёба по книгам не может сравниться с этим непосредственным восприятием живой действительности во время путешествия.

Необходимость самому готовить маршрут и осуществлять его на практике вырабатывает активную жизненную позицию, умение выходить из сложных ситуаций. Условия прохождения автономного маршрута, жизнь в коллективе в сложных и, нередко опасных условиях – развивают физические, психологические и нравственные качества.[24]

Операторный туризм можно сравнить с плановым туризмом - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание.В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.[33]

1.2 Инновация в туризме. Основные виды, особенности.

Инновация в туризме несет в себе новизну понятия самого туризма в целом. В древние времена люди путешествовали ради выживания, в не далеком прошлом покупали готовый турпродукт (с опцией всё включено), сегодня человек захотев путешествовать в праве выбирать, по правде сказать турагентства и туроператоры отходят на второй план и в будущем скорей всего такие предприятия вскоре изживут себя вовсе. Хотя сейчас готовый турпродукт еще популярен. Но уже сейчас все больше людей сами себе планируют отдых, сами выбирают отель/апартаменты или виллу, сами выбирают, куда им ездить в какой среде проживать и много других, на взгляд автора, положительных моментов для самостоятельного путешествия. Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Сами по себе понятия инновации в туризме можно рассмотреть как системные мероприятия, включающие новизну, которая приводит к позитивным движениям и обеспечивает функционирование и развитие отрасли в регионе. Зачастую, то, что раньше не пользовалось популярность, сейчас имеет очень большой интерес потребителя. Сама идея создавать и реализовывать туристские проекты, не приносящих вначале существенной прибыли, может быть толчком к развитию туризма и поспособствовать появлению рабочих мест и приросту доходов населения. Один из таких примеров город Великий Устюг, Вологодской области, это место позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и имеет огромную популярность и настоящий туристский бум.[14]

Процесс инновациитуризмавесьма специфичен. И получает признание через спрос на туристском рынке и степень удовлетворенности клиента, в основе лежат совместные решения туристских организаций, органов управления отраслью в регионе, органов местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых напрямую связана с туризмом, а также не маловажную роль играет оценка отрасли местным населением. При таком взаимодействие субъектов и объектов инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выражающегося в качестве развития туризма. Комплекс новых открытий и их применение, при внедрение их в разные области дает эффект в других, которые непосредственно влияют на все аспекты и сущность в отрасли. И все это благодаря научномуобоснованию организации и управлении.

Основные принципы инноваций в туризме:



  • Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

  • Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

  • Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.

  • Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

  • Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

  • Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.

  • Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

  • Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды [18].

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;

- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;

- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;

- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).

Научно-технический прогресс это и естьоснова инновации, это и несет благоприятное развитиедля экономики.Помимо научно-технической революции, которая повлияла на материальную сторону в формирование массового туризма,она также оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, такие как интернет. Современные средства информации и связи оказало и оказываеточень большое влияние на общественное производство и быт людей. Уже сложно представить туристскую деятельность и работу туристских фирм без интернета.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.[14]

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница