Ил-2 штурмовик Ил-2




Скачать 176.84 Kb.
Дата12.06.2016
Размер176.84 Kb.
Ил-2 штурмовик


Штурмовик Ил-2
В СССР разработка опытных образцов специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника велась ещё в начале 30-х гг. Однако до тех пор пока броня использовалась только в виде плоских и гнутых кусков, форма фюзеляжа получалась угловатой, плохо обтекаемой, а самолеты очень тяжелыми. Только после изобретения двояковыпуклой брони и появления мощных двигателей С.В. Ильюшину удалось создать настоящий штурмовик, каким и стал знаменитый Ил-2 бортовое вооружение самолета устанавливалось в крыле, бомбодержатели- во внутренних отсеках фюзеляжа. Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов. Разнообразный состав вооружения обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи. Благодаря мощной броневой защите, которая противостояла даже ударам зенитной артиллерии, и высокоэффективным системам огня этот штурмовик практически с первых же дней появления в войсках получил название «летающий танк». Перед Курской битвой на Ил-2 начали устанавливать под крылом две пушки, снаряды которых, при удачном попадании, могли поражать тяжелые танки.
Истребитель Ла-5ФН.




Ла -5 на Поклонной горе

Один из лучших советских истребителей Ла-5 был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942г. Этот самолёт явился итогом проведённой модификации самолёта Ла ГГ-3. Вскоре новый истребитель был запущен в серию, и первые авиационные полки, имевшие на вооружении Ла-5, появились на фронте уже осенью 1942г под Сталинградом. Весной 1943г на фронт начал поступать улучшенный вариант этого истребителя – Ла-5ФН, имевший более мощный мотор и улучшенный обзор из кабины лётчика. При создании этого самолёта конструкторы учли рекомендации специалистов ЦАГИ, что позволило значительно улучшить аэродинамические характеристики машины и снизить её вес. В результате этого Ла-5ФН стал одним из легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъёмностью, но и исключительно хорошими манёвренными данными. Новый истребитель начал поступать в лётные подразделения летом 1943г и участвовал в сражении на Курской дуге.


Летно-технические характеристики

Тип самолета

Ла-5

Ла-5ФН

Ла-7

Длина самолета, м

9,8

9,8

9,8

Размах крыла, м

8,67

8,67

8,63

Площадь крыла, м[SIZE=-1]2[/SIZE]

17,5

17,5

17,59

Мощность двигателя, л. с.

1700

1850

1850

Масса пустого, кг

2681

2828

2605

Полетная масса, кг

3360

3290

3265

Максимальная скорость, км/ч

580

634

680

Потолок, м

9500

10 700

10 750

Дальность полета, км

1190

1190

635

Тем не менее, ЛаГГ-3 выпускался серийно в различных модификациях до 1944 года. Было построено 6528 машин. Правда, на головном заводе серийный выпуск был приостановлен еще в 1941 году и вместо ЛаГГ-3 начато производство «яков». Но это продолжалось недолго. Еще в 1941 году и Лавочкин, и Гудков (пути их разошлись) усиленно занимались работами по оснащению своего истребителя новым двигателем воздушного охлаждения М-82. По сравнению с ВК-105, который стоял на ЛаГГ-3, он имел большую мощность (1700 вместо 1150 л. с). На этот двигатель конструкторы возлагали большие надежды. И когда в марте 1942 года летчик-испытатель Г. Мищенко поднял созданный под руководством Лавочкина новый истребитель в воздух, стало ясно, что надежды полностью оправдались. Не менее успешно прошли государственные испытания, после чего в конце апреля Государственный комитет обороны принял решение запустить новый самолет в серийное производство под обозначением Ла-5. И хотя на новой машине был выявлен целый ряд недоработок, технологи быстро отладили ее производство, поскольку при разработке Ла-5 конструкторы взяли за основу планер ЛаГГ-3. Правда, из-за отсутствия дефицитной дельта-древесины в ходе массового производства в конструкции Ла-5 все больше и больше применялась обычная сосна.
Благодаря мощному 1700-сильному двигателю летные характеристики «Лавочкина» оказались очень высокими. Максимальная скорость полета возросла до 580—600 км/ч, улучшилась маневренность. Было усилено вооружение. Теперь оно состояло из двух синхронизированных пушек ШВАК калибра 20 мм, стреляющих через винт.

Истребитель Ла-5

Все это не могло не сказаться на ходе воздушных боев. Теперь советские летчики могли на равных драться с немецкими истребителями. Появление первых Ла-5 на фронтах Великой Отечественной войны оказалось для врага полной неожиданностью. Впервые с начала войны немецкие асы столкнулись с самолетом, способным вести не только оборонительный, но и наступательный воздушный бой против «мессершмиттов» Bf 109.


Но война есть война. Уже в конце 1942 года немцы начали применять в большом количестве свои новые истребители Фокке-Вульф 190, а также усовершенствованные истребители Bf 109 модификации «G», боевые возможности которых были значительно улучшены по сравнению с самолетами Bf 109E и F начального периода войны. На какое-то время фашистские летчики получили определенное преимущество в воздушных боях.
Сложившаяся ситуация потребовала от ОКБ Лавочкина незамедлительных мер по качественному совершенствованию своего самолета. Инженеры, конструкторы и рабочие работали дни и ночи, не покладая рук, и в начале 1943 года был создан улучшенный вариант машины с двигателем М-82Ф. Масса конструкции уменьшена (3200 вместо 3360 кг). Кроме того, существенно изменилась форма фонаря пилотской кабины, благодаря чему улучшился обзор «назад-вверх». Несколько повысилась маневренность самолета, а максимальная скорость возросла почти на 20 км/ч. В том же году на модернизированный Ла-5 поставили двигатель М-82ФН (АШ-82ФН). В отличие от своих карбюраторных предшественников он был оснащен системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры.
Эту задачу выполняли насосы высокого давления. Самолеты Ла-5 с двигателем М-82ФН (форсированный с непосредственным впрыском) получили обозначение — Ла-5ФН. При этом специалистам моторостроительного конструкторского бюро А. Швецова удалось без увеличения массы двигателя довести его максимальную мощность до 1850 л. с.
Итоги испытаний нового самолета превзошли все ожидания. Достаточно сказать, что максимальная скорость полета выросла до 635 км/ч. Теперь Ла-5 по праву вышел в число лучших истребителей мира. По скорости полета на малых и средних высотах, а также по характеристикам вертикального и горизонтального маневра он значительно превосходил немецкий истребитель FW 190A. Впервые самолеты Ла-5ФН в большом количестве были применены в воздушных боях на Курской дуге. Именно здесь они доказали свое превосходство над «фокке-вульфами», также брошенными в бой в массовом количестве.
Особенно четко преимущество Ла-5ФН перед FW 190 проявлялось в ближнем маневренном бою. Так, например, время выполнения полного виража у «Лавочкина» составляло 19 сек, а у «фоккера» на это уходило 22. Высоту 5000 метров эти машины набирали за 5 и 5,8 минуты соответственно.
Весной 1944 года в серийное производство был запущен улучшенный вариант истребителя Лавочкина, получивший обозначение Ла-7. По размерам и обводам он незначительно отличался от Ла-5ФН, но в нем было существенное конструктивное отличие. Лонжероны крыла вместо деревянных стали металлическими, более легкими (почти на 100 кг). Габариты сечения лонжеронов резко сократились, освободив дополнительные объемы для топливных баков. Кстати, точно такие же лонжероны в это время стали устанавливать и на серийно выпускавшихся истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Истребитель Ла-7

Истребители Ла-7 вооружались тремя новыми более легкими пушками Б-20, хотя многие машины были выпущены с двумя старыми — ШВАК. На подкрыльевые узлы подвески могли быть подвешены две бомбы массой до 100 кг каждая.


Аэродинамика самолета была значительно улучшена за счет переноса маслорадиатора из носовой части фюзеляжа назад под кабину, а также полной герметизации внутренних отсеков и ниш шасси, закрываемых створками. Заборники воздуха, подаваемого к нагнетателю, разместили в носке крыла. Максимальная скорость достигла 680 км/ч, время набора высоты 5 км сократилось до 4,5 минуты. Столь высокие летные характеристики давали право Ла-7 считаться лучшим советским истребителем периода Великой Отечественной войны.
Всего за годы войны построено 10 000 Ла-5 и 5750 Ла-7. «Лавочкин»-истребитель — оружие Великой Победы.

    Як-3 - серийный истребитель. Отличался двигателем ВК-105ПФ2. Первый полёт 8 марта 1944 года. Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 являлся самым легким и самым маневренным не только среди самолетов семейства "Як", но и среди всех самолетов воюющих сторон. Несколько уступая Як-9 ВК-107А в летно-тактических характеристиках, Як-3 ВК-105ПФ2 превосходил его, в первую очередь, по доведенности винто-моторной группы, что делало его более надежным в эксплуатации и боеспособным. Як-3 ВК-105ПФ2 повсеместно получал самую высокую оценку. Из советских летчиков, воевавших на Як-3, прославились дважды Герой Советского Союза А.Д.Луганский, Герой Советского Союза И.М.Дзусов, летчики Ершов, Величко, Андриенко и многие другие. Генерал-лейтенант В.Швабедиссен в своей книге писал, что с самолетом Як-3, впервые появившимся на фронте в конце лета 1944 г., самолеты Me-109G-6 и FW-190A-4, состоявшие в то время на вооружении немецких ВВС, сравниться не могли. Этот самолет имел большие скорость, маневренность и лучшие характеристики скороподъемности. С появлением на фронте Як-3 советская истребительная авиация достигла фатального для немецкой авиации превосходства, позволившего нашей авиации завоевать полное господство в воздухе.
     Як-3 ВК-107А - с двигателем ВК-107А. Отличался цельнометаллической конструкцией. В 1945-1946 годах изготовлено 48 самолётов.
     Як-3 ВК-108 - опытный с двигателем ВК-108. Изготовлен в сентябре 1944 года. В декабре 1944 года на нём достигнута скорость 745 км/ч.
     Як-3П - пушечный. Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и 2 синхронных Б-20С. Выпускался в Саратове и Тбилиси с весны 1945 по лето 1946 года.
     Як-3ПД - высотный перехватчик (опытный). Отличался двигателем М-105ПВ. 26 июля 1945 года на высоте 11000 м достигнута скорость 710 км/ч. 6 июля достигнута высота 13300 м.
     Як-3РД (Як-3Р) - опытный с вспомогательным ЖРД РД-1 в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлен в 1944 году.
     Як-3Т - опытный с 37-мм мотор-пушкой НС-37 и 2 синхронными 20-мм пушками Б-20С. Изготовлен в мае 1945 года.
     
     Як-3У - опытный с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН. Изготовлен весной 1945 года на заводе №153 в Новосибирске. Прошёл испытания, но из-за окончания войны в серию не передавался.
     Як-3УТИ - учебно-тренировочный (опытный), прототип Як-11. Отличался двухместной кабиной, двигателем воздушного охлаждения АШ-21 с винтом ВИШ-111В-20, крылом увеличенного размаха. Вооружение состояло из 1 пулемёта УБС и 50-100 кг бомб.
     Як-РД-10 - прототип Як-15. Отличался турбореактивным двигателем РД-10 тягой 900 кгс, расположенным в носовой части под фюзеляжем. Изготовлен летом 1946 года.
     S-49 - югославский вариант Як-3. Отличался новым килем. Вооружение состояло из мотор-пушки и 4 синхронных пулемётов.
     Характеристики:
     

Год принятия на вооружение

1943

Размах крыла

9,20 м

Длина

8,50 м

Высота

2,42 м

Площадь крыла

14,85 м2

Масса, кг




- пустого самолета

2105

- нормальная взлетная

2830

Тип двигателя

1 ПД ВК-108

Мощность

1800 л.с.

Максимальная скорость , км/ч




- у земли

611

- на высоте

745

Практическая дальность

1060 км

Максимальная скороподъемность

1430 м/мин

Практический потолок

11800 м

Экипаж

1 чел

Пикирующий бомбардировщик Ту-2




Создание самолета Ту-2 (фронтового бомбардировщика) началась в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А.Н.Туполевым. В январе 1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный "103". В мае того же года начались испытания его улучшенного варианта "103У", отличавшегося более сильным оборонительным вооружением, измененным расположением состава экипажа, который состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Самолет оснащался высотными моторами АМ-37. На испытаниях самолеты "103" и "103У" показали выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили Пе-2. На высотах более 6 км они летали быстрее почти всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ-3. В июле 1941 года было принято решение о запуске "103У" в серию. Однако в условиях начавшейся войны и широкомасштабной эвакуации авиационных предприятий организовать выпуск моторов АМ-37 не удалось. Поэтому конструкторам пришлось переделывать самолет под другие моторы. Ими стали М-82 А.Д.Шведкова, которые только что начали выпускаться серийно. Испытания нового варианта самолета, названного "103В", а затем Ту-2, начались в декабре 1941 года, а уже в 1942 году с конвейера сошли первые серийные машины. Завод выпустил уже 80 Ту-2, когда вышло правительственное решение о замене его на истребитель Як-9. Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и производство Ту-2 возобновили на другом заводе. Первые бомбардировщики там вышли в 1943 году. От ранее выпущенных они отличались более мощными моторами АШ-82ФН, усиленным оборонительным вооружением (вместо пулеметов калибра 7,62 мм поставили 12,7 мм), упрощенной конструкцией. Самолеты этого типа применялись на фронтах с 1944 года. Производство этого типа бомбардировщиков продолжалось еще несколько лет после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики. Всего было построено 2547 самолетов.

Летно-технические характеристики.

Год выпуска

1943

Мотор

АШ-82ФН

Мощность

1850 л.с.

Длина самолета

13,8 м

Размах крыла

18,86 м

Нормальный взлетный вес

10360 кг

Максимальный взлетный вес

11360 кг

Максимальная скорость

у земли
482 км/ч
на высоте 5400 м
547 км/ч

Практический потолок

9500 м

Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой

2150 км

Бомбовая нагрузка нормальная

1000 кг

Бомбовая нагрузка максимальная

3000 кг

Вооружение

2 пушки 20 мм
3 пулемета 12,7 мм

МиГ-21

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения[1], что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счет применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом, удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч. Также был применен другой подход к вооружению — в отличие от МиГ -19 , на котором основным оружием были пушки , самая первая модификация МиГ-21П была лишена пушечного вооружения и могла нести только две ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С, которые являлись копиями американских AIM-9B «Сайдуиндер» с тепловой ГСН. Однако, время показало, что этого оружия недостаточно и на более поздние модификации начиная с МиГ-21Ф помимо ракет стали устанавливать 30- либо 23-мм пушки. Но при всем этом самолет остался похож на своих предшественников — МиГ-21 был легким, маневренным самолетом в ущерб авионике и запасу топлива, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как ракеты «Сайдуиндер» были еще несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить маневр уклонения и обмануть ракету.



Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое. В СССР в свою очередь сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Дальнейшим развитием самолета МиГ-21 стала установка двигателя Р-25-300 с тягой 97 Кн, что на тонну превышало снаряженный вес самолета. Модификация с этим двигателем называлась МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16, сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике. В 1977 году с появлением МиГ-29 самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новым. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена мощной РЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.

Истребитель FW.190
В 1939г в небо поднялся истребитель фирмы «Фокке –Вульф» Fw.190,который по замыслу его конструктора К. Танка должен был составить конкуренцию знаменитому мессершмиттовскому Bf.109. В конце 30-х гг ХХ века прослеживалась строгая тенденция- неуспевал ещё новый самолёт пройти испытания, а конструкторы уже приступали к разработке его улученной модификации, а то и совершенно новой модели этого же класса. При создании Fw.190 эта история повторилась. В начале осени 1937 г, всего через несколько месяцев после поступления в части люфтваффе истребителя Bf.109В, Технический департамент Германии выдал задание на разработку ещё одного самолёта этого класса. Проектирование нового истребителя, который Танк окрестил «Вюргер» («Стервятник»), было возложено на старшего инженера фирмы Р.Блазера. В результате появился чрезвычайно компактный, с хорошими линиями самолёт, скрывавший в плавных обводах фюзеляжа «лобастый» двигатель- прекрасный образец конструкторского искусства. С первых полётов он продемонстрировал отличную поперечную управляемость и высокую скорость полёта. Однако близкое расположение двигателя приводило к тому, что кабина самолёта сильно нагревалась от заднего ряда его цилиндров. Устранить неполадки конструкторам «Фокке –Вульф» удалось только к началу 1942г, после чего выпуск « Fw.190» начал неуклонно возрастать. Если к концу 1941г люфтваффе приняли только 224 этих самолётов, то в 1942г было поставлено 1878 машин этого типа – более 40% всего выпуска одномоторных истребителей в Германии. Основная их часть была задействована на Западном фронте в «битве за Англию» и для отражения налётов американских бомбардировщиков. К началу операции «Цитадель» около 100 этих скоростных машин были переброшены в район Курского выступа, где они совместно с Bf.109 вступили в бой с советскими истребителями за господство в воздухе.


Характеристики

Ла-5ФН

Fw.190

Экипаж

1

1

Вооружение

2х20 мм пушки

2х7,92мм пулемёта, 4х20 мм пушки

Мощность двигателя, л.с.

1х1850

1х1700

Максимальная высота полёта, м

10 000

10 600

Максимальная скорость полёта, км\ч

634(на высоте 6250 м)

610(на высоте 6000м)



Истребитель Hs.129
Вслед за экспериментами в Испании с пикировщиками Hs.123 и Ju.87, Рейхсминистерство авиации выдало спецификацию на одноместный сильно вооруженный и бронированный самолет для уничтожения вражеских укрепленных точек. В течение 1938г фирмами «Фокке – Вульф» и «Хеншель» были разработаны экспериментальные образцы такого самолета. И если штурмовик «Фокке–Вульфа» представлял собой модификацию разведчика - корректировщика Fw.189, то самолет, спроектированный главным конструктором компании «Хеншель» Ф. Николаусом, являлся совершенно новым аппаратом. Самолет, получивший обозначение Hs.129, оснащался двумя двигателями воздушного охлаждения, что, по мнению его создателя, делало его безопасным, так как наиболее важным фактором для штурмовика была силовая установка, наиболее уязвимая для зенитного огня. Часть самолетов Hs.129 поступила на вооружение отрядов люфтваффе, действующих в Северной Африке, где вполне успешно использовалась для борьбы с английской бронетехникой. Другая часть штурмовиков была направлена на Восточный фронт, где с сентября 1942г действовала специально сформированная для противотанковых задач эскадрилья истребителей танков. В начале июля 1943г четыре из пяти отрядов Hs.129 под общим командованием капитана Мейера приняли участие в операции «Цитадель». По явно завышенным данным эта группа во время участия в Курском сражении уничтожила 1100 танков и 1300 машин.


Характеристики

Ил-2

Hs.129

Экипаж

2

1

Вооружение

2х37мм пушки

2х7,63мм пулемета,

1х12,7мм пулемет,

4 реактивных снаряда

2х7,92мм пулемёта, 2х20 мм пушки

Мощность двигателя, л.с.

1х1750

2х700

Бомбовая нагрузка, кг

400

200

Максимальная скорость полёта, км\ч

414(на высоте 1000 м)

405


Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Среди самолетов, созданных советскими конструкторами во время Великой Отечественной войны, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Первоначально самолет был спроектирован в 1940г коллективом конструкторов, возглавляемых В.М. Петляковым, в варианте двух моторного высотного истребителя дальнего действия – проект «100». Но после визита группы советских авиаконструкторов в Германию было признано, что такой истребитель будет малоэффективным. Требования к самолету изменились, и в скоре он был переделан в пикирующий бомбардировщик. Это был первый в СССР максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, рулей высоты и направления, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. Кроме этого, на самолете была установлена герметичная кабина, в которой размещались летчик, штурман-бомбардир. Стрелок-радист располагался в фюзеляже. Хорошие пилотажные качества, большая скорость и значительная высота полета позволяли использовать Пе-2 для решения многих боевых задач.
Пикирующий бомбардировщик Ju. 87
После польской и французской кампаний Ju. 87 стал почти легендой, и его сторонники создали ему имидж непревзойденного оружия. Конструкторы фирмы «Юнкерс» придали Ju. 87 вид хищной птицы, его радиатор напоминал широко разинутую пасть, а неубирающееся шасси с обтекателями – выпущенные когти. А бомбы, сбрасываемые с большой точностью, удачно дополняли психологический эффект, который самолет производил на противника. Это была очень прочная машина, с отличной управляемостью, с достаточно хорошим обзором и неожиданно неплохой маневренностью для такой «несамолетной» конструкции. Однако, кроме достоинств, самолет имел и ряд недостатков. Главный из них заключался в том, что использование Ju. 87 было возможно лишь при полном превосходстве в воздухе. Самолет оказался очень тихоходным и становился идеальной целью для истребителей. Первые же серьезные столкновения с современными истребителями во время «битвы за Англию» едва не завершили карьеру Ju. 87. В то же время при сопровождении истребителей этот самолет становился достаточно мощным и высокоточным оружием, применяемым для эффективного поражения малоразмерных и маневрирующих целей. Начиная слета 1942г, новые модификации Ju. 87 начали поступать на вооружение отрядов «охотников за танками», создаваемых в частях люфтваффе, задействованных на восточном фронте. Особенно отличился старший лейтенант Ульрих Рудель, который, управляя Ju. 87G в различных сражениях уничтожил до 519 советских танков.


Характеристики

Пе-2

Ju. 87

Экипаж

3

2

Вооружение

5х7,62мм пулемета

3х7,92мм пулемёта

Максимальная дальность полёта, км

1770

1530

Мощность двигателя, л.с.

2х1260

1х1410

Бомбовая нагрузка, кг

1500

1800

Максимальная скорость полёта, км\ч

580

410(на высоте 4200 м)


Заключение
В условиях битвы под Курском о внезапности нанесения главных ударов не могло быть и речи. Длительная подготовка операции позволила советскому командованию заблаговременно сосредоточить в этом районе крупные силы. Удары немецких фельдмаршалов, формально нацеленные на фланги советских войск, на деле были нанесены в «лоб» по наиболее хорошо укрепленным позициям.

Ещё один фактор с самого начала обрекал немецкое наступление на неудачу – это уже ставшая традицией привычка недооценивать противника. Вся операция «Цитадель» строилась в отрыве оттого, что делалось на противоположенной стороне фронта. Маршал Г.К.Жуков, анализируя действия сторон летом 1943г, отмечал: «В отличие от первого периода войны немецкое командование стало каким-то тяжелодумным, лишенным изобретательности особенно в сложной обстановке…. Столкнувшись с трудностями при вынужденных отходах и при ведении стратегической обороны, командование немецких войск не сумело перестроиться».



Для Советского Союза битва под Курском явилась одним из важнейших и решающих событий Великой Отечественной и всей второй мировой войны. В результате разгрома значительных сил вермахта и переброски новых соединений на советско-германский фронт создались благоприятные условия для решительных действий союзников СССР по антигитлеровской коалиции.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница