Индексный метод рейтинговой оценки социально-экономического развития региона



Скачать 88.97 Kb.
Дата14.08.2016
Размер88.97 Kb.
ТипРешение
Головизнина О.А.1
ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Решение современных проблем развития Российской Федерации тесно связано с социально-экономическим развитием регионов. Развитию территорий и регионов уделяется необходимое внимание как федеральными органами государственного управления, так и региональными. Вместе с тем, по-прежнему требуется реализация мер по выравниванию уровней развития регионов, характеризующихся серьезными диспропорциями по доходам населения, налоговой базе, качеству предоставляемых государственных и муниципальных услуг и др. В связи с этим возникает необходимость разработки инструментов оценки регионального социально-экономического развития.

В настоящее время заинтересованными органами исполнительной власти, в первую очередь Министерством регионального развития России (Минрегион России), используется методика составления совокупных сводных индексов социально-экономического развития регионов, позволяющая формировать рейтинг регионов в зависимости от их деятельности по следующим направлениям:



  1. Реальный сектор экономики.

  2. Инвестиционная привлекательность.

  3. Доходы и занятость населения.

  4. Бюджетная система.

В соответствии с данным подходом на основе использования четырех агрегированных индексов, рассчитываемых по данным направлениям, составляется совокупный сводный индекс социально-экономического развития региона. При составлении агрегированных индексов преимущественно используются данные, предоставляемые в Минрегион России в соответствии с распоряжением Правительства РФ №806-р от 15 июня 2009 года.2

Каждый показатель, используемый при расчете агрегированных индексов, соотносится с соответствующим среднероссийским значением в прямой пропорции и отражается в процентах, т.е. нормируется. Для показателей, для которых увеличение является положительной динамикой, действует правило: чем больше полученное отнормированное значение, тем лучше позиция региона, и, соответственно, чем «дальше» от среднероссийского, тем ниже позиция в рейтинге.

Затем полученные значения взвешиваются по системе весов, разработанной на основе экспертных оценок. Наибольший вес имеет агрегированный индекс реального сектора экономики – 0,4, следующий сектор по значимости с весом 0,3 - доходы и занятость населения и т.д.

Для расчета совокупного сводного индекса социально-экономического развития региона с учетом взвешивания агрегированных индексов по четырем направлениям может быть использована следующая формула:



0,4×Реальный сектор экономики

+


0,3×Доходы и занятость населения

+


0,1×Инвестиционная привлекательность

+


0,2×Бюджетная система

По совокупному сводному индексу социально-экономического положения, рассчитанному Минрегионом России, в течение 2012 г. Ярославская область занимала «постоянную нишу» среди субъектов РФ, чей ежемесячный рейтинг был в диапазоне от 63 до 69, при этом значение совокупного сводного индекса изменялось от 90,4 до 93,5%.

По совокупному сводному индексу социально-экономического развития в 2012 г. Ярославская область занимала 63 позицию по России со значением показателя 90,4% и 16 место по ЦФО. Лидером по ЦФО является г. Москва, занимающая 5-ю позицию по РФ со сводным индексом 117,8%. К лидирующим субъектам РФ относятся: Тюменская область с совокупным сводным индексом 129,6% (1 ранг), Ханты-Мансийский автономный округ - 124,4% (2 ранг), Ямало-Ненецкий автономный округ – 123,9% (3 ранг).

Прогнозирование совокупного сводного индекса социально-экономического развития Ярославского региона на основе факторного анализа

Факторная структура совокупного сводного индекса социально-экономического развития региона позволяет исследовать влияние факторов на прогнозную динамику данного индекса. При проведении исследования ставилась задача определить степень влияния различных факторов в составе четырех агрегированных индексов на изменение сводного индекса социально-экономического развития региона. При этом учитывались следующие условия: изменение на 1% отнормированной величины ведет к различной степени влияния на агрегированный индекс, изменение каждого из четырех агрегированных индексов на 1 % приводит к увеличению рейтинга региона среди субъектов РФ по сводному индексу в среднем на 11 позиций. Данные условия принимаются во внимание, поскольку верифицированы в ходе реальной экспертно-аналитической практики, научных исследований и не противоречат логике и положениям теории экономического анализа.

Результаты анализа меры чувствительности агрегированных индексов по направлениям в зависимости от изменений нормированных значений показателей следующие.


  1. Агрегированный индекс реального сектора экономики по данным Минрегиона России в 2012 году составил 97,4%, что позволяет Ярославской области занимать 46-ю позицию в рейтинге субъектов РФ.

Агрегированный индекс данного направления формировали следующие показатели с соответствующим весом:

  1. Индекс промышленного производства (вес – 0,2);

  2. Темп роста потребления электроэнергии (вес – 0,1);

  3. Индекс производства продукции сельского хозяйства (вес – 0,15);

  4. Объем отгруженных товаров в расчете на душу населения (вес – 0,1);

  5. Доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам (вес – 0,1);

  6. Темп роста кредитов, выданных юридическим лицам (вес – 0,15);

  7. Темп роста оборота розничной торговли (вес – 0,1);

  8. Темп роста объема платных услуг населению (вес – 0,1).

Результаты факторного анализа свидетельствует, что наибольшее влияние на изменение агрегированного индекса наблюдается за счет роста промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства, а также увеличения сумм кредитов, выданных юридическим лицам. В меньшей степени влияние оказывают: рост оборота розничной торговли, объем платных услуг и объем отгруженных товаров (в расчете на душу населения), а также объемы потребления электроэнергии.

Рост агрегированного индекса на 1% с ноября по декабрь 2012 г. позволил Ярославской области подняться в рейтинге субъектов РФ на 7 позиций с 53 на 46 место.

В результате анализа позиции Ярославской области среди регионов РФ по каждому из показателей, было выявлено, что темпы роста кредитов, выданных юридическим лицам, и объемы платных услуг населению были настолько низкими, что не позволили региону подняться выше 73 и 77 места соответственно. К показателям, ухудшающим позицию региона, можно отнести и долю просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам. По показателям, отражающим увеличение потребления электроэнергии и объем отгруженных товаров (в расчете на душу населения), регион занимает среднюю позицию среди субъектов РФ - 46-ю и 43-ю позиции соответственно.

Необходимо обратить внимание на показатель «Доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам, %», нормированное значение которого превышало 130% в летние месяцы 2012 года. Несмотря на существенное отставание от среднероссийского значения, влияние показателя незначительное. На основе модельных расчетов было установлено, что уменьшение просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам более чем на 20% (23,5%) приведет к росту агрегированного индекса реального сектора экономики лишь на 1%. Увеличение агрегированного индекса реального сектора экономики лишь на 0,144 % приведет к подъему региона в общероссийском рейтинге на 1 позицию.



  1. Агрегированный индекс инвестиционной привлекательности по данным Минрегиона России в 2012 году составил 74,7%, что позволило Ярославской области занять 58-ю позицию в рейтинге субъектов РФ.

Наименьшее значение среди четырех составляющих совокупного сводного индекса Ярославской области наблюдается в сфере инвестиционной привлекательности. Практически все показатели, составляющие расчет агрегированного индекса, имеют низкие нормированные значения. Несмотря на это, регион занимает среднюю позицию в ранге среди других регионов РФ.

Агрегированный индекс данного направления формировали следующие показатели с соответствующими весами:



  1. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (вес – 0,3);

  2. Объем работ, выполненных по ВЭД «Строительство» на душу населения (вес – 0,2);

  3. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (вес – 0,1);

  4. Ввод жилья на душу (вес – 0,2);

  5. Доля прибыльных предприятий (вес – 0,2).

Как свидетельствуют результаты факторного анализа, наибольшее влияние на изменение агрегированного индекса оказывают увеличение объемов инвестиций в основной капитал и объемы ввода жилья (на душу населения). В меньшей степени оказывает влияние показателя «Объем работ, выполненных по ВЭД «Строительство» (на душу населения)».

Необходимо отметить незначительное уменьшение агрегированного индекса инвестиционной привлекательности во 2-м квартале 2012г. в связи с уменьшением объема инвестиций в основной капитал на душу населения и рост данного индекса к концу года в связи со значительным объемом ввода жилья в конце отчетного года.

Анализ модельных расчетов свидетельствует, что увеличение агрегированного индекса инвестиционной привлекательности на 2,7% позволит региону занять место в сводном ранге субъектов РФ на 1 ранговый пункт выше.


  1. Агрегированный индекс в сфере доходов и занятости населения по данным Минрегиона России в 2012 году составил 91,8%, что позволило Ярославской области занимать 70-ю позицию в рейтинге субъектов РФ.

Агрегированный индекс данного направления формировали следующие показатели с соответствующими весами:

  1. Индекс потребительских цен (вес – 0,05);

  2. Динамика реальных доходов населения (вес – 0,15);

  3. Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг (вес – 0,25);

  4. Просроченная задолженность по зарплате на одного занятого (вес – 0,2);

  5. Объем задолженности населения за ЖКУ (вес – 0,1);

  6. Темп роста кредитов, выданных физическим лицам (вес – 0,15).

  7. Уровень зарегистрированной безработицы (вес – 0,1).

В результате факторного анализа был сделан вывод, что наибольшее влияние на изменение данного агрегированного индекса оказывают снижение индекса потребительских цен, просроченной задолженности по зарплате на одного занятого, уровень зарегистрированной безработицы, а также увеличение темпов роста реальных доходов населения. В меньшей степени влияние оказывают: отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, объем задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги и темп роста кредитов, выданных физическим лицам.

Необходимо обратить внимание на показатель «Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг», имеющий наибольший вес при расчете агрегированного индекса. Увеличение данного показателя на 4 %, как свидетельствуют результаты моделирования, приведет к росту агрегированного индекса на 1 %, что позволит Ярославской области подняться в рейтинге субъектов РФ в среднем на 3 позиции.



  1. Агрегированный индекс бюджетной системы по данным Минрегиона России в 2012 году составил 82,2%, что позволило Ярославской области занимать 55-ю позицию в рейтинге субъектов РФ.

Агрегированный индекс данного направления формировали следующие показатели с соответствующим весом:

  1. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (вес – 0,6);

  2. Доля текущих расходов в общем объеме расходов (вес – 0,4).

По результатам факторного анализа можно заключить, что наибольшее влияние на изменение данного агрегированного индекса наблюдается при уменьшении темпа роста налоговых и неналоговых доходов бюджета и увеличении доли текущих расходов в общем объеме расходов. Следует отметить снижение агрегированного индекса в конце года в связи с уменьшением доли текущих расходов в общем объеме расходов.

В свою очередь, уменьшение агрегированного индекса бюджетной системы на 19,9 % привело к потере Ярославской областью 23 позиций в рейтинге субъектов по РФ. В результате компьютерного моделирования установлено, что увеличение значения агрегированного индекса по цели «Бюджетная система» на 0,865% позволит региону подняться в общероссийском рейтинге на 1 позицию.



Таким образом, можно заключить, что предлагаемая методика позволяет, в целом, адекватно оценить социально-экономическое развитие региона по отношению к другим субъектам РФ, а использование специальных программных средств расширяет ее, обеспечивая моделирование прогнозных значений показателей, характеризующих уровень развития региона.

1 Головизнина Ольга Александровна – к.э.н., профессор, начальник отдела управления информационных ресурсов и мониторинга показателей развития региона Правительства Ярославской области. Научные интересы: проблемы регионального развития. E-mail: olga_goloviznina@yandex.ru.

2 Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 806-р «Об утверждении перечня показателей мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ».





Каталог: system -> files -> documents -> 2013
2013 -> Камила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
2013 -> Фукусима и будущее атомной энергетики
2013 -> К стимулам, новым для организации производства. Приводились примеры европейских государств, которые пошли по этому пути и достигли достаточно заметных результатов
2013 -> Ситуационный центр как один из инструментов информационно-аналитического и экспертного обеспечения работы Совета Федерации
2013 -> Содружество регионов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница